Долго, до глубокой старости, Авраам и жена его Сарра дожидались обещанного потомка, от которого должен был произойти великий народ. И вот однажды, сидя у своего шатра под дубом (Мамрийским), Авраам увидел трех странников, поспешил к ним навстречу, поклонился им до земли и пригласил в свой шатер. Странники вошли к нему и приняли его угощение. Но скоро Авраам узнал, что под видом трех странников явился ему Триединый Бог (Пресвятая Троица). Господь Бог открыл Аврааму, что через год у него от Сарры родится сын. Обещание Божие исполнилось. Когда Аврааму было сто лет, а жене его Сарре девяносто лет, у них родился сын, которого они назвали Исааком. Авраам всей душой любил своего сына. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытанием укрепить веру Авраама, повелел ему: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Как ни тяжело было Аврааму исполнить это повеление Божие, он решился исполнить его. Рано утром он взял с собою дров, огонь и Исаака и отправился в путь. Только на третий день Господь указал ему гору для жертвоприношения. Исаак взял дрова на плечи, Авраам огонь и нож, и оба пошли на гору. Дорогою Исаак спросил у отца: «где же агнец для всесожжения?» – «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой», – ответил ему Авраам. – Когда взошли на гору, Авраам открыл сыну повеление Божие о нем. Исаак покорился воле Господней. Тогда Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на дрова и уже поднял нож, чтобы заколоть его. В это время Ангел Божий удержал руку Авраама и сказал от имени Господа: «не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел единственного своего сына для Меня». Авраам оглянулся и увидел овна (барана), запутавшегося рогами в чаще. Этого овна он и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. Господь благославил Авраама за веру и послушание и дал обетование, что «в семени его благословятся все народы», то есть, что из его потомства произойдет Спаситель всего мира. Это благословение Божие от Авраама перешло на Исаака, а от Исаака на сына его Иакова, по прозванию Израиля. 8. Видение Иаковом таинственной лестницы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

И так, «не было еще ни храма, ни жертвоприношений, но Авраам сподобился божественного видения... Замечай, как он (Стефан) отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте» (Злат., Феофил.). 4. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. 5. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. 6. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле, и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. 7. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. Вышел из земли Халдейской: именно из города Ура, населенного халдеями, который был также в Месопотамии, только севернее Харрана. – Оттуда, т.е. из Харрана, по смерти отца его (т.е. отца Авраама – Фарры) переселил и пр.: по-видимому, и здесь Стефан разногласит с указаниями книги Бытия, именно – в хронологическом отношении. По указанию книги Бытия, Фарра жил до рождения Авраама, Нахора и Аррана 70 лет, а всех дней жизни его было 205 лет ( Быт.11:26 ; Быт.11:32 ). Аврааму же, когда он вышел из Харрана, где умер Фарра, было 75 лет ( Быт.12:4 ); следовательно, Авраам должен был выйти из Харрана, когда Фарра еще был жив и жил после того лет 60. Но это опять только кажущееся разногласие. Дело в том, что Авраам был не первородный сын Фарры, как кажется, а третий: первый Арран, второй Нахор, за которым была Милка, дочь Аррана, и третий Авраам, назван же Авраам первым по причине своего превосходства перед братьями. Посему слова Моисея ( Быт.11:26 ) должно перефразировать так: Фарра жил 70 лет до рождения Аррана. Сколько лет спустя после сего родился Авраам, Моисей не упоминает; слова же Стефана, что Авраам пошел из Харрана после смерти Фарры, дают указание, что Авраам родился на 130 году жизни Фарры, что весьма вероятно. Мнение, что Авраам оставил Харран после смерти Фарры, подтверждается и у Филона (de Abrah.), и, конечно, сыновний долг заставлял Авраама не уходить оттуда, не отдав последнего долга старцу отцу своему, остановившемуся на пути в Ханаан в Харране, вероятно, по причине болезни (ср. Злат.). Таким образом, и в этом пункте Стефан основывается на предании, которому не противоречат указания книги Бытия, правильно понимаемые. – В которой вы ныне живете: в Палестине, называемой землей ханаанской, в которую пошел из Ура халдейского Фарра с Авраамом и семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба – почему Ангел? Почему не просто сказано: «Господь воззвал»? Подчеркивается стремительность, потому что ангел – это именно стремительное исполнение Божьего поручения. Любой ангел – это и есть Божие поручение! Здесь и намек, что Авраам совершает служение выше ангельского. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я (Быт. 22, 11). Уже рука была занесена для удара! И опять мы видим ту же готовность. Когда Авраам услышал Божий призыв, он сказал: вот я ! – мы читали и в начале этой главы. И здесь, когда уже наступает трагическая развязка, и Ангел его останавливает, Авраам опять произносит эти слова: вот я ,– этот удивительный Божий человек! Вы помните, как на третий день после обрезания он бегал вокруг своего шатра, как он побежал к стадам, как он вернулся, как он побежал к слугам, давая им поручения. Это удивительный, стремительный, как ангел, человек! Почему здесь сказано, что Ангел… воззвал к нему с неба ? – зададим снова этот вопрос. Этим самым показывается святость Авраама, его духовное качество – они удалились от этих «ослов», оставленных внизу, от этого примитивного образа жизни (и примитивных форм религиозности Измаила), они поднялись и уже как бы достигли Неба. Потому что, если с самого неба приходит какой-то голос, он должен быть очень громким, чтобы его услышать. Этим просто подчеркивается их уровень, уровень этих удивительных людей, отца и сына, приблизившихся в своих религиозных чувствах к Небесам. Авраам говорит: вот я , он это говорит и за себя, и за сына, и эти слова правильнее понять: вот мы, Господи. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои … (Быт. 22, 12–13). Авраам начинает, точнее, продолжает молиться. О чем же молится Авраам? Он хочет исполнить волю Бога, он не знает, как ее исполнить так, чтобы исполнилось и пророчество, что они вернутся вдвоем назад.

http://pravoslavie.ru/109426.html

Но еще поразительнее и досточтимее его любовь к Богу, явленная в пожертвовании своим единственным сыном ради Бога. Старец Авраам перед отходом из дома отца слышал свыше утешение о том, что от него произойдет великий народ на новой, неведомой земле. Поселился Авраам там; живет год, живет другой; все более и более со своею женою стареют, а нет у них детей. Так прожил в томительном ожидании Авраам на земле обетованной двадцать четыре года. Наконец Бог послал им сына, наследника всей земли, всего имущества, а главное, дал в сыне будущего родоначальника, от которого произойдет много народов, и даже сильных, владычественных ( Быm. XVII, 16 ). Можете сами представить себе, с какою радостью престарелые родители приняли свое дитя, с какой любовью и заботой они воспитывали своего сына; он – их отрада; он – подпора их старости; он – их надежда. Родителям только оставалось любоваться своим сыном. Действительно, дитя выросло. И что же? Вдруг Авраам в Вирсавии слышит повеление от Бога: Возьми Исаака, единственного сына твоего… которого ты любишь… и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе ( Быm. XXII, 2 ). Не искушение ли, не тяжкое ли испытание Господь посылает этим велением родительскому сердцу? Воспитывали Авраам и Сарра Исаака; сын расцвел, а они уже очень постарели, и от них-то Господь берет Себе единственного любимого сына. Господи, что есть сие таинство? Такие же, или почти такие же, испытания Господь делает и ныне родительским сердцам, отнимая у них иногда любимых детей или поражая их тяжкою болезнию, от которой дитя избавляется только по молитве и вере родителей. И блаженны родители, если они перенесут это испытание с твердою верою во всеблагий и премудрый Промысл. Потому что за терпение и веру Господь пошлет и утешение, и награду. Это мы видим и в истории приношения Исаака в жертву. Авраам после повеления Божия на другой день рано утром без замедления оседлал осла своего; взял с собою двух слуг и сына своего Исаака; наколол дров для всесожжения и пошел на место, о котором сказал ему Бог. Так шли они два дня. На третий день он на горе Мориа принес в жертву сына своего Исаака. Что побуждало его к такой жертве? Вера в Бога, в Его премудрость, благость и всемогущество. Не будь ее, Авраам бы пал духом; но при вере в то, что Бог не пошлет искушений выше сил человека, что Господь все устрояет к лучшему и всякое прежнее обетование Свое исполнит, как Авраам опытно убедился, Авраам охотно послушался Бога. Потому-то св. апостол Павел и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Объясняет Апостол основание высокой, дивной веры Авраамовой. По-видимому, невозможно было Аврааму решиться принесть единородного сына своего во всесожжение, – принесть того юного еще сына, который, по обетованию Божию, имел продолжать потомство его. Апостол, раскрывая силу веры Авраамовой, говорит: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование». Авраам веровал во всемогущество Божие и несомневался в том, что Бог обещал ему, уповая, что Бог силен исполнить обещанное и при таких обстоятельствах, какие тогда окружали его, при исполнении Божеского повеления о принесении Исаака в жертву всесожжения. Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить»: он веровал, что Богу все возможно; и никакими трудностями обыкновенных соображений не колебался, но твердо решился исполнить повеление Божие. Приготовив нужное, он отправился с Исааком, «и пришли на место, о котором сказал ему Бог: и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень» удержал его ( Быт.22:9–11 ). Так Авраам своим непоколебимым намерением, по повелению Божию, уже принес Исаака в жертву. И Богом принята сия жертва как принесенная ( Быт.22:12 ). Темже того и в притчи прият. «Почему и получил его в предзнаменование». То-есть, Авраам намерением заклал своего сына и принес в жертву Богу, и Бог принял жертву как благоприятную Ему; и в тоже время Авраам уже закланного своего сына Исаака получает живым в предызображение смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия. «Ибо Исаак умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. В нем предначертан также образ спасительного страдания; почему и Господь сказал Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася ( Ин.8:56 ) 19 . В этом образе закланного и возвращенного к жизни Исаака Авраам верою видел день искупительной смерти и воскресения Господа Спасителя, и возрадовался в уповании быть некогда участником обещанного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Однажды Авраам сидел у входа в свой шатер во время зноя земного. И вдруг он увидел трех странников. Он был очень гостеприимным, поэтому тотчас побежал навстречу путникам и поклонился им до земли. Авраам стал просить зайти к нему в гости и подкрепиться пищей. Три странника зашли к нему, и Авраам сам вымыл их ноги и побежал, чтобы заколоть откормленного теленка и приготовил им трапезу. Когда Они ели, то Один из Них сказал ему: – Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и Сарры будет сын. Сарра стояла сзади, у входа в шатер и внутренне рассмеялась, потому что была очень старой (ей было 89 лет). Но Господь (а это был именно Он) сказал: – Отчего рассмеялась Сарра, разве есть что-либо трудное для Господа? Сарра испугалась и стала отрекаться, но Бог сказал: – Нет, ты рассмеялась. И встали эти Странники и пошли к Содому, Авраам пошел проводить их, и Бог сказал, что пришел судить жителей Содома: – Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим ходить путем Господа, творя суд и правду. Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне или нет. Тут мы видим, что тяжкие грехи издают некий вопль в духовном мире, призывая на беззаконников правосудие Божие. Авраам знал нечестие содомлян и хотел спасти их от неминуемой гибели. Он сказал: – Господи, неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может в городе будет пятьдесят праведников? Судья всей земли поступит ли неправосудно? Господь ответил: – Если Я найду в городе пятьдесят праведников, то пощажу все это место. Авраам сказал в ответ: – Вот, Я решился говорить Владыке, я – пыль и пепел; вдруг не хватил пяти человек до пятидесяти праведников? Бог ответил: – Не погублю и ради сорока пяти. Авраам продолжал просить и умолял пощадить город ради сорока и Бог обещал. Так, уменьшая число, Авраам просил пощады ради тридцати, двадцати и даже десяти. И обещал Господь пощадить и ради десяти. И пошел Господь в Содом, а Авраам возвратился к себе. Так Бог явил праведнику Свою природу. Он показал, что Он – Троица, Отец, Сын и Дух Святой, Которому подобает единая слава и поклонение. Глава восьмая. Гибель Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Странники согласились. Тогда Авраам умыл им ноги, потом велел принести хлеба, масла, молока и приготовить откормленного теленка. Странники стали есть, а Авраам стоял и служил им. Оказалось, что это были не простые странники, а Бог и с ним два Ангела. Во время обеда Господь сказал Аврааму, что через год у него родится сын, по имени Исаак. Обещание Божие исполнилось. У Авраама родился сын, хотя ему было 100 лет, а жене его Сарре 90 лет. § 10. Принесение Исаака в жертву (Быт. 22: 1–19) Когда Исаак вырос, Бог , желая испытать веру Авраама, сказал ему: «Возьми сына твоего Исаака, которого ты любишь, и принеси его Мне в жертву на горе, которую Я укажу тебе». Авраам исполнил в точности волю Божию. Он возложил дрова на сына своего Исаака, а сам взял огонь и нож, и оба они отправились в путь. Дорогой Исаак спрашивает Авраама: «Отец, вот огонь и дрова, где же агнец для жертвы?». Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Когда они пришли на гору, указанную Богом, Авраам устроил жертвенник и разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник. Потом Авраам взял нож и уже поднял руку, чтобы заколоть сына. – В это время Ангел Господень воззвал с неба: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока: теперь Я вижу, что ты боишься Бога, если не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам, осмотревшись кругом, увидел агнца, запутавшегося рогами в кустарнике. Он взял его и принес в жертву, вместо сына своего Исаака. В награду за такое великое послушание Бог благословил Авраама и обещал, что потомство его будет так многочисленно, как песок морской, или как звезды небесные, и что в семени его благословятся все народы земные. Здесь под семенем Авраама должно разуметь Иисуса Христа, через Которого получат благословение все народы земные. Жертвоприношение Исаака служило прообразом крестных страданий Иисуса Христа. Исаак, наученный родителями свято исполнять волю Божию, допустил связать себя и положить на жертвенник. Иисус Христос, исполняя волю Отца Небесного, добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть за грехи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Тогда же Авраам узнал от Господа, что Тот идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. И здесь проявилось то дерзновение патриарха, какое может быть только у друга Божия: Авраам стал ходатайствовать перед Богом о сохранении этих городов, ради праведников, которые могли быть в них (Быт.18:23–32). И Господь обещал Аврааму пощадить города даже ради десяти праведников, если такие найдутся. Но не было там праведников, кроме Лота. Поэтому в Содоме Ангелы повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, немедленно покинуть город, обреченный на погибель и без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Жена же Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб (см. Быт., гл. 19). Рождение Исаака и принесение его в жертву Богу Наконец, пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было сто, а Сарре девяносто лет, когда у них на стоянке в Вирсавии родился долгожданный сын – Исаак (Быт.21:1–3). И « обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог » (Быт.21:4). По прошествии многих лет, когда Исаак уже подрос Господь сказал Аврааму: « Авраам! …возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе » (Быт.22:1–2). Рано утром Авраам наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал с неба голос: « Авраам! …не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня » (Быт.22:11–12). Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

У Авраама и Лота было много скота, и пастухи их часто ссорились из-за пастбищ. Поэтому Авраам предложил Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, потому что мы родственники. Отделись от меня. Если ты пойдешь налево, я направо, если же ты направо, я налево». Лот избрал себе для жительства плодородную долину Иорданскую и раскинул свои шатры до города Содома, а Авраам поселился у дубравы Мамре, близ Хеврона. Вскоре царь еламский пошел войною на царей Содома и Гоморры и трех соседних городов, захватил жителей этих городов и все имущество. В числе пленных был взят и Лот. Авраам, узнавши об этом, вооружил 318 своих рабов, призвал на помощь соседей и погнался за царем еламским. Ночью он напал на врагов со всех сторон, разбил их и, освободив Лота и прочих пленников, отнял всю добычу. Когда Авраам возвращался после победы, Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Вышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его. Авраам поклонился Мелхиседеку до земли и принес ему в дар десятую часть всей добычи. Имя Мелхиседек значит: царь правды; он был царем Салима (мира) и вместе священником Бога Вышнего. Авраам принимает от него благословение и склоняется пред ним, как пред старейшим. Священное Писание умалчивает об отце, матери, времени рождения и смерти Мелхиседека. По изъяснению св. Апостола Павла ( Евр. 7:1–2 ), он был прообразом Господа Иисуса Христа, Царя правды и мира и истинного Первосвященника, рожденного в вечности без матери и во времени без отца. Город Салим, по преданию, находился на том месте, где потом был построен Иерусалим. 9. Завет Божий с Авраамом Цари земли Ханаанской были враждебны Аврааму и завидовали его богатству. Авраам опасался их, но Господь успокоил его, явившись в ночном видении. «Не бойся, Авраам», сказал Господь, «Я твой щит: награда твоя будет весьма велика». Авраам со смирением заметил: «Владыко Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным, и слуга Елиезер будет наследником моим». – «Не Елиезер, но сын твой будет твоим наследником», ответил ему Господь. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь сосчитать их. Столько будет у тебя потомков». При этом Бог открыл Аврааму, что его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут угнетаемы там 400 лет, а потом возвратятся в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

У стремительных вод реки истории поворот за поворотом. Одно мессианское откровение сменяется другим... Адам, Ной, Авраам с Исааком и Иаковом. Протоевангелие, благословение сыновей Ноевых, праотцы Израиля. Закончилась предыстория, избран Авраам, благословляется его потомство, а в Аврааме и семени его мессиански благословляются и все народы. 4.3. Мессианские обетования Аврааму В Аврааме дается третье, после Адама и Ноя, Евангелие. При избрании Авраама на земле вновь прозвучала благая весть. На Аврааме в особенности исполнилось Ноево благословение Симу. Когда родился Авраам в Уре Халдейском, мир полностью погрузился во тьму язычества и идолослужения. Авраам прозрел, и в нем благословился Бог Сима, праотца его. Единый открылся единому. В Аврааме начало и исток веры в Единого Бога, начало монотеизма на земле. Авраам в разноголосице язычников говорит на языке Евера, не участвовавшего в строительстве башни Вавилонской и исключенного из смешения языков. Авраам – еврей ( Быт. 14:13 ). Бог не избрал для Своего Мессии один из народов-языков, но сотворил Себе народ в Аврааме. Бог дал Аврааму обетования и землю, Землю Обетованную. В обетованиях Аврааму звучат мессианские ноты. И вроде бы ничего ему не сказано было о Мессии, но, как в уединении природы иногда, буквально, звенит тишина, так слышны мессианские времена уже в истоке Авраамовых откровений и обетований Божиих. В Харране, в Месопотамии, Бог говорит Аврааму, сыну Фарры: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя; и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные ( Быт. 12:1–3 ). Подробное толкование текста приведено во втором экзегетическом этюде при рассмотрении второго Богоявления Аврааму. Не просто избирается Авраам и Земля друг для друга, но дается обетование: и благословятся в тебе, Авраам, все племена земные. Это уже не о богоизбранном Израиле, это – о всех, это о временах Мессии. Бог говорит: в тебе, Авраам, благословятся все племена. Так не он ли и есть Мессия? Не пришел ли от семейства Фарры Тот, Кто должен исправить испорченное Адамом , прародителем всех?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010