И об этом то событии Фотий, как о совершившемся под его влиянием, так радостью поведал восточным епископам, в приведенном выше нами месте его послания, словами, что так называемые Руссы променяли эллинское и нечестивое учение на чистую и непорочную веру христианскую. В Россах Фотий победил закоренелое язычество; в 851 году пришлось ему иметь дело и с Магометанами. В его время поклонники Магомета, называющиеся у Византийцев и у нас Сарацинами, Агарянами и иногда Исмаильтянами, сильно распространяли владычество свое в христианском мире и успели уже отторгнуть от Византийской империи многие христианские области, а в царствование Феофила, к крайнему его уничижению и огорчению, разрушили и город его родины, Амморию. При своей гордой уверенности в превосходстве Магомета и его учения перед христианством, прежде нежели приступать к решительным мерам изуверной жестокости, они старались наперед мерами льстивого убеждения склонять в свою веру, как напр., в начале царствования Михаила III поступили с 42 – мя Амморейскими мучениками. В особенности же эта самоуверенная любопрительность развилась в них со времени известного калифа Гарун – Альрашида, который поселил в них вкус к наукам и философическим исследованиям. Вследствие такого убеждения в превосходстве ислама и стремления к его распространению, отправлено им было в Царь – град посольство с хульным для Божества Святой Троицы вопрошением: «каким образом вы, христиане, допуская единого Бога, вместе с тем разделяете его на три, исповедуя Отца, Сына и Духа Святого. Если можете, то объясните это, или пришлите нам таких мужей, которые бы могли рассуждать об этом и выдержать с нами спор». Конечно, такие ревностные поборник святой веры, каков был Фотий, не мог оставаться хладнокровным пред гордыней, возносящейся на ум Христов. Еще в юности он послан был от императорского двора на магометанский Восток в звании посла, как он говорил, к Ассириянам, а по другим – к Персами, где он, конечно, не мог не познакомиться самым близким образом с новою религией и где, конечно, не молчал в виду ее нелепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В начале VIII в. преп. Иоанн Дамаскин с ужасом описывает ересь, появившуюся “во времена Ираклия”: “обманчивое заблуждение исмаильтян 60 , предвестие Антихриста.” Шесть веков спустя Иоанн Кантакузин в почти таких же словах говорит о той же катастрофе, “которая случилась во время правления Ираклия”. Между двумя религиями была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире, так как обе религии претендовали на вселенскую миссию и обе империи — на мировое главенство. По самому своему религиозному замыслу ислам не мог провести различие между “политическим” и “духовным”, но и Византия никогда не желала проводить различие между универсальностью Евангелия и имперской универсальностью христианского Рима. Это осложняло взаимопонимание и приводило обе стороны к тому, чтобы в конце концов рассматривать священную войну как нормальный вид отношений между двумя империями. Вполне закономерен, тем не менее, вопрос о том, какова была ситуация на обыденном уровне. Каким было отношение простых христиан к мусульманам в их повседневных связях как на оккупированных землях, так и в пределах империи, где встречалось множество арабских торговцев, дипломатов и заключенных? Похоже, лучший источник для ответа на этот вопрос — агиография. Мои беглые наблюдения в этой области показали, однако, что и здесь решение не может быть простым. С одной стороны, у нас есть большое число житий мучеников с описанием избиений, совершенных мусульманами — монахов из монастыря св. Саввы 61 , шестидесяти греческих паломников в Иерусалиме в 724 г., чья смерть оборвала семилетнее перемирие между Львом III и халифатом 62 , сорока двух мучеников аморийских, захваченных в плен во время правления Феофила 63 , многочисленных христиан, которые, не выдержав давления, приняли ислам, а затем, покаявшись вернулись в Церковь, как это сделали два святых в VIII в. — Вакх Молодой и Илия Новый 64 . Неудивительно, что в обыденном представлении всякий мусульманин был ужасным и отвратительным существом: в житии св. Андрея, Христа ради юродивого, сам сатана является в облике арабского купца 65 . Более того, арабы, занимавшие определенное место в византийском государственном управлении, имели чрезвычайно плохую репутацию в глазах народа; так обстояло дело с “сарацинами”, которые, согласно житию свв. Феодора и Феофана Граптов, служили при императоре Феофиле 66 , и с Самоной, приближенным Льва VI. В оккупированных областях христиане зачастую жили в закрытых гетто, избегая любого общения с мусульманскими властителями: когда св. Стефан, монах из монастыря св. Саввы и человек, пользовавшийся большим уважением со стороны как христиан, так и мусульман, узнал, что Илия, иерусалимский патриарх, арестован, он отказался пойти и заступиться за него, потому что знал, что это будет бесполезно 67 .

http://pravmir.ru/vizantijskie-predstavl...

Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви. Часть 2 Преподобный Иосиф Песнописец Помимо чина отречения, упоминания об исламе и мусульманах встречаются и в регулярных богослужениях годичного круга, как правило в минейных службах. Часть упоминаний вызвана тем, что события, которым посвящена служба, напрямую связаны с данной тематикой – например, память мучеников, убитых «агарянами», победы византийцев, повлекшие обретение святыни, или чудесные избавления от арабских нашествий. Но вместе с тем упоминания о мусульманах встречаются и в канонах, тематически напрямую не связанных с исламом. Как правило, это мольбы об избавлении от нашествий и притеснений от «исмаильтян», о победе христиан над ними и об их погибели. Благодаря этому можно видеть, насколько важным и острым был вопрос мусульманской угрозы для византийцев. Многократное включение такого материала в круг общих ежегодных богослужений одновременно и отражало, и формировало общее отношение византийцев к исламу, поскольку эти песнопения слушало гораздо больше людей, чем читательская аудитория специальных полемических трактатов. Творения преподобного Иоанна Дамаскина († 749) Преподобному Иоанну принадлежат, видимо, самые ранние упоминания о мусульманах в богослужебных текстах Православной Церкви. Так, в богородичне девятой песни канона Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 августа), говорится: «Прилагай усилия, управляй (ко процветанию) и царствуй , Сын Богоматери, покоряя исмаильтянский народ, борющийся против нас, даруя православному царю победы над врагами-варварами, молитвами родившей Тебя, Слово Божие». Среди богослужений Октоиха, в службах восьмого гласа на вечерню субботы, в девятой песни канона находится подобный богородичен, совпадающий в первой части с вышеприведенным, но имеющий иное окончание – «укрепи и успевай и царствуй, Сын Богоматери, покоряя любящему благочестие царю борющийся против нас исмаильтянский народ, даруя приходящим к Тебе крест и копие как непобедимое оружие». Для христианина VIII века была вполне естественна молитва о даровании победы царю: молясь о победе православного василевса, он молился о победе Православия. Несколько удивительно видеть такие прошения от лица именно преподобного Иоанна, во время церковного творчества которого правил император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество. Согласно житию, именно его кознями преподобный был подвергнут притеснениям от халифа. Лев считал преподобного Иоанна Дамаскина своим врагом и публично называл «сарациноумным» (то есть думающим по-мусульмански).

http://pravoslavie.ru/3684.html

В праздник прекрасный Крещения Спасителя Во второе рождение великого мученика Або Возрадовались реки И возликовали потоки. Ибо благоволил Господь на водах Тогда исцелил Он немощи человеческие И радостью исполнил верных, И ныне испрашивает душам нашим Великую милость .   Служба основывается на житии Иоанна, однако в ряде деталей отличается от него. Гимнографические тексты с одной стороны, соответствуют житийному повествованию, с другой достаточно часто расходятся с ним. Так, в стихирах на «Господи воззвах» отчасти отражается апостольский подвиг св. Або: О преславное чудо святаго И мужественного Христова Або, когда был он пред судьями исмаильтянскими, ревностью исполнился он святаго апостола Павла. Ибо свыше воспринято имя его всеми концами мира .   По свидетельству жития, в течение целых трех лет св. Або открыто исповедывал Христа в Тбилиси и его окрестностях среди мусульман, несмотря на угрозу гибели. Сравнение с апостолом Павлом не случайно: Або – в прошлом мусульманин, подобно тому как апостол Павел был «неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Галат.1, 14). И в том, и в другом случае раскаявшийся новообращенный проповедует среди своих бывших единоверцев, от которых он принимает либо смерть, как св. Або, либо гонения, как св. ап. Павел. Параллель с апостолом Павлом напрашивается еще и потому, что св. Або был казнен по приговору того же самого тбилисского судьи, который отпустил было его на свободу, подобно тому как Апостол языков был вначале оправдан на суде кесаря Нерона, но затем был обезглавлен по его приказу. В общих чертах служба соответствует житию и в рассказе о суде над св. Або. Вот как повествуется о начале суда над св. Або в житии: Тогда пришли служители судьи и, схватив св. Або, представили на суд. Судья спросил его: « что это такое я слышу, Або? Говорят, что ты, будучи рожден в магометанстве, оставил правую веру и прельщен христианами? Образумься! Молись так, как научили тебя твои родители-мусульмане». Святой же Або, укрепляемый твердой верой во Христа, отвечал: Эмир, правду сказал ты: я действительно родился от магометан и воспитан своими родителями в законе мусульманском, но веру эту я исповедовал до того только времени, пока не знал христианского закона. Когда же Богу было благоугодно отделить меня от моих братьев и родных и ввести в царство Христа Иисуса, Сына Своего и Бога моего, тогда я оставил закон Магометов, выдуманный людьми, последовал Богу истинному и принял дарованную христианам веру в Пресвятую Троицу ».

http://bogoslov.ru/article/2368300

Сущо рачением жизни крест на рамена взем,/житие, Кириаче, поучение положил еси смерти,/тем и ныне к нестареющейся преставился еси сладости нетленней,/Небесным ликом во свете при Бозе сликовствуеши присно. Облистав зарею, разжегся Духа, и явился еси превышним ликостоянием светел,/но озари мой ум, блаженне, разумным и трисиянным Светом Божества молитвами твоими/и от страстей мя и прегрешений спаси. Венчавшеся победительною диадимою, Харитоне богоглаголиве и Кириаче блаженне,/и предстояще в высочайших Христу,/паству свою отечески от бед избавляюще,/ныне призирайте празднующую ваша памяти. Богородичен: Напрязи, и благопутствуй, и царствуй, Сыне Богоматере,/исмаильтянина врага покаряя, ратующаго ны, христолюбивому воинству,/молитвами, молимся, Рождшия Тя неискусомужно,/яко Бог и Человеколюбец. Светилен. Подобен: Духом: Душу очистив, преподобне, страстей омрачения/зельным постом и молитвою непрестанною,/зерцало, отче, был еси божественных осияний,/возвождения посылая нам ныне,/светильниче монахов, Кириаче богоносе. Слава, и ныне, Богородичен: Истинно Богородицу Тя исповедуем, Владычице, Тобою спасшиися,/ибо Бога неизреченно родила еси, разрушившаго Крестом смерть,/к Себе же привлекша преподобных соборы,/с нимиже Тя восхваляем, Дево. На стиховне Октоиха. Слава, глас 5: Преподобне отче,/не дал еси сна твоим очесом,/ни веждом твоим дремания,/дондеже душу и тело от страстей свободил еси/и тебе самаго уготовал еси Духу жилище,/пришед бо Христос со Отцем,/обитель у тебе сотвори,/и, Единосущныя Троицы угодник быв,/великопроповедниче отче наш Кириаче,//молися о душах наших. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Радуйся: Егда Грозда невсажденна,/Егоже, яко розга, прорасти,/узре на Древе висяща/и копием прободаема Божественная ребра:/что се, глаголаше, Сыне и Боже?/Како, Иже недуги вся и страсти исцеливый,/Страсть приемлеши,/Безстрастный по естеству сый Божеством?/Что Ти невозблагодатнии людие,/Благодетелю, сия воздаша вместо благодеяний?/вопияше Пречистая./Но Того Страстьми от страстей мя избавити/молися непрестанно,//яко да славлю Тя. НА ЛИТУРГИИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Троичен: Троицы Едино благочестно научил еси, отче, Существо,/в трех солнцех яко едину зарю же и светлость:/благословите, глаголя, православно Господа и превозносите Его во веки. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Адама, Дево, падшаго явилася еси дщи,/Божия же Мати Обновившаго мое существо,/Егоже поем, вся дела, яко Господа и превозносим во вся веки. Песнь 9 Ирмос: Устрашися всяк слух/неизреченна Божия снизхождения,/яко Вышний волею сниде даже и до плоти,/от Девическаго чрева быв Человек.//Темже Пречистую Богородицу, вернии, величаем. Припев: Преподобне отче Кириáче, моли Бога о нас Вертеп тя, мудре, прият, приемшаго источник благодатный,/чудодействовавша божественнаго древле отца Харитона моисейски, Кириаче,/и стена незыбленна пастве онаго был еси и хранитель твердейший. Припев: Преподобне отче Кириáче, моли Бога о нас Сущо рачением жизни крест на рамена взем,/житие, Кириаче, поучение положил еси смерти,/тем и ныне к нестареющейся преставился еси сладости нетленней,/Небесным ликом во свете при Бозе сликовствуеши присно. Припев: Преподобне отче Кириáче, моли Бога о нас Облистав зарею, разжегся Духа, и явился еси превышним ликостоянием светел,/но озари мой ум, блаженне, разумным и трисиянным Светом Божества молитвами твоими/и от страстей мя и прегрешений спаси. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Венчавшеся победительною диадимою, Харитоне богоглаголиве и Кириаче блаженне,/и предстояще в высочайших Христу,/паству свою отечески от бед избавляюще,/ныне призирайте празднующую ваша памяти. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Напрязи, и благопутствуй, и царствуй, Сыне Богоматере,/исмаильтянина врага покаряя, ратующаго ны, христолюбивому воинству,/молитвами, молимся, Рождшия Тя неискусомужно,/яко Бог и Человеколюбец. Светилен Душу очистив, преподобне, страстей омрачения/зельным постом и молитвою непрестанною,/зерцало, отче, был еси божественных осияний,/возвождения посылая нам ныне,/светильниче монахов, Кириаче богоносе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

По случаю возвращения святыни была составлена особая минейная служба на 16 августа, в стихире которой говорится: «Образ Твой… отходит ныне от земли неверных, и ко граду царствующему и благочестивым людям приходит». Канон службы имеет надписание – «Творение Германа патриарха», но это не может быть известный песнописец святитель Герман I Константинопольский, умерший в 740 году. Возможно, имеется в виду патриарх Герман II (1222–1240). В нем говорится, что, «желая похитить и на время принизить доброе, родитель зависти дерзко передал это рукам скверных, но обличился, как безуспешно замышляющий» (III, 2). Таким образом борьба христиан с мусульманами представляется как видимое проявление духовной борьбы диавола против Христа. Через захват Эдессы диавол передал в руки мусульман христианскую святыню – Образ Спасителя, но через произошедшую, благодаря доблести христианского воинства, выдачу убруса его планы были разрушены. Далее продолжается духовное истолкование происходящих событий: «Закончилось исмаильтянское могущество, ибо великомудрый царь в своей земле положил десницу оружия креста, ограждение всяческих» (IV, 3). Перенесение святыни воспринимается как знак ослабления мусульманской власти и духовное укрепление христианской – приводится образ ограждающей стены. То, что арабы вынуждены были принять решение о добровольной выдаче того, чем владели и отдавать не хотели, действительно, свидетельствует об их военном ослаблении, так как, зная о местонахождении греческого войска за более чем год до осады Эдессы, они даже не попытались собрать армию и отбить город. «Силой, отнятой у множества агарян, как от иноплеменных кивот Новому Израилю ныне дал, Христе, отпечаток Лица Твоего и славу, которую он привлек к себе, ибо не должно святыню бросать псам» (VI, 3). Здесь проводится параллель с историей, изложенной в 4-й и 5-й главах 1 книги царств, где описывается, что святыня Ветхозаветной Церкви – ковчег завета – после военного поражения израильтян попал в руки филистимлян, но те вынуждены были вернуть его обратно из-за поразивших их кар. В окончании стиха содержится также аллюзия на слова Христа: «Не давайте святыни псам» (Мф 7: 6).

http://pravoslavie.ru/3684.html

В третьем крестовом походе участвовали все крупные европейские державы с их самодержцами – французским королем Филиппом II Августом, английским королем Ричардом Львиное Сердце, германским императором Фридрихом I Барбароссой. Вот, что пишет об этом в своей памятной записи сам Нерсес Ламбронаци: «После сего в 626 г. г.] (должно быть 1187 г. – К. Тер-Давтян) за грехи наши взят был святой город Иерусалим царем исмаильтян Иосепом и его прислужниками и войсками, рассеявшимися по эту и ту стороны моря. А патриарх Римский двинул царей, князей, войска и людей разных народностей сюда на спасение святых мест, и все, [путеводимые] крестом Христа, с готовностью прибыли, преодолев большие трудности. Вместе с ними прибыл алеманский царь Филтиик (Фридрих. – К. Тер-Давтян), самодержец Римской империи, самый могущественный из всех царей. Не морем, а сушей совершил он свой путь, с бесчисленным войском вступил в Венгрию и провел зиму в Македонии, в городе Филипполе, а в пасхальный праздник пересек Средиземное море и с большими потерями, разбив бесчисленные войска турок-сельджуков, прибыл с армией в Селевкию Сирийскую. Услышав об этом, католикос Григорис и князь Левон, под властью которого находилась Селевкия, с великой радостью поспешили вместе с нами навстречу ему, как спасителю этих земель. Но тяжесть наших грехов приостановила путь царя, ибо при переправе через реку Селевкию он пожелал выкупаться, но по старости не смог преодолеть течения и утонул. Мы же, с горестью встретив епископов, идущих следом за ним, и сына его с войсками, возвратились в Тарс...» (См.: Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 537). 452 В тексте «Нергинеци». Речь идет о крупнейшем армянском философе-неоплатонике V-VI вв. Давиде Непобедимом. См. примеч. 18 к «Житию Саака и Маштоца». 455 Биографию Ованеса Ванакана см.: А. Воскян. Ованес Ванакан и его школа. Вена, 1922 (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении. Текст подготовил и снабдил предисловием К. А. Мелик-Оганджанян. Ереван. 1961. с. 13–23 (на арм.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

креста над исмаильтянами 1008 , когда [они], пожелав овладеть престольным городом Константинополем, с бесчисленным множеством вооруженных до зубов войск двинулись по волнам океана из Сирии [на Византию] 1009 . Но упомянутое в послании 1010 неисчислимое войско, равное двенадцати мерам горчичных зерен, потерпев кораблекрушение, утонуло в бездонной пучине морской, погребенное разбушевавшимися волнами. Через три дня [ромеи] отслужили [в честь победы] литургию в [соборе] святой Софии, а на следующий день с раннего утра древо [святого креста] поражало копья [врага] ужаснее, чем жезл Моисея [народ] фараона 1011 , ибо оно могущественнее Моисея и его жезла. А усомнившиеся в могуществе древа Христова [мусульмане] укрылись на необитаемых островах и, страдая от голода, подобно рыбам стали пищей друг для друга. Эта кара гнева Божьего настигла их за поношение креста Христова и церкви в послании [императору], как ранее [настигла] Сеннахерима, [написавшего подобное же письмо] царю Езекии во дни пророка Исайи 1012 . А царь Лев и патриарх Флавиан воздали великую хвалу Богу вместе с населением города и всей Азии, и в какой бы уголок земли до церквей христианских ни долетала весть [о победе, там] все более прославлялось имя Христа. В страшной ярости, подобно кровожадным зверям рыча на доблестных мужей, они начали замышлять против них зло. В то время правителями сарацин были некие два мужа, по имени Муса 1014 и Ахарон 1015 , сыновья Махмета 1016 , поделившие между собой завоеванные ими земли. А он 1017 тотчас же послал к азарапету Армении человека по имени Хузима 1018 , подозревая, что, возможно, обвинения в их [армян] приверженности греческому императору не лишены оснований. Этот, достигнув пределов Армении, поспешил послать им приглашение явиться [к нему] с любовью и миром, ничего не сообщив о замышляемом против них злодеянии. Они же, не зная за собой никакой вины, передав управление краем Давиду Мамиконяну и возложив на него свои полномочия, безбоязненно отправились с пришедшими гонцами, хоть и подозревали их [сарацин] в вероломстве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Когда он гоним был от брата, когда жизни его искал Исав; и он в печали бежал от лица его: в то самое время Бог подкрепил и утешил его. Иаков, в продолжении пути своего, видел во сне Лествицу, от земли до небес дусязающую, по которой Ангели Божии восходили и низходили, означая чрез сие, что истинная Церковь посему, от Бога устроиться имеющему, Пути долженствует восходить от земли на небо, к Самому Богу, Который тогда на верху Лествицы утверждался, и Который утешал Иакова различными приятными обетованиями, как-то: Аз есмь Бог Авраама отца твоего, и Бог Исаака, не бойся! земля, идеже ты спиши, Аз дам тебе и семени твоему; и будет семя твое яко песок земный, и благословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем 187 : что точно вскоре исполнилось. Бог так Благословил Иакова, что он, взявши себе в жен двух дщерей Лавана дяди своего, Лию и Рахиль, возвратился в дом свой благополучно, со всяким изобилием, и мирно был принят от брата своего Исава, и имел у себя двенадцать сынов. Иаков был любим, велик, славен и силен между людми: как то и Ангел Божий, или лучше, Сам Бог, в виде Ангела, предсказал ему, когда он боролся с Ним, или лучше, удерживал Его, не отпуская Его от себя, дабы испросить у Него благословение; предсказал ему, переменив имя его Иаков во Исраиля, тако глаголя: не прозовется ктому имя твое Иаков, но Исраиль, или побораяй, будет имя твое: понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши 188 . По сему самому все, происходившее от Иакова, потомки Исраильтянами называлися. Вот как Бог сынов Своих, дабы укрепить их в добре, искушает и утешает! на время унижает, а после возвышает. В подобных обстоятельствах находился и меньший, но возлюбленнейший сын Иакова, именем Иосиф. Бог столько попустил ему искуситися, сколько он понести только мог. Братья, кои с завистию смотрели на отличную любовь отца их к нему, кои не могли с терпением не могли сносить сновидений и предсказаний Иосифа, брата своего, о возвышении его пред ними, вознамерились и положили в общем совете своем совсем погубить его: но Бог, Который искушает, но не погубляет, унижает, дабы возвысить, переменил их намерение и совет; Он вложил в мысль единому из братьев его, чтобы не убить его, но продать иноплеменникам; что он предложил братьям своим, и, по предложению его, оставили они бесчеловечное намерение свое умертвить брата, а решились все продать, и продали Исмаильтянам за двадесять златниц; – что было предзнаменованием имеющего также от Своих проданным быть Иисуса Христа 189 . Исмаильтяне же, пришед во Египет, продали его Пентефрию Эвнуху Фараонову, от которого Иосиф любим был несколько времени, а после, будучи оклеветан от жены его, посажен был в темницу, и находился в оной долгое время 190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010