В 1929 году древнейшая обитель Ростова прекратила своё существование. Монастырская ограда, представлявшая собой крепостные стены с башнями, была снесена. В Богоявленском соборе устроено зернохранилище. В Веденском храме сначала был детский сад, затем санаторий, его сменил городской вытрезвитель. В церкви Святителя Николая расположилась воинская часть, позднее - квартиры горожан. Под жильё были отданы также келейные корпуса. В 1991 году из Ростовского музея были возвращены мощи преподобного Авраамия. Их перенесли в единственную возобновлённую тогда обитель - в Спасо-Яковлевский монастырь, где они покоятся и в настоящее время. Вскоре церковная жизнь возродилась и в стенах Богоявленской обители. В 1994 году был освящён надвратный Никольский храм, ставший приходским со статусом Патриаршего подворья. В декабре 2003 года был учреждён Авраамиев Богоявленский женский монастырь. Обитель постепенно преображается, община сестёр небольшая. Возрождена духовная жизнь, налажено подсобное хозяйство. Территория монастыря обнесена металлической оградой, производятся вялотекущие реставрационные и ремонтные работы в храмах возрождённой обители. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " , - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Упоминается в летописи с 1261 года. В церкви Николая Чудотворца сейчас находится рака с мощями прп. Авраамия, перенесенного сюда из Спасо-Яковлеского монастыря, где они временно находились в советское время. 19 июля 2015. Небольшая неточность в моём тексте: Здесь находится место вечного упокоения протоиерея Аристарха Израилева, известного ростовского священника, изобретателя колокольных звонов... " Отец Аристарх, конечно же, не изобретал колокольные звоны. Он приводил колокола в гармонию, т.е. настраивал колокол так, чтобы его основной тон соответствовал определённой ноте. После такой настройки из набора колоколов можно было построить музыкальный аккорд. Сам сочинил несколько колокольных звонов. Самый известный " Ионофановский " . --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00594

Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон - будущий Патриарх Всероссийский. Богоявленский храм В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами. Введенский храм-трапезная Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль. В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий - надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца. Никольский храм В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена... В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Вот несколько случайных примеров щедрости царя, заимствованных из Вкладных и Кормовых книг, которые если и не отличаются детальною точностью в показаниях, но конечно, не преувеличивают сумму пожертвований. В Кормовой книге (XVI в.) Троицко-Сергиева монастыря упомянуты вклады Uoahha IV , общая стоимость которых была не ниже 11,961 рублей и 25 алтын (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1879. II, стр. 35 и след.). Кроме того по случаю пожара монастыря 25 сентября 1564 года он же дал 1000 рублей (Русск. Ист. Библ., т. III, 223; Чт. О. И. и Др. Р. 1891, III, 12–13). В 7050 году царь пожертвовал в Новоезерский монастырь 1000 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1864, III, смесь, 8). Но опальных в Нижегородской Печерский монастырь от него же поступило 800 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс. 1868, I, 4), в Московский Богоявленский монастырь – 407 рублей, (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1875, IV, стр. 153), в Новгородский монастырь св. Николая, что на Лятке, – 600 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 5. стб. 437), во Владимирский Рождественский монастырь – 900 рублей по опальных людях и еще 370 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. IV, вып. 4, стб. 342). Новгородский Кириллов монастырь получил от царя вкладов на 2100 руб. (А. И., Т. I, 242, стр. 458), Махрищский московский – на сумму 530 рублей (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1878, III, 5–8), Спасо-Прилуцкий Вологодский – на сумму в 266 рублей (Изв. Имп. Археол. Общ., т. III, вып. 4, 1861, стб. 305), Антониев Сийский – на сумму свыше 2120 рублей (Чт. О. И. и Др. Росс, 1878, III, 71; Кононов впрочем, в брошюре «преп. Антоний Сийский чудотворец», СПБ. 1895, стр. 36, определяет сумму вклада Иоанна – неизвестно, на каких основаниях – в 1867 рублей 8 алтын и 2 деньги), Ростовский Борисоглебский – на сумму 1913 рублей (Вкладные и Кормовые книги Рост. Борясоглеб. монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII стол., изд. Титова, Ярославль, 1881), Тверской Краснохолмский – на сумму 1588 рублей (А. К. Жизневский, Древний Архив Краснохолмского монастыря, Древности, т. VIII, стр., 46, сравн. стр. 45. и друг. – Итог вкладов, впрочем, не вполне соответствует здесь их перечню). – Общая цифра перечисленных здесь вкладов равняется 25,555 р., но следует иметь в виду, что сюда не включено множество пожертвований недвижимостью и предметами, цена которых неизвестна. Помимо этого Грозный жертвовал и во многие другие монастыри, как то Белевский Спасо-Преображенский женский (Чт. в О. И. и Др. Росс., 1862, кн. II, стр. 76 и 79), в Ростовский Богоявленский (Описание Ростов. Богоявлен. Авраамиева мужского монастыря, архим. Иустина, Ярославль, 1862, стр. 35 и 52), в Суздальский Покровский девичий и Переяславский Никитский (К. Тихонравов, Владимирский сборник, М. 1857, стр. 90–91 и 94; Труды седьмого археол. съезда в Ярославле, 1887, М. 1892, т. III, стр. 34), в Псково-Печерский монастырь (Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. Дерпт, 1821, стр. 29–30) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Калужской Епархии женский, упразднённый. Находился в уездном городе Лихвине. В нём была церковь каменная, во имя св. Афанасия, Патриарха Александрийского. Кельи и ограда деревянные. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 256 душ крестьян; по Штатам положен в 3 классе, но после за ветхостью упразднён. Лихвинский Гремячий монастырь Мужской, упразднённый. См. Гремячий Лихвинский. Лихвинский Покровский Добрый монастырь См. Покровский Лихвинский Добрый. Лихвинский Рождественский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лихвинский Успенский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лищинский монастырь Мужской. Находился в Минской Епархии в Пинском повете и был приписным к Виленскому Святодухову монастырю; потом обращён на Унию. Ломовский или Спасо-Ломовский монастырь Вологодской Епархии мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пошехонском уезде от Вологды к югу вёрстах в 60 и писался Спасская пустыня на Лому. Крестьян было за ним 37 душ. Ныне в Ярославской Епархии приходской церковью. Прибавление из VI тома Ломовский монастырь Построен Пр. Игнатием Вологодским, пустынником Водожского Богородицкого монастыря, что на Лому, на реке Сарре, учеником Пр. Кирилла Белоезерского, преставившимся в 7100 году, Декабря 28. Монастырь этот в 7181 году именовался: Игнатиева-Спасская пустынь. Лопотов Богородицкий монастырь Мужской 3 класса. Находится в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде на реке Пеляшме, по Архангелогородской дороге от Вологды к северо-востоку в 40 и от Кадникова к югу в 7 вёрстах. Монастырь этот основан в XV столетии Преподобным Григорием, по пребыванию его при реке Пелшме, прозванным Пелшемским; но родом был он из фамилии Галицких Бояр Лопотовых, от чего и монастырь его получил название Лопотова. Сперва жил он послушником в Богородицком Галицком монастыре при Озере, где и пострижен; потом в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре, и оттуда произведён Ростовским Архиепископом Дионисием в Архимандрита в Ростовский Спасов монастырь, что на Песку. Но прожив там два года, пошёл искать себе пустынного жития и пришёл в Глушицкий монастырь к Преподобному Дионисию, который и дал ему келью в своём Сосновецком монастыре. Пожив здесь несколько времени с Дионисием, пошёл, с благословения его, искать уединённой пустыни и, найдя на Пелшме реке удобное место, основал там местопребывание своё. А потом в 1426 году, с благословения Ростовского Архиепископа Ефрема, построил монастырь с церковью во имя Собора Пресвятой Богородицы и сам до кончины своей, случившейся в 1442 году, Сентября 30, был Игуменом 4 своей обители на общежительном правиле. Кроме подвигов общежительных Преподобный Григорий имел ещё всегда упражнение в переписывании книг, и отличился сим искусством. По кончине его Настоятелями в монастыре сем всегда бывали Игумены, а с состояния Штатов 1764 года положено быть Строителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При жизни преподобного Пимена в обители некоторое время пребывал монах Иринарх, впоследствии прославившийся как затворник Борисоглебский. Считается, что именно пример преподобного Пимена и беседы с ним послужили к тому, чтобы преподобный Иринарх избрал такой же путь. Вернувшись из Авраамиева монастыря в Борисоглебскую обитель он затворился в крошечной келье и надел на себя свои " труды " - вериги. О блаженном Стахии известно, что жил он во времена митрополита Ионы, был с ним близок и даже делил трапезу. Ему принадлежит известное пророчество о судьбе Ростовского архирейского дома. Увидя как-то владыку, опечаленного некоторыми трудностями при постройке своей резиденции, блаженный сказал ему: " Ах, Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить " Прошло столетие, и это предсказание исполнилось с переводом архирейской кафедры в Ярославль, здания Ростовского кремля были заброшены и на долгое время стали приютом для птиц. Среди замечательных личностей, жизнь которых была связана с Авраамиевой обителью, следует упомянуть святителя Игнатия. Он был её настоятелем по воле святого Александра Невского и его двоюродных братьев Бориса и Глеба, сыновей святого князя Василька Ростовского, после чего в 1262 году стал епископом Ростова. Святитель управлял кафедрой более четверти века в лихое время татаро-монгольского ига. С восточной и северной стороны Богоявленского собора ранее располагался монастырский некрополь. В течение многих веков здесь погребали настоятелей и братию монастыря, среди которых были беззвестные подвижники и молитвенники, их же имена знает один Господь. С некоторого времени на монастырском кладбище стали погребать не только братию. Так, здесь находится место вечного упокоения протоиерея Аристарха Израилева, известного ростовского священника, изобретателя колокольных звонов. Авраамиев монастырь был основан мужским, и оставался таковым долгие столетия. В 1915 году, во время Первой мировой войны, мужская обитель вследствие малочисленности братии была расформирована, а на её территории разместился Евфросиниевский женский монастырь, эвакуированный из Полоцкой епархии (Белоруссия).

http://sobory.ru/article/?object=00594

386 См.: Саликова Э. П. Запрестольный крест XVIIb. с живописными клеймами из собрания государственных музеев Московского Кремля//Русская художественная культура XVIIb. М., 1991. С. 41–42. 388 Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//История и культура ростовской земли. Ростов, 1994. С. 74–75. 389 Анкудинова Е. А. К вопросу о программе стенописей Спасо-Преображенского собора//Краеведческие записки. Вып. VI. Ярославль, 1991. С. 85. 391 Синодики Богоявленского Авраамиева монастыря. Р-760, лист 66 (об.); Р-221, лист 11; Р-222, лист 53. 394 ПЗИАХМЗ. Инв. 1711. Автор благодарит главного хранителя Переславского музея Н. Р. Герасимову за предоставленную возможность исследовать этот памятник. 396 Переславский Никольский монастырь был основан около 1350 года преподобным Дмитрием Прилуцким. Разорен в Смуту и восстановлен в середине XVIIbeka старцем Дионисием. Расцвет монастыря падает на вторую половину XVII– первую половину XVIIIbeka и связан с деятельностью бывшего расколоучителя игумена Питирима (в будущем Нижегородского архиепископа) и царского духовника Варлаама Высоцкого. В это время весь ансамбль монастыря был отстроен в камне, в том числе главный храм – Никольский собор. В 1898 году монастырь из мужского был преобразован в женский. В 1923 году упразднен. С 1993 года – вновь действующий женский монастырь Русской Православной Церкви. До нашего времени сохранились монастырские описи и синодики XVII–XIXbekob. 397 Свирелин А. И. Древний запрестольный крест в городе Переславле-Залесском//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1900. Кн. II. C. 1–20. 400 Цит. по: Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XIIbekob//Древнерусское искусство. Зарубежныесвязи. М., 1975. С. 36. 402 Baumstark A. Altarkreuze in nestorianischen Klostern des VI . Jahrhunderts//Romische Quartalschrift. XIV. Rom, 1900. S. 70–71; ЧубинашвилиГ. Н. Грузинскоечеканноеискусство. Тбилиси, 1959. С. 174–176; GrabarA. La precieuse craix de la Lavra Saint Athanase au Mont Athos//Cahiers archeologiques. XIX. 1969. P. 99–125.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

29 янв. 1801 г. настоятельница А. м. мон. Евсевия была возведена в сан игумении. При игум. Евсевии (1801-1821) были реконструированы Богоявленская ц., келейный корпус, устроена система водоснабжения; число сестер достигло 200. В 1852 г. в мон-ре открылся приют для 10 девочек из семей низшего духовенства, в том же году была сооружена больница с храмом в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» (освящен в 1856). В 1853-1886 гг. духовником обители был свящ. Авраамий Некрасов, ранее миссионер по г. Горбатову, в 1846 г. обративший из раскола в Православие 362 чел. О. Авраамий лично знал прп. Серафима Саровского . Богатый пастырский опыт о. Авраамия отразился в его «Письмах духовного отца к духовным детям». В 70-х гг. XIX в. игум. Мария (Ахматова) обрела Владимирскую икону Пресв. Богородицы с записью, сообщавшей, что икона была подарена обители ее основателем свящ. Феофилактом. Владимирская икона почиталась в мон-ре наряду с чудотворным образом свт. Николая. В 1873 г. в А. м. была построена гостиница, в 1901 г. открылась школа для монахинь и послушниц. В нач. XX в. в мон-ре действовали живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и др. мастерские, богадельня. В обители ежегодно совершались 2 крестных хода с чтением акафиста свт. Николаю: 30 апр., в память о чудесном избавлении обители от пожара, и 2 февр.- в память об избавлении города от эпидемии после молитвы свт. Николаю. В 1927 г. А. м. был закрыт, здания и храмы отданы под жилые помещения, хозяйственный магазин, Сбербанк. В 1994 г. обитель была возвращена Нижегородской епархии РПЦ. 31 авг. 1994 г. митр. Нижегородский Николай (Кутепов) освятил зимнюю Богоявленскую ц. обители, а 19 февр. 1995 г. еп. Балахнинский Иерофей (Соболев) освятил в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» нижнюю церковь Богоявленского храма. К 2001 г. обители переданы требующая восстановления ц. свт. Николая Чудотворца, двухэтажное здание келий, Святые врата и угловая башня. В мон-ре - 42 сестры, настоятельница - игум. Филарета (Шевченко).

http://pravenc.ru/text/75922.html

Собственником объекта культурного наследия с 2004 года является “Местная религиозная организация епархиальный монастырь “Авраамиев Богоявленский женский монастырь” Ярославской епархии РПЦ. 1 июля 2015 года архитектурный ансамбль Авраамиева монастыря, объект культурного наследия федерального значения, был зарегистрирован в Едином госреестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации. За три года до этого, 22.11.2012 г. в Департамент культуры Ярославской области поступило заявление от настоятельницы монастыря игумении Миропии (Юрченковой), на основании которого был-таки сделан первый шаг в деле устранения угрозы полного уничтожения памятника древнерусского зодчества: составлено Задание на проведение реставрационных работ, датированное 03.12.2012. Процесс пошёл. В 2013 году были осуществлены научно-проектные работы, инженерные обследования состояния памятника, результаты которых легли в основу проекта реставрации, выполненного специалистами московского института ”Спецпроектреставрация”. Читаем Акт технического состояния здания , 2013 г.: ” Своды подклета: кирпичная кладка деструктирована, обрушена центральная часть свода северо-западного придела. Основной ярус четверика: трещины на конхах трех апсид, вертикальные трещины на малых западных барабанах, трещина на пяте восточного свода центрального нефа и выпадение кирпичей из замка свода, трещины на подпружных арках южного и северного нефов, трещины в зоне примыкания западной стены к своду, глубокая трещина в арке над входом в юго-восточный придел, обрушение центрального свода северного нефа. В кирпичной кладке стен имеются трещины. (Ширина трещин варьируется в пределах 10-20 мм. Толщина стен 2-8 кирпичей – Прим. авт) Повсеместно: шелушение, выветривание, выкрашивание, вымывание, разрушение раствора кирпичной кладки. Основной причиной деформаций крестово-купольной системы храма являются неравномерные деформации грунтов основания, которые привели к значительной просадке центральных столбов и неравномерным осадкам несущих стен, которые, в свою очередь, привели к срезу опорных частей подпружных арок, парусов и цилиндрических сводов центральной части храма как в подклете, так и в основном объеме.

http://sobory.ru/article/?object=05699

Покровский женский монастырь в Верхотурье, основан в 1621 г. первым епископом Сибирским Киприаном. В 1782 г. упразднен, возобновлен в 1896 г. В 1924 г. закрыт. В 1991 г. возвращен Русской Православной Церкви. ГА РФ, ф. 63, оп 44, д. 5706, л. 172. Подлинник. Рукопись Там же, л. 265. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 266–266 об. Подлинник. Рукопись Там же, д. 6225, л. 47. Подлинник. Рукопись Имеется в виду освящение Московского городского братского кладбища в селе Всехсвятском, устроенного при самом непосредственном участии великой княгини Елизаветы Федоровны. На братском кладбище хоронили тела воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны. В настоящее время территорию бывшего села Всехсвятского занимают московские районы Аэропорт и Сокол. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6225, л. 103–104. Подлинник. Рукопись Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, основан в 1389 г. на берегу озера Неро, в 1764–1888 гг. ставропигиальный. В 1923 г. закрыт. В 1991 г. возвращен Русской православной Церкви. Авраамиев Богоявленский женский монастырь, один из древнейших монастырей на Руси, основан в XI в. на месте древнего языческого капища, где стоял каменный идол Велеса. В 1915 г. в здание обители въехали сестры из белорусского Полоцкого монастыря. В 1929 г. богослужения в монастырских храмах были запрещены. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6225, л. 114–114 об. Подлинник. Рукопись Там же, л. 123–123 об. Подлинник. Рукопись Там же, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 218–219. Подлинник. Рукопись В источнике ошибочно указан сан архиерея. Архиепископом Владимирским и Суздальским в это время был Алексий (Дородницын; 1859–1919 гг.), 30 мая 1904 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии, с июля 1905 г. епископ Елизаветградский, викарий Херсонской епархии, с января 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский, в июле 1914 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Владимирскую кафедру. В 1918 г. уехал в Екатеринославскую епархию, где организовал группу против Киевского митрополита Владимира. Боголюбский в честь Рождества Богородицы монастырь, основан в начале XIII в. в селе Боголюбове на территории дворца-замка князя Андрея Боголюбского. В июне 1923 г. закрыт. В 1991 г. началось возрождение монашеской жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Преподобный Иоанн Многострадальный провел в затворе 30 лет, неся великий телесный подвиг, пока совершенно избавился от плотской страсти, боровшей его с необыкновенной силой. Среди других монастырей Руси Киевского периода особо прославились подвигами своих насельников монастыри Новгородской земли. Около 1108г. преподобным Антонием Римлянином был основан в Новгороде Рождество-Богородицкий монастырь. Св.Антоний прибыл на Русь из Италии. Его вынудило покинуть родину гонение на православных со стороны латинян. 128 При чудесных обстоятельствах он был перенесен по морю из Италии на берег реки Волхова на обломке скалы. Много лет преподобный Антоний управлял основанной им обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодной жизни. Скончался он в 1147г. Его преемником стал его ученик, преподобный Андрей, бывший игуменом монастыря до 1157 года. Он составил житие преп. Антония, в котором описаны многие его прижизненные и посмертные чудеса. Выходец из богатой новгородской семьи, подвижник Варлаам построил в десяти верстах от города на месте, называемом Хутынь (т.е. худое место, где обитает нечистая сила), келью и пребывал в ней, непрестанно молясь. Он терпел сильную брань от бесов, но оставался непоколебим в своем молитвенном подвиге. В отшельничестве преподобный Варлаам провел многие годы. Дары прозорливости и чудотворений, которых он сподобился от Бога, благодаря усердию в молитвенном подвиге, привлекали к нему многих учеников. В 1192г. на Хутыни был построен каменный храм. Для обеспечения обители Варлаам пожертвовал доставшееся ему наследство от родителей село с пахотными землями, сенокосами и рыбными ловлями. Для внутреннего устроения ее жизни преподобным Варлаамом был дан особый устав, предписывающий расходовать большую часть монастырских средств на благотворительность. Скончался преподобный 6 ноября 1192 года. Его мощи были обретены в середине XV в. Особую известность среди монашеских обителей в других областях Руси в Киевский период имели Богоявленский монастырь в Ростове, основанный преп. Авраамием в конце XI или начале XII в, Борисоглебский Новоторжский монастырь, основанный преп. Ефремом (+1053), Спасо-Преображенский женский монастырь, основанный преподобной Ефросиньей, княжной Полоцкой. Богослужение в киевский период

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010