Место в византийской полемике с исламом В целом издатель и исследователь текста оценивает его очень высоко: «…с филологической точки зрения настоящий диалог может считаться между прекраснейшими образцами этого жанра… Ряд мест, как, например, пролог, представляют собой литературные шедевры… Этот диалог взял все литературные достоинства, которые мы встречаем в других диалогах: живость и остроумие диалогов Абу-Курры, изящество послания Григория Паламы, личностный стиль диалога Мануила II Палеолога, душевная возвышенность… он предпочитает философский и богословский анализ, который мы находим и в трудах Мануила II Палеолога, Геннадия Схолария и Георгия Трапезундского. Однако, анализ Вриенния принадлежит лично ему, несмотря на зависимость временами от произведений своих предшественников» . Действительно, хотя в отдельных случаях история византийской полемики знает и более яркие ответы, тем не менее, «Диалог» Вриенния представляет из себя самостоятельное и сильное в интеллектуальном плане произведение. В традициях Абу Курры христианская аргументация ведётся с апелляцией к разуму, а не к Библии, которая не является авторитетным текстом для мусульман. Видно влияние «Письма своей Церкви» святителя Григория Паламы. Оно сказывается, во-первых, в описании мусульманского образа жизни – здесь совпадения весьма явные, а во-вторых, в представлении о том, что, по мнению мусульман, Христос будет судьёй всего мира. Особого интереса заслуживает тот факт, что одним из пунктов христиано-мусульманского диалога становится ссылка на упоминания о мусульманах в православном богослужении. Исмаил говорит: «... , вы молитесь о любом царе, властвующем над ромеями, об избавлении от нас», – и Иосиф подтверждает: «…мы молимся о победе царя и об избавлении от всякой скорби, гнева и нужды». Вероятно, имеется в виду богородичен девятой песни канона усекновению главы Иоанна Предтечи: «…укрепи и успевай и царствуй, Сын Богоматери, покоряя исмаильтянский народ, борющийся против нас, даруя православному царю победы над врагами-варварами».

http://bogoslov.ru/article/1878838

Сравним эти слова со следующим местом из службы св. Або: «Когда приказал тиран Привести святого Або И спросил его: Почему это так, Або? Чего ради ты оклеветан? Священники, благословите Даровавшего Ему силу, Люди, превозносите Его во веки .   Однако, различия не менее интересны и важны, чем сходства. Во-первых, согласно житию, св. Або судит один эмир. Между тем, в стихирах и двупеснце говорится о судьях и старейшинах. См. первый тропарь на «Благословите»: Когда собрались старейшины исмаильтянские на площади (на собрание) их и помыслили они против святого мученика Христова Або . Подобное разночтение имеет два объяснения. Во-первых, неизвестные клеветники могли быть переосмыслены в службе, как старейшины мусульман. Во-вторых, введение судий и старейшин несет христологический подтекст: подобно тому, как против Христа собрались старейшины израильского народа, сообразно пророчеству псалма «Князи людскии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» так против св. Або собираются старейшины исмаильтян Следующее различие – речь Або на суде: Когда разъярился гневом тиран, и ярость лица его обратилась на святого мученика Христова Або. Тот еще сильнее восклицал и говорил: Если и огнем и мучениями вы покончите со мною, не отрекусь от Троицы Святой». Приидите, верные, прославим память его и воспоем … ибо достойно увенчан он . В житийном тексте Або не говорит этих слов. Возможно, эти слова навеяны угрозами доносчиков и мучителей, которые, согласно житию, приходили к нему и говорили: «Кто избавит тебя от наших рук? Огонь и мучения уже готовы, и ты будешь предан им, если не обратишься в нашу веру ». Возможно, эти слова связаны с библейским текстом, конкретно – с 3 главой книги пророка Даниила (см. ниже). Однако, не исключена и возможность того, что служба отражает недошедшее до нас предание о том, что перед смертью св. Або был подвергнут пытками огнем. Косвенным подтверждением подобного предположения являются слова из тропаря на умовение рук: И презрел он огонь и мучения ради имени Христова .

http://bogoslov.ru/article/2368300

Он обладал и другим качеством добродетели, превосходящим остальные и чрезвычайно трудно приобретаемым усердием, – я имею в виду хваленнейшее смирение, которым он обладал подобно великому первопророку Моисею, ибо он не в какой-то один час, а на протяжении всех дней своих не разгневался ни на кого, и если по какому-либо поводу кто-либо говорил или совершал нечто достойное гнева, он не сердился и не выказывал гнева, а смиренно и ласково говорил: «Свет, если б я не щадил себя, то разгневался бы на тебя». И это было обычным для его нрава – находиться выше телесной природы, и брат его, видя это, благодарил Господа, что [Нерсес] обладает таким великим богатством и что из чрева их родителей вышел столь великий столп веры для святой церкви, в сподвижничестве с которым обогащал он армянскую церковь . VI 360 . В то время исмаильтяне, исповедующие магометанскую веру, чрезмерно усилившись, насильственно овладели землями от востока до пределов Евфрата. А народы христианские и их мощь день ото дня убывали. Они же вследствие грехов наших становились еще более гнусными. И это исходило от Господа, отнимающего у нас силы из-за грехов наших. [Исмаильтянам] же казалось, что Богу, которому они поклоняются, угодно, чтобы они завоевали столько земель, и, возгордившись, они нападали как звери, стремясь истребить весь христианский род. Великолепный и красивейший город того времени Эдессу, которым владел боголюбивый граф Жослен, они осадили многочисленным войском и овладели им с помощью всевозможных орудий, предали грабежу и вырезали все население, залив все площади кровью 361 . Они стали захватывать и иные места и день ото дня теснили христиан к побережью океана. Захватили так же город Мараш-Германикэ в стране Великой Антиохии, с целью и здесь уничтожить христианский род. Между тем хотя святые патриархи армянские и были изгнаны из исконной страны, где находился древнейший и первый престол, а именно в Ширакане, но к тому времени владыка Григорис со светозарным братом своим Нерсесом местопребыванием католикоса сделал и область Тлук 362 , маленький замок Цовк 363 , который, однако, был не настолько укреплен, чтобы суметь оградить от всеразрушающей ярости. И поэтому они вознамерились пуститься в путь, подобный бушующему морю, и отправиться на восток, надеясь [на защиту] усилившихся там правителей дома Грузинского 364 и царя Абхазского. Но милосердный Господь, который всегда помогает праведникам и не дает им погибнуть, смилостивился над ними и, оказав свое божественное покровительство, с помощью боголюбивой супруги благословенного графа Эдессы Жослена даровал им неприступную крепость близ берега райской 365 реки Евфрат. Прибыв со всей родней, челядью, слугами и всем притчем святого престола, они спокойно зажили здесь, избавившись от сомнений и страха перед жестокосердными насильниками. И хотя чужеземцы и овладели другими близлежащими землями, вплоть до Антиохии Великой, однако они не пострадали благодаря укрепленности места и защите всемогущей Божьей десницы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Дом Филарета был как полная чаша, огромные стада паслись на его пастбищах, виноградники приносили большой доход, множество рабов и рабынь служили ему. В полном довольстве пребывала семья Филарета -жена его Феозва, сын Иоанн и две дочери — Истетия и Еванфия. И случилось в то время великое бедствие в стране Пафлагонской. Несметные полчища исмаильтян покорили страну. Богатства людские предали огню, угнали скот, пленили рабов, разорили всех жителей Пафлагонии. Когда же ушли исмаильтяне, оказался Филарет неимущим, потому что ни рабов, ни рабынь не осталось у него, и скот был весь угнан. А виноградники и пастбища продал он, чтобы помочь другим разоренным. Так осталось у Филарета лишь небольшое поле да пара волов, да корова с теленком, да конь один и еще немного ульев с пчелами. И самому ему приходилось пахать поле и собирать урожай, чтобы было чем кормить жену и детей. Но он не печалился, помня слова Апостола:«Кто не работает, тот не ест». Итак, имел он сейчас, проводя дни в тяжелом труде, гораздо более права на хлеб свой, чем раньше, когда на него работали рабы и рабыни. Однажды пахал он на двух своих волах. И пахал недалеко от него сосед. Вдруг один вол соседа, укушенный ядовитым насекомым, зашатался и упал. Не надеясь получить помощи от обедневшего Филарета, сосед все же пришел к нему, чтобы услышать по крайней мере слова утешения. И тем сильнее он был озадачен, что падший вол принадлежал не ему, а был взят на работы у одного имущего. Выслушав его жалобу, Филарет отпряг одного из своих волов и просил принять его в дар. Обрадованный сосед согласился на эту милость и вернулся на свое поле с волом Филарета. Филарет же, не имея чем пахать, погнал единственного вола, оставшегося ему, домой, сам же нес ярмо с отданного вола. И увидя это, Феозва, жена его, очень разгневалась и стала пытать, где другой вол. Филарет же, не желая видеть еще большего гнева, сказал, что лихие люди угнали его вола. Тогда послала Феозва сына своего Иоанна искать этих лихих людей. И вскоре увидел Иоанн, что сосед–земледелец пашет на их воле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=799...

909 Ражик – племя ражик, по всей видимости, было из области Раган (см.: Г. Алишан. Памятники страны Армянской, с. 278, примеч.). 915 Хужики – наряду с ражиками в Двине в это время проживали хужики. Это племя было многочисленнее ражиков. Хотя они и были христианами, но исповедовали христианство несторианского толка и вносили разлад в армянское население. Католикос Нерсес и его преемники стремились их изолировать (см.: Г. Алишан, Памятники, с. 278). 920 О времени возникновения армянского оригинала и грузинского перевода см. в предисловии к «Мученичеству Иезидбузида». 922 История Армении католикоса Ованеса Драсханакертци, с. 92. Ниже приводим также фрагменты сочинений историографов, в которых содержатся сведения о Давиде Двинеци: «И после 10-летнего пребывания Нерсеса [на патриаршем престоле] восприемником его на престоле стал Анастас в 520 г., постельничий Нерсеса, из области Масиацурн и селения Акори, украсивший прекрасными строениями церковь Акори. Во дни его уверовал святой Давид» ( Степанос Таронеци. Всеобщая история, с. 99). И далее: «И прибыл в Армению востикан по имени Абдаллай, захватил армянских князей и отправился в Дамаск. От его руки принял мученическую смерть святой Давид в городе Двине. И в эти дни произошла битва при Варданакерте, во время которой было уничтожено войско исмаильтян» (там же, с. 101); «572 г. – строительство Аручской кафедральной [церкви], в которой получает крещение мученик Христов Давид, прибывший из страны Персидской и носивший имя Сурхан, который за исповедание Христа был пригвожден к кресту в Двине» (Самвел Анеци. Хроника, с. 84); «К князю Григорию пришел парс Сурхан, происходивший от царского рода и желавший обратиться к Христу. Григорий попросил Анастасия крестить Сурхана, сам был у него крестным отцом и подарил ему Дзаг в Котайке» (Всеобщая история Вардана Великого, с. 89). И далее: «На его место (Махмета. – К. Тер-Давтян) остиканом прислан Абдаллах, который задумал истребить все армянское дворянство; католикоса Саака, заключив в оковы, отправил в Дамаск; князей армянских – Сембата и св. Давида повесил; и когда другие армянские князья – Смбат, Ашот и Вард хотели бежать в Грецию, исмаильтяне в числе 8 тысяч пошли за ними и настигли их в Варданакерте» (там же, с. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Приближались дни Великого поста. Уже полгода как он жил черноризцем в монастыре. Проливая море слез, мысленно общаясь с Богом, не отверзая уст, он наполнялся всевышней мудростью. Однако коварный сатана, по обыкновению будоражащий чувства людей, вселил страх в [сердце] монахов: владетельница тех мест, извещенная кем-то из своих приближенных, послала в пустынь передать [монахам]: «Пусть он от вас уйдет, дабы не причинить вреда ни себе, ни вам». А он воссылал хвалы Богу и говорил: «Когда лукавый поднимается войной [на меня], я уповаю на тебя. Укрепи мой дух в стране тени смертной. Не отдаляй от меня посох и древо святого креста твоего. Вот я проткнут клыками волка, как тот, попавший в Иерихоне в руки разбойников. Не оставляй меня полумертвым, ибо я нуждаюсь в саване и умащении». Наконец он добрался до заброшенного скита. Там он провел год, до следующей осени, в одной власянице и непрестанном бдении. Как сильно мучимые жаждой олени хотят припасть к источнику, так и он жаждал любви Божьей. И ему доставляло удовольствие, подобно святому Давиду, превращать слезы в пищу себе. И с тех пор, не возлагая больше надежд на людей, он вознесся выше тела к своей нематериальной сущности, отстранив от себя злокозненного сатану. Обдумав все, он пустился в путь и достиг тех мест, где находился правитель арабский, чтобы попросить у него разрешения открыто исповедать свою веру. Ибо он хорошо знал Св. писание и являлся служителем храма божественного св. Духа и во всем был опорой [для верующих]; прекрасно разбирался [также] в исмаильтянских вздорных россказнях. И он не то, чтобы дерзко шел на смерть – он хотел признания своей истинной веры и отречения от выдуманной ими лжи. «Ибо я принял их [веру], не будучи зрел умом, – говорил святой, – и лишь в отроческие годы отличил правду от лжи. И теперь я уразумел суть вещей. Из разговора [с арабским эмиром] станет ясно, что мне делать. Если они будут мучить меня и не пожелают признать моих прав, я не стану скорбеть. Христос умер ради меня, и я ради любви к нему готов [умереть] десять раз: за его поношение – [подвергнуться] поношению, за истязание – [обречь] себя на истязание, за оковы [его] – надеть оковы, за [его] судилище – предстать перед судом и стать в ряд не ложных, а праведных мучеников, если я истинный христианин... за муки его [подвергнуться мучениям]; вслед за Киренеянином 974 понесу я свой крест, за копье, [пронзившее тело Христа], [приму] меч. И так в соперничестве с Павлом восполню я недостаток в плоти моей скорбей Христовых, если Господь сподобит меня этого».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Премудрости Соломони чтение (глава 4) Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет./Старость бо честна, не многолетна,/ниже в числе лет исчитается./Седина же есть мудрость человеком,/и возраст старости – житие нескверное./Благоугоден Богу быв, возлюблен бысть/и живый посреде грешник преставлен бысть./Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его,/или лесть прельстит душу его./Рачение бо злобы помрачает добрая,/и парение похоти пременяет ум незлобив./Скончався вмале, исполни лета долга,/угодна бо бе Господу душа его,/сего ради потщася от среды лукавствия./Людие же видевше и не разумевше,/ниже положше в помышлении таковое,/яко благодать и милость в преподобных его/и посещение во избранных его. На литии стихиры, глас 3: Архиерею преосвященне Гурие,/Казанский светильниче, пастырю добрейший,/смотряяй свыше на стадо твое,/подобниче верховнейшаго Петра:/якоже бо тому паству словесных овец Христос вручил есть,/сице поставил тя пастыря новопросвещенным людем Своим,/да наставляеши я на стезю спасения/и введеши в ограду Небесную./Виждь собравшияся чада твоя в память твою/и любезно празднующим честное преставление твое/и моли пастырей Начальника соблюстися пастве твоей ненаветованней,/и граду твоему от видимых и невидимых врагов избавитися,/и спастися душам нашим. Глас 5: Небесный человече, земный Ангеле,/благочестия образе, доме добродетелей духовных,/учителей украшение благолепное,/славий добропеснивый, воспевавый догматы Христовы веры,/языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение,/Казанский светильниче, Гурие святителю,/Христа моли подати православным на агаряны одоление. Слава, глас 2: Органе доброгласный,/возгремевый Христово Евангелие исмаильтяном/и тем возвестивый Слова Божия смотрение,/уме Горний, доле жительствуя/и в Небесных Богомыслием пребывавый:/ты, управляя Казанскую паству,/умножил еси церковная чада,/от тьмы неверия в свет веры привед я/и усыновив я Небесному Отцу./И ныне, святителю Гурие,/не забуди, молися о рабех твоих,/всеблаженную память твою радостно празднующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такую же силу спасительных наставлений св. Даниила Столпника испытал на себе греческий военачальник Едран – от слов старца пришел в умиление, отвергся мира и поступил в монашество (Чет.Мин.11дек.). Прп. Моисей, палестинский подвижник, сильным, воодушевленным своим словом и чудесами обратил в христианство весь народ в стране Фаранской и Исмаильтян (Чет.Мин.14янв.). Советами монахов пользовались и императоры. Так Константин Великий пользовался советами Антония Великого и просил прийти к себе в Константинополь для того, чтобы только посмотреть на него (Чет.Мин.17яня.). К св. Симеону Столпнику во множестве стекались люди различных состояний, привлекаемые славой святой, подвижнической его жизни, – христиане и язычники из отдаленных стран: Аравии, Персии, Армении, Иверии. Слушая спасительные его наставления и приходя от них в умиление, весьма многие из язычников крестились иногда по двести, по триста и по тысяче человек в один день. Князья аравийские приходили просить благословения у св. старца. Варак, царь персидский – гонитель христианства – уважал св. Столпника. Цари христианские слушались его советов. Подобные благотворные действия на души слушателей производили и другие св. столпники (Евагр. I.1.C.13). По свидетельству блж. Иеронима, когда по приказанию злобного еретика Луция, Александрийского архиепископа, египетские пустынники, между коими и оба Макария – Египетский и Александрийский – за защиту Православия против ариан сосланы были на один остров, где все жители были язычники и отличались крайним развращением нравов, то пустынники в короткое время своим учением, высокими примерами христианских добродетелей и чудесами успели обратить всех в христианство , так что остров этот назывался у древних островом покаяния с тех пор, как поселились на нем Тавеннские монахи (В предисл. к правилам Пахомия Великого ). Часто случалось, что матери приводили своих детей к св. подвижникам для принятия от них благословения, и внимательный взор на их строгую жизнь и высокие образцы добродетелей производил столь глубокое впечатление на нежное сердце детей, что память о сем оставалась на целую жизнь с благотворным влиянием на их нравственность. Так говорит о себе и блж. Феодорит, который дарован был матери своей по молитвам отшельника прп. Македония (Феодорит. Hism.1.V.C.19. et apud Rosweid. p.831. in vita Macedon).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Некто может задать вопрос, справедливо ли мы величаем как мучеников людей, которые не исповедовали Христа перед кончиной своей? Психологическое обяснение этому, на наш взгляд, следующее: по словам Макгахана " те люди (христиане) не вошли в лоно мусульманства, и из-за этого турки глядели на них как на чужих, как на врагов " ... Но в таком случае убийство " чужого " и " врага " по вере не есть ли мученичество за Христа, или хотя бы исповедничество Распятого Богочеловека? Сохранить веру или насладиться земных благ; принять иноверие или отказаться от здешнего благоденствия - поставлены перед этим выбором, многие предпочли нищету богатстве ценой вероотступничества. Но славен путь сей и не постыдились обнищавшие ради Бога: богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага! И кто выяснит нам неисповедимые пути Господни? Разве тепернешние страдания Болгарии не только из-за грехов наших, но и из-за веры отцев наших, из-за Православного исповедания нашего? Но это безкровное мученичество, которым мы можем удостоиться ныне, тем страшнее, что мы не осознаём, что Болгария терзается за Христа, за то, что в ней ещё есть истинная вера и истинное благочестие, за то, что некоторые не преклонили колени перед верой Вааловой - перед смешением заблуждений, перед духовным обезличиванием. Почему тогда и не признать, что и те, кто страдали будучи как-бы бельмо в глазах исмаильтянов, не являются христианскими мучениками? Вспомним избиение преподобных отцов в Синае и Раифе - ведь и от них мучители искали только деньги... О, свидетелие веры праотеческия, забвеннии мученицы рода болгарскаго, изведавшии геенну в земной своей жизни, и освятившии кровию своею стенящую под человеческими грехами землю - молите Бога за ваш исстрадавшийся народ! Впервые опубликовано в журнале «Православно слово» 5-6, 1997 г. Из Помянника на Кыпиновского монастыря, П. Петров, По следите на насилието т. 2, с. 117 Там же, с. 163 В. Киселков " Митрополит Григорий Цамблак " , София 1946 г. с. 54. Според летописа на Пазарджишкия монастир Св. Петър, обнародван от Г. Димитров " Княжество България в историческо, географическо и етнографическо отношение " , ч.1, Пловдив, 1894 г., с. 111.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

По мысли Авраамия, «несть ныне время переправляти веру», поскольку близок конец мира, «сатана своим сосудом Никоном веру погубил», «антихристово царство» набирает силу и скоро явится сам его властитель. Основываясь на широко известных в слав. письменности «Ответах Афанасия Александрийского на вопросы Антиоха князя», где сказано, что А. «быти в Скифополе», Авраамий считает, что события последней брани развернутся в России. Сообщение псевдоэпиграфического соч. «Слово Иоанна Златоуста на видение Даниила» (сер. IX в.) о том, что в последние времена исмаильтяне должны захватить «город на семи холмах» (т. е. Рим или К-поль), Авраамий относит к Москве - третьему Риму. Авраамий был уверен, что А. скоро явится лично в России - может быть, это будет и Никон - и здесь будет его царство. Авраамий назвал точную дату кончины мира - 1691 г., зримое явление А. произойдет за 3,5 года до этого (ср.: Откр 13. 5). По утверждению Авраамия, Никон «зело подобится» А., что подтверждается строительством «Иерусалима в северной стране» (см. Новоиерусалимский монастырь ) и перенесением на его окрестности топонимики Св. земли. Авраамий проводит аналогию между написанием портрета Никона и иконой зверя из Откровения Иоанна Богослова (20. 3). Представление о Патриархе Никоне как об А. держалось среди старообрядцев весьма долго. До 1667 г. мон. Ефрем (Потёмкин) , постриженик Бизюкова монастыря близ Дорогобужа, учил, что А. уже явился и есть не кто иной, как Никон. Ок. 1669 г. начала распространяться тетрадь с повестью о старцах Петре и Евдокиме, где обличался «зломудренный Никон, прием учение злое безвестного еретика Арсения жидовина» (подразумевается Арсений Грек ). Пророчество Даниила о звере, к-рый «помыслит пременити времена и закон» (Дан 7. 25), в повести применено к Патриарху Никону, т. к. он ввел новые книги с «новым» летосчислением. Сотрудничество Никона с Арсением Греком было интерпретировано как деятельность 2 сосудов сатаны, др. старообрядческие авторы, в частности Аввакум, в качестве 3-го «послушника» сатаны называли царя Алексея Михайловича (МДИР.

http://pravenc.ru/text/115828.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010