Но не хлебом единым жив будет человек. Будучи первым в оказание материальной помощи, римский епископ не забывает и духовной своей роли. Он и римская община по-прежнему являются мерилом, масштабом истинной веры. Как Ориген , так и епископ Дионисий александрийский обвиняются пред римским епископом и римской общиной в лжеучении и перед ними же оправдываются в возводимом на них преступлении 801 . Да, римская община была духовным пастырем всех остальных христианских общин 802 . Являясь первым епископом христианства римский епископ однако во всей церкви, исключая Италии и островов, имел власть чисто духовного, нравственного характера. Отлучение его здесь не имело никаких законных последствий. Римский епископ силою своей власти, вне Италии, не мог сместить с должности несогласного с ним епископа. Подобные примеры в большом количестве известны нам от половины III века. Мы разумеем отлучение римским епископом арелатского епископа Маркиана, впавшего в новацианство 803 , возможное отлучение им же Киприана 804 и малоазиатов с Фирмилианом во главе по поводу несогласия по вопросу о крещении еретиков, поведение того же римского епископа в деле испанских общин с их епископами Василидом и Марциалом 805 . Из всего этого ясно обнаруживается, что римский епископ ни в Малой Азии, ни в Африке, ни в Галлии, ни в Испании не имел правовой власти, а одну только духовную власть, власть епископа первенствующей, необходимой для всех римской общины. Такова была власть римского епископа. Никто другой из епископов не имел ничего подобного. В третьем веке совершается возвышение других епископов к подобной власти. Впереди всех идут епископы двух других столиц Римской империи – Александрии и Антиохии. Путь к правовой власти показал им римский епископ. Почва для этого – древнее воззрение на римскую общину, как на образец, правило в вопросах веры и церковного устройства. III. Александрийский епископ Управляемый особым префектом Египет в системе административного управления Римской империи являлся как бы государством в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Кирик – вестник [греч.] – (Кириак) Соловецкий, больничный старец, прп.: Новг.; Солов. – Тарсийский, мч., младенец: Ил. 15 Кирилл – солнце [перс.] – Александрийский, патриарх: Ян. 18; Ин. 9 – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг. – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Белоезерский, игумен: Ин. 9 Волог.; Костр.; Новг.; Радонеж. – Белый, Новоезерский (Новгородский), прп.: Костр.; Новг. – Борисоглебский, схим.: Ростов. – Вологодский, пустынник: Волог. – Гортинский, еп., сщмч.: Ил. 9; С. 6 – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Иерусалимский, патриарх: Мр. 18 – Илиопольский, диакон, сщмч.: Мр. 29 – Катанский (Сицилийский), еп.: Мр. 21 – Новгородский, игумен: Новг. – Новоезерский (Новгородский), прп.: Ф. 4; Н. 7 Костр.; Новг. – Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 Радонеж.; Ростов. – Ростовский, еп.: Ростов. – Ростовский, еп. (другой): Влад.; Ростов. – Севастийский, мч.: Мр. 9 – (Смирнов), Казанский, митрополит, сщмч.: Н. 7 Новомуч.; Петерб. – Туровский, еп.: Ап. 28 Белорус. – (Константин) Философ, Моравский, равноапостольный: Ф. 14; М. 11 Волын. – Челмогорский, прп., просветитель чуди: Д. 8 Карел.; Новг. Кирин – холм в Риме [лат.] – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Римлянин, мч.: Ил. 6 – Римский, мч.: Ин. 7 Кирион Севастийский, мч.: Мр. 9 – жрец, депутат [лат.] Кифа, апостол от 70-ти, еп. Иконийский (Колофонский): Мр. 30; Д. 8 – камень [сир.] Клавдиан – Клавдиев [лат.] – Мелитинский, мч.: Н. 7 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 Клавдий – Византийский, мч.: Ин. 3 – Киликийский, мч.: Окт. 29 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Римский, комментарисий (смотритель темниц), мч.: Д. 18 – Римский, мч.: Ин. 7 – Римский, сановник, мч.: Ав. 11 – Римский, трибун, мч.: Мр. 19 – Севастийский, мч.: Мр. 9 Клеоник Амасийский, мч.: Мр. 3 – славный победитель [греч.] Клеопа, апостол от 70-ти, брат Иосифа Обручника, сщмч.: Ап. 70 — прехождение, обмен [евр.] Климент – милостивый [лат.] – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг.

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Но римский епископ за старостью не приехал: вместо его присутствовали пресвитеры той же церкви Витон и Викентий». По ходу речи здесь видно, что император предписал явиться на собор всем предстоятелям Церкви, – предстоятелям апостольских престолов также, как и всем другим, – и римскому епископу так же, как и александрийскому, и антиохийскому, и иерусалимскому. 8 . И по Феодориту, наконец 874 : " царь Константин созвал знаменитый Никейский собор... Архиереев собралось триста восемнадцать; но римского, по причине глубокой старости, не было: вместо себя он прислал двух пресвитеров с полномочием согласиться на постановление собора», откуда видно, что римский епископ не только не созывал собора, но и сам должен был повиноваться зову царскому так же, как и все прочие епископы. Не имея других, близких ко времени I Вселенского собора и обще уважаемых свидетельств необходимо на основании голоса и самого равноапостольного императора, и самих отцов собора и современных или ближайших ко времена собора историков, сделать о созвании собора такое заключение, что 1) он созван был императором Константином, – 2) что римский епископ должен был покориться зову царскому так же, как и все другие епископы, – что 3) наконец, если епископы и участвовали своими просьбами и согласием в созвании собора, то римский епископ участвовал в этом никак не больше всех епископов, если только не меньше некоторых, напр., александрийского и кордубского. § 76. Б) Разбор – на основании исторических сказаний о лице, председательствовавшем на I Вселенском соборе Римский епископ Сильвестр, – говорят римские богословы 875 , –председательствовал на вселенском соборе в лице своих представителей: Осия епископа Кордубского и римских пресвитеров Витона и Викентия. Но если и согласиться даже, что председательствовал то и отсюда нельзя сделать заключение что I Вселенский собор, уступив права председательства Сильвестру, признал его через это главой Церкви, или уступил ему первенство власти, а не чести, как в последствии IV Вселенский собор усвоил первенство чести 876 папе Льву Великому .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

«Дакию, Флакиллу, Наркиссу, Евсевию, Марину, Македонию, Феодору и прочим с ними, писавшими к нам из Антиохии, возлюбленным братиям, Юлий желает о Господе радоваться», так начинает Юлий свое послание. Несмотря, что эти епископы наделали много вопиющих преступлений, между прочим, попрали Никейский собор и отвергли никейский символ, по приглашению Юлия не явились на римский собор на том основании, что западный собор не имеет права пересматривать определения соборов восточных, т. е. решительно отвергали римское главенство, Юлий не смеет писать к ним грозно, как к непокорным, мятежным, отверженным еретикам, но именует их «возлюбленными братьями» и «желает им Господе радоваться». Где тут вера самого Юлия, древнего папы, в папское главенство?! «Так собор римский писал через Юлия, епископа римского», – выражается св. Афанасий в своей апологии против ариан, выписав сполна все послание Юлия 1418 . Значит, по взгляду св. Афанасия, собор римский употребил при этом случае римского епископа, как свое орудие: в таком торжественном случае большее могло писать через меньшее, а не наоборот, и это большее, по взгляду св. Афанасия, собор, а меньшее -римский епископ. Итак, вот она, созданная воображением римских богословов, пресловутая апелляция св. Афанасия к римскому епископу в истинном свете действительности, в действительно подлинных представлениях беспристрастной, чуждой позднейшему спору между православием и папизмом современности! После многих своих апелляций в борьбе с арианством, св. Афанасий апеллировал, наконец, и к римскому епископу точно также, как и ко всем епископам кафолической Церкви. На этом основании всякого православного епископа должно было бы признать судьей других епископов и главой Церкви столько же, никак не менее, как и папу римского. III) Такие же явления, показывающие совершенное отсутствие в рассматриваемый период времени мысли о римском главенстве, видим в дальнейшем ходе Афанасиева дела, в событиях, предшествовавших и сопутствовавших, и последовавших собору сардикийскому. На римском соборе, с согласия и римского епископа, св. Афанасий оправдан; восточные епископы, не явившиеся на собор, не приняты в общение. Однако же, они остались на своих кафедрах, а св. Афанасию александрийскую кафедру не возвратили. Никто, как видно из творений св. Афанасия, не ставил им на вид того, как осмелились они не покориться приговору римского епископа, главы Церкви. Дело св. Афанасия, с соприкосновенными великими догматическими и другими церковными вопросами, несмотря на приговор римского епископа, и после римского собора оставалось в нерешенном состоянии около пяти лет. Очевидно, римский епископ своими мнимо верховными правами не мог тут ничего сделать. Все признавали необходимость решить великий спор между Афанасием и арианами верховным окончательным судом собора, который действительно был бы вселенским. Предположенный собор состоялся в Сардике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Римский католицизм сам претендует на первенствующую роль в североамериканской республике и лелеет мечту о том, что он станет единой будущей церковью страны. Поэтому он чрезвычайно ревниво относится ко всем другим исповеданиям и общинам, которые заявляют те же самые притязания. Епископальная церковь является одним из его первых соперников в этом отношении, и потому он следит за ее движениями с большей зоркостью, чем за всеми другими. Но в тоже время он вполне понимает, что она при своих собственных силах далеко не адекватна своим притязаниям на первенствующую церковно-религиозную роль в стране. Мало того, римский католицизм находит даже, что она при своих наличных силах и при своем теперешнем состоянии имеет лишь настолько значения в стране, чтобы служить посредствующим звеном для объединения американского народа под знаменем римского католицизма. По мнению авторитетного римско-католического публициста, епископальная церковь имеет положительно провиденциальное значение для римско-католической церкви и предназначена самим Промыслом служить переходными пунктом в римский католицизм для всех ищущих церковной правды. Предубеждение-де против самого римского католицизма так велико и застарело, что многие искатели истины ни за что не вступили бы в лоно этой церкви, если бы не было переходной ступени в виде епископализма. Не находя удовлетворения в протестантизме и в тоже время ненавидя римский католицизм, они избирают епископальную церковь, по-видимому чуждую обеих крайностей. Но познав шаткость ее начал, они затем уже с большею легкостью и последовательностью переходят в римский католицизм 51 . В виду такого значения епископальной церкви для целей римского католицизма, для последнего весьма важно, чтобы она продолжала свое существование в своей теперешней шаткой форме, и потому он всячески старается держать ее в изолированном состоянии и поставлять всевозможные препятствия ее стремлениям к воссоединению с другими более крепкими и положительными церковными организмами, в которых бы она могла найти надежную опору для собственного самостоятельного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

На почве Нового Света римско-католическая церковь естественно сохраняет ту же тенденцию. В противоположность протестантизму, который в силу своего основного начала – оправдания только верою – сам естественно и логически приходит к секуляризации школы, отделения церкви от государства, практический жизни от религиозных начал, Римский католицизм имеет внутреннюю тенденцию подчинять всю практическую жизнь своим церковным началам. Он не только не допускает секуляризации, а напротив старается ввести свои церковные начала и там, где еще продолжают господствовать внецерковные или светские влияния; его идеалом служит теократический принцип, строго проведенной во всех сферах жизни – политической, общественной и семейной. Поэтому секуляризованная школа, то учреждение, посредством которого Римский католицизм считает наиболее удобным проводить в жизнь свои начала, есть невозможная вещь для него, и признание её было бы равносильно его самоотрицанию. Если вообще по христианскому мировоззрению воспитание необходимо должно иметь своим основанием религию, что Римский католицизм проводит эту теорию с неуклонною последовательностью. «Мы ценим воспитание и образование, говорит католический орган, но мы не признаем образования, отделенного от религии и религиозной культуры. Религия есть верховный закон, и все в жизни личной или общественной, гражданской или политической, должно быть подчинено ему и рассматриваемо только как средство для достижения вечной цели, для которой сотворен и существует человек. Религиозное воспитание важнее всего, и мы желаем, чтобы наши дети, от первого пробуждения разума, привыкали смотреть на все как имеющее прямое отношение к их религиозной жизни или обязанности пред Богом. Мы убеждены, что воспитание как разума, так и сердца, или обоих вместе, в разлучении от веры и религиозной дисциплины, опасно как для личности, так и для общества. Все воспитание должно быть религиозным и иметь своею целью выработку в дитяти сознания вечных целей». 756 В проведении своей теории Римский католицизм идет дальше и не только имеет в виду основать воспитание в его строгом смысле на религиозных началах, но сделать религиозным и само образование, подчинить разум вере, поставить науку не как самоцель, не как достижение независимых научных истин, а как средство для проведения в сознание тех же религиозных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Е. Е. Макаров Иконография Сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика ц. Сант Аполлинаре-Нуово в Равенне. 561-569 гг. Сщмч. Климент, еп. Римский. Мозаика ц. Сант Аполлинаре-Нуово в Равенне. 561-569 гг. Первые изображения К., очевидно, появились в Риме - месте его служения и раннего почитания. Здесь уже в кон. IV - нач. V в. существовала посвященная К. церковь (см. Климента священномученика базилика в Риме ). В ней, как указывает Й. Вильперт, находился древнейший образ святого; он не сохранился и известен по акварелям нач. XX в. ( Wilpert, Schumacher. 1917. Taf. 216. 2). Др. раннее изображение К. (сер. V в.), также известное только по акварельным рисункам 1634-1635 гг., находилось на стене центрального нефа в рим. базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Здесь К. был представлен фронтально по плечи в медальоне в иконографическом изводе imago clipeata среди похожих по типологии изображений 79 Римских пап (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1-41). Аналогичный образ К. в медальоне присутствовал в декорации главного нефа базилики св. Петра в Ватикане, роспись, выполненная по заказу папы св. Льва Великого (440-461), не сохранилась ( Kessler. 2002). Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. VI–VIII вв. Сщмч. Климент, еп. Римский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква в Риме. VI–VIII вв. Древнейшее сохранившееся изображение К.- мозаика VI в. в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Фигура К. помещена в нижнем ярусе на юж. стене центрального нефа, в процессии мучеников, направляющихся ко Христу, восседающему на престоле. К. изображен на почетном месте, 2-м в ряду святых, после св. Мартина, епископа Турского , патрона церкви, которому она была посвящена в 560 г. архиеп. Равенны Агнеллом ( Deliyannis. 2010. P. 164-165). Представлен в апостольских одеждах (в белом хитоне с клавами и в тунике) с мученическим венцом в покровенных руках; у него короткие седые волосы, маленькая борода и усы, на темени - гуменцо. Сщмч. Климент, еп. Римский, житием. Икона. Сер. XVI в. (АМИИ) Сщмч. Климент, еп.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

    PL 158: Ансельм Кентерберийский     Скан Patrologia Latina 158     PL 159: Ансельм Кентерберийский; Эадмер, монах из Кентербери; Филипп I (король Франции); Гуго (аббат Клюни); Вальрам (епископ Наумбургский); Гильберт (епископ Лимерикский); Гислеберт Криспин (аббат Вестминстера)     Скан Patrologia Latina 159     PL 160: Сигеберт из Жамблу; польская хроника Галла Анонима; Беренгоз (аббат Трирский); Иоанн Марсикан (епископ Тускульский); Одо (епископ Камбре); Вальтерий (епископ Шалонский); Родульф Тортарий     Скан Patrologia Latina 160     PL 161: Иво (епископ Шартрский)     Скан Patrologia Latina 161     PL 162: Иво (епископ Шартрский); Ламберт (епископ Аррасский); Франциск Камен; Гало (епископ Парижский); Анселл, кантор св. Гробницы; Реймбальд, препозит Льежский; Иоанн (монах); Пётр Хрисолан (архиепископ Миланский); Роберт из Арбрисселло; Пётр (епископ Пуатье); Гоффрид (аббат Вандомский); Схер (аббат Шомузе); Иоанн Диакон; Ансельм Лаонский; Рихард (архиепископ Нарбоннский)     Скан Patrologia Latina 162     PL 163: Пасхалий II (папа римский); Геласий II (папа римский); Лаврентий Веронский, диакон в Пизе; анонимные «Деяния епископов Меца»; Плацид из Нонантолы; Пётр де Хонестис (аббат); Григорий, римский пресвитер; Теобальд Эстампский; Тегер (епископ Мецский); Гуго из Флёри; анонимная «История французских королей из монастыря Сен-Дени»; Гуго Анжерский; Гийом (епископ Шалонский); Каликст II (папа римский); Радульф (архиепископ Реймсский); Конон (епископ Палестринский); Эрнульф (епископ Рочестерский); Арнальд (аббат Сансский); Понтий (аббат св. Руфа); Иоанн Констанцский     Скан Patrologia Latina 163     PL 164: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино     Скан Patrologia Latina 164     PL 165: Бруно Астийский, аббат Монте-Кассино; Одо из Асти (монах-бенедиктинец)     Скан Patrologia Latina 165     PL 166: Козьма Пражский; его продолжатели: Вышеградский каноник, Сазавский монах, Пражские каноники; Альберик Аахенский; Франко, аббат Аффлигия; Гуго из Рибмона; Понтий (аббат Клюни); Пётр Леонский (легат); Григорий (легат); Иоанн Михиэльский; Гвалтерий Теруанский; Гальберт из Брюгге; анонимные «Древние ритмы»; Бальдерик Дольский; Гонорий II (папа римский); Вивиан из Премонтре; Гауссельм, аббат св. Виктора в Марселе; Аббауд (аббат); Бруно (епископ Страсбургский); Фридерик (архиепископ Кёльнский); Рихард (аббат Фрателльский); Стефан (аббат цистерцианцев); Иоанн (монах); Дрого (епископ Асти); Гуго (епископ Гренобльский)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Указатель имен Абгар V (Авгар, бар Ману Уккама, т. е. Черный), в 13–50 гг. топарх сирийского государства Осроена со столицей в Эдессе, адресат писем Иисуса Христа – 413 Абдаллах ал-Баттал (ум. 740), мусульманский герой, борец за веру – 321 Абу Бекр (Абу Бакр, ок. 568–634), тесть Мухаммеда, халиф в 632–634 гг. (первый из четырех праведных халифов), при котором началась арабская экспансия – 288 Август (Октавиан, 63 до н.э.–14 н. э.), римский император в 27 г. до н.э.–14 г. н. э. – 63, 70, 113, 252 Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354–430), епископ города Гиппона в Северной Африке, один из отцов древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 129, 187 Аврелиан , префект Константинополя при имп. Аркадии 1082 149, 150, 151 Аврелиан (Луций Домиций, 214–275), римский император в 270–275 гг. – 114,141,275 Агапит-диакон – 41 Агапит I , папа Римский в 535–536 гг. – 217 Агафий Миринейский (VI в.), византийский историк – 252, 253, 258 Адонц Николай Георгиевич (Тер-Аветикян Геворгов, 1871–1942), кавказовед, арменист – 414 Адриан (Публий Эллий, 76–138), римский император в 117–138 гг. – 106, 159,207,210 Адриан I , папа Римский в 772–795 гг. – 353 Азаревич Дмитрий Иванович (1848–1920), историк римского и византийского права, канонист – 91 Айналов Дмитрий Власьевич (1862–1939), византинист и искусствовед – 188 Акакий , патриарх Константинопольский в 471–489 гг. – 166, 167 Аларих (ок. 370–410), вождь вестготов с 395 г., король Аларих I с 409 г. – 148,149,161,186 Аларих II , король вестготов в 484–507 гг. – 160 Александр , византийский император в 886–913 гг., сын имп. Василия I, соправитель имп. Льва VI – 401 Александр Великий (356–323 до н. э.), македонский царь в 336–323 гг. до н. э., сын Филиппа II – 113, 146, 271 Алексей I Комнин , византийский император в 1081–1118 гг. – 462, 464, 468,470,471,490 Алексей Михайлович , русский царь в 1645–1676 гг. – 448 Алеман Николай (1583–1626), итальянский византинист греческого происхождения, хранитель Ватиканской библиотеки – 41, 191

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Прус Болеслав (наст. имя Александр Гловацкий; 1847—1912) – польский писатель, критик. «И раздавались жалкие стенанья…» — Из драмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы». Венявский Генрик (1835—1880) – польский скрипач и композитор. Цицерон Марк Туллий (106—43 гг. до н. э.) – римский политический деятель, оратор и писатель. Овидий (Публий Овидий Назон; 43 г. до н. э. – ок. 18 г. н. э.) – римский поэт, автор элегий, посланий, мифологического эпоса «Метаморфозы». Гораций (Квинт Гораций Флакк; 65 г. до н. э. —8 г. до н. э.) – римский поэт, автор сатирических и лирических од, посланий, написанных в духе эпикуреизма и стоицизма. Ливий Тит (59 г. до н. э. —17 г. н. э.) – римский историк. Лукреций (Тит Лукреций Кар) – римский поэт и философ-материалист I в. до н. э. Аврелий Марк (121—180) – римский император (с 161 г.) из династии Антонинов, автор философского сочинения «Наедине с тобой». Цезарь Гай Юлий (102 или 100—44 гг. до н. э.) – римский диктатор, полководец, автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах». «Кукушки нежный плач в глуши лесной…» — Из стихотворения К. Бальмонта «Зарождающаяся жизнь». Дантон Жорж-Жак (1759—1794) – деятель Великой французской революции, один из вождей якобинцев. Бабеф Гракх (наст. имя – Франсуа-Ноэль; 1760—1797) – французский коммунист-утопист. Марат Жан-Поль (1743—1793) – в период Великой французской революции один из вождей якобинцев. Бонапарт — Наполеон Бонапарт (1769—1821) – французский император в марте 1804—1814 гг. и в марте – июне 1815 г. Луи-Филипп (1773—1850) – французский король в 1830—1848 гг. Гамбетта Леон (1838—1882) – премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881—1882 гг. Тьер Адольф (1797—1877) – французский государственный деятель, историк, в 1871—1873 гг. – президент Франции, с исключительной жестокостью подавил Парижскую коммуну. Монтаньяры (Гора) – в период Великой французской революции революционно-демократическое крыло Конвента, представлявшее якобинцев; занимало на заседаниях верхние скамьи (отсюда название).

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010