Еще Моисей говорит в книге «Бытие»: «Вопль Содомский и Гоморрский умножился ко Мне; сойду и посмотрю. Авраам же был, стоя пред Господом. И, приблизившись, Авраам сказал: Не погубил бы Ты праведника с нечестивым, и будет праведник как нечестивый. Если окажется пятьдесят праведников в городе, не пощадишь ли его ради пятидесяти праведников? Ни в коем случае Ты не сделаешь этого, Судия всей земли. Господь же сказал: Если найду в Содоме пятьдесят праведников, пощажу все место ради них. И в ответ Авраам сказал: Я начал ныне говорить к Господу моему, а я есть земля и пепел. А если найдутся сорок пять? И сказал Господь: Если найдутся сорок пять, пощажу город». И так, убавляя понемногу число, Авраам дошел до десяти. Дальше сказано: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом» ( Быт.18:20–33 ). Ты видишь, как в том, что мы сказали об Адаме, и в том, что Бог говорил Иову, и через Авраама и Мелхиседека обнаруживалось божественное таинство Христова воплощения? Хоть и в виде раба предстал Сын Божий перед Авраамом, ибо Он явился как человек, но чистая душа праведника опознала в Нем Бога, каковым Он и был. Кем же мы можем назвать того, кто явился Аврааму? Богом-Отцом он не был, ибо явился в виде человека, в каком Бог никогда не являлся пророкам. Не был он и ангелом, ибо когда, имея в виду ангела, Моисей или кто-либо из пророков назвал бы его Господом и Судией? Что же остается? Выходит, что это был Сын и Слово Божие, являющийся разом Богом и человеком. Явление Его в виде человека перед Авраамом предзнаменовало Его будущее воплощение, о чем Сам Бог и сказал: «Сойду и посмотрю». А то, что Авраам и Моисей назвали Его Господом, судящим всю Землю, милующим и воспитывающим, явно свидетельствует о Его божественности, ибо судить ее, милуя и воспитывая, никто не может, кроме Бога. А слова «Если найдется столько-то и столько-то, пощажу город» дают понять власть и величие собеседника. И ведь не только он, но и сын Авраама Исаак был неким прообразом Христа. Ибо как Авраам возвел Исаака на гору, чтобы принести его в жертву (см. Быт.22:2 ), так и Бог своего Сына послал в мир, чтобы принести Его в жертву Богу-Отцу ради всеобщего спасения. И как Исаак не умер, вместо же него был заклан обнаружившийся баран, так и Сын и Слово, то есть божественность, не пострадала, подверглась же смерти Адамова плоть, будучи, как некий баран, принесена в непорочную и святую жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Когда же пришли на место, указанное Богом, Авраам создал жертвенник, разложил дрова, и связав Исаака, вознес его на жертвенник, а сам простер руку, чтобы заколоть сына своего; но здесь окончилось испытание Господа, не искушающего свыше сил человеческих. Ангел воззвал с небес: «Авраам, Авраам!» и запретил ему возлагать руку на сына, ибо познал Бог всю полноту веры, не пожалевшей единородного для исполнения заповеди. Авраам увидел овна, запутавшегося рогами в чаще леса, и принес его во всесожжение вместо сына. «Мною клянусь, сказал ему именем Господним Ангел, за то, что Меня ради не пожалел ты сына возлюбленного, благословляя благословлю тебя и умножая умножу племя твое, как звезды небесные и как песок на краю моря, и наследует семя твое грады врагов твоих, и благословятся в Семени твоем все народы земные, за то, что ты послушался гласа моего.» Так возвратился Авраам к служителям своим, вместе с сыном, как обещал им, и поселился опять у колодезя клятвенного. Принесение сына в жертву было торжеством веры Авраамовой и окончанием духовного воспитания отца верующих. Простота, с какой Моисей изложил происшествие столь поразительное, свыше всякого искуства, потому что он умел приблизить к нашему разумению такие чувства и деяния, для изображения коих недостаточен язык человеческий. – Апостол Павел называет повесть сию «притчею воскресения мертвых» ( Ebp. XI. 19 ) ибо смерть и воскресение Христово есть самое близкое и верное её разрешение. – Авраам, из любви к Богу, жертвует ему единственным сыном, и Бог из любви к человекам «не пощадил Сына своего единородного, и за нас всех предал его» ( Uoah. III. 16 . Puм. VIII. 32 .) На Исаака возлагаются дрова, на коих должен быть принесен в жертву; Иисус же, несущий крест, потом и Сам возносится на кресте, и подобно как Исаак, в течении трех дней, закалаемый решительным произволением отца своего, приемлет жизнь свыше, так Иисус, умерщвленный по плоти, возстает тридневно из гроба. Жертва Исаака призвала обильнейшее благословение на потомство Авраамово, а жертва Христова привлекла безчисленные благословения на всю Церковь и весь человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сам бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриарху, Бог искушал Авраама ( Быт. 22:1 ). Конечно, искушение это было нужно не для Бога, Который, как Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело целью укрепить веру патриарха. Достойное прохождение им этого испытания святыми отцами видится как основание его окончательного избрания для начала домостроительства спасения всех верующих: Авраам прославлен во всем мире как отец верующих, потому что по требованию Господа готов был принести в жертву то, что было ему дороже всего. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить ( Евр. 11:17 – 19 ). Но, по апостолу Иакову, вера без дел мертва ( Иак. 2:20 ), и поэтому Авраам оправдался от дел, возложив на жертвенник Исаака, сына своего. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? (ср.: Иак. 2: 21 – 22 ). В жертве Исаака Господь также предуказал Голгофскую Жертву. Подобно тому как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного, так Сам Господь Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ; ср.: Ин. 3:16 ). По апостолу Павлу, Авраам при жертвоприношении Исаака думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование ( Евр. 11:19 ), то есть получил его как прообраз Воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти. Поэтому Исаак, приносимый в жертву, по словам церковной песни, был образом Христовой смерти: «Твое заколение предызобразуя, Авраам, Христе, егоже ради сына на горе, повинуяся Тебе, Владыко, якоже овча взыде пожрети хотяй верою; но возвратися, радуяся с ним, и славя, и превознося Тя, Избавителя мира» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Кто же он, Авраам, — праведник, мудрец, ученый, философ? Нет, он был простой кочевник, ничем не выделявшийся из среды людей, живших в одно с ним время, ни культурой, ни языком, ни знаниями, ни обычаями. Даже с точки зрения этической Авраам мало чем отличался от своих соплеменников и современников, ибо жил по законам выпавшего ему времени: у него были жена и наложница, рабы и скот. До того, как он был отмечен Богом, это был человек не лучше и не хуже других, один из многих. Но Бог избирает именно этого человека. И Авраам оказывается способным ответить на Божественный призыв. Авраам вошел в общение с Богом, тем самым как бы совершив деяние, обратное поступку Адама. Ибо если Адам отказался от Бога и от союза с Ним, то Авраам заключил союз с Богом. Адам решил строить свою жизнь помимо Бога в стремлении самостоятельно достичь Его славы, уповая при этом на магическую силу природы, символом которой стал запретный плод. Авраам же во имя верности своему завету с Богом нашел в себе силы пожертвовать единственным сыном. Разумеется, в Аврааме не в полной мере восстанавливается то, что было разрушено в Адаме. Авраам — это человек, унаследовавший греховную человеческую природу. Его праведность соседствует со слабостью. И тем не менее, несмотря на свои слабости и грехи, именно он вступил на путь Богообщения и на этом пути достиг истинного величия, став праведником ветхозаветной Церкви, отцом всех верующих людей. Бог, устанавливая завет-союз с людьми через Авраама, не нарушает при этом свободы человека. Свободою как Божественным даром продолжает владеть каждый смертный. Однако участие в завете-союзе предполагает соблюдение совершенно конкретных условий: Бог преподает свое благословение людям, дарует им поддержку и помощь в ответ на их веру в Него и на послушание Ему. История Авраама впервые вводит читающего Библию в круг вопросов, связанных с очень важной религиозной проблемой, — проблемой веры. Вера есть непременное условие пребывания человека в завете-союзе с Богом. Человек может находиться в общении с Богом, может надеяться на Божию помощь, если имеет веру и послушание Богу.

http://mospat.ru/archive/86428-avraam-ve...

Вот какого удостоился Авраам обетования от Бога! Ему тоже сказано было от Бога, как и самому Адаму, но с большим подтверждением. Но чтобы Авраам не усумнился во исполнении обетования Божия, в рассуждении искупления и умножения семени его в духовном смысле, по недостатку плотского рождения, по тому, говорю, что он не имел плотских детей: то Бог, явившись ему у дуба Мамврийского, обещал Сарре разрешение неплодия ее; что вскоре и исполнилось. Сарра зачат, роди сына Исаака 180 , который после был законным наследником их, и началом умножения семени их. За все же таковые благодеяния преблагий Бог не требовал никаких даров, не искал другой какой благодарности, кроме единого повиновения Ему; Он требовал за сие от него только того, чтобы он был непорочен, благоугождал пред Ним – кратко, творил волю Его: что Авраам всячески старался засвидетельствовать. Но чтобы видно было его повиновение не только пред Богом, но и пред всеми людми; чтобы видно было, что он не ищет себя самого, а всего себя и все свое отдает в волю Божию: Бог, для испытания сего, искушая во Аврааме такое повиновение, сказал некогда ему: Аврааме! Аврааме! пойми сына твоего возлюбленного, егоже возлюбил еси, Исаака, и иди на гору высоку, и вознеси его тамо во всесожжение. Что в сем случае учинил Авраам? Авраам, как сказали мы, во всем был покорен Богу, Который истиино любил Его, он знал, и твердо верил, что верующий не только имением, честию, родителями, детьми, но и самим собою жертвовать должен. Такою верою одаренный Авраам взял тридесятилетнего отрока своего (отрок бо был относительно к летам отца своего), возвел его на гору, положил его на дрова; и едва только хотел заклать, в то самое время Господь, удержа чрез Ангела руку его, рече ему: да не возложиши руки твоея на отрочища, ниже да сотвориши ему что: ныне бо видех и познах, яко боишися и любиши Бога; не пощадел бо сына твоего возлюбленнаго Мене ради 181 . Вот какая была вера в ветхозаконном муже! вот какая любовь, и вот какое повиновение в том, который чрез сень и гадание только видел имеющего придти Искупителя! Достоин был Господня обетования! достоин был вечного с Ним завета! достоин был называться Отцем всех верующих! достоин был того, что вера его вменися ему в правду! 182

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Праведный Авраам и святой Давид – не случайно эти двое особо выделены в числе праотцев Сына Человеческого, не случайно оба они удостоились обетований Божиих о грядущем спасении. Патриарх Авраам явился величайшим Богоискателем. Когда человечество, завязнув в трясине времен, уже утратило понятие о Небесном Отце, Авраам отказался поклониться какой бы то ни было твари, всеми силами души воззвал он к Всевышнему Творцу. Вседержитель услышал зов создания Своего. Праведный Авраам стал отцом верующих ( Рим.4:11 ), духовным родоначальником всех верных. Ради служения Господу покинул Авраам родные края, пришельцем чувствовал он себя в этом греховном мире, ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог ( Евр.11:10 ). Ради верности Богу готов был Авраам отдать единственного любимого сына, в котором заключались все его надежды, даже надежда на грядущее искупление. Авраамово жертвоприношение явилось образцом высочайшей Жертвы Божественной. Земной отец готовился заклать сына из послушания Всевышнему – Бог не попустил праведнику такого страдания. Но в час Голгофский Единородный Сын Божий – ради спасения рода человеческого, ради нашего с вами спасения приносит Себя в жертву, как священник читает в евхаристической молитве на Литургии святого Василия Великого : «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш», и приемлет Христос Эту Жертву Своей плоти как Бог вместе с Отцом и Святым Духом. Святой Давид прошел испытание опаснейшими земными соблазнами: славой и властью. Можно сказать: пастушонок, помазанный на царство, стал удивительным правителем – кротким среди напастей, милосердным с врагами, безгневным с оскорбителями. Величие души святого царя-пророка Давида запечатлелось в его псалмах, исполненных высокими чувствами, доныне воспеваемых Церковью Христовой. Но и этот царственный человек однажды пал – грязно и страшно: от похоти к любодеянию, от любодеяния к убийству. Диавол уже торжествовал, видя в этой могучей душе законную свою добычу.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

«Всё ли равно, как верить?» Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь , состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка? Сергей Худиев Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах – при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес». Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» ( 4Цар.3:26, 27 ). Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но  Бог , в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы. «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» ( Быт.22:10–13 ). Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что  Бог  в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы. В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/zhertva

В изданном Дж. Х. Деклерком в 1994 году Анонимном диалоге с евреями, предположительно египетского происхождения, датируемого шестым веком, Авраам увидел, что Бог открылся как три человека, что является самоочевидной истиной о тринитарной природе Бога, который един, но познается в трех ипостасях. Соответственно, Авраам обращается к трем лицам как к одному, но в то же время он также учит через этот внешний вид о различии между тремя. Согласно этому тексту, еще одним доказательством божественного присутствия было то, что Авраам омыл ноги своих посетителей — действие, которое было невозможно совершить в отношении ангелов. Кроме того, из этого текста следует, что Авраам приказал Саре взять три меры муки для выпечки хлеба, который сокрыт. Здесь автор играет словами, поскольку γκρυφας означает «хлеб, запеченный в пепле», а κρυφας — «скрытый». Смысл этой игры слов заключается в том, что учение о Троице трудно принять и оно должно было быть сокрыто во времена Авраама, но придет время, когда оно будет проповедано всем. Интерпретация эпизода Мамре как откровения Христа до Воплощения, явившегося в сопровождении двух ангелов, получила широкое признание в святоотеческой литературе. Тринитарная интерпретация, рассматривающая этот эпизод как образ явления Святой Троицы, стала более заметной в более поздней экзегетической традиции. Кирилл Александрийский видел в этом отрывке образ явления Троицы, так же как и автор Анонимного диалога с евреями , а затем и Максим Исповедник. Этот подход исходит из того факта, что Авраам обратился к своим гостям как к «Господу», в единственном числе, намекая на тайну Троицы, природа которой едина. Ряд ученых, таких как Тунберг (1966, 567) и Тракателлис (1976, 66ff), считают, что христианская тринитарная интерпретация эпизода в Мамре, возможно, появилась под влиянием Филона. В ­трактате Филона на Об Аврааме 121 мы читаем, что «Авраам верил, что его гости были из пророков или ангелов, которые изменили свою подобную духу и душе сущность и восприняли образ людей». Но Филон позже заметил, что на самом деле истина заключается в том, что «один, тот который посередине, — Отец Вселенной, а существа, окружавшие его с каждой стороны, — те самые древние силы, которые всегда близки к живому Богу, одна из которых называется его созидательной силой, а другая — царственной силой». Таким образом, два сопровождающих посетителя, хотя и являются ангелами, представляют аспекты Самого Бога.

http://bogoslov.ru/article/6028809

Глава 22-ая. Восьмое Богоявление Аврааму и принесение Исаака в жертву. Цель искушения веры Авраамовой была та, чтобы еще более укрепить его веру и показать ее, как пример, другим людям. Существует мнение, что гора Мориа (2 ст.) есть та Голгофа, на которой пострадал Прообразуемый Исааком, возложенным на жертвенник. Ап. Павел, объясняя почему Авраам решился посягнуть на жизнь своего сына, говорит, что, исполняя непонятную для него волю Божию, он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить Исаака ( Рим.4:17 ), т. е. самое. крепкое и разумное основание для веры Авраамовой было его убеждение, что так угодно Богу всемогущему. По мнению большинства толковников, возраст, в котором был Исаак, соответствовал возрасту Христа, в котором Он пострадал. Когда подошел Авраам к горе, на которой надлежало совершить жертвоприношение, он оставил слуг своих под горой, а с сыном пошел на гору. Оставляет слуг Авраам под горой для того, чтобы они, не понимая сущности таинственного жертвоприношения, не могли остановить его и воспрепятствовать ему в этом великом деле. Исаак, несший на гору для своего сожжения дрова, прообразовал Сына Божия, имевшего понести на своих раменах крест для своего распятия. На вопрос сына: «где жертва?» Авраам говорит, что жертву Бог покажет, не открывая ему истины, чтобы этим открытием не убить душевную силу в своем сыне, и постепенно приготовить к открытию истины. Когда они пришли на гору, Авраам устроил жертвенник, по всей вероятности, из находящихся здесь камней, и, связавши сына, положил его поверх дров. Вполне покоряясь воле отца своего и воле Божией, Исаак без малейшего сопротивления, добровольно дает связать себя и возложить на жертвенник, потому что, если бы он захотел оказать сопротивление отцу престарелому, это бы ему ничего не стоило. Связывает Авраам сына для того, чтобы предупредить всякое невольное движение с его стороны при виде занесенного ножа, которое бы могло помешать силе удара (9 ст.). Под Ангелом, воззвавшим к Аврааму (11 ст.), нужно здесь разуметь самого Господа, потому что Он далее повторяет Аврааму свои прежние обетования (ст. 15, 18). Это было в последний раз в жизни Авраама. Смысл этого заключительного обетования двоякий. С одной стороны, обещается сила и величие потомству Авраама земное, которое буквально исполнилось при завоевании земли Ханаанской, а с другой – вечное благословение чрез него всем народам, которое исполнилось в лице потомка Авраама, Иисуса Христа, основавшего свое благодатное царство из всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Тогда Авраам с полною преданностью воле Божией отпустил Агарь с сыном ее Измаилом. Странствуя, они заблудились в пустыне и уже умирали от жажды, но Бог чудесно спас их и утешил скорбящую мать обетованием произвести от ее сына великий народ [ 39 ]. В то время Авраам пользовался огромным влиянием и уважением посреди соседних царей и владетелей Ханаана. Высшее покровительство и особенное благословение Божие на Аврааме так было ясно для всех, что Авимелех, царь Герарский, искал с ним союза. Но Авраам и после сего жил по-прежнему как странник, нигде не имея постоянного для себя жилища. Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: — Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Не смотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам ни мало не усомнился, что оно — от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования (Евр.11:19). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь [ 40 ]. На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, — и пошли оба вместе на гору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010