Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/rubrics/121236_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) «АГАФАНГЕЛА ВИДЕНИЕ» (полное название – «Видение блаженного Иеронима Агафангела»), одно из многочисленных пророчеств о грядущем освобождении греков от тур. ига АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АДАМ (Дубец Александр; род.в 1926), архиеп. Перемышльский и Новосондецкий Польской автокефальной Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368.html

Скачать epub pdf Ноябрь 29 Авив, священномученик, епископ Некресский Священномученик Авив, епископ Некресский – один из тридцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию в VI веке (сведения о них помещены под 7/20 мая). По благословению католикоса, архиепископа Грузии Евлавия (552–560), поселились они над рекой Арагвой на Заден (Зедазени). Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что католикос предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. И таковыми оказались пресвитер Авив и диакон Иессей (память 2/15 декабря). По окончании литургии Евлавий взял правой рукой Авива, а левой – Иессея, поцеловал их и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский! Радуйся, Иессей, епископ Цилканский!» – и затем оба были хиротонисаны в Мцхете. Святой Авив, по прибытии в свою епархию, в виду г. Некресси, на высокой горе построил церковь в честь Рождества Спасителя. Печально было тогда положение всей Грузии. Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие на левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов. Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино-Абхазский католикос Арсений Великий († 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца (память 24 мая/6 июня), а также простился со своими сподвижниками – святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским (сведения о них помещены под 7/20 и 9/22 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

После пятилетнего управления епархией наступила блаженная кончина святителя 28 ноября 1394 года, и вскоре он был прославлен в лике святых. Мощи его находятся в Ростовском Успенском соборе. Ноябрь 29 Авив, священномученик, епископ Некресский Священномученик Авив, епископ Некресский — один из тридцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию VI веке (сведения о них помещены под 7/20 мая). По благословению католикоса, архиепископа Грузии Евлавия (552–560), поселились они над рекой Арагвой на Заден (Зедазени). Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что католикос предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. И таковыми оказались пресвитер Авив и диакон Иессей (память 2/15 декабря). По окончании литургии Евлавий взял правой рукой Авива, а левой — Иессея, поцеловал их и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский! Радуйся, Иессей, епископ Цилканский!» — и затем оба были хиротонисаны в Мцхете. Святой Авив, по прибытии в свою епархию, в виду г. Некресси, на высокой горе построил церковь в честь Рождества Спасителя. Печально было тогда положение всей Грузии. Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие на левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов. Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино–Абхазский католикос Арсений Великий († 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца (память 24 мая/6 июня), а также простился со своими сподвижниками — святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским (сведения о них помещены под 7/20 и 9/22 мая).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Перенесение мощей священномученика Авива Некресского состоялось в Грузии 13 декабря, 2011. Новостная служба Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси 13 декабря. ПРАВМИР. Вчера, 12 декабря, Грузинская Православная Церковь отметила день памяти священномученика Авива Некресского, одного из 12 сирийских отцов, которые во главе с прп. Иоанном Зедазнийским проповедовали Христианство в Восточной Грузии в VI в. Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси, сообщает Седмица.ru . В кварельском выставочном зале им. праведного Евфимия Такаишвили открылась приуроченная к торжеству выставка. На ней представлены иконы и ряд других экспонатов, хранящихся в Национальном музее искусств Грузии. Также состоялся концерт духовной музыки, в котором участвовали хоры студентов Кварельской духовной семинарии им. священномученика Авива Некресского, учащихся Кварельской гимназии имения праведного Илии Чавчавадзе и ансамбль народной песни «Хеуро». Священномученик Авив стал первым епископом Некресской епархии. Он проповедовал среди горцев, проживавших в Арагвий­ском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Восточной Грузии. Святой Авив принял мученическую кончину: недалеко от Некреси на зороастрийском капище он погасил «священный» огонь, и персидский марзпан (наместник), обеспокоенный успешной проповедью архипастыря, обвинил его в том, что он «убил бога». Подвижник был брошен в тюрьму в Рехи, подвергся бичеванию и пыткам, затем был забит камнями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/perenesenie-moshhej-sv...

Перед своей кончиной святитель Исе собрал весь клир, преподал им последнее наставление и благословение, затем приобщился Святых Христовых Таин, воздел руки к небу и так предал дух свой Богу. Это произошло 16 августа. Однако Иверская Церковь поминает его 2 декабря. По каким причинам произошла эта перемена – остается неизвестным. Отпевал его католикос Макарий, и при этом были некоторые из тех сирских отцов, которые были еще живы в то время. Святые мощи епископа Исе положены были в цилканском храме Пресвятой Богородицы у левого столпа. Священномученик Авив Через несколько лет после того, как ученик преподобного Иоанна Зедазнийского Авив поставлен был епископом в кахетинский город Некреси, что расположен в горах за рекой Алазани, персидский шах Хозрой Нуширван собрал огромное полчище и завоевал Кахетию, а потом и Карталинию, разрушая христианские храмы, строя идольские капища и возжигая огни на своих огнепоклоннических алтарях. В Кахетию нагнал он множество персидских поселенцев, раздавая им землю грузин, ставя везде своих правителей, а в городе Рехи, в самом средоточии Иверии, поселил главного своего сатрапа, который был сущим зверем. Был зажжен «вечный» огонь и в городе Некреси. Епископ Авив, не убоявшись завоевателей, выказавших себя жестокими мучителями и убийцами, пришел в капище и залил этот огонь водой, а потом, взяв крест и Евангелие, вышел на проповедь перед толпой народа. Вдохновленный Святым Духом, он обратил к вере христианской многих персов, не исключая и их начальников. Он много дней ходил по окрестным селениям и везде восстановил истинную веру. В горах он просветил и небольшое племя дидойцев, до сих пор державшихся за свои суеверия. Везде, где он бывал, угасали бесовские костры, рушились капища, торжествовал Крест. Он знал на что идет. Когда он вернулся в Некреси, персидские начальники велели схватить его и без всяких разбирательств бить без милости, бичевать и пытать. Затем его, связанного крепкими узами, отвезли в Рехи к сатрапу, то есть наместнику шаха. По пути туда святитель обратил ко Христу сопровождавших его воинов. Они предложили ему свободу, но он не согласился на нее, решив чашу свою испить до конца. В верхней Кахетии, в городе Икальто, где находился другой ученик Иоанна Зедазнийского епископ Зенон, Авив получил послание от преподобного Симеона Столпника с Дивной горы, – они были знакомы в юности, а потом хотя мало виделись, но имели духовное общение на расстоянии и изредка переписывались. Преподобный Симеон прислал Авиву посох свой при письме, прозревая те мучения, на которые вели некресского епископа, укреплял его на подвиг. Исполнившись радости и новых сил, епископ Авив пошел в Мцхету, где просил своих спутников отпустить его ненадолго в Мгвимскую обитель, чтобы проститься со святым Шио, который пребывал в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Друг нашего сына хочет прийти и поговорить с тобой. — Хорошо, — ответил отец. — Он священник. — Хорошо. — Надень крестик, вдруг он спросит, есть ли на тебе крест. И, к нашему огромному удивлению, отец согласился. Он исповедался и причастился так, словно всю жизнь был верующим человеком. Вскоре после этого папа отошел ко Господу. После благословения Святейшего я неделю жил как в раю Какие у нас в монастыре трудности? Для меня самое трудное — когда говоришь людям, паломникам, о спасении, а они не слушают или не верят — не хотят спасаться. И тогда я молюсь, чтобы Господь открыл их душу. Мне, как игумену, трудно: я сам молодой ещё, 1979 года рождения, а нужно и самому спасаться, и братии помогать спастись. Я принял монашеский постриг в 2004 году, через полтора года был рукоположен в иеродиакона, ещё через полтора — в иеромонаха. Потом стал настоятелем монастыря, а спустя восемь лет — его игуменом. Перед монашеским постригом меня привели к Святейшему — у нас такое правило: при постриге ведут на благословение к Святейшему. После его благословения я неделю жил как в раю — такую ощущал благодать. О нашем монастыре и его святом покровителе Авив Некреский. На иконах он распознается по епископской митре и кресту, который символизирует мученичество. Наш монастырь — старинный. Он был основан святым мучеником Авивом, одним из двенадцати си­рий­ских (каппадокийских) монахов, которые пришли в Иверию в VI в вместе со своим учителем Иоанном и поселились на горе Зедазени. Эти отцы основали 13 монастырей — они до сих пор являются оплотом Грузинской Православной Церкви. Патриарх Иверии хиротонисал Авива во епископа Некресского и отправил в большой в те времена город Некреси, у подножия горы. Святитель Авив поднялся на эту гору и так восхитился открывшимся видом на Алазанскую долину, что решил основать здесь монастырь. Пер­сы, за­хва­тив­шие в это вре­мя Ка­хе­тию (Во­сточ­ную Гру­зию), по­все­мест­но на­саж­да­ли огне­по­клон­ство. Епи­скоп Авив с апостольской ревностью боролся с идо­ло­по­клон­ством и тушил ог­ни в ка­пи­щах. Многие жители Ка­хе­тии по его молитвам от­рек­лись от огнепоклонства и во­шли через по­ка­я­ние в ло­но Церк­ви Хри­сто­вой. Свя­ти­тель Авив об­ра­тил в хри­сти­ан­ство также мно­гих пер­сов. Недалеко от Некреси епископ затушил «священный» костер огнепоклонников на капище, и персидский марзпан (наместник), обес­по­ко­ен­ный успеш­ной про­по­ве­дью свя­ти­те­ля, обвинил его в том, что он «убил бога».

http://pravoslavie.ru/103615.html

Удалившись в свою епископию, св. Авив построил в г. Некреси, на высокой горе, обитель, названную Вифлеемом, во имя Рождества Христова, где и продолжал свои иноческие подвиги, часто спускаясь в самый город для священнослужения и проповедования слова Божия. Между тем Некресская епархия, равно как и вся южная часть Грузии и Кахетии подверглись нападению персов. Пользуясь внутренними беспорядками Кахетии, Хозрой, сын персидского шаха, завоевал Кахетию и заалбанские области и рассеял туземных правителей. Не довольствуясь совершённым покорением Кахетии, персы старались везде истреблять слабые зачатки христианства, обращали не утверждённых в вере христиан вновь к огнепоклонству, разрушали храмы Божии и строили огнилища. Вся южная часть Грузии и Кахетии, теснимые персами, готовы были принять огнепоклонство. То же было и с епархией Некресской: она, по выражению летописца, «со всех сторон была объята огнём». В самом городе Некресе было огнилище, и жители как города, так и окрестностей, ходили к нему для принесения молитв и жертв языческим богам. При таких печальных обстоятельствах св. Авив, ревнуя о славе Божией, много и самоотверженно потрудился для искоренения огнеслужения в своей епархии. Он залил водой огнилище в Некресе, часто гасил священный языческий огонь и в других местах своей епископии. С крестом в руках ходил св. Авив по городам и селениям епархии, истребляя везде грубые заблуждения и суеверия. Дидойцы и другие обитатели Кавказа, убеждённые словом и жизнью этого подвижника, совершенно отпали от огнепоклонства и снова вступили в недра церкви православной. В короткое время своей проповеднической деятельности св. епископ Авив успел совершенно искоренить в своей епархии огнеслужение, потушить огнилища и даже обратить к христианству многих из персов. Язычники сильно озлобились за это на архипастыря и решились его погубить. Преследуемый ими, св. епископ вынужден был удалиться из города Некреси в одно укромное место, однако, он не покинул совершенно своей паствы, продолжая тайно посещать её. Но он недолго оставался в безопасности: он был схвачен и, после суда над ним, побит камнями. Страдальческое тело его похоронено было на месте самой казни, а затем уже, по свержению персидского владычества, торжественно было перенесено другом его и сподвижником, св. Шио, при участии католикоса, в Мцхетский кафедральный собор, где оно покоится и доныне, сокрытое под престолом. Память его грузинская церковь установила совершать 29 ноября 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После долгой беседы святитель Авив духовно укрепился и приготовился на предлежащий подвиг, радостный и бодрый духом, священномученик возвратился во Мцхета. Наконец, его привели в местечко Рехи и представили сатрапу, который перед тем собрал множество епископов, иереев и областных правителей, чтобы публично перед всеми допросить блаженного. Стечение народа было огромное. Когда все было приготовлено и привели блаженного Авива, епископа Некресского, сатрап спросил его; " Для чего пренебрег ты владычеством царя царей и убил божество наше? " Святой Авив отвечал: " Я не знаю никакого другого Царя царей, кроме Господа нашего Иисуса Христа, а ваше огнище я потушил потому, что этим желал развеять диавольскую прелесть. При этом прошу, оставьте это неверное и нечестивое служение и познайте единого и Истинного Бога, Которым создано все, и Тому единому служите. Ибо написано в законе: Господу Богу твоему поклоняйся и Тому единому послужи (Втор. 6; 13). Сатрап говорил мученику: " Я спрашиваю тебя, для чего ты убил наше божество, а ты хочешь привести нас к своему Богу " . Блаженный Авив отвечал так: " Да будет тебе известно, что я не убивал бога, но погасил только огнище, которое есть сатанинское служение и не есть божество. Ибо знай, что огонь есть часть материи, которую Бог создал и из которой устроил этот видимый мир. Он устроил его из четырех равных стихий: из земли, воды, огня и воздуха, которые поддерживаются взаимно между собой, и такая огромная масса стоит совершенно прямо, и части ее не перевешивают одна другую. И ваш огонь, которому вы кланяетесь, есть часть той материи. Вы ее поддерживаете дровами, а я полил водой и совершенно погасил ее, чтобы истребить нечестивое служение ваше. Как видите, вода победила ее, совсем погасив огонь. Я удивляюсь вашему безумию и ярости, и тому, что вы не стыдитесь называть бездушный огонь божеством, тогда как он подчинен вам и служит для ваших нужд. Идол никого не видит и ничего не разумеет. Как же он может быть божеством? Это бездушная статуя, - продолжал он, указывая на идола, - для чего вы устроили в своих селениях и городах, как вы сами говорите. алтари для неугасимого пламени и воздвигли для поклонения золотого, вами же окованного идола, которого называете теперь божеством, и служите ему? "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Н. е. стала одним из мощных центров, способствовавших христианизации Грузии. В V-VII вв. на территории епархии велось значительное храмоздательство: к этому времени относятся церкви вмч. Георгия и Пресв. Богородицы в Тела (муниципалитет Лагодехи), тетраконх во имя Пресв. Богородицы в Дзвели-Гавази (ныне Ахалсопели, муниципалитет Кварели), ц. во имя св. первомч. Стефана в Греми, храм Квирацховели в Шакриани и т. д. С VI в. в Н. е. получил распространение характерный для груз. церковной архитектуры тип - трехцерковная базилика; ранние примеры выявлены в Ареши, Сабуе (ц. во имя прп. Шио Мгвимского), Ведзис-хеви, окрестностях Кварели (храмы во имя Дубской Богородицы и Вазовани), Шилда (ц. во имя Пресв. Богородицы), на некресском городище и в мон-ре Некреси. В пределах Н. е. проповедовали сирийские отцы прп. Антоний Марткопский и сщмч. Авив Некресский. Согласно сведениям «Гуджара Марткопского монастыря Гмртаеба», прп. Антоний Марткопский подвизался в Лопотском ущелье «в необитаемой местности и нек-рое время проживал в уединении». Когда вокруг него начала собираться многочисленная братия, прп. Антоний перешел в Ахмету (ПГП. 1965. Т. 2. С. 367-368). Сщмч. Авив, еп. Некресский, в источниках именуется «епископом города», «епископом Некреси-города»; в этой титулатуре подчеркивался как статус Некреси, так и местоположение архиерейской кафедры. Благодаря усилиям сщмч. Авива горцы Кахети (туши) и Дагестана (дидойцы) были обращены в христианство. Сщмч. Авив активно противостоял религиозно-культурному влиянию персов, к-рые в ту пору господствовали в Вост. Грузии, и принял мученическую смерть (Мученичество Авива Некресского//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 240-247). В VIII-IX вв., во время политической раздробленности Грузии, территория Н. е. оказалась разделенной между царствами Кахети и Эрети. Этот период был ознаменован новым подъемом церковного строительства. В эпиграфических памятниках встречаются имена нек-рых мастеров и строителей. Так, на фасадной стене ц. во имя прп. Шио Мгвимского в Сабуе сохранилась декоративная арка, украшенная крестом и надписью, выполненной асомтаврули : «Христос, Стефана помилуй» ( Чубинашвили.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010