Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: «И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли» (Быт. 18:1—2).    В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).    Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне: «Сказал Господь Господу моему» (Пс. 109:1; Деян. 2:34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. 3:23—95); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. 7:13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит: «...если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы...» (Ин. 8:39), а дела эти в том, «чтобы... веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).    Кто же тогда потомство Авраама? Сыны Исаака по плоти или сыны Агари египтянки? Исаак или Измаил — потомок Авраама? Чему нас учит Священное Писание устами Божественного Апостола? «Но Аврааму даны были обетования и семени его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

-Господи, - сказал он, - если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо недостойного раба Твоего и отдохни под сенью этого Дуба. Потом Авраам позвал слуг. -Принесите воды и омойте ноги наших Дорогих Гостей, - распорядился он. Затем зашел в шатер. -Сарра, - сказал он жене, - поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Не теряя ни секунды, Авраам поспешил к своему стаду, выбрал нежного, хорошего теленка и передал его слуге, чтобы тот приготовил вкусное блюдо. Вернувшись, он расстелил перед шатром чистое полотно. Молоко, масло, сыр, виноград, инжир, свежий хлеб, телятина - все лучшее, что имелось у хозяина, было предложено Дорогим Гостям. Они приступили к трапезе. Авраам стоял рядом, готовый в любую минуту служить Им. Один из Гостей спросил: -Где Сарра, жена твоя? Он ответил: -Здесь, в шатре. -На следующий год, в это же время, Я снова приду к тебе, и у Сарры будет сын. «Мне ли в моем преклонном возрасте иметь сие утешение», - подумала Сарра. Гость сказал Аврааму: -Отчего Сарра усомнилась в Моих словах? Есть ли что трудное у Господа? Сарра сильно испугалась, услышав это. Путник подтвердил: -Ровно через год она родит сына. Закончив трапезу и поблагодарив гостеприимных хозяев за теплый прием, Путники отправились дальше. Авраам пошел проводить Их. У развилки дорог Путники неожиданно исчезли. Авраам понял, что это были Ангелы. Икона «Пресвятая Троица» была написана для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры «в похвалу преподобному Сергию». Это Библия в красках. Тут и Ветхий Завет, тут и Новый Завет, тут и все заповеди Господни, тут и Крестная искупительная смерть Христа, тут и Его славное Воскресение, тут и Чаша с Его Небесными Дарами, без Которых мы не можем спастись. В ней с изумительной полнотой воплощена идея Божиего Домостроительства, выражен один из главных заветов Аввы Сергия: «Да будут все едино, по образу Божию, по образу Пресвятой Троицы», противопоставив «ненавистной розни мира сего» идеал страха Божия и любви. IV Храм Христа Спасителя в течение полутора месяцев находился в центре внимания не только москвичей, но и многочисленных гостей столицы. Именно здесь по благословению Патриарха Кирилла пребывала великая святыня Земли Русской...

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

Арабы в воспоминание этого обрезывали, говорит Флавий Иосиф (Апт. I, 12 146 ), сыновей своих по достижении ими тринадцатилетнего возраста; тот же самый обычай перешёл ко всем магометанским народам, которые соблюдают его и поныне. Быт. 17:26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, Быт. 17:27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников. Глава XVIII. Вступление Чем ближе исполнение обещания, тем торжественнее, тем точнее оно открывается Аврааму, и не только ему лично, но и Сарре, которая впервые удостаивается прямого откровения. Но Богоявление скрывается под видом путника, и из рассказа Моисея видно, что Авраам понял величие этого явления, Сарра же не совсем уразумела его. В явлении трёх Ангелов некоторые видят явление великого таинства Святой Троицы, но другие не видят сего, потому что, когда Авраам остался перед лицом Иеговы ( Быт. 18:22 ), два ангела пошли в Содом ( Быт. 18:16 ), и потому разумеют под именем Иеговы вторую Ипостась Св. Троицы, Судию всея земли ( Быт. 18:25 ), Сына Божия, «коему отдан всякий суд» ( Ин. 5:22 ), а под остальными двумя мужами разумеют сопутствовавших Ему духов, исполнителей Божиих велений. Таково мнение и великого учителя церкви Иоанна Златоустог о. Заметим, что Богоявление совершается днём, чтобы не было никакого сомнения в действительности его. Глава XVIII. Иегова с двумя Ангелами является Аврааму; повторение обетования и смех Сарры. Иегова возвещает погибель Содома и Гоморры, Авраам молит за праведных Быт. 18:1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Дубрава Мамре близ Хеврона было место цветущее, свежее и плодоносное; тут жил Авраам с тех пор, как возвратился из Египта, – на землях союзника своего аммореянина Мамре, от имени которого названа и дубрава ( Быт. 14:13 ). Окрестности Хеврона до сих пор цветущи и плодоносны и изобилуют оливами и виноградниками. Быт. 18:2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Исследование. Baumstark. S. 129−130. § 72. Авраам Кашкарский Родился в 503 г., умер 8 января 588 г. В юности был миссионером среди арабов. Был в Египте, где посетил монахов Скита. Затем поступил в Нисибинскую школу. Движимый любовью к отшельнической жизни, пришел на гору Изла, на вершине которой впоследствии воздвиг знаменитый монастырь. Авраам дал ему Устав, сохранившийся до наших дней, благодаря чему по праву считается у несториан виднейшим отцом монашества. В «Халдейском Бревиарии» Аврааму приписывается авторство некой «тешбохта». Издание правил. Chabot J. В. Rend. Асе. Lincei 7 (1898). P. 41−51; лат. перевод: Р. 51−59; Vööbus A. Syriac and Arabie Documents. Stockholm, 1960. P. 150−162 (с англ. переводом). Издание " тешбохта». Breviarium Chaldaeorum. T. II. P. 67−68; англ. перевод: Maclean A. J. East Syrian daily Office. P. 215. Исследования. Baumstark. S. 130−131; Hermann Th. Bem erkungen zu den Rege ln des Mar Abraham und Mar Dadischo vom Berge Izia. ZNTW 22 (1923). S. 286−298; Ploeg J. van der. Oud. Syrisch monniksleven. Leiden, 1942. § 73. Дадишо, настоятель монастыря на горе Изла Дадишо (529−604) был преемником основателя монастыря на горе Изла Авраама. Родился в Бет-Дарайе и подвизался в монашестве в Адиабене. Монастырю на Изле дал новый Устав, первое правило которого предписывает придерживаться учения, согласного с учением Диодора, Феодора Мопсуэстийского и Нестория. В то время как одни, среди которых были и послушники, вели киновиальную жизнь, другие, близ монастыря, имели собственные кельи, в которых вели отшельническую жизнь. Издание правил. Chabot J. В. Rend. Асе. Lincei 7 (1898). P. 77−90; лат. перевод: Р. 91−99; Vööbus A. Syriac and Arabic Documents regarding Legislation relative to Syrian Asceticism. Stockholm, 1960. P. 163−175. Исследования. Baumstark. S. 130−131; Hermann Th. Bem erkungen zu den Rege ln des Mar Abraham und Mardadischo vom Berge Izia. ZNTW 22 (1923). S. 286−298; van der Ploeg J. Op. cit. § 74. Авраам Нефтарский Нефтар или Нетпар в Адиабене был местом рождения Авраама, который жил в начале VII в. Юношей вел отшельническую жизнь в течение трех лет, затем отправился в Египет, чтобы посетить монахов-пахомиан, а также в Палестину. Вернувшись в свою отшельническую келью, прожил в ней святой жизнью еще тридцать лет. Некое предание, вероятнее всего легендарное, сообщает, что Авраам отправился в Азербайджан, чтобы крестить язычников. Он почитается святым как у несториан, так и у яковитов. Авраам Нефтарский составил для духовного чтения собрание глав аскетического содержания, как сообщается, числом десять (впрочем, это число выдерживается не во всех рукописях).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Икона Ветхозаветной Троицы изображает гостеприимство Авраама: Трех ангелов под дубом Мамврийским. По библейскому тексту, «И явился ему Господь у дуба Мамре» ( Быт. 18:1 ). Авраам возвел очи и вот видит: три мужа стоят против него. Авраам обращается только к одному из них, говоря: «Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:3 ). Когда, после трапезы, два ангела отошли к Содому, Авраам «еще стоял пред лицем Господа» ( Быт. 18:22 ), иными словами, перед третьим ангелом. Во время беседы с ним Авраам называет его «судьей всей земли и Владыкой». Библейское повествование заканчивается словами: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом». По тексту ясно, что Аврааму явился Господь в сопровождении двух ангелов. Однако существует различное толкование о том, кого олицетворяют Три Ангела Гостеприимства Авраама. Католики не признают Трех Ангелов Гостеприимства Авраама как Святую Троицу. Св. Августин говорит, что «нельзя сомневаться в том, что три мужа были Ангелами, хотя некоторые уверяют, что один из них был Христос». Основанием этого толкования берутся слова апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» ( Евр. 13:2 ). Однако эти слова более относятся к гостеприимству Лота, который принял двух ангелов, отошедших от Авраама в Содом: «И пришли два Ангела в Содом вечером... Лот увидел, и встал, поклонился лицем до земли. И сказал: «государи мои! зайдите в дом раба вашего» ( Быт. 19:1–3 ). Православная Церковь , придерживаясь точного библейского текста, принимает толкование св. Иринея, Юстиниана Философа, св. Афанасия Александрийского и других святых отцов в том, что явление Аврааму трех ангелов есть явление Святой Троицы в лице Христа Спасителя, Ангела Великого Совета, в сопровождении двух ангелов. Св. Иоанн Дамаскин в своем «Слове в защиту икон» говорит: «Образ Сына есть образ Отца и Святой Дух есть образ Сына», т. е. в лице Спасителя явлены все Три Ипостаси. Мы встречаем на так называемом Иерусалимском кресте новгородской работы XIII в. надпись «Отец, Сын, Дух Святой» над распятым Христом Спасителем. Дидрон в своей «Христианской Иконографии» пишет: «Един Господь в Трех Лицах, перед которым Авраам пал ниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. И сему самому научая, Он говорил иудеем: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел и возрадовался» ( Ин.8:56 ). Почему же? «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим.4:3 ). Во-первых (он веровал), что Он есть Творец неба и земли, единый Бог, во-вторых, что Он сделает семя его, как звезды небесные. Это и высказывается Павлом (в словах): «как светила в мире» ( Флп.2:15 ). Посему справедливо, оставив свое земное родство, он последовал Слову Божию, странствуя с Словом Божиим, чтобы водвориться с Словом. 4. Справедливо и Апостолы, родом от Авраама, оставив корабль и отца, последовали Слову Божию. Справедливо и мы, имея ту же веру, как Авраам, взявши крест, как Исаак дрова, следуем Ему. Ибо в Аврааме человек наперед научился и навык следовать Слову Божию. Ибо Авраам по вере своей, последовав заповеди Слова Божия, с готовностью предал в жертву Богу Единородного и возлюбленного сына своего, дабы и Бог благоволил за все семя его представить Своего Единородного и возлюбленного Сына в жертву для нашего искупления. 5. Когда таким образом Авраам был пророк, и в Духе видел день пришествия Господа и домостроительство страдания, чрез которое он и все подобно ему верующие Богу имели спастись, то он сильно возрадовался. Итак Аврааму не был неведом Господь, Коего день он желал видеть, ни Отец Господа, ибо он от Слова Господа узнал и уверовал в Него; почему и вменилось ему это от Господа в праведность. Ибо вера в Бога оправдывает человека, и посему он говорил: «простру руку мою к Богу Вышнему, создавшему небо и землю» ( Быт.14:22 ). Но все это стараются ниспровергнуть те злонамеренные (учители) из-за одного изречения, которое ими понято неправильно. Глава VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме Сына 1. Господь, открывая Себя ученикам, что Он есть Слово, сообщающее познание об Отце, и упрекая иудеев, воображавших, что они имеют (знание) о Боге, тогда как они отвергали Его Слово, чрез которое познается Бог, говорил: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын восхочет открыть» ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ). Так Матфей передал это место, а также Лука и Марк то же самое 94 , Иоанн же опустил его. А они (еретики), желая быть сведущее Апостолов, излагают его так: «никто не знал Отца, кроме Сына, ни Сына кроме Отца и кому Сын восхочет открыть Его», и объясняют так, будто бы истинный Бог никем не был знаем до пришествия Господа нашего, и говорят, что возвещенный пророками Бог не есть Отец Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Митрополит Иларион: Путь веры − это духовное путешествие, в которое Господь зовет нас, как некогда позвал Авраама 31 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не можем взять с собой материальное имущество, но можем взять близких и дорогих нам людей. Вечером 28 марта 2014 года, в пятницу четвертой седмицы Великого поста и пятую годовщину со дня назначения настоятелем московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в этом храме Литургию Преждеосвященных Даров. За богослужением архипастырю сослужили клирики прихода. По завершении литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Мы слышали сегодня в чтениях из Ветхого Завета, из Книги Бытия, рассказ о том, как Господь призвал Авраама и сказал, что он должен оставить землю, в которой вырос и прожил всю жизнь, взять все свое семейство (детей, многочисленных родственников), имущество и скот и отправиться в некую неведомую землю, которую Господь ему укажет. На тот момент Аврааму было 75 лет и, хотя в те времена люди жили дольше, чем сейчас − по семьсот-восемьсот или девятьсот лет, − если судить по повествованиям Книги Бытия, старели они так же быстро, как  и мы с вами, только старость их длилась гораздо дольше, чем сейчас. Поэтому 75 лет, даже по тем стандартам, − это была не пора молодости, а тот возраст, когда сложно уже начинать какое-то новое дело, тем более, бросать свою землю и отправляться в неизвестный поход в какую-то непонятную землю, которая даже не была названа Богом и о которой, наверное, Авраам имел представление самое смутное. Тем не менее, Авраам, не раздумывая, отправился в это путешествие, потому что знал: если Господь говорит сделать это, значит, так надо. Об этом говорит апостол Павел в Послании к евреям: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11. 8). Он действительно не ведал, куда идет, но знал, Чей голос призывает его идти в ту землю − голос Божий. Так как Авраам был человеком глубоко верующим, для которого зов Божий был основной движущей силой, он и пошел, не раздумывая. Авраам знал, что если Господь его куда-то ведет, значит, приведет его туда, куда надо.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-put...

В историческом плане это обещание исполняется постольку, поскольку Измаила своим предком считают арабы, и их воинственная история на протяжении веков считается исполнением этого пророческого откровения Агари. В духовном смысле, налагать руки на всех означает «осуждать всех тех, которые идут не одним с ними путем и вооружаться против них сильною, но не всегда благорассудною ревностью» 79 . Если Елиезер представляет собой состояние человека дозаконное, некоторое состояние естественной праведности, Измаил – состояние ветхозаветное, то есть подчиненность и рабство; то благодатное состояние свободы изображается Исааком, который есть рождение в свободу чад Божиих. Итак третий образ – это Исаак, который есть рождение в свободу чад Божиих. Девяностодевятитилетний Авраам с изумлением слышит о рождении от него сына. Это изумление Авраама напоминает изумление, которое испытал Никодим в беседе со Спасителем, когда Он ему сообщил, что «должно вам родиться свыше» ( Ин. 3:7 ). Здесь идет речь об одном и том же: благодатное, настоящее духовное возрождение человека, его действительное вхождение в обетование, усыновление Божие происходит совершенно для человека непонятным, сверхъестественным образом. Жизнь внутренняя утверждается на развалинах внешних. И как говорит святитель Филарет Московский : «Бог не отвергает Измаила, но завет вечный поставляет с Исааком: Бог не отвергает дел закона, которым помоществует и за которые предстательствует вера; но к вечному с собой соединению предопределяет токмо благодатью, насаждаемою в душе внутреннюю жизнь веры и любви» 80 ,– все эти промежуточные стадии, которые символизируют Елиезер и Измаил еще не есть то, чем наследуется обетование, а оно наследуется именно благодатью Божией. Когда Бог дает Авраму обетование о рождении Исаака, то печатью этого обетования и залогом его рождения является новое имя Авраам и закон обрезания, которые прообразуют собой таинство Крещения, поскольку в крещении христианин получает новое таинственное имя и переживает новое, духовное рождение. 3.12. Великое искушение Авраама И, наконец, седьмое и восьмое богоявления связаны с принесением в жертву сына Авраама – Исаака. Перед нами встает вопрос, который часто вызывает недоумение даже у самих православных: зачем  Богу нужно было проверять веру Авраама? Разве Бог не знал, что Авраам в него верует, когда уже Авраам поверил Богу, и вера эта вменилась ему в праведность? Иногда формулируют более жестко: разве можно так издеваться над отцом, велеть ему принести в жертву собственного сына, зачем это было нужно? Обычный ответ – в этой жертве мы видим прообраз крестной жертвы Сына Божия – сразу проблему не снимает. Стоит ли ради создания прообраза так жестоко обращаться с Авраамом? Говорят: нет, всё-таки Бог у вас какой-то злой, с людьми зло и нехорошо обращается – нам Бог такой не нравится. А Авраам просто фанатик.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Беседа седьмая Дорогие братья и сестры! Я рад вас всех видеть. Сегодня мы с вами с Божьей помощью рассмотрим 20-ю и 21-ю главы Книги Бытия. Я напомню, что наш цикл называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов», потому что мы будем больше обращать внимание именно на те взаимоотношения в семейной жизни, которые складывались у ветхозаветных патриархов. С 12-й главы Книги Бытия по 50-ю главу – это история одной семьи. Это жизнь Авраама, жизнь его сына Исаака, его правнука Иакова и его праправнука Иосифа. То, что называется еврейской национальностью, то есть нация как таковая возникает только в Книге Исход. А с 12-й главы и до конца Книги Бытия – это история одной семьи, когда еще никакой речи не было о едином народе, о новой нации. Итак, 20-я глава. Она начинается словами: « Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре » ( Быт. 20:1 ). «Авраам поднялся оттуда…» ( Быт. 20:1 ), увидев, что уничтожены города, и люди перестали приближаться к этой местности, и Авраам уже не мог осуществлять прием путников под свой кров. С другой стороны, двойной инцест Лота стал известен многим, и Авраам поспешил дистанцироваться от него. Давайте вспомним, что на священном языке «подняться» означает приблизиться к Иерусалиму. А «спуститься» – удалиться от Иерусалима или от Святой земли. Потому, что Святая земля представляется бытописателю Моисею как бы некоей духовной горою: если кто возвращается на Святую землю – он поднимается, восходит, а если кто-то удаляется – он нисходит или спускается. И те, кто делал синодальный перевод, учитывали это, поэтому здесь мы встречаем такие слова. Нас может удивить, с какой легкостью Авраам «поднялся» и переселяется с одного места на другое. При этом он не стремится приобретать собственность среди туземцев, единственным его приобретением в земле Ханаана станет пещера для погребения (Махпела). «Посмотри, как прост и неизыскан был образ жизни праведников, с каким удобством они совершали свои переселения, устраивали свою жизнь как странники и пришельцы и, то здесь, то там водружая свои палатки, как бы всю жизнь проводили в чужой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но не все люди, говорит нам Священное Писание, пошли против Бога. Нашлись такие, которые захотели внять Его голосу. Писание рассказывает нам об Аврааме, который жил четыре тысячи лет назад. Ему было откровение от Бога: «И сказал Бог Аврааму: пойди от земли твоей, от родства твоего… в землю, которую Я укажу тебе». Авраам стал странником в чужой земле. Со своими стадами путешествовал он от города к городу, от страны к стране. Авраам, как говорит нам Писание, «ходил перед Богом», то есть во всех своих делах он стремился поступать всегда по правде и справедливости. Однажды, когда Авраам молился, Господь сказал ему: «От тебя Я создам великий народ, и благословятся через тебя все племена и народы земли». Авраам поверил Богу. Никакой жертвы не жалел он для Бога, потому что возлюбил Его более всего на свете. И вот от Авраама начинается маленький ручеек. Возникает сначала семья, потом племя, потом небольшой народ. Но из этого ручейка потом выйдет огромная река Вселенской Церкви, Церкви Христовой. Авраам стал отцом всех верующих. Век спустя потомки Авраама попадают в рабство в Египет. Затем они чудесным образом избавляются, возглавляемые пророком Моисеем. Моисей приводит народ к горе Синай, и там Бог дает Заповеди Своему народу, а тем самым и всей Церкви, — Десять Заповедей, которые выражают волю Бога для всего человеческого рода. Они начинаются словами: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Когда пророк Моисей умирал, он сказал своему народу: «Когда-нибудь придет другой пророк, который будет больше меня, Его слушайте. Он будет вашим наставником и учителем». Народ израильский поселился в земле Палестинской. Его руководителями были другие пророки, цари, первосвященники. Когда эти народные вожди поставлялись на служение, то им на голову как знак поставления возливали оливковое масло — елей, который был символом милости Божией. Поэтому этих вождей называли еще помазанниками Божиими. Но, как мы знаем, ни один из царей не был вполне достоин своего венца и своего помазания. И пророки, которые говорили то, что им открывал Бог, были только людьми — слабыми, немощными; и первосвященники тоже были людьми, далеко не всегда достойными своего сана. Бог открывал народу через пророков, что наступит время, когда явится истинный совершенный Божий пророк, истинный Царь и истинный Первосвященник, помазанник — Христос (Христос по-гречески и означает «помазанник»). Он будет истинным вождем не только для народа израильского, но и для всех народов мира. Иисус Христос Бог приходит в мир

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010