Мы немного написали на эту тему, но и этого немногого нам достаточно, чтобы увидеть: те, кто неверно понимает и неправильно читает Священное Писание, считают, что они нашли в Нем много противоречий, — те же, кто правильно и со вниманием исследует Писание, понимают, что все книги Ветхого и Нового Заветов согласуются и не противоречат друг другу. Теперь докажем, что сказанное святыми божественными нашими отцами о Святой и Животворящей Троице не противоречит друг другу. Некоторые из святых отцов иногда говорят, что Авраам принял Святую Троицу,(В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и здесь добавлено: “иногда же — что принял трех ангелов”.) иногда же — что принял Бога с двумя ангелами. Например, мудрый Иоанн Златоуст писал о том, что Авраам, имея ко всем людям сильную любовь, сподобился принять в своем шатре Святую Троицу, омыл Ее ноги, заколол теленка и приготовил обед. В другом месте он же пишет, что Авраам, любя странников, принял у себя в шатре Бога с ангелами. И еще он же пишет: патриарх Авраам, сидя перед входом в шатер, приглашал к себе прохожих и, как рыбак, который закинул в море сеть, чтобы вытащить рыбу, и вместо рыбы вынул золото и жемчуг, — так и Авраам, приглашая к себе людей, залучил ангелов. Смотри, что пишет этот великий равноапостольный муж: иногда он пишет, что Авраам принял Святую Троицу, иногда — что принял Бога с двумя ангелами, иногда же — что Авраам принял у себя ангелов. Подобно этому пишет и святой Иоанн Дамаскин: как Святая и Единосущная Троица, не видимая телесными глазами, благоизволила есть в шатре Авраама? И еще он же пишет: Авраам, любя нищих, сподобился принять у себя Бога с двумя ангелами. Святой Андрей Критский утверждает: у дубравы Мамре патриарх угощал ангелов. Святой Иосиф Песнописец пишет: блаженный Авраам, ты видел Святую Троицу, насколько это возможно для людей, и потчевал Ее, как близкий друг. Многократно в Священном Писании упоминается это событие, иногда о нем говорится так, что Авраам принял у себя Бога с двумя ангелами, иногда — что принял он Святую Троицу, иногда же — что принял трех ангелов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Вспомним библейское событие из жизни великого патриарха Авраама. Повелел Бог Аврааму: «Возьми сына твоего и принеси Мне в жертву». Какое тяжкое и невыразимое испытание! Исаака – сына единственного, сына возлюбленного, Исаака – надежду и утешение старости, радость и жизнь матери, Исаака – чадо великих Божиих обетований – принести в жертву, заколоть собственною своею рукою. Но ни одного мгновения не колеблется Авраам. Господь велит. На то Его святая, совершенная и благая воля. Дерзнёт ли «прах» и «земля» вопросить Господа: «зачем» ... Смирись и безмолвно преклонись перед нею, смертный. И взял Авраам сына своего и пошёл в землю «Мориа». На третий день, по указанию Божию, Авраам с Исааком восходят на гору жертвоприношения, Исаак несёт дрова, а Авраам нож и огонь. «Отец мой, – спрашивает Исаак, – вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Можно представить себе, какою мукою отзывались эти слова в сердце Авраама! Как нож, пронзали они его сердце... «Бог усмотрит Себе агнца», отвечал Авраам... В последний миг ангел Божий удержал руку Авраама с ножом, занесённую над связанным отроком. Но не думайте, что Авраам не принёс в жертву Исаака. В сердце своём он давно принёс его. Больше надо сказать: три длинных дня в сердце он приносил его в жертву, ибо Авраам пережил всю тяжесть муки, весь ужас скорби и страдания... И явлена для нас в том благая воля Божия. Прославлен Исаак, велик и славен Авраам. Сияет миру глубокая вера его. Отец всех верующих Авраам, и мы по вере чада Авраама. И в наши скорбные дни жестокой мировой брани не подобный-ли голос Божий прозвучал в сердцах многих тысяч отцов и матерей земли Русской: «отдайте сынов ваших на великое служение родине, на ужасную брань кровавую». И не знаешь, чему более изумляться, пылкому-ли, благородному, святому порыву юности – встать живою стеною на защиту отчизны, на грудь свою принять вражеские огонь и меч, – или мужеству и величию отцов и матерей, в смиренной покорности воле Божией благословляющих детей своих на великий бранный подвиг. И много-много матерей и отцов приобщились к страданию и подвигу Авраамову, в сердце своём принося в жертву Богу и родине чад своих. Один Господь видит всю глубину страдания их.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/k-svet...

2.11. Великое искушение Авраама 2.12. Что такое завет Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.11. Великое искушение Авраама И, наконец, седьмое и восьмое богоявления связаны с принесением в жертву сына Авраама – Исаака. Перед нами встает вопрос, который часто вызывает недоумение даже у самих православных. Вопрос этот ставится таким образом: зачем же Богу нужно было проверять веру Авраама? Разве Бог не знал, что Авраам в него верует, когда уже Авраам поверил Богу, и вера эта вменилась ему в праведность? Иногда формулируют более жестко: разве можно так издеваться над отцом, велеть ему принести в жертву собственного сына, зачем это было нужно? Обычный ответ — в этой жертве мы видим прообраз крестной жертвы Сына Божия, — сразу проблему не снимает. Стоит ли ради создания прообраза так жестоко обращаться с Авраамом? Говорят: нет, все-таки Бог у вас какой-то злой, с людьми зло и нехорошо обращается, – нам Бог такой не нравится. А Авраам – просто фанатик. Бог, конечно, в нашей защите не нуждается, но, тем не менее, хотя бы для своего собственного уразумения здесь, наверное, все-таки нужно что-то сказать. Давайте подумаем, может быть, Авраам приобрел в результате что-то такое, чего никаким другим образом приобрети невозможно? Что же Авраам мог переживать, чувствовать помимо великой скорби от необходимости принесения этой жертвы? Ключом могут служить слова Господа Иисуса Христа, сказанные иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56), – когда, в какой момент увидел и возрадовался Авраам, когда он умер задолго до Христа? – сказали Ему иудеи: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (Ин. 8:7). Святитель Иоанн Златоуст комментирует это так: «под днем Он разумеет здесь день Христа, который Авраам прообразовал принесением овна и Исаака. Этим показывает, что не по неволе идет на страдания (Господь), потому что хвалит Того, Кто радовался о кресте, так как крест был спасением вселенной» т. 8, c. 362]. Итак, святитель Иоанн Златоуст утверждает нам, что Авраам радовался именно о Кресте и о дне Креста.

http://sedmitza.ru/lib/text/430874/

Быт. 21:23–34 Вирсава (Беэр-шева) означает: колодезь клятвы, или клятвенный. Он был выкопан Авраамом, но слуги Авимелеха, даря Филистнмского в Гераре, впрочем, без ведома его, отняли колодезь у Авраама. И когда Авимелех, около этого времени, пришел к Аврааму с предложением заключить взаимный союз, Авраам упомянул об их обиде, и признан бесспорным владетелем колодезя. На этом месте и Авраам и Авимелех утвердили клятвою свой союз. Авраам насадил тут рощу и совершил торжественное Богослужение Господу вечности. Около этих мест Авраам долго жил, как странник. Быт. 22:1–19 Так как Бог явил Себя особенным благодетелем Авраама, и его потомство избрал хранителем Своих откровений преимущественно пред всеми племенами земными, то дабы когда-нибудь пытливость человеческая не усумнилась в справедливости путей Его промысла, Он восхотел торжественно засвидетельствовать миру, что Авраам своею верою в Бога и послушанием велениям Его превосходил всех людей. Для этого Бог подверг его испытанию. Он сказал: «Авраам! возьми сына своего, единственного у тебя, которого ты любишь, Исаака, и поди на землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Несмотря на всю необычайность такого повеления, Авраам ни мало не усумнился, что оно от Бога и что его должно исполнить без прекословия; и в то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен умереть бездетным, согласно с обетованием, прежде данным, будет родоначальником избранного народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить ему сына обетования 17 . Итак, не открывая никому своего намерения, Авраам встал рано, оседлал осла своего, взял с собою двух рабов и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился к северу в нагорную землю Иевусеев, туда, где после был Иерусалим. На третий день, по какому-то особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидал гору, которая была назначена для великого жертвоприношения. Гора была та самая, где впоследствии Соломон воздвигнул храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Объясняет Апостол основание высокой, дивной веры Авраамовой. По-видимому, невозможно было Аврааму решиться принесть единородного сына своего во всесожжение, – принесть того юного еще сына, который, по обетованию Божию, имел продолжать потомство его. Апостол, раскрывая силу веры Авраамовой, говорит: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Почему и получил его в предзнаменование». Авраам веровал во всемогущество Божие и несомневался в том, что Бог обещал ему, уповая, что Бог силен исполнить обещанное и при таких обстоятельствах, какие тогда окружали его, при исполнении Божеского повеления о принесении Исаака в жертву всесожжения. Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить»: он веровал, что Богу все возможно; и никакими трудностями обыкновенных соображений не колебался, но твердо решился исполнить повеление Божие. Приготовив нужное, он отправился с Исааком, «и пришли на место, о котором сказал ему Бог: и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень» удержал его ( Быт.22:9–11 ). Так Авраам своим непоколебимым намерением, по повелению Божию, уже принес Исаака в жертву. И Богом принята сия жертва как принесенная ( Быт.22:12 ). Темже того и в притчи прият. «Почему и получил его в предзнаменование». То-есть, Авраам намерением заклал своего сына и принес в жертву Богу, и Бог принял жертву как благоприятную Ему; и в тоже время Авраам уже закланного своего сына Исаака получает живым в предызображение смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия. «Ибо Исаак умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. В нем предначертан также образ спасительного страдания; почему и Господь сказал Иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася ( Ин.8:56 ) 19 . В этом образе закланного и возвращенного к жизни Исаака Авраам верою видел день искупительной смерти и воскресения Господа Спасителя, и возрадовался в уповании быть некогда участником обещанного спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

У Авраама и Лота было много скота, и пастухи их часто ссорились из-за пастбищ. Поэтому Авраам предложил Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, потому что мы родственники. Отделись от меня. Если ты пойдешь налево, я направо, если же ты направо, я налево». Лот избрал себе для жительства плодородную долину Иорданскую и раскинул свои шатры до города Содома, а Авраам поселился у дубравы Мамре, близ Хеврона. Вскоре царь еламский пошел войною на царей Содома и Гоморры и трех соседних городов, захватил жителей этих городов и все имущество. В числе пленных был взят и Лот. Авраам, узнавши об этом, вооружил 318 своих рабов, призвал на помощь соседей и погнался за царем еламским. Ночью он напал на врагов со всех сторон, разбил их и, освободив Лота и прочих пленников, отнял всю добычу. Когда Авраам возвращался после победы, Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Вышнего, вынес ему хлеб и вино и благословил его. Авраам поклонился Мелхиседеку до земли и принес ему в дар десятую часть всей добычи. Имя Мелхиседек значит: царь правды; он был царем Салима (мира) и вместе священником Бога Вышнего. Авраам принимает от него благословение и склоняется пред ним, как пред старейшим. Священное Писание умалчивает об отце, матери, времени рождения и смерти Мелхиседека. По изъяснению св. Апостола Павла ( Евр. 7:1–2 ), он был прообразом Господа Иисуса Христа, Царя правды и мира и истинного Первосвященника, рожденного в вечности без матери и во времени без отца. Город Салим, по преданию, находился на том месте, где потом был построен Иерусалим. 9. Завет Божий с Авраамом Цари земли Ханаанской были враждебны Аврааму и завидовали его богатству. Авраам опасался их, но Господь успокоил его, явившись в ночном видении. «Не бойся, Авраам», сказал Господь, «Я твой щит: награда твоя будет весьма велика». Авраам со смирением заметил: «Владыко Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным, и слуга Елиезер будет наследником моим». – «Не Елиезер, но сын твой будет твоим наследником», ответил ему Господь. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь сосчитать их. Столько будет у тебя потомков». При этом Бог открыл Аврааму, что его потомки будут пришельцами в чужой земле и будут угнетаемы там 400 лет, а потом возвратятся в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

У стремительных вод реки истории поворот за поворотом. Одно мессианское откровение сменяется другим... Адам, Ной, Авраам с Исааком и Иаковом. Протоевангелие, благословение сыновей Ноевых, праотцы Израиля. Закончилась предыстория, избран Авраам, благословляется его потомство, а в Аврааме и семени его мессиански благословляются и все народы. 4.3. Мессианские обетования Аврааму В Аврааме дается третье, после Адама и Ноя, Евангелие. При избрании Авраама на земле вновь прозвучала благая весть. На Аврааме в особенности исполнилось Ноево благословение Симу. Когда родился Авраам в Уре Халдейском, мир полностью погрузился во тьму язычества и идолослужения. Авраам прозрел, и в нем благословился Бог Сима, праотца его. Единый открылся единому. В Аврааме начало и исток веры в Единого Бога, начало монотеизма на земле. Авраам в разноголосице язычников говорит на языке Евера, не участвовавшего в строительстве башни Вавилонской и исключенного из смешения языков. Авраам – еврей ( Быт. 14:13 ). Бог не избрал для Своего Мессии один из народов-языков, но сотворил Себе народ в Аврааме. Бог дал Аврааму обетования и землю, Землю Обетованную. В обетованиях Аврааму звучат мессианские ноты. И вроде бы ничего ему не сказано было о Мессии, но, как в уединении природы иногда, буквально, звенит тишина, так слышны мессианские времена уже в истоке Авраамовых откровений и обетований Божиих. В Харране, в Месопотамии, Бог говорит Аврааму, сыну Фарры: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя; и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные ( Быт. 12:1–3 ). Подробное толкование текста приведено во втором экзегетическом этюде при рассмотрении второго Богоявления Аврааму. Не просто избирается Авраам и Земля друг для друга, но дается обетование: и благословятся в тебе, Авраам, все племена земные. Это уже не о богоизбранном Израиле, это – о всех, это о временах Мессии. Бог говорит: в тебе, Авраам, благословятся все племена. Так не он ли и есть Мессия? Не пришел ли от семейства Фарры Тот, Кто должен исправить испорченное Адамом , прародителем всех?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Однажды Авраам в полдень сидел у дверей своего шатра, у дуба Мамрийского. Подняв глаза и увидев перед собой на пути трех странников, он пошел им навстречу, поклонился до земли и попросил их зайти к нему отдохнуть и подкрепиться на дорогу пищей. Странники согласились. Тогда Авраам пошел в шатер к Сарре и сказал ей: «Поскорей замеси пшеничной муки и сделай пресные хлебы». Потом побежал к стаду, выбрал лучшего теленка и велел слуге приготовить его. Когда же все было готово, он еще взял масла и молока и все поставил перед гостями. Они ели, а Авраам, стоя, служил им. Гости были не простыми странниками. Это был Господь и с ним два ангела. За обедом Господь спросил у Авраама: «Где твоя жена Сарра?» «Здесь, в шатре», – отвечал Авраам. Тогда Господь сказал: «Через год Я буду у тебя, тогда Сарра родит тебе сына». Услыхав эти слова, Сарра рассмеялась. Она была уже стара и не верила, что у нее родится сын. Но Господь сказал ей: «Чего ты, Сарра, смеешься? Разве есть что невозможное для Бога?» Кончив обед, странники пошли по дороге к Содому, а Авраам провожал их. Скоро два ангела отделились и пошли вперед, а Господь, оставшись с Авраамом, сказал ему: «Не могу утаить от тебя, что Я положил истребить жителей Содома и Гоморры за тяжкие грехи их». Авраам осмелился спросить у Господа: «Неужели Ты погубишь Содом, если в нем найдется хотя бы пятьдесят праведников?» Господь сказал: «Если найду пятьдесят праведников, то для них не погублю места». Авраам спросил еще: «А если там будет сорок пять праведников? А если сорок? Или тридцать? Если двадцать? Если даже десять?» Но Господь сказал: «Не погублю и для десяти». Господь удалился, а Авраам возвратился в свой шатер. Гибель городов Содома и Гоморры (за 2015 лет до Рождества Христова) Был уже вечер, когда два ангела, которые были с Господом у Авраама, пришли в Содом. Лот, увидев их и приняв за простых странников, подошел к ним, поклонился до земли и сказал: «Прошу вас, зайдите ко мне и переночуйте». Они согласились. Лот приготовил им ужин, и они ели.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

По окончании трапезы, странники пошли от Авраама к Содому и Гоморре для суда над жителями этих городов, так как они крайним своим нечестием привлекли на себя гнев Божий (18:20–22). «Однако же Сарре не было открыто то, что идут они в Содом, чтобы в тот день, когда она обрадована обетованием о сыне, не причинить ей скорби о брате, возвестив грозное определение суда, изреченное на Содомлян и собратий их. Посему сокрыли сие от Сарры, чтобы не проливать ей слез непрестанно. Аврааму же было сие открыто, чтобы не переставал он молиться, и чтобы молитва его открыла миру, что в Содоме не нашлось и одного праведника, ради которого он мог бы быть избавлен от истребления» 283 . В Содом отправились для исполнения божественного суда два Ангела, а третий их спутник – Сам Господь остался с Авраамом 284 , по мысли св. Иоанна Златоуста , для того, «чтобы дать праведнику показать сострадательность и силу любви (к ближним) в душе его... В избытке сострадательности (Авраам) даже как бы сам не разумеет, что говорит. И божественное Писание, показывая, что он употребляет ходатайство свое с великим страхом и трепетом, говорит: «приближився Авраам рече: погубиши ли праведнаго с нечестивым»? (18:23) На самом деле Авраам не говорит так, как будто бы Господь, действительно, хотел это сделать; но, не дерзая прямо говорить о своем племяннике, он приносит общую мольбу за всех, желая с прочими и его спасти, а с ним и других избавить (от погибели)» 285 . Приступив к ходатайству за жителей нечестивых городов, Авраам сначала просит Господа помиловать их, если там найдется лишь 50 праведников. Получив в милостивом согласии Господа ободрение для себя и не надеясь, чтобы нашлось и 50 праведников, Авраам ходатайствуем о спасении городов, если праведников будет только 45 и даже 40. Господь милостиво снизошел и к этой просьбе. «Так как Авраам видел, что Бог преклоняется к милосердию, то уже не понемногу стал уменьшать и убавив еще не на пять, а на десять, число праведных, продолжает таким образом свое ходатайство и говорит: «аще обрящутся тамо тридесять. И рече (Господь): не погублю тридесятих ради» ( – 30). Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению» 286 . Продолжая ходатайство, Авраам испрашивает спасение городам при условии нахождения там двадцати праведников и даже, наконец, десяти. На этом Авраам и кончил свое ходатайство, «опасаясь, как бы далее уже не подвигнуть на гнев против себя Того, пред Кем ходатайствовал за других» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Вечерняя служба под память праведного Авраама Святая Церковь завтра вспоминает праведного Авраама, которого называют отцом всех верующих. В Библии говорится: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Авраам жил четыре тысячи лет назад, а по нашему, христианскому, понятию в те времена праведников быть не могло, потому что человек уже давно от Бога отошел и жизнь его наполнилась всяческими мерзостями, примерно так же, как и сейчас. Господь сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» И мы видим, что действительно вера иссякла. Возразят: ну нет, как же, сейчас все ходят в церковь ; сколько храмов ни строят, все мало. В Америке вообще девяносто пять процентов населения пишут в анкетах, что они верующие. Но, как говорил Тарас Бульба, это все не то, братья. Потому что веры бывают разные: бывает вера Авраамова, а бывает вера бесовская. Авраам был скотоводом и жил простой жизнью, исполненной всяких трудов. И от окружающих людей его отличало только то, что внутри своего сердца он хранил одну-единственную истину, что есть единый Бог. Язычники, среди которых жил Авраам, веровали во многих богов, обожествляли то, что они видят вокруг, примерно как сейчас: один обожествляет свою квартиру, ею живет; другой обожествляет своих детей; третий обожествляет свою работу; четвертый свое здоровье обожествляет, стремится его как-то улучшить, гимнастикой занимается, ищет пути продления своего биологического существования. Язычество из этого и возникает, когда человек обожествляет то, что вокруг него. А Авраам нет, он знал, что есть Бог невидимый, и веровал в Него. И Господь испытывал страшным образом веру Авраамову, чтобы в испытаниях она еще выросла. Авраам был уже глубоким стариком, а Господь ему открыл, что у него будут дети, причем сказал, что его потомство будет как песок морской. Когда бездетному старику это говорят, ну как можно в это поверить? А Авраам нисколько не сомневался: раз Господь сказал, значит, так и будет. И когда родился наконец этот долгожданный сын, можно представить, как Авраам его любил. А Господь повелел: иди и принеси Мне его в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010