Бог не может прийти в обычную квартиру Богу тесно в царстве 2 июля, 2017 Богу тесно в царстве Следующая неделя в церкви – время воспоминания римского сотника и брата Господня – Иуды. На литургии читаются Евангелия, в которых упоминается их беседа с Христом. Не всем выпала такая удача – оказаться лицом к лицу с Господом и попросить о самом заветном. Уникальная возможность представилась двух разным людям – исполнить одно любое желание. И их выбор оказался удивительным. Мы просим о себе. А эти люди попросили странного. Сотник – здоровья слуге. А Иуда – царства Израилю. Христос резко оборвал беседу со сводным братом и очень жестко перевел разговор с ним от политики к тайнам духа. Зато к римскому центуриону Господь был милостив и исполнил его желание – исцелил его подчиненного. Могут сказать, что Иисус так сделал сотнику потому, что за него просили иудейские старшины народа. Он-де любит их народ и давал денег на синагогу. Это, конечно, аргумент. Деньги – деньгами, но родство-то дороже. Ведь с Иудой они были братья и жили в одном доме и ели за одним столом. Это гораздо весомей денег и протеже. И вот Христос не удостоил брата даже простого ответа. Причем в достаточно резкой форме. Если так современный священник ответит современному прихожанину, то может и жалоба случиться. Иуда – не Искариот – говорит Ему: «Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Иисус сказал ему в ответ: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Римский офицер увидел в Иисусе Бога В чем дело? Во-первых, разница в том, что римский офицер увидел в Иисусе Бога, а брат – мессию. Это отличается как небо от земли. И Богу, конечно, слышней просьба того, кто лучше Его понимает. Во-вторых, Иуда просил и ждал визита Бога в царство Израиля, а сотник – визита Бога в свой дом. Иуда жаждал политики, а центурион – милости. Один искал свободы и власти избранного народа. Другой – свободы от болезни простого человека. Один говорил от любви, другой от расчета. Кого послушает Бог?

http://pravmir.ru/bognemojetpriyti/

В первом периоде гонений, т. е. в I веке, как римская власть, так и римское общество в целом, едва ли были способны отличить Христианство от иудейской религии. Можно утверждать, что в это время Христианство воспринималось властью как иудейская секта, а не отдельная, самостоятельная религия. Об этом однозначно говорит книга Деяний. Из Деян. 18:14–16 ясно, что римский проконсул в Коринфе Галлион видел в иудейских нападках на апостола Павла лишь внутренний иудейский религиозный спор: «Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища». Подобным образом оценивали обвинения апостола Павла со стороны иудеев и представители римской администрации в самом Иерусалиме – комендант Иерусалима Лисий и прокуратор Антоний Феликс, что видно из Деян. 23:26–29 : «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться. Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин. Потом, желая узнать, в чем обвиняли его, привел его в синедрион их и нашел, что его обвиняют в спорных мнениях, касающихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков». В I веке христиане могли преследоваться со стороны иудеев, а со стороны римской власти – вместе с иудеями, как представители одного из иудейских направлений, какими они считались самой властью. Положение христиан при императорах Тиберии и Калигуле Достоверных исторических свидетельств о каком-либо отношении императоров Тиберия (14–37) и Калигулы (37–­41) к христианам у нас нет. Существует только легенда о донесении Пилата императору Тиберию о Христе и решении Тиберия причислить Христа к римским богам. Стоит упомянуть, что при императоре Тиберии обвинение в оскорблении величества звучали достаточно часто. Насчитывают до 147 таких судебных процессов. Историк Светоний (70–140) сообщает, что «смертным преступлением стало считаться, если кто-нибудь перед статуей императора бил раба или переодевался, если приносил монету или кольцо с его изображением в отхожее место или публичный дом, если без похвалы отзывался о каком-нибудь его слове или деле» (Жизнь двенадцати цезарей. Тиберий, 58) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, немедленно собрав воинов и сотников, поспешил ко храму; мятежники, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла. Тогда тысяченачальник взял его и велел сковать двумя железными цепями; потом стал допрашивать, кто он, и что сделал? Народ же кричал к тысяченачальнику, чтобы он предал смерти Павла. Но вследствие шума и разнородного говора в народе, начальник нисколько не мог дознаться, в чем именно виноват Павел, и повелел отвести его в крепость. Множество же народа последовало за начальником и воинами, крича, да будет убит Павел. Когда дошли до высшего крыльца, ведущего в крепость, Павел просил тысяченачальника, чтобы он позволил ему сказать несколько слов к народу; тот позволил. И Павел, остановясь на ступенях, обратился к народу и громко заговорил по-еврейски, говоря: «Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами» (Деян.22:1). И начал рассказывать им о своей прежней ревности по закону Моисея, и как на пути в Дамаск он был осиян небесным светом, и как видел Господа, посылавшего его к язычникам. Но народ, не желая более его слушать, стал кричать, обращаясь к тысяченачальнику: «Истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить!» Крича таким образом, они метали одежды и бросали пыль на воздух, увлекаясь яростью, и настаивали убить Павла. Тысяченачальник приказал ввести его в крепость и распорядился было бичевать его, чтобы выпытать от него: за какую вину так озлобился на него народ? Но когда привязали Павла к столбу ремнями, он сказал стоявшему при нем сотнику: — «Разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» (Деян.22:25) Услышав сие, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: — Смотри, что ты хочешь делать! Этот человек — римский гражданин. Тогда тысяченачальник подошел к Павлу и спросил: — Скажи мне, ты римский гражданин? Он сказал: — Да. Тысяченачальник смущенно проговорил: — Я за большие деньги приобрел это гражданство. И тотчас освободил его от оков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

" Вера - лекарство " июля 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Скорбященском храме   " Эти святые были врачами из Рима, жили в третьем веке и пострадали в 283-294 годах. Они привлекали внимание властей тем, что, в отличие от языческих врачей, лечили безвозмездно, - сказал владыка. - У них был особый дар от Бога исцелять болезни. Им завидовали и донесли на них императору. Он не смог заставить их отречься от христианства. А потом заболел и прибегнул к их врачеству. Они помолились, и Господь исцелил императора. Тот отпустил их, и Косма с Дамианом продолжили лечить людей. Но завистники убили святых врачей однажды в горах, где они собирали лекарственные травы " . " В воскресный день мы вспоминаем нашего небесного врача - Господа, который исцелил слугу сотника, - продолжил архипастырь. - Сегодня об этом говорилось в Евангелии. Спаситель, как обычно, вел беседы, к Нему подошел римский сотник, офицер, и рассказывал, как мучается болезнью его слуга, воин. Сотник не просил об исцелении, просто делился своей болью. Но понимал, что если через рассказ донесет эту боль до Христа, то Он обязательно поможет. Иисус сказал: " Я приду и исцелю его " (Мф. 8:7). Сотник и здесь явил смирение, сказав: " Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой " (Мф. 8:8). Ведь речь шла не о достоинстве сотника, а о достоинстве больного. Достоин ли больной, чтобы Господь пришел и исцелил его? Сотник же переживал о своем недостоинстве, и обратился ко Христу: " Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает " (Мф. 8:8-9). Сотник признал власть божественную на Христе, видя, что Он - не простой человек, исцеляет болезни, воскрешает из мертвых, повелевает стихиями. Сотнику же власть дана от императора, он ею пользуется, командует, и все исполняют его приказы. Божественную власть Христа не хотели признавать фарисеи и книжники. А римский сотник признал ее. Спаситель удивился, что нашел такую веру в иудее, и сказал: " Иди, и, как ты веровал, да будет тебе " (Мф. 8:13). Слуга сотника тут же выздоровел. Вот какое значение в жизни имеет вера " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Во время проповеди апостолы постоянно сталкивались с различными трудностями — опасностями во время путешествий, агрессивной и нетерпимой реакцией иудеев или язычников, побоями, лишениями, болезнями. Обо всем этом красочно писал апостол Павел: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор 4 :11–13). Не стоит думать, что апостолы всеми возможными способами искали мученичества, что они «нарывались» на преследования — только бы пострадать и умереть за Христа. Они были людьми здравомыслящими, рассудительными, понимали, насколько велика их ответственность перед Церковью. Достаточно вспомнить апостола Павла, который при необходимости не гнушался пользоваться своим особым социальным статусом — римским гражданством. Так, например, во время своего четвертого миссионерского путешествия он был схвачен и оказался в руках местной римской власти. Чтобы получить от апостола необходимые показания, его решили пытать. Но когда Павла уже привязали к камню ремнями, он вдруг спросил сотника: Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда? (Деян 22 :22–25). Сотник, застигнутый врасплох, — ведь по законам империи римский гражданин не мог быть подвергнут никакому наказанию до обстоятельного судебного разбирательства, — тут же отправился к своему начальнику. Услышав о том, что арестованный по его приказу еврей обладает столь высоким юридическим статусом, тот незамедлительно отправился к Павлу: «Скажи мне, ты римский гражданин?» — спросил он апостола. «Да», — ответил Павел. Тогда тысяченачальник, не скрывая своего удивления, воскликнул: «Я за большие деньги приобрел это гражданство». На что апостол невозмутимо ответил: «А я и родился в нем». Так Павел оказался на свободе (Деян 22 :27–29). Сам он как-то раз признался в своем послании к филиппийцам: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1 :23–24). И в этом нужнее для вас — вся соль апостольского служения, причина их бесконечных путешествий, проповедей, наставлений, лишений и, в конце концов, их мученического подвига.

http://foma.ru/kto-pridumal-tserkov-kak-...

Во многих официальных документах Римо-Католицизма с XII в. Папа Римский именуется прямо или косвенно «наместником (vicarius) Христа на Земле» — так носителя этого сана называет Первый Ватиканский Собор 1870 г. в третьей главе догматической конституции “Pastor Aeternus”, и эта же формулировка вошла в официальный титул римского понтифика. Этот официальный документ подробно раскрывает католическую доктрину о примате римского папы ( primatus Papae ), которая наряду с филиокве (filioque) является основным камнем преткновения в диалоге католицизма и Православной Церкви. Эта доктрина, как и многие другие, формально основывается на Евангельских отрывках про апостола Петра. Вот некоторые из них: «И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» ( Мф.16:18-19 ); «Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:31 ) и весть отрывок Ин.21:15–17 , где Господь заповедует Петру быть пастырем «словесных овец». В самих общих чертах согласно этой доктрине римскому папе вменяется очень обширная власть в решении церковных вопросов всемирного масштаба. Римский престол и папа возвышаются над другими кафедрами и епископами, а официальные вероучительные высказывания к пастве (ex cathedra) признаются непогрешимыми и имеющими абсолютный авторитет для церкви. В дальнейшем положения конституции “Pastor Aeternus” с одной стороны много раз уточнялись и раскрывались в документах Католической церкви, а с другой неоднократно подвергались критике и до сих пор остаются спорными для православия и протестантизма. В Православной Церкви подобные положения всегда осуждались, поскольку в основании Церкви – Христос, а один из ее главных принципов – соборность. Поэтому недопустимо наделять одного человека в Церкви, пусть даже епископа, чрезмерными, исключительными полномочиями или высшим авторитетом. В Церкви на земле не может быть наместника Христова, поскольку управляет ею Сам Господь: «Не передавая Церкви ни в чьи руки, Господь до скончания века Сам пребывает во главе ее, а для проповеди Евангелия и управления церковной паствой послал в мир Апостолов и в лице их и за ними их преемников — православное епископство» – пишет патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) . Близкие понятия

http://azbyka.ru/namestnik

Вот теперь открывайте Матфея, находите 26-ю главу, и обращаемся опять к суду. 57-й стих. Вот это суд. 63-й стих: «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: Ты сказал [то есть «да»]; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных [вот шествующего к Ветхому Днями. Сразу понимаешь, откуда и что это такое]. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует. На что еще нам свидетелей? [И вот, знаете, в таком театральном – ему не полагалось разрывать одежды первосвященника, его сан не позволял ему такое делать, а тут вдруг такой вот театральный жест и возмущение – :] Теперь вы слышали богохульство! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. [И как будто боясь, что ещё может пересмотреться дело, стали осуществлять то, что Ему . Вот повинен смерти. Но вот выполнить это постановление, надо было получить разрешение от Римских Властей, поэтому Его от Каиафы и повели к Пилату]. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? Петр же сидел вне на дворе» ( Мф. 26:63–69 ). Ну вот дальше это его отречение. Вот, собственно говоря, такая последовательность. Было определено Ему не усечение мечом – это римскому гражданину . Римский гражданин был сам Павел, поэтому его не побили камнями и не распяли, а усекли главу. И когда Χιλαρχος, тысяченачальник, хотел его бичевать, ему достаточно было сказать только одну фразу: Римского гражданина бить хочешь? (см. Деян. 22:25 ) Вот как исполнялись законы. Вон где Рим-то был – за тысячи километров. А у нас под носом не исполняются законы. Римского гражданина бить хочешь? Вот, а как это? Ты разве римский гражданин? Я его купил за большие деньги,– это хилиарх говорит. А я родился в нём. Всё. И Апостол на полном основании потребовал суда Кесаря. Поэтому его и повезли в Рим. А так-то могли тут же на месте бичевать (см. Деян. 22:25–29 ). Вот видите.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Встреча с сотником произошла в Капернауме. В этом большом торговом городе стоял римский военный гарнизон под начальством сотника. Римский офицер был язычником, но хорошо относился к евреям и даже построил им в городе синагогу. В то время, когда Господь был в городе, у этого сотника тяжело заболел слуга. Услышав о великом Чудотворце, сотник сперва через иудейских старейшин, потом через своих друзей, а затем и сам просил Иисуса исцелить его слугу. Господь согласился и направился в дом сотника, но сотник остановил его, сказав: « Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то и делает » (Мф.8:8–9). Смирение этого язычника, глубина его веры и правильность представления о власти Господа были настолько поразительны, что Спаситель, обратившись к народу, воскликнул: « Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры! » (Мф.9:10). Затем Христос сказал сотнику: « Иди, и как ты веровал, да будет тебе » (Мф.9:13). Сотник пошел в дом свой и на пути узнал от друзей, что слуга его здоров. Исцеление дочери хананеянки произошло недалеко от финикийских городов Тир и Сидон. Христос иногда уходил с учениками в местности с языческим населением, куда толпа иудеев за Ним опасалась следовать – там Он мог остаться с апостолами наедине, учить их и готовить к Своей смерти и воскресению. Однажды, когда Господь и апостолы шли по дороге, они услышали вопли женщины – хананеянки. Женщина слышала от кого-то о Христе и пришла, чтобы попросить об исцелении своей дочери: « Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется » (Мф.15:22). Христос не обращал внимания на эти мольбы, так что уже ученики начали просить Его помочь женщине, досаждавшей им криками. Господь сказал апостолам: « Я послан только к погибшим овцам дома Израилева » (Мф.15:24), т.е. только к иудеям. На протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос проповедовал только в Иудее в среде богоизбранного народа, который ждал Мессию; языческий же мир был просвещен по Его повелению позже – после Вознесения и Пятидесятницы, трудами Его учеников.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Деян.22:24 .  тысяченачальник по­велел ввести его в крепость, при­ка­за­в биче­вать его, чтобы узнать, по какой при­чине так кричали про­тив него. По-видимому, тысяченачальник не понимал еврейской речи Павла и, не поняв причины нового столь неистового возбуждения против него, хотел бичеванием выведать суть этого загадочного для него дела. Деян.22:25 .  Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стояв­шему сотнику: раз­ве вам по­зволено биче­вать Римского гражданина, да и без суда? Деян.22:26 .  Услы­шав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Апостол указывает двоякое нарушение закона: 1) бичевание римского гражданина (см. прим. к Деян.16:37–39 ) и 2) бичевание без всякого суда и доказанного проступка. Первое, кажется, более возымело свое действие (слова сотника, 26 ст.). Деян.22:29 .  Тогда тотчас отступили от него хотев­шие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугал­ся, что связал его. Тысяченачальник испугался не только того, что хотел «пытать» Павла, но и того, что «связал» его (прим. к Деян.16:38 ), что также не позволялось производить над римскими гражданами без предварительного дознания вины. Если после Павел был заключен в узы ( Деян.23:18, 26:29 ), то уже после дознания вины его пред Синедрионом ( Деян.23 и д.). Правда, здесь вина его осталась невыясненной, но она все же подозревалась более основательно, – и это придавало некоторую законность содержанию его в узах, несмотря на римское гражданство. Деян.22:30 .  На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и по­велел собраться первосвящен­никам и всему синедриону и, выведя Павла, по­ставил его перед­ ними. «На другой день... освободил его от оков». Заявление Павла о своем римском гражданстве освободило его от бичевания, но от оков он освобождается лишь на другой день. В этом сказалось капризное упорство тысяченачальника, который, хотя и «испугался», но не хотел выказать свою слабую сторону немедленным освобождением пленника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Едва Павел упомянул о проповеди среди язычников, как утихшая было толпа возмутилась вновь, люди требовали смерти апостолу, крича: Истреби от земли такого! ибо ему не должно жить (Деян. 22, 22). Желая положить конец неистовству толпы, тысячник велел вести Павла в крепость. В крепости тысячник приказал бичевать апостола Павла, желая узнать, по какой причине толпа ополчилась на него. Солдаты уже связали апостола, когда он обратился к центуриону, сказав: Разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? (Деян. 22, 25). Центурион приказал воинам остановиться, пошел к тысячнику и сказал: Смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин (Деян. 22, 26). Заявление центуриона напугало тысячника, он поспешил к узнику и спросил, правда ли то, что он римский гражданин. Апостол ответил утвердительно. Недоумевая, как стоящий перед ним еврейский оборванец может быть римским гражданином, тысячник сказал: Я за большие деньги приобрел это гражданство (Деян. 22, 28). На что Павел спокойно ответил: А я и родился в нем (Деян. 22, 28). Ответ апостола напугал и тысячника, и солдат – вязать и пытать римских граждан без суда было запрещено. Обвинить апостола в каком-либо преступлении против римской власти также было нельзя. Поняв, наконец, что у Павла с иудейской толпой религиозные разногласия, тысячник Клавдий Лисий обратился к первосвященнику, приказав ему собрать синедрион для выяснения дела. Суд синедриона и отправление в Кесарию На следующий день Павел предстал перед судом синедриона, собравшегося в полном составе. Апостол обратился к собранию с такими словами: Мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня (Деян. 23, 1). Первосвященник Анания счел эти слова дерзостью и приказал бить Павла по устам. Возмущенный таким явным оскорблением, апостол Павел, несмотря на свое обычное смирение, вспыхнув сильным гневом, сказал: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня (Деян. 23, 3). Присутствующие были возмущены дерзостью подсудимого, кто-то воскликнул: Первосвященника Божия поносишь? (Деян. 23, 4). В ответ Павел сказал: Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь (Деян. 23, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010