Какими правилами руководствовались при этом в Греции, остаётся нам неизвестными. Но у нас, как это ясно даётся знать, для этого требовалось, чтобы тела или останки святых были прославлены чудотворениями. Одновременно с Борисом и Глебом потерпели мученическую смерть от руки Святополка третий сын Владимира Святослав; но его тело отсутствовало 774 и не творило чудес, а поэтому он вместе с двоими первыми и не причислен к лику святых. В Ростове одновременно были открыты мощи Леонтия и Исаии, и, однако, причислен к лику святых только один первый. Необходимо подразумевать причиной то, что только при его мощах совершались чудотворения. В Смоленске было написано житие Авраамия, и, однако, он не был причислен к лику святых: ясно, что к свидетельству жития недоставало свидетельства чудотворений. Что последние считались необходимыми условием для канонизации, это ясно дают знать автор Похвалы Владимиру и вслед за ними летопись. Первый и за ним вторая жалуются, что Русские люди, обязанные Владимиру таким великим благом, как христианская вера, не воздают своему крестителю «почестья противу оного взданью»: «да аще быхом,– говорят они,– имели потщание и молбу приносили Богу зань в день преставления его, видя бы Бог тщание наше к нему, прославил бы 17;». Т. е. прославил бы чудотворениями, после чего – подразумевается – он был бы причислен к лику святых. В древнее и старое время под нетлением мощей не разумели непременно целости всех тел, но столько же целость и одних костей. Прежде всего, самое слово мощи значит именно кости (от глагола мощи, мочь, т. е. то в человеческом теле, что придаёт ему силу, крепость, каковы кости) и с совершенной ясностью употребляется иногда в старом языке для обозначения их одних, а не целых тел. В 1472г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора, открывали гробы митрополитов, и в одной летописи читаем о результате досмотра: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины ноги толико в теле, а Кипреяна всего истлевша, едины мощи» 775 . Что касается в частности и собственно мощей святых, то помянутый выше летописец прямо и ясно высказывается, что под мощами святых должно разуметь именно кости и говорит о простом народе: «кой только не в теле лежит, тот у них не свят, а того не помянуть, яко кости наги источают исцеления» 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но теперь, когда на опустелые родовитые места теснилось много чиновной знати, чин из показателя родовитости хотели превратить в ее источник, и люди, ставшие «великими» путем службы, начали развивать мысль, которая была в ходу при Грозном в опричнине и так энергично, хотя и не совсем набожно высказана была Грязным, что государь, как Бог , и малого чинит великим. В 1602 г. Пильемов, далеко не из лучших Сабуровых, тягался с кн. Лыковым-Оболенским. Когда противник в своих «случаях» указал на то, что отец Пильемова был на неважной должности городничего в Смоленске, Пильемов поставил против этого случая любопытное возражение. Возразив, что городничим отец его послан был в опале, в чем волен Бог да государь, он прибавил, что иные большие роды бывали и хуже городничих, городовыми прикащиками, а ныне царскою милостию в боярах сидят. Все то делается, сказал он в заключение, Божиим милосердием да государевым призрением: велик и мал живет государевым жалованьем 191 . Сказать, что великость и малость человека зависит от государева жалования, значило вполне отвергнуть самое основание, на котором держался весь местнический и политически строй боярства. Провозглашением этого нового правила положено было начало не только разрушения местничества, но и перестройки связанного с ним правительственного порядка. В служилом классе отражалось общее социальное брожение, обнаружившееся с конца XVI в. Современные наблюдатели изображают его довольно резкими чертами. Описывая начало Смуты, Авраамий Палицын пишет, что тогда всякий начал «из своего чину» подниматься выше, рабы захотели быть господами. В том же видит корень зла дьяк Ив. Тимофеев, замечая, что малые люди стали соперничать с большими, рабы с господами. Он винит в этом прежде всего новых царей, их легкомысленное отношение к старине, колебавшее древние устоявшиеся установления, раздачу чинов не по отечеству и не по заслугам. Почувствовав колебание отцами преданных порядков, люди утратили прежнюю устойчивость и выдержку, стали «в делах и словах нестоятельны» и завертелись, точно колесо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

СПб., 1911. 12) Из Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода – Отчёт Обер-Прокурора Св. Синода за 1908–1909 гг. СПб., 1911. 13) Из Хозяйственного Управления при Св. Синоде – а) Сборник Императорского Русского Исторического Общества, тома 134, 135, 136 и 137, СПб., 1911–1912 – Москва, 1912; б) Полное Собрание Законов 3-е, том 28:1–2. СПб., 1911; в) Устав Таможенный, изд. 1910 г., два экземпляра; г) Правила об отдельном корпусе пограничной стражи, изд. 1910 г., два экземпляра; д) Продолжение Свода Законов, изд. 1910 г., два экземпляра; е) Свод Законов Российской Империи, том XI: 1, изд. 1911 г., два экземпляра. 14) Из Императорской Академии Наук – её издания: а) Записки по историко-филологическому отделению. 8-ая серия, том VIII, 15, и том XI, N» 1. СПб., 1911–1912; б) Известия (Bulletin) Академии Наук, 6-я серия, 1911 г. том V, 12– 18, и 1912 г. том VI, 1–11. СПб., 1911–1912; в) Известия Отделения русского языка и словесности, том XVI, кн. 3–4, и том XVII, кн. 1. СПб., 1911–1912; г) Энциклопедия славянской филологии, вып. 3. —644— СПб., 1911; д) Сочинения Пушкина, том 3-й. СПб., 1912; е) Менщуткин, Μ.В. Ломоносов. 3-е издание. СПб., 1911; Христианский Восток. Год 1-й. Том I, вып. I. СПб., 1912; з) Розанов, Жития Авраамия Смоленского и служба ему. СПб.,. 1912; и) Сборник отчётов о премиях и наградах, присуждаемых Импер. Академией Наук, 1:1906 г. СПб., 1908; и) Срезневский, Материалы для словаря древнерусского языка, том III, вып. 4. СПб., 1912. 15) Из Императорской Археологической Комиссии – Известия Комиссии, вып. 39:1–2; 40; 41; 42:1–2, и 43. СПб., 1911. 16) Из Императорского Московского Археологического· Общества – а) Древности. Труды Славянской Комиссии, том 5-й. Москва, 1911; б) Древности. Труды Московского Археологического Общества, том 23:1. Москва, 1911; в) Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников, том 4-й. Москва, 1912; г) Труды Московского Предварительного Комитета по устройству XV Археологического Съезда, т. 1–2. Москва, 1911: д) Труды XIV Археологического Съезда в Чернигове, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава IV написана превосходно. В V и VI главах изображается древне-русский духовник в его учительной и дисциплинарной деятельности. В древней Руси церковная учительность выражалась не в живой церковной проповеди, а в тайном индивидуальном руководительстве духовника. Исповедь давала повод к поучению; она была не только сакраментальным актом, но и назидательным собеседованием (133:135). Сохраняя полное научное беспристрастие, которое является ценным свойством его исследования, проф. Смирнов при характеристике учительной деятельности древне-русского духовника не обходит и отрицательных явлений, замеченных им в русском прошлом. Но, чуждый всякой односторонности, он умеет остановить внимание читателя и на таких положительных образцах древне-русских учительных духовников, как Авраамий Смоленский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский и Даниил Переяславский, давая изящно-написанную характеристику учительной деятельности каждого. Большая часть главы V занята разбором иамятников учительной духовнической деятельности. Такого рода произведений: поучений, посланий, наказаний собрано автором 17. Частью они были изданы ранее, частью изданы самим проф. Смирновым в его Материалах. Одно остается неизданным 10 из библиот. гр. Уварова 579). Вывод проф. Смирнова отличается осторожностью. Количество собранной литературы он считает слишком незначительным, чтобы делать по ней заключения о том, насколько отразилась в ней древне-русская жизнь своими идеалами и насколько эти памятники характеризуюсь успехи нравственно-дисциплинарной работы духовника, т. е. в какой мере они внесли свое содержание в жизнь народа и отразились на ней (164). Исследуя дисциплинарную деятельность древнерусского духовника и касаясь средств духовного воздействия духовника на общество: исповеди и епитимии, проф. Смирнов ярко изображает те черты, с которыми эти средства практиковались в древне-русской обстановке. Исследование ведется с обычною присущею автору ясностью и отчетливостью. Укажем, однако, место, подающее, по нашему мнению, повод к недоразумению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Какие цели вы перед собой ставите? – Мы стремимся привлечь внимание детей и подростков к истории России и родного края, Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям и подвижникам, занимаемся популяризацией литературы духовно-нравственного содержания, развития литературного и художественного творчества детей, пытаемся не только сохранять, но и развивать традиции благотворительности и служения идеалам добра, рассказывая ребятам о святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне и о других святых как примере для подражания. Ну, и главная цель – это почитание святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. – Как проходит подготовка к чтениям? – Читатели детских библиотек, школьники и студенты средних специальных и высших учебных заведений Смоленска и Смоленской области участвуют в конкурсе в трех номинациях: художественно-изобразительное творчество (рисунки, поделки, макеты и др.), литературное творчество (сочинения, эссе, стихи и т.д.), научно-исследовательская работа. Некоторые участники чтений писали доклады, рефераты, исследования на темы " жизнь и деятельность Великой княгини Елизаветы Фёдоровны " , " Святые земли Российской " , " Подвижники милосердия " , " История храмов и монастырей родного края " . Другие нашли себя в литературном творчестве: писали сочинения, эссе, стихи на темы " Образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны " . " Мой любимый святой " , " Примеры милосердия сегодня " . Третьи занимались в " Театре православной книги " (исполняли литературные и музыкальные произведения, инсценировки, пьесы на тему " Дела милосердия – путь к спасению " . Хотя в центре внимания детей всегда находится образ Великой княгини Елизаветы Федоровны, тематика чтений постоянно расширяется. Многие доклады посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты, а также святым, подвиги которых на ниве доброделания не оставили детей равнодушными, – святителям Николаю чудотворцу и Николаю Японскому, преподобному Авраамию Смоленскому, блаженной Матроне Московской и другим. На пятых Елизаветинских чтениях прошла презентация сборника " Белый ангел России " , включающего наиболее интересные детские выступления и творческие работы по итогам I-IV Елизаветинских чтений. С самых первых чтений ежегодно рассказывает о них на своих страницах наш любимый детский журнал " Сказочный мир " . Главный редактор Галина Безрученкова не раз жертвовала сотни журналов не только на наши благотворительные акции, но и на акции, проходившие в Москве и других городах. В день проведения чтений библиотека по традиции представляет книжно-иллюстративную выставку " Белый ангел России " и выставку детского художественного творчества.

http://religare.ru/2_102757.html

При отсутствии критической и филологической культуры задача; выделения апокрифов святоотеческого наследий была для Руси непосильной. Что такое «глубинные» (или «голубиные») книгимы не знаем в точности. Вернее понимать под ними космологические произведения богумильской литературы. В средние века богумильство (остатки древнего манихейства) имело огромное распространение в югославянских странах: Болгарии, Сербии, Боснии. Со славянского юга Русь взяла почти всю свою церковную литературу: не могла она не заимствовать и еретической, как об этом свидетельствуют богумильские мотивы в произведениях народной поэзии: сказках, легендах и духовных стихах. Против св. Авраамия было формулировано весьма конкретное обвинение – с какой долей доказательности, мы не знаем. В житии его, конечно, нет и следов манихейства, так как нельзя же считать за манихейство суровый, мироотрешенный характер аскезы (его мы видим и в Сирии). Если Авраамий читал богумильские книги, то по добросовестному заблуждению, как и большинство православных русских их читателей. В преданности его Церкви не может быть сомнений. Но, может быть, св. Ефрем прав был в оценке гонителей своего духовного отца, и перед нами первая в русской истории картина столкновения свободной богословской мысли с обскурантизмом невежественной, хотя и облеченной саном толпы. Вопрос о смоленском обскурантизме осложняется наличием интересного памятника XII века «Послания Митрополита Климента (Смолятича) к смоленскому Пресвитеру Фоме». 21 Это ученое, экзегетическое произведение указывает не только на большую начитанность Своего автора (предполагаемого смоленского уроженца), но и на существование в Смоленске разных экзегетических направлений и на борьбу между ними. Сам автор защищает аллегорическое толкование и иллюстрирует его рядом примеров. Что характерно для него, так что известное предпочтение curiosa, разных натуралистических редкостей, затемняющих понимание св. Писания или отцов: таковы его статьи о ехионе, о алкионе, о саламандре, о гриле (грифе).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В дни нынешней конференции нам предстоит подвести итоги той масштабной работы, которая была проделана совместными усилиями в прошлом году. Убежден, сегодняшняя конференция станет не только статусной площадкой для представления научных исследований в области литературы, истории, русской религиозной философии, но и позволит определить новые направления в развитии масштабного научно-исследовательского, образовательного и просветительского проекта " Авраамиевская седмица " ». Правящий архиерей выразил благодарность всем, чьими трудами проект «Авраамиевская седмица» набирает обороты в своем развитии. М.Н. Артеменков, приветствуя участников конференции, отметил, что проект «Авраамиевская седмица» стал крайне важным и ожидаемым событием. «Для университета " Авраамиевсая седмица "  — это важная и органичная часть нашей научной жизни. Чтения — это еще и возможность заглянуть в себя, отметить какую-то важную точку в своем становлении», — сказал и.о. ректора СмолГУ. Д.В. Борисов в своем приветственном обращении отметил: «Преподобный Авраамий является образцом служения Богу, Отечеству, народу. Его фигура объединяет сегодня светское и духовное знание. Именно поэтому стоит отметить важность проводимого мероприятия, его нравственное, культурное и образовательное значение в деле воспитания современной молодежи». Конференция проходит на международном уровне третий год. В этот раз результатами своих исследований поделятся историки, литературоведы и искусствоведы из Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Уральского государственного педагогического университета, Елизаветинской гимназии, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Томского государственного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова, Смоленского государственного университета, Смоленского государственного института искусств, Смоленской православной духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Значительная часть апокрифов касалась ветхозаветных событий. В этом, конечно, сказывается влияние иудейства. Известно, что у евреев было не мало рассказов на библейской почве, частью записанных в Талмуде, а частью, вероятно, вращавшихся в устном пересказе. Эти предания, вероятно, и легли в основу христианских апокрифов о ветхозаветных лицах и событиях. Сама по себе апокрифическая литература полна занимательности, часто высокой поэзии и только изредка отдает ересью. Апокрифы делали Библию и христианство доступными толпе, в этом была их хорошая сторона. Но в то же время апокрифы принижали высокие христианские истины, удовлетворяя только праздному любопытству. Апокрифы могли вредить чистоте христианства и потому скоро подверглись гонению. Апокрифы были христианским элементом в древней Руси и потому исследование их не входит в наши задачи. Мы коснулись апокрифов только потому, что они упоминаются в индексе отреченных книг. Ниже мы будем говорить об отреченных книгах, содержащих только суеверия и гадания. Суеверия, отмеченные в нашей древней переводной литературе, должны быть приняты нами во внимание; часто являясь наследием язычества греко-римского мира, эти суеверия имели у нас широкое распространение, главным образом потому, что и среди русского народа они были древним пережитком. Кроме того, многие суеверия могли проникнуть в русское общество вследствие чисто книжного влияния, как результат знакомства с отреченными книгами. Греческие апокрифы были рано перенесены на Русь, частью непосредственно, частью чрез Болгарию, где богомильство сильно способствовало развитию апокрифической литературы. Апокрифическая литература появилась на Руси очень рано. Об Авраамии Смоленском (ум. 1221 г.) известно, что его обвиняли в чтении каких-то запрещенных книг. Под воздействием сатаны, «начаша овии клеветати к епископу (на Авраамия), инии же хулити и досаждати овии еретика нарицати и, а инии глаголаху нань глубинные книги почитает» 856 . Здесь можно подразумевать апокрифическую книгу «глубина», о которой упоминается в статье о книгах истинных и ложных 857 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Бяше родом христолюбивыи, братолюбивый, лицем красны, очима светлы, взором грозны, паче меры храбры, сердцем легкы, к бояром ласковы, к приеждим приветливы, к церквам прилежны, на пированье тщывы [скоры], до осподарьских потех охочи, ратному делу велми искусны, к братье своей и ко их посолником величавы. Мужествен ум имеяше, в правде-истине пребываста, Щ чистоту душевную и телесную без порока соблюдаста. Святаго корени отрасли, и богом насажденаго сада цветы прекрасный. Воспитани быша в благочестии со всяцем наказании духовнем». Были они благочестивы, усердно пеклись о храмах Божиих и об их служителях, вели высоконравственный образ жизни. «Ратным во бранех страшенна ивляшеся, многия враги, востающи на них, побежаша [побеждали], и во всех странах славна имя имяща» (200–202). Оплакивая гибель таких защитников зшли русской, сохраняя их образ в памяти народной, русские книжники XIII в. тем самым поддерживали в своих соотечественниках надежду на появление новой отрасли таких же героев, побуждали оставшихся в живых князей и воевод на подражание рельефно вылепленному идеалу. Однако, может быть, еще большее значение, чем идеальный образ князя, имел в это время идеал духовного пастыря, добровольно ведшего подвижнический, аскетический образ жизни и умевшего утешить, ободрить и духовно укрепить человека в его самых глубоких несчастьях, помочь ему морально пересилить свою беду; если не победить ее совсем, то хотя бы устоять перед ней. И русская литература XIII в. дала и этот необходимый народу идеал. Он также традиционен, но в период нашествия его значимость существенно возросла в глазах русичей. Наиболее полно этот идеал воплотил в образе Авраамия Смоленского его ученик и автор его жития Ефрем. В молодости Авраамий был красив, но аскетический образ жизни вскоре привел к исчезновению телесной красоты. Питался и одевался он очень скромно, жил в постоянном воздержании и духовных деяниях. В результате этого «образ [лицо] же блаженаго и тело удручено бяше, и кости его, и състави яко мощи исщести (можно было сосчитать), и светлость лица его блед имуще от великаго труда и въздержания, и бдения, от мног глагол, яже тружаашеся, поя и почитая, и молитву принося к богу» (ПЛДР 3, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Arhiva La Seminarul teologic din Smolensk a avut loc conferina tiinific internaional „tiina i credina: de la confruntare la dialog” 17 aprilie 2019 11:03 16 апреля 2019 года в Смоленской духовной семинарии состоялась XII Международная молодежная научная конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», организованная в рамках Международной научной конференции «Авраамиевская седмица». Тема конференции — «Молодежь: свобода и ответственность» — была выбрана в соответствии с темой XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Форум состоял из двух частей: пленарное заседание и работа секций «Богословские и церковно-исторические исследования», «Этика, социлология, воспитание в свете христианского мировоззрения», «Богословаие и гуманитарные исследования». Модератором конференции стал проректор по научной работе СПДС игумен Тарасий (Ланге). В форуме приняли участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Барнаульской, Воронежской, Калужской, Смоленской духовных семинарий, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Российского государственного социального университета, Смоленского государственного университета, Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ им. маршала Советского Союза А.М. Василевского, Смоленского государственного института искусств. Открывая пленарное заседание, участников молодежного научного форума приветствовал ректор Смоленской духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор . Акцентировав внимание на теме конференции «Молодежь: свобода и ответственность», архиерей отметил: «Свобода нам необходима для творчества, поиска проявления научного интереса, определения своего жизненного пути. Особенно сложно сделать свой жизненный выбор молодому человеку в условиях кажущейся информационной свободы, когда огромное количество разнообразной информации окружает его со всех сторон. Порой эту информацию невозможно проверить, невозможно " отделить зерна от плевел " . Молодое поколение должно учиться делать свой выбор разумно, на основе твердого нравственного критерия. Совершая выбор, человек создает свои собственные ценности — то, что определяет содержание его личности».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5414768...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010