Римский католицизм сам претендует на первенствующую роль в североамериканской республике и лелеет мечту о том, что он станет единою будущею церковью страны. Поэтому он чрезвычайно ревниво относится ко всем другим исповеданиям и общинам, которые заявляют те же самые притязания. Епископальная церковь является одним из его первых соперников в этом отношении, и потому он следит за её движениями с большею зоркостью, чем за всеми другими. Но в тоже время он вполне понимает, что она при своих собственных силах далеко не адекватна своим притязанием на первенствующую церковно-религиозную роль в стране. Мало того, Римский католицизм находит даже, что она при своих наличных силах и при своем теперешнем состоянии имеет лишь настолько значения в стране, чтобы служить посредствующим звеном для объединения американского народа под знаменем римского католицизма. По мнению авторитетного римско-католического публициста, епископальная церковь имеет положительно провиденциальное значение для римско-католической церкви и предназначена самим промыслом служить переходным пунктом в Римский католицизм для всех ищущих церковной правды. Предубеждение-де против самого Римского католицизма так велико и застарело, что многие искатели истины ни за что не вступили бы в лоно этой церкви, если бы не было переходной ступени в виде епископализма. Не находя удовлетворения в протестантизме и в тоже время ненавидя Римский католицизм, они избирают епископальную церковь, по-видимому чуждую обеих крайностей. Но познав шаткость её начал, они затем уже с большего легкостью и последовательностью переходят в Римский католицизм. 51 В виду такого значения епископальной церкви для целей Римского католицизма, для последнего весьма важно, чтобы она продолжала свое существование в своей теперешней шаткой форме, и потому он всячески старается держать её в изолированном состоянии и поставлять всевозможные препятствия её стремлениям к воссоединению с другими более крепкими и положительными церковными организмами, в которых бы она могла найти надежную опору для собственного самостоятельного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Meyendorff. Byzantine theology. P. 191. 13 Григорий Нисский. Против Евномия 11. PG 45, 880 B–881 B. (Творения. Ч. 6. С. 232–234.) 14 Пролыгин И. В. Катехизация и чин Крещения в Антиохии. С. 56. 15 См. Lampe. Lexicon. P. 891–893. 16 Григорий Богослов. Слово 39, 1. SC 358, 150. (Творения. Т. 1. С. 532.) 17 См.: Теста. Таинства в Католической Церкви. С. 69–75. 18 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 40. (Рус. пер. С. 9.) 19 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 92–93. (Рус. пер. С. 19.) 20 Христу. 21 Николай Кавасила. О жизни во Христе. 1, 109–110. (Рус. пер. С. 22.) 22 Мейендорф. Брак в православии. С. 15–16. 23 Симеон Новый Богослов. Послание 3, 587–603. 24 См., например: McGuckin. The Orthodox Church. P. 277. 25 Ср. Тертуллиан. О Крещении 11: «Крещение совершали ученики Его как помощники, как Иоанн Предтеча, тем же Крещением Иоанна. И не может быть иного мнения, ибо не существует иного Крещения, чем после Христа. Оно, конечно, не могло быть дано учениками, так как Господь не достиг еще тогда вершин Своей славы и не сообщил еще действенности Крещению страстями и воскресением. Ибо ни смерть наша не могла быть уничтожена ничем, кроме страдания Господа, ни жизнь восстановлена без Его Воскресения (Рим. 6:4–5)». 26 Тертуллиан (О Крещении 12) не дает ясного ответа на вопрос о том, крещены ли были апостолы. Однако в словах Христа, обращенных к Петру, «Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист» (Ин. 13:10), Тертуллиан видит намек на совершённое над апостолами Крещение. 27 Т. е. основы христианского вероучения. 28 Дидахи 7, 1–4. 29 Ипполит Римский. Апостольское предание 20. 30 Ипполит Римский. Апостольское предание 20. 31 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 32 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 33 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 34 Ипполит Римский. Апостольское предание 21. 35 Тертуллиан. О Крещении 7. 36 Иустин Философ. 1-я Апология 61. 37 Апостольские постановления 7, 22. 38 Апостольские постановления 7, 39. 39 Т. е. всех подчиненных ему злых духов. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Тертуллиан (О Крещении 12) не дает ясного ответа на вопрос о том, крещены ли были апостолы. Однако в словах Христа, обращенных к Петру, «Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист» ( Ин. 13:10 ), Тертуллиан видит намек на совершённое над апостолами Крещение. Т. е. основы христианского вероучения. Дидахи 7, 1–4. Ипполит Римский. Апостольское предание 20. Ипполит Римский. Апостольское предание 20. Ипполит Римский . Апостольское предание 21. Ипполит Римский . Апостольское предание 21. Ипполит Римский . Апостольское предание 21. Ипполит Римский. Апостольское предание 21. Тертуллиан. О Крещении 7. Иустин Философ. 1я Апология 61. Апостольские постановления 7, 22. Апостольские постановления 7, 39. Т. е. всех подчиненных ему злых духов. Апостольские постановления 7, 41. Апостольские постановления 7, 43. Апостольские постановления 7, 45. Ср. Афанасий Александрийский . Апология против Ариан 11. PG 25, 268 A: «Не подобает выставлять Таинства напоказ перед оглашенными и тем более перед язычниками… чтобы язычники по незнанию не осмеяли их и чтобы оглашенные, будучи любопытны, не соблазнились». Иоанн Златоуст . Слова огласительные 1, 4. (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 257.) Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 1, 2–8. Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 1, 9. Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 2, 2. Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 2, 3. Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 2, 4. Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 3, 1. Кирилл Иерусалимский . Поучение тайноводственное 3, 3. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное 3, 4. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии 2, 2, 2–5. Крещальной купели-баптистерию. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии 2, 2, 7. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии 5, 1, 6. Тертуллиан . О Крещении 19. Василий Великий . Беседа 13, 1. PG 31, 424 D–425 A. Григорий Богослов . Слово 40, 24. SC 358, 250. (Творения. Т. 1. С. 558). Тертуллиан. О Крещении 19. Григорий Богослов. Слово 40, 13. SC 358, 224. (Творения. Т. 1. С. 551).

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

Первый известный по имени епископ З. Феликс (Felix Episcopus Jadertinus) упоминается среди участников церковных Соборов в Аквилее (381) и Милане (391). Еп. св. Донат († 811) был активным церковным и политическим деятелем: в нач. 805 г. он встречался с франк. кор. Карлом Великим. В 925 и 928 гг. на Соборах в Сплите еп. Формин просил возвести Задарскую кафедру в ранг архиепископии, но ее передали в юрисдикцию Сплитской архиепископии (см. ст. Сплит ). Епископы З. при поддержке Венеции стремились к независимости от Сплита, еп. Миха (1124-1137) даже претендовал на Сплитскую кафедру. 17 окт. 1154 г. папа Римский Анастасий IV возвел З. в ранг архиепископии и передал в ее юрисдикцию кафедры Раба, Крка, Опсары и Хвара. Вскоре началось соперничество З. и Сплита за церковное лидерство в Далмации. В венецианский период владения городом, несмотря на протесты архиеп. Лампридеса Марихна, в 1155 г. папа Римский Адриан IV подчинил кафедру венецианскому Патриархату Градо . Задарские архиепископы активно боролись за независимость, поэтому избранные на кафедру архиереи часто не утверждались Ватиканом. В марте 1177 г. в З. прибыл папа Римский Александр III с целью разрешить ситуацию, но ему это не удалось ( Stragai A. Papa Aleksandr II u Zadru//Radovi instituta JAZU u Zadru. Zagreb, 1954. Sv. 1. S. 153-187): начиная с 1204 г. кандидаты на кафедру избирались в основном из венецианского клира, утверждались в Градо и приносили присягу на верность венецианскому дожу. Во 2-й пол. XII в. в З. нашли убежище спасавшиеся от преследований в Зап. Европе члены движения катаров ( Д. Kpcmjahu и jepemuчka црква Босанска. Београд, 1987. С. 128). Видимо, из-за этого папа Римский Григорий IX в нач. 30-х гг. XIII в. писал о «еретическом позоре» горожан, обвинял клириков в безбожии, воровстве и прелюбодеяниях, а еп. Иоанна - в препятствии деятельности францисканцев ( Фома Сплитский . История архиепископов Салона и Сплита. М., 1997. С. 196-197). В 1396 г. доминиканцы основали в З. семинарию (studium generale), ставшую 1-м хорват. учебным заведением (ныне Задарский ун-т). После Тридентского Собора архиеп. Муцио Каллини (1555-1566) планировал открыть иезуитскую семинарию, но из-за перемещения на др. кафедру не успел. Несмотря на сильное влияние Венеции, в 1607 г. архиеп. Витторио Рагаццони (1604-1615) основал семинарию «Collegium illyricum» с преподаванием на хорват. языке (просуществовала до 1680). Архиеп. Лука Стелла (1615-1624) хотел открыть еще одну иллирийскую семинарию, но этому помешал Ватикан. В 1624 г. папа Римский Урбан VIII назвал Задарского архиеп. Оттавиано Гарзадори (1624-1639) апостольским визитатором и реформатором всей Далмации.

http://pravenc.ru/text/182465.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Указатель личных имен 1213 Аврелиан, Клавдий Луций Валерий Домиций – римский император (214–275) 19, 65 Агамемнон – герой Троянской войны 85 Агафий Миринейский – византийский историк (VI в.) 42, 44,189 Адамантий – патрикий 53–56 Адриан – римский император (117–138) 199 Адриан IV – папа римский (1154–1159) 263 Азатин (Изз ад-Дин Кай-Кавус I) – Иконийский султан (1211–1219) 307 Аларих – король визиготов (между 365 и 370–410) 58, 59, 60, 62, 109 Александр – брат Ивана Асеня II 304 Александр – противник Ария 22 Александр Фессалоникийский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Александр – византийский полководец 104 Александр Македонский – царь (336–323 до н. э.) 17 Александр – византийский император (912–913) 139 Александр – лангобард, командующий германскими отрядами в византийском войске 264 Александр – севастократор 312 Александр ди Гравина – южноитальянский граф 263 Александр Север – римский император (222–235) 65 Алексей I Комнин – византийский император (1081–1118) 274, 275, 277 Алексей III Ангел – византийский император (1195–1203) 276, 286, 302 Алексей IV Ангел – византийский император (1203) 276 Алексей V Дука Мурчуфл – византийский император (1204) 276 Алексей – брат Исаака II 302 Алексей Аксух – византийский полководец, заговорщик 272, 273 Алексей Гид – византийский полководец 285 Алексей Стратигопул – командующий византийским войском в 1261 г. 314 Альбин, Цецина Деций Ацинаций – префект Рима 62 Амарриг (Амальрих I) – король Иерусалима 298 Аммиан Марцеллин – римский историк (ок. 330–400) 42, 108 Анастасий I – византийский император (491–518) 111,142 Анахарсис – легендарный скиф-философ 208 Ангелы – византийская императорская семья 274 Андрей Боголюбский – суздальский князь (1155–1174) 270 Андрей Первозванный – апостол 15, 16, 134–138 Андроник I Комнин – византийский император (1183–1185) 252, 267, 274–276, 280–282 Андроник II Палеолог – византийский император (1282–1328) 248 Андроник III Палеолог – византийский император (1328–1341) 248

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Солон (ок. 640--599), древний афинский законодатель и поэт, один из " семи мудрецов " , 210, 216, 223. Сомез Клод (1558--1664), французский протестантский теолог, автор многочисленных полемическим сочинений, с 1632 г. жил в Голландии, 254. Соран Старший из Эфеса (II в.), греческий врач эпохи Траяна, крупнейший акушер античности, жил и преподавал медицину в Риме, позднее в Александрии, автор трактатов О женских болезнях, Об острых и хронических болезнях и др., 47, 126, 134, 138, 139, 141, 155, 255. Сотион (I в.), римский философ-перипатетик, ученик Квинта Секстия и наставник Сенеки, автор трактата О гневе, 69. Спуррина Вестриций (сер. I в.), легат в войске Отона, при Флавиях воевал в Нижней Германии, трижды был консулом, посещение его виллы описывает Плиний Мл. 59. Стаций Публий Папиний (2-я пол. I в.), римский поэт эпохи Флавиев и Антонинов, автор поэмы Фиваида и сборника стихотворений на случай Сильвы, 91. Стобей, Иоанн (нач. VI в.), византийский компилятор из македонского г. Стобы, составивший антологию, в которую вошли фрагменты более 500 древних авторов, 181. Тацит, Публий (или Гай) Корнелий (55 или 57 -- после 117), римский историк, автор сочинений Анналов и История, в которых излагаются события, происходившие в Римской империи с 14 по 96 гг., 91. Тильмон, Себастьен де (1637-1698), французский историк, близкий янсенистким кругам Пор-Рояля, автор биографий отцов церкви и трудов по истории раннего христианства, 254. Тит Флавий Веспасиан (41--81), римский император с 79 г., сын и преемник Веспасиана, отец Домициана 61. Тразея Пет Луций (или Публий) Клодий (ум. 66), римский сенатор, глава " стоической " оппозиции при Нероне, осужден на смерть и покончил с собой в 66 г., 60. Феб Антиохийский (I в.?) греческий писатель и онирокритик, упоминаемый Артемидором, ближе неизвестен, 11. Федр, ученик Сократа и Лисия, любимец Платона, который его именем назвал один из своих сократических диалогов, 234. Фидий (нач. V в.-- ок. 432 или 431 г. до н. э.), греческий скульптор периода высокой классики, создатель фризов Парфенона и др. знаменитых произведений, 55.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Кирилл, епископ Туровский Климент III, папа Римский Климент Смолятич, митрополит Кирик Новгородец, диакон Климент Римский , св. Константин I, митрополит Константин II, митрополит Константин VII, император Константин Всеволодович, князь Константин Мономах, император Козьма II, патриарх Косьма, епископ Полоцкий Л Лаврентий Печерский, затворник Лазарь, епископ Переяславский Ламанский В.И. Лев VI, папа Римский Лев IX, папа Римский Лев Диакон, писатель Леон, митрополит Леон, епископ Переяславский Леонтий, епископ Ростовский Лука, апостол и евангелист Лука, епископ Ростовский Лука Жидята, епископ Новгородский Лука Хрисоверг, патриарх М Максимиан, император Малуша Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский Максим Исповедник , преподобный Марк, епископ Переяславский Маркс К. Мартин Исповедник, папа Римский Мануил I Комнин, император Мануил, епископ Смоленский Матфей, митрополит Мартынов В.И. Мефодий, св. равноапостольный Мефодий Птарский, св. Мина, епископ Полоцкий Митрофан, архиепископ Михаил I Сирин, митрополит Михаил II, митрополит Михаил III, митрополит Михаил, монах Михаил Керуларий, патриарх Михаил Синкелл Михаил IV Палеолог, император Михаил IV Авториал, патриарх Михаил III Пьяница, император Михаил Черниговский, св. благоверный князь Михаил Юрьевич, князь Моисей, игумен Моисей Угрин, преподобный Мокош, божество Мстислав Великий Владимирович, князь Мстислав Изяславович Волынский, князь Мстислав Мстиславович Удалой, князь Мстислав Ростиславович Храбрый, князь Мстислав Святополчич, князь Мстислав Владимирович Тьмутараканский, князь Н Неофит, митрополит Черниговский Нестор, епископ Волынский Нестор Летописец , преподобный Никита Затворник, епископ Новгородский Никита, митрополит Никита Парфлагонянин, св. Никифор I, митрополит Никифор II, митрополит Никифор, архиепископ Новгородский Николай, митрополит Николай IV Музалон, патриарх Николай Хризоверг, патриарх Николай грек, епископ Николай Угодник, св. Николай-Святоша (Святослав), князь Черниговский, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЙ II Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († 7.02.590, Рим), папа Римский (с 26 нояб. 579). Уроженец Рима, сын Унигильда, вероятно остгота по происхождению. О жизни П. до избрания на Папский престол не сохранилось никаких сведений. Предшественник П., папа Римский Бенедикт I (575-579), умер 30 июля 579 г., во время осады Рима лангобардами, вызвавшей в городе сильный голод. Вероятно, эти обстоятельства привели к 4-месячной вакансии Папского престола. Согласно Liber Pontificalis , избрание и ординация П., проведенные в один и тот же день (26 нояб. 579), состоялись без санкции визант. имп. Тиверия I (578-582), получить к-рую было невозможно из-за осады Рима (LP. T. 1. P. 309). Согласно др. интерпретации источников, П. был избран еще в авг. 579 г., а в нояб. было получено одобрение императора. Одним из первых решений П. стало назначение папским апокрисиарием в К-поле диак. Григория (свт. Григорий I Великий , папа Римский в 590-604). П. просил его добиться от визант. правительства помощи в защите Рима от лангобардов. В нач. 80-х гг. VI в. в результате реформы управления византийскими владениями в Италии военная и гражданская власть была сосредоточена в руках представителя императора - экзарха, резиденция к-рого находилась в Равенне. Отношения П. с 1-м известным равеннским экзархом, Смарагдом, были, по-видимому, непростыми. В письме (окт. 584) апокрисиарию Григорию, переданном с нотарием Гоноратом (преемник Григория в должности папского апокрисиария в К-поле) и с еп. Севастианом, П. извещал о бедственном положении Италии и жаловался на экзарха, что тот в письме ему заявил, будто бы не может оказать Риму никакой помощи (MGH. Epp. T. 2. P. 440-441). В этом послании отмечено самое раннее использование титула «экзарх» применительно к визант. наместнику в Италии. С целью заключить военный союз против лангобардов П.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

Ничего не может быть поразительнее той разницы, какою отличается в отношении внешнего величия и благосостояния Римский католицизм конца прошлого столетия и настоящего времени. Это разница двух крайностей – убогой нищеты и грандиозной роскоши. Менее чем сто лет тому назад на всем громадном протяжении между Филадельфией и Канадой не было ни одной католической церкви и ни одного постоянного священника. В Нью-Йорке обитала лишь маленькая группа католиков, численностью около ста человек, которые для пасхального богослужения отправлялись в Филадельфию. 609 С провозглашением политической независимости и установлением свободы религиозного исповедания, для иерархии открылась большая свобода действия в организации церковной жизни и она поспешила удовлетворить религиозную потребность своей отдаленной и заброшенной паствы. В 1783 году иезуит Фармер пробрался из Филадельфии в Нью-Йорк и там совершил мессу – в верхнем этаже плотнической мастерской, – за неимением другого помещения. 610 В 1786 году, ровно чрез десять лет после провозглашения независимости, в Нью-Йорке заложено было основание первой католической церкви – маленького кирпичного здания, на построение которого испанский король Карл III пожертвовал десять тысяч долларов. 611 В настоящее время этого здания уже не существует, а на его месте высится большой храм св. Петра, который до сих пор служит церковно-исторической святыней римско-католического населения Нью-Йорка. Ничтожная кирпичная церковь маленькой кучки «папистов» не обратила на себя ничьего внимания и не предвещала по-видимому особенного успеха. Но на самом деле она была подобна горчичному зерну, которое скоро выросло в величественное дерево. Церкви одна за другой начали вырастать в быстрой последовательности и скоро Римский католицизм не только превзошел своими храмами все протестантская исповедания в городе, но и воздвиг храм, равного которому, в отношении архитектурного изящества и роскоши, нет на всем американском материке именно храм св. Патрика, в Нью-Йорке, на Пятом Авеню. 612 Этот величественный храм, представляя неизмеримую противоположность не только с плотничьей мастерской, в которой сто лет тому назад совершена была иезуитом месса, но и с первой церковью, построенной на щедрое приношение испанского короля, служит самым полным выражением того внешнего величия и благосостояния, какого достиг Римский католицизм в менее чем столетний период своего существования. 613 Такой же процесс развития благосостояния римско-католической церкви имел место и по всей стране, и повсюду за столетний период своего свободного от преследований существования Римский католицизм успел воздвигнуть храмы, которые при обыкновенном течении жизни должны бы были требовать для себя многовековых усилий. 614

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Но если в интересах обличения новейшего папства древним важно было доказать, что древние папы в духе единения с восточной церковью принимали участие во вселенских соборах, – то с другой стороны не менее важно было отбиться от навязчивых претензий на папский монархизм, который друзья папства, ломая историю, думали провести чрез весь период всел. соборов. Так иезуит Скарга писал следующее: Na wszystkich siedmi switych soborach pierwsce miesce mial Papiez у Poslowie jego у on za pozwoleniem cesarzow wszyslkie sobory skladal у zjachac sie na nie roskazowal у со postanowili oycowie, oni na to potwierdzenia jego zawzdy procili 490 . Автор Апокрисиса весьма основательно отвечал Скарге: «Я спрашиваю тебя о первом собрании епископов в Никее: признаешь ли ты его главным собором, когда на нем не только римский епископ не имеет главного места, но и послы его Вить и Викентий занимали четвертое место? А собрание епископов в Константинополе, на котором первое место занимал Мина, патр. Константинопольский, разве не есть собор, тогда как и все римляне именуют его V-м вселенским собором?.. Быть может, ты укажешь на соборы, на которых председательствовал римский епископ? Но я и не стану спорить с тобой об этом; я спорю только о том, что ты написал, будто на всех семи всел. соборах первое место имел папа и послы его. Особенно же я признаю, что римские епископы всеми способами и иногда не без хитростей старались о приобретении себе первенства и председательства на соборах. Пример тому мы видим в первом ефесском соборе: когда Целестин , папа римский, заметил, что председательство на нем будет уступлено патр. александрийскому Кириллу, он писал ему, чтобы тот занял его место, желая таким образом как-нибудь привязать свое имя к первому месту... На халкидонском всел. соборе послы римского епископа действительно получали первое место, по дозволению императора, но что это сделано не по обязанности и не по праву какому, которое принадлежало бы римским епископам, это засвидетельствовал сам епископ римский Лев. Прося об этом имп. Маркиона и императрицу Пулхерию, он не высказывает притязания на то, будто ему принадлежит первое место или председательство; он представляет то, что восточные епископы, распоряжавшиеся на 2-м ефесском соборе, испортили все дело, во зло употребив свою власть…Что касается другого пункта, я признаю, что римский папа утверждал своим согласием соборы; но я сейчас же и прибавляю, что прежде всего не он один утверждал соборы; к тому же некоторые соборы, и не утвержденные папой, имеют свою важность» 491 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010