И скрыл Авраам тайну ту, сочтя, что не слышал архистратиг голоса древесного. Подойдя же к дому, сели они во дворе. И, увидев лик ангельский, сказал Исаак Сарре, матери своей: «Госпожа моя матушка, вот, человек, сидящий с отцом моим Авраамом, не сын он рода населяющих землю». И побежал Исаак, и поклонился, и пал к ногам бесплотного. И бесплотный благословил его и сказал: «Дарует тебе Господь Бог обетование, какое возвестил отцу твоему Аврааму и семени его 179 , дарует же тебе и драгоценное благословение отца твоего и матери твоей». Сказал тут Авраам Исааку: «Дитя Исаак 180 , зачерпни воды из кладезя и принеси мне в сосуде, дабы могли мы омыть ноги человеку сему, гостю нашему: утомился он, придя сюда после долгого пути». Побежав же ко кладезю, зачерпнул Исаак воды в сосуд и принес им. Подойдя, омыл Авраам ноги архистратига Михаила. Сотряслась тут утроба Авраамова, и восплакал он над странником. Когда же увидел Исаак отца своего плачущим, восплакал и он. И архистратиг, как увидел плачущими их обоих, сам стал плакать с ними, и падали слезы архистратига в сосуд, в воду, взятую для омовения, и делались камнями драгоценными. Видя же чудо то и подивившись, собрал Авраам украдкой те камни и скрыл тайну, один удержав сие в сердце своем. 4. И сказал Авраам Исааку, сыну своему: «Пойди, сын мой возлюбленный, в комнату, где мы вкушаем пищу, и придай ей праздничный вид. Приготовь для нас там два ложа: одно – мне, другое – человеку сему, нашедшему у нас сегодня приют. Поставь для нас там скамью на двоих, поставь светильник и стол, не жалея всего самого лучшего. Укрась жилище, чадо: расстели ткани тонкие, пурпур и виссон 181 , воскури все славные и ценные благовония, принеся трав душистых из сада, наполни ими дом наш, зажги семь двойных светильников, дабы возвеселились мы, – ибо муж сей, нашедший у нас сегодня приют, знатнее, чем цари и вельможи, недаром обличьем своим превосходит он всех сынов человеческих». Исаак же приготовил все как нельзя лучше. Тогда Авраам, взяв за руку архангела Михаила, отошел с ним в комнату, где вкушали пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Сообщаемые бытописателем в поввствовании об Аврааме известия из светской истории находят для себя поразительное подтверждение во внебиблейских данных; благодаря этому, получается возможность даже независимо от Библии установить эпоху жизни Авраама. Многочисленные открытия последнего времени, касающиеся древней истории Месопотамии, Египта и Ханаана, помогают воссоздать характер и обстановку этой эпохи, опять же не считаясь с библейскими данными. И вот, составив себе картину эпохи по внебиблейским данным и знакомясь с жизнью патриарха Авраама по библейскому ее изложению, мы видим между ними полное согласие; ни одна черта, ни одна подробность из истории Авраама не противоречит и не опровергается характером и условиями его эпохи; только изображение жизни действительной исторической личности, изображение притом правдивое, может так точно согласоваться с той эпохой, к которой эта жизнь приурочивается. Являясь в изображении бытописателя личностью с определенной исторической окраской, Авраам вместе с тем является и вполне живой личностью, – челолвеком, состоящим, так сказать, из плоти и костей: ничто человкческое ему не чуждо. Это не односторонне изображенный герой, титан тела и духа, способный лишь на великие подвиги недоступные обыкновенным смертным; нет, это обыкновенный человек, со свойственными ему слабостями и земными привязанностями, но сохранивший в душе своей незатемненным образ Божмй; его душа, под особым водительством Божей благодати, путем бесчисленных испытаний восходя от силы в силу, достигает высокой степени нравственной мощи, где только Авраам и является великой, из ряда обыкновенных людей выходящей, личностю; в этом отношении его значение далеко выходит за пределы его эпохи и его страны, как живой высочайший образец глубоко верующего человека. В изображении бытописателя Авраам, являясь человеком, с которым Иегова поставил завет Свой, ведущий к благословенному Семени жены ( Быт. 3:15; 22:18 ), родоначальником народа еврейского, которому вверено было слово Божие ( Рим. 3:2 ), вместе с тем является высокой в религиозно-нравственном отношении личностью. Если его значение в двух первых отношениях связано с известными историческими пределами, кончина которым Христос ( Рим. 10:4 ), то религиозно-нравственное значение Авраама вечно, насколько вечна на земле истинная религия, Церковь Божия. С таким значением Авраам переходит из ветхозаветных времен во времена новозаветные, на что указывает и Сам Христос и Его Апостолы; на высоком религиозно-нравственном значении личности Авраама останавливают свое внимание и многие из святых отцов и учителей Церкви. Как «друг Божий» ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ), как «отец верующих» ( Рим. 4:11 ; Гал. 3:7 ), Авраам должен быть дорог и близок каждому христианину, желающему быть сыном его по вере. Поэтому, в заключение, остановимся несколько подробнее на личности Авраама, главным образом, в ее религиозно-нравственном значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Когда мы переживаем какие-то искушения, мы должны понять, что Бог никого не искушает, в смысле – Он никого не подставляет! Бог посылает нам испытания с единственной целью – усовершенствовать нас, сделать нас более стойкими в правде Божией. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22, 5). Как пророк Божий, Авраам говорит правду. Он говорит: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Хотя как человек – он не понимает, как это может произойти, ведь он идет, чтобы заколоть сына, принести его во всесожжение. Как человек – он не понимает, как они могут вернуться вдвоем, но как пророк он говорит именно так: Я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам . Есть что-то знаменательное в этом 5м стихе, когда Авраам говорит предполагаемому Измаилу и предполагаемому Елиезеру: Останьтесь вы здесь с ослом . Что могут означать эти слова? Они означают, что их духовный уровень не был таким, как у него и как у Исаака. Останьтесь вы здесь с ослом – то есть у подножия будущего Иерусалима, будущей святой горы, где будет храм – первый Иерусалимский храм, второй Иерусалимский храм. Что значит: останьтесь вы здесь с ослом ? – «Со своими животными инстинктами вы не можете взойти на эту святую гору! Со своим, если хотите, ослиным упрямством во грехах вы не сможете взойти, возвыситься до такой формы богообщения, какая открывается». Ведь Измаил пророчески уже и был назван диким ослом (ср. Быт. 16, 12). Архиепископ Арльский Цезарий (470–542 н.э.) пишет: «Два отрока, которым он повелел остаться с ослом, символизируют народ евреев, неспособный подняться и достичь места жертвоприношения, поскольку народ этот не поверил в Христа. Осел – обозначение синагоги» . В истории о жертвоприношении Исаака возникает вопрос: кто стоял на более высоком духовном уровне: Исаак или Авраам? Авраам или Исаак? Конечно, Исаак уже понимает, что происходит. Он сейчас как бы перепроверит эти свои мысли, но он уже догадывается. И если Авраам идет принести в жертву Исаака – задумайтесь,– Исаак идет, чтобы стать этой жертвой! Поэтому трудно говорить, кто из них находится на более высоком духовном уровне.

http://pravoslavie.ru/109426.html

20). Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? «Апостол Павел, проповедуя, что человек оправдывается верой без дел, был неверно понят принявшими сказанное в том смысле, что как полагали они, раз они единожды уверовали во Христа, то спасены через веру, даже если поступают дурно и живут порочно и постыдно. А данное место послания Иакова объясняет смысл (сказанного) апостолом Павлом (и показывает), как надлежит понимать его… Не противоречат друг другу изречения двух апостолов, Павла и Иакова, когда один говорит, что человек оправдывается верой без дел, а другой утверждает, что вера без дел, – мертва, ибо первый рассуждает о делах, предшествующих вере, а второй, – о тех, что следуют за верой, как во многих местах утверждает и сам апостол Павел» (блж. Августин. О 83 вопросах, 76). 21–23). Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». «Так как блаженный Иаков говорит, что Авраам, принесший Исаака, сына своего, на жертвенник, был оправдан делами, а Павел говорит, что он был оправдан по вере ( Евр.11:17–19 ), то следует понимать кажущееся противоречие следующим образом: (Авраам) уверовал прежде, чем у него родился Исаак и в качестве награды за веру получил Исаака. Однако когда он принес Исаака на жертвенник, он не только исполнил то, что было ему поручено, но не отступил и от веры в то, что в Исааке его семя умножится как звезды, решив, что Бог может поднять и из мертвых» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). «Взирая на пример одного и того же праведника, Иаков хвалит величие его дел, Павел же, – постоянство веры и нет противоречия между тем, что пишут Павел и Иаков. Ведь оба знали, что Авраам совершен как верой, так и делами, просто каждый из них обращал большее внимание на ту добродетель, в которой более нуждались адресаты его послания» (св. Беда). «Некоторые отцы понимали это так: Авраам есть образ той и другой веры, – и той, которая до крещения, и не требует дел, а только одного исповедания спасения; и той, которая после крещения, и которая соединена с делами… Первая вера оправдывает приходящего одним только исповеданием, если он тотчас отрешился от (прежней) жизни, ибо у него нет дел, но для него достаточно очищения через крещение, а другая требует выказывания добрых дел от уже крещенного» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

11–16 Второе обетование Аврааму состояло в том, что ему было обещано многочисленное потомство, которое заложит основы великой нации ( Быт. 12:2 ; ср.: 13:16; 15:5). Хотя Авраам был уже преклонного возраста, а сама Сарра неплодна, через веру она получила силу, а Авраам стал отцом. Его вера опиралась на непреложность слова Божьего, Его верность Своим обетованиям (ср.: 10:23). Таким образом, рождение Исаака ознаменовало собой начало исполнения обетования о бесчисленном потомстве Авраама (ср.: 6:15). Но Авраам, Исаак и Иаков – все умерли, не дождавшись земли обетованной как земного наследства. Они только издали видели оные обетования и радовались им (13). Когда они осознали, что они странники и пришельцы на земле (ср.: Быт. 23:4; 47:4,9 ), им стало ясно, что они ищут отечества. Если бы они тосковали по Месопотамии, своей родине, то смогли бы еще вернуться туда, устроить там свой дом. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Как и в ст. 10, автор проводит параллель между верой древних израильтян, израильских патриархов, и верой христиан. Мы все паломники на пути веры, связанные общим наследием, которое Бог подготовил для нас. Научившись доверять Богу во всех обстоятельствах своей жизни, патриархи устремляли свой взор в грядущее, ожидая награды, которая превосходит все, мыслимое на земле. У них не было такого ясного представления о своем небесном доме, какое есть у нас, но Бог был удовлетворен их верой, и Он приготовил им город (т. е. небесный Иерусалим, о котором говорится в 12:22–24). 17–19 Вера Авраама была снова испытана, когда Бог попросил его принести в жертву своего единственного сына ( Быт. 22:1–8 ). Поскольку Бог объявил о том, что его семя наречется в Исааке ( Быт. 21:12 ), то в случае смерти Исаака никакой надежды не оставалось. Однако Авраам посчитал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Он был убежден, что вернется с места жертвоприношения с Исааком ( Быт. 22:5 ), поскольку знал, что исполнение замысла Божьего связано с живым Исааком. Он доверил решение этой проблемы Богу. Когда в Послании к Евреям говорится, что Авраам получил Исаака в предзнаменование (греч. en parabole, т. е. иносказательно, символически; ср.: 9:9), то, вероятно, имеется в виду, что это событие было прообразом грядущего воскресения единородного Сына Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Это полное вооружение всем необходимо, чтобы идти безопасно к небесному отечеству. Оно и доступно всем: истина Божия всегда возвещается нам; делайте по истине, и будете иметь праведность. Евангелие мира также возвещается всем: слушайте, помните учение благовестия, и твердо идите путем Евангельским. Всегда храните и питайте в душах ваших живую веру, чтобы ходить верою, а не видением только. Окрыляйтесь надеждою, очами веры взирая на обители небесные и в них созерцая жизнь нескончаемую и блаженство неизреченное. Всякое слово и дело соблазна, всякий злый искусительный помысл отражайте мечем слова Божия, которое для всех да будет всегда сияющим светильником на пути этой жизни, пока не узрим немерцающего света истины, в день славного явления Господа Иисуса Христа, Бога нашего. Ему слава, честь и поклонение со Отцем. Его и Св. Духом, во веки веков. Аминь. Беседа 49 в неделю пред Рождеством Христовым (Зачала 328, 329А и 329Б). ( Евр.11:9–10;17–32 ). Братие, верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, в кровы вселися со Исааком и Иаковом снаследниками обетования тогожде ( Евр.11:9 ). Нынешнее чтение из Апостола предложило нам поучительные примеры веры, для того, чтобы, внимая сим примерам, и мы утверждались в вере и добродетельной жизни по вере. Повторим слышанное с кратким изъяснением Апостольского учения. Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду. «Верою обитал Авраам на земле обетованной, как на чужой». Эта земля Богом обещана Аврааму в потомственное наследство. Верою повинуясь повелению Божию, Авраам пришел в эту обетованную страну, оставив свое отечество; и на земле, обещанной ему и потомкам его в наследство, жил не как на собственной земле, а как на чужой, жил как странник, не имея постоянного жилища, переходил с место на место. Что было этому причиною? Вера. Взоры его устремлялись к небу; он помышлял о краткости этой жизни, и по вере ожидал другой, о чем говорит Апостол ниже. В кровы вселися со Исааком и Иаковом снаследникома обетования тогожде. «И жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками тогоже обетования». Такую странническую жизнь проводил не один Авраам, но и сын его Исаак, и внук его Иаков. Они были сонаследники данных обетовании, т.-е., что обещано Аврааму, то обещано было и потомкам его, Исааку и Иакову. Вера, возвышавшая душу Авраама, одушевляла и возвышала Исаака и Иакова. А какая вера возвышала душу Авраама? Что делало его добровольным странником в земле, Богом обещанной в наследство ему и потомству его?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Господь явился Аврааму в виде трех странников, (почему и ныне на иконах Святой Троицы изображаются иногда и три Ангела, угощаемые Авраамом), и обещал ему сына от Сарры. Авраам верит слову Божию, но девяностолетняя жена его выражает сомненье в этом улыбкою. Через год Сарра родила Исаака (усмешка). Так невозможное для людей возможно у Бога! Но Аврааму готовилось новое, тягчайшее испытание. Исааку было уже тридцать лет; он был величайшим утешением престарелых родителей, единственным сыном и наследником их земного имущества и обетований Божьих. И в одно время Бог потребовал, чтобы Авраам принес Исаака в жертву всесожжения! И что же? Авраам ни на минуту не колебался исполнить волю Божью. Он берет огонь и нож, а сыну велит взять дрова и идти за собою. «Отче! где же овча, которое мы принесем в жертву?» спрашиваете дорогою Исаак. «Бог Сам укажет нам жертву, чадо», отвечаете Авраам. Придя на место, – именно на гору Морью, где после был воздвигнут храм Соломонов, Авраам сделал жертвенник, разложил дрова, и на них возложил Исаака. Уж нож отца готов был обагриться кровью сына, как Бог остановил руку Авраама, и – вместо сына, повелел ему принести в жертву овна, запутавшегося в терновнике. Кто постигнете, говорить св. Златоуст (Толков, на 2 Кор. М. 1843. стр. 85) и изъяснит высоту любомудрия этого отца, который решился заклать – и собственными руками – и сына – и непорочного – и единственного и притом Исаака,» то есть, сына обетованного, кроткого, благочестивого и горячо любимого? Вот, что, братья, может произвести твердая вера в Бога! Для чего же Бог требовал такой необычайной и драгоценной жертвы от Авраама? Для того, чтобы всему Миру показать в нем образец веры и послушания, а в Исааке предызобразить тайну искупления мира. Исаак, покорно идущий на жертву, готовую совершиться рукою отца, ясно предызобразил собою Иисуса Христа, предавшего Себя в жертву на кресте, по воле Отца небесного. В награду за такую веру и послушание, Бог обещал Аврааму, что потомство его будет многочисленно, как песок морской (кроме народа еврейского, – все верующие суть дети Авраама), что о Семени его благословятся все племена земные, то есть, что из потомства его произойдет Мессия, Избавитель рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Митрополит Павел: Сирия – благодатная! Сколько там святых! Димитрий Солунский, воин, проповедовал в Сирии и там пострадал, святая Параскева, первомученица Фекла… Много угодников Божиих на этой святой земле засвидетельствовали жизнью и смертью свою любовь к Отцу Небесному! Авраам Руссо: Много святых, через которых Господь творит чудеса, и много чудес! Со мной также случилось чудо – Господь меня спас – я выжил после покушения, которое произошло в 2006 году в Москве. Тогда я потерял три с половиной литра крови. Благодарю Бога за все! Митрополит Павел: Испытаниями Господь вразумляет нас, укрепляет нашу веру, делает сильнее. Авраам Руссо: Владыко, часто бывая за границей, знаете, что я заметил – в мире нигде нет такого количества верующих, как в России и Украине. У меня был тур по Германии – двенадцать концертов, и я имел возможность ознакомиться с религиозной  ситуацией в этой стране, так там католические храмы пустуют… Митрополит Павел: Германия и Чехия продают свои костелы, сдают в аренду… Но все происходит Промыслом Божиим. Вот мы ругаем Советский Союз, а Господь предопределил быть Советскому Союзу, чтобы вера православная в Европе не погибла, но сохранилась, и в Канаде, и в Америке. Давайте вспомним: в последние десятилетия XIX века славяне начинают эмигрировать в поисках куска хлеба. И в 1917 году, когда случился раскол, смотрите, Православная Зарубежная Церковь она ж не русская, она – киевская. Деникинцы убегали от Советской власти и прошли Сербию, Турцию, Германию, Австрию… Они практически сохранили веру. Кто сегодня те самые зарубежники? Это украинцы, которые объединились с русскими, и стала единая Церковь. Получается, что здесь мы дали сонм новомучеников и спасли Запад от закореневшего духовного гнилья. Господь знает: что, кому и когда. Авраам Руссо: Конечно! Он сказал, что меняет престол – подножие ног Своих. Раньше это был Израиль, а сейчас – Святая Русь. Митрополит Павел: «…и соберу вы от всех язык…» (Иез. 11, 17). Авраам Руссо: Однозначно! Господь определил этой земле особую роль.

http://pravmir.ru/avraam-russo-v-shou-bi...

Если же ты, как Лазарь, имеешь нужду в оживлении, умерши от страстей, эти самые добродетели как родных сестер предпосли ходатаицами перед Ним – и всеконечно получишь искомое (прп. Феогност, 92, 389). Необходим подвиг для христианина; но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святаго Духа (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 525). Источник. Единый Святый Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собой, похищенную диаволом (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 167). Источник. Авва Исаак пришел к авве Пимену и увидел, что он льет воду на ноги свои. Будучи близок к нему, он спросил его: «Почему же некоторые весьма строго обращались со своим телом, не щадя его?» Авва Пимен отвечал: «Мы учились умерщвлять не тело, а страсти» (98, 225). Поведали о некотором старце, что он провел пятьдесят лет в великом воздержании, не употребляя вовсе хлеба и употребляя воду в умеренном количестве. Этот старец говорил: «Я умертвил в себе страсть блуда, сребролюбия и тщеславия». Услышав, что этот старец говорит так, авва Авраам пришел к нему и спросил его: «Говорил ли ты то и то?» Старец отвечал: «Говорил». Авва Авраам сказал на это: «Вот, ты входишь в хижину и находишь на постели твоей женщину, можешь ли не подумать, что это женщина?» – «Нет! Но я борюсь с помыслом, чтобы не прикоснуться к ней». Тогда авва Авраам продолжил: «Значит, ты не умертвил страсти блудной, она жива в тебе, но связана. Опять, положим, ты идешь по пути, видишь камни и обломки глиняных сосудов, а посреди них золото. Может ли ум твой обойтись без всякой мысли о золоте?» Старец: «Нет, но я борюсь с помыслом, чтобы мне не взять золото». Авва Авраам: «Значит, страсть жива, но связана. Опять, если придут к тебе два брата, из которых один любит тебя и превозносит похвалами, а другой ненавидит и злословит, примешь ли их с одинаковым сердечным чувством?» Старец: «Нет, но буду бороться с помыслом моим и стараться делать добро ненавидящему меня наравне с любящим меня». Авва Авраам: «Следовательно, страсти живы, но связаны святыми помышлениями» (107, 67–68). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf События в четвертом столетии четвертого тысячелетия Церковная история Фарра, сын Нахора и внук Серуха , пребывая в том же халдейском городе, называемом Ур, в котором были и отец его, и дед его, родил Аврама ( Быт. 11, 26–27 ), названного впоследствии Богом именем Авраам, то есть отец всех верных в поднебесной ( Быт. 17, 5 ). Ибо он был для евреев отцом по плоти, как они и хвалились, говоря: «Семя Авраамле есмы; отца имамы Авраама» ( Ин. 8, 33 ; Мф. 3, 9 ). Для нас же он отец по духу, так как после потопа он был первым примером веры, усердия и послушания Богу. Были у Фарры и другие сыновья, Нахор и Арран, но они в Писании Святом только по именам вспоминаются, ибо ничего доброго и достойного памяти они не сделали, будучи злыми и неверными. Когда Авраам пришел в возраст, отец соединил его браком, избрав ему красивую невесту из рода своего. Имя ее было Сара, но она впоследствии была переименована Богом в Сарру, так как обнаружила веру и добродетели своего мужа. Ее веру похваляет и святой апостол Павел ( Евр. 11,11 ), а святой Петр ставит в пример женам ее чистое, кроткое, молчаливое и послушное мужу житие ( 1Пет. 3, 6 ). Сия сопряженная плотию и духом святая двоица, Авраам и Сарра, была среди рода неверного как крин в тернии , как искра в пепле и как злато между блатом (грязь, болото). В то время как все народы уклонились в идолослужение и жили безбожно, совершая неизреченное зло и нечестивые беззакония, они оба знали единого истинного Бога и веровали в Него, и верно служили Ему, угождая добрыми делами. Они прославляли и проповедовали святое имя Его и другим, кому могли, наставляя их в богопознании. Ради сего Бог и водил их с одного места на другое, из Халдеи в Харрань, из Харрани в Ханаанские пределы, оттудла в Египет, а из Египта опять в Ханаанскую землю, дабы Его Божественное имя было известно среди неверных язычников и прославлялось Его величие. Таким образом в те времена Авраам и Сарра были избранными сосудами Божиими, носящими имя Его пред язычниками и царями . Для последних же времен они оставили образ святого жития своего, как основание веры, зерцало праведничества, правило богоугождения. Потому-то и Сам Господь в пророчестве Исаиином, увещевая и возбуждая развращенных еврейских людей к исправлению и праведнической жизни, представляет им в пример их обоих, говоря: «Воззрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, породившую вы» ( Ис. 51, 2 ). Господь здесь как бы говорит: будьте таковой же веры и такового же жития, как были Авраам и Сарра.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010