Не только не возгордился и не вознесся мыслию от оказанного ему благоволения, но еще более смирил себя: “ Пал , - сказано, - на лицо свое ”. Такова признательная душа: чем больше пользуется приближением к Богу, тем больше обнаруживает благоговения к нему: “ Пал Аврам на лице свое ”. И когда праведник, после того (данного ему) дерзновения, смотря на себя и на немощь человеческой природы, не дерзал даже восклонить главы, а, преклонившись долу, выражал тем свое глубокое благоговение, - смотри опять, какое неизреченное милосердие являет всеблагой Бог. “ Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,  и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя ” (ст. 3-6).   3. Заметь, возлюбленный, как и теперь (Бог) все ясно предрекает праведнику, и чтобы дать ему еще большее удостоверение, прилагает к имени его новую букву, и говорит: “ Будешь отцом множества народов,  и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов ”. Прежнее имя его (Аврам) выражало переселение (слово Аврам на еврейском языке значит: переселенец, как это изъясняют сведущие в том языке); и так как он должен был выйти из своей земли в ханаанскую, то родители и дали ему такое имя. Может быть, кто-нибудь скажет: ведь родители его были неверные; откуда же у них могло быть такое предвидение, что они в самом имени (его) выразили то, что имело быть спустя долгое время? И это есть дело промыслительной премудрости Божией, которая часто чрез неверных устрояет такие случаи. Подобное много раз случалось, как мы можем видеть, и с другими; вот и сейчас приходит нам на память наименование Ноя. И ему не просто и не случайно родители дали такое имя, а предзнаменовали в нем через пять лет имеющий быть потоп. А что отец Ноя не потому дал такое имя своему сыну, что был добродетелен, послушай Писания, которое говорит ясно: “ Ной был человек праведный и непорочный в роде своем ” (Быт.6:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Сия сопряженная плотью и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии, как искра в пепле и как злато между блатом . В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого Бога и веровали в Него и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое» . И они, Аврам и Сара, создали религиозную общину. И слово «еврей», действительно, в первоначальном значении означает не нацию, а именно религиозную принадлежность. И христиане никогда не воспринимали слово «иудей», или «еврей», как обозначение национальности. Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28–29). И древние пророки призывали так называемых этнических иудеев (евреев): «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер. 4: 4). Да, они были обрезаны – тем самым внешняя форма была соблюдена, – но сердца их не были обрезаны для Бога. В земле Ханаанской Путешествие Авраама Но читаем далее: «И вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи» (Быт. 12: 5–6). Аврам словно намаливал места, в которых потом происходили значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события Если мы внимательно выпишем все стоянки Аврама, где он делал жертвенники, где он просто останавливался на какое-то время, и посмотрим, где эти места встречаются в Библии, мы увидим, что он как бы намаливал места, в которых потом происходили какие-то очень значимые, а иногда и крайне опасные для его потомков события.

http://pravoslavie.ru/99067.html

Владыка и Судья, Промыслитель всего – Адонай Ягве, слышит зов Авраама, слышит зов сердца, в котором непоколебимая вера зазвучала отголосками отчаяния и непонимания... 5.4. Кто будет наследником? Аврам сказал: Владыка Ягве! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Ягве к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником ( Быт. 15:2–4 ). Сердце Авраама не сомневалось в обетовании Божием. Ум его трезво осознает наступившую, по природе, невозможность иметь детей. Он – стар. Сарра – бесплодна. Как примирить сердце и ум? Что Ты дашь мне? Чего мне ожидать? Детей уже не жду. По природному естеству, я остаюсь бездетным. Но вот, в знакомом Аврааму хурритском семейном праве наследником может быть и один из домочадцев, как правило, старший. По смирению, по непривязанности к земному, Авраам согласен и на это. Он, как бы, готов закрыть глаза на то, что при этом не происходит буквального исполнения обетования Божия. По смирению согласен, но, верующая каждому слову, явившегося Бога, душа, стонет – где же обетование?.. Наследником своим Авраам видит Елиезера, своего домоправителя. По преданию, Авраам шел в землю Ханаанскую через Дамаск. Некоторое время проведя в Дамаске, Авраам был там признан как пророк и провозглашен Божьим князем. Там, в Дамаске, к Аврааму присоединился Елиезер, став его домоправителем. Распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. В славянском переводе, соответственно с LXX, говорится: Сын же Масек домочадицы моея. Подобно этому, сказано и в «Книге Юбилеев»: «Сын Масек, сын моей рабыни, это – Дамаск, Елиезер» 460 . Равви Берман, кстати, тоже утверждает, что еврейское соответствует, скорее, выражению: «Дамаск Елиезера», чем «Елиезер из Дамаска», хотя большинство переводов дают «Елиезер из Дамаска». Еврейское (бен-Мешек) означает «сын владения». Авраам готов «сына владения» видеть «сыном обетования», но тут же и смущается этим. «Сын владения» означает человека, чем-либо распоряжающегося. Переводчики передают это выражением: распорядитель в доме. Семьдесят толковников же принимали это выражение, как собственное имя: υς Μασχ «сын Масек», что и передано в славянском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еще один персонаж Священного Писания, о котором упоминается в песни канона, — это Авраам, ветхозаветный праведник, который во всем слушался Бога и имел очень крепкую веру. Когда Господь повелел ему покинуть Харран, город его отца, Авраам покорно последовал воле Божией. Преподобный Андрей призывает подражать решимости праведника. «Авраама слышала еси, душе моя, древле оставльша землю отечества и бывша пришельца, сего произволению подражай» (Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил землю отеческую и сделался странником; подражай его решимости). В этой же песни Андрей Критский вспоминает явление Бога Аврааму в виде трех путников, пообещавших, что у престарелых Авраама и Сарры родится сын. Впоследствии, когда это обещание исполнилось и Сарра родила сына Исаака, Бог захотел испытать верность Авраама и повелел принести Исаака в жертву. Авраам вновь послушался Господа и уже в последнюю секунду, когда он занес над сыном нож, был остановлен ангелом. Автор призывает брать пример с Авраама в его гостеприимстве и верности Богу. Помимо Исаака у Авраама был сын Исмаил, рожденный ранее от служанки Агари. На этом в свое время настояла сама Сарра, долгое время бывшая бездетной. Однажды Исмаил стал насмехаться над Исааком, за что Авраам выгнал его вместе с Агарью из дома. Святой Андрей вспоминает этот эпизод и призывает душу не уподобляться Исмаилу. «Исмаила слышала еси, трезвися, душе моя, изгнана, яко рабынино отрождение, виждь, да не како подобно что постраждеши ласкосердствующи» (Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как рожденный рабыней, бодрствуй, смотри, чтобы и тебе не потерпеть бы чего-либо подобного за сладострастие). Читать полностью отрывок из Библии Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26–27). И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана (Быт12:1–4).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

XV. И в пятый год четвертой седмины этого юбилея 48 , в третий месяц, в средине месяца, Аврам праздновал праздник начатков жатвы хлеба и принес свежую хлебную жертву; к жертвам начатков хлеба для Господа (он присоединил) тельца, и овна, и овцу на жертвенник вместе с благовонным курением. И Господь явился ему и сказал Авраму: «Я – Бог Владыка, благоугождай предо Мною и будь благочестив. И Я заключу завет между Мною и тобою и сделаю тебя весьма великим». И Аврам пал на свое лице. И Господь говорил с ним и сказал: «Вот завет Мой с тобою, и Я сделаю тебя отцом многих народов, и ты не будешь более называться Аврам отныне до века; но Авраам будет тебе имя, ибо Я сделал тебя отцом многих народов, и сделаю тебя весьма великим, и произведу от тебя народов и царей. И я поставлю завет Мой между тобою и Мною, и между твоим семенем после тебя, в их родах, в вечное установление, чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени после тебя во всех родах. И Я дам тебе и семени твоему после тебя землю – ибо ты пришлец в ней – землю Ханаанскую, чтобы ты был господином над нею навсегда. И Я буду им Богом». И Господь сказал Аврааму: «И храни Мой завет ты и твое семя после тебя, и обрезывайте все ваши крайние плоти. И это будет знамением Моего вечного установления между Мною и тобою и для родов (потомков). В осьмой день вы должны обрезывать все мужеское, в ваших родах, рожденного дома и купленного вами за золото у всех сыновей чужеземцев, что приобрели вы. Кто от твоего семени, тот да будет обрезан, рожденный дома и купленный за золото да будет обрезан. И Мой завет на теле вашем пусть будет в вечное установление. И кто не обрезан, всякий мужеского пола между вами, крайняя плоть которого не обрезана в восьмой день, душа та да истребится из рода вашего, ибо она нарушила завет Мой». И Господь сказал Аврааму: «Сора, жена твоя, не будет более называться Сорою, но Сара – имя ее; и Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и Я благословлю его, и произведу от него народ, и цари над народами произойдут от него».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Быт. 13:2 И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. О. Герлах указывает на начало благословения дому его, как верного слуги Господня. Быт. 13:3 И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, «И продолжал переходы свои», т. е. кочевал; чтобы с юга от Герара прийти в Вефиль, который находился в трёх часах пути от нынешнего Иерусалима, надо было двигаться на север, так что этот стих доказывает, что юг употреблялся в смысле названия страны. Как видно из всего повествования, Аврам вёл вполне ту кочующую жизнь, которою ныне живут арабы. Вероятно, как и теперь, на лето стада его уходили в свежие и покрытые травами долины Ливана и Анти-Ливана, с наступлением же осени стада уходили в верхние гористые части Палестины, а зимой паслись на узкой полосе, отчасти поросшей камышом, прилегающей к морю. Шатры, теперь употребляемые арабами, делаются из войлока, как наши калмыцкие кибитки, с тою разницею, что в них есть отделение для женщин (Аль-Кобба). Быт. 13:4 до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. Первое место, на котором он остановился, идя из Дамаска, было Сихем, но, как видно, там оставался Авраам недолго, а пребывал постоянно (пока голод не заставил его идти в Египет) в том месте, где он создал жертвенник близ Вефиля. Нет сомнения, замечает м. Филарет, что на том же месте он совершает благодарение Богу за избавление от опасности, так как, несмотря на странническую жизнь, он, согласно обетованию, считает Ханаан своей отчизной (сравни введение XV главы). Быт. 13:5 И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. Быт. 13:6 И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. Чтобы понять, как трудно владеющим большими стадами держаться вместе, надо вспомнить, что не только пастбища могут быть недостаточны для большого количества скота, но что в степях играют большую роль водопои, около которых обыкновенно происходят ссоры, ибо часто цистерна или колодезь могут дать лишь определённое количество воды, так что не успевшие захватить воды не могут напоить своих стад.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава шестая. Шестое Богоявление Аврааму. Завет нового имени и обрезания 6.1. Явление Эль-Шаддая, Бога Всемогущего. И вновь Богоявление Аврам был девяноста девяти лет, и Ягве явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов ( Быт. 17:1–4 ). Происходит новое Богоявление и обновление Завета с Авраамом. На сей раз, этот Завет получает свою печать – печать имени и печать обрезания. Аврам был девяноста девяти лет... Почему Господь так долго медлит с исполнением обетования, данного избраннику Своему? Ведь у Авраама все еще нет законного сына от Сарры, жены своей, а, при этом, он уже столько раз слышал от Бога о многочисленном потомстве своем? Это происходит таким образом, чтобы: – испытать терпение и веру Авраама; – показать всемогущество Божие, побеждающее старость Авраама, старость и неплодие Сарры; – сын обетования родился не от юношеской страсти, а в бесстрастии, от силы Божией. О первых двух причинах рассуждает св. Иоанн Златоуст : «Для чего Он [Бог – Г.Ф.] медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособною к деторождению, потому что тело (Авраама) уже увяло и иссохло от старости, – тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника, и являя Свою силу, (Бог) исполняет Свои обетования» 530 . О последней причине говорит блаж. Августин: «(Исаак) сын обетования, который служит образом благодати, а не природы: потому что обещается сын от старика и старухи, к тому же, и неплодной» 531 . И вот, вновь Богоявление – Ягве явился Авраму, девяностодевятилетнему старцу. Вновь, как и в Сихеме, Ягве явился (вайэра Ягве). Авраам зрит Господа. Святые отцы дают догматически выверенное разъяснение этого явления Ягве Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Древность сооружений свидетельствуется строительной техникой, в которой они выполнены. Хотя пруды не упоминаются впрямую в Св. Писании, историки считают, что именно о них говорит Соломон в автобиографическом отрывке из «Екклезиаста»: «Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил виноградники, устроил сады и рощи, сделал себе водоемы для орошения деревьев» (Еккл. 2:4–6). «Город Патриархов», один из древнейших в Св. Земле, одинаково почитаемый христианами, иудеями и мусульманами, Хеврон и сегодня важный центр в жизни Палестинской автономии. Типичный город Горной Иудеи (950 м над уровнем моря), он сохранил вполне традиционный характер древних палестинских городов – с террасными садами, каменными подслеповатыми домами и крутыми узкими улочками, о которых Господь сказал в Евангелии: «Не может укрыться город на верху горы». Как показывают раскопки, поселение существовало здесь уже в III тысячелетии до P. X. Впервые это место упоминается в Библии в связи с историей праотца Авраама. Точнее, еще Аврама («Аврам» – означает «отец многих», «Авраам» – «отец многих народов»), «И поднялся Аврам из Египта, он сам и жена его, и все, что у него было. И двинул шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу» (Быт. 13:1–18). Уточняющим примечанием «что в Хевроне», автор хочет лишь подчеркнуть, что позже на этом месте возникнет город Хеврон. Когда пришел сюда Аврам, города, разумеется, еще не было. Более того, своей земли у Аврама тоже не было, он лишь кочевал со своими стадами по свободным землям в промежутках между оседлыми ханаанскими анклавами. Когда умерла Сарра и надо было похоронить ее, он вынужден был купить для этого место у одного из местных землевладельцев – хеттов. Потому Библия и называет его «евреем», что значит «пришелец» (точнее даже, по современной этимологии, «перешелец» – «перешедший реку», очевидно, имелся при этом в виду Евфрат). Остановимся на мгновение на тексте сообщения, в котором впервые появляется слово «еврей».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Древность сооружений свидетельствуется строительной техникой, в которой они выполнены. Хотя пруды не упоминаются впрямую в Священном Писании , историки считают, что именно о них говорит Соломон в автобиографическом отрывке из Екклезиаста: «Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил виноградники, устроил сады и рощи, сделал себе водоемы для орошения деревьев» (см. Еккл. 2, 4–6 ). Комментаторы Иосифа Флавия отождествляют Пруды Соломона с описанным в «Иудейских древностях» местечком Ифам, представляющим благодаря своим садам и обилию влаги в одинаковой мере приятный и плодородный уголок. «Местечко это, – пишет далее Иосиф, – служило целью утренних поездок царя, когда тот обыкновенно на заре выезжал на своей колеснице в белом одеянии и сам правил лошадьми, а всадники, цветущие юноши, которые ежедневно посыпали себе волосы золотым песком, так что головы их сияли золотом в лучах солнца, с луками в руках окружали царя» (Иудейские древности. Кн. VIII, гл. 7). И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. ...И оглянулся я на все дела мои... и на труд, которым трудился... и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем ( Еккл. 2, 9–11 ). Этот грустный вывод делает мудрый царь после перечисления своих хозяйственных достижений. Но вопреки скептицизму и разочарованию водоемы устроенные им, существуют и поныне. Город Патриархов, один из древнейших в Святой Земле, одинаково почитаемый христианами, иудеями и мусульманами, Хеврон и сегодня важный центр в жизни Палестинской Национальной Администрации. Типичный город Горной Иудеи (950 м над уровнем моря), он сохранил вполне традиционный характер древних палестинских городов – с террасными садами, каменными подслеповатыми домами и крутыми узкими улочками, – о которых Господь сказал в Евангелии: «Не может укрыться город на верху горы» (см. Мф. 5, 14 ). Как показывают раскопки, поселение существовало здесь уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Впервые это место упоминается в Библии в связи с историей праотца Авраама. Точнее еще, Аврама («Аврам» – означает «отец многих», Авраам – «отец многих народов»). И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было... И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу ( Быт. 13, 1, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И Аврам, опасаясь за целомудрие своей супруги, обращается к ней со словами предостережения: …ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых (Быт. 12, 11–12). Вот здесь опять промах Аврама – за это придется отвечать! Наступит момент, когда государственная политика Египта провозгласит: «Мальчиков бросать в Нил, и только девочек оставлять, чтобы они становились египтянками!» – Аврам и есть первый верующий человек, который подвергнул собственную жену подобному испытанию. «Здесь Авраам оказался человеком, подлежащим немощам и как бы сомневающимся в Божией защите. Но сие сомнение и боязнь проявились в нем по Божьему попущению для большего обнаружения попечения Бога о Его рабах и скорого и сильного их защищения» . Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо Вы видите, как ошибка праотца реально потом оскоминой оказывается на зубах его потомков! Не случайно у древних иудеев была пословица: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иер. 31, 29). Пророки из уважения к отцам осуждали эту пословицу. Но Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо (Блаженный Августин). Так и в этом случае! Аврам инструктирует Сару: «И когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых». Он боится! Где же упование на Бога?! Он вышел с той территории, которая была территорией Бога и где он мог чувствовать себя совершенно безопасным. Есть опасность, когда семейных людей тянет отдыхать в религиозно чуждом для нас окружении (и они сходят с территории Святой Руси). Блаженный Иероним настаивает на том, что Сара таким переселением была поставлена в очень опасное положение из-за такой кризисной семейной политики Аврама: «Оказавшаяся в незнакомых ей чертогах, при попустительстве мужа она не могла сопротивляться…» ; «Сара была отведена в дом царя (т. е. фараона – О.С.), чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет» .

http://pravoslavie.ru/99493.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010