епископ Серафим (Сигрист) Доклад, прочитанный на Первых Библейских Чтениях памяти о. Александра Меня 11 сентября 2004 года. Пер. М.Черняка Дорогие отцы, братья и сестры! Я бы хотел посвятить свой сегодняшний доклад личности Мелхиседека, царя- священника, который, как это описано в 14-й главе книги Бытия, благословил Аврама и, как это видится мне, представляя собой союз мира для всех путей истории, является знаменательной фигурой для наших дней. Именно таинственный Мелхиседек в наибольшей мере воплощает собой в Священном Писании тайну истории и того, что над ней – метаистории. И хотя мой доклад представляет собой несколько укороченный в силу временных ограничений вариант большой работы, я постараюсь затронуть основные моменты. Но, прежде всего, давайте обратимся к самому тексту Библии . Бытие 14 . Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего [из того, что было добыто в недавней битве]. ( Быт.14:18–20 ) К этому тексту отсылает и 109-й псалом: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. ( Пс.109:5 ) А также отрывок из послания к Евреям: Которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. ( Евр.7:2–4 ) Мелхиседек – царь Салима, что значит царь мира, покоя, царь города Иерусалима, который теперь едва ли можно назвать городом мира. Я вспоминаю слова своего друга, палестинского художника Владимира Тамари: «Иногда кажется, что для того, чтобы решить проблему Иерусалима, сначала придется решить все проблемы мира». Он – человек, изобретший инструмент для трехмерного рисования и улучшения качества изображений, сделанных из космоса, он не видел выхода в иерусалимском вопросе. И даже зрительно его высокая фигура как бы пригибалась к земле от тяжести и печальности этой проблемы…

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/melhis...

Если бы Господь сказал: «Нарушил этот завет Мой», тогда было бы необходимо разуметь, что говорится об обрезании Но так как Он не сказал, какой именно завет нарушил младенец, то этим дается понять, что это сказано о том завете, нарушение которого может относиться и к младенцу. Если же кто-либо будет настаивать, что это сказано именно об обрезании — что младенец нарушил только относительно его завет Божий, потому что не обрезан, — то пусть он отыщет какой-нибудь такой оборот речи, в котором бы без особой несообразности выражалась мысль, что младенец потому нарушил завет, что он нарушен хотя и не им, но в нем. Но и в этом случае следует принять в соображение, что душа необрезанного дитяти, неповинная в личной небрежности, не подвергалась бы несправедливой гибели, если бы не была повинна в первородном грехе. Глава XXVIII. О перемене имен Авраама и Сарры, которые, будучи неспособны одна по неплодию, а другой по старости, к рождению, получили дар плодородия    Итак, когда было дано такое великое и такое вразумительное обетование Аврааму, которому яснейшим образом было сказано: «Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя... Я благословлю ее (Сарру), и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее», — обетование ныне на наших глазах исполнившееся во Христе, то вслед за тем эти супруги в Писании уже не называются, как назывались прежде: Аврам и Сара, но так, как называли мы их с самого начала, руководствуясь их общепринятыми именами: Авраам и Сарра. Причина перемены имени Авраама прямо оговаривается: «Я сделаю тебя отцом множества народов». Имя Авраам, следовательно, имеет именно это значение. Аврам же, как он назывался прежде, в переводе значит: высокий отец. Причины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя Сара в переводе значит: госпожа моя, а имя Сарра — сила.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ибо мы помилованы во Христе и в Нем мысленно созерцаем Отца и познаем Того, Который есть Бог по естеству. 2. Очень легко было бы к сказанному прибавить и еще бесчисленное множество подобного же, а к тому присовокупить и слова святых пророков, из которых всякий может видеть, и очень ясно, что служение по закону неприятно Богу. Но чтобы не отвлечь слово от предположенной цели и не сделать длинною речь, переводя ее на другую как бы стезю, мы перейдем к самому божественному Аврааму. Он, когда узнал, что сын брата его Лот неожиданно подвергся опасности (а жил он в Содоме и уже попал в рабство, будучи пленен в войне), вооружает домочадцев своих и некоторых иных из союзников, – Есхола, Анну и Мамврия, выводит их против победителей не без мужества и освобождает человека из под власти их. И вместе с ним спасает великое множество других, обиженных и подвергшихся опасности так же, как он. Когда же он возвращался домой и нес славные знамения мужественно веденной против врагов войны, то к нему естественно вышли навстречу получившие пользу от его трудов. Об этом написано так: «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве» ( Быт. 14, 17 ). Это было поле царя. Прибавляет же, что «и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» ( Быт. 14, 18–20 ). Замечай, как ясно блистают в Мелхиседеке образы совершенства, которое во Христе, и насколько ниже мера служения по закону. Несомненно, что всячески и во всяком случае «меньший благословляется большим», согласно написанному ( Евр. 7, 7 ). А между тем как бы корень происшедших от Израиля, божественный Авраам, а также преимуществующее и избранное в нем самом, – Левий увенчивается славою Божественного священства. Но «ибо он был еще в чреслах отца» ( Евр. 7, 10 ): потому что блаженный Авраам был в возможности отцом имевших по времени произойти от него. И это, я думаю, значит мудро сказанное о Левие: «ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (там же). Итак, праведность по закону благословена от служения во Христе, прообразом которого служит Мелхиседек. А что несравненно превосходнее это благословение, нежели благословение, лишенное силы благословения, в этом разве может кто-либо сомневаться? Но на этом мы не надолго остановимся более тонким и отчетливым рассмотрением.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВРААМ [евр.  ,   - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. Αβραμ; первоначально Аврам, евр.  ,   - великий отец], ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб. племен. Данное А. Богом благословение, универсально понимаемое в НЗ, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие А. восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра , у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С А. начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с А. (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2). кн. Деяний св. апостолов говорит о том, что Бог явился А. еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7. 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, к-рый, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24. 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11. 32). 75-летнего же А. Господь призывает идти дальше: «...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении : «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Переселившись в Ханаан, А. дошел до Сихема . Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству А. эту землю (Быт 12. 7) (см. Земля обетованная ). А. поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа А. строит Ему жертвенники, ставшие впосл. святынями (Быт 12. 7 - в Сихеме; 12.

http://pravenc.ru/text/62850.html

общения вырастало знание о Боге, Какой Он есть. Вера Авраама заключалась не в том, что он сначала получил какие-то сведения о Боге и в них уверовал, а в том, что он с самого начала, туманно, но вместе с этим с громадной силой, встретился лицом к лицу с Живым Богом. Он верил не во что-то, а в Кого-то, и в этом, может быть, и есть самое существо веры. Если наша вера есть вера в Кого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленные против нее, не могут ее поколебать; если же вся наша вера заключается только в том, что мы верим в те или другие богословские, или полубогословские или просто суеверные предпосылки, они могут быть колеблемы, причем суеверие держится крепче, чем богословские выкладки. И вот вспомните Авраама, первую его встречу с Богом, как Господь его по имени позвал: Аврам! Голос был такой своеобразный; это не был просто один из голосов человеческих, он прозвучал не только в его ухо; это имя Аврам ударило его в сердце, и он узнал непосредственным чутьем, что с ним говорит Бог. И первое, что ему сказал Бог: Оставь свое родство, оставь страну, в которой ты родился и живешь, и иди, куда Я тебя поведу... (Быт. 12,1). Тема доверия: потому что Бог ему ничего, в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то, что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь, туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я не объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает, это что с ним говорит Бог; он знает, что от него требуется уйти; он знает, что он куда-то будет приведен; но только отрицательное ему опытно известно: бросить родную землю; бросить родные пепелища; отойти от своих близких, от всей семьи, от всего своего народа. А то, что будет, — известно только в общих каких-то чертах, то есть именно в порядке того, что мы называем верой, доверием: куда Я тебя поведу... И в это требование можно верить, только если оно исходит от лица говорящего; в такой мере можно довериться тому, кто говорит, а не какому-нибудь руководящему принципу. И вот Авраам идет, находит землю обетованную; и тут Господь ему обещает

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1271...

Отец верующих Авраам Библия, изложенная для семейного чтения Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего Снова заселилась земля, и снова распространилось нечестие между людьми, и стали забывать они Бога, заменили они почитание Его сначала почитанием светил небесных, а потом, спускаясь все ниже и ниже душевным разумением, упали до грубого идолопоклонства. Но Тот же долготерпеливый Господь, «не хотящий смерти грешника», бодрствующий над спасением его, не отступающий от него никогда, всегда пребывающий с помнящими Его, не оставлял их общением с ними и через них поддерживал и в прочих людях веру в завет Его, поддерживал спасение душевной жизни человечества. Таким орудием Божиим, самым великим и знаменитым родоначальником потомства, из которого надлежало произойти Спасителю человеческого рода, был избран Аврам, сын Фарры, потомок Евера из благословенного Богом рода Симова. И потомкам Аврама определено было приготовить пути Тому, в Ком должны были быть благословенны все народы земные. Вера ветхозаветного избранника Божия Аврама, которая по силе своей была даже вменена ему в праведность, обнаружилась последовательно в следующих обстоятельствах его жизни: когда идолопоклонство и нечестие распространились так широко, что угрожали совсем заглушить веру в Истинного Бога и таким образом прервать единственную связь человечества с Божеством, тогда Аврам один сохранил ту веру в Единого невидимого Бога, которая заменяла ветхозаветному человечеству веру в Бога Воплотившегося, которой одной спасается новозаветный народ. И, видя веру Аврама, Бог избрал его, и отделил его от племени, и повелел ему идти в чужую, неизвестную землю, обещав ему при этом произвести от него многочисленное потомство и благословенную землю ту предоставить в наследие ему. И не усомнился 75-летний старец в возвещенном ему, оставил свое отечество — город Ур (в Халдее или Месопотамии) и переселился в землю Ханаанскую, указанную ему Богом, с женой своей Сарою и племянником своим Лотом. Здесь, окруженный со всех сторон идолопоклонниками, продолжал хранить веру свою в Истинного Бога, — и сам был чудно храним Богом тот, кто «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах... ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог».

http://pravoslavie.ru/2790.html

Позаботимся и мы, сохраняя наследие ВЕРЫ, передать ее последующим поколениям. Закон дал нам Моисей, наследие (т. е. подлинное наследство — О. С.) обществу Иакова (Втор. 33, 4). «Авраам не искал вознаграждения от человека, поэтому получил его от Бога, как мы читаем в Писании, потому что после этих слов было слово Господа к Аврааму в видении: не бойся, Аврам; Я защищу тебя; награда твоя будет весьма велика . Господь не медлит с тирадой, быстро обещает и щедро одаряет... Он вознаграждает с такой щедростью, которая словно приносит еще и прибыль, чтобы обильно воздать тому, кто не соблазнился предложением видимого» . Другие святые отцы, которые разбирали этот отрывок, говорят, что, подобно другим праведникам, Аврам стремится быть отпущенным в бесконечную жизнь. То есть человек, который говорит о потомке или о наследнике — это человек, который живет уже интересами другой жизни, он как бы уже определился для себя, где более ценная для него форма существования. ... ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 14). Этот мир он (Аврам) оставляет, оставляет религиозную общину, которую он создал вместе со своей супругой Сарой — и кому же все это достанется? Как будет продолжаться его дело, кем будет продолжаться дело проповеди Единобожия, веры в единого Бога? И мы читаем ниже: И вывел его вон (Господь, — О. С.) и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15, 5). На самом деле из текста оригинала ( вывел его вон ) может следовать и то, что Господь превознес Аврама в этот миг над всем мирским и заземленным. Дело в том, что с земли можно попытаться сосчитать звезды, но если ты вознесен в мир звезд и видишь их повсюду вокруг себя — ты не можешь их сосчитать! То есть это было какое-то чудесное видение. Наподобие: Я был в духе в день воскресный ... (Отк. 1, 10). Авраам называется отцом всех верующих, апостол Павел пишет об Аврааме: … который есть отец всем нам как написано: Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом… (Рим. 4, 16, 17).

http://pravoslavie.ru/102186.html

При всем сходстве деталей – какое поразительное отличие духовных и нравственных оценок! 3. Авраам и Сарра: путь призванных «Выйди из земли твоей» Три мировых религии, основанные на вере в Единого Бога-Творца – иудаизм, христианство и ислам – называют иногда «авраамическими». Действительно, все три так или иначе ведут отсчет именно от Авраама (мусульмане называют его Ибрагимом). И до Авраама были люди, которые верили в Единого Бога-Творца и даже заключали с ним завет, например, Ной. Но с Авраамом связано нечто особенное: начиная с него, избранничество переходит от одного поколения к другому. Так возникает в истории не просто новая религия, но нечто гораздо более важное – народ Божий. Около четырех тысяч лет назад в городе Уре, одном из центров великой месопотамской цивилизации, жил человек по имени Аврам со своей женой Сарой. Мы не знаем, чем отличались они от всех остальных, но случилось так, что из всех людей той эпохи только Аврам услышал Божий призыв. Впрочем, могло быть и так, что слышали его и другие, но лишь один ответил на него и тем самым навсегда вошел в историю человечества. Этот призыв прозвучал так: «Выйди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Авраму суждено было стать предком даже двух великих народов: от его сына Измаила ведут свое происхождение арабы, а от другого сына, Исаака – евреи. Но этого мало: Бог обещал, что он станет источником благословения для всего человечества, даже для тех народов, которые от него не происходят. Поэтому и христиане сегодня считают себя духовными потомками этого человека, из какого бы народа они не происходили. В этом важнейшая особенность Ветхого Завета: он рассказывает нам историю одного избранного Богом народа (и Авраам упоминается, прежде всего, как прародитель этого народа), но эта история – лишь стержень, на который нанизаны судьбы всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

протоиерей Ростислав Снигирёв Родословие Фарры (Быт. 11:27 – 25:11) Происхождение Авраама (Быт. 11:27 – 32) В этом разделе излагается родословие Авраама, его ближайших родственников и переселение Фарры, отца Аврамова, во Святую Землю, прервавшееся в Харране. Имя Аврам (первоначальное имя патриарха) на Ближнем Востоке во II веке до Р. X. встречается неоднократно и означает «мой отец возвышен», то есть «Бог – мой отец». Первое богоявление Авраму (Быт. 12:1 – 3) С этого момента начинается собственно история Авраама, структурируемая вокруг восьми бывших ему богоявлений, являвшихся, по согласному святоотеческому представлению, явлениями Бога Сына, домостроителя человеческого спасения. Первое богоявление Авраму имеет в первую очередь мессианское значение: патриарх Аврам, потомок Сима, переселившись в указанную ему Богом землю, станет родоначальником народа, в котором должен родиться Мессия. Именно к Нему приложимо обетование рассматриваемого богоявления о благословении семени Авраамова. Кроме такого общепринятого истолкования первого богоявления Авраму, особое его понимание можно найти у святителя Григория Паламы , говорившего о Кресте Христовом: «Какие первые слова, говоря ему, Бог произнес? Пойди из земли твоей, и от родства твоего... в землю, которую Я укажу тебе ( Быт. 12:1 ). Таким образом, в самих этих словах заключалась тайна Креста, ибо это же прямо являет апостол Павел, который, хвалясь Крестом, говорит: которым для меня мир распят ( Гал. 6:14 ). Ибо для бегущего без оглядки из отечества или от мира земное отечество и мир умерли и оставлены без внимания, а это и есть крест» 77 . Переселение Аврама в землю обетованную и второе ему богоявление (Быт. 12:4 – 9) Переселение Аврама в Землю Обетованную обычно рассматривается как образец послушания Богу и, следовательно, духовного усовершенствования человека. Суммируя соответствующие святоотеческие высказывания, святитель Тихон Задонский писал: «Вера – мать послушания... Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем в книге Бытия. Когда ему повелел Бог: пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу и прочее ( Быт. 12:1 ), он не отказался сделать это. Оставил отечество свое, род свой и дом отца своего и пошел в землю чужую, незнакомую, как писал об этом апостол: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет ( Евр. 11: 8 ) " 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Святитель Амвросий Медиоланский наставляет нас (истолковывая слова Авраама: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли ): «Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: ничего не возьму из всего твоего. Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу (т. е. показывать, что чист от всего — О. С,). Трудолюбивая рука — добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа, а к Господу, Который сотворил , — сказано, — небо и землю (Быт. 1, 1), то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность — это небо, а видимая, или чувственная, природа — земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное. А из этой видимой природы он извлек пользу, относящуюся к практической и гражданской жизни» . И далее: Кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю (Быт. 14, 24). Здесь Аврам не отказывает в некоей контрибуции для его союзников, которые ходили с ним в поход. Но подобное исключение из правила только подчеркивает значимость правила. С другой стороны, забота Авраама о союзниках и о слугах предвосхищает последующее апостольское отношение к уверовавшим из числа язычников (бережное и внимательное). Но! Кто такой Мелхиседек, о котором мы прочитали, что он Мелхиседек, царь Салимский… священник Бога Всевышнего ? Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия Мелхиседек понимается как прообраз Христа, истинного Первосвященника Божия. Предложение хлеба и вина усиливает схожесть Мелхиседека с Христом (Киприан); кроме того, ни Мелхиседек, ни Христос не имели родословия (Златоуст). Мелхиседека можно еще отождествить с сыном Ноя Симом, который получил священство от своего отца (Ефрем). С Мелхиседека началась евхаристическая жертва, приносимая теперь христианами (Августин). Тот факт, что Аврам предложил Мелхиседеку десятину, показывает, что патриарх был скромен даже в победе (Амвросий).

http://pravoslavie.ru/101713.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010