Поэтому одной из целей реформы богослужения, предпринятой на Тридентском соборе и после него, была унификация богослужебных книг. Тридентский собор принял решение издать 7 богослужебных книг со строго утвержденным текстом: Римский миссал, Римский бревиарий, Римский градуал, Римский антифонарий, Римский мартиролог, Римский понтификал и Римский требник. В дополнение в 17 в. появляется Церемониал епископов, содержащий подробные предписания по церемониалу епископских богослужений. В последующие века издавались также книги для мирян (молитвословы, или т.н. приходские миссалы), содержавшие латинские тексты богослужения, нередко с параллельным переводом, и песенники с текстами благочестивых песнопений, которые исполнялись в храме 934 . В конце 20 в. литургическая реформа, начатая в соответствии с решениями 2 Ватиканского собора 935 , привела к существенному пересмотру большинства богослужебных книг латинского обряда. В результате изменился состав и характер их текстов, заметно увеличилось число книг 936 . Под влиянием католического литургического движения и литургической реформы 2 Ватиканского собора православная монашеская община Новый скит 937 предприняла ряд изданий православной богослужебной литературы, содержащей «реформированные службы», переработанные в русле новых литургических идей «на основе богатого личного опыта» 938 . Введение в католическое богослужение национальных языков вызвало появление переводов богослужебных книг. Возросло число книг, помогающих мирянам активно участвовать в богослужении (миссалы и часословы для мирян, молитвословы, песенники и др.). Практически аналогичные богослужебные книги используются в обиходе Армянской Апостольской церкви 939 . Монодические песнопения объединяются в сборниках мелизматических песен, называемых Гандзаранами. Сборник, содержащий песни канонов, получил навание Шараканоц (Гимнарий; относительные аналоги в греко-восточной Церкви – Канонник, Тропарион, Ирмологий: Τροπριον, Ερμολγιον) 940 . Помимо Шараканоца и Гандзарана, в армянском богослужебном обиходе используются также: Аветаран (Евангелие, Εαγγλιον); содержащий библейские чтения Чашоц (арм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У. И не имею нужды оспоривать сего. Но я изъяснил тебе уже прежде, что первенствующий пред другими не есть еще глава всех. Кроме сего, должно заметить, что апостол Павел не одному Петру, но трем апостолам отдает старейшенство пред прочими: Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн мнимии столпи быти ( Гал. 2:9 ). И подлинно, два последние апостола удостоены были особенной близости к Иисусу Христу: их избрал Он быть свидетелями Своего славного Преображения на Фаворе ( Мф. 17:1 ) и тяжкого страдания в саду Гефсиманском ( Мф. 26:37 ) – Апостол же Иаков отлично уважаем был, яко брат Господень и предстоятель Церкви Сионской, матери всех церквей (Liturg. Iacob. – Литургия Иакова). Но при всем том апостол Павел равняет себя сим столпам Церкви: От мнящихся же быти что, якови некогда быша, ничтоже ми разнствует ( Гал. 2:6 ). А Петра он даже обличил некогда в неправильном поступке: Егдаже прииде Петр в Антиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе ( Гал. 2:12 ). И. Как бы то ни было, Римский епископ уже довольно важен и в сем случае, когда он есть преемник Петрова первенства. У. Рассмотрим и сие, точно ли Римский епископ есть преемник Петра и в каком разуме. – Римский епископ есть ли апостол? И. Престол его называется «апостольський». У. В древности все епископские престолы, основанные апостолами, назывались апостольскими. И. В точнейшем же разуме. Римский епископ, конечно, не есть апостол. У. А Петр был апостол. Следовательно, Римский епископ не есть преемник Петра. И. Как апостола. Но не есть ли преемник его, как епископа? У. Мы несколько уже говорили о сем, когда рассматривали слова Иринея о церкви Римской и о преемстве епископов ее. – Епископ Римский есть местный епископ, а Петр, так, как и все апостолы, был епископ Вселенский, в самом полном знаменовании сего слова. Следовательно, Римский епископ не есть преемник епископства Петрова. И. Говорят, что Петр поставил главный престол епископства своего в Риме. У. Сие несправедливо. Первое и главное место служения Петрова был Иерусалим. Все, что в Деяниях апостольских повествуется о Петре, происходило на Востоке. Оба послания Петровы обращены преимущественно к иудеям ( 1Пет. 1:1 ; 2Пет. 3:1 ). Апостол Павел ясно говорит, что Петру были поручены иудеи, как то и другие апостолы признавали: Уразумеете, яко уверено ми быстъ благовестие необрезания (то есть язычников), якоже Петру обрезания (то есть иудеев) ( Гал. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И. – Как бы то ни было, Римский епископ уже довольно важен и в сем случае, когда он есть преемник Петрова первенства. У. – Рассмотрим и сие, точно ли Римский епископ есть преемник Петра и в каком разуме [понимании]. Римский епископ есть ли апостол? И. – Престол его называется апостольский. У. – В древности все епископские престолы, основанные апостолами, назывались апостольскими. И. – В точнейшем же разуме Римский епископ, конечно, не есть апостол. У. – А Петр был апостол. Следовательно, Римский епископ не есть преемник Петра. И. – Как апостола. Но не есть ли преемник его как епископа? У. – Мы несколько уже говорили о сем, когда рассматривали слова Иринея о Церкви Римской и о преемстве епископов ее. Епископ Римский есть местный епископ, а Петр, так, как и все апостолы, был епископ Вселенский в самом полном знаменовании сего слова. Следовательно, Римский епископ не есть преемник епископства Петрова. И. – Говорят, что Петр поставил главный престол епископства своего в Риме. У. – Сие несправедливо. Первое и главное место служения Петрова был Иерусалим. Все, что в Деяниях апостольских повествуется о Петре, происходило на Востоке. Оба послания Петровы обращены преимущественно к иудеям (см.: 1Пет.1:1 ; 2Пет.3:1 ). Апостол Павел ясно говорит, что Петру были поручены иудеи, как то и другие апостолы признавали:... уразумевше, яко уверено ми бысть благовестие необрезания (то есть язычников), якоже Петру обрезания (то есть иудеев) ( Гал.2:7 ). И. – Но Петр скончался в Риме, и потому там остался главный престол его епископства. У. – И Павел скончался в Риме, потому там остался главный престол и его епископства. Сколько же будет в Риме престолов епископства? И. – Павел не был главный основатель Римской Церкви. У. – Ириней говорит без всякого различения, что «славнейшие апостолы Петр и Павел основали и утвердили Церковь Римскую». И. – Говорят, что Петр управлял Римской Церковью 25 лет. У. – Сие говорят в нынешнем Риме, а в Древнем Лактанций написал, что «когда уже правительствовал Нерон, тогда Петр пришел в Рим» («О смерти гонителей». С. 2). Известно же, что в десятый год правления Неронова Петр принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Устрашённые этим поражением, прочее семь царей сами покорятся антихристу; царём и монархом сделается один из всех – антихрист. Из этих выводов, в свою очередь, необходимо и очевидно следует, что разрушение Рима, описанное Иоанном в Апокалипсисе (18 гл.), будет раньше антихриста, так как будет совершено десятью царями, ещё живущими, и царствующими, из которых затем уже антихрист трёх умертвит, а прочих подчинит; что, далее, пока стоит Рим, дотоле антихрист ещё не царствует, потому что Рим будет разрушен десятью царями прежде антихриста; что, наконец, не Рим будет столицей антихриста, так как он будет сожжён прежде антихриста, а Иерусалим, как открывает Апокалипсис (11:8) и учат отцы. Корнелий-а-Ляпиде опровергает мнение реформатского богослова Безы, что Римская империя уже не существует, следовательно, антихрист уже пришёл, мнение, подтверждаемое тем, что в Риме уже не царствует римский император, а завладел Римом папа, следовательно, он разрушил Римскую империю и потому он есть антихрист. „Рим, – говорит Корнелий-а-Ляпиде, – и Римская империя не одно и то же, потому что Римская империя и римский император могут существовать без Рима. Ибо пока один римский император наследует другому в той же власти и достоинстве, что и видим доселе в действительности, то будет ли он царствовать в Риме, или нет, будет ли он владеть многими провинциями, или немногими, всё-таки он есть и называется римский император и обладает Римской империей”. „Это, по мнению Корнелия-а-Ляпиде, видно, во-первых, из того, что хотя Рим был взят Гуннами и Готами, именно, Аттилой, а после Гензериком, однако, Римская империя и римский император существовать не перестали, равно как и римский папа, Святой Лев; ибо римским императором оставался тогда Гонорий, хотя он жил в Равенне; и опять Валент, Аркадий, Феодосий и другие даже до Юстиниана были римскими императорами, хотя и были лишены Рима. Во-вторых, это явствует из всеобщего согласного мнения; потому что все называют римским императором теперешнего императора Рудольфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Кирилл, архиеп. Иерусалимский, ум. ок. 387. 18 марта. Кирилл, архиеп. Александрийский, ум. 444. 9 июня и 18 янв. Кирилл-Константин преп., еписк. Моравский, ум. ок. 869. 14 февр. и 11 мая (с преп. Мефодием). Кирилл, еписк. Туровский, ум. 1120. 28 апр. Кирилл преп., игумен Белоезерский, ум. 1427. 9 июня. Кирилл, преп. Новоезерский, ум. 1532. 4 февр. Кирин, муч. Римский при Клавдии ок. 270 г., с Марином и др. 6 июля. Кирин, муч. Римский 304 г., с Маркеллином, папой Р. 7 июля. Кириакия, муч. Римская при Нероне, с сестрой Фотиной Самаряныней. 20 марта. Кириакия, Калерия и Мария, мученицы Кесарийские в Палестине. 7      июня. Кириакия, мученица Никомидийская при Максимиане. 7 июля. Кириак, муч. Атталийский (в Памф.) при Адриане (117–138). с Еспером и др. 2 мая. Кириак, муч. Александрийский при Декии, 6 сент. Кириак, из 10 мучч. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Кириак, муч. при Диоклетиане, с Орентием и др. 21 июня. Кириак диакон, муч. Римский ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Кириак священномуч., явльший крест Господень царице Елене. 28 окт. Кириак, отшельппк Палестинский, ум. ок. 557. 29 сент. Кириена и Иулиания, мученицы Киликийские при Максимиане (ок. 306). 1 ноября. Кирион, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Кир и Иоанн, безмездные врачи, мучч. Александрийские ок. 311. 31 янв. и 28 июня. (Перснесение мощей их в 412 году). Кион, из Кандавал, муч. при Максимиане, с Феодором и др. 4 сент. Клавдиан, муч. Пергский при Декии, с Папием. 3 февр. Клавдиан, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Клавдий отрок, муч. Византийский при Аврелиане, с Лукиллианом и др. 3 июня. Клавдий, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Клавдий трибун, муч. Римский, из дружины Хрисанфа и Дарии. 19 марта. Клавдий комментарисий, муч. Римский при Диоклетиане, с Себастианом и др. 18 дек. Клавдий, Астерий, Пеон и Феонилла, Исавряне, мучч. в Момпсвестии при Диоклетиане (303). 29 окт. Клавдий, муч. Римский 304 г., с Маркеллином папой. 7 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В последующих томах будет доказано, что её не существовало до IX столетия и что только тогда учредилась она, и то на Западе. Простое замечание это служит ответом тем, кто утверждает будто вселенские соборы должны быть созываемы, председательствуемы и утверждаемы папой. Оставляя в стороне титул папы и сохраняя только именование епископа Римского, до пятого столетия как то явствует из исторических памятников, спросим только: пользовался ли епископ Римский правом созывать, председательствовать и утверждать вселенские соборы? В качестве историка, оставляя в стороне теории, будем придерживаться только фактов. Поэтому не станем спрашивать – имеет ли епископ Римский то право, которое ему присваивают на Западе, а спросим только, пользовался ли им он действительно, и созывал ли, председательствовал ли и утверждал ли он Соборы Вселенские? На этот вопрос события ответствуют отрицательно. Говоря только о первых двух Вселенских Соборах, история которых изложена в настоящем томе, на основании подлинных и достоверных памятниках, мы вывели только следующие факты: Император Константин созвал первый Вселенский Собор в Никеи; на этом Соборе было несколько председателей, то есть во главе его находились епископы самых знаменитых престолов; епископ же Римский, для представительства своей церкви, прислал двух пресвитеров, но пресвитеры эти присутствовали на соборе, как простые представители частной Церкви, наравне с прочими членами. Определения Собора, утвержденные Константином, были доставлены различным Церквам епископами, присутствовавшими на Соборе, и только по всеобщем принятии этого Собора получила она значение Вселенского. Второй вселенский Собор был созван Императором Феодосием, без всякого участия епископа Римского; на Соборе сперва председательствовал святой Мелетий Антиохийский , которого епископ Римский напрасно считал арианином и который не находился с ним даже в общении; по смерти же святого Мелетия на Соборе председательствовал Григорий Богослов , возведение его на престол Константинопольский епископ Римский в то время порицал; наконец, после отказа св. Григория, председательствовал преемник его Нектарий, с которым епископ Римский не находился в общении, оспаривая его рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

737 Их последних случаев этого рода, которые нам приходилось читать, отметим два случая в декабре прошлого года, когда два обращенца в Римский католицизм, один пресвитерианский священник и другой епископальный из Филадельфии, были торжественно посвящены в Нью-Йорке в сан католических священников. См. N. Y. Herald от 22 декабря 1880 года. В Herald " е от 27 апреля 1861 года сообщен случай нового обращения в Римский католицизм из епископальной церкви, именно епископального священника Эдуарда Джильяма, бывшего ректора церкви в Клинтоне, в штате Северная Каролина. 738 «И что еще более тревожно говорит методистский автор, так это то, что эти протестантские отступники суть самые ревностные и нетерпимые из всего папского духовенства, в этой стране. Mattison, Romanism, p. 72. 739 Catholic World, Vol. XXIII, p. 369. Кроме журнала Броунсон издал несколько отдельных книг, между которыми особенно замечательна книга под заглавием: The Convert (Обращенец), в которой он излагает мотивы, приведшие его к принятию Римского католицизма. 741 Биографический очерк матери Сетон (Mother Seton) см. в Murray, History, pp. 416–418. Ей же посвящена обширная монография: White, Life of Mother Seton. 743 Catholic Directory, за 1881 г. p. 152. Биографические сведения см. в Murray, History, p. 596. 745 «Дочь покойного знаменитого генерала Винфильда Скотта воспитывалась в монастыре и конечно обратилась в Римский католицизм. Сын покойного канцлера Вальворта теперь состоит римско-католическим священником в Олбани (столице Нью-Йоркского штата). Один обращенец Престон специально посвятил себя делу привлечения обращенцев в католическое стадо». Barnum, Romanism, p. 676. 747 Hecker, Catholic church, p. 76. Геккер сделал предсказание, что Римский католицизм получит политическое преимущество пред протестантизмом не позже 1900 года. См. Barnum, Romanism, p. 680. Читать далее Источник: Римский католицизм в Америке : Исслед. о соврем. состоянии и причинах быстрого роста римско-катол. церкви в Соедин. Штатах Сев. Америки/Соч. А. Лопухина. - Санкт-Петербург : тип. С. Добродеева, 1881. - VI, 440 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Законно посвящённого Епископа, находящегося в иерархическом общении и являющегося членом Коллегии, по божественному праву (божественной миссии) Сам Христос делает причастным к полной и высшей власти управления и учительства во всей Церкви, хранителем которой (т. е. власти) и является Епископ, а уж тем более – лично Римский Первосвященник, а также Коллегия Епископов, ибо в ней продолжается Коллегия Апостолов. Поэтому Епископ может осуществлять эту власть лишь тогда, когда Коллегия созывается её главой, с тем чтобы она действовала как таковая (Nota explicativa praevia, 4; кан. 337; 338; 341). Коллегия, всегда вместе со своим главой и никогда – без него, осуществляет в Церкви своё служение, заключающееся в том, чтобы представлять её и управлять ею во всей целостности, в единстве веры и любви (Lumen gentium 22b; 24b; Nota explicativa praevia, 3; 4; кан. 336). – Римский Первосвященник Римский Первосвященник лично является субъектом полной и верховной власти учительства и управления во Вселенской Церкви и по божественному праву (божественной миссии) получает её от Самого Христа с момента принятия своего избрания. Однако она должна быть восполнена посвящением в Епископы и поэтому, согласно нынешнему законодательству Церкви, не может осуществляться до получения епископской хиротонии (кан. 332, § 1; ср. Romano Pontifici eligendo, 644). В силу одного и того же епископского посвящения Римский Первосвященник и Епископы равны и находятся в одном и том же общении таинства священства, однако в силу своей должности Римский Первосвященник является главой всей Церкви и Коллегии, и поэтому по иерархической линии он воистину выше всех Епископов (Lumen gentium, 22b; кан. 333, § 1). Если бы Римский Первосвященник обретал свою власть при посвящении в Епископы, он не располагал бы подлинной независимостью от Епископов, и неясно было бы, в чём состоит коренное различие между статусом Епископа и Верховного Первосвященника, поскольку последний является той осью, вокруг которой по воле Христа составляется вся католическая иерархия. Служение Римского Первосвященника состоит в том, чтобы обеспечивать единство и нераздельность Коллегии как постоянного и зримого начала и основания веры и общения в любви (Lumen gentium, 18b), а потому представлять всю Коллегию и всю Церковь и управлять ею (Lumen gentium, 22b).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

6 Диалог с Трифоном иудеем (рус. пер.: Святой Иустин Философ и Мученик. Творения). 7 Против ересей (рус. пер.: Святитель Ириней Лионский. Творения . М., 1996). 8 Псевдо – Иустин . Cohortatio ad gentiles, 8. 9 Ср. Псевдо – Иустин . Cohortatio ad gentiles, 8; Святой Иустин Мученик. Dialogus, 85. 10 Ср. Татиан . Oratio adv. Graecos, 29 (Речь против эллинов, рус. пер.: Ранние Отцы Церкви. Антология); Святитель Феофил Антиохийский . Ad Autolyc., II.9; Тертуллиан . Apolog., 20 (Апология, рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 1. М., 1996); De pudicitia, 21. 11 Исключение составляет святитель Ипполит Римский, у которого этот термин встречается два раза (в отрывке De universo (О мире), 130–131 — по отношению к пророкам, и в In Canticum canticorum (Толкование на Песнь песней), V.3 — о Священном Писании в целом). 12 Об женском убранстве (рус. пер.: К. С. Ф. Тертуллиан. Избранные сочинения . М., 1994). 13 См. I Cor., 4.1; 14.4; 17.3; 23.5; 34.6 и др. 14 См. Epist., 4.7b; 5.4a; 6.12a; 11a; 13.2a и др. 15 См. Dialogus, 23.4; 37.4; 56.12; 56.8; 65.2 и др. 16 См. 4.1 (рус. пер.: Писания Мужей Апостольских). 17 См. Ep. 1.5; 2.12. 18 См. 7.4 (рус. пер.: Писания Мужей Апостольских). 19 См. Святитель Ипполит Римский. De Christ. et antichr., 1 (О Христе и Антихристе, рус. пер.: Отцы и Учители Церкви III в. Антология. Т. 2. М., 1996). 20 См. Святитель Климент Римский . I Cor., 43.1; 45.2; Святитель Поликарп Смирнский . Ad Philip., 12.1 (Послание к Филиппийцам, рус. пер.: Писания Мужей Апостольских); Святитель Ипполит Римский . Contra Noetum (Против Ноэта), 9. 21 См. святитель Климент Римский в цитате у Евсевия Кесарийского, Hist. Eccl., IV.23.12 (Церковная история, рус. пер.: Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993). 22 Святитель Ипполит Римский . De Christ. et antichr., 1. 23 См., например, Святой Иустин Мученик . I Apol., 31; Dialogus, 68; Псевдо – Иустин . Cohort. ad gentiles, 13; Святитель Ириней Лионский . Adv. Haeres., III.31. 24 Послание к Филадельфийцам (рус. пер.: Писания Мужей Апостольских).

http://azbyka.ru/uchenie-o-bogoduxnovenn...

1.10.641–27.12.653 Павел, патр. Константинопольский 645 диспут Максима с Пирром 641–668 Констант II (при воцарении 11 лет), сын Константина III, первые годы правления реальная власть принадлежит сенату 24.11.642–14.5.649 Феодор, папа Римский 646 антимонофелитские соборы в северной Африке Июль 649–16.9.655 Мартин I, папа Римский 647 экзарх Африки Григорий провозглашает себя императором и погибает в бою с арабами Конец 647 – нач. 648 издание ТипосаКонстантом II и отмена Экфесиса 648–649 собор в Двине, выход армян из унии 649 Латеранский собор 649–652 мятеж экзарха Равенны Олимпия 651–660 9.1.654 – 1.6.654 Пирр, патр. Константинопольский 15.6.653 захват в Риме папы Мартина I экзархом Равенны Феодором Каллиопой 8(15).6.б54–12.10.666 Петр, патр. Константинопольский 16.9.655–2.6.657 Евгений, папа Римский 653–654 суд над папой Мартином, высылка его в Херсон и кончина 16.9.655 30.7.657–27.1.672 Виталиан, папа Римский 656 убийство Османа в Медине; натиск арабов ослабевает 656 диспут в Визии 660 Констант II убивает своего брата Феодосия 661–670 668–685 Константин IV Погонат (при воцарении 16 лет), сын Константа II 17.4.667–15.11.669 Фома II, патр. Константинопольский Ноябрь 669–18.8.675 Иоанн V, патр. Константинопольский 24.7.662 кончина Анастасия-монаха 669–681 Макарий I, патр. Антиохийский 662/63 Констант с войском покидает Константинополь и, разграбив по пути Рим, поселяется в Сицилии 11.10.666 кончина Анастасия-апокрисиария 668 убийство в Сиракузах Константа 669 подавление восстания самозванца Мизизия, папа Виталиан поддерживает Константина IV 671–680 11.4.672–17.6.676 Адеодат, папа Римский 674–678 осада арабами Константинополя 2.9.675–9.8.677 Константин I, патр. Константинопольский 678 в морском сраже­нии «греческим огнем» сожжен арабский флот 2.11.676 –11.4.678 Домн,папа Римский 10 сент. 678 – импер. Константин IV направляет послание папе Домну с призывом всту­пить в богословский диалог и обещанием «заморозить» на время Типос Авг./сент. 677 – нояб./дек. 679 Феодор I, патр. Константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010