Господь повелевает Аврааму принести в жертву Исаака и требует веры — вне всякого здравого смысла, вне логики. Эта вера требует безусловного послушания. И кульминационный момент здесь — замена жертвы на овна. Для нас это большой нравственный урок. Мы должны понять: всякий раз, когда Бог усматривает в человеке нелицемерную любовь и послушание, он приготавливает для нас в жертву Агнца Христа. Может ли Он не дать Своего Сына, когда человек отдает Ему своего, говорит Иоанн Златоуст. История Ветхого Завета — не только история прообраза спасения — это история развития морали. Спасение приближается или отдаляется от человека в прямой зависимости от того, готов ли человек принять его. Оно становится реальным в зависимости от воли человека. Весь смысл ветхозаветной истории заключается в нравственном очищении человека. Очищенное сердце человека стремится к Богу, и Бог идет ему навстречу. Божественный Промысл о мире и человеке сочетается с ожиданием и зовом человека. Именно вера и жизнь Авраама была тем основанием, на котором впоследствии пророки основали ветхозаветную Церковь, которая исполнила свое великое предназначение для того, чтобы, как говорит Иоанн Богослов: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин 1:14).   «Авраам, — говорит Ириней Лионский, — наученный откровением, что Сын Божий будет человеком среди людей, возжелал видеть тот день, чтобы и самому обнять Христа, и увидел, и возрадовался». Место погребения Авраама было известно: он купил землю, где была сначала погребена его жена, а потом и он сам. Господь дал ему долгие годы, и сказано, что после смерти Сарры он женился и были у него сыновья и дочери, и прожил он 170 лет. Место погребения его почитают и иудеи, и последователи ислама, так как Авраам считается и родоначальником исмаильтян. Измаил был его сыном от Агари, служанки Сарры; он-то и явился родоначальником всех арабских народов. Господь благословил Измаила и чудесным образом избавил его и его мать от смерти в пустыне, послав ему Ангела и показав источник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

люди, превозносите Его во веки.   Тогда разъярился мучитель из-за этого, и гнев лица его обратился против святого и мужественного Христова Або. Священники благословите Укрепившего его Люди, превозносите Его во веки.   На «Величит». Глас 4 побочный (т.е. 8) Днесь возопил Або посреди множества язычников: Как возьмут у меня жизнь человеческую, и как отсечена будет голова Або? Как направится на нее меч, будто на спелый плод? Как истечет сердце кровию, подобно как у жертвы? Избави меня, Господи, от агарян. Но множество агарян возопило к Або: «Прими закон наш, и будешь превыше всех».   Но Або возопил и изрек: «Не приму я от вас взятки, ни золота, ни карбункулов, не стремлюсь я к этой временной жизни. Но да увижу Духа Святаго сидящего одесную Отца, Ибо слова его сладостны паче меда сотового. Но как Он изволил, язычники, посвятитесь, ибо никто не приял (из вас) Духа Святаго.   Когда Або был истреблен тираном, и тело его было сожжено огнем, то вознесен он был Ангелами Божиими ко Господу. Видел он Его и сказал Он ему: «Радуйся, Або, ибо не смутил тебя острый меч, ни казни, ни множество агарян. Сего ради и удостоился войти в царствие небесное и жизнь вечную.   Стихира на «Хвалите». Глас 1 побочный (т.е – 5) Страдания ты претерпел от исмаильтян, Або, и от искусителей избавился, и в жертву принес плоть свою, и Христа проповедал. Как светило небесное, и как подвижник за весь мир подвизался, и смерть презрел, и печаль о мире оставил, и о Едином ты благоволил. И ныне молись о душах наших, Даровать им великую милость.   Возлюбил (или возжелал) пришествие Господа Своего блаженный мученик Христов Або, стал пред мучителем своим и видел острый меч поднятый, и не устрашился от страха его, но совлек одежду свою, и преклонил под острие главу свою. И ныне испрашивает душам нашим Великую милость.   Облекся в одежду преподобных отцов возлюбленный Христов Або. Четверицею был приведен, как на колеснице, на место жертвоприношения. И как жертва благая, и кадило приятное, и как миро драгоценное, кровью принеслся,

http://bogoslov.ru/article/2368300

и тело его было сожжено огнем, то вознесен он был Ангелами Божиими ко Господу. Видел он Его и сказал Он ему: «Радуйся, Або, ибо не смутил тебя острый меч, ни казни, ни множество агарян. Сего ради и удостоился войти в царствие небесное и жизни вечной .   Подведем итоги.   Приложение. Служба святому Або Тбилисскому (Иадгари. С. 57-59). Стихиры на «Господи воззвах». Глас 4. О преславное чудо святаго и мужественного Христова Або. Когда был он пред судьями исмаильтянскими, ревностью исполнился он святаго апостола Павла. Ибо свыше воспринято имя его всеми концами мира. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, Ибо достойно увенчан он   Когда предстал он пред тираном сим агарянским, то исполнился ненависти к нему и сказал: Как я отрекусь от Христа, когда он Сын Божий, и не отрекусь от Троицы Святой. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, ибо достойно увенчан он   Когда разъярился гневом тиран, и ярость лица его обратилась на святого мученика Христова Або, тот еще сильнее восклицал и говорил: «Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, не отрекусь от Троицы Святой. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, ибо достойно увенчан он   Когда вооружились беззаконники сии на битву против святого мученика Христова Або, тогда он с радостью приклонил под меч шею свою, ибо возжелал пришествия Господа своего, и предварил пришествие Царствия его. Приидите, верные, прославим память его и воспоем, ибо достойно увенчан он     На «Благословите». Тогда собрались старейшины исмаильтянские на площади (на собрание) их, и помыслили они против святого мученика Христова Або. Священники благословите Укрепившего его, Люди, превозносите Его во веки.   Тогда приказал тиран привести святого Або И спросил его: «Почему это так, Або? Чего ради ты оклеветан?» Священники, благословите Даровавшего Ему силу, люди, превозносите Его во веки.   Отвечал святой мученик Господень Або и рек ему: Родители мои – исмаильтяне. Я же – служитель истинного Бога. Священники благословите Укрепившего его,

http://bogoslov.ru/article/2368300

Как я отрекусь от Христа, когда он Сын Божий, и не отрекусь от Троицы Святой. Здесь наиболее четко выстроены принципиальные вопросы, которые разделяли ислам и христианство. Стоит вспомнить хотя бы слова Мухаммеда в Коране: «Да будут осуждены те, кто придумывает Богу соучастников». Но с другой стороны, здесь присутствуют и житийные аллюзии, ибо в житии св. Або говорит: «Я оставил закон Магомета, выдуманный людьми, последовал Богу Истинному и принял дарованную христианам веру в Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Я крещен и поклоняюсь Христу, ибо Он есть истинный Бог» . Особо значимо богословие мученичества как жертвы: Страдания ты претерпел От исмаильтян Або И от искусителей избавился, И в жертву принес плоть свою. Особо подчеркивается кровавый аспект жертвы: Днесь возопил Або посреди множества язычников. Как возьмут у меня жизнь человеческую И как отсечена будет голова Або? Как направится на нее меч, Будто на спелый плод? Как истечет сердце кровию, подобно как у жертвы? Избави меня, Господи, от агарян. Не исключено, что этот образ мог быть навеян как мусульманским жертвоприношением (курбан), так и локальным грузинским христианским обычаем приносить в жертву животное . Богословие мученичества как жертвоприношения развивается при сравнении смерти Або с жертвой благоприятной, кадилом и миром многоценным: И как жертва благая, И кадило приятное, И как миро драгоценное, Кровью принеслся, Возможно, сравнение с миром многоценным (груз. нелсацхебели патиосани) связано с ремеслом мировара, которым занимался св. Або. Мученичество осмысляется как явление эсхатологическое, непосредственно связанное со Вторым пришествием, ибо Або …возжелал пришествия Господа своего, И предварил пришествие Царствия его . Четверо палачей, приводящих его на казнь, уподобляются апокалиптической колеснице Иезекииля (Иез. 1), которую несли четыре животных: Четверицею был приведен, Как на колеснице, На место жертвоприношения . После казни Або возносится ангелами на небеса и встречает Христа: Когда Або был истреблен тираном

http://bogoslov.ru/article/2368300

В самогласне святой Георгий описывается как духовный воин, который «мужественно пошел на подвиг, и исповедовал Христа сыном Божиим и Богом, Творцом и Судией всяческих, пред многочисленным народом, и предания и законы Мухаммеда, и учения его до конца низложил, мучителя и царя безбожнаго Селима турскаго поправ, стал образцом мученикам… приидите, люди верные, сему подражайте, да и подобным венцам приобщитесь». Стихиры на стиховне повествуют, что в ответ на предложение султана принять ислам мученик «назвал (мусульман) безбожными, и ясно Христа Сына Божия, со Отцом и Святым Духом пред всеми проповедав, сарацинскую веру и законы их до конца низложил Божественною силою Утешителя. И после многих мук зломысленный мучитель огнем искуси плоть твою: ты же… причислился к небесным ангелам». В каноне указывается, что мусульманский начальник «простирал слова ласкательные, к ловлению страдальца премудрого, но он вопил к нему: перестань, ибо я бесам не поклонюсь» (III, 4). «Никоим образом не послушаюсь тебя, привлекающего к пагубе, чтобы служить нечистым бесам, как вы, нечестивые, служите помраченной прелести… лучше умру за Умершего ради меня, и с мученики вопию: слава силе Твоей, Господи» (IV, 4). Также в кондаке проходит идея о том, что своими страданиями мученик «погасил прелесть сарацинскую» и потому ныне к нему обращаются христиане: «Ныне молитвами твоими потреби варварское востание, воинству нашему под ноги сих, славне, низлагая» (IX, 3). Итак, в богослужебных текстах Православной Церкви ислам упоминается как «агарянская безбожная вера», «мрачное злочестие варварского безбожия», «тьма заблуждения», «нечестие», «душевная слепота». Мусульмане называются «сынами Агари», «исмаильтянами», «язычниками», «безбожными», «варварами», «нечестивцами», «неверными», «ужасными», «злыми». Христиане смиренно принимают обрушивающиеся на них из-за нападений мусульман беды как справедливое воздаяние за свои грехи, благодарят за победы христианского войска над мусульманами, за чудесные избавления от опасности вторжения, за возвращение святыни. Прославляют тех, кто отказался принять ислам и пострадал за Христа от рук мусульман, тех, кто обратился из ислама, и тех, кто обратил их в Православие.

http://pravoslavie.ru/3684.html

Канон благодарственный Всесвятой Богородице Николая Мистика († 925) Святитель Николай Мистик также писал богослужебные тексты. В настоящее время они не употребляются в Православной Церкви, но в свое время, безусловно, употреблялись. Один из канонов посвящен событию 842 года. Когда умер император Феофил и новым императором стал его четырехлетний сын Михаил, регентом при котором была мать Феодора, арабский военачальник Аподинар выступил с большим флотом в 400 кораблей, направляясь к Константинополю. Однако разразившаяся буря у мыса Хелидонии совершенно разбила флот, и только семь кораблей смогли возвратиться в Сирию . За это неожиданное избавление от суровой угрозы святитель прославляет Богородицу, говоря: «Ты потрясла и возмутила море и совершенно уничтожила флот… тех, которые от Агари; люди, спасенные Тобой, воспевают Твои чудеса… Ты избавила нас от ужасных сынов Агари, которые год за годом нападали на Твой город, сокрушив их армию и наконец погрузив их в глубины моря, когда они бежали домой… Как прежде египтян, омыло море множество тел мертвых агарян, каковых законно поглотило оно, ибо покусились они на наследие Богоматери» . Служба индикта В стихирах церковному новолетию (1 сентября) также содержатся прошения о Божественном поражении ислама: «Как некогда в пустыне тела евреев, подлинно непокорных Тебе, Владыке всех, достойно приняли погибель, так и ныне, Христе, рассей кости нечестивых и неверных агарян, псаломски во аде». Служба Воздвижению Креста В стихирах самогласных, написанных императором Львом VI Мудрым (+911), похожие мысли выражены в контексте не прошения, а благодарения: «Радуйся Кресте, падшего Адама совершенное избавление, тобою вернейшие цари наши хвалятся, так как твоею силою могущественно покоряют исмаильтянский народ». Служба святым Феодору Эдесскому и Иоанну (Муавию) Есть в богослужебных текстах и тема православной миссии среди мусульман. Святой Феодор Эдесский прославляется (9 июля) в написанном ему тропаре как тот, кто «землею от Христова гроба невернаго Моавия царя уверив и вместе с телесною вкупе и душевную его слепоту исцелив, соделал его благоверным».

http://pravoslavie.ru/3684.html

Служба индикта (1 сентября) В стихирах церковному новолетию также содержатся прошения о Божественном поражении ислама: “Как некогда в пустыне тела евреев, подлинно непокорных Тебе, Владыке всех, достойно приняли погибель, так и ныне, Христе, рассей кости нечестивых и неверных агарян, псаломски во аде”. Служба Воздвижению Креста (14 сентября) В стихирах самогласных, написанных императором Львом VI Мудрым (†911), похожие мысли выражены в контексте не прошения, а благодарения: “Радуйся Кресте, падшего Адама совершенное избавление, тобою вернейшие цари наши хвалятся, так как твоею силою могущественно покоряют исмаильтянский народ”. Служба святым Феодору Эдесскому и Иоанну-Муавии Есть в богослужебных текстах и тема православной миссии среди мусульман. Святой Феодор Эдесский (9 июля) прославляется в написанном ему тропаре как тот, кто “землёю от Христова гроба невернаго Моавия царя уверив, и вместе с телесною вкупе и душевную его слепоту исцелив, соделал его благоверным”. Кроме того, есть тропарь и тем, кто обратился из ислама благодаря проповеди святого Феодора и впоследствии принял мученический венец, “Иоанну, бывшему Моавию, царю Персидскому, и иже с ним трём отрокам”, который гласит: “Иже ко Христу верою болезнь телесную исцели, с неюже и душевную, наставляемь от честнаго твоего учителя Феодора, славный царю Моавие Иоанне, и, страдание по Христе купно с верными твоими треми отроки скончав, явися в царех мученик, в мученицех же царь, по Христе течение скончав, от своих раб волею пострада, и, сугубу честь от Бога приим, Егоже моли купно с треми верными твоими отроки спастися душам нашим”. Содержание обоих тропарей целиком восходит к “Житию святого Феодора Эдесского”, написанному Василием Эмесским. Служба святым равноапостольным Кириллу и Мефодию В 1863 г. было установлено ежегодное празднование 24 (11) мая памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия по составленной в том же году особой службе. В ней находит отражение и осмысление миссионерская и полемическая деятельность святого Кирилла среди мусульман.

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-islamu-v-...

О тех же самых событиях Себеос повествует так: «При наступлении следующего года 48 прибыло войско исмаильтян в Атрпатакан и разделилось на три части: [a] один отряд – в Айрарат 49 ; [b] другой отряд – в сепухского войска страны, [c] третий отряд – в Агванию 50 . [d] Те, которые – в страны сепухского войска, рассеялись для набегов, и, предав все те страны острию меча, взяли добычу и полон. [e] И пришли, собрались у Эривани, и бились с крепостью, и не могли взять ее. Пришли к Ордспу, 51 и с ним не могли ничего сделать. Ушли оттуда и стали станом при Арцапе 52 насупротив крепости, у реки. И начали биться с крепостью, но много ущерба понесли от осажденных» 53 . – – «В это время из крепости сошли несколько человек, чтобы итти и просить войска на помощь в крепости Даронк. Смбат Багратуни, сын Вараз-Саака, дал им 40 человек. И, пришедши ночью, вошли в крепость, и не соблюли предосторожностей относительно места [входа]. И заметили исмаильтяне то место, и, пошедши по следам их, вошли в крепость. И заняли то место до утра. И мужей 10 стражей места захватили во сне [­спящими] и умертвили. На втором году Константина в 23 день месяца хори в воскресенье 54 поутру подняли исмаильтяне крик в крепости, в конце и в начале [­со всех сторон], и поразили их острием меча. " - – «Не было числа пленным, а домашнего скота огромное количество. Но на другой день утром настиг их полководец армянский 55 и нанес им страшное поражение: было у них три тысячи вооруженных с ног до головы – отборных [цвет] из всех войск исмаильских – и не спасся ни один из них!». – – «В тот день избавил Господь множество пленных из рук исмаильтян и Исмаилу нанес великое поражение. И умерли два начальника исмаильских, Отман и Огома» 56 . – – – [f] «А то войско, которое в страны айраратские 57 прошло с мечом до стран тайских 58 , иверских и агванских на добычу и полон, и пришло к Нахчавану к тому войску, которое билось с крепостью Нахчавана, но не могло взять её». Несмотря на это подкрепление, арабам взять эту крепость не удалось, и они с награбленною добычею и полоном убрались восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи,/Церковь вопиет Ти,/от бесовския крове очищшися,/ради милости от ребр Твоих/истекшею Кровию. Припев: Святый апостоле Иáкове, моли Бога о нас. Одеждею законною облече тя лучшею/и иерарха являет, Аарона древняго честнейша,/иже милости ради в братство приемый тя. Припев: Святый апостоле Иáкове, моли Бога о нас. Орган, действы ударяемь Духа,/все помышление наслаждая и Богу привед спасаемыя от работы лютейшия,/был еси изряднейший. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Возжаждав, жизненныя испил еси воды,/и реки источаеши Богоглаголиваго твоего чрева,/текущия вселенней Божественным Духом. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Ева убо преслушанием смерть роди,/Богородица же, Жизнь заченши, роди Нестареющуюся/и древний за всех отдаде долг. Кондак, глас 4 Отчее Единородное Бог Слово,/пришедшее к нам в последняя дни,/Иакове Божественне,/перваго тя показа Иерусалимлян пастыря и учителя,/и вернаго строителя таинств духовных:/темже тя вси чтим, апостоле. Икос Рождение тя Иосифово, Иерусалима перваго иерарха, Иакове Боговидче, и Господня брата/песньми похвальными воспоем верно и к тебе возопием:/даруй нам дар совершен от Отца светов/и отжени скорбь, настоящую от множества прегрешений,/поднесоша бо врази на ны пяту и обступиша нас исмаильтяне,/ихже сокруши вскоре луки, священноявленне, яко да тя вси почитаем, апостоле. Песнь 7 Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей,/любовию благочестия паче,/нежели пламенем опаляеми, взываху:/благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Припев: Святый апостоле Иáкове, моли Бога о нас. Яко в пещи, на горнице просвещаемь Божественным пришествием Духа, таинственно,/Богоглаголиве, возопил еси:/благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Припев: Святый апостоле Иáкове, моли Бога о нас. Свыше дыхание зельное/апостола языком огнеобразным вещати Божия величествия устрой:/благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-apost...

Все это, думаю, произошло и по устроению Бога всяческих, так что они не могли узнать брата ни из разговора, ни по лицу. Да и как могло им прийти это на мысль? Ведь они думали, что он, сделавшись рабом исмаильтян, и дотоле еще оставался в рабстве у варваров. Так они, не будучи в силах представить себе ничего такого, не узнали Иосифа; а он узнал их, едва только увидел, но постарался скрыть и решился обращаться с ними, как с чужими. «Отчуждашеся бо 785 их, – сказано, – и глаголаше им жестоко. И рече 786 : откуду приидосте?» ( Быт.42:7 ). Он прикрывает себя совершенным незнанием, чтобы тем лучше узнать от них все в подробности: он желал узнать касательно своего отца и брата 787 . 2. И прежде всего он спрашивает их, из какой они страны; они отвечают, что из земли Ханаанской, – пришли купить хлеба. Голодная нужда, говорят, заставила нас предпринять это путешествие; и по этой причине, оставив свои (семейства), мы пришли сюда. «И помяну Иосиф сны, яже виде он» ( Быт.42:9 ). Припомнив сны и увидев, что они сбываются на самом деле, он хотел разведать обо всем обстоятельно. Поэтому он с большой строгостью тотчас отвечает и говорит: «Соглядатаи есте, соглядати путей земли приидосте 788 » ( Быт.42:9 ). Не с добрым намерением, говорит, пришли вы. Как видно, вы пришли сюда с какою-то хитростью и злым умыслом. Они, пришедши в замешательство, отвечают: «Ни, господине» ( Быт.42:10 ). И о чем старался узнать Иосиф, то они сами собой объясняют ему. «Раби твои, – говорят они, – приидохом купити пищи. Вси есмы сынове единого человека: мирницы есмы, не суть раби твои соглядатаи» ( Быт.42:10–11 ). Защищая только самих себя и будучи в душе волнуемы страхом, они не высказывают еще того, что хотел узнать Иосиф. Поэтому он снова повторяет им: «Ни, на пути земли приидосте видети 789 » ( Быт.42:12 ). Напрасно вы это говорите мне; самый вид ваш показывает, что вы прибыли сюда с каким-нибудь злым умыслом. Вынуждаемые необходимостью и желая преклонить его на милость, они говорят: «Дванадесять есмы братия раби твои» ( Быт.42:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010