Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царя правды, – каковое название усвояют Мессии и пророки. 255 Во-вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, притом царь мира, и в тο же время священник Бога вышнего. Так и Христос есть князь царей земных 256 , князь мира 257 и в то же время архиерей великий прошедший небеса. 258 В-третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется в сказании Моисеевом без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни. Так и Сын Божий не имеет отца – по плотскому своему рождению, и матери – по предвечному рождению; род же Его кто исповесть? 259 Он есть сущий, и иже бе, и грядый. 260 Наконец, в том обстоятельстве, что Аврам, прадед Левия, дал десятину священнику Мелхиседеку, Апостол видит прообразование превосходства, которое возымело впоследствии над левитским священством Христово священство по чину Мелхиседекову, или новозаветные таинства над ветхозаветными обрядами. 261 Что побудило Авраама дать десятину царю Салимскому? Конечно, не царское достоинство Мелхиседека, ибо Авраам был сам победитель и избавитель царей, но благоговейное уважение к необыкновенному священству Мелхиседекову и к благословению именем Бога вышнего. Аврам сказал царю Содомскому: нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего…. (Ст. 22. 24). Почему Авраам с такою силою отклоняет от себя щедрость царя Содомского? Не по гордости, конечно, а по бескорыстию и миролюбию, ибо он мог опасаться, что Содомляне станут ему и даже захотят силою возвратить свою собственность, уступленную в первом порыве благодарности. Глава XV. Четвертое Богоявление Аврааму при таинственном обряде вступления его в завет с Богом Чем замечательно описываемое в сей главе явление Бога Аврааму? Сие богоявление само по себе замечательно во-первых, своею продолжительностью, ибо происходят целые сутки от одной ночи до другой 262 , во-вторых, – своею торжественностью и наглядностью, ибо патриарх не только во сне, но и в совершенно бодрственном и сознательном состоянии слышит голос Божий, беседует с Господом и ходит с ним, как с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

То есть Божии благословения непреложны! Аморреи – нечестивые язычники, а Бог говорит: «…ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» ( Быт. 15:16 )! Арабы не приняли Иисуса Христа как Сына Божия и Бога, они не стали иудеями и долгое время оставались язычниками. Затем они приняли ислам , а это – их своя собственная религия, потому что хотя там и есть учение о едином Боге и о Пророческом служении Иисуса Христа 136 , но там нет учения о триедином Боге, нет учения об Богочеловечестве Христа! Я однажды беседовал с одним русским, который перешел в ислам , и сказал ему: «Вот знаешь, я тебе так скажу: мусульмане, которые с тобой, твои друзья, они в глазах Бога намного лучше, чем ты!» Он спросил: «А почему?» И я ответил ему: «Потому что ты ушел от истины, а они до нее не дошли!» Ведь действительно ветхозаветные люди не знали, что такое таинство в том понимании, в котором понимаем его мы! Учение о Святой Троице было прикровенно – только особые духоносные люди могли созерцать тайну Троицы, как Авраам, например, когда ему было явление у Маврийского дуба! « Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила » ( Быт. 16:15–16 ). Восемьдесят шесть лет, и у него уже есть ребенок! Уточнение возраста Аврама обусловлено событиями его обрезания и обрезания его сына Измаила, о чем мы будем читать ниже. Дальше же Священное Писание решительно и быстро переносит нас во времени, и 17-я глава начинается словами: « Авраам был девяноста девяти лет …» ( Быт. 17:1 ). Сразу какой-то прорыв во времени! Как будто Писание спешит, сказав, о сыне по плоти Измаиле, перейти к повествованию о сыне по духу – Исааке! Дистанция между восьмьюдесятью шестью и девяносто девятью составляет тринадцать лет! Почему? «Между тем Бог еще тринадцать лет испытывает терпение праведника и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, подобно золоту, которое очищается долгое время в горниле, добродетель праведника явится в искушении еще чище и светлее-. Когда же, написано, Авраму стало девяносто девять лет, Бог явился ему вновь. Для чего Он медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Третий способ – по св. Филарету Московскому . Св. Филарет исходит в своем объяснении из того, что не в один год у семидесятилетнего Фарры родилось три сына, но с этого возраста у него стали рождаться сыновья. Библейское выражение Фарра жил семьдесят лет, и родил Аврама, Нахора и Арана ( Быт. 11:26 ) вполне допускает именно такое объяснение. По св. Филарету: «Будучи 70 лет, Фарра начал рождать детей, между коими знаменитейший был Аврам, старший пред ним – Нахор, а первый из всех – Аран. Ибо дочь сего последнего была супругою второго» 387 . Это объяснение особо соответствует тому, что Нахор, а, может быть, и Аврам были женаты на дочерях Арана, скончавшегося первым среди братьев. Навряд ли старшие братья женились бы на дочерях младшего. Перечисление же братьев не по старшинству, а по значимости, вполне возможно. В таком случае, Авраам родился, когда Фарре было уже 130 лет. На 75-м году жизни Авраама умирает его отец Фарра, а он покидает Харран. Последнее объяснение видится наиболее убедительным в отношении библейского текста, хотя и первые два вполне могут быть приняты. 1.4. Религиозность Фарры Бытописатель ничего не говорит о том, какова была вера Фарры, отца Авраамова. Но на это есть однозначное указание Иисуса Навина. В своем завещании народу Израильскому, он сказал: За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я [Господь] взял отца вашего Авраама из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской ( Нав. 24:2–3 ). Фарра, как и другие жители Ура Халдейского, служил иным богам, был идолопоклонником. Таковы же были и отцы ваши Нахор, Серух. Таково было родство Авраама. Поэтому и сказано было ему: выйди из земли твоей Халдейской и из родства твоего и из дома отца твоего Фарры-идолопоклонника ( Деян. 7:3 ). Об этом же говорится в Агаде 388 . Св. Иоанн Златоуст говорит: «…Фарра, отец его [Авраама. – Г.Ф.], хотя был и неверующий...» 389 . Неверующий в единого истинного Бога. Св. Димитрий Ростовский следует Преданию: «Идолопоклонники в них [праотцах – Г.Ф.] обретошася нецыи, яко же Серух, и Нахор, и Фарра, отец Авраамов» 390 . А св. Епифаний Кипрский «думает (даже), что, редкая в древности, смерть сына [Арана. – Г.Ф.] прежде отца, была наказанием Фарры за идолопоклонство» [цит. по Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 46].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Читайте также: Кем был Авраам и почему он — отец веры? Когда Аврам возвращался домой после победы, его встретил Мелхиседек, царь Салимский, названный в Писании священником Бога Всевышнего. Царь предложил Авраму хлеб и вино и произнес благословение, которое цитировалось ранее. В знак благодарности за благословение Аврам дал Мелхиседеку десятую часть из всего, что он добыл в сражении. Это единственное место в Ветхом Завете, где фигурирует Мелхиседек. Его таинственная фигура более не встречается на страницах Писания. Впоследствии царь Давид, пророчески предвозвещая приход Мессии,однажды вспомнит о нем в одном из псалмов: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека  (Пс 109:4). Какое продолжение эта история находит в Новом Завете? Значение личности Мелхиседека для понимания новозаветных реалий, раскрывает апостол Павел. В Послании к Евреям он обращает внимание на город, в котором царствовал Мелхиседек, и толкование имени царя: Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира  (Евр 7:1–2). Действительно Мелхиседек в буквальном переводе с еврейского означает «царь правды», а название города Салим переводится как «мир». Апостол Павел видит в Мелхиседеке прообраз Самого Иисуса Христа. В имени «царь правды», по мнению апостола, содержится указание на Спасителя, сказавшего о Себе Я есмь путь и истина и жизнь  (Ин 14:6) и явившего человечеству высшую правду. Другое наименование — «царь мира» — говорит об Иисусе Христе как Примирителе людей с Богом. Царем праведным  (Зах 9:9) и князем мира  (Ис 9:6) называют будущего Мессию соответственно пророки Захария и Исаия. В похожих выражениях провозвещает о Нем и пророк Иеремия: вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!»  (Иер 23:6). Вспоминая слова царя Давида о священстве Христа по чину Мелхиседекову, апостол Павел подчеркивает, что как священническое достоинство Мелхиседека имело, очевидно, божественное происхождение, так и Христос является Священником с большой буквы не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей  (Евр 7:16). Как Мелхиседек был царем, не принадлежал к священническому роду и получил священство не от людей, но от Бога, так и Христос был поставлен на Свое мессианское священническое служение Богом Отцом.

http://foma.ru/vstrecha-avraama-i-melhis...

Что же происходит, или что должно произойти? ...Загадка, тайна. Давид видит, что в мессианском царстве будет некое новое священство, не левитское, и служение новое. Служение и священник не по чину Левия, а по чину Мелхиседека ( Быт. 14:18 ). В ветхозаветные времена слова царя Давида так и остались загадочно оброненными словами. Пророки должны были изо всех сил обращать народ от идолопоклонства, от незаконного Иеровоамова служения Ягве Богу в виде поклонения тельцам Вефиля и Дана к истинному левитскому богослужению и священству. Еще не время было говорить о временном характере служения левитов, тогда израильтяне и вовсе не утвердились бы в Моисеевом законе и не оказались бы готовы к восприятию мессианского священства. Сама богослужебная жизнь Мессианского царства изображается у пророков как восстановление и подлинное служение левитского священства по Моисееву закону. Хотя употребленные левитские образы порой расплываются и приобретают уже новые вечные очертания. В пророческих прозрениях давалось, пусть отчасти и еще смутно, коснуться того нового и вечного священства по чину Мелхиседека. Что значит священник, коген или иерей, по чину Мелхиседека? Когда Авраам возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, освободив племянника своего Лота, произошла таинственная встреча. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес (навстречу Аврааму) хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. (Аврам) дал ему десятую часть из всего ( Быт. 14:18–20 ). Авраам в то время – единственный поклонник Бога Всевышнего; кто же Мелхиседек? Ясно, он не от семени Авраамова. Мелхиседек и царь, и священник. Салим – думают, что это город, в будущем ставший Иерусалимом. Думают также, что встреча таинственного царя-священника и праотца произошла на Сионе. Мелхиседек вышел не с агнцем или тельцом, но с хлебом и вином. Как больший пред Богом Мелхиседек благословляет праотца Авраама, а тот приносит ему десятину. В Аврааме благословляются, как его потомки, как семя его, и Левий, и Аарон, и Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Авраам сказал жене: «Служанка твоя в твоих руках, – делай с нею, что тебе угодно». Разозленная дерзостью Агари, Сарра стала притеснять ее, и Агарь, не выдержав, убежала из дома. Не зная, куда идти, она целый день блуждала по пустыне, а ночью заснула под открытым небом. Во сне ей явился ангел и сказал: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей!» Агарь послушалась ангела, вернулась к Сарре и в положенный срок родила сына, получившего имя Исмаил, что значит «Бог слышит». Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сарры ( Быт.17:8 ). Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (отец множества народов – Быт.17:5 ) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола ( Быт.17:9–14 ) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который, однако, также получил благословение ( Быт.17:16–21 ). Позже Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников ( Быт. 18 ): однажды мимо жилища Авраама проходили трое странников. Следуя законам гостеприимства, Авраам пригласил их отдохнуть и подкрепиться. Сарра испекла для гостей хлеб. Авраам заколол и приказал зажарить теленка. Насытившись, странники поблагодарили гостеприимных хозяев, и один из них сказал Аврааму: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Услышав эти слова, Сарра, которой в то время было уже 90 лет, подумала: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Но странник, угадав ее мысли, назидательно сказал, что нет ничего невозможного для Господа. После чего странники удалились. Эти три странника в действительности были ангелами, в которых воплотился Сам Бог . (Их изображение – так называемая «Ветхозаветная Троица» – является одним из самых распространенных сюжетов русских икон, в том числе знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

И сказал ему (Аврааму): Я Ягве, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он (Авраам) сказал: Владыка Ягве! по чему мне знать, что я буду владеть ею? ( Быт. 16:7–8 ). Усомнился ли Авраам, отец веры, в обетовании Божием, потребовав, как Захария, отец Иоанна Крестителя, удостоверяющего знамения? Все святые отцы однозначно отрицают здесь момент сомнения со стороны Авраама, объясняют же его слова Владыко Ягве! по чему мне знать, что я буду владеть ею? в нескольких значениях. Авраам не сомневается в исполнении обетования Божия, но не знает и недоумевает по поводу того, каким образом это произойдет. В связи с этим, он и задает свой вопрос: по чему мне знать, что я буду владеть этой землею? В таком значении объясняет слова Авраама прп. Ефрем Сирин : «Некоторые говорят, что за Авраамово сомнение, в обетовании сказано потом: най, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей [ Быт. 16:13 ; т.е. за Авраамово сомнение его потомки будут томиться в Египетском рабстве – Г.Ф.]. Но, утверждающие это, пусть знают, с какой верой Аврам, в то же время, принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской... Как же после сего говорят, что в день сей за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?.. О наследовании же земли спрашивал не в том смысле, будет ли оно, но в том, как оно будет» 480 . Авраам видел силу хананейских царей и не знал, то ли они сами истребят друг друга, то ли иной народ истребит их, или же его умножившееся потомство овладеет этой землею само. Авраам хотел знать, какой способ исполнения обетования об овладении сей землею изберет Господь. Подобным образом рассуждает св. Иоанн Златоуст . Он вкладывает в уста Авраама, как бы, такие слова: «Словам Твоим [Божиим – Г.Ф.] я не могу не верить, но, вместе, я желал бы узнать и то, каким образом я ее [землю – Г.Ф.] наследую» 481 . Так же объясняет и блаж. Августин: «Владыко, Господи, по чему мне узнать, что я буду владеть ею? (ибо ему была обещана эта земля в наследство). – это не значило, что в нем оскудела вера. Ибо он не сказал: Откуда я узнаю, как бы, не верил еще; а говорит: По чему мне узнать: чтобы предмету веры его представлено было какое-нибудь подобие, по которому бы ему можно было понять способ осуществления того, во что уверовал. Как, например, у Девы Марии не было неверия, когда она спрашивала: Како будет сие, иде же мужа не знаю? Она уверена была, что это будет, но спрашивала, каким образом оно будет. И, когда спросила, получила ответ: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя " 482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слова Писания Аврам поверил Ягве, и Он вменил ему это в праведность соотносятся также со знаменитым догматическим спором эпохи реформации о вере и делах, в их значении для спасения. Известны sola fide (только верою) Мартина Лютера и требование дел праведности и даже практика индульгенций Римско-католической церкви. Так вера или дела нужны для спасения? Писание вопрос так никогда не ставило. И отмеченные слова бытописателя святые апостолы Павел и Иаков используют, каждый, для доказательства, казалось бы, противоположного. В этом парадоксальность нашего спасения. Апостол Павел говорит, что человек оправдывается верой, а не делами: Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом. Ибо, что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим. 4:2–5 ). Апостол Иаков же говорит, что оправдание происходит делами, а не верою только: Не делами ли оправдался Авраам, отец наш... И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? ( Иак. 2:21, 23–24 ). Итак, для доказательства, казалось бы, противоположного, Павел и Иаков ссылаются на один и тот же текст об Аврааме! В этом парадокс! Но о нем и говорил св. апостол Иаков: Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства ( Иак. 2:22 )? Необходимо не то или другое, а одно совершается в другом. Вера и дела неразрывны. Спасают не вера и не дела, а Христос. Христос же усваивается верою и осуществляется в наших делах . Спасение принимается верою и совершается в делах . Ранние христианские отцы, в своей полемике с иудейством и иудействующими в христианстве, ссылались на слова об оправдании Авраама верою, доказывая преимущественное значение веры перед обрезанием и законом. Последние имели некоторое значение только до Христа, и то, значение только условное. Во времена благодати, язычники спасаются только верою, без обрезания и закона, да и иудеи тоже. Ведь и Авраам оправдался верою до обрезания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Языческий период патриарха совсем не препятствовал медиоланскому учителю видеть в Аврааме высокое благочестие. Во второй книге De Abraham мы встречаем два места, где Амвросий, рассуждая о халдейском периоде жизни Авраама, категорически отвергал мысль о том, что патриарх был подвержен каким-нибудь порокам. Первым поводом к этому послужил стих «И Лот пошел с ним» (Быт. 12, 4). Исходя от филоновской этимологии имени Лот как «уклонение», Амвросий оказался перед экзегетической проблемой. С одной стороны, предполагается, что Авраам, отвечая на божественный призыв, идет правым путем, с другой стороны он идет этим путем с «уклонением». Для того, чтобы разрешить эту проблему, святитель признает, что, даже следуя «путем истины», Авраам был все же nutabundus «объят сомнением» . Затем, Амвросий переходит к жизни Авраама, предшествовавшей призванию Божьему: По большей части [Авраам] был ведом обманчивым образом благого, но он не отклонялся вполне. Ибо не сбиваться свойственно [только] совершенному, осторожному же свойственно не отклоняться окончательно. Не сбивался никогда только Тот, о Ком написано: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7, 14). Авраам не мог избирать благое прежде, чем он познал худое. Но он был привязан к небесным повелениям, чтобы не уклоняться от истины . Из контекста видно, что речь тут идет скорее о заблуждениях разума, то есть неверном представлении о Боге, чем о порочной жизни. Но чтобы оправдать Авраама и от этого, Амвросий приводит сильный довод: только Христос не мог ошибаться. Для остальных же ошибки являются своего рода вспомогательным средством к совершенствованию. Соответственно, то, что Авраам следует за Богом с «уклонением», вовсе не компрометирует святого, а лишь свидетельствует о том, что как бы праведен он не был, в своей праведности он не смог превзойти Христа. Второе место, где святой Амвросий говорит о благочестии Авраама в халдейский период, мы находим в толковании 5 стиха 12-ой главы: «И взял Аврам с собой Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране». Речь идет о выражении possidere omnem animam . Принимая прямой смысл этого выражения как «владеть людьми», «владеть слугами», святитель находит другой способ чтения, а именно possidere animam suam , что заведомо изменяет смысл:

http://bogoslov.ru/article/791027

1 и 3: и поднялся Аврам из Египта, сам и жена его... и Лот с ним, на юг... И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля... В употребляемых здесь обозначениях стран света находят признаки того, что писатель жил в Палестине, так как он называет запад: ям – море, а юг: негев. Оттого-то писатель и допускает явную несообразность, когда говорит о возвращении Авраама из Египта: и поднялся Аврам из Египта... на юг. На это нужно заметить, что слова ям и негев лишь впоследствии получили широкое общее значение: запад, юг; а ранее они употреблялись в тесном смысле. Если ям перевести словом «море», то несообразность исчезает. Что касается негев, которое Вульгата передаёт: ad australem plagam (рус.: юг), то оно не имело первоначально этого значения. Негев (от нагав сушить) 569 означает собственно страну выжженную, иссушённую солнцем, и в этом смысле употребляется, например, в книге Иисуса Навина – гл. 12, стт. 7–8: вот цари... земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы... на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах, и в пустыне и на «юге». Последнее слово баннегев, оставленное у LXX без перевода (ν Νγεβ, – слав. во Нагеве), в Вульгате передано: in meridie, нем.: gegen Süden, pyc.: на юге. Но такой перевод, в данном случае, неправилен: сопоставление названий: гора, низменность, равнина, пустыня – необходимо заставляют предполагать, что и негев есть название местности, а не страны света. Так действительно и называлась местность между Египтом и средней частью Ханаана, в которой чередуются —121— между собою сухие песчаные пустыни и степи и обнажённые, лишённые растительности скалы горных хребтов, раскаляемые в летнее время лучами южного солнца ( Ис.30:6 ). В эту местность и двинулся Авраам из Египта на пути в Палестину. А потому несообразность и связанные с нею отрицательные выводы зависят, следовательно, от неправильной передачи термина негев в новейших переводах. Ближе к подлиннику в разбираемом месте перевод LXX: ες τν ρημον и согласный с ним славянский: в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010