Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ЗАРЗМСКИЙ [Микаел, Микел Зарзмели; груз. , ] (1-я пол.- сер. Х в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.), 3-й настоятель мон-ря Зарзма (после прп. Серапиона Зарзмского и прп. Георгия Зарзмского ). Сведения о нем сохранились в Житии прп. Серапиона (НЦРГ. А 69, XVI в.), созданном племянником прп. Серапиона 5-м настоятелем Зарзмы Василием Зарзмским . О М. З. известно, что он начал возведение кафоликона мон-ря Зарзма и пригласил для этого греч. зодчего Михаила. Когда стены были возведены до уровня окон, М. З. преставился, постройка кафоликона была закончена следующим настоятелем Павлом. Рельефное изображение М. З. и 2 каменщиков было помещено над вост. окном церкви. Ист.: Басили Зарзмели. Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 344-345; То же// Кекелидзе. Этюды. 1973. Т. 12. С. 139-163 (на рус. и груз. языках). Лит.: Кекелидзе К. Грузинская раннефеод. литература. Тб., 1933. С. 174-184 (на груз. яз.). Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/2563740.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРОЖАВРА СИВНИЙСКАЯ [Груз. ] (IV в.), св. (пам. груз. 15 янв. вместе со св. царицей Саломеей Уджармской ) Грузинской Православной Церкви. Сведения о ней сохранились в сочинении Леонтия Мровели «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), включенном в свод груз. летописей «Картлис Цховреба» . В главе «Послание, написанное патриархом Римским и царем бранджей к Нино и царю Мириану и ко всему народу Картли» упоминаются обстоятельства проповеди просветительницы Грузии св. Нины в груз. исторических областях Рани и Кухети после крещения древнегруз. царства Картли . В с. Боди св. Нина заболела, и проститься с ней прибыли царь Рев и «царицы», в т. ч. св. Саломея и П. С., к-рые записали рассказ св. Нины о ее жизни. Считается, что П. С. в числе других не названных по имени знатных жен одной из первых приняла проповедь св. Нины в Мцхете и способствовала просвещению вельмож царского двора и царя св. Мириана . По сведениям прот. Захарии Мачитадзе, П. С. была женой картлийского вельможи. Есть мнение, что Сивния, откуда происходила святая,- это арм. пров. Сюник (позже Зангезур, расположенная между р. Ерасх (Аракс) и обл. Арцах). В Месяцеслов Грузинской Церкви имя П. С. внесено в XX в., день памяти установлен на следующий после дня памяти св. Нины день. Ист.: Леонтий Мровели. Обращение Картли святой Нино//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-74 (здесь: 64-65). Лит.: Мачитадзе З., прот., и др. Жития груз. святых. Тб., 2002. С. 14. Н. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/2580042.html

И. выступил против упразднения в 1801 г. Картли-Кахети и вхождения территорий царства в состав Российской империи на правах губернии, настаивая на соблюдении договоренности о сохранении правления царского дома Багратиони, регламентированной заключенным между российской имп. Екатериной II Алексеевной и царем Ираклием II в 1783 г. Георгиевским трактатом. И. принял участие в восстании кахетинских дворян в 1802 г., выдвигавших на царский престол Картли-Кахети сына царя Ираклия II Юлона (Иулона). 25 июля И. и князья Шида-Кахетии присягнули на верность царевичу Юлону, с тем чтобы он присягал российскому императору. И. 1-й подписал «Письмо Кизикских князей и народа князьям и народу Внутренней Кахетии», где сообщалось о факте принятия присяги, а также содержались призыв «не отстать от нашего братства» и обращение к еп. Некресскому Амвросию (Микадзе) «ободрить народ» и «обязать его клятвою... Юлону» (Там же. Т. 1. С. 363). Популярность И. обеспечила приток в ряды восставших значительной части населения Вост. Грузии. По инициативе И. от лица груз. народа на имя российского имп. Александра I 21 июля была составлена петиция о выполнении пунктов Георгиевского трактата, которую И. отвез в Тифлис Кноррингу (ЦГИАГ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 52. Л. 1-2). Его арестовали, 31 июля И. дал показания. В ходе расследования он сослался на то, что «был введен в недоразумение», и обещал в случае освобождения добиться принесения кахетинцами клятвы верности российскому императору. Его слова подтвердили арестованные князья и др. лица (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 364, 367, 373-374, 391-392). 1-2 авг. Лазарев с войсками выступил в Кахети «для укрощения восставших кахетинских князей» и взял с собой И. как «оказывающего усердие и приверженность к России», о чем сообщил в рапорте Кноррингу от 11 авг. 3 авг. И. в качестве посла был отправлен в ставку кахетинских князей, где он должен был ознакомить их с письмом Лазарева и «лично объяснить князьям, сколь поступки их противны долгу присяги». 5 авг. И. и неск. князей «знатнейших фамилий» вернулись в ставку Лазарева; князья, а позже и народ приняли присягу российскому царю (Там же. С. 377-380, 383, 385-388; 1870. Т. 4. С. 160).

http://pravenc.ru/text/469506.html

Грузия. Современные епархии Грузия. Современные епархии Епархии ГПЦ управляются архиереями, к-рых назначают Католикос-Патриарх и Синод. Границы епархий определяются решением Синода и в основном совпадают с политико-адм. делением гос-ва. Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии пользуется полнотой власти в делах вероучения, христ. нравственности, священнодействия и пастырства. С подтверждения Католикоса-Патриарха он рукополагает духовенство и назначает должностных лиц, благословляет постриги, определяет место служения белого духовенства и монашествующих, представляет высшую судебную власть. Ведению епархиального архиерея подчинены все мон-ри, кроме ставропигиальных, а также духовные учреждения его епархии. В управлении епархией участвует коллегиальный совещательный орган - Епархиальный совет. В наст. время в составе ГПЦ насчитывается 35 епархий (в т. ч. вдовствующая Чиатурско-Сачхерская), 172 мон-ря (97 муж., 75 жен.), в т. ч. 10 ставропигиальных (5 муж., 5 жен.). Наибольшее количество мон-рей - в Руисско-Урбнисской (34) и Мцхетско-Тбилисской (24) епархиях, наименьшее - в Болнисской, Никорцминдской, Тианетско-Пшав-Хевсуретской, Потийско-Хобской, Чкондидской (по 1), в Западноевропейской епархии мон-рей нет. Большинство епархий - внутренние; в Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазскую епархию входят также 3 иля (вилайета) и сев. часть Эрзурумского иля Сев. Турции; в Дманисско-Агарак-Таширскую (возобновлена решением Синода ГПЦ 6 февр. 2006) - часть Сев. Армении; в Некресско-Эретскую - часть Азербайджана; юрисдикция Западноевропейской епархии распространяется на груз. приходы в Европе. ГПЦ имеет неск. высших духовных учебных заведений (Тбилисская и Гелатская ДА, Кутаисский богословский ин-т им. св. Давида Строителя; при Тбилисской ДА действует богословский ин-т и ин-т народного и церковного песнопения); 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская); 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская); Хулойское уч-ще; Хашурский духовный лицей. Действует Зестафонский центр духовного образования им. ап. Симона Кананита. Офиц. печатными органами Патриархата являются ж. «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), газеты «Мадли» (Благодать), «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Ист.: Иоселиани П. Путевые записки по Кахетии. Тифлис, 1846; Пурцеладзе А. Величие Багратионов. Тифлис, 1881 (на груз. яз.); Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Мат-лы, извлеч. из Московского главного архива Мин-ва иностранных дел. М., 1889. Т. 1; Хаханашвили А. Гуджары. Кутаис, 1891 (на груз. яз.); Шилдели Е. Шилда//Моамбе (Вестник). Тифлис, 1895. Вып. 4. С. 1-26 (на груз. яз.); Жордания Ф. Ист. док-ты мон-рей и церквей Картли и Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии/Введ., пер., примеч.: М. Г. Джанашвили. Тифлис, 1904. (Зап. Кавк. Отдела ИРГО; Кн. 25. Вып. 5); он же. То же. Тб., 1973. (КЦ; 4); он же. Атлас Грузии. Тб., 1991; Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2: Док-ты XV-XVI вв.; Т. 4: Док-ты XVI в. (на груз. яз.); Материалы по истории грузино-рус. взаимоотношений 1615-1640: Посольства: Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского/Сост., предисл.: М. Полиевктов. Тифлис, 1937; Док-ты по социальной истории Грузии. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии/Сост.: Л. Кутателадзе, Н. Касрадзе. Тб., 1946. Т. 1 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134; Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов в Грузии. Тб., 1955 (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 1-114; То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 243-302; Леонти Мровели. Жизнь груз. царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 1-71; он же. То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-43; Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 249-317; То же [Летопись Картли]//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 139-180; Барнавели Т. Древние ист. надписи Кахети: Сб. Тб., 1961 (на груз. яз.); Материалы по ист. географии и топонимике Грузии. Тб., 1964. Т. 1: Исторические док-ты X-XVII вв. (на груз. яз.); Какабадзе С. С. Груз. док-ты Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Груз. док-ты IX-XV вв. в собр. Ленингр. отд-я Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Грузино-персидские (двуязычные) ист. док-ты XVI-XVIII вв./Сост., пер., коммент., словарь, предисл.: Н. Дундуа. Тб., 1984 (на груз. яз.); Обращение Грузии/Пер. с древнегруз.: Е. С. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; Парсадан Горгиджанидзе. История Грузии/Пер.: Р. К. Кикнадзе, В. С. Путуридзе. Тб., 1990; Гильденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб., 2002; Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.); Ист. док-ты Гареджи XIII-XVIII вв. Тб., 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов XIV-XV вв./Сост.: Т. Энукидзе, Н. Тархнишвили, Б. Ломинадзе, М. Сургуладзе. Тб., 2013. Т. 2 (на груз яз.).

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Избираем изображение Тайной Вечери в том алтарном же полукружии несколько ниже мозаики. Картина эта сильно напоминает мозаическое представление того же самого сюжета в Киево-Софийском соборе и Михайловском монастыре в Киеве. Посредине алтарной ниши изображен престол и по сторонам его два ангела с рипидами. С обеих сторон престола два раза изображен Спаситель: с левой стороны (от зрителя) Он держит в руках евхаристический хлеб, то есть Тело Христово; к Нему подходят в наклоненном положении с руками, сложенными как бы для принятия священнического благословения, шесть апостолов: это означает причащение апостолов под видом хлеба. С правой стороны престола изображен во второй раз Спаситель с евхаристической чашей в руках, к которой точно в таком же виде, как в первой половине картины, приближаются другие шесть апостолов: это причащение апостолов под видом вина. В целом мы видим здесь, следовательно, символическую форму причащения, важность которой определяется как древностью ее происхождения, так и близким отношением к византийскому прототипу. Известно, что в первые века христианства форма эта не была употребительна ни на востоке, ни на западе; Евхаристия изображалась тогда в виде круглого стола с хлебами и рыбами, за которым сидят апостолы, – композиция, удержанная итальянскими художниками и доведенная ими в XV–XVI bb. до высшей степени драматизма и мистицизма. Однако ж вновь открытые памятники показывают, что и символическая форма явилась не позднее VI beka, и явилась именно в византийской иконографии. Древнейший пример ее найден очень недавно немецкими учеными Гебгардом и Гарнаком в одной греческой рукописи VI b., открытой в Калабрии в Россано, и издан в «Evangeliorum codex graecus purpureus etc». За этим памятником следует в хронологическом порядке целый ряд других памятников, как например: на фресках Некресской церкви (в 30 верстах от Телава), приблизительно того же времени, в греческом Евангелии VII–VIII b., отмеченном у Доббарта (приводим эту ссылку по памяти), затем в лобковской Псалтири IX b., в парижском греческом Четвероевангелии XI b., в Киево-Софийском соборе XI b.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Они создавались в период до провозглашения христианства гос. религией Византии (1-я пол. IV в.). Груз. мартирологи возникли во 2-й пол. V в., спустя 150 лет после Крещения Грузии, в христ., а не в языческой среде, их героями стали христиане, пострадавшие во времена господства в Грузии зороастризма (Иран) и ислама (Арабский халифат). Несмотря на то что груз. мартирология сформировалась под влиянием визант. лит-ры, она отошла от мн. формул первоисточника и отражает национальные груз. особенности. В основе груз. агиографии, и особенно произведений мартирологического жанра, наряду с бескомпромиссной защитой христ. заповедей присутствует идея борьбы за национально-гос. независимость Грузии: для героев этих сочинений защита христ. веры неразрывно связана с защитой целостности страны. Груз. мученичества актуальны с т. зр. истории с первых веков принятия христианства до XVIII в. Кименные редакции груз. мученичеств в отличие от визант. не имеют метафрастических параллелей. Мученичество св. Шушаник в Пархальском Многоглаве. Х в. (Кекел. А 95) Мученичество св. Шушаник в Пархальском Многоглаве. Х в. (Кекел. А 95) Груз. мученичества делятся на 3 группы: произведения, созданные о мучениках периода господства в Грузии зороастрийского (маздеистского) Ирана (до VII в.); араб. (после VIII в.) и персид. (XVII-XVIII вв.) ислама. К 1-й группе относятся мученичества св. Шушаник († 475), Раждена Первомученика († 457), Евстафия Мцхетского († 589), свт. Авива Некресского (2-я пол. VI в.), сохранившиеся в поздних рукописях (после X в.), что объясняется их использованием в качестве палимпсестов в связи с переходом груз. языка на новую орфографию. Мученичество св. Шушаник (476-482) признано наиболее ранним, дошедшим до нас груз. агиографическим произведением. Его автором является личный духовник царицы Якоб (Яков) Цуртавели. Самая древняя неполная рукопись датируется X в. (Кекел. А 95. Л. 353-359 об.); полностью Мученичество дошло лишь в 11 рукописях XVIII-XIX вв. (Кекел. А 130. Л. 99 об.- 107 об., 1713 г.; А 170, 1733 г.; А 176. Л. 98 об.- 109 об., 1743 г., и др.; 7-е изд., наиболее полное - Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. 1938). Автор Мученичества св. Евстафия Мцхетели (Кекел. Н 341, XI в.; А 130, 1713 г.; А 176, 1743 г.; 5 рукописей 1736-1838 гг.- ПГП. Т. 1. С. 30-45) неизвестен, хотя, судя по реалиям, отраженным в произведении, он является свидетелем описанных событий. Наиболее раннюю рукопись Мученичества епископа Некреси Абибоса, созданного неизвестным автором, часть ученых датирует VI-VII вв., хотя наиболее вероятным представляется IX в. (Sinait. iber. 50, новая коллекция. Л. 92 об.- 105; Кекел. А 199, XII-XIII вв.). По сведениям о мученической кончине св. Раждена Первомученика, изложенным в «Истории Горгасали» Джуаншером (КЦ. Т. 6. С. 138-204), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Орбелишвили) составил Мученичество (Кекел. S 3269, 1720 г.; Кекел. А 170, 1733 г.- ПГП. Т. 5. С. 64-75).

http://pravenc.ru/text/639853.html

огнепоклонники вешали на стену кувшин с 2 ручками, в к-ром находилась св. жидкость храма (хаоми) - один из главных компонентов маздеизмского ритуала); фрагменты типичных для маздеизмского ритуала кадильниц на 3 ножках, на к-рых сохранились следы интенсивного воздействия огня. На полу здания также обнаружен пучок прутьев, состоявший из тонкой пластинки, закрученной подобно бронзовой проволоке,- прямая имитация букета из веток растения (барсом, или баресм), к-рый держали в руках участники маздеизмского ритуала, когда они, заходя в молельню, приближались к огню (персид.- атар) и приносили в жертву зверей и птиц, совершали молитву и выпивали хаоми. По-видимому, растения часто заменяли железными прутьями: к примеру, известны золотые прутья из т. н. сокровищ Окса (Амударьинский клад) ( Dalton. 1926. Tabl. 14. N 48). Нагебеби - архитектурный комплекс, расположенный в зап. части Некресского городища,- определяется по фрагментам окружных толстых стен, охватывающих довольно обширную территорию. В центральной части находился марани IV-V вв.- крупное прямоугольное строение площадью до 400 кв. м (приблизительно 20×20 м), возведенное из местного ломаного камня на известковом растворе. Марани имеет обширный квадратный в плане интерьер и хорошо устроенный арочный фасадный вход с запада. По-видимому, внутренняя площадь марани только в наст. время производит впечатление открытого двора, первоначально это было закрытое здание, о чем свидетельствуют остатки каменных колонн многоугольного поперечного сечения, обнаруженные при раскопках. Кровельные конструкции были деревянными, на стропилах была уложена плоская черепица. По внутреннему периметру марани, за исключением юж. стены, были устроены 5 каменных давилен для винограда. К сев. стене пристроен большой резервуар прямоугольной формы, в к-рый вода проникала по глиняным трубам из довольно отдаленного источника. Большое количество воды было необходимо для очистки оборудования, предназначенного для выжимания винограда, и посуды для вина. В свое время в центральном пространстве интерьера строения были заложены до 20 квеври разного размера, нек-рые из них сохранились сравнительно неповрежденными.

http://pravenc.ru/text/2564850.html

В настоящее время в Церкви насчитывается 27 епархий: Мцхетская и Тбилисская (правящий архиерей — Католикос-Патриарх всея Грузии, кафедра в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси)), Алавердская (кафедра — Алаверди), Ахалцихская (кафедра в Ахалцихе и Сапара), Батумская и Схалтская (кафедра в Батуми и Схалта), Бодбийская (кафедра — Бодби), Болнисская и Дманисская (кафедра в Болниси и Дманиси), Боржомская и Ахал-калакская (кафедра — Боржоми), Ванская и Багдатская (кафедра — Багдати), Зугдидская и Цаишская (кафедра в Зугдити и Цаиши), Манглисская и Цалкская (кафедра — Манглиси и Цалка), Маргветская (кафедра — Зестафони), Некресская (кафедра — Некреси и Кварели), Никорцминдская (кафедра — Никорцмин-да), Никозская и Цхинвальская (кафедра — Никози и Цхинвали), Руставская (кафедра — Рустави), Сагареджойская и Гурджаанская (кафедра — Сагереджо и Гурджаани), Самтависская и Горийская (кафедра — в Самтависи и Гори), Урбнисская и Руисская (кафедра — Урбниси, Руиси и Хашури), Потийская (кафедра — Поти), Кутаисская и Гаэнатская (кафедра — Кутаиси и Гелати), Шемокмедская (кафедра — Шемокмеди и Озургети), Цагерская и Сванетская (кафедра — Цагери и Местиа), Цхумская и Абхазская (кафедра — Сухуми и в Новом Афоне), Цилканская (кафедра — Цилкани), Чиатурская (кафедра — Чиатура), Чкондидская (кафедра — Мартвили), Хонская (кафедра — Хони). В 2001 г. парламент Грузии внес изменения и дополнения в Конституцию страны, согласно которым отношения между государством и Церковью будут теперь определяться Конституционным соглашением. Глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом: «1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства. 2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека». Над разработкой конституционного соглашения совместно работали парламентарии и представители Патриархии. Соглашение подписывается президентом Грузии и Католикосом-Патриархом, а затем ратифицируется 2/3 голосов депутатов парламента и Св. Синодом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010