В древности, когда люди заключали между собой договор, они разрубали жертвенное животное и проходили между двумя его половинками (Иер 34,18). Авраам поступил так же, заключая Завет с Господом, и вот «дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (15,17). Это означало, что на сей раз не человек, а Бог устанавливает союз с избранником. В час заключения Завета Авраам переживает мистический страх от близости Бога («напал на него ужас и мрак великий»). В вещем сне он слышит пророческие слова об испытаниях, которые ждут его потомков: путь народа Божия будет нелегким. Но обещанное исполнится вопреки всему. Что же требовалось от самого Авраама по этому Завету? Первая его заповедь: «Я Бог Всемогущий (Эль Элион): ходи передо Мной и будь непорочен» (17,1). В Быт 18,19 Господь говорит: «Я избрал его (Авраама) для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд » (т. е. правду и справедливость). Знаком Завета стало имя патриарха — Авраам . Прежде он именовался Аврам, что значит «Высший (Бог) — Отец»; новое имя переводится как «Отец множества». Само переименование, как мы знаем, указывало на то, что отныне патриарх принадлежит Богу (см. §17,б). Другим знаком было . Обряд этот очень древний. Он был распространен среди многих народов (египтян, хананеев и др.). Знаменовал он посвящение человека божеству. Для Авраама обрезание было символом посвящения Богу Всевышнему. Впоследствии, когда иудеи соприкоснулись с грекоримским миром, не знавшим этого обычая, оно стало отличительным вероисповедным знаком иудеев. В Новом Завете обряд этот утратил свой прежний религиозный смысл, ибо был заменен крещением (в некоторых древневосточных церквах он, однако, сохранен). 5. Испытания Авраама. Долгая жизнь Авраама представлена в Библии как путь человека, которого испытывает Бог. Вера его проходит через очищающее горнило. I. Ничто не доказывало, что у Авраама или его потомков явится возможность окончательно закрепиться на богоизбранной земле. До самой смерти патриарха на это не было почти никакой надежды. Авраам со своими людьми и стадами странствует по Ханаану, направляясь с севера на юг, и нигде не может прочно обосноваться. Кн. Бытия отмечает следуюшие этапы его кочевья:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

В качестве примера отца, который принял на себя и осуществил свою ответственность управителя домом, или царя в своем доме, мы можем указать на Авраама. Есть очень важное место в книге Бытия, где Господь говорит об Аврааме и где Он открывает, почему Он избрал Авраама быть главой израильского народа, который в конечном итоге принес искупление всему человечеству. Почему Бог избрал Авраама? Он искал нужного человека среди множества людей и из всех избрал одного. Бог так говорит о своем выборе: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходитъ путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» ( Быт. 18, 7-19 ). Мы укажем на некоторые принципиально важные для понимания отцовства моменты. Прежде всего это само имя Авраам. Вначале его имя было Аврам, что значит «высокий или возвышенный отец». При заключении с ним завета, когда Бог обещал патриарху несчетное количество потомков, Он изменил его имя на Авраам, что значит «отец множества». Но как в первом, так и во втором случае его имя характеризуется тем, что содержит в себе слово «отец». То есть Бог избрал Авраама именно как отца. Во-вторых, мы видим, что это реализованное одним человеком отцовство созидает великий народ. Бог дал Аврааму обетование о том, что тот станет отцом народов потому, что прозрел в нем возможность стать лучшим отцом для одного. Причиной послужило то, что Авраам заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд. Бог мог довериться Аврааму в том, что он исполнит свои обязанности управителя своей семьи, как потом Он доверил Марии и Иосифу Своего Сына. Авраам был человеком долга и чести, и он исполнил свое предназначение. Есть некоторые ситуации, в которых человек имеет право нечто приказать своей семье. Он обязан, часто вопреки мнению окружающих, совершить то, о чем подсказывает ему совесть, несмотря на то, что его решение может показаться «непопулярным ».

http://azbyka.ru/deti/ottsy-i-deti-segod...

Ветхий Завет, который заключен между Богом и Авраамом, ничуть не напоминает такие магические договоры. Напротив, он являет абсолютную свободу Божества как действие высшего милосердия. Завет представляет собою обетование, тем самым он — милость из милостей. Бог обещает, что придет время, когда потомки Авраама уже не будут изгнанниками на чужой земле, а превратятся в народ и получат землю Ханаанскую во владение. Этот завет уже не носит узко племенного характера, он распространяется на всех людей, живущих на земле, потому что «в тебе благословятся все племена земные» . Это одно из самых поразительных пророчеств Ветхого Завета.   Обетование связано с требованиями, носящими нравственный и религиозный характер. Вера, которую являет Авраам, является важнейшим аспектом ветхозаветной нравственности, важнейшей исходной добродетелью, открывающей путь всем другим добродетелям. Именно поэтому ап. Павел называет Авраама «отцом верующих» (Рим 4:11).   Вера Авраама — религиозная вера, она порождается не физическим страхом перед чем-либо грозным о опасным, не любопытством перед чем-то неизведанным, а глубоким постоянным стремлением восстановить разорванную связь земли и неба, человека и Бога, жизни настоящей и жизни будущей. Именно слово Божие, и только одно оно, дает Аврааму потомство. Само существование поставлено в зависимость от веры слову Божию — в этом весь Авраам. Первое требование этой веры: покинуть общество идолопоклонников и идти в землю, которую укажет Господь. Второе требование: «Я Бог Всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Согласно Библии, Бог избирает Авраама для того, чтобы он, как сказано в книге Бытия (Быт 18:19), «заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» . И вера Авраама была непосредственная, импульсивная, простая. Эта вера не требовала ни изображений, ни храмов, и где бы ни был Авраам — в Ханаане или в Египте, — он знал, что Бог с ним.   Пожалуй, ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертвоприношением. Перед нами библейское повествование о принесении Исаака в жертву (Быт 22 гл.). У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. И однажды Бог обращается к Аврааму —

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Вот здесь возникает вопрос: почему в Библии дважды повторяются события, связанные с Елиезером? Казалось бы, каждый священный стих очень лаконичен, целиком пропитан святыней повествования. И ничего лишнего… Таким образом, Священное Писание выделяет Елиезера как преданного слугу патриарха Авраама. Оказывается, что те, кто служит праведным, кто находится на послушании у святых, у таких старцев, как Авраам, заслуживают особого Божьего одобрения. Поэтому история Елиезера повторяется дважды из уважения к его усердию в деле служения Божиим людям. Древнееврейский экзегет Торы раби Аха, учил: «Обыденная беседа (не евреев, – О. С.) рабов наших праотцев более приятна Вездесущему, чем учение потомков (праотцев, – О. С.), поскольку рассказ (о путешествии, – О. С.) раба Авраама в Торе повторяется дважды (с перечислением всевозможных подробностей, – О. С.), в то время как множество основополагающих принципов Торы лишь обозначены косвенными указаниями» 252 . То есть любой христианский послушник, выполняющий послушание своего духовника, в этот момент оказывается на одном уровне со своим духовником или даже выше. И еще один важный момент, как Елиезер приводит слова Авраама: «Он сказал мне (Елиезер рассказывает здесь про Авраама, – О. С.): Господь, пред лицем Которого я хожу…» (( Быт. 24:40 ) Вот, оказывается, как жил Авраам! Он ходил перед лицом Божиим. То есть жил, осознавая, что живет в присутствии Бога! И вот Елиезер приводит эти слова Авраама: « Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей » ( Быт. 24:40–41 ). Слова: «то будешь свободен от клятвы моей» ( Быт. 24:41 ), понимаются иногда и так: «Если Ревеку не дадут тебе, то можешь начать сватать за Исаака свою дочь». То есть Елиезер, строго исполняя данное ему от Авраама послушание, внешне действовал и во вред своим собственным родовым интересам. Тем более ценно это его усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Все это описано в наставление нам, достигшим последних веков Оказывается, личность Авраама имеет очень большое значение в истории всего домостроительства Божиего! Как апостол Павел записал о древних ветхозаветных людях: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10, 11). Итак, мы читаем далее. Господь говорит: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3). Вот эта последняя часть третьего стиха называется «Евангелие». Евангелие — это Благая или Радостная весть об Иисусе Христе. Здесь говорится, что в семени Аврама благословятся все племена земли. Но о современном еврейском народе, о современных евреях, о которых апостол Павел пишет таким образом: которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся (1Фес. 2, 15), не скажешь, что они «в семени Аврама благословятся». И ни в какой мере этот текст применить к ним нельзя, в теперешней их ситуации, невозможно — это было бы нелепо! Но прочитаем снова эти слова: «и благословятся в тебе». Здесь «в тебе» — то есть во Христе, потомке Авраама. На это обращает внимание апостол Павел: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). И далее: и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3) — это пророчество об Иисусе Христе, Который называется сыном Авраама и произошел из чресл Авраама по плоти, и через Которого все народы и все племена реально получили величайшее благословение, просвещенные светом познания о Создателе и Его Святом Законе. «И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим… Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраама; а это семя есть Сам Владыка Христос. Ибо обетование это Им приведено в исполнение, и народы приняли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели: Моисей, Самуил, Илья, одним словом, все ведущие род от Израиля по естеству, — хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо это говорит божественный апостол: Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет это наименование, как единственный, имевший по обетованию даровать благословение народам» 10 .

http://pravoslavie.ru/98709.html

е. деятельным применением её, без которой не могло бы совершиться спасение всего человеческого рода. Вследствие таких высоких качеств, за которые Бог возлюбил Авраама и называет Себя Богом Авраама, а в св. Писании называется он «другом Божиим», как ветхозаветные потомки его и даже сами святые перед Богом Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и Новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царствии Небесном ( Лк.16:19–31 ). О племяннике Авраама Лоте, который последовал за дядей своим в неизвестную обетованную страну и сохранил своё благочестие, несмотря на то, что жил в погибающей от разврата Содомской стране, известно ещё из свящ. Пис., что Господь не оставил уповающего на Него и вывел Лота с семьёй его невредимыми из Содома, когда были попалены огнём и серой нечестивые города, на месте которых образовалось серное озеро, названное впоследствии Мёртвым морем... «Праведного Лота, – свидетельствует св. Апостол Пётр ( 2Пет.2:7–8 ), – утомлённого обращением между людьми неистово-развратными, избавил Господь, ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ... Указывая на спасение Лота в то время, как были обречены на истребление Содомские и Гоморрские города за крайнее нечестие обитавших в них, св. Ап. Пётр поясняет, что «конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» ... ( 2Пет.2:9 ). 133 Ор. Chrysostomi 1, 328–411. Содержание другого сочинения его – «апологии монашеству» см. в учении об отцах Церкви, 2, 317. 134 Так говорит бл. Феодорит, Ист. 3, 16. Краткий менолог: «родила того чудного Иоанна, называемого Златоуст». Это неправда. Мать Златоуста называлась Анфусой (Сократа ист. 6, 3). Вероятно, что сын св. Публии был тот Иоанн, которого св. Мелетий посвятил в Апамейского епископа (Феодорита ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Здесь, конечно, наблюдалась Иаковом будущность его потомков: их восхождение, и падение, и вновь восхождение. Он видел и ангелов целых народов, как высоко они поднимались и как потом низко падали. Поэтому вот эта лестница от земли до неба имеет для нас больше символическое значение. И мы читаем далее: « И вот, Господь стоит на ней, и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему » ( Быт. 28:13 ). Обычно, когда Господь является символически в пророческих видениях, Он восседает на троне – это и Апокалипсис ( Откр. 20:11 ), и великие пророки ( Иез. 43:7 ; Дан. 7:9 ). А что означает Бог, который встает на этой лестнице судьбы? Господь, тут прочитали мы, который «стоит на ней» ( Быт. 28:13 ) – это означает решение, которое вынесено. Это означает решение, которое провозглашено. Почему? Потому что на Востоке, когда проходило любое судебное разбирательство, все сидели. Но когда выносилось решение, то судья, который выносил приговор, вставал обязательно и объявлял приговор стоя. Так как Моисей писал для людей своего времени, он использует, по вдохновению от Духа Святаго, вот такой распознаваемый образ. То есть Бог уже не переменит ничего! Исав будет оставаться злодеем, а Иаков – патриархом Божьим! Но здесь возникает другой вопрос: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» ( Быт. 28:13 ). Как это – «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? У Иакова отец был Исаак, а почему здесь сказано: «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? И только потом про Исаака говорится… Иаков был духовным воспитанником Авраама! Авраам воспитывал их, Иакова и Исава до пятнадцатилетнего возраста, не забывайте об этом! Для меня есть великое утешение в том, что Иаков называется «сыном Авраама». Почему? Те люди, которые дали обет безбрачия или монашествующие, иногда чувствуют внутреннее беспокойство: «Нет детей!» Я читал записки одного священника, он отвечает другому, молодому еще отцу, такими словами: «Ты говоришь, что нет детей, и это проблема? Почему: «нет детей»? Все дети – твои дети! Тебя же называют «отцом»! И будь для них, настоящим отцом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Земля высокая», куда должен был идти Авраам, в еврейском тексте указывается землею Мориа. По этим именем толковники обыкновенно разумеют ту гору Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (2 Книга Паралипоменон 3:1). Некоторые толковники, разумеют под горою Мориа Голгофу, отождествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака. Под ангелом Господним (Евр. «Ангел Иеговы») явившимся Авраамом, толковники разумеют Ангела завета, второе лицо Святой Троицы. Слова, которые произносит явившийся патриарху Ангел, показывает в нем лицо Божественное (12:15–18). Сущность, значение и цель великого испытания Авраама подробно и обстоятельно объясняют Священное Писание и святые отцы и учители Церкви. Сам бытописатель говорит, что необыкновенным повелением, данным патриархом, Бог — «искушал Авраама» (1 ст.). Конечно, искушение это нужно было не для Бога, Который, как Всеведущий, знал, что патриарх выйдет победителем из предстоящего ему искушения, но для самого Авраама и для всех последующих поколений. По отношению к самому Аврааму настоящее искушение имело своею целью укрепить веру патриарха. Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: «верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и имея обетования принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресит» (Евр. 11:17–19 ст). «Но, по апостолу Иакову, «Вера без дел мертва», и потому Авраам оправдался от дел «возложив на жертвенник Исаака, сына своего». «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак. 2:20–22). С другой стороны пример Авраама имел важное значение для всех последующих поколений, которым в великом самоотверженном подвиге патриарха указан достойный подражания пример (14 ст.). На конец искушения, Авраама имел и глубокое преобразовательное значение: в жертве Исаака Господь предуказал великую голгофскую жертву. Подобно тому, как Авраам не пощадил ради Господа сына своего возлюбленного (12 ст.), так Сам Господь «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8:32; Ин. 3:16). По святому апостолу Павлу Авраам при жертвоприношении Исаака думал «что Бог силен и из мертвых воскресит. Почему и получил Его предзнаменование» (Евр. 11:19), то есть получил его как прообраз воскресения Христа Спасителя, последовавшего после Его искупительной смерти. Поэтому Исаак, приносимый в жертвы, по словам церковной песни — был образом Христовой смерти (тропарь по 6 песни канона, в неделю праотцев). «Авраам же, жряше сына, предвоображал заклание вся Содержащаго» (тропарь по 6 песни канона 20 декабря).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

И благословил имевшего обетования. И благословил имевшего обетования. Так как Авраама всячески возвышало то, что он получал обетования от Бога, то теперь он присоединяет, что такого и столь великого, удостоившегося беседы с Богом и имеющего Бога должником, благословил прообраз Христа. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Сказал, что Мелхиседек благословил столь великого Авраама. Все же мы согласно и беспрекословно признаем, что благословляющий выше благословляемого. Следовательно, и Мелхиседек, прообраз Христа, выше патриарха. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И другое рассуждение, доказывающее, что Мелхиседек выше священников закона. Ибо здесь, то есть в законе, получающие десятины умирают; а там, то есть в случае с Мелхиседеком, получил десятины тот, о котором свидетельствует Писание, что он живет. Ибо Ты, говорит, священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4). Что же касается того, что Мелхиседек вечно жив, то это понимай так же, как и выше было сказано, то есть что в Писании не упоминается о смерти его. Что левиты умирают, а Мелхиседек живет, некоторые понимают так, что образ священства левитского стал мертвым, ибо сделался недействительным, образ же священства Мелхиседека, или жизни по Христу, живет и пребывает, и будет существовать вечно. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину. Чтобы священники закона не могли сказать: какое имеет отношение к нам если Авраам дал десятину? — говорит, что чрез посредство Авраама и Левий, родоначальник нашего священства, принимающий десятины, дал десятину. Таким образом, разве Мелхиседек не выше и Левия, когда, очевидно, он и от него получил десятину, чрез посредство Авраама? Выражение: так сказать или означает: вкратце сказать, или вместо: так скажу. Так как казалось слишком смелым сказать, что Левий, еще не родившись, дал десятины Мелхиседеку, то он смягчил это (высказывание, употребив оборот речи «так сказать», — Прим. ред.).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И. оказался долгожданным сыном Авраама. Бог много раз дает престарелому Аврааму обещание, что у него будет сын от Сарры (Быт 15. 4; 17. 19; 18. 10) и даже нарекает ему имя: Исаак (Быт 17. 19). Когда Аврааму исполнилось 100 лет, Божие обещание было исполнено, И. был обрезан на 8-й день от рождения, и «Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак... отнят был от груди» (Быт 21. 8). Почти сразу же за этим рассказом следует повествование о том, как Бог подверг Авраама испытанию, повелев принести И. в жертву (Быт 22). После смерти Сарры, матери И., Авраам, заботясь о чистоте рода, велит своему слуге: «...клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему... жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою... и возьмешь... жену сыну моему Исааку» (Быт 24. 3-4). Родиной Авраама здесь выступает Сев. Месопотамия (евр. Арам-Нахараим). Авраам также настаивает на том, чтобы И. остался жить в Палестине: слуга ни в коем случае не должен возвращать И. в Месопотамию, на родину Авраама (Быт 24. 8). Нек-рые исследователи обращают внимание на то, что важнейшие мотивы этих стихов (оставленная в Месопотамии родня, отчуждение от местного палестинского населения и категорическое нежелание смешиваться с ним, жизнь в Палестине как призвание, которому нельзя изменять) сходны с проблемами, которые стояли перед евреями эпохи Второго храма после возвращения из вавилонского плена (см., напр., работы А. Рофе о датировке Быт 24 - Rof é . 1981; Idem. 1990). Слуга привел к И. невесту по имени Ревекка, дочь Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова. И. женился на Ревекке в 40 лет, «возлюбил ее» и «утешился... в печали по... матери своей» (Быт 24. 67). Исаак отправляет Исава на охоту. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Исаак отправляет Исава на охоту. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Несмотря на то что Измаил, сводный брат И., был старше его, именно И. продолжает род Авраама и наследует Божее благословение. Перед смертью Авраам передает И. все, что у него было, а др. детей отсылает прочь (Быт 25. 5-6); Измаил вместе с матерью Агарью был изгнан еще раньше (Быт 21. 9-21). Впрочем, в рассказе о погребении Авраама (Быт 25. 9-10) оба брата вновь вместе: «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле... которое Авраам приобрел от сынов Хетовых». Этими словами завершается цикл преданий об Аврааме.

http://pravenc.ru/text/674115.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010