Быт 11:32 Родословное древо Авраама Следующая глава начинается с события, перевернувшего всю жизнь Авраама. Призыв Аврама И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Быт 12:1–4 В этих кратких словах — так много смысла, так много поразительного! Удивительно уже то, что Господь заговорил, и как заговорил! Он прорывается через язычество Аврама, через его переживания безнадежности, бессмысленности существования. И что же Господь говорит Авраму? Человеку семьдесят пять лет, пора заботиться о смерти (ср. Пс 89:9–10). Тем не менее Бог ждет, чтобы Аврам: И ведь Авраму даже не открыто, куда именно его зовет Господь. Будет ли там лучше, чем здесь? Не обернется ли сам переход в новую землю трудностями и трагедиями? У Аврама могло быть много объективных возражений (мы видим подобные возражения в Евангелии: «Позволь мне пойти прежде похоронить отца моего» — Мф 8:21). И все же Аврам говорит Богу «да» (как потом скажет и Петр: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою…» — Мк 10:28–30). Иногда необходимо от всего отказаться, чтобы стало возможно дальнейшее. Такое бывает нечасто, но бывает. Именно так человек откликается на призыв веры. Так начинаются новые этапы жизни, например, брак, служение. Нам хотелось бы узнать, как именно Авраам услышал голос Бога. Вот что говорит по этому поводу митрополит Антоний Сурожский : Звучал ли этот голос в его ушах или в его сердце, мы знать никогда не будем, мы одно знаем: когда он услышал этот голос, он узнал сразу, внутренним чутьем, что с ним говорит Живой Бог; он спросил этого своего Бога, чего Тот от него ожидает, и Бог ему ответил: Он приказал Аврааму выйти из своего народа, выйти из своего племени, удалиться от самых близких людей и идти, куда Бог его поведет. В каком-то отношении это возвращение к состоянию Авеля: будь свободен от всего, что тебя связывает, порабощает, приковывает к земле, и иди, и Я буду тебя вести — вести внутренним чутьем, вести обстоятельствами твоей жизни, вести туда, куда Я хочу тебя привести в конечном итоге… Это бывает и с нами. И мы иногда слышим внутри себя голос, который называем совестью. Это может быть откровение из самых глубин наших, голос Божий, который нам то или другое повелевает или зовет куда-то, и мы не можем оставаться до конца цельными, добротными людьми, если не последуем этому голосу… Обещание благословений

http://blog.predanie.ru/article/prizyv-a...

В 8-м стихе 12-й главы читаем: двинулся Аврам к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; ст. 9-й: и поднялся Аврам и продолжал идти к югу, 13 главы стт. 1-й и 3: и поднялся Аврам из Египта, сам и жена его... и Лот с ним, на юг... И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля... В употребляемых здесь обозначениях стран света находят признаки того, что писатель жил в Палестине, так как он называет запад: ям – море, а юг – негев. Оттого-то писатель и допускает явную несообразность, когда говорит о возвращении Авраама из Египта: и поднялся Аврам из Египта... на юг. На это нужно заметить, что слова ям и негев лишь впоследствии получили широкое общее значение – запад, юг –, а ранее они употреблялись в тесном смысле. Если ям перевести словом .,море», то несообразность исчезает. Что касается негев, которое Вульгата передает: ad australem plagam (рус.: юг), то оно не имело первоначально этого значения. Негев (от нагав сушить) 155 означает собственно страну выжженную, иссушенную солнцем, и в этом смысле употребляется, напр., в книге Иисуса Навина ( Нав.12:7–8 ): вот цари,.. земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы... на горе, на низменных местах, на равнине, на местах лежащих при горах, и в пустыне и на «юге». Последнее слово баннегев, оставленное у LXX без перевода (ν Νγεβ, слав.: во Нагéв), в Вульгате передано: in meridie, нем.: gegen Süden, рус.: на юге. Но такой перевод, в данном случае, неправилен: сопоставление названий: гора, низменность, равнина, пустыня – необходимо заставляют предполагать, что и негев есть название местности, а не страны света. Так, действительно, и называлась местность между Египтом и средней частью Ханаана, в которой чередуются между собой сухие песчаные пустыни и степи и обнаженные, лишенные растительности скалы горных хребтов, раскаляемые в летнее время лучами южного солнца ( Ис.30:6 ). В эту местность и двинулся Авраам из Египта на пути в Палестину. А потому несообразность и связанные с ней отрицательные выводы зависят, следовательно, от неправильной передачи термина негев в новейших переводах. Ближе к подлиннику в разбираемом месте перевод LXX: ες τν ρημον и согласный с ним славянский: в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

И вот после всех этих событий Аврам мог испугаться: а как Бог воспримет его? Может быть, исчерпано все то, что Бог хотел дать ему, все те благословения, которые обещал? Поэтому 15-я глава начинается словами: « После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам (потому что Аврам мог предположить: если он с тремястами восемнадцатью людьми одолел четырех царей – это такое явное и великое чудо, что, может быть, это только однажды в жизни происходит и никогда больше не произойдет! – О. С.) ; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » ( Быт. 15:1 ). Поистине! Как и сказано: «…ибо не мерою дает Бог Духа» ( Ин. 3:34 ). Вот бы услышать эти слова в наше время социальных потрясений, непонимания, угроз, клеветы в современной России: «Я твой щит; награда твоя весьма велика»! – то есть неисчерпаемая. Какие полные надежды слова сказал Аврам: « Владыка Господи! что Ты дашь мне? » ( Быт. 15:2 ). Далее, если будем живы, и если Господь позволит, мы будем говорить с вами о сложной ситуации, когда рядом с Аврамом и Сарой появляется Агарь, возникает очень сложный семейный треугольник. Потом появляется ребенок не от жены, потом рождает и жена, и возникают сложные взаимоотношения детей от разных жен – чисто семейные проблемы! Но они описаны в Священном Писании и являются для нас именно удивительным наставлением. И я хочу опять напомнить слова Иоанна Златоуста , как внимательно надо относиться к Слову Божьему: «Не пройдем, возлюбленные, сказанного без внимания в той мысли, будто это повествование совершенно бесполезно! Божественное Писание обстоятельно рассказало нам обо всем». Действительно, Библия – это книга жизни, в которой содержится информация обо всем. И то, что Авраам простил Лота, своего никчемного племянника, рисковал своей собственной жизнью, жизнью своих людей – это свидетельствует о том, что узы родства для верующего человека должны значить намного больше, чем нам это может казаться! Мы должны молиться за наших родных и близких, даже видя их порочность и несовершенство. Вот эти слова: «где брат твой?» – всегда будут оставаться актуальными. Где наши родные близкие, сестры, племянники, племянницы?..

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как это ни парадоксально, но это должно научить нас и тому, что иногда и старшие, как более опытные и умудренные, должны идти на некие компромиссы по отношению к молодым. И прежде всего в вопросе предоставления им большей самостоятельности. Аврам и говорит далее: «…не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13: 9). Как понимать это «если ты налево, то я направо»? Ведь обычно так не говорят о разных дорогах. Понятнее было бы сказать так: «Если ты на север, то я на юг; ты на Восток, а я на Запад». Возможно, Аврам говорит Лоту: «Даже если ты уклонишься от правого пути («ты налево»), то я приду и помогу тебе вернуться на правый путь («я направо»). И наоборот («а если ты направо, то я налево») – тогда ты поможешь мне». Сказано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2); и еще: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15: 1). С другой стороны, Аврам как бы говорит здесь: «Я свой выбор уже сделал, избрав Господа! Теперь ты делай свой выбор». Авраам и Лот Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Желая показать величие своей добродетели и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, (Аврам – прот. О.С. ) предоставляет Лоту полную свободу и говорит: “И вся земля перед тобою – отлучись ты от меня! И какую землю хочешь, ту и возьми”» . И Златоуст здесь особо подчеркивает бескорыстие патриарха Аврама, который не ищет для себя никаких преимуществ! Молодые же люди имеют свои представления о ценностях этой жизни, которые не всегда совпадают с теми представлениями, какие бывают у людей в возрасте. И посмотрите, Лот, этот молодой человек (святитель Иоанн Златоуст называет его юношей ), начинает выбирать для себя лучшую жизнь на земле, лучший участок земли! Увы, и сейчас очень часто бывает, когда молодые люди хотят как можно быстрее отделиться от родителей. Но мы читаем далее: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13: 10).

http://pravoslavie.ru/100507.html

«Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 3-я Протоиерей Олег Стеняев Авраам идет в землю Ханаанскую И мы читаем далее: И поднялся Аврам и продолжал идти к югу (Быт. 12, 9). Словосочетание: «поднялся… и продолжал идти к югу» указывает, что двинулся в путь с северной части Святой Земли , приближаясь к тому месту, где позже возникнет Иерусалим. Иначе, при любом удалении от Иерусалима, значилось бы: «спустился». То есть это место, где позже и будет распят Сын Божий, представляется как Гора в окружении гор (духовная вершина мира). Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя (Пс.120,1). – То есть в пророческом озарении Аврама и Сару неудержимо влекло восходить к этому месту. В некотором смысле, они и были первыми семейными участниками Крестных ходов (прекрасная практика). Но далее мы уже читаем о нисхождении, схождении: И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет… (Быт. 12, 10). Здесь «сошел» означает: миновал святое место и начал спускаться к Египту (этому древнему символу преисподней); «сошел» – означает, что и уклонился от правильного пути, допустил некие помыслы, расстроившие духовное равновесие их душ (Аврама и Сары). Но помыслы не привели к неправильному действию, и искушение усилилось. …потому что усилился голод в земле той (Быт. 12, 10). Если вначале мы прочитали: «был голод в той земле», то далее мы видим и развитие этого события: «усилился голод в земле той». То есть как бы каскад искушений обрушился на семью Аврама и Сары , как накатывающие волны. Последующая сильнее предыдущей. В чем суть проблемы? Какую ошибку-отклонение допустило семейство Аврама? Вот в чем ошибка Аврама! – И потом его потомки во дни патриарха Иакова из-за голода тоже сойдут в Египет. Все, что с ними происходило, дано нам в неких прообразах. Когда Господь призывал Аврама, Он сказал ему: и благословлю тебя (Быт. 12, 1), то есть позабочусь о тебе. Аврам забыл об этом или счел себя недостойным Божественной помощи! «Благословлю» – буквально означает: «дам тебе все необходимые блага», или: «дам тебе счастливое потомство». – Если бы Аврам последовал этому благословению и не сошел в Египет, то не было бы Египетского пленения для его потомков ( " ибо мыслящие о земном часто испытывают голод, не слыша слово Господне " ). Не подверглась бы суровому испытанию и его жена!

http://pravoslavie.ru/99493.html

То есть Агарь, убежавшая из общины Аврама, находилась между возможным Божественным гневом (если она вернется в Египет) и Божественным благословением (если раскается и вернется к шатрам пророка Божия). И далее мы читаем: Агарь родила Аврааму (т. е. по возвращении к нему – О.С.) сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила (Быт. 16, 15–16). Уточнение: и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари – указывает на то, что Аврам открыто признал свое отцовство . Рейтинг: 9.9 Голосов: 740 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Иоанн Кассиан . Собеседования.   ..может быть, я буду иметь детей  ( иббане ) – подобно  бен  («сын»); близко к слову  биньян  («дом на фундаменте», основание которого – отец).  1. «Что касается содеянного, здесь соитие ни в коем случае нельзя ставить в вину Аврааму, поскольку он возлег с первой [служанкой Агарью] для получения потомства, а не для удовлетворения похоти, и не чтобы оскорбить жену, а чтобы подчиниться ей: она высказала свою волю и полагала найти в этом утешение от своего бесплодия, воспользовавшись плодородным лоном служанки для восполнения своего природного недостатка. Также и по тому закону, о котором говорит апостол:  равно и муж не властен над своим телом, но жена  (1 Кор. 7, 4), Сарра могла, как жена, помочь ему за счет вынашивания ребенка другой, когда сама к тому была не способна. Нет в этом ни распутной похоти, ни позорного бесстыдства. Служанка передана мужу женой для продолжения рода и получена мужем для продолжения рода, когда оба из них стремились не к греху, но к природному плоду. Тогда беременная служанка стала презирать свою бесплодную госпожу, а Сарра из женской ревности готова была переложить вину за это на своего мужа. Но и тогда Авраам показал, что он не любовник рабыни, но родитель свободных детей, и с Агарью сохранил целомудрие жены своей: не сладострастие свое, а волю ее исполнил; принял, а не добивался; пришел, но не остался; осеменил, не полюбил. Ведь сказал:  вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно . Вот муж, способный обращаться с различными женщинами как должно – с женой терпеливо, со служанкой снисходительно, ни с кем не разнузданно!» ( Блаженный Августин . О граде Божием);

http://pravoslavie.ru/104847.html

Явившийся Аврааму Эль-Шаддай, говорит ему: Ходи предо Мною и будь непорочен. Авраам, не раз предстоявший, являвшемуся ему, Богу, призывается к добродетели хождения пред Богом, добродетели его предшественников Еноха и Ноя. Человек, ходящий пред лицом Божиим – в этом все, один за это был взят на небо, другой – спасен от всемирного потопа. Хождение пред Богом – это всегдашнее памятование Бога, это – восприятие Его Присутствия, это – совершение всего в Его Присутствии, это – хождение под крыльями Шекины. Св. Филарет Московский : «Ходи пред лицем Моим, и будь непорочен. Чем были Енох и Ной ( Быт. 5:22; 6:9 ), тем Авраму повелевается быть. Впрочем, можно думать, что Бог здесь дает ему не новую для него заповедь, но утверждает его в принятом уже им поведении и предохраняет его от падений» 538 . Равви Берман отмечает, что Ной ходил с Богом, а Аврааму велено: ходи предо Мною. «Ноах ходил с Богом, Авранаму же следует ходить перед Ним – впереди, прокладывая путь. Авранам – тот, кто прокладывает новый Путь жизни, на который до него никто не вступал. Теперь главная задача Авранама в том, чтобы проложить Путь жизни так, чтобы он был подлинно перед Богом» 539 . Пути ханаанского странника из Ура Халдейского – пути пред Лицом Божиим. Естественная реакция Авраама на явление ему Бога Всемогущего, на повеление ходить перед Ним, прокладывая Ему путь: И пал Аврам на лице свое. Пал ниц пред Всемогущим. Что происходит в нем при этом? Св. Филарет Московский : «И пал Аврам на лице свое. От страха ли пал Аврам, или преклонился в знак благоговения и благодарности, разнословят толкователи. Молчанием Аврама [Аврам молчал, и Бог продолжал говорить с ним – Г.Ф.] лучше всего изъясняется его внутреннее состояние. Он не отвергает и не подтверждает того, что глаголет Бог: в сию минуту он выше сих действий собственного разума и воли; он предает себя Богу, повергает себя пред Ним и, по выражению Давида, исчезает во спасение Его ( Пс. 118:81 )» 540 . Продолжая, Бог говорит павшему ниц Аврааму: Я – вот завет Мой с тобою, ты будешь отцом множества народов...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава вторая. Второе Богоявление Аврааму. Призвание Авраама в Харране В Харране, куда Авраам прибыл с домом отца своего, произошло второе явление Бога-Элогим Аврааму. Поскольку в книге Бытия о явлении Бога Аврааму в Уре Халдейском определенно не говорится, а слова Божии в Уре и Харране ( Деян. 7:2–4 и Быт. 12:1–3 ) совпадают, то многие толкователи и не различают эти два Богоявления. В этом втором харранском Богоявлении и происходит окончательное призвание Авраама и оставление им Месопотамии, земли идолопоклоннической, поклонившейся богам иным. Отсюда, из Харрана, Авраам исходит навстречу Земле Неведомой и своему будущему великому призванию. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли... ( Быт. 12:1–5 ) В харранском явлении, Бог дает Аврааму повеления и великие обетования. Авраам должен совершить подвиг веры, исполнив Божии повеления, и тогда его ожидают чудные свершения Божии. 2.1. Повеление Божие Аврааму Вступая в Завет с Авраамом, Бог ожидает от него веры и всецелого предания Себе, он должен все оставить, что может его связывать с богоотступническим идолопоклонством и ветхой жизнью во грехах, и последовать за Призывающим его. Он должен оставить привычное и родное ради неведомого, но Божьего. Исполнение Авраамом повеления Божия есть условие исполнения Божиих обетований. Авраам должен, с одной стороны: – выйти из земли своей; – уйти от родства своего; – оставить дом отца своего. С другой стороны, Аврааму следует: – пойти в землю, которую он не знает, но Бог укажет ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И в первом пророчестве Бога Аврааму сказано: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего» ( Быт.12:1 ) и прочее, но здесь не дано никаких повелений относительно завета с Богом, ничего не сказано об обрезании, ибо пока Аврам носил свое имя, данное ему при физическом рождении, он не мог принять завет с Богом и знак обрезания. Но когда он вышел из земли своей и от родства своего, то даны ему были ответы о вещах более таинственных. Сначала Господь говорит ему: «Не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам» ( Быт.17:5 ). И тут же он принял завет Божий и обрезание как знак веры, который он не мог получить, пока пребывал в доме отца своего и в плотских отношениях и носил имя Аврам. И пока он был в доме отца своего и жил по плоти и крови, ни его, ни жену его не называли presbyter, но как только он вышел оттуда, то удостоился называться и Abraham, и presbyter. Ибо оба они, как сказано, были старейшинами, то есть старцами, Авраам и его прекрасная жена «были стары» ( Быт.18:11 ). Как много людей до них жили дольше, по девятьсот лет и более, другие жили немного меньше, до потопа, и никого из них не называли старейшинами. Ибо этим званием Авраам был удостоен не за преклонный возраст его тела, но за зрелость сердца. Так и Моисею Господь сказал: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин [presbyter] Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины» ( Чис.11:16 ). Давайте внимательней рассмотрим слова Господа. Что значит добавление: «Которых ты знаешь, что они старейшины»? Разве всем не очевидно, что старейшина или старец – тот, кто стар телом? Почему же тогда Моисею, такому великому пророку, дано повеление выбрать тех, о которых другие не знали, которых не признавала несведущая масса людей, но кого пророк, исполненный Бога, должен был избрать? Решающим в этом выборе был не возраст их тела, а их ум. Поэтому старейшинами были Авраам и Сарра. Прежде всего были изменены их имена, данные им при рождении во плоти. «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраам патриарх, прав. - житие АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ Авраам (евр. " abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; первоначально Аврам, евр. " abram- великий отец), ветхозаветный патриарх , родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6). Память 9 октября и в Неделю праотец. Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2). Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11, 32). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: " ...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе " - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: " И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные " (Быт 12, 1-3). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт 12, 7). Авраам поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт 12, 7 - в Сихеме; Быт 12, 8 - в Вефиле; Быт 13, 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://pravicon.com/info-1620

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010