ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Феодосию (Бессонову) настоятельницей Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова с возложением наперсногокреста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла об освобождении игумений Миропии (Юрченковой) от должности настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области и назначении ее настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Миропию (Юрченкову) настоятельницей Авраамиева Богоявленского женского монастыря г. Ростова Великого, освободив ее от обязанностей настоятельницы Покровского женского монастыря с. Быково Некоузского муниципального округа Ярославской области. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании 75-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 10 июня с.г. ПОСТАНОВИЛИ: С благодарностью Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, в ознаменование 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия, Священный Синод Русской Православной Церкви просит принять Его Святейшество, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II орден святителя Алексия, Митрополита Московского, I степени. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на летней сессии 2004 года. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в летней сессии Священного Синода 2004 года вызвать следующих Преосвященных: Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/425642.htm...

Лука , из Харьковского Спасо-Преображенского монастыря, в 1761 63; 30 сент. 17.63 перев. в Дорофееву пустынь. Павел 30 сент. 1763 перев. из Дорофеевой пустыни, а в мар. 1764 – в Углицкий Воскресенский мнтрь. Иероним (строитель) в 1764 и 65 (один год и месяц); наместник Ростовского архиерейского дома. Архимандриты Павел 26 мар. 1765 перев. из Новгородского Духова монастыря; † 17 мар. 1769. Ириней Братанович 4 авг. 1770 перев. из Брянского Петропавловского; 26 апр. 1775 хирот. в еписк. Вологодского. Феоктист Мочульский 16 июня 1775 перев. из Киево-Златоверхомихайловского, а 28 июля 1776 – в Полтавский Крестовоздвиженский. Амфилохий Леонтович 28 июля 1776 перев. из Полтавского Крестовоздвиженского, а в 1786 – в Киевский Межигорский. Авраамий Флоринский 9 февр. 1786 перев. из Ростовского Богоявленского; † 30 апр. 1797. Мельхиседек Короткий 14 июня 1797 перев. из Моденского; в апр. 1806 уволен на покой. После архим. Арзамасского Спасского. Аполлинарий Пуляшкин 9 апр. 1806 перев. из Московского Златоустова; † 28 апр. 1818. Иннокентий Порецкий , из вдовых священ., произведён 11 авг. 1818; † 27 февр. 1847. Поликарп Тугаринов в мар. 1847 перев. из Переяславского Даниилова; в 1867 уволен на покой; † 18 нояб. 1868. Иларион 4 нояб. 1867 перев. из Спасоевфимиева. 26 Выксинского Николаевского, «Азарьевой пустыни», упразд., в июне 1690 припис. к Череповецкому [III, 629]: Игумены Мисаил , 1628–35. Корнилий , 1643–1648, 26 февр. сослан в Белоезерский Кириллов. Строит. Авраамий , в июле 1649. – Гавриил , в авг. 1649; игум. в сент. 1652. – Савватий , в февр. 1660, игум. в апр. 1663, 1664, в февр. 1666, строит. в апр., июне 1668 (sic). Павел , в янв. 1663. Савва , в февр. 1666. Иосиф , в мар., июне 1670, 1673. Савватий , 1679–81. Иосиф , 1681–84. Михаил , 1686–88. Антоний (строитель) 1690. Иов , 1696–1700. Александр (строитель) определён 25 янв. 1713. Пахомий , 1720–23, уволен. Геннадий , бывший игум. Райской пустыни, определён 29 авг. 1723–26, в июле бежал. Строит. Авраамий , 1727. Казначей Севастиан , 1733.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начались письменные извещения дворян, что они желают царем Романова, а потом последовало такое же заявление и от казаков о том, что ближе всех к прежнему царскому роду – Романовы. Толпа из дворян, детей боярских и казацких атаманов пришла к Авраамию Палицыну, который жил тогда в Богоявленском монастыре на Троицком подворье. Принесли ему челобитную, подписанную многими, об избрании Романова, кланялись и просили, чтоб Авраамий представил эту челобитную Освященному собору, боярам и всем земским людям. Палицын похвалил их за то и представил это мнение. В это время прибыл из Калуги гость Смирнов с челобитной от Калуги и от всех Северских городов: и в ней было показано, что во всех городах не хотят никого видеть царем, кроме Михаила Федоровича Романова. Время дотянули, однако, до 21 февраля, когда была первая неделя великого поста. Не было в Москве еще боярина князя Мстиславского, не было и некоторых выборных. Между тем казаки, составлявшие главную военную силу, громко кричали, что не допустить иного царя, кроме Михаила Федоровича. В этом желании и у земских, и у казаков не было розни. Прибыл, наконец, Мстиславский, собрались все выборные. Тянуть дела нельзя было долее. В неделю православия собрали всех выборных на Красную площадь. Набралась туда громада всякого звания народа обоего пола и вооруженные толпы казаков, готовые поднять оружие, если б не сделалось по их воле. Рязанский архиепископ Феодорит, Авраамий Палицын, архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф, боярин Василий Петрович Морозов – все сторонники Михаила – взошли на Лобное место. Но им не пришлось ни говорить, ни спрашивать. Прежде чем один из них успел сказать слово, все сборище в один голос закричало: «Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей русской державе!». «Се бысть по усмотрению всесильного Бога», – сказал Авраамий. После этого единодушного избрания не оставалось места боярским козням. Надобно было повиноваться голосу народа. Нам, к сожалению, неизвестны те пружины, которые употребляли в дело противники Михаила, но ясно, что между прочим скорое беспрепятственное избрание Михаила зависело от того, что казацкая громада вместо того, чтоб противодействовать земщине, как это делалось во многих случаях прежде, провозгласила его царем разом с земскими людьми. Это подало повод полякам говорить, что Михаила выбрали не бояре, а взбунтованное казачество. После избрания в Успенском соборе пели молебны с колокольным звоном и на ектеньи провозгласили новонареченного царя Михаила Федоровича. Молились Богу о том, чтобы греческая вера в Российском государстве сияла на всю вселенную, а пресветлое царское имя перед всеми великими государями было славно и страшно, к очищению, расширенно и к прибавлению великих государств. 188 Вслед за тем совершилась присяга новому царю по чинам, начиная от бояр до казаков и стрельцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Удивленный народ следовал за возами, пока они не въехали в Богоявленский монастырь, московское подворье Троицкого монастыря. Вышедшие из монастырских ворот иноки удивились стечению народа и сказали, что никаких возов и приезжих из Троицкой лавры не видели. Народ недоумевал; извещенный о приезде троице-сергиевских посланцев царь Василий гневался на келаря Авраамия, что тот не отправил их первым делом к нему. Возы и посланцев искали на подворье, но не нашли. С тех пор, однако, на подворье началось изобилие «хлебов и всякого брашна», польза от которого была всему городу. В завершение говорится, что это произошло в тот же день, когда «явися преподобный в монастыре пономарю Илинарху, глаголя, яко послах к Москве трех ученик своих», и читатель отсылается к комментируемому нами месту (см.: Сказание Авраамия Палицына/Подг. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. М.; Л., 1955. С. 200–202). 470 ...х Колязину монастырю... – Троицкий Калязин мужской монастырь, основанный в 1444 г. напротив впадения в Волгу речки Жабны. 471 ...и Иван Заруцкой... – Заруцкий Иван Мартынович – ум. в 1614 г., руководитель казачьих отрядов, поддерживал Лжедмитрия II, служил в пользу польско-литовских интервентов, чинил препятствия народному ополчению К. Минина и Пожарского. Был казнен как предатель. См. также коммент. к «Житию архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия». 472 ...съ Яковом Пунтосовым... –Якоб Понтус Делагарди (1583–1652), шведский полковник (барон Колькский и Рунзский, впоследствии – за военные заслуги – возведен в графское достоинство, государственный маршал, президент военной коллегии Швеции и др.; отец его Понтус Делагарди прославился своими завоеваниями в Ливонии в последние годы царствования Ивана Грозного); опытный военачальник, возглавил вспомогательный отряд наемников, состоявший из шведов, французов, немцев, шотландцев, направленный в помощь войскам Василия Шуйского по выборгскому договору 28 февраля 1609 г. Отряд находился в распоряжении М. В. Скопина. 473 ...и с Велгоремъ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) во имя Св. Троицы и 2) Великомученика Георгия, которые и освящены помянутым же Игуменом. А потом от Митрополита Макария присланы были в этот монастырь книги церковные, и повелено Пермскому и Вологодскому Епископу Иоасафу освидетельствовать мощи. По освидетельствованию же уставлено от Митрополита и всего священного собора – праздновать память Авнежских Чудотворцев Григория и Кассиана Июня 15 дня, и сочинено описание чудес их. С тех пор этот Авнежский монастырь состоял в ведомстве Махрищского монастыря, и из оного присылаемы бывали туда настоятелями иногда Игумены, а иногда Строители. Когда же Махрищский монастырь приписан был к Троице-Сергиевой Лавре, то с оным в подведомство его поступил и Авнежский и оставался приписным до Штатов 1764 года. А с тех пор монастырь этот упразднён и церковь обращена в приходскую, в коей, однако же, и доныне есть придел во имя упомянутых Авнежских Чудотворцев. В описании, чудес Угодников сих упоминается ещё и другой в Авнежский областях Троицкий монастырь, бывший до возобновления ещё сего в уделе Авнежского Князя Симеона. Авраамиева Ризположенская пустынь Авраамиева Ризположенская (положения пояса Пресвятой Богородицы) мужская, упразднённая, пустынь находилась в Галицком уезде в Чухломской осаде и писалась: Авраамиев монастырь великой пустыни. Крестьян было за ней 254 души. Авраамиева Собора Пресвятой Богородицы пустынь Находилась в том же уезде и в той же осаде, а писалась: Авраамиев монастырь верхней пустыни. Крестьян было за ней 15 душ. Упоминаются в 1170 году бывшими в Галицком уезде и принадлежащими Синодальной области. Примечание: Обе сии пустыни, до учреждения Костромской Епархии, принадлежали к Синодальной области, а потом находились в ведении Преосвященных Епархиальных Костромских до Штатов 1764 года, по которым упразднены. Авраамиев Богоявленский Ростовский монастырь Мужской, Ярославской Епархии 2 класса. Находится в Ростовском уезде близ озера, издревле Неро именуемого. Начат он строением в 990 году во времена св. Благоверного Великого Князя Владимира Ярославича, Архимандритом сего монастыря Авраамием, Ростовским Чудотворцем, по сокрушению на том месте стоящего идола Велеса, которого обожали Ростовчане. А посему и монастырь называется по имени создателя своего Авраамиевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Мы все это храним в своей памяти, так же как храним и годы Великой Отечественной войны. Смоленск принял удар во много раз превосходящей силы врага. Он не мог в 1941 году сдержать натиск на Москву, но Смоленск и Смоленщина были местом партизанской борьбы. Мы знаем, какое огромное значение наш город сыграл в Великой Отечественной войне, как знаем, что именно здесь, на Смоленской земле, произошла, может быть, самая страшная трагедия Великой Отечественной войны, о которой много не говорили. Здесь Богородицкое поле, здесь место массовой гибели наших солдат и мирного населения. Здесь Соловьева переправа, под которой воды Днепра смешались с кровью. Здесь величайший подвиг и величайшая трагедия, которая, тем не менее, внесла и свой вклад в последующую победу. Нельзя не вспомнить и послевоенные годы, разруху и голод, как люди жили в крепостных стенах, в сараях и землянках. Я застал то поколение смолян, которые делились со мной этими воспоминания. И ведь отстроили город, возродили жизнь на Смоленской земле. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто мирным трудом воссоздал жизнь на Смоленщине. Непростыми были и 1990-е годы. Я помню, как на этой площади, на которой вы стоите, мы, собирая продукты и одежду где только могли, хранили их в этом Богоявленском соборе и раздавали нуждающимся смолянам, а их были тысячи. Но и то тяжелое время позади. Сегодня страна наша набирает сил, и сегодня Смоленск явил совершенно иное лицо обновленного города — красивого, уютного, такого милого вашим сердцам и моему сердцу. Мы не можем сегодня не вспомнить и об особо духоносных личностях и духовно важных событиях в истории Смоленска. Я уже сказал о подвиге мученика Меркурия. Но как не сказать об интеллектуальном, духовном, научном подвиге святого преподобного Авраамия Смоленского, монастырь которого также возрождается сегодня в городе нашем, того самого Авраамия, который был интеллектуальным светочем средневековой Руси. Вокруг него была целая школа, у него были ученики, и знание, образованность, духовная проницательность и опыт преподобного Авраамия распространялись из Смоленска по всей Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3200694.ht...

Отпустив всех своих служителей, Святитель остался один и затворился в особой келлии, как бы желая дать себе покой. Когда на утро вошли в ту келлию его служители, то нашли его стоявшим на коленях, молившимся, но уже преставившимся... По облачении его во все Святительские одежды (заранее им на смерть приготовленные), тело его было положено во гроб, а вместо возглавия и под все тело, по завещанию его, положены были разные его черновые рукописи, и в тот же день вынесено было в церковь Спаса-Всемилостивого, что близ Архиерейских келлий на Сенях. В тот же день, по окончании литургии, прибыла в Ростов Царица Параскева Феодоровна с тремя Царевнами: Екатериною, Параскевою и Анною Иоанновнами и услышав, что Святитель уже преставился, много плакала, что не застала его в живых и что не удостоилась принять от него благословения. После соборной панихиды, по ее приказанию совершенной над телом новопреставленного Святителя, она отправилась на встречу Толгской иконы Богоматери, но, за осеннею непогодою и распутицею, не продолжая пути своего к Ярославлю, она остановилась в Богоявленском монастыре до следующего дня. При наступлении утра ей было доложено, что Толгская икона уже поблизости от Ростова; тогда она приказала, чтобы все собравшиеся на праздник преподобного Авраамия (Архимандрита Богоявленского-Ростовского монастыря и Чудотворца), шли бы крестным ходом на встречу иконы в Петровский монастырь, куда за крестами шли и Царевны и, встретив икону, Царевны несли ее на руках до Богоявленского монастыря, а Царица встречала оную во вратах монастырских. Икона была принесена во храм преподобного Авраамия, а по совершении и литургии была сопровождаема до градского собора возвращавшимся туда крестным ходом. Октября в 30 день, по желанию Царицы, тело Святителя из его домовой Спасской церкви было торжественно перенесено в Соборный Успенский храм и снова совершена вторая соборная панихида. После этого Царица и Царевны отправились в обратный путь, в Москву. По получении в Москве в Монастырском Приказе Духовной грамоты Святителя, собственноручно им писанной (4 апреля 1707 года), исполнено было согласно его желанию и прошение: прислан был в Ростов указ, чтобы тело его, по его назначению и указанию, погребено было в Ростовском Иаковлевском монастыре, в Зачатиевской церкви, у стены в юго-западном углу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В монастыре было две каменные постройки - Богоявленский собор и церковь Сергия Радонежского с трапезной. Подробная опись имущества, содержащая двадцать страниц рукописного текста, позволяет представить богатства монастыря - ни одна другая обитель Коломны не имела их в таком количестве. Вкладчиком был сам государь, царь и великий князь Иван IV Васильевич. Он пожертвовал золотую монету-привеску и большую поставную свечу к храмовому образу Богоявления. Не оставляли вниманием монастырь и коломенские владыки. Особенно важно, что в монастыре к концу правления Ивана Грозного сложилась очень большая по средневековым меркам библиотека - 137 книг; в том числе 22 на пергаменте (не позднее начала XV в). С XVII века начинается период расцвета святой обители. В городе и уезде монастырь признавался самым крупным и авторитетным. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что в Земском соборе 1613 года участвовал настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. Он подписал Утверждённую грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова. В 1653 году Коломну во время путешествия по России посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его секретарь, архидиакон Павел Алеппский составил описание дальнего путешествия, в том числе и некоторых коломенских храмов. 16 августа 1653 года восточный патриарх посетил Голутвинскую обитель. Его торжественно встретили согласно обычаю, после чего архиерей проследовал в храм Богоявления. " Всход в эту церковь чудный, высокий, с трёх сторон; кругом галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя " , - писал архидиакон Павел Алеппский. В соборе Патриарху показали древний храмовый образ Богоявления Господня и после вечернего богослужения путешественники проследовали в Сергиевскую церковь " весьма древнюю и красивую, соединённую с трапезной. Меж двумя церквами стоит высокая звонница с приподнятым куполом " . После воцарения Петра I и начала его реформ в церковных кругах формируется мощная оппозиция преобразованиям. Начинается скрытая и открытая критика нововведений. Дерзнувших на это подвергают репрессиям и ссылают в " надёжные " монастыри. К таковым принадлежал и Голутвин монастырь. В 1697 году сюда ссылается монах Авраамий, письменно обличавший Петра Великого. В истории монастыря это был единственный случай, когда обитель становилась местом ссылки опальных людей. Вскоре Пётр решил необходимым знать объём и состояние имущества монастырей для использования имущества в интересах государства. По всей стране рассылаются чиновники для повсеместного описания обителей. В 1701 году в Голутвин приехал близкий сподвижник Петра стольник Иван Кикин, составивший подробную опись. В 1707 году Голутвинские настоятели по указу царя получают сан архимндрита, в том же году по указу Петра изымаются драгоценные металлы из ризниц.

http://sobory.ru/article/?object=01135

В описи 1763 г. об этой церкви сказано: «Между Богоявленской и Сергиевской предельная во имя Федора Стратилата, длиною 5 сажен, шириною 2,5 саж., крытая тесом». Отсюда как будто следует, что эта церковь размещалась в отдельном здании. На упоминавшейся миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича» непосредственно между этими храмами никакой церкви не показано. Книга с миниатюрой датируется 1672–1673 гг., то есть она создана через 11–12 лет после возведения церкви св. Федора Стратилата. Возможно, миниатюра изображает пространственную ситуацию этого кусочка Кремля на момент события, а именно на тот день 1613 г., а именно на субботу 20 февраля, на первой неделе Великого Поста, после обедни, когда на подворье Троице-Сергиева монастыря пришли депутации москвичей, просивших об избрании на царство Михаила Романова. Келарь Троице-Сергиева монастыря, сподвижник Дмитрия Пожарского Авраамий Палицын, находившийся в это время в Москве, в своей книге «Сказание о осаде Троицкого монастыря» сообщает, что «в Богоявленский монастырь на Троицкое подворье приходили многие дворяне и дети боярские и гости многих разных городов; и атаманы и казаки открывали ему свою мысль и благое изволение избрать именно Михаила. Приносили об этом и свои писания, моля старца да возвестит о сем державствующим тогда боярам и воеводам. Старец от великой радости исполнился многих слез и скоро пошед возвестить о том всему освященному собору и боярам и воеводам и всему Синклиту, которые, слышавше, благодарили Бога о преславном начинании». Поверившие этому тексту историки стали утверждать, что избрание Михаила происходило на Троицком подворье. Именно эта встреча старца Авраамия Палицына с депутациями москвичей и является центральным событием миниатюры, а не демонстрация красоты Сергиевской церкви, что хорошо видно на наиболее полной публикации ее в издании книги А. Ф. Малиновского «Обозрение Москвы». Старец Авраамий, прославившийся позднее при обороне Троицкого монастыря в 1618 г., стоя на северной паперти Богоявленского собора перед москвичами, читает свиток, в котором, видимо, содержится проект их послания Собору.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Никита Костромской в молении образу Богоявления» (Монастыри Костромской епархии. 2009. С. 10). В композиции «Собор Костромских святых» (2001, костромской иконописец Е. П. Тисов) Н. в монашеском облачении, с покрытой куколем головой изображен 2-м слева во 2-м ряду, между преподобными Авраамием Ростовским и Паисием Галичским. Прп. Никита Костромской. Фрагмент иконы «Преподобномученики Богоявленского мон-ря и прп. Никита Костромской в молении образу Богоявления». Нач. XXI в. (ц. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете собора Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Фрагмент иконы «Преподобномученики Богоявленского мон-ря и прп. Никита Костромской в молении образу Богоявления». Нач. XXI в. (ц. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете собора Богоявленского Анастасиина мон-ря) На золотофонной житийной иконе Н. (в основе - кон. XIX - нач. XX в.) по сторонам от центральной фигуры преподобного в нижней части представлено по 2 клейма: слева - «Крещение святого» и «Поставление во иерея», справа - «Преставление святого» и «Погребение святого» (хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре, до 2015 г. располагалась на юж. стене собора над ракой Н.; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 2). В монументальной живописи нач. XXI в. образ Н. введен в роспись Богоявленско-Анастасиина собора: композиция «Собор Костромских святых» расположена на зап. стене юж. нефа четверика собора (Н. изображен в рост, фронтально, в монашеском облачении, в левой руке свиток, правая с благословляющим жестом; он стоит в 1-м ряду в центре справа, рядом с прп. Иаковом Железноборовским; см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 67); образ «Прп. Никита Костромской» написан в четверике собора на вост. грани юго-зап. столба (изображение поясное, прямоличное, куколь опущен на плечи, правой рукой святой указывает на храм, к-рый держит в левой руке (см.: Там же. С. 26; Обитель любви в Костромской земле. 2015. С. 8); еще одна житийная композиция, связанная с основанием Богоявленско-Анастасиина мон-ря, находится на сев.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010