Сам царь и его вельможи часто приходили к ним слушать их беседы. Глава сирийских отцов – Иоанн – в одной из пещер Зедазенской горы соорудил храм Божий. Высокая жизнь св. Иоанна и чудеса, по молитвам его совершившиеся в Иверии, доныне воспеваются грузинской церковью в 7-й день месяца мая 47 . Спустя некоторое время, каппадокийские подвижники, следуя руководству своего великого учителя, св. Иоанна Зедазнели, основали в различных местностях Иверии многочисленные монастыри на вершинах недоступных гор, вертепах и подземельях, всюду распространяя вокруг себя благодатный свет христианского учения. Католикос Евлавий предоставил всецело свв. подвижникам право проповедовать по всей Грузии, причём трёх из них даже возвёл на епископские кафедры: св. Авиву предоставил упразднившуюся епархию Некресскую, св. Иессею (Исе) – Цилканскую, а впоследствии для св. Иосифа в северо-западной Кахетии открыл новую кафедру – Алавердскую. Предание сохранило до нашего времени и самый рассказ об избрании на епископские кафедры – Цилканскую (близ Мцхета) и Некресскую (в г. Некреси, за р. Алазани) – двух учеников св. Иоанна Зедазнели. На одном из совещаний со своими епископами католикос Евлавий предложил им избрать на праздные кафедры двоих из 13 сирийских подвижников. Предложение это единогласно было принято, но затруднение оказалось в том, кого именно из 13 избрать в епископа. Было решено рукоположить тех, которые в день прибытия католикоса на гору Зедазен будут совершать литургию. Католикос отправился к пустынникам и, придя в храм, увидел, что божественную службу в нём совершал священник Авив с диаконом Иессеем. По окончанию литургии, католикос, взяв правой рукой Авива, а левой – Иессея, поцеловал каждого из них и сказал: «Радуйся, Авиве, епископ Некресский, и ты, Иессей, епископ Цилканский»! Смущённые таким высоким призванием, пресвитер и диакон умоляли католикоса не налагать на них столь тяжкого ига; но Евлавий возразил им: «Жив Господь наш Иисус Христос! не возвращу назад своего слова, объявленного вам по воле Божией». Подошедший в это время св. Иоанн Зедазнели сказал своим ученикам: «Дети мои, не противьтесь воле святительской; для того мы и пришли в страну сию, чтобы в различных местах её трудиться во славу Божию». После этого избранники не стали прекословить и последовали за католикосом во Мцхет, где и были хиротонисаны в епископов, каждый в назначенную ему епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, Грузия стала великим православным царством. Сознание того, что их страна есть удел Самой Девы Марии, укрепляло души и сердца грузин в радости непоколебимой Христовой веры. В V веке великий и славный царь Вахтанг I добился независимости Грузинской Православной Церкви, но все же еще какое-то время епископы присылались сюда из Антиохии. Царь Парсман VI, находившийся под покровительством византийского императора Юстиниана I , сделал следующий шаг: по разрешению императора и восточных патриархов иверские епископы стали сами выбирать себе католикосов. И это всегда уже был грузин, часто из родовитых дворян, князей и представителей царствующего Дома. Все они хорошо знали состояние и нужды своей Церкви. Греки, назначавшиеся до этого из Антиохии, не знали ни народа Иверии, ни языка. Было даже время, когда в молодые годы Вахтанга I персы завоевали некоторые грузинские области, хотя и ненадолго, – зороастрийские маги бродили по горам Кавказа и старались отвратить народ от Христовой веры. Слава Богу, царь Вахтанг, собравшись с силами, изгнал персов вместе с их магами вон. Наступил VI век. Иверскому католикосу (напомним, что так назывался в Грузии патриарх), пребывавшему во Мцхете, однажды явился Ангел Божий и привел его в сильное изумление. «Вот идет Господень раб Иоанн с учениками своими, – сказал он. – Идет не на время, а для того, чтобы слиться с твоим народом. Они идут по стопам святой Нины, но уже не насаждать, а укреплять веру Христову». Католикоса звали Евлалий (Евлавий). Ангел велел ему выйти на дорогу. «Встреть их со всем радушием, ибо они посланы Самой Богородицей», – сказал Ангел. Облачившись в ризы, Евлалий собрал свой клир и вышел на дорогу. Долго он ждал, вглядываясь в даль. Наконец показалась как бы небольшая толпа нищих, запыленных, босых, в порванных одеяниях, но в куколях с крестами на голове, по обычаю сирских иноков. Это был святой Иоанн Зедазнийский, келейник его диакон Илия и двенадцать учеников его. А эти двенадцать были: преподобный Шио Мгвимский, образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства; преподобный Давид Гареджийский, блистающий жемчуг святости; преподобный Антоний Марткопский, многосветлое солнце постничества; преподобный Исе (Иессей) Цилканский, сосуд всесвятой любви и непорочности; преподобный Иосиф Алавердский, вожделенный цвет девственности; преподобный Стефан Хирсский, исполненный духовной силы и Божественного ведения; преподобный Авив Некресский, украшение святомученичества; преподобный Пирр Бретский, благоухающий небесный цвет плача; преподобный Зенон Икальтский, столп всепобеждающего послушания; преподобный Михаил Улумбийский, ревнитель Христовой правды; преподобный Исидор Самтавийский, цветущий вертоград всех добродетелей, и преподобный Фаддей (Тате) Мамебский, образец всякого воздержания Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере. Отец Серафим с паствой      Двенадцать ассирийских подвижников Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский. В Сирии, Месопотамии и Иране христианство стало распространяться уже в I веке нашей эры, и ассирийцы восприняли его в числе первых. А в середине VI века Божия Матерь явилась ассирийскому подвижнику, святому Иоанну Зедазнийскому , и повелела ему избрать из своих учеников по жребию 12 человек, дабы они отправились для утверждения христианской веры и основания монашества в Иверии – нынешней Грузии. Древнейшее житие святых ассирийских отцов так свидетельствует об этом: «Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы...». Святые подвижники основали 13 монастырей, которые по сей день являются оплотом Грузинской Православной Церкви . Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе , а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.

http://pravoslavie.ru/65278.html

Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, обличая его в идолопоклонстве и твердо исповедуя перед ним Бога Христа. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители. Мощи святого, прославленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639–663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор в положены под престолом, где почивали под спудом. Празднование св. Авиву было установлено 29 ноября в 1700 году при царе Вахтанге IX, хотя память священномученика чтилась и прежде в Грузии. Церковь близ Некресси, построенная св. Авивом, находилась в ведении диких лезгин, и только однажды в год, в праздник Рождества Христова, христиане могли посещать ее. Накануне праздника окрестные жители с оружием в руках и с бубнами поднимались на высокую гору Некресскую, чтобы встретить праздник. Клир стоял у дверей опустелого храма, окроплял каждого святой водой. Народ спешил в церковь приложиться к изображению святого Авива. На самый праздник, рано утром, совершалась в ней утреня и литургия, после чего бывало братское пиршество и гулянье. К вечеру гора пустела до нового Вифлеемского торжества. 30 ноября/13 декабря совершается память святого благоверного царя Грузинского Вахтанга Горгосали († 502 г.). Нектарий Печерский, в Ближних Пещерах почивающий Преподобный Нектарий Печерский, инок Киево–Печерского монастыря, подвизался в XII веке. За беспрекословное исполнение воли старшей братии и усердие в трудах он именовался «послушливым» (6–я песнь канона). Преподобный Нектарий погребен в Антониевой пещере. Люди мира не хотят слышать о послушании: им дорога свобода безграничная. Как, казалось бы, не видеть необходимости послушания! В природе каждое звено ее сцеплено с другим и все держится повиновением низшего высшему. Владыка миров правит миром человеческим при посредстве мира ангельского, а мир вещественный отдан в распоряжение человека. Возможен ли порядок в семье, в общине, в городе, в государстве, если не будет послушания? Свобода, говорят, — неприкосновенная святыня! Но какая свобода? Истинная свобода состоит в повиновении святой воле Божией; другая же свобода — унижение человеку, бессмыслие и нечестие. «Послушание лучше жертвы. Непокорным быть — то же, что творить грех волхвования, и непослушным быть — то же, что совершать нечестие идолопоклонства» (1 Цар. 15, 22–23). Таково учение откровения Божия!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

«Послушание лучше жертвы. Непокорным быть то же, что творить грех волхвования, и непослушным быть то же, что совершать нечестие идолопоклонства» (см.: 1Цар. 15, 22, 23 ). Таково учение откровения Божия! «Нектарий послушливый и единонравный ему Сергий! как преклонившие душу свою под иго послушания Христова, молитвою вашею преклоните непокорство наше под ярмо послушания Иисусова, дабы усердно исполняли мы повеления Христовы» 883 . Святого священномученика Авива, епископа Некресского в Кахетии Авив, один из 13-ти отцов Сирских (воспоминаемых 7-го мая), живший в VI столетии, во время епископства своего в городе Некреси ревностно противодействовал покорившим Кахетию персам, которые преследовали Христианскую веру, отвращали христиан от поклонения Истинному Богу и распространяли везде свои капища. Святитель же неустрашимо, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии, истреблял суеверие, тушил алтари, возжженные огнепоклонниками, и проповедью и чудесами отвлекал народ от огнеслужения и возвращал отпавших снова в недра Церкви Христовой. За это был схвачен по распоряжению знатных персов, предан бичеванию и пыткам, заключен в темницу и оттуда представлен сатрапу персидскому в город Рехи, который, выслушав твердое исповедание им Бога Христа, снова предал Авива истязаниям и осудил его на побиение камнями. Так и принял радостно мученическую кончину верный Богу святитель. Хотя останки его и были выброшены мучителями за город на съедение зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись их, и после нескольких дней иноки Самтаврийского монастыря тайно унесли их и с честью похоронили у себя. Отсюда при правителе Стефане (639–663) были перенесены мощи святого Авива в Мцхетский Самтаврский собор и положены под святым престолом, где покоятся под спудом и в настоящее время. День тридцатый Святого Фрументия, просветителя Ефиопии У Тирского купца Меропия был племянник Фрументий, которого он, по любознательности и по торговым делам отправившись в страны, прилегающие к Красному морю, взял с собою, также как и брата его, Едесия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вскоре католикос Евлагий поставил двух учеников прп. Иоанна – Исе и Авива епископами Цилканской и Некресской кафедр. Авив после долгих трудов в своей епархии среди язычников принял от огнепоклонников мученическую кончину, а Исе получил в управление цилканский соборный храм, где находилась чудотворная икона Божией Матери, по преданию, написанная на доске из яслей Господних. Со временем число братии горы прп. Иоанна значительно увеличилось. Явившиеся ему во сне Пресвятая Богородица и равноапостольная Нина, повелели разослать учеников по разным областям Иверии для проповеди слова Божия. Прп. Давид, Антоний, Иосиф, Стефан и Зенон отправились в Кахетию (северо-восточная часть Грузии); а святые отцы Шио, Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор – в Карталинию (область на северо-западе). Их проповедь сопровождалась множеством исцелений и чудес. Сами они при этом проводили строгую подвижническую жизнь, служа для многих примером. Св. Иоанн, оставивший при себе лишь диакона Илию, иногда посещал своих учеников, чтобы утешать и ободрять их в труде проповеди. Так, например, подробно известно об одном из его посещений обители, основанной прп. Шио, во время которого по молитвам отцов было совершено несколько удивительных чудес. Также по молитвам прп. Иоанна на горе Зедазен открылся водный источник, водой из которого исцелялись множество паломников на протяжении многих веков. Незадолго до своей кончины прп. Иоанн получил откровение о своем скором преставлении. Тогда он пригласил некоторых учеников своих, которые были еще живы. Среди прочих – диакона Илию и св. Фаддея Степанцминдского, основавшего у подошвы горы Зедазен монастырь для приходящих ради спасения души к Иоанну, потому что сам преподобный отец уже не принимал к себе никого, оставаясь там только со св. Илией.Св. Иоанн заповедал своим ученикам положить его тело в пещере на горе, на месте своих подвигов. Кончина прп. Иоанна последовала между 557 и 560 гг. при католикосе Макарии. Вначале тело преподобного торжественно перенесли в нижний монастырь и положили в специально приготовленном для него склепе. Но затем, вспомнив о воле св. Иоанна, сообщили католикосу, и он в сопровождении иереев, диаконов и множества народа, со славословием, перенес мощи в пещеру святого. Вскоре после погребения прп.Иоанна от его гроба стали истекать многочисленные чудеса.

http://pravoslavie.ru/40118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (III в.), сщмч. Сидский (пам. 15 марта); пострадал при имп. Аврелиане (270-275) в г. Сида в Памфилии (М. Азия). А. предстал перед судом игемона Антонина и по его приказу был подвергнут многочисленным истязаниям: А. секли жилами, пытали с помощью колеса, ввергали в котел с кипящей смолой, жгли в печи. Во время всех мучений А. чудесным образом оставался невредим; один из слуг игемона, увидев в горящей печи рядом со святым двух ангелов, исповедал Христа, за что был немедленно казнен. После этого А. истязали железными крючьями до тех пор, пока не стали видны кости, затем извлекли внутренности и бросили истерзанное тело на съедение зверям, но те не тронули его. Тогда А. был усечен мечом. После смерти А. игемон Антонин был наказан беснованием и вскоре умер. Мощи А. с честью похоронил христианин Евстафий. Пространное житие А. переведено на слав. язык к кон. XI в. и известно только из слав. Миней , в т. ч. из Супрасльской; греч. житие неизвестно. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. пространное и краткое жития святого, а также стих включены под 15 марта в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26). Лит.: ЖСв. Март. С. 318-320; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 107. О. Н. З. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64072.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАНА [Груз. ], св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругом, царем Картли св. равноап. Мирианом )), груз. царица (сер. III - сер. IV в.). Основные сведения о Н. содержатся в груз. источниках, посвященных истории проповеди в Грузии св. Нины и Крещения Картли при св. Мириане: сборниках древнегруз. летописей «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли; V-VII вв.) и «Картлис Цховреба» (Жизнь Картли; VII-XI вв.). Н. была 2-й женой св. Мириана, его 1-я супруга Абешура умерла бездетной. Источники передают, что Н. была гречанкой, дочерью Олиготоса - знатного вельможи из Понта. Летописец еп. Леонтий Мровели сообщал, что Н. была «жестокосердой и поносила проповедь эту (св. Нины.- Авт.)». Однако после того как по молитвам св. Нины царицу оставил «недуг тяжкий и острый, исцелить от которого не смог никто», Н. стала «подругой, родной и близкой» св. Нины, расспрашивала о Христе и «познала истинного Бога». Исцеление жены побудило св. Мириана заинтересоваться христианством: он беседовал со св. Ниной и с ее мцхетскими учениками, а также читал Свящ. Писание. Однако год спустя царь неожиданно задумал истребить всех христиан, он потребовал от Н., чтобы она раскаялась и «отреклась от веры Распятого», иначе он «уничтожит ее вместе с другими». Исполнению замыслов св. Мириана помешало чудо, случившееся с ним на охоте, после к-рого он пришел к познанию Бога и принял решение крестить Картли. Н. и царевичи приняли крещение сразу после царя. Далее в источниках имя Н. упоминается уже в связи с событиями кончины св. Мириана, происшедшей через 25 лет после Крещения Картли. Царица умерла на следующий год после мужа и была похоронена рядом с ним в кафоликоне мцхетского мон-ря Самтавро с сев. стороны среднего юж. столпа (иллюстрации см. в ст. Мириан ). Ист.: Мокцеваи Картлисай: Шатбердская и Челишская редакции//ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 81-163; Леонти Мровели. Обращение Картли св. Нино//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; он же. То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-74. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/2564652.html

[груз. ] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре . По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест. Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским . В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета ) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

http://pravenc.ru/text/62750.html

Царствование царя Парсмана (541–555), пишет Вахуштий, 37 ознаменовано прибытием в Иверию 13 Сирийских подвижников. Тайное их призвание Божие в Иверию, Иверцы, как пишут летописцы, должны были признать сами, когда водимые верою подвижники, вступая в Мцхет, немокрыми ногами перешли реку, и к удивлению встречавшего народа, царя Парсмана и Католикоса Евлавия, приветствовали миром и благословением на языке Иверцов. Летописи наши сохранили имена всех их, и жизнь некоторых из них. Имена их суть: 1 Иоанн, глава, учитель всех других; 2 Абиб или Авив; 3 Антоний; 4 Давид; 5 Зенон, 6 Фаддей, 7 Исе или Иессей, 8 Иосиф, 9 Исидор, 10 Михаилу , 11 Пирр, 12 Стефан, 13 Шио и 14 всегдашней сопутник Иоанна Дьякон Илия. Отцы сии отказавшись от управления Эпархиями, которые предлагаем было им царь и Католикос, избрали себе для пребывания места, удобного для проповеди веры христианской и поучения народа. Так: 1) Иоанн, старейший из всех их и по летам, поселился на крутой горе Зедазнийской, покрытой густым лесом не далеко от города Мцхета. Истребив здесь остатки языческих капищ, сей подвижник из малой келии своей изливал дары благодати Божией на приходившей к нему народ. Высокая его, жизнь и чудеса доныне воспеваются Грузинскою церковью в 7 день Мая. На этом месте по его кончине построена церковь во имя его, существующая до ныне, в развалинах. 2) Авив Некреский, по просьбе Католикоса и царя принявший сан Епископа и Кафедру Некресскую, ослабил огнепоклонников Персидских обращением многих из них к свету Евангелия; обратил опять к вере обитателей Кавказа и тех из горцев, которые отпали от христианства к язычеству. Но по проискам начальника служителей огня 38 тайно схвачен, побит каменьями и брошен на съедение зверям и птицам в селении Рехи, в 30 верстах от г. Гории Останки сего мученика преданные земле в бывшем около Рехи монастыре, Владетельным князем Стефаном, сыном царя Адарнаса, изъяты из земли и с великим торжеством положены в Мцхетском Кафедральном Соборе, где до ныне поклоняются им с умилением. День его мученичества воспоминается Иверскою церковью 29 Ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010