Сёстры монастыря с трудом привыкали к новому месту жительства, которое по сравнению с городом казалось почти безлюдным. Им пришлось испытать немало трудностей и лишений, так как средства для существования были поначалу очень ограничены. Однако окрестные жители, привлекаемые благолепием монастырского богослужения, всё чаще и чаще посещали обитель. В 1840 году митрополит Московский Филарет, не оставлявший монастырь своим попечением, благословил открыть на его территории кладбище. С этого времени материальное положение монастыря стало постепенно поправляться. Уже в 1841 году игумения Клавдия расширяет Крестовоздвиженский храм, имевший два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и Тихвинской иконы Божией Матери – пристройкой к нему придела во имя святого Алексия, человека Божия. В 1853 году стало возможным воздвигнуть в монастыре новую каменную церковь во имя святого покровителя обители – преподобного Алексия, человека Божия, с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и святого Павла Латрийского. Труды по его постройке были предприняты следующей настоятельницей Алексеевской обители игуменией Иларией. Храм был построен по проекту архитектора М. Д. Быковского и освящён митрополитом Московским Филаретом 12 ноября 1853 года. Придел же святого Алексия, человека Божия, в Крестовоздвиженском храме было разрешено переименовать во имя святого Симеона Персидского, в соответствии с желанием благочестивого вкладчика, завещавшего устроить придел во имя своего ангела. В 1857 году Крестовоздвиженский храм был перестроен и расширен. Дальнейшее строительство в монастыре продолжила игумения Антония (в миру – Александра Троилина) (1871-1897). Под мудрым руководством этой настоятельницы, её неустанными трудами и молитвами обитель достигла вершины своего расцвета. Родом из богатой купеческой семьи, Александра получила образование в одном из лучших московских пансионов и в 1841 году, девятнадцати лет от рождения, поступила в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. Здесь, наставляемая игуменией монастыря Марией (Тучковой), она начала свою иноческую жизнь. В 1858 году приняла пострижение с именем Антонии. В 1859 году, уже после кончины игумении Марии, монахиня Антония была переведена ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

Лурье – из Латрийской обители) 1202 . Вторая – Послание к монахам – вошла во флорилегий, использованный в Томосе 1341 г. и в Наставлении безмолвствующим прпп. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (конец XIV в.). В этой антологии были также цитаты из Диадоха Фотики йского , Исихия Синайского и Лествичника. По нашему мнению, время второй редакции определяется самыми ранними рукописями, в которых есть Послание к монахам, и указанными датами Собора и жизни Ксанфопулов, то есть – первой половиной XIV в. Таким образом, появление обеих редакций, самостоятельно использовавших CM, совпало с двумя фазами византийского мистицизма и исихазма – временем прп. Симеона Нового Богослова (X в.) и свт. Григория Паламы (XIV в.). Священноинок Дорофей при составлении Цветника, в котором имеется «мессалианское толкование» Иисусовой молитвы, руководствовался текстами, более близкими ко второй редакции первой половины XIV в. – Пс.-Златоустову Посланию к монахам, цитированному на Соборе 1341 г. в ответ на обвинения Варлаама, настаивавшего на мессалианстве исихастов. Сказанное означает, что картина византийского исихазма, составившаяся в современной науке на основании трудов прот. Иоанна Мейендорфа и А. Риго, которую мы сами разделяли до недавнего времени 1203 , значительно усложняется 1204 . Анализ древне русского «толкования» Иисусовой молитвы показывает, что наряду с православными исихастами была группа исихастов, тяготеющих к мессалианству, причем обе группы активно опирались на CM, в свою очередь и в свое время обвиненный в мессалианстве. Эту картину косвенно подтверждает и тот факт (не оспариваемый А. Риго в книге 1989 г.), что среди самих исихастов существовали две группировки: одна тяготела к Григорию Синаиту и Каллисту Ксанфопулу 1205 , другая – к Григорию Паламе , Филофею Коккину 1206 и Исидору Вухире 1207 (все названные лица причислены к лику святых) 1208 . Последняя группа имела какие-то прямые отношения с еретиками-афонитами, причем ученик Исидора Георгий входил в непосредственные контакты с Иосифом Критским, прямо осужденным Собором афонских монахов 1344 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Пр. иже в Латре. Военачальник из Царьграда, чудесно спасенный Господом во время бури на море, он сделался иноком и проводил строгую подвижническую жизнь на горе Латрийской (близ Милета, в Карии, в Малой Азии). Потом он переселился на северную сторону горы, в Келливарский монастырь, где был сделан игуменом. Удалившись затем для затворнических подвигов в одну пещеру, он все 6 дней недели пребывал в глубоком безмолвии и уединении, и только по воскресеньям принимал пищу и поучал братию, поселившуюся около него для назидания примером его св. жизни и его душеспасительными наставлениями. За свои дивные подвиги он сподобился дара чудотворения и скончался мирно. Время жизни его относят к VIII-IX в. Пр. Apkaдiя, ученика пр. Ефрема Новоторжского. См. 14 авг. 14 . В. Свв. мученик: рса, и по М.В.С. и Х.М.: и еотха. Свв. «Фирс чудный, и богомудрый Каллиник, и славный Левкий» пострадали за Христа в гонение Декия в Вифинской области. Св. Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Св. Фирс, будучи «силою креста укрепляем», «строгания телесная» и другие истязания невредимо претерпел и скончался мирно. Св. Каллиник, будучи идольским жрецом в Аполлонии, видя мужество и чудеса св. Фирса, уверовал во Христа и был усечен мечом. Свв. «Филимон ведший, Ариан пребогатый, мудрый Аполлоний » и вместе с ними Феотих с 3-мя протекторами (царскими телохранителями) пострадали в Антиное Египетском, при Диоклетиане. Аполлоний, чтец в г. Антиное, убоявшись мучений, упросил язычника Филимона, искусством музыканта, принести за него жертву идолам. Но когда переодетый в одежду Апподония Филимон твердо исповедал себя пред мучителями христианином, то Аполлоний раскаялся и также исповедал Христа. После мучений оба свв. мученика были усечены мечом. Мучитель их Ариан, видя чудеса свв. мучеников, также обратился ко Христу со всем домом своим, за что и был предан смерти. Четыре протектора (из которых Феотих был старшим) добровольно предали себя на мучения за Христа. В церковной службе муч. Феотих и прочие протекторы не упоминаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Церковь Алексия, человека Божия в Красном селе. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Алексия, человека Божия, в Красном селе является подворьем Патриарха Московского и Всея Руси. В 1837 году из центра на окраину Москвы, в Красное село, был переведен Алексеевский монастырь. Центральным храмом как Алексеевского, так и Ново-Алексеевского монастыря, являлся храм Алексия, человека Божия. В старом монастыре это был построенный в 1634 году двухшатровый храм-памятник архитектуры XVII века. Главный престол освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия; приделы - в честь Грузинской иконы Божией Матери и в честь преподобного Павла Латрийского. В 1854 году в самом центре монастырских земель был построен новый храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором проекта стал известный московский архитектор М.Д. Быковский. По его же проекту монастырь был обнесен красивой стеной с башнями. Основной объем храма представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. С восточной стороны он завершается полуциркульными апсидами, в центре западного фасада расположен ризалит. Храм венчает огромный купол на широком световом барабане, высота которого равна высоте основного объема. Внешняя отделка получилась очень богатой, выполнена по мотивам русского зодчества XVI-XVII веков. Фасады храма украшены декоративными колонками с дыньками, завершаются они развитой системой килевидных аттиков разной величины. Барабан храма украшен декоративными аттиками и арками аркатуры, имеющими аналогичное килевидное завершение. Богатым было и внутреннее убранство храма, так как из бывшего монастыря в новый были перенесены многочисленные святыни, хранимые в монастыре с давних времен. В библиотеке имелись редкие экземпляры старинных книг. В 1899 году была по проекту архитектора А. Латкова была проведена реконструкция храма. Располагавшаяся с западной стороны храма открытая паперть была встроена в его основной объем. Внутри хрма были перестроены хоры, в западной их части было оборудовано помещение для ризницы. Пол выложили метлахской плиткой. С.Л. Конюховым был изготовлен новый иконостас, на котором были размещены новые иконы работы Т.И. Тюрина. Художником Е. Чернышевым расписаны купола и верхние части северной и южной стен.

http://sobory.ru/article/?object=02192

  Параллели между историей РПЦ XX в. и историей древней Церкви – есть ли они? 13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память: Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Прокопия пресвитера. Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии. Сщмч. Леонида пресвитера. Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев и 70-ти мужей. Свт. Мелетия, патриарха Александрийского. Прп. Акакия Латрийского. 2 прмцц. и 1000 мчч. мечем усеченных. Мч. Стратоника. Мч. Мардония. Сщмч. Симеона (Лилеева), протоиерея; сщмч. Александра (Орлова), протоиерея; сщмч. Петра (Пушкинского), протоиерея; сщмч. Петра (Соловьева), протоиерея; сщмч. Василия (Гурьева), священника; сщмч. Вячеслава (Занкова), священника; прмц. Александры (Червяковой), схимонахини; мч. Алексия (Серебренникова); мч. Матфейя (Соловьева), ктитора; мц. Аполлинарии (Тупицыной). Как говорят историки и богословы, по количеству убиенного священства и мирян первая половина XX века для РПЦ сравнима с первыми веками нашей эры, когда происходили массовые гонения на христиан. После встречи русских митрополитов со Сталиным и Собора 1943 года, а вернее еще с 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, массовое истребление священства и мирян было прекращено, и Церкви была дана возможность восстановления. К концу 1948 года в отношениях государства и Церкви наступило охлаждение, однако новое решительное наступление началось только в 1954 году после смерти Сталина. 7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.).

http://bogoslov.ru/article/2041545

Архив Пн В неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе и возглавил Литургию в новоосвященном храме 30 марта 2014 г. 18:48 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Алексия, человека Божия, Патриаршего подворья в Красном Селе г. Москвы и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия, правый — в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый — в честь преподобного Павла Латрийского. Храм прп. Алексия — один из трех уцелевших храмов Ново-Алексеевского монастыря. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Егорьевский Марк , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  архиепископ Саранский и Мордовский Зиновий ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Дионисий (Шишигин) , благочинный Богоявленского округа г. Москвы; протоиерей Валерий Привалов, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник  Алексеевского ставропигиального женского монастыря ; духовенство г. Москвы. За Литургией молилась старшая сестра Алексеевского женского монастыря  монахиня Ксения (Чернега) . На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы  С.А. Попов  и благотворители храма. Пели хор  Данилова монастыря  (регент — Г.Л. Сафонов) и хор храма преподобного Алексия, человека Божия (регент — О.В. Строева). На малом входе в связи с назначением главой  Мордовской митрополии  ( определением  Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г.) Предстоятель Русской Православной Церкви возвел Высокопреосвященнейшего Зиновия, архиепископа Саранского и Мордовского, в сан митрополита. Во внимание к пастырскому служению и трудам по воссозданию порушенной святыни настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе протоиерей Валерий Привалов был удостоен Святейшим Патриархом права ношения палицы.

http://patriarchia.ru/db/text/3615617.ht...

Это был первый женский монастырь в Москве. Обитель пережила много бед и напастей, восставала из пламени пожаров, не единожды разорялась и вновь восставала из руин. Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Опустошался пожарами 1514 года и большим пожаром 1547 года, после чего обитель перенесли ближе к Кремлю, в черту Белого города - Чертолье. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой, которая была " французу отдана " . Последний переезд в Красное Село, к Крестовоздвиженской церкви, был предпринят в связи со строительством на месте монастыря храма Христа Спасителя. Обитель славилась благочестием и высокими монашескими добродетелями насельниц. Алексеевский монастырь был любим богомольцами всех званий и сословий. В 1841 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище. Здесь находились могилы историков П.И. Бартенева и А.А. Шахова, публициста и издателя М.Н. Каткова, поэта А.М. Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф.Ф. Вигеля, архитектора А.С. Каминского, художников С.К. Зарянко и И.М. Прянишникова, физика П.Н. Лебедева, основателя Народного университета А.А. Шанявского, мецената Надежды фон Мекк. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В.М. Васнецова) и Алексеевых, родителей К.С. Станиславского. Получая значительные вклады доброхотов и попечителей, имея золотошвейную, иконописную, рукодельную мастерские, монастырь возводит храмы, обновляет и строит новые здания для келий, ограждает свою территорию каменными башнями. В 1902 году было уже 42 строения, в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. В 1871 году при монастыре открылось первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. Спустя несколько лет учредили училище-приют для воспитанниц-сирот из бедных.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Хотнежа. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Приделы св. Александра Невского и прп. Павла Латрийского. Закрыта в 1937 г. Повторно освящена летом 2002 г., сейчас в руинах. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы находится на территории Хотнежского лесничества села Хотнежа Волосовского района Ленинградской области. Храм каменный, построен в 1892–1896 (арх. Н.Н. Никонов). В 1937 закрыт и перестроен. В 1996 возвращен зарегистрированной общине и повторно освящен в 2002. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова в русско-византийском стиле, является доминантой церковного архитектурного ансамбля, в который входили – помимо храма – церковно-приходская школа, дом священника и дом дьякона. Храм возрождается как духовная ось, как центр консолидации и наполнения высокими смыслами жизни всей прилегающей территории хотнежской округи. Здание храма расположено в очень живописном месте на левом высоком берегу реки Лемовжи (30 метров над водой) недалеко от места её впадения в реку Лугу. В настоящее время храм и церковно-приходская школа находятся в аварийном состоянии, а дому дьякона и дому священника необходим капитальный ремонт. Исторически данная территория связана с военными событиями России. В 1241 году здесь проходил поход святого благоверного князя Александра Невского по реке Луга. В начале XVIII века армия Петра I возвращала эти земли из-под шведского владения в состав России. В 1919 году через деревню Хотнежу было сосредоточено одно из направлений контрнаступления на Петроград добровольческой армии. Во времена Великой Отечественной войны по берегу реки Лемовжи в 100 метрах от Покровского Храма проходил Лужский рубеж обороны. Нельзя не отметить также, что исторически данная территория связана с людьми – выходцами с территорий традиционного проживания казаков. Первым владельцем этих земель по окончании Северной войны стал один из наиболее доверенных и приближенных к императору лиц – барон Иван Антонович Черкасов, кабинет-секретарь Петра I, выходец из Азовской губернии. Причастность Черкасова И.А. к казачьему роду отражается не только в его фамилии, но и на гербе барона. Связь с казачеством Черкасов И.А. закрепил даже в названиях населенных пунктов, находящихся на территории Хотнежской округи.

http://sobory.ru/article/?object=00120

13. Вторник. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Мц. Лукии . Прп. Германа Аляскинского. Прп. Аркадия Новоторжского. Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Арсения Латрийского. Совершается полиелейная служба мучеников. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 4-й – 6. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Приидите, мучениколюбцы...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии мучеников – 3. На стиховне стихиры мучеников, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Мучащих свирепства...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мученика по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их»; стих: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Евангелие – мучеников. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых мучеников...». Стихира мучеников, глас 1-й: «Пяточисленный лик святых...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мучеников (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ин кондак мученика, глас 2-й: «Светильник явился еси...»; седален мученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак («Витийствуя пред беззаконнующими...») и икос мученика, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников: «Совершил еси...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «Несказаннаго Рождества...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-26/

Ублажаем тя,/преподобне отче Аркадие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Герману Аляскинскому, равноапостолу Алеутскому, глас 1 Лозу Православия принеся еси в Америку из России благочестивыя/и, удобрив корень постническими трудами/и напоив обильне молитвенными слезами,/плоды принесл еси – виноград возлюбленный,/Германе, преблаженне отче наш./Темже и Бог тя прослави, яко апостола преподобнаго,/нетлением мощей и благодатию чудес,/от нихже почерпающе благодеяния, восхваляем тя:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Даровавшему тя Америце светило Православия. Ин тропарь, глас 3 Преподобне отче наш Германе,/первый светильниче, в земли нашей просиявый,/приносим вси тебе похвалы сия,/ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу,/буди заступник нам, и утешитель,/и Церкви нашея покровитель дивный,/да вси со умилением зовем ти:/радуйся, отче наш Германе, Аляски и всея Америки преславный чудотворче. Кондак, глас 8 Взбранному Воеводе своинствовався,/в брань вступил еси на духа злобы в поле преподобия и апостольства./И, пожав победы обоюдныя,/воздвизаеши нас вопити тебе:/радуйся, святе Германе, апостоле преподобный. Ин кондак, глас тойже Валаама пострижник,/честный возлюбленник Божией Матери бывый,/ревнитель подвигов древних подвижник новый,/молитву, яко копие и щит, приемый,/страшен демоном и тьме язычестей ставый,/Германе преподобне , моли Христа Бога спасти души наша. Величание Величаем тя,/святый равноапостольный Германе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мардарию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4 Бывый, блаженне Мардарие,/нестяжатель Христа ради,/и Того за многая твоя благодеяния/в сердце твое вселивый,/молися о нас, поющих тя. Кондак, глас 2 Вышних ища, нижних не стяжал еси,/и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/со ангелы жити сподобился еси,/Мардарие славне,/с нимиже Христа Бога моли/непрестанно о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010