Тогда монах пришел в себя и воскликнул:    — Да что же я делаю? Иду ли я спасти их или же погибнуть вместе с ними? Если Бог заботится о них, то чего же хочешь ты, ничтожный монашек?    И он вернулся назад в свою каливу. Старец принял его с радостью и подивился силе молитвы.    В скором времени их посетил житель того же села, земляк монаха. Старец тайком спросил о семье своего послушника.    — А, отец, — говорит ему посетитель, — в этом доме произошло большое чудо. Приехал в нашу деревню один наш земляк из Америки, весьма состоятельный, и женился на одной из дочерей, а другой, которая на выданье, дал приданое. Велика была радость в нашей деревне, ведь мы и не надеялись, что сироты эти встанут на ноги.    Тогда старец призвал послушника и рассказал ему о чуде Промысла Христова о тех, кто по любви к Нему «отрешается от всего, что имеет» (ср. Лк. 14:33).    В «родственные отношения» с братством Ватопеда отца Ефрема поставляло то обстоятельство, что старцем и наставником собравшихся и подвизающихся в этой обители иноков стал автор настоящей книги отец Иосиф, его духовный брат.    Слова старца Ефрема в нижеследующих подглавках этой главы помещаются заключенными в кавычки.    Зилот (греч. ζηλωτ ς — ревнитель, приверженец) — так в Греции называются старостильники, отвергшие календарную реформу 1924 года, проведенную в жизнь патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом).    Карея (от греч. Καρυς — «ореховые деревья») — административная столица Святой Горы, лежащая почти в самом цент-ре Афона. Здесь находится Кинот — высший орган самоуправления Святой Горы, состоящий из представителей всех афонских обителей, по одному от каждого монастыря. В Киноте обсуждаются и решаются общие дела Афона, составляются акты и заключаются договоры между обителями.    Каруля (греч. Καρολια) — афонский скит на юго-западном побережье Святой Горы.    Память преподобного Павла Латрийского празднуется 15 декабря (955).    См.: Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 7, статья 50. М., 1891. С. 128—129.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

165 В последнее время «одиноко возвышается фигура Максима Исповедника , оригинального философа и богослова, в последний раз воплотившего в себе нечто от мыслительной смелости Оригена , тонкости Григория Нисского , системосозидательной широты Псевдо-Дионисия». 166 «...Воззрения преп. Максима представляют собой органическое сращение самых разнообразных веяний и течений, богословских и философских. ...Такое стремление к объединению и обработке в одном духе разных элементов было не каким-либо мимолетным и частичным явлением, а общей особенностью византийской жизни того времени, в той же степени характерной для целой эпохи, – пишет крупнейший дореволюционный исследователь творчества преп. Максима, – как и вообще для всей византийской культуры». 167 Период иконоборчества ознаменован появлением личности св. Иоанна Дамаскина . «Взаимодополнение, даже взаимопроникновение двух контрастирующих начал – аристотелианской культуры рассудочных дефиниций и культовой мистики – определяет его характерность как поворотной фигуры в истории мысли». 168 «Основателем нового умственного движения был патриарх Фотий...», 169 отличительной чертой которого, при всей его разносторонности, была, несомненно трезвость. В его время «византийская культура, пройдя через кризис, делает некий необходимый и неотменяемый выбор, когда закладываются основы для подъема интеллектуальной жизни на несколько веков вперед». 170 Далее, подъем рационалистической мысли, наметившийся во времена Фотия, продолжается; «но между рационализмом IX – X вв. и новым уровнем рационализма XI – XIII вв. лежит оживление мистических интересов, характерное для конца X в. и первой трети XI в.». 171 здесь уместно назвать имена аскетов Павла Латрийского и Симеона Благоговейного , а также имя преп. Симеона Нового Богослова – великого мистика Православного Востока. Подробнее же о них будем говорить в соответствующем разделе. «К середине обильного контрастами XI в. умственные силы Византии снова возвращаются в русло мирского культурного творчества, очень далекого от аскетических идеалов Симеона».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

46 Каруля (греч. Καρολια ) — афонский скит на юго-западном побережье Святой Горы. 47 Память преподобного Павла Латрийского празднуется 15 декабря (955). 48 См.: Древний Патерик , изложенный по главам. Глава 7, статья 50. М., 1891. С. 128—129. 49 То есть приняли ислам. 50 «Евергетинос» (греч. « Εεργετις — «Благодетельствующий») — сборник житий и поучений сотен пустынных отцов, в XVIII в. подготовленный к изданию преподобным Никодимом Святогорцем (1749—1809). Эта онтология названа по имени своего составителя, Павла Евергетидского ( XI в.), основателя и игумена монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе. 51 Об авве Нистерое см. также: Достопамятные сказания о святых и блаженных отцах. Об авве Нистерое из Киновии. Глава 2. М, 1999. С. 344. 52 Пророк Елисей. См.: 4 Цар. 5:20—25, 8:5. 53 «…говорили правду» — видимо, в отношении молитвы и поста. 54 С 1924 г. 55 М атфеевцы — одна из наиболее непримиримых раскольничьих группировок, основателем которой был архимандрит Матфей (Стефанопулос), впоследствии епископ Врестенский (1950). 56 Флориниты — последователи митрополита Хризостома Флоринского (1955). Эта группировка старос-тильников отличалась меньшей агрессивностью по отношению к «новостильникам», считая их только потенциальными схизматиками, и даже признавала действенность их Таинств. 57 См. об этом также на с. 79 наст. издания. 58 Отец Ефрем имеет в виду, что, хотя отец Прокопий не был его старцем, которого он обязан был бы слушаться всегда, а был лишь таким же монахом братства, как и он сам, преслушание в отношении его просьбы все же лишило отца Ефрема того благодатного состояния, в котором он перед этим пребывал. 59 Видимо, из того скита, к которому относилась келия, где они жили. 60 Греч. ατιατα . 61 Почти дословная цитата из «Молитвы трисвятаго пения» Литургии святителя Иоанна Златоуста: «Иже от небытия во еже быти приведый всяческая». 62 Греч.: Μονολγιστη προσευχ , имеется в виду молитва Иисусова. 63 Правильнее было бы сказать не «придумывает» (поскольку «придумать» образ молитвы нельзя), а «находит», «выбирает».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

1919 г., на 3 дня во время Пасхи, и после был закрыт на все десятилетия существования советской власти. В том же году были прекращены службы в Покровском соборе на Красной пл., однако богослужения продолжались в его приделе - ставшем приходским храме Василия Блаженного (до 1929). Закрытию подлежали домовые храмы при учебных и социальных учреждениях. Одними из первых были закрыты ц. в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» приюта для солдатских детей в Марфине, храм во имя Павла Латрийского при Арнольдо-Третьяковском уч-ще и приюте для глухонемых на Донской ул., Введенская ц. при Мариинском епархиальном училище, Феодоровская ц. при Морозовской богадельне в Шелапутинском пер. В июле 1919 г. специальным декретом Совнаркома была закрыта домовая церковь во имя мц. Татианы при Московском университете. В 1918-1919 гг. в Москве было закрыто 23 храма, а в 1920-1921 гг. ликвидация домовых церквей приняла массовый характер. К 1924 г. было ликвидировано подавляющее большинство из имевшихся в Москве 172 церквей при школах, больницах, приютах, богадельнях, инвалидных домах и др. Попытки верующих отстоять больничные или приютские храмы, сделав их приходскими, или хотя бы добиться разрешения проводить в них службы в праздничные дни оканчивались обычно неудачей или давали лишь кратковременную отсрочку ликвидации церкви. Руководителям социальных учреждений официально запрещалось допускать богослужения в закрытых, но еще не ликвидированных храмах на своей территории. Удалось сохранить лишь небольшое число бывш. домовых храмов: так, напр., стала приходской ц. арх. Гавриила при Московском почтамте (Меншикова башня). Одновременно происходило официальное упразднение мон-рей. Первыми в авг. 1918 г. были ликвидированы кремлевские Чудов и Вознесенский монастыри, их насельники и насельницы были выселены из Кремля. Наместник Чудова мон-ря Серпуховской еп. Арсений (Жадановский) после закрытия обители уехал больным в подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Зимой 1918/19 гг. в Москве была проведена кампания по изъятию у городских мон-рей жилых и хозяйственных помещений, в которых размещались квартиры, различные советские учреждения, детские приюты.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Архив Пн В неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе и возглавил Литургию в новоосвященном храме 30 марта 2014 г. 14:53 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Алексия, человека Божия, Патриаршего подворья в Красном Селе г. Москвы и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия, правый — в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый — в честь преподобного Павла Латрийского. Храм прп. Алексия — один из трех уцелевших храмов Ново-Алексеевского монастыря. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Марк , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; архиепископ Саранский и Мордовский Зиновий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Дионисий (Шишигин) , благочинный Богоявленского округа г. Москвы; протоиерей Валерий Привалов, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря ; духовенство г. Москвы. За Литургией молилась старшая сестра Алексеевского женского монастыря монахиня Ксения (Чернега) . На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы С.А. Попов и благотворители храма. Пели хор Данилова монастыря (регент — Г.Л. Сафонов) и хор храма преподобного Алексия, человека Божия (регент — О.В. Строева). На малом входе в связи с назначением главой Мордовской митрополии ( определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г.) Предстоятель Русской Православной Церкви возвел Высокопреосвященнейшего Зиновия, архиепископа Саранского и Мордовского, в сан митрополита. Во внимание к пастырскому служению и трудам по воссозданию порушенной святыни настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе протоиерей Валерий Привалов был удостоен Святейшим Патриархом права ношения палицы.

http://patriarchia.ru/db/text/3614757.ht...

Перед праведными подвижниками преклонялось все:кногампреподобного Саввы, сойдя с трона, припадал величайший монарх тогдашнего мира, которому, впрочем, и простой инок Зоора дерзал, при всем народе объявлять строгий выговор 175 . Император АлексейКомнин, считая себя, в качестве самодержца, ответственным за все беды, постигшие государство, сам отдает себя на суд духовный, выполняет 40-дневную епитемию и спит, во власянице, на земле, с камнем под головою 176 . Публичное покаяние постриженного в иноки императора Романа Лаканина описывается историками в еще более драматических чертах 177 . Михаил IV, омывши запыленные ноги подвижников и облобызавши лохмотья их рубищ, молит их об отдыхе на царском ложе, а сам проводит ночь на полу, считая себя счастливым послужить как-нибудь праведникам 178 . Такое же обаяние аскетов и над народным множеством: когда изгнанные за твердое исповедание правой веры сирийские столпники и затворники появляются вКонстантинополе, вся столица, от императрицы до последнего нищего, преклоняет перед ними колена 179 . Даже иноземцы, враги-воители внемлют их миротворческому слову: неумолимый дотоле Симеон Болгарский соглашается оставить в покое Византию, повинуясь увещаниям патриарха Николая Мистика : «к чему тебе, сын мой, имя тирана? не лучше ли быть князем по милости Божией, нежели императором по насилию?» 180 . К Павлу Новому, подвизавшемуся на Латрийской горе, посылали нарочных просить о молитвах болгарский господарь и сам папа римский 181 . Великому подвижнику Патмосскому Иоанну приносили дары даже победители православных, турки, в знак своего почтения к его святости 182 . Но к чему дары эти нестяжателям? «Проси у меня всего, что тебе нужно», говорит западный император Оттон III греческому праведнику Нилу Россанскому: «я с радостью исполню всякое твое желание», – «Прошу тебя об одном», ответил старец: «заботься о душе своей; хотя ты и император, но умрешь, и будешь наравне с простыми людьми отвечать Богу за дела свои» 183 . На подобное же предложение императора восточного Савва Освященный ответил просьбой восстановить разрушенные неверными храмы, построить странноприимный дом и больницу в Иерусалиме и, в особенности, охранять Церковь от лжеучений 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Эта исихастская традиция еще прежде XIV в. вызывала обвинения в мессалианстве, к чему давали повод и бывавшие тогда злоупотребления (и тут Риго вспоминает указанную Ж. Дарузесом рукопись Corpus macarianum со схолией XIII в., обвиняющей в мессалианстве самого автора! Об историческом контексте этих событий см.: J. Darrouzus. Constantin Chrysomallos sous le masque de Symйon le Nouveau Thйologien//Centre de recherche d’histoire et de civilisation byzantines. Travaux et mйmoires. 1973. 5. 313–327; J. Gouillard. Quatre procus de mystiques а Byzance (vers 960–1143). Inspiration et aumorimй//Revue des йmudes byzantines. 1978. 36. 5–81). Именно эти споры, как справедливо заключает Риго, были продолжены в XIV в. трактатом Варлаама KataV Massalianw " n, тогда как св. Григорий Палама, со своей стороны, продолжал держаться традиции Послания к некоему игумену. После Риго было выдвинуто предположение по идентификации Иоанна — автора Послания (В. М. Лурье. Работы Антонио Риго по истории византийского исихазма//Византийский временник. 1994. 55 (80). 232–236, особ. 232). Им мог быть Иоанн, известный как ученик преп. Павла Латрского († 955; дата кончины самого Иоанна — конец X в.) и автор предсмертного послания, где он увещавает к непрестанной молитве Иисусовой в характерных выражениях: «…и Его пресвятого имени никогда из сердца твоего не извергай…». В свое время, как «не последнее лицо в обители» (Ж. Даррузес) занимавшийся ее внешними связями Иоанн должен был быть человеком известным. (См.: J. Darrouzus. Epistoliers byzantins du Xe siucle. (Archives de l’Orient Chrйmien, 6) Paris 1960. 43–44, 211–215, цит.: 211.5–7). Этому, как будто, противоречит указание заголовка рукописи XI в. на «пустынничество» автора Послания к некоему игумену. Однако, у нас нет оснований исключить возможность отшельничества и для последних лет жизни Иоанна из обители Латрийской; в то же время, форма заголовка обнаруживает его принадлежность позднейшему редактору или переписчику, для которого адресат был уже неизвестным лицом; быть может, и автора он знал только по имени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Ю. В. Тарабарина Церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. 1853 г. Фотография. 1882 г. В течение полугода в с. Красном были выстроены 8 двухэтажных флигелей для келий, каменная ограда со св. воротами и 2 башнями. В 1840 г. митр. Филарет (Дроздов) благословил открыть на территории обители кладбище, к-рое впосл. стало одним из главных источников благосостояния сестер. Доходы от захоронений на нем позволяли М. А. м. вести не только строительство, но и широкую благотворительную деятельность. В 1841 г. по инициативе игум. Клавдии (Щепановской) Крестовоздвиженский храм был расширен, к нему пристроили придел во имя прп. Алексия, человека Божия. При игум. Паисии (Нудельской) была возведена и 12 нояб. 1853 г. митр. Филаретом (Дроздовым) освящена новая каменная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия, с 2 приделами - в честь Грузинской иконы Божией Матери и прп. Павла Латрийского. Храм был возведен по проекту архит. М. Д. Быковского (по др. данным, по проекту помощника Быковского архит. П. Н. Соболевского). В 1857 г. Крестовоздвиженский храм был перестроен, расширен, освящен 13 сент. 1857 г. митр. Филаретом. Придел прп. Алексия в Крестовоздвиженском храме был переосвящен во имя сщмч. Симеона, еп. Персидского, в соответствии с желанием вкладчика ген.-лейтенанта Семена Петровича Степанова († 1852). Среди лиц, погребенных в Крестовоздвиженской ц.,- ген.-лейтенант Степанов и благотворитель Ф. Ф. Набилков († 1848). 4 февр. 1871 г. настоятельницей М. А. м. была назначена игум. Антония Московская (Троилина), к-рая стала вводить начала общежития: учредила общую трапезу и общие работы, распорядилась отапливать кельи за счет средств обители. 17 мая 1871 г. еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков) совершил закладку трапезного корпуса, уже 21 нояб. 1871 г. митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) освятил 2-этажное здание и благословил «начало общей трапезы». На 1-м этаже были устроены кухня, большой зал для трапезы и кельи для сестер, служивших при ней; 2-й этаж занимали аптека, кельи, а также золотошвейная, живописная, чеканная и переплетная мастерские. Осенью 1871 г. игум. Антония основала в М. А. м. уч-ще для южнослав. девочек. Уч-ще действовало в течение 12 лет и готовило народных учительниц для южнослав. стран, находившихся в то время под турецким игом. Мон-рь брал на себя полное содержание девочек, к-рые обучались по программе начальных городских уч-щ. За время существования уч-ща были подготовлены 2 выпуска. На экзаменах в школе присутствовали московский ген.-губернатор кн. В. А. Долгоруков, член Московского славянского благотворительного комитета Н. А. Попов и др. Все они отмечали высокий уровень подготовки учащихся.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Арнольд, откликнулся на его предложение и активно включился в реализацию проекта об учреждении и постройки училища и приюта для глухонемых. В феврале 1876 г. уже было открыто новое для города благотворительное частное учреждение, финансирование которого осуществлял П.М. Третьяков. Неслучайно поэтому посвящение храма при училище небесному покровителю главного благотворителя и содержателя заведения – преподобному Павлу Латрийскому. По проекту известного архитектора А.С. Каминского (супруг сестры П.М. Третьякова) была выстроена приютская церковь. Алтарным выступом она выходила во двор и была украшена рельефными крестами из кирпича прямо по плоскости стен. Апсида хорошо сохранилась до наших дней, чего нельзя сказать о внутреннем убранстве храма. Оно полностью утрачено. Элементы раннего техницизма ярко прослеживаются во внешнем облике всего здания, формах оконных проемов, их расположении на стенах. А.С. Каминский при создании проекта сооружения включил в него более раннюю постройку – текстильную фабрику купца Ивана Кушашникова, устроенную в 1752 г. Вероятно, этот факт во многом сделал здание дешевле и отчасти обусловил конструктивное решение, принятое архитектором. Освящение храма и первая служба в нем состоялись 25 апреля 1906 г. Описаний внутреннего убранства пока не удалось обнаружить. Однако все благотворительные постройки, возведенные при финансовой поддержке П.М. Третьякова, имели очень тщательно и по всем канонам православия украшенные храмы. Вероятно, не было исключением и Арнольдо-Третьяковское училище. После кончины Павла Михайловича это благотворительное заведение перешло под опеку Московского городского общественного управления и просуществовало до конца 1917 г. Впоследствии помещение училища использовалось различными советскими учреждениями, среди которых был Дом научно-технического творчества молодежи. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08515

Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 36) упоминают Е. под 15 дек. без богослужебного последования. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) приводится устав вседневной службы Е.; тропарь Е. не указан, но имеется кондак 2-го гласа Ως καλλονν τν ερων (      ); на утрене вместе с каноном Октоиха поется 2 канона Е. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. под 15 дек. излагается порядок совершения вседневной службы Е. и Павлу Латрийскому: в качестве отпустительного тропаря Е. используется общий тропарь священномученику 4-го гласа       утреня совершается с «Бог Господь» (в последующих изданиях Типикона это указание отсутствует), упоминается канон Е. 1-го гласа, по 3-й песни канона приводится кондак Е. 2-го гласа на подобен «Твердыя»       (начиная с исправленного издания Типикона 1682 г., кондак Е. помещается после 6-й песни канона). На литургии прокимен, апостол и аллилуиарий преподобного, Евангелие священномученика. Последование Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь в греч. Минее - Ιερων ποδρει κατακοσμομενος (Священников хитоном украшенный), в русской -       кондак 2-го гласа Ως καλλονν τν ερων (      ) с икосом; канон, составленный гимнографом Иосифом, 1-го гласа, с акростихом Παθν λεθερν με δεξον παμμκαρ. Ιωσφ (            ), ирмос: Ωιδν πινκιον (    ), нач.: Παθν μαυρτησι (    ) (вероятно, этот канон упом. в Евергетидском Типиконе); анонимный канон (содержится только в греч. Минее) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, с акростихом Θεον Ελευθριον ερα τιμω, Πτερ (Божественного Елевферия священника почитаю, Отче), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Θρν τς δξης Κυρου (Трону славы Господней); седален; светилен (только в греч. Минее). Греч. богослужебные книги в день памяти Е. также содержат стихиры на вечерней стиховне, хвалитные стихиры и предписывают исполнять великое славословие . По греч. рукописям известен канон Е. 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Ελευθρ φων σε δοξζω, πτερ (Свободным голосом тебя славлю, Отче), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ελευθερας τυχντες (Свободу получившие) (AHG. T. 4. P. 300-309).

http://pravenc.ru/text/189703.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010