Однажды, когда ученики Иоанна — иеромонах Авив и диакон Исе — совершали литургию на горе Зедазени, в монастырь пришли из Мцхета католикос Евлавий и царь Парсман в сопровождении епископов и духовенства. Католикос сел на камень у входа в пещеру и беседовал с Иоанном. Затем, приветствуя учеников преподобного, он сказал: «Радуйся, Исе, епископ Цилканский, радуйся, Авив, епископ Некресский». Епископы, сопровождавшие католикоса, одобрили его выбор. Цилкани была одна из самых древних епархий в Грузии. Там хранилась чудотворная икона Божией Матери «Цилканская». По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске от яслей из Вифлеемской пещеры, в которых лежал Младенец Христос. Некреси находился в предгорьях Кавказа, там, где семена христианства, брошенные святой Ниной, не пустили глубоких корней и колючие тернии язычества могли заглушить и уничтожить цветы Евангелия. Скорбно было расставаться двум монахам со своим учителем, но послушание в иноческой жизни выше всех добродетелей, и они с благословения католикоса покинули Зедазени. Божия Матерь вторично явилась Иоанну Зедазенскому и повелела ему послать учеников во все концы Картли и Кахети, чтобы проповедовать Евангелие и строить монастыри. Преподобный Иоанн, несмотря на то, что удостоился божественного явления, пришел к католикосу просить благословения. Католикос посоветовал Иоанну послать учеников вместе по двое, как Христос посылал апостолов на проповедь в Палестине. Иоанн остался в своей пещере. Ему помогал послушник — диакон Илия. Каждый день он спускался к Арагви и приносил в кувшине воду, каждый день всходил на Задезани, как по ступеням храма, читая молитву или псалмы. Однажды он уронил кувшин и разбил его. Илия заплакал: как он напоит старца, ведь из Арагви не донесешь воду в ладонях? Тогда Иоанн, видя скорбь ученика, своей молитвой вывел источник из скалы, как Моисей жезлом. Господь открыл Иоанну день его кончины. Преподобный Иоанн призвал своих учеников и причастился Святых Тайн. Ученики видели, как ангелы Божии пришли взять душу Иоанна, и скорбь их о разлуке с учителем была озарена небесной радостью.

http://pravoslavie.ru/61647.html

Однажды Католикос со своими Епископами пришел посетить земных Ангелов. Еще издали увидели Св. отцы духовное к ним шествие и, устремившись навстречу, пали к ногам Святителя, чтобы испросить себе благословение. Епископы хотели взаимно благословиться от отцов. Католикос сел подле пещеры, служившей церковью, и глава отшельников сказал ему: «Бог, богатый милостями своими, да наградит вас, пастыри и отцы, за труд ваш в посещении нас недостойных; но скажите нам причину благодатного вашего пришествия». «Мы хотели слышать от тебя назидательное слово», – отвечал ему Католикос, и, смиренный, долго отказываясь говорить при Святителях, которым более подобало учить, наконец сказал им высокое поучение о Слове жизни; ибо уста его источали премудрость, как неисчерпаемый источник. Так как в это время, за смертью Епископов, праздны были две Епархии – Цилканская близ Мцхета и Некресская за Алазаныо, то Католикос совещался с Епископами поставить кого-либо из Св. отцов на опустевшие кафедры и положил назначить тех, которые будут приносить пред лицем их бескровную жертву. Литургию же совершали в тот день Авив пресвитер и Иессей диакон. По окончании божественной службы Католикос, взяв правой рукой Авива, а левой Иессея, поцеловал первого и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский!» Потом поцеловал Иессея с теми же словами: «Радуйся, Иессей, Епископ Цилканский!» Неожиданность избрания изумила и опечалила избранных; со слезами умоляли они избирателя не возлагать на них столь тяжкого ига, но он возразил им: «Жив Господь наш Иисус Христос , не возвращу слова, объявленного вам по воле Божией!» «Дети мои, – говорил и блаженный Иоанн ученикам своим, – не сопротивляйтесь воле святительской; для того и пришли мы в страну сию, чтобы в разных местах трудиться во славу единого Бога». Не прекословили более избранные и последовали за Католикосом в Мцхет, где посвящены были, каждый на свою епархию; они послужили там ко спасению многих, ибо свет проповеди евангельской осиял все предгорье Кавказа и даже проник во внутренность его, сокрушая повсюду идолов словом истины и укрепляя силой чудес новокрещаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Грузии (Прошение на Е И В имя//Там же. С. 387). Во время восстания 1804 г. еп. Амвросий был направлен в Мтиулети для переговоров с горцами (Рапорт кн. Волконского кн. Цицианову от 26 июля 1804 г., 146//Там же. 1868. Т. 2. С. 324-325). После упразднения автокефалии ГПЦ Н. е. вошла в состав Кахетинско-Алавердской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. В XIX в. Гагмамхари не раз страдал от карательных экспедиций правительственных войск и набегов лезгин. По свидетельству очевидцев, «...башни и Церковь Некреского монастыря... за чертой Кордонной линии, следовательно, в руках хищных Лезгин... Впрочем, туда идут на Богомолье в год раз в праздник Рождества Прес. Богородицы, вооруженными, и только в этот шумный день, торжественный для Храма, оставляется это место постоянными его жителями - Лезгинами» ( Иоселиани. 1846. С. 110). После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. исторические территории Н. е., а также Алавердской и Харчашнийской епархий были включены в Алавердскую епархию ( Анания (Джапаридзе). 2012. С. 102). Н. е. была восстановлена на XIII Поместном Соборе ГПЦ в 1995 г. В нее вошли Кварельский и Лагодехский районы, а также церкви груз. исторической пров. Саингило; кафедры определялись в Некреси и Кварели, резиденции - в Кварели и Лагодехи (Там же. С. 158). Положением Синода ГПЦ от 17 окт. 2002 г. епархия переименована в Некресско-Эретскую, в 2009 г. ей возвращено старое название. С 1997 г. Н. е. управляет митр. Сергий (Чекуришвили). Архиереи сщмч. Авив Некресский (30-60-е гг. VI в.); Василий (ок. 1556-1560); Климент (ок. 1561-1584); Иосиф (ок. 1589); архиеп. Захария (ок. 1605); Роман (ок. 1613); Арсений (ок. 1637-1640); Никифор (ок. 1673); Николай (ок. 1709); Авив (Русисшвили; ок. 1724); Иоанн (Джорджадзе; 1739/40-1751); Досифей (Черкезишвили; 1751 (?) - 1789); Иоанн (Диасамидзе; ок. 1789); Амвросий (Микадзе; 1794-1811, с перерывом); Григорий (Нодаришвили; ок. 1799); Сергий (Чекуришвили; с 1997). Монастыри Некреси, в честь Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, муниципалитет Кварели, мужской, основан в VI в., возобновлен в 2000, настоятель - игум. Антоний (Павлиашвили)); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, муниципалитет Кварели, мужской, основан в 1565 царем Кахети Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999, настоятель - иером. Иоанн (Балиашвили)); Кварельский (Дуби), в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Бадри Арчуадзе); лагодехский, во имя св. Варвары (г. Лагодехи, женский, основан в 2000, настоятель - прот. Феодор Хуцишвили); лагодехский, в честь Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, женский, основан в 2002, настоятель - иерей Арсений Кереселидзе).

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Слово «Зедазени» означает «ввысь и ввысь». Зедазенский монастырь похож на орлиное гнездо, свитое на вершине горы. Как молодые орлы, первыми покинули это гнездо два монаха – Исе и Авив, которые по воле Католикоса и царя были рукоположены в епископы двух древних епархий – Цилканской и Некресской. Исе прославился даром чудес, Авив – борьбой с огнепоклонством, которая окончилась для него мученическим подвигом. Прочих своих учеников преподобный Иоанн после вторичного явления ему Божией Матери разослал во все концы Карталинии и Кахетии, а сам остался на Зедазени вместе с диаконом Илией. Как двенадцать пламенно горящих светильников, двенадцать учеников Иоанна озарили Карталинию и Кахетию неугасимым духовным светом евангельской проповеди – от Триалетских до Кавказских гор. Грузинская Церковь прославляет преподобного Шио как анахорета и пустынника, духом подобного пророку Илие и преподобному Антонию Великому . Он имел власть над дикими зверями и понимал их язык, как Адам в Эдеме. Его монашеская мантия разверзала волны Арагви как милоть пророка Илии – Иордан. Он основал Шио-Мгвимскую обитель в ущелье гор, как преподобный Савва – Лавру близ Иерусалима, с кельями, высеченными в скале, спускающимися уступами вниз на дно глубокого оврага. Скалы около Мгвимского монастыря испещрены пещерными кельями, словно гора стала ульем пчелиных сот, где монахи собирают мед благодати с цветов молитвы и безмолвия. В конце своей жизни преподобный заточил себя, как судья узника, в каменное подземелье, похожее на глубокий колодец. Во тьме затвора душа его созерцала Божественный Свет. Он встретил смерть в своем каменном гробе как вечную жизнь. Церковь называет его «стеной и защитником Грузинского Царства». Преподобный Давид Гареджийский поселился на горе, возвышающейся на западе Тбилиси. У него был особый дар молитвы. Казалось, что он приносил покаяние за всех жителей Тбилиси, даже за тех, кто отступал и отвращался от Христа, и своими молитвенными слезами, похожими на мученическую кровь, хотел угасить огни в капищах Зороастра, которые по ночам сверкали, как глаза волчьей стаи, собравшейся у подножия горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Преподобные Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона. Нач. XXI в. (Патриархия ГПЦ) Преподобные Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона. Нач. XXI в. (Патриархия ГПЦ) Основателями монашеской жизни в Грузии стали прп. Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов, т. н. вторые апостолы Грузии (VI в.). Как повествует Житие Иоанна Зедазнели, созданное его учеником Василием Зедазнийским, прп. Иоанн подвизался в Антиохии и прославился многочисленными чудесами. Однажды во сне ему предстала Пресв. Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. После долгого поста и молитвы он выбрал по жребию 12 учеников. Житие передает, что с известием о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии» Грузинскому католикосу Евлавию и царю Парсману предстал ангел и старцы были встречены у Мцхеты с большими почестями. Св. Иоанн и его ученики обосновались на горе Зедазени, где до проповеди св. Нины находилось капище языческого бога Задени. Прп. Иоанн, исполняя повеление, полученное им во сне, разослал учеников во все пределы Грузии, с тем чтобы они основывали мон-ри и возводили церкви: Авив обосновался в Некреси, Исе (Иессей) - в Цилкани, Иосиф - в Алаверди, Давид - в Гареджи, Шио - в Мгвиме, Антоний - в Марткопи, Пирр - в Брети, Зенон - в Икалто, Стефан - в Хирсе, Михаил - в Улумбо, Фаддей - в Степанцминде, Исидор - в Самтависи ( Абуладзе. Древние редакции житий. С. 193). Оставшись на горе Зедазени со своим учеником диак. св. Илией , прп. Иоанн основал мон-рь Зедазени и совершил много чудес и исцелений. Сщмч. еп. Авив Некресский обратил мн. огнепоклонников в христианство, основал мон-рь Некреси и принял мученическую кончину от персов. К. Кекелидзе пишет об образованности еп. Авива, разбирая с философской т. зр. его проповедь против зороастризма, в к-рой он пользуется античной теорией о 4 элементах (вода, воздух, огонь, земля) ( Кекелидзе. Этюды. Т. 3. С. 45-49). Прп. Антоний Марткопский подвизался в основанном им мон-ре Марткопи , на вершине Акрианской горы он соорудил башню (столп, где провел 15 лет в уединении).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Род Багратидов Мухранских доселе сохранил право хоронить своих усопших в левом крыле собора. Мне всегда трогательным казался обычай древних родов Грузии собираться на вечный покой подле гробов своих предков, чтобы вместе воспрянуть по гласу вселенской трубы. Лишиться могилы между отцов почиталось величайшим бесчестием, и многие, как Теймураз Великий Царь Кахетинский, после бурной долголетней жизни истомленный в изгнании, одного только жаждал, быть погребенным под родственной сенью Алавердского храма; самые его гонители, Персы, уважили его благочестивое желание. Католикосы Иверские погребаемы были также под сводами своего кафедрального собора, и еще там видно несколько безымянных гробниц: одна высокая, остроконечная, стоит в правом крыле соборном подле ризницы, быть может, Доментия или Виссариона; но Антоний старший, обновивший помост, велел положить себя подле амвона, и тут доселе видна его гробовая плита. Есть еще один именитый усопший в соборе Мцхетском, но он внутри святилища под престолом, потому что положен был в утверждение храма: это один из тринадцати Сирийских Отцов Св. Авив, Епископ Некресский. Епархия его была за Алазанью, но в окрестностях мцхетских окончил он свой евангельский подвиг. Маги-огнепоклонники, раздраженные против ревнителя истинной веры, потребовали от вождя Персов, воевавшего тогда в Карталинии против Греков, чтобы он вызвал к себе на суд Святителя. На пути встретился ему инок Антиохийский, посланный от Св. Симеона Столпника, и вручил пастырский жезл, долженствовавший служить ему напутствием к вечной жизни. Сподвижник его, Св. Шио, спасавшийся около Мцхета, испросил себе позволение видеть друга своего, прежде мученической его кончины. Камнями побили праведника после долгих истязаний за смелое обличение идолопоклонства, пред лицом самих магов; тело его было брошено на съедение зверям и птицам. Но Св. Шио с учениками своими поднял истленные останки и в присутствии Католикоса положил их под алтарь Мцхетского собора. Церковь совершает память Св. Авива 29-го ноября, накануне праздника Первозванного просветителя стран Закавказских. Сирийские Св. отцы

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

29-е † Память о преподобном Нектарие Печерском Преподобный старец Нектарий, отличавшийся послушанием», так показывается нетленный Нектарий у Кальнофойского. – По этому описанию, преимущественною добродетелию преп. Нектария было беспрекословное послушание, и им-то достиг он блаженства. Мощи его открыто почивают в Антониевой пещере 454 . Люди мира не хотят слышать о послушании: им дорога свобода безграничная. Как, казалось бы, не видеть необходимости послушания? В природе каждое звено ее сцеплено с другим и все держится повиновением низшего высшему. – Владыка миров правит миром человеческим при посредстве мира ангельского, а мир вещественный отдан в распоряжение человека. Возможен ли порядок в семье, в общине, в городе, в государстве, если не будет послушания? Свобода , говорят – неприкосновенная святыня! Но какая свобода? Истинная свобода состоит в повиновении святой воле Божией; другая же свобода – унижение человеку, бессмыслие и нечестие. «Послушание лучше жертвы. Непокорным быть то же, что творить грех волхвования, и непослушным быть то же, что совершать нечестие идолопоклонства» ( 2Цар.15:22, 23 ). Таково учение откровения Божия! «Нектарий послушливый и единонравный ему Сергий! как преклонившие душу свою под иго послушания Христова, молитвою вашею преклоните непокорство наше под ярмо послушания Иисусова, дабы усердно исполняли мы повеления Христовы» 455 . Св. священномуч. Авива, епископа Некресского в Кахетии Авив, один из 13-ти отцов Сирских (воспоминаемых 7-го мая), живший в УИ стол., во время епископства своего в г. Некреси, ревностно противодействовал покорившим Кахетию Персам, которые преследовали христианскую веру, отвращали христиан от поклонения Истинному Богу и распространяли везде свои капища. Святитель же неустрашимо, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, истреблял суеверие, тушил алтари, возжженные огнепоклонниками, и проповедию и чудесами отвлекал народ от огнеслужения и возвращал отпавших снова в недра Церкви Христовой. За это был схвачен по распоряжению знатных Персов, предан бичеванию и пыткам, заключен в темницу и оттуда представлен сатрапу Персидскому в город Рехи, который, выслушав твердое исповедание им Бога Христа, снова предал Авива истязаниям и осудил его на побиение камнями. Так и принял радостно мученическую кончину верный Богу святитель. Хотя останки его и были выброшены мучителями за город на съедение зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись их, и после нескольких дней иноки Самтаврийского монастыря тайно унесли их и с честию похоронили у себя. Отсюда, при правителе Стефане (639–663), были перенесены мощи св. Авива в Мцхетский Самтаврский собор и положены под святым престолом, где покоятся под спудом и в настоящее время.  Св. мученика Парамона и других с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД И ТИРИЧАН [Таричан; груз. ] († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Мученичество Д. и Т. сохранилось в единственной груз. рукописи X в. (Ath. Iver. 8), переписанной в Иверском мон-ре на Афоне учениками и последователями прп. Евфимия Святогорца - преподобными Арсением Ниноцминдским и Иоанном (Грдзелидзе) . Рукопись обнаруживает мн. черты, характерные для тао-кларджетской литературной школы. Арм. версия Мученичества не найдена. Согласно мученичеству, Д. и Т. были сыновьями благочестивых родителей-армян Вардана и Тагине. После смерти отца их дядя, брат матери язычник Феодосий, задумал присвоить себе их наследство и стал уговаривать Тагине, Д. и Т. принять язычество. Тагине бежала с детьми в Юж. Грузию. Феодосий, боясь, что дети вырастут и вернут себе имение, разыскал их в Тао-Кларджети и убил братьев, пасших в горах скот. По свидетельству агиографа, убийца сразу же ослеп. Оплакивающая детей Тагине, сжалившись над братом, помазала его глаза землей, впитавшей кровь Д., Феодосий тотчас прозрел и исповедал Христа. Ночью тела мучеников озарились светом. Феодосий воздвиг церковь во имя Д., а мощи Т. увез в Армению правитель Диври, где была выстроена ц. во имя св. Т. Армянская Церковь не почитает Д. и Т. Это связывают с тем, что мученичество Д. и Т. было создано, возможно, автором-халкидонитом в Тао-Кларджети, куда бежали гонимые армянами-монофизитами св. отроки. Вероятно, агиографический памятник был создан на груз. языке и поэтому попал в календарь ГПЦ, а позже Д. и Т. стали почитаться как груз. святые. Ист.: Мученичество святых отроков, двух братьев, Давида и Тиричана//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 186-191 (на груз. яз.); Абуладзе И. , сост. То же//Груз.-арм. лит. связи IX-X вв. Тбилиси, 1944. С. 178-184 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. Из поездки на Афон//ЖМНП. 1889. Март. С. 21-22; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 416-417 (на груз. яз.); Сабинин М. Иверский патерик. М., 2004. С. 672. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ЛУАРСАБ II царь Картли, мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/168564.html

В монастыре несколько храмов, построенных в разное время. Наиболее древний – IV века, считается одним из древнейших храмов Грузии, построенный в честь провозглашения христианства государственной религией. Позже один из 13-ти сирийских отцов, о которых речь шла ранее, священномученик Або (Авив) Некресский, основал тут монастырь. Как и в других монастырях, в Некреси есть свой винный погреб. А вот такой вид на всё ту же Алазанскую долину открывается от монастыря. Ну а теперь обещанный фото-рассказ о винзаводе Киндзмараули. Находится завод в районном центре Кварели и сейчас носит название «Корпорация Киндзмараули». По заводу водят экскурсии, показывают музейную экспозицию, производственные залы и хранилища, гиды говорят на грузинском, русском и английском языках. Заканчивается экскурсия дегустацией. Вино тут готовят по классической грузинской и европейской технологии. Рассказ о Катехии хочу продолжить путешествием в Бодбийский женский монастырь святой Нины, где хранятся ее мощи. Место очень красивое и благодатное. Монастырь был основан на месте кончины святой, где сначала стоял храм, построенный над могилой Нины, но не сохранившийся до наших дней. Сейчас на этом месте стоит кафедральный собор святых Георгия Победоносца и Нины Бодбийской епархии. В соборе два придела – центральный в честь святого Георгия и южный в честь святой Нины. К сожалению, снимать в храме запрещено, но снаружи наснимал я много и с разных ракурсов. Благо, снимать там есть что, насельницы монастыря облагораживают территорию очень успешно. В монастыре строится новый собор, очень красивый. Продолжение следует Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 января, 2013

http://pravmir.ru/po-strane-svyatogo-geo...

Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 142; Он же. То же. 2008. С. 76). От персов в К. пострадали первые мученики ГПЦ: мч. Ражден († 457), царица вмц. Шушаник († 475), царь Вахтанг Горгасали († 502), сщмч. Авив , еп. Некресский (60-е гг. VI в.), мч. Евстафий Мцхетский († 589). Центрами паломничества в К. в раннее средневековье являлись мцхетский Джвари , Манглиси, где хранились подножные доски Креста Христова, и Цуртави, в к-ром были упокоены мощи царицы вмц. Шушаник; в XII в., после перенесения мощей вмц. Шушаник в Тбилиси, Цуртави утратил значение церковно-политического центра Квемо-Картли. Джвари считался символом государственности Грузии, здесь располагалась усыпальница Картлийских эрисмтаваров и находившихся с ними в родстве Багратиони, выдвинувшихся на политическое поприще Грузии уже в VI в. (З. Алексидзе). Также в этот период в К. были сооружены такие памятники грузинской церковной архитектуры, как Цроми (626-634/5), Самцевриси (30-е гг. VII в.), Атени Сиони (1-я пол. VII в.) и др. На стенах соборов Болнисский Сион, Джвари и Цроми эпиграфически зафиксированы древнейшие образцы груз. письменности, выполненные асомтаврули . В период владычества арабов в Грузии (в 30-х гг. VIII в. был образован Тбилисский эмират Арабского халифата) мученическую смерть в К. приняли св. царь Арчил I († ок. 744), мч. Або Тбилисский († 757/8), вмч. Константи-Каха († 853). В К. сохранились исторические свидетельства того, что провизантийски настроенные представители груз. аристократии К. открыто демонстрировали свою независимость от центральной араб. власти, приверженность христианству и провизант. настрой. Так, о феодале, изображенном на стеле VIII в. из с. Кавтисхеви (муниципалитет Каспи), известно, что он носил визант. титул ипатия; коленопреклонному вельможе, представленному на стеле из с. Усанети (близ Хашури, VIII в.), ангел протягивает корону визант. образца (КГН. 1980. Т. 1. С. 118-130). В 759-777 гг. в Квемо-Картли представители дома питиахшей Вараз-Бакур и Иоанн возвели Самшвилдский Сиони , один из самих больших храмов т.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010