5. Ныне время антихриста Что же это такое, о чём больше нельзя оставаться в неведении, я изложу кратко. Времена сократились в меру полноты, угодной Богу. Определённый для них порядок извещается небесными книгами (ср. Мф.24:22 ), и было написано, что нам выпало жить во времена антихриста, служителями которого, преображающимися, согласно апостолу, в ангела света ( 2Кор.11:14 ), устраняется почти из всякого ума и совести Тот, Который есть Христос. Таким образом, чтобы утверждение заблуждения было убедительным, истина бывает представлена как неточное мнение 29 , и таким образом, чтобы открыть дорогу антихристу, они отрицают, что это Христос является Тем, о Ком до сих пор имеется разногласие. Отсюда эти различные мнения, отсюда проповедь многих вещей под видом веры в одного Христа, отсюда, наконец, дух Ария, из ангела сатаны преобразившийся в ангела света, – Ария, всё наследие которого было передано и перешло на Валента, Урсакия, Авксентия, Германия, Гаия 30 . Ибо они теперь ввели нового Христа, чтобы с его помощью мог прокрасться антихрист. 6. Мнения Авксентия, Валента и др. о Христе. Скрытая ересь пока что не наносит вреда народу Они желают, чтобы этот их Христос не был того же божества, что и Отец, но чтобы Он был творением могущественным и самым совершенным из всех других творений, чтобы Он был составлен из ничего волей Божией и рожден как Бог от Бога прежде всех век и совершенно прежде всякого времени, но чтобы Он был не из божественной субстанции; так что не следует видеть в Нем истину божественного рождения и того величия, которое принадлежит Богу. [Они хотят, чтобы] не был истинным Богом Тот, Кто есть Сын, как является истинным Богом Тот, Кто есть Отец; чтобы проповедуемое в Евангелиях – что Отец и Сын суть одно ( Ин.10:30 ) – относилось бы только к единству воли и любви, а не к истинной божественной природе 31 . Если в Сыне она не есть та же самая божественность, которая присуща Богу, так что в исповедании веры Бог является единым, то почему же они исповедуют Сына Богом, почему утверждают, что Он прежде времён и веков, если не по той причине, что наименование «Бог» предназначено каждому святому дарованием вечности? Или, может, все возрожденные не суть воистину сыны Божии (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Гарантию этой уверенности мы можем иметь только тогда, когда мы примем участие в деле сформирования вами нового всероссийского Совета министров и когда без нашего одобрения не будет назначен ни один министр. Если вы готовы сделать нам эту небольшую уступку, то мы готовы на весьма большое самопожертвование – упразднение Сибирского правительства» [«Сиб. Ар.». I, с. 16–17]. В «дневнике» Зензинова, записи которого цитирует Гинс, добавляется: «От нас потребовалось много выдержки и хладнокровия. В результате мы пришли к такому соглашению все против Н.Д. Авксентьева, который настаивал на ожесточённой борьбе с Административным Советом… Административный Совет устами Михайлова выразил своё «глубокое удовлетворение» решением Вс. пр. Посмотрим, где здесь политический задний план, где искреннее желание сохранить результаты своих работ» [I, с. 265–266]. После совещания с Админсоветом происходило заседание Директории. О нём Болдырев говорит: «Авксентьев неимоверно волновался, говорил, что предложения эти – капитуляция для нас, что надо рвать. Ему резонно возразили: а потом что? Что выиграет от этого дело возрождения России? Спорили долго и горячо. В конце концов согласились признать приемлемыми предложения сибиряков» [с. 70] 505 . 18 октября приехал в Омск Вологодский. При обостренных отношениях каждый шаг, каждая мелочь ставится на учёт. Вот как описывает Болдырев первую встречу: «Утром прибыл П.В. Вологодский. Встречала исключительно Сибирь. Нам официально не сообщили о часе приезда, а потому никого от нас не было. Конечно, это произвело неприятное впечатление и пошло нам на минус. Авксентьев поехал было, но Вологодского уже не застал на вокзале. К Вологодскому поехал Кругликов – был принят сдержанно. Вологодский обещал приехать в Правительство к 2-м часам, но потом позвонил, что ему предварительно надо сходить в баню – явная отплата за наше отсутствие при встрече. Приём – не лишённый чисто местного колорита. Мне это даже понравилось, но Авксентьев очень взволновался. Он временами близок к истерике» [с.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Но если нашей партии (значит, он в партию продолжал еще верить: то было около 1930-1931 годов. - Авт.) суждено будет когда-нибудь стоять у кормила управления, то мы должны предоставить Церкви соответственное положение в государстве " . Больше не помню ничего из бесед того времени. Подарил я ему живописную икону " Державной Божией Матери " . Он просто и благоговейно принял ее и повесил в углу редакции своего журнала (позабыл его название). Все это приятно и хорошо. Однако то первое впечатление, что этот хороший человек надел на себя " тяжелую шапку Мономаха " , - взялся управлять государством, остается у меня, и я имею основания держаться его и по сей день... Заодно припомню и впечатление от главного вождя социал-революционеров В.М.Чернова. Я его видел в Нью-Йорке на собрании в " Горизонте " . Крепкий еще старик, с совершенно белыми, высоко зачесанными волосами и острой бородкой (какой же он был бы " знаменитый Чернов " без его исконной этой бородки!), он после других спросил слова. Председательствовал Авксентьев. А к этому времени срок речей уже был ограничен пятью минутами: охотников говорить было довольно, И запел Чернов... Свободно, с подъемом, с несокрушимой верой в абсолютную истинность своих слов, с попытками на остроумие, с уверенностью в своем превосходстве, он пел и пел, как птичка... Уже прошли пять его минут. Авксентьев неловко виновато улыбается, не дерзая призвать к порядку " самого " ! А он все поет, довольный собою... Пошли еще и другие, и, вероятно, третьи, четвертые пять минут. Чернов все пел... Авксентьев осмелился-таки напомнить о сроке. Но для Чернова сроки? И он делал все, что хотел... Конечно, аплодисменты бывшему все же кумиру. Он сел вполне удовлетворенный. " Сказал - и душеньку облегчил " , - так и говорило все его розовое личико... А я думал: " Какой он наивный душенька! " А потом: " И этот певец тоже вознесся в Учредительном собрании на самую верхушку! И он мечтал и еще, вероятно, мечтает и теперь о себе как о возможном вожде и правителе целой страны, а может быть, и...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Заглавие книги таково: contra arianos vel Auxentium Mediolanensem liber unus. X, 609–618 cc.). Об ее принадлежности Иларию свидетельствует Иероним (De vir. illust. 100 c.) По своей форме это произведение Илария представляет послание, адресованное fratribus, fide paterna manentibus et arianam haeresim detestantibus. Обстоятельства своей борьбы с Авксентием Иларий описывает так. Император Валентиниан, подвигнутый (permotus) убеждениями Илария, что Авксентий, пользующийся благосклонностью императора, aliter credere, quam rex ipse, приказал устроить диспут Илария с Авксентием в присутствии двух императорских чиновников и 10 епископов (7 n). На этом диспуте, в котором кроме Илария принял участие и другой видный на западе борец за православие – Евсевий Верчелльский, Авксентий был вынужден исповедывать Christum Deum verum et unius cum Deo Patre divinitatis et substantiae (ib.) Но когда Иларий потребовал, чтобы Авксентий письменно изложил эту веру, последний по вопросу о божестве Сына ограничился двусмысленной формулой: Christum natum ex Patre Deum verum filium ex vero Deo Patre (14 n), предоставляя догадкам читателей, исповедует ли он Христа Deum verum, или только filium rerum. Напрасно Иларий протестовал против, коварства этой формулы Авксентия (9–10 nn), написанной stylo antichristi (7, 11 nn): император удовольствовался этим символом Авксентия, а Иларию приказал удалиться из Медиолана (9 n). Не достигнув, таким образом, полной победы над Авксентием, который оставался на миланской кафедре до самой своей смерти (в 374 г.), Иларий в характеризуемой «книге» подвергает критике символ Авксентия и предостерегает православных епископов – не поддаваться влиянию императорского двора, поддерживающаго еретика Авксентия, памятуя пример Апостолов, которые nullam sibi assumebant а palacio dignitatem, hymnum Deo in carcere inter catenas et post flagellas cantantes (3 n.). Время написания «книги против Авксентия» определяется замечанием Авксентия в его вероположении, сполна процитованном у Илария (13–15 nn), что Иларий и Евсевий, выступающие в качестве обвинителей Авксентия, в действительности – сами возмутители церкви, и как таковые были низложены (adiecti) ante annos decem (13 n.). Так как осуждение Илария и Евсевия падает на 355 г., то борьба их с Авкеентием относится к 365 г., а происхождение книги Илария, написанной уже по выяснении безрезультатности диспута с Авкеентием, может быть отнесено и к началу 366 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Стр. 50. Допрос Колчака издан не под редакцией Каменева, а Попова, председательствовавшего в «суде» над Колчаком – при участии представителей с. – р. и с. – д. партий. Стр. 53. Авксентьев не «соглашался», как утверждает П. Н. Милюков, предать авторов пресловутого воззвания Ц. К. с. – р. партии суду. Сам Авксентьев опровергал это в письме, напечатанном в «Последних Новостях». Ответ на требование Вологодского и Болдырева арестовать членов Ц. К. партии с. – р. В. М. Зензиновым был формулирован так: если судебные власти установят противогосударственность действий Ц. К., то он, Зензинов, выскажется за арест, «но при одном условии, если одновременно будут также арестованы и все виновные в противогосударственных деяниях справа, вроде, напр., офицеров, певших на днях в Красноярске и Омск «Боже Царя храни» при официальных встречах союзников» (добавим на банкетах). К этой точке зрения присоединился и Авксентьев. (Зензинов. «Госуд. переворот адм. Колчака». Париж. 1919). Стр. 57–58. Очень характерно для «метода» П. Н. Милюкова суждение о «республиканизме» и «монархизме» генералов Алексеева и Корнилова. Прежде всего противоречие. Если Алексеев «никогда не доходил до отрицания основных принципов революции», то Корнилов изображается «совершенной противоположностью во всех этих отношениях» (стр. 57). И дальше: «сам Корнилов искренне называл себя республиканцем». В примечании к стр. 58 говорится: «с некоторым удивлением я прочел в «Очерках» А. И. Деникина, что «среди политиканствующего привилегированного офицерства...» шли разговоры о «демократизме» Корнилова и о «монархизме» Алексеева»... Мои личные впечатления были противоположные и впредь до более убедительных доказательств я считаю данную в тексте характеристику – более правильной». Курьезно, что в 1924 г. в статье «Мои сношения с ген. Алексеевым» («Посл. Нов.» 1214) П. Н. Милюков писал: «Тогда (т. е. в мае 1918 г.) я считал Алексеева сторонником республики и более явным, чем Корнилов. По сообщению Деникина, я вижу, что ошибался». Эту

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Кондак, глас 2 Яко сокровище богатно,/верным Божественная благодать/из морских недр издаде мощи ваша, отцы преблаженнии,/и в месте пусте целы и невредимы обретошася преславно,/и тако вас ради ныне славится Бог,/Емуже со дерзновением предстояще ныне на Небесех,/Вассиане и Ионо досточуднии,/молитеся непрестанно о всех нас. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Вассиане и Ионо,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь преподобным Онуфрию и Авксентию Вологодским, глас 8 Православия наставницы,/благочестия и чистоты учителие,/Церкве Вологодстей Богодарованное украшение,/преподобнии отцы наши Онуфрие и Авксентие,/молите милостиваго Бога,/да вашим предстательством подаст благодать и мир стране нашей/и душам нашим спасение. Кондак, глас 2 Волнений множество невлажно проходяще... (общий преподобным). Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Онуфрие и Авксентие,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу, глас 8 Иже Христа ради, волею оставив свое отечество – град Вологду/и вся красная мира сего возненавидев,/желанием духовным вселился еси во град Ростов/и, яко в пустыни скитаяся в нем,/гладом и жаждею и безмерною тяготою плоть свою изнуряя,/и работая Господеви день и нощь,/в посте и молитве пребывая в притворе церковнем,/власы же главы своея пеплом и смолою удручая,/и, ревнуя Василию блаженному,/пришел еси в царствующий град Москву/и в целомудрии и терпении течение добре скончав,/преселился еси к вечным обителем,/чудес лучи испущая,/преблаженне Иоанне, отче наш,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас тойже Иже Христа ради наложивый на себя мудростию юродство,/образом буйства зрим от человек,/умныма же крылома горе возлетая,/все тело свое веригами обязая 21 ,/яко злато многоценное, соблюдеся в народе,/очистив ум от страстей,/веселием духовным прешел еси море мятежнаго сего жития,/обрете светлость жизни вечныя,/молим тя, блаженне Иоанне,/молися прилежно Христу Богу нашему/сохранится нам от всякаго навета/и злых обстояний видимых и невидимых враг, да зовем ти:/радуйся, многострадальне, яко да молитвами твоими направляеми,/предстоя присно с нами,/в Троице славимому Богу поем Ему: аллилуйя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удовлетворясь этим, Иларий потребовал от него письменного изложения веры. По обычаю ариан, Авксентий попытался отделаться двусмысленной формулой: «Christum natum ex Patre Deum verum Filium ex vero Deo Patre» (Христос рожден из Бога Отца Истинным Сыном из Истинного Отца] 1759 , в которой Verum можно относить и к Deum, и к Filium. Иларий выяснил двусмысленность и вероломство этой формулы, но император признал ее достаточной и приказал Иларию удалиться из Милана. Тогда Иларий решился обратиться к епископам в особом сочинении «Contra Arianos vel Auxentium», в котором выясняет скрытый смысл вероизложения Авксентия и призывает православных епископов не подаваться влиянию императорского двора, поддерживающего еретика. Но старания Илария освободить епископскую кафедру императорской резиденции от арианина, чтобы заместить ее сторонником Никейской веры, не увенчались успехом. Авксентий оставался на своей кафедре до смерти (в 374 г.). О деятельности Илария по возвращении его из Милана к пастве не сохранилось никаких известий. Но из его сочинения «Tractatus super psalmos», составленного по возвращении из изгнания, можно заключить, что последние годы его пастырского служения были посвящены заботам о просвещении паствы, так как это сочинение представляет собой ряд бесед на псалмы с преобладающим нравственно-назидательным содержанием. Первая группа представлена одним сочинением, но самым важным для выяснения воззрений автора. В настоящее время это сочинение известно как «De Trinitate libri duodecimo [О Троице 12 книг] 1763 . Заглавие это не дано автором. Ему не соответствует и содержание труда, в котором хотя и устанавливается троичное исповедание, но о Духе Святом говорится очень мало. И древние свидетельства об этом сочинении не называют его под этим заглавием. Иероним говорит, что Иларием составлено двенадцать книг против ариан 1764 . Это вполне соответствует содержанию «De Trinitate», но не могло быть заглавием, данным ему самим автором, потому что Иларий избегает в нем называть еретиков, против которых пишет, по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

было предъявлено ещё одно требование, оказавшееся в самом ближайшем будущем чреватым последствиями: всё дело подготовки У.С. к 1 января должно было находиться в руках самого У.С., т.е. в руках существующего Съезда членов У.С. Этот Съезд должен функционировать как «государственно-правовой орган», и Правительство, «всемерно содействуя» ему, не должно вмешиваться в его работу. Такая формулировка вызвала недоумение и у Кроля, и у Фомина, и у других [с. 179–182]. Авксентьев пытался убедить оппонентов, что здесь нет ничего страшного: «Это будет официальный орган постольку, поскольку Правительство ему будет помогать». Авксентьев не мог тогда учитывать содержания, которое вкладывали творцы этой идеи в формулу Съезда как «государственно-правового» органа. Тут не было речи об авксентьевском «постольку, поскольку». Гендельман довольно высокомерно обрывает спор: «Меня удивляет этот долгий спор, когда всё сказано. Мы сошлись здесь не убеждать третьих лиц, а узнавать волю друг друга. Нами всё сказано. Ни изменить, ни прибавить нам нечего»… «Если созыв У.С. будет поручен другому органу, – заявляет он ультимативно, – это для нас неприемлемо» [с. 183–184]. Комиссия вновь уступает требованиям эсеров 456 , и тогда фракция партии с.-р. «для того, чтобы облегчить соглашение», «признала возможным отказаться от контрольного органа на время до возобновления работ У.С.». «Эта уступка была сделана в ответ на категорическое заявление Сибирского правительства, что оно «никаких контрольных органов не допускает»…» Обсуждалась на Совещании и деловая программа Временного правительства. П.Н. Милюков называет её «довольно умеренной». В сущности, почти без изменений был принят проект, предложенный эсеровской фракцией. Были внесены некоторые смягчения в вопросе о федерации и главным образом о земельном законе. В эсеровском проекте стояло: «В области земельной политики Пр. руководствуется основными положениями закона о земле, принятыми У.С. 5 января, принимая меры к немедленному возобновлению работ земельных учреждений, которые должны до созыва У.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Мученики: Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали во время жестокого гонения на христиан при Диоклетиане и Максимиане. Этим царям донесено было, что будто бы жители Армении и Каппадокии, возбуждаемые христианами, отказываются повиноваться царской власти и намерены совсем отпасть от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы совсем очистить от христиан эти города. Лисий, прибыв в г. Сеталион, начал их мучить. Увидя твердость и мужество учеников Христовых, занимавший высшую военную должность в этом городе Евстратий явился к Лисию и начал публично обличать его в жестокости. Это крайне смутило Лисия, и он приказал мучить Евстратия. Когда же сослуживец и друг Евстратия, Евгений, увидел мучения его, то и он воскликнул, обратившись к Лисию: «И я проклинаю твой веру и противлюсь царскому велению». Евгения посадили в темницу. К Евстратию и Евгению присоединился Мардарий. «Я христианин, я раб Христов!» – воскликнул он. Лисий замучил Мардария и вместе с ним Евгения. В то же время был обезглавлен священник Авксентий. Но Еветратий еще не был замучен. Его вместе с Орестом замучил уже Агриколай. Орест был одним из воинов Лисия. Во время стрельбы, от движения, выпал у него висевший на груди крест. Лисий заметил это и спросил Ореста: «Значит, и ты христианин?» – «Да, я раб Господа, и это знамение ношу на отогнание всяких зол», – отвечал смело Орест. Лисий отправил его с Евстратием к Агриколаю в Севастию. Агриколай велел принести железный одр, разжечь его и положить Ореста. Орест смутился, увидя одр, и воззвал к Евстратию, прося его молитвы. «Не изнемогай, брат. Вспомни Авксентия и других святых мучеников. Сам Господь – наш помощник», – ободрял Евстратий Ореста. Тогда Орест смело подошел к одру, перекрестился, лег на него и скончался. После сего и Евстратий был сожжен в печи. Мощи святых мучеников находятся в Риме. Части мощей имеются на Афоне. Мученица Лукия была знатная и богатая девица из города Сиракуз. Вместе со своей больной матерью она прибыла в г. Катаны к чудотворным мощам св. Агафии. Когда мать получила здесь исцеление, то, в порыве благодарности к Богу, Лукия дала обет не вступать в супружество, хотя уже была обручена, и убедила мать раздать свое имущество бедным. Когда же узнал обо всем этом жених Лукии, то из мести донес правителю Пасхалию, что она исповедает веру во Христа. Правитель казнил св. Лукию. Это было в 304 г. Мощи св. Лукий хранятся в Меце, во Франции; часть их имеется в Венеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Демократическая коллегия, желавшая представлять из себя «коллективного монарха», вообще склонна была к авторитарным приёмам, забывая, что истинная авторитарность не определяется внешней показной стороной. В этом грехе обвиняет Директорию не кто иной, как один из её членов, Вологодский [интервью в «Заре», 6] 496 . Авторитарность подчас проявлялась действительно не к месту. Вот, например, беседа Зензинова с журналистом. Представитель Директории – «Его однопятое величество» – говорит, что никакого насаждения частноземельной собственности не будет допущено – «пусть это зарубят у себя на носу реставраторы старых порядков». Можно было бы не поверить этому интервью, если бы оно не было напечатано в «Вест. Рос. Пр.» от 13 ноября. Это безапелляционное заявление делается тогда, когда Директория доживала уже последние дни, когда весь Омск говорил о необходимости диктатуры как единственного выхода из создавшегося положения, а представитель Англии, сэр Эллиот, посетив Мин. ин. дел, больше всего интересовался вопросом: может ли власть гарантировать владение земельной собственностью (из официальной переписки). Отсюда, очевидно, и вытекли наблюдения Болдырева, которому Зензинов представлялся всегда пишущим передовую статью в партийной газете! Его особенно ненавидели омские общественные круги – добавляет Болдырев: «платился за грехи партии» [с. 69]. «Все мы желали добра стране»… Никто не будет оспаривать этих слов Болдырева [с. 54]. Здесь нет сомнений. И житейски можно понять тяжёлые переживания временного председателя Вр. Всер, правительства Н.Д. Авксентьева, писавшего своим товарищам на Юг: «Вы чувствуете, что вас здесь используют. Вы говорите против большевиков и оказываетесь в липких руках людей, которые хотят задушить не только большевиков, но и социализм. Вы скажете о реакционности антибольшевицких образований – ликуют господа, называющие Ленина и Троцкого товарищами. И самое ужасное, что до России, до её горя, стремлений дела никому нет. На спине России ведут свою домашнюю борьбу одинаково и правые и левые». «Справа не оценили стойкости Авксентьева», – говорит Кроль [с. 156]. Так, вероятно, это и было. Но беда Директории в том, что она не сумела или не смогла взять определённого и твёрдого курса. Её «левая» часть боялась порвать со своим партийным прошлым, которое в настоящем становилось тяжёлым придатком. Как мудры были те, которые на Уфимском Совещании рекомендовали членам Директории выйти на время из состава партии. При устранении формальной связи само собой устранились бы многие из позднейших обвинений. Не могла бы претендовать и партия на некоторое хотя бы преимущественное к себе внимание со стороны членов Правительства из своего состава 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010