Глава 2. Патриарх Авраам Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Начиная с двенадцатой главы, книга Бытия переключает наше внимание с общечеловеческой перспективы на судьбу одного семейства, которое впоследствии превратится в народ. Главной ее фигурой является патриарх Авраам, одно из самых значительных лиц в истории спасения человечества. 2.1. Призвание. Обетование Первоначально имя Авраама было Аврам (отец высокий). Он вместе с отцом Фаррой жил в Уре Халдейском. Это – один из древних городов-государств, один из центров древней цивилизации. Очевидно, что городская культура с ее централизованным языческим культом могла отрицательно влиять на людей, сохранявших веру в истинного Бога. По повелению Божию отец Авраама Фарра покидает Ур, доходит до Харрана и там останавливается. После его смерти Бог обращается к Авраму. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1), – совершенно никак не объясняется способ, каким образом это было сказано. Судя по повиновению Аврама, он понял, Кто к нему обращается. Итак, что же предлагается Авраму? «Пойди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1-3). Великие и удивительные обещания: Бог обещается быть союзником Авраму, Бог обещает быть другом всем, кто дружественно расположен к Авраму, и быть врагом для его врагов, и обещает, что он будет в благословении. И согласитесь, для человека это очень много – человек должен быть выдающимся. Впоследствии увидим, что Бог говорит: «Я Бог Авраамов», – удивительные слова. Это может свидетельствовать о двух вещах: либо, что это такой бог, который больше никому не нужен, либо этот человек таков, что Богу не зазорно представиться: «Я Бог того-то». Приведу пример: видя твердость мучеников, язычники восклицали: «Велик Бог христиан!» По-видимому, Аврам вполне может являться свидетелем величия Божия. Обратите внимание на данное ему обетование: «благословятся в тебе все племена земные», – мы увидим, что со временем эта формулировка изменится.

http://sedmitza.ru/lib/text/430844/

И на тех и на других нападают косматые мира... Подобно и в Псалтири: Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда (Пс. 73, 18,19). И далее: И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их (Быт. 15, 11). Животные – это символ разных народов, через которые, мимо или посреди которых будут проходить дети Божии (потомки Авраама и особенно христиане последних времен). И Аврам здесь отгоняет хищных птиц. «Хищные птицы» – это «ангелы-хранители» других языческих народов, то есть бесы, которые испугались возвышения семени Авраама, то есть грядущего Христа! Блаженный Августин писал: «Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними (т. е. жил среди них – О.С .), означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных…» . За каждый народ, равно как и за каждого человека на небе и на земле, идет брань, в которой принимают участие и ангелы, и бесы с диаволом, и Господь. Объяснить, почему одни народы, такие как армяне, обратились ко Христу в III веке, или в IV веке (грузины), или в X веке (мы, русские), а другие народы и до сих пор вне христианства, достаточно сложно. Но очевидным является то, что процессу обращения предшествует духовная война, война сил зла и сил добра, где поле битвы – сердце человека. Авраам, отгоняющий бесов-птиц от своего шатра, – это и символ защитника своего семейного очага от всяких посторонних . О которых и сказано со всей определенностью: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10, 11). Как пророк, он (Авраам) мог созерцать утопление еврейских младенцев в водах Нила, избиение Вифлеемских младенцев, вавилонское и римское пленение целого народа. И далее мы увидим созерцание им дыма и пламени нацистского холокоста...

http://pravoslavie.ru/104395.html

Итак, в том, кого Бог сделал отцом многих народов (Рим. 4, 17), возьмите первый пример этого дела: о котором, когда Аврам уже был призван, а Авраам еще не был назван Божественным служением, написано в Бытии так: И явился Господь Бог Авраму и сказал ему: потомству твоему отдам землю сию. И построил там Аврам жертвенник Господу, Который явился ему. И удалился оттуда на гору к востоку от Вефиля, к морю, к востоку, и построил там жертвенник Господу Богу, и призвал имя Господа Бога, Которого он видел ( Быт. 12, 7, 8). Выбери теперь одно из двух: либо ты говоришь, что святой Авраам видел Бога-Отца, либо ты говоришь, что Сын был призван. Ибо посмотри, что рекомендует Писание: «И призвал имя Господа Бога, Которого видел», где признается, что Бог, Который был виден, Сам призвал его. Или почему тогда сказано: он призвал Господа Бога, Которого видел, а: Во имя Господа Бога, Которого видели, из этого второго видения, ты, может быть, думаешь, что призвание было вторым? Скажи мне тогда, к кому взывал святой патриарх или во имя кого, по-твоему, он призывал Бога? Я не сомневаюсь, что либо Отца призывают во имя Сына, либо Сын призывают во имя Отца. Но что бы ты ни выбрал, тебя должна победить сила истины. Ибо если ты утверждаешь, что Сын был призван во имя Отца, из-за того, что Он сказал: Я пришел во имя Отца Моего (Ин. 5:43); вот, между тем, надо признать, что Сына призывали святые патриархи. Но что такое призывать, как не молиться? Поэтому Авраам молился Тому, Кого он призвал. Приятно ли тебе или неугодно призывать Сына от святого Авраама тогда? Если тебе угодно, или скажи, что Отца там не призывали, или признай общую честь в призывании одного Лица. Но действительно, когда ты скажешь, что Сын призывается во имя Отца, ты не сможешь отделить Отца от этого призывания. Почему же тогда, когда призывают Сына, ты веришь, что призывают и Отца, а когда призывают Отца, ты не веришь, что призывают и Сына? Поскольку, конечно, как там обращение от потомства возвращается к истоку, так и здесь оно возвращается от начала к потомству.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

На обратной дороге Авраам встречает двух царей: Содомского и Салимского. Первый сказал: " отдай мне людей, а имение/имущество/возьми себе. Но Аврам сказал... поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама... кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною "/14, 21-24/. Здесь явно звучат два мотива. Аврааму очень важно, чтобы никто не подумал, что его чем-то мог одарить Содомский царь Бера. Он вызволил содомлян из плена, но зная, чем живут эти люди, не желает принимать от них славу и плату - дабы не оскверниться. Кроме того, Авраам являет свою глубокую веру: он Богом богат, и ради Всевышнего совершает добрые дела. По-иному происходит встреча с царем Салима/предположительно будущий Иерусалим/Мелхиседеком, который " вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего "/14, 18-20/. Поведение Авраама тут совсем иное: он принимает благословение и отдает по закону десятину. Но и Мелхиседек говорит с ним не как Бера: он прежде всего благословляет Бога, а потом Его слугу - Авраама/у Беры - ни слова о Боге/. Сообщение о неком царе, который был священником истинного Бога, является намеком на то, что почитание Единого никогда не прерывалось и могло существовать вне главной библейской линии. Но сама таинственная фигура царя-священника, неожиданно являющегося в жизни Авраама, приносящего хлеб и вино, благословляющего и больше нигде не встречающегося, стала символической уже в ВЗ. Он священник Божий, но законной библейской линии не принадлежит, т.е. он священник не по закону, а непосредственно от Бога, по помазанию. Имя Мелхиседека стало символом харизматического служения Богу вообще. Кроме того, хлеб и вино Салимского царя не могли не восприниматься в христианстве как прообразы Евхаристии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

О Мелхиседеке известно крайне мало. Однажды Авраам возвращался с победой. В это время «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священником Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». И «Аврам дал ему десятую часть из всего» ( Быт.14:17–20 ). Вот и все. Лет четыреста это событие хранилось в памяти потомков Авраама, потом было записано Моисеем. А спустя еще двести лет – другой пророк, Давид, пишет этот таинственный псалом, начинающийся словами: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». «Из чрева прежде денницы родих тя». «Ты Священник вовек по чину Мелхиседека». Павел пишет об этом же спустя еще тысячу лет. И – то, что о Мелхиседеке больше ничего не сказано, – и для Давида, и для Павла является не недостатком, но прямой характеристикой. Он «без отца, без матери, без родословия». А значит, он не имеет «ни начала дней, ни конца жизни». И священство Мелхиседека именно потому, что оно неизвестно откуда взялось, – является особым, высшим чином священства, в отличии от «правильного», наследственного, однажды установленного. А из того, что начало священства Мелхиседека не указано, следует, что он «пребывает священником навсегда». Апостол обращает внимание и на то, как к Мелхиседеку отнесся Авраам. Он, хотя и сам был избран Богом, хотя и сам имел «обетования», но все же, как меньший, дал Мелхиседеку «десятину из лучших добыч своих». И Апостол не строит предположений, почему Авраам так сделал. Он воспринимает это как факт, и отмечает, что здесь «сам Левий», которому впоследствии дано было потомственное священство и право получать десятину, еще находясь в чреслах Авраама, сам дал десятину Мелхиседеку. И это говорит о превосходстве священства по чину Мелхиседека. Так, через ветхозаветный образ Мелхиседека Апостол Павел объясняет наследникам Ветхого завета – и вечность Иисуса Христа, и Его особое священство. Объясняет, кто есть тот «Господь», Которому «рече Господь» в псалме Давида, кто тот «Священник иной» ( Евр.7:15 ), Который раз и навсегда Своим единым жертвоприношением очистил наши грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

1) Авраам согрешил; 2) Авраам поступил праведно; 3) Авраам согрешил, но грех этот извинительный. Слова святителя Филарета «он не предал судьбы своей просто в руки Божии, а хотел привести себя в безопасность собственным искусством и хитростью» — это достаточно тяжкое обвинение праведника, тем более если принять во внимание то, что как раз безусловная вера Авраама Богу и была вменена ему в праведность. Можно было бы возразить, что данное «вменение праведности» Аврааму Богом произошло уже после того случая, как Авраам отдал Сару в гарем египетскому фараону. Но мы знаем, что подобный случай снова повторился через несколько лет, уже перед рождением Исаака. Тогда Авраам отдал жену в сожительство царю Авемилеху, чтобы спасти собственную жизнь (Быт. 20:2). Это случай, в отличие от египетской истории, произошел уже после того как в Писании сказано: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Нужно признать, что данный поступок был совершен не возрастающим в праведности грешником, а именно праведным с точки зрения Писания человеком. Подтверждением этому может служить тот факт, что Господь не только ни разу не упрекнул Авраама в грехе, но несколько раз благословлял его. «И Авраму хорошо было ради ее (Сары); и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт. 12:16). «И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его» (Быт. 20:14). При этом Господь в обоих случаях наказывал царей и их народы за еще даже не совершенный ими «грех по неведению» в отношении жены Авраама (см. Быт. 12:17; 20:3). Необходимо понять, почему аморальные с точки зрения современного человека действия Авраама оказались праведными пред Богом. Однажды Спаситель сказал иудеям, которые уповали на свое плотское родство с Авраамом: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Иоан. 8:39). Заметим, что Господь не говорит «праведные» дела Авраамовы. Подобное уточнение было необходимо сделать, если бы Авраам, наряду с праведными делами, совершал поступки, не достойные подражания. Здесь необходимо вспомнить слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Возможно, кто-то возразит и скажет, что Синайский закон появится лишь через несколько столетий и к Аврааму не имеет никакого отношения. Но современный христианин, живущий в эпоху Нового Завета, строго говоря, тоже не имеет отношения к иудейскому закону, и, тем не менее, принцип духовного совершенства, описанный ап. Иаковом или ап. Павлом (см. Гал. 5:3), относится и к нам. Если христианин нарушит одну из заповедей блаженства, неужели он сможет исполнить Закон Христов? Подобным образом мы относимся, например, и к понятию «смертный грех». Все из нас согласятся с тем, что впадая лишь в один из них, человек уже лишает себя всего духовного наследия.

http://bogoslov.ru/article/6171749

Аврам в чувстве благоговения и преданности пал на лице свое. Бог сказал ему: – Теперь ты не будешь называться Аврамом, но да будет тебе имя: Авраам 6481 ; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И народы и цари произойдут от тебя; и Я поставлю вечный завет Мой с тобою и потомками твоими 6482 в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя, и дам вам всю землю Ханаанскую в вечное наследство 6483 . Видимым же знаком завета между Мною и вами должно быть то, чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан. Осьми дней от рождения надобно обрезывать всякого младенца мужеского пола, не только из ваших детей, но и из рабов, купленных за серебро у иноплеменников. Необрезанный, как нарушитель завета Моего, лишается общения со своим народом 6484 . Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей – Сарра 6485 . Я благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. Авраам возрадовался и засмеялся, но в то же время с недоумением спрашивал про себя: – Неужели от столетнего будут дети? и неужели Сарра в девяносто лет родит? Но Господь повторил Свое обетование и предрек самое имя их будущему сыну – Исаак. Вскоре после сего, Господь опять явился Аврааму у дубравы Мамре – следующим образом. Однажды в полдень Авраам сидел у шатра своего. Подняв глаза свои, он увидел пред собою трех странников. Он тотчас же поспешил к ним навстречу и, поклонясь до земли, сказал первому из них: – Государь мой! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Позвольте принести немного воды и омыть ноги ваши 6486 ; потом отдохните под этим деревом 6487 . А я принесу хлеба, чтобы подкрепиться вам на дорогу. Странники 6488 согласились на его просьбу. Тогда Авраам поспешил в шатер к Сарре и сказал ей, чтобы она замесила поскорее пшеничной муки и испекла пресные хлебы; потом побежал к стаду, выбрал нежного, хорошего теленка и велел своему рабу приготовить его. Когда приготовлены были и пресные хлебы и теленок, Авраам взял еще сыру и молока, и все это поставил пред гостями. Они стали есть, а Авраам в это время стоял под деревом, прислуживая им. Во время обеда странники спросили Авраама:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Излагаются родословия от Сифа до Авраама. Отец Авраама Фарра берет своих сыновей, Авраама и Нахора, и внука своего Лота, и идет в Харран, намереваясь пройти в землю Ханаанскую; и когда он умер в Харране, Бог повелевает Аврааму переселиться из Харрана, и он пришел в Сихем, в земле Ханаанской. И сказал ему Бог: «Потомству твоему отдам Я землю сию» ( Быт.12:7 ). И построил Авраам жертвенник Богу и поставил шатер при море. Когда был голод, Авраам, пришедши в Египет, повелевает жене своей сказать, что она сестра его; фараон же, взявший ее, будучи наказан Богом, возвращает ее Аврааму. Когда пастухи Авраама и Лота поссорились между собой, то они разделили места обитания. Лот взял землю Содомскую; Авраам же поселился при дубе Мамврийском и опять получил обетование от Бога, что семя его умножится и наследует эту землю. Когда от Ходоллогомора отложились пять царей земли Содомской, подвластные ему прежде, то он, взяв с собою других трех царей, вступил с ними в сражение и, обратив их в бегство, взял в плен; в числе пленников был и Лот. Авраам, услышав об этом и погнавшись за ними с тремястами семнадцатью домочадцами, освободил своего племянника, с лошадьми и женами, и Мельхиседеку, благословившему его и вынесшему хлебы и вино, дал десятину. Потому и говорит Павел в Послании к евреям: «Так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину» ( Евр.7:9 ). Когда же царь содомский предлагал Аврааму взять лошадей, он не согласился: «Даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» ( Быт.14:23 ). Потом, когда Бог говорит ему: «Награда твоя [будет] весьма велика» ( Быт.15:1 ), он сетует на свою бездетность и опять слышит, что тот, кто произойдет от него, наследует ему, и семя его будет, как звезды небесные. Здесь находим изречение: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт.15:6 ). Он совершает рассечение (животных) и узнает, что потомки его будут пришельцами, но потом будут освобождены, после четырехсотлетнего угнетения. Сарра, будучи бесплодной, дает Аврааму Агарь, чтобы он имел от нее детей. Когда же она родила, то возгордилась перед госпожой своей; и Авраам отдает ее Сарре, чтобы она отмстила за оскорбление свое. Обиженная своей госпожой, она убегает из дома, но получает от Ангела повеление возвратиться к госпоже своей, и вместе получает обетование, что потомство ее умножится; самое имя младенцу, прежде его рождения, назначает Ангел, назвав его Измаилом. Агарь родила Измаила. Авраам, будучи девяносто девяти лет, получает новое имя; он стал называться уже не Аврамом, но Авраамом. Бог повелевает ему обрезаться со всем домом. Имя Сары также переменяется, и она стала называться Саррою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Аще вне 20-го числа: И ныне, Богородичен настоящаго гласа. Если же 18 или 19 декабря: И ныне, Богородичен текущего гласа. Вход. Прокимен дне. Чтения три. Вход. Прокимен дня. И чтения праздника: Бытия чтение (глава 14): 1. Бытия чтение Слышав Авраам, яко пленен бысть Лот, братанич его, сочте своих си домочадец триста и осмнадесять и погна во след их даже до Дана. И нападе на ня нощию сам и отроцы его с ним; и порази их, и гони их до Ховала, еже есть ошуюю Дамаска. И возврати всякаго коня Содомскаго, и Лота, братанича своего, возврати, и вся имения его, и жены, и люди. Изыде же царь Содомский в сретение ему, повнегда возвратитися ему от сеча ходоллогоморскаго и с царьми, иже с ним, во удоль Савину, сие же бяше поле царево. И Мелхиседек, царь Салимский, изнесе хлебы и вино, бяше же священник Бога Вышняго. И благослови Авраама, и рече: благословен Авраам Богу Вышнему, Иже созда Небо и землю, и благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе. Аврам, услышав, что взят в плен Лот, племянник его, пересчитал собственных домочадцев своих, – триста восемнадцать – и погнался вслед за ними до Дана. И напал на них ночью, сам и отроки его с ним, и поразил их, и преследовал их до Ховала, что налево от Дамаска; и возвратил всю конницу Содомскую и Лота, племянника своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Вышел же царь Содомский навстречу ему по возвращении его с разгрома Ходол-Логомора и царей, бывших с ним, в долину Сави, – это была равнина царей. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино, – а был он священником Бога Всевышнего. И благословил он его, и сказал: “Благословен Аврам Богом Всевышним, Который создал небо и землю; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои”. Быт 14:14–20 Втораго закона чтение (глава 1): 2. Второзакония чтение Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: видите, предах пред лицем вашим землю, вшедше, наследуйте ю, юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму, и Исааку, и Иакову, дати им и семени их по них. И рекох к вам во время оно, глаголя: не возмогу един водити вас. Господь Бог ваш умножил вы есть, и се есте днесь, яко звезды небесныя, множеством. Господь Бог отец наших да приложит вам, яко да будете тысящами сугубо, и да благословит вас, якоже глагола вам. И взях от вас мужи мудры, и сведомы, и смысленны, и поставих их владети над вами, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим. И заповедах судиям вашим во время оно, глаголя: разслушайте посреде братий ваших и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеческа, яко суд Божий есть.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

В любом случае мы можем найти и в Ветхом Завете подобные тексты, когда один из малых пророков говорит, что «праведный своею верою жив будет» (см.: Авв. 2:4 ). Имеется в виду вера в том виде, в каком понимает ее Иаков, брат Господень, апостол Иисуса Христа, который говорит, что «вера без дел мертва» (см.: Иак. 2:26 ). И, собственно говоря, то определение, которое дает апостол Павел, не противоречит позиции Иакова. В Послании к Евреям апостол Павел пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). То есть сначала вера – действие, дело, «осуществление ожидаемого», и лишь потом – умозрительная «уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ). Апостол Павел учит, что Авраам «сверх надежды, поверил с надеждою» сверх силы – ведь он был как бы с омертвелыми чреслами, пожилой человек (см.: Рим. 4:18–19 ). Поэтому его вера есть вызов для многих сомневающихся! Потому что все обстоятельства говорили о том, что у Аврама и Сары не может быть детей, но у Авр аама и Са рры ребенок родится! И перемена имени, которая происходит (если раньше он назывался Аврам, то потом Господь говорит: «ты – Авраам», то есть не просто «отец», а «отец множества», и изменение имени его супруги, а она раньше называлась в еврейском тексте Сарай, «Сара», а потом она называется «Сарра») – это перемена судьбы. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Теперь история этого семейства изменится! « Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? » ( Быт. 15:8 ). Ею – то есть землею обетованной! Как узнать, что у Авраама будет потомок? И Господь предлагает ему: « Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя » ( Быт. 15:9 ). И далее: « Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек » ( Быт. 15:10 ). Почему птиц не рассек? Потому что языческие народы и их правители уподоблены зверям и животным. Читаем: «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» ( Пс. 21,13–14 ). И еще: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый – царь Греции…» ( Дан. 8, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010