И мы переходим к 16-й главе, в которой мы видим решение проблемы потомства, но уже с другой, с женской стороны. Мы читаем: « Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары » ( Быт. 16:1–2 ). Дело в том, что они десять лет прожили на святой земле вместе, но у них не было потомства. Евреи до сих пор считают, что если семья проживает на святой земле десять лет и не рождаются дети – это повод для развода. Если где-то в другом месте, не на святой земле – тогда можно жить в браке и далее. А вот святая земля – это особая земля, она плодоносит, дети должны рождаться, это естественно. И Сара дает Авраму Агарь. Кто такая Агарь? Это египетская принцесса. Когда фараон провожал Аврама из своей земли, он опасался, что Бог прогневается за то, что он чуть не взял себе в жены Сару, и он отдал свою дочь Агарь в служанки Саре. Он решил, что ей лучше быть служанкой у жены праведника, чем принцессой в Египте. «Аврам послушался слов Сары». Святые отцы по этому вопросу говорят, что Аврам не нарушил Божественных принципов, потому что это делается с согласия Сары, потому что это не акт, рожденный сладострастием, а необходимость иметь потомство. «Некоторых может смутить то, что Авраам в то время, когда он уже разговаривал с Богом, входил к служанке… Но давайте сперва рассмотрим, что Авраам жил до Закона Моисея и до Евангелия, и увидим, что прелюбодеяние еще не было запрещено. Наказание за это преступление налагается только со времен Закона, который вменил это в преступление: прежде Закона прелюбодеяние не осуждалось, но лишь начиная с Закона. Поэтому Авраам не преступил, а предварил Закон. Бог в раю, хоть и восхвалил брак, тем не менее не осудил прелюбодеяние… Он предпочитает побуждать мягкими мерами, а не устрашать жестокими. И ты согрешил, когда был язычником, но имеешь оправдание. Ты пришел в Церковь , услышал закон: Не прелюбодействуй, у тебя уже нет оправдания за проступок. Однако поскольку я беседую с записавшимися получить дар крещения (то есть с оглашенными, – О. С.): если кто-то из вас совершил столь тяжелое преступление, пусть знает, что ему будет дано прощение, но подобно тому, кто совершил преступление; пусть знает, что в будущем следует себя сдерживать… Ты совершил прелюбодеяние как язычник, ты совершил его как оглашаемый: тебе прощается грех , отпускается через крещение – иди и впредь, смотри, не греши! У тебя есть только одно оправдание – Авраама» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Авраам и его потомство – Алексей Сергеевич, история Аврама (Авраама) и его потомства изложена в первой, древнейшей из книг Ветхого Завета – Книге Бытия. Отец Аврама Фарра – прямой потомок Ноя. Но о Фарре мы почти ничего не знаем, а события, в центре которых оказывается Аврам (впоследствии Авраам), начинаются со слов «И сказал Господь Авраму…». То есть – с акта безусловного послушания Богу. Что она есть – та самая вера Авраама, вмененная ему в праведность? – Если мы всмотримся в судьбу Авраама, которому Бог неоднократно обещает несметное потомство и который при этом доживает до ста лет, не имея детей, а затем призван принести единственного, чудом родившегося сына в жертву, мы увидим, что слово «вера» в данном случае можно заменить словом «доверие». Вера Авраама – это полное доверие к Богу. Доверие в любых обстоятельствах. В начале 12-й главы Бог обращается к Авраму и призывает его: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (1). Что это было для тогдашнего человека – покинуть свой род, свое племя? Да еще в 75 лет… Но Аврам выходит из Харрана. Он доверяет Богу, несмотря на то что ждать обещанного потомства приходится двадцать пять лет – с семидесяти пяти лет до ста. Двадцать пять лет – без ропота, без сомнений в том, что обещание Божие исполнится. Хотя он мог чисто по-человечески видеть исполнение обещанного не в том, в чем оно должно было состояться, например в рождении Измаила от рабыни Агари. То, что его упование осуществится именно в Исааке, сыне Сарры, а не в Измаиле – это ему стало понятно, только когда родился Исаак. Обратим внимание: Авраму было уже восемьдесят шесть лет, когда рабыня Агарь родила ему Измаила (см.: Быт. 16, 16 ), и после этого целых тринадцать лет не было ничего – никаких известий от Бога, никаких знамений. Аврам терпеливо и доверчиво ждал. И лишь когда ему исполнилось девяносто девять, Бог явился ему и говорит: и поставлю завет Мой между Мною и тобою. И весьма, весьма размножу тебя (…) буду Богом Твоим и потомков Твоих после тебя ( Быт. 17, 1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Авраам поклонился пред народом земли той и говорил Ефрону вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро (Быт. 23, 12–13). Святитель Иоанн Златоуст учит: «Посмотри, как и их научает праведник самими делами своими, не прежде соглашаясь взять у них гробницу, чем он заплатит за нее должную цену. Хотя вы, говорит он, и оказываете мне такую благосклонность, но я не согласен взять у вас гробницу прежде, чем отдам за нее надлежащую цену. И дав, сказано, деньги, Авраам взял гробницу… Итак, муж, столь славный и уважаемый, имевший такую близость к Богу и пользовавшийся от всех, живших в том месте, таким вниманием, что сыны Хетовы называли его даже царем , – такой муж не владел даже пядью земли» . Авраам не хочет ничего получать даром от этих людей Авраам не хочет ничего получать даром от этих людей. Помните, когда царь Содома предложил ему часть богатств, которые он (Аврам) освободил после битвы царей? Аврам сказал тогда: даже нитки и ремня от обуви не возьму (Быт. 14, 23)! Он никогда не хотел оказаться в зависимости от язычников. Увы! У некоторых современных россиян гуманитарное сознание: они живут, получая гуманитарную помощь, транши, в секты уходят ради гуманитарной помощи – это ужасно! Авраам не хочет быть зависимым от язычников, и он говорит Ефрону: … вслух [всего] народа земли той и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою (Быт. 23, 13). И вот сейчас мы увидим, насколько этот Ефрон переменчивый человек. Казалось бы, сначала он был готов отдать землю бесплатно, а сейчас появилась возможность назначить цену, и тут уж он своего не упустит. Это означает, что Ефрон с самого начала догадывался, то есть он знал об Аврааме, что этот человек ничего даром не берет ни от кого, что это совершенно независимый человек. Авраам ничего не берет просто так, потому что просто так ничего не бывает в этой жизни, за все приходится платить. Ефрон отвечал Аврааму и сказал ему: господин мой! послушай меня: земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою (Быт. 23, 14–15). В действительности он называет очень крупную сумму. Четыреста сиклей серебра – это огромная сумма, этот участок земли не стоит таких денег. Можно привести пример из Кодекса Хаммурапи – это древнейший юридический документ. В Кодексе Хаммурапи говорится, что работнику, который в течение года трудился, нанявшись к какому-нибудь богатому человеку, платили шесть или семь сиклей серебра. Это за год! То есть пяти сиклей серебра одному человеку хватало, чтобы жить год.

http://pravoslavie.ru/109964.html

В Быт. 11:26 сказано: Фарра жил семьдесят лет, и родил Аврама, Нахора и Арана. Фарре было 70 лет, когда у него родился Аврам. Быт. 12:4 – Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Согласно словам архидиакона Стефана, произошло это по смерти его отца Фарры: Тогда он (Авраам) вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю Ханаанскую ( Деян. 7:4 ). 70 лет жизни Фарры при рождении Авраама, и 75 лет жизни Авраама до исхода его из Харрана, по смерти Фарры, дают 145 лет жизни Фарры, в то время, как сказано, что прожил он 205 лет. Можно указать на три возможных способа согласования этой хронологической неувязки. Первый способ – по блаж. Августину. Святой отец объясняет так: «Стефан не утверждает, что он [Авраам. – Г.Ф.] вышел из Харрана после того, как умер его отец, а говорит, что Бог переселил его оттуда сюда после того, как умер отец его. Нужно понимать все это так: Бог говорил Аврааму, когда он был в Месопотамии и еще не поселился в Харране; но Авраам, сохранив про себя заповедь Божию, пришел с отцом в Харран и вышел из него на семьдесят пятом году своей жизни, и на сто сорок пятом – жизни отца. Поселение же его в земле Ханаанской, а не выход из Харрана, Стефан представляет совершившимся после смерти его отца, потому что отец его был уже умершим, когда он купил землю и сделался там собственником» 386 . В таком случае, поселение Авраама в земле Ханаанской произошло через 60 лет после его исхода из Харрана и относится, скорее всего, к пребыванию его в Хевроне, возможно, к приобретению во владение поля Ефронова при Махпеле против Мамре ( Быт. 23:17–18 ). Этому объяснению вполне соответствует и то, что в Харране Авраам призывается Богом выйти из дома отца своего ( Быт. 12:1 ). Второй способ – по блаж. Иерониму Стридонскому . Объяснение блаж. Иеронима приводится у блаж. Августина в «О граде Божием, кн. 16, гл. 15»: «Семьдесят пятый год жизни Авраама, на котором он вышел из Харрана, считается не со времени рождения, а с того времени, когда он был спасен от огня Халдейского, так, как бы, это время следовало преимущественнее считать за время его рождения». В таком случае, Аврааму было 60 лет, когда его бросили халдеи в огонь. Из 205 лет жизни Фарры следует вычесть 70 лет, когда у него родился Авраам, и 75 лет Авраамовой жизни от избавления из огня до кончины Фарры, и получится 60-летний возраст Авраама, при его огненном испытании. Агада отмечает 50-летний возраст Авраама, когда он восстал против идолопоклонства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этом и заключается слепота Агари, родившей «по плоти», которая остается слепой до тех пор, пока ангел Божий не снимает покрывало буквы, и тогда видит она живую воду. Ибо пока иудеи лежат вокруг самого колодца, но глаза их закрыты, не могут они пить из колодезя закона и пророков. Но остережемся и мы, ибо зачастую и мы возлежим около колодца воды живой, то есть около Божественных Писаний, и заблуждаемся в них. Мы держим в руках книги и читаем их, но не касаемся их духовного смысла. И поэтому нам необходимо непрестанно молиться и проливать слезы, чтобы Господь открыл наши глаза, ибо даже глаза слепцов, сидевших у дороги в Иерихоне, не открылись бы, если бы они не возопили ко Господу (ср. Мф.20:30 ). Но что я говорю? Что наши глаза, уже открытые, могут открыться? Ведь Иисус и пришел, «чтобы открылись глаза слепых» ( Ис.42:7 ). Наши глаза открыты, и покрывало с буквы закона снято. Но боюсь, что мы можем снова смежить веки и заснуть глубоким сном, если будем невнимательны к духовному смыслу, и нас никто не потревожит, чтобы мы прогнали сон и созерцали духовное и не заблуждались с людьми плотскими, сидящими у самой воды. Так будем же бдительны и скажем вместе с пророком: «Не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова» ( Пс.131:4–5 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VIII. О том, как Авраам принес в жертву своего сына Исаака 1 . Внимайте мне, вы, приблизившиеся к Богу, считающие себя верными, и рассудите со тщанием, как вера верных доказывается теми словами, которые мы читаем: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я» ( Быт.22:1 ). Обрати внимание на каждую подробность написанного. Ибо кто знает, как копать вглубь, тот найдет в этих подробностях сокровище, а, возможно, и драгоценные камни тайн, сокрытые там, где мы и не подозреваем. Этого мужа прежде звали Аврам, и нигде не сказано, что Бог называл его этим именем или говорил ему: «Аврам, Аврам».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вскоре, как вы знаете, происходит рождение от Агари Измаила. Авраам думает, что именно в этом рождении обетование, но Господь опять говорит ему: нет, именно в Сарре наречется тебе имя и семя. 6 . Пятое явление Бога Аврааму с переменой его имени происходит с установлением обряда обрезания. Он уже называется не Аврам (что в переводе значит «высокий человек»), а Авраам «отец множества». «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов… Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника…» (17:1–5,9–12). Сам обряд обрезания был знаком Аврааму и окружающим его племенам: это был древний обряд, который практиковался у бедуинских племен. Это был чисто гигиенический обряд, но в данном случае Господь указывает Аврааму, чтобы он осуществил этот обряд со своей семьей, и это будет заветом между ним и Богом. Но условие завета – не просто обрезание. Сказано: «Ходи предо Мною и будь непорочен». Так что само по себе обрезание не ведет ни к чему, главное – иметь страх Божий в сердце, веру в Бога, соблюдать то, что Господь повелевает тебе. Только в этом случае обряд этот становится действенным и ведет к спасению. 7 . Шестое явление Аврааму Господа у дубравы Мамре (у мамврийского дуба), при котором было сказано, что родится у Сарры сын. Шестое Богоявление вообще является особым среди других. Нигде не говорится, каков конкретно был вид Бога. Можно сказать, что Некто мне явился, и я буду прав: это может быть голос, или сон, или видение, или встреча с кем-то. Любой человек, как говорят свв. отцы, от Бога послан, и принимать его надо, как Самого Христа Спасителя. И видение любого человека может быть от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Далее говорится о том, что Бог повелевает Аврааму принести жертву. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их (Быт. 15, 7–11). В чем смысл этой жертвы рассеченных животных и птиц, слетающихся на эти тела? Рассечение жертв Авраамом символизирует непримирённое с Богом, греховное, разорванное состояние человека. «Потому и сказано: только птиц не рассек, что деление бывает между плотскими, а духовные неразделимы» (Блаженный Августин). Интересен стих 11. В синодальном переводе, как мы и прочитали, сказано: И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их . Не совсем хороший перевод, вернее, даже противоположный греческой Септуагинте. В Септуагинте текст звучит так: κατβη δ ρνεα π τσματα, τ διχοτομματα ατν, κα συνεκθισεν ατος Αβραμ . Что дословно переводиться следующим образом: Сощли же и другие птицы на тела (σματα), и сел вместе с ними Аврам . Сел (συνεκθισεν) вместе с ними и отгонял – это противоположные понятия. Обратимся к церковно-славянскому переводу Библии: Слетша же птицы на тлесáрастéсанаяихъ: и сдеблизуихъАврáмъ . То же самое: сел Авраам вместе с ними, а не отгонял. Жертва животных – указывает на жертву Христа. И еще, слово (σματα), тело, указывает на Тело Христово. Становиться понятным, почему Авраам сел среди них. Это указание на Евхаристию и наследие Царства Христова. Когда ученики спросили Христа о кончине века и кто спасется, Он ответил им следующее: Он же сказал им: где труп (тело– σματα), там соберутся орлы (Мф. 24, 28. Лк. 17, 37). Блаженный Феофилакт Болгарский дает следующее истолкование: «И как на труп тотчас слетаются хищные орлы, так туда, где будет Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетели; они, подобно орлам, вознесутся на облака. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер» .

http://pravoslavie.ru/110205.html

И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему]. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу» (Быт. 12: 1–9). Бог призывает Аврама покинуть землю, в которой он родился, и родственников, которые, по-видимому, не все вняли его призыву и остались в Уре Халдейском. Так и сегодня бывает: православный миссионер, да и просто христианин, стучится в двери сердец своих родственников словом о покаянии и спасении, но они не внемлют ему и остаются, к горькой печали верующего человека, в мире страстей и порока. «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие» (Евр. 11: 8). И большая часть рода Аврамова не осталась глухой к его словам и пошла за патриархом, но отец Аврама Фарра так и не вышел из Ура Халдейского (об этом говорится в конце 11-й главы Книги Бытия) и умер там. Блаженный Феофилакт: «Повиноваться Богу и покинуть то, чем он [Аврам] владел, было с его стороны делом веры» Бог ничего не обещает избранному праведнику, кроме потомства, но он следует повелению Господа, будучи верен Ему. Законы, истории и образы веры, о которых говорится в Ветхом Завете, даны нам в назидание и чтобы мы подражали праведникам Божиим, а также в предостережение от ложного пути. «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков», – говорит апостол (1 Кор. 10: 11). А блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Так как верующие из евреев смотрели на него и прочих патриархов как на получивших бесчисленные блага, то он намерен показать, что никто еще ничего не получил (то есть что у Аврама не было еще стольких примеров и образов праведности, как у нас. – А.С. ). Поэтому говорит, что верою Авраам повиновался, получив повеление оставить отечество. Ибо кого он знал, кому бы мог подражать? Отец у него был идолопоклонник, пророков он не слыхал. Поэтому повиноваться Богу как говорящему истину о том, что Он обетовал, и покинуть то, чем он владел, было с его стороны делом веры».

http://pravoslavie.ru/102821.html

Итак, царь Содомский предлагает помощь: «… имение возьми себе» ( Быт 14:21 ). Но Аврам не принимает эту «гуманитарную помощь», эту подпитку! «Совершенному уму не свойственно принимать ничего земного, ничего из телесных обольщений, но воздерживаться от земного. Поэтому Авраам говорит: «ничего не возьму из всего твоего». Он уходит от неумеренности, словно от заразы, избегает телесных чувств, будто погибели, отвергает мирские наслаждения, ища то, что превыше мира. Вот что означает поднимать руки к Господу. Трудолюбивая рука – добродетель души; он поднимает ее не к плоду земного древа (то есть как наши прародители, – О. С.), а к Господу, Который сотворил, – сказано, – небо и землю, то есть умопостигаемую и видимую природу. Ибо невидимая сущность – это небо, а видимая, или чувственная, природа – земля. Потому это место означает то, что Авраам простирает добродетель своей души до небесных вещей, чтобы из той умопостигаемой сущности усвоить возвышенность созерцательной жизни, созерцая не то, что видимо, но то, что невидимо, то есть не земное, телесное или настоящее, но бестелесное, вечное, небесное» 119 . Аврам поднимает руку и клянется Именем Божиим: « поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама » ( Быт. 14:22–23 ). Что это нам напоминает? В Новом Завете есть такие запреты: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» ( 2Ин. 1:10 ) – один запрет. Другой запрет: «с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор. 5:11 ). Третий запрет: «… гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд. 1:23 )! И все это – Новый Завет ! А Аврам говорит: «нитки твоей не возьму»! Он хочет сохранить цельность своего бытия, ведь он же – цадик, праведник, цельный человек. Он получил благословение, он дал десятину. Августин настаивает, что это каким-то чудесным образом была Евхаристия. То есть они причастились Тела и Крови грядущего Мессии-Христа до Его Пришествия, точно так же, как и мы причащаемся после Его Пришествия! Хотя здесь можно и поспорить с Августином, но я этого делать не собираюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мудро ли поступает старший, если уступает младшему? Когда преимущества оказываются мнимыми, а выигрыш оборачивается проигрышем? Что такое грех Содома и Гоморры и каковы его причины? Продолжаем читать Книгу Бытия, главу 13 с протоиереем Олегом Стеняевым. Гибель Содома и Гоморры Уроки, которые нам оставили ветхозаветные праведники, имеют огромную жизненную ценность. Они позволяют нам распознавать и теперешнее наше состояние, намечая пути его совершенствования. Продолжим же чтение и разбор главы 13 Книги Бытия, начатые в предыдущих беседах. «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою…» (Быт. 13: 8). Аврам понимает, что раздор – это опасно! Особенно в пути. Помните, как в Нагорной проповеди сказано? «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5: 25). В пути может всё что угодно произойти! Особенно когда это Путь на Небеса. Длиною с человеческую жизнь… «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники…» (Быт. 13: 8). Здесь речь идет о родстве в самом широком смысле. В оригинальном тексте Книги Бытия в этом стихе употреблено слово ахим , оно переведено на русский как «родственники», но правильнее перевести его как «люди-братья», то есть сходные по происхождению. И это так и есть! «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Особенно важно об это не забывать, когда мы общаемся с людьми, не очень приятными для нас (по тем или иным причинам). «Святой Авраам радовался присутствию племянника, к которому он проявлял отеческое чувство. Ссора возникла между слугами племянника и дяди. Как мудрый муж, Авраам заметил, что обычно из-за раздоров слуг разрушается согласие хозяев, и прервал нить разногласия, чтобы зараза не распространилась. Ибо он посчитал, что терпимее расторжение уз, нежели вред дружбе, как следует и тебе поступать, если ты по случайности попадешь в подобную ситуацию, а именно: уничтожь источник раздора, ведь ты не сильнее Авраама. Он решил, что следует прервать ссору слуг, а не смотреть свысока на нее. Если же ты сильнее, смотри, как бы другой не оказался слабее и не стал прислушиваться к шушуканью слуг. Часто неразделенные рабы вызывают разногласие среди родственников. Лучше раздели их, чтобы сохранилась дружба, – неразделенный дом не выдерживает двоих», – так комментирует это место святитель Амвросий Медиоланский .

http://pravoslavie.ru/100507.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010