Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском. Преподобный Давид был в числе двенадцати сирийских отцов, пришедших в Грузию в середине VI века со своим учителем – преподобным Иоанном, ставшим просветителем восточной части страны – Картли. По преданию, Сама Божия Матерь послала пустынника Иоанна на землю Иверии продолжить дело равноапостольной Нино. Получив во сне указание Пресвятой Богородицы избрать себе в сподвижники двенадцать учеников, он решил всецело положиться на Промысл Божий и выбрал их по жребию. Шио Мгвимский, Давид Гареджийский, Антоний Марткопский, Фаддей Степанцминдский, Стефан Хирский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Зенон Икалтойский, Авив Некресский, Иессей Цилканский и Иосиф Алавердский – все они впоследствии получили свои вторые имена от мест, где основали святые обители или занимали архиерейские кафедры. От названия горы Зеда-Задени близ Мцхеты, которую преподобный Иоанн избрал местом своего пребывания и основал там первый монастырь, сам он стал именоваться Иоанном Зедазнийским. Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого Симеона – Симеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

http://pravoslavie.ru/113061.html

1967. Т. 2. С. 38-105; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Василий Багратисдзе. Житие прп. Евфимия Мтацмидели//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Acte de vente (N 3), 16 avril, 982//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 114-116; Acte de garantie (N 4), juileet, 982//Ibid. P. 117-129; Acte d " echange (N 5), juillet, 982//Ibid. P. 129-134; Acte du prôtos Léontios (N 24), decembre, 1020//Ibid. P. 228-233; Acte du juge Léon (N 32), avril 1059 plutot que 1074//Ibid. P., 1990. Vol. 2. P. 80-87; Acte du prôtos Paul (N 42), octobre, 1080//Ibid. P. 135-140; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. Общие сведения о Картлис Цховреба и ее источниках. Тифлис, 1886. С. 47 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. История Грузии: С древнейших времен до X в. Тифлис, 1889. С. 245 (на груз. яз.); Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 30-48, 76-77, 81-83, 183-185, 188, 206, 313-331; Adontz N. Tornik le Moin//Byz. 1938. Vol. 13. P. 143-164; Ломоури Н. К истории восстания Варды Склира//Труды/ТГУ. Тбилиси, 1957. Т. 67. С. 29-46; Lefort J. Histoire du monastére d " Iviron des origines jusqu " au milieu du XIe siécle//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 7-12, 15-25, 30-33; idem. Histoire du monastére d " Iviron du milieu du XIe siécle à 1204//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 19, 22; M é tr é v é li H. Note sûr le Synodikon d " Iviron//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 13-16. Н. Т.-М. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/578028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА [Груз. , ] († 1735), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 18 июля). Сведения о нем сохранились в соч. «Мерное слово» католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788). По его данным, К.- сын мцигнобартухуцеси (главного везира), иеромонах из пуст. Гареджи , был родом из Кахети. Антоний I встречался с К., когда тот гостил у его матери. Католикос-патриарх характеризовал его как человека праведного и грамотного, «от безбожных варваров» за Христа убиенного. Антоний I также указал, что видел метафрастическое сочинение К., посвященное мученичеству царицы вмц. Кетеван ,- «Восхваление царицы Кетеван» (не сохр.) ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 278-279). По сведениям историка XIX в. П. И. Иоселиани , основывавшегося на нарративных и неизвестных на данный момент письменных источниках и подтвердившего в т. ч. сведения Антония I, К., «возвратившись в Кахети, был убит лезгинами», совершавшими набеги на монашеские поселения с целью грабежа. В календаре ГПЦ годом кончины К. ошибочно назван 1630-й. Ист.: Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 278-279, 356 (на груз. яз.). Лит.: Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 309; Кавтария М. Литературная школа Давидгареджи. Тбилиси, 1965. С. 71 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1981. Т. 2. С. 496; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 115-116. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/2458779.html

Подойдя к мон-рю, Умар стал свидетелем еще одного чуда: он увидел, как над обителью парили ангелы и прп. Шио. Познакомившись с жизнью монахов, Умар был восхищен и обещал им никогда не вредить Церкви и принять христианство. Через месяц Умар вместе с 2 единомышленниками вернулся в Шиомгвиме, принял крещение, затем постриг и поселился в мон-ре. Он получил имя Неофит (в переводе с греч. языка Новообращенный). Н. У. стяжал дары исцеления и изгнания нечистых духов, он совершил множество чудес. Его подвижничество привлекло внимание католикоса Самуила VII, к-рый хиротонисал его во епископа Урбнисского. Жившие в этом регионе арабы, бывш. соотечественники Н. У., не могли смириться с его христ. деятельностью. Однажды ночью, когда Н. У. молился, они напали на него, жестоко избили и, зная, как он почитает архидиак. первомч. Стефана и его мученический подвиг, насмерть забили камнями. Мощи Н. У. и частицы мощей первомч. Стефана хранятся в ц. св. Нины мон-ря Урбниси. Ист.: Василий III, католикос. Повествование о чудесах отца Шио, собранное католикосом Василием (1090-1110)// Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов/Тексты с исслед. и словарем издал И. Абуладзе. Тб., 1955. С. 206-207 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Восхваление и повествование о заслугах и мученичестве святого мученика Неофита Урбнели, составленное архиепископом всей Грузии Антонием (Давитиан-Багратиони)//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 119-135, 500-502. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565030.html

Такой омофор должен был носить епископ или поклонник глубокой древности, когда омофоры были узкие (Равеннские мозаики), или епископ, стоящий на невысокой степени иерархической лестницы… С неширокими омофорами, похожими на орари, и в фелонях (но зато – в митрах) изображены грузинские святые епископы Неофит Урбисский (†582 г.) и Авив Некресский (VI в.) в «Рае Грузии» – М. Сабинина. 34 Вот эти изображения. На одной половине омофора: Лазарево воскрешение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение и Сошествие Св. Духа; на другой половине – Преображение Господне, Снятие со креста и Положение во гроб, Крещение, Сретение, Рождество Христово и Благовещение. 35 Опись и ссылается на вышеназванный труд митр. Евгения. – Считаем долгом принести искреннюю благодарность о. ключарю Киево-Софийского собора, прот. Н. А. Браиловскому за эту сделанную для нас справку в соборной описи. 36 Особенно мы признательны преосв. епископу Кириону. Владыка взял на себя труд проверить перевод митр. Евгения по фотографическому снимку с омофора, посланному нами, и сделал свой новый перевод надписи, который мы с удовольствием здесь помещаем: «Возсиявшие и преблаженнейшие владыки (букв. господа) наши, Москвы и всего Севера патриархи! Помяните нас грешных, которые пожертвовали храму Св. Богородицы омофор сей. Короникон 379». «Богородице Дево Марие! Не одной Москвы и всего Севера, но и всего мира покровительнице почитающих Богом Иисуса, Сына Твоего! Спаси в день того страшного суда рабов Твоих: царя Арчила, царицу Кетеван и детей наших»! 37 Надо, впрочем, сказать, что ошибка митр. Евгения по части перевода грузинской хронологии на общую была исправлена уже в 1881 г. б. студентом Киев. Дух. Акад. Давидом Аладовым, который снимал фотографии с памятников грузинской старины, находящихся в Киеве, к V Археологическому съезду в Тифлисе. В «Трудах V Археологического съезда в Тифлисе. 1881 под редакцией графини Уваровой» (М. 1887) был отпечатан, в числе других предметов, и омофор с краткими замечаниями г. Д. Аладова, взятыми из «Описания Киево-Софийского собора» митр. Евгения. В них г. Д. Аладов внес одно только важное исправление – даты (см. с. 181). Не отступает в общем от авторитета митр. Евгения и Д. П. Пурцеладзе в своей краткой заметке об омофоре, помещенной в историческом отделе издания: «Весь Кавказ» (Тифлис. 1903), см. там статью г. Пурцеладзе под заглавием: «О грузинских древностях в Киеве».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (Папатские, Дудикватские) [груз. ] (пам. 29 апр.), 300 чел., пострадавших в груз. исторической пров. Чанети (также Лазети, Лазистан; охватывала территорию совр. тур. илей Артвин, Ризе и Трабзон) (2-я пол. XVII в.). Прямых документальных сведений о мученичестве Л. м. нет, сохранились предания, топонимика и исторические данные об истреблении властями Османской империи лазов (этнографическая группа грузин), отказавшихся принять ислам. По сведениям грузинского историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , вост. часть груз. пров. Чанети входила в состав груз. княжества Гурия вплоть до 1547 г. ( Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 814). После захвата этой части Зап. Грузии турками начался процесс исламизации населения, в то время как эти территории в церковном отношении продолжали входить в юрисдикцию Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Письмо митр. Хобского Германа рус. царю Алексею Михайловичу, 40-е гг. XVII в.//РГАДА. Ф. 110. Оп. 1. Д. 1646. Л. 2). По широко распространенному в регионе преданию, к-рое в нач. XX в. со слов местного лаза-мусульманина Х. Ходжи записал историк З. Чичинадзе, лазы отказались принять ислам и были обезглавлены, тела мучеников были сброшены в море, головы насажены на колья; их выставляли в селах для устрашения др. христиан. Топонимика региона близ с. Эсенкыйы (Абуисла) позволяет установить приблизительные места их мученичества: это гора Дудиквати (с лазского - «отсечение головы») и гора Папати (от лазского «папа» - священник, монах), где, по преданию, были казнены священнослужители и монахи близлежащего мон-ря. По мнению исследователей, мученичество произошло во 2-й пол. XVII в. 18 авг. 2003 г. Синод ГПЦ причислил Л. м. к лику святых, 23 дек. 2003 г. их память была внесена в месяцеслов РПЦ (ЖМП. 2004. 1. С. 21-22). 6 февр. 2007 г. на границе с Турцией, на горе Сарписмта, близ с. Сарпи (муниципалитет Батуми), митр. Батумским и Кобулетским Димитрием (Шиолашвили) был освящен закладной камень муж. мон-ря во имя Л. м. Лит.: Чичинадзе З. Исламизация грузин на Зап. Кавказе. Тб., 2004. С. 78 (на груз. яз.). Г. Андриадзе Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей

http://pravenc.ru/text/2462549.html

Рипсимия и Гайана. Придя в Мцхету, Нина поселилась в домике садовника при дворце властителя Картли царя Мириана (на том месте, где сегодня находится храм Свети Цховели ) и провела там три года, ведя жизнь тайной христианки и уходя для благочестивых размышлений и молитвы вверх по горе в еживичные заросли. Место это отмечено церковью св. Нины (Маквловани - ежевичник), построенной обращенным Ниной в христианство царем Мирианом. Впрочем, из описания в анонимном «Обращении Грузии» следует, что место ежевичника находится под алтарем храма Самтавро: «И провела [там] три года таким образом: молилась тайно в одном, покрытом кустами ежевики, месте. Сделала изображение креста из обрезков виноградной лозы, поставила [его] там и молилась. И было то место вне стен [города]. А [ныне] место тех кустов ежевики занято алтарем Верхней церкви». Эту величественную каменную церковь с куполом, во имя Преображения Господня, также построил царь Мириан по смерти Нины. В «Обращении Грузии» об этом сказано так: «И вернулись [из Буди, где умерла Нина] царь Мириан и весь народ обратно, и построили Верхнюю церковь из камня и окончили на четвертом году». Мириан и его жена Нана были похоронены в этом храме: «И умер царь Мириан и был похоронен в северной стороне от среднего южного столба. И [ныне] в столбе этом имеется часть животворящего столпа. И в следующем году скончалась жена его Нана, и была похоронена в западной стороне от того же столба, где был похоронен царь Мириан». В 420 г. кафедра епископа Картли была временно перенесена из разрушенной нижней церкви, стоявшей на месте существующего ныне собора Свети Цховели, в Преображенский храм, где она и оставалась до 1811 г. Кроме царской четы свв. Мириана и Наны, в храме захоронены священномученик Авив Некресский и многие предстоятели грузинской церкви, чем, по одной из версий, и объясняется традиционное название монастыря – Самтавро (мтавара – глава). По другой версии название, означающее «место властителя», связано с тем, что здесь был царский сад.

http://sobory.ru/article/?object=11436

Некресская епархия менее чем через 100 лет после основания приобрела статус одной из наиболее важных в Церкви (Там же. С. 199). В VI в. на склоне прилегающей к городу Некреси горы был заложен мон-рь (ОИГ. 1988. Т. 2. С. 514). По сведениям источников, основатель монастыря Н. сщмч. Авив Некресский нек-рое время возглавлял Некресскую епархию и проповедовал против язычников, за утверждение христианства и его распространение на Кавказе ( Абуладзе. 1955. С. 67-84). По-видимому, процветанию г. Некреси помешали нашествия персов в V в. и дальнейшие разрушительные походы арабов. Согласно источникам и в соответствии с археологическими исследованиями начиная с VII-VIII вв. город постепенно превращался в сельское поселение, затем опустел. По мнению Вахушти Багратиони, город просуществовал до походов Тамерлана ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 546), однако археологические данные подтверждают, что на этом месте в течение средневековья были только село или неск. сел. Сведений по истории Н. и Некресской епархии с VI в. до позднего средневековья в груз. исторических источниках нет. Их отсутствие восполняет анализ памятников зодчества, составляющих данный архитектурный ансамбль, и результаты археологических изысканий на территории мон-ря ( Чубинашвили. 1959. С. 173-178; Бахтадзе. Некреси. 2010. С. 19-38). Так, археологический материал свидетельствует о весьма интенсивной духовной деятельности и крупном строительстве в мон-ре Н. как в VII-IX вв., так и на протяжении всего развитого средневековья. Несмотря на то что эта часть Грузии и, вероятно, также и Н. испытали на себе опустошительные набеги арабов в 1-й пол. VIII в., ничто не указывает на длительное нарушение или спад жизнедеятельности обители. Более того, судя по фактическим данным, здесь, так же как и в нек-рых др. провинциях Грузии (напр., в Самцхе-Джавахети и Тао-Кларджети), в IX-X вв. произошел еще один мощный всплеск монастырской жизнедеятельности: на территории Н. были выстроены купольная ц. во имя св. Архангелов и внушительный архиерейский дворец. Существует большая вероятность того, что в Н. в течение всего развитого средневековья находилась кафедра Некресского архиерея.

http://pravenc.ru/text/2564850.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Зедазнийский, прп. - житие Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткопский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский - сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. По дороге они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего († 596), а в Мцхета, древней столице Грузии, перейдя " немокрыми ногами " реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом (сведения о нем помещены 1 октября), славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. После избрания святых Авива и Исе епископами, святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию (Зенон, а впоследствии - Стефан), другие в Карталинию (Пирр, Михаил, Фаддей и Исидор). Сведения о других святых - Авиве, Антонии, Давиде, Исе, Иосифе, Шио - помещены соответственно: 29 ноября, 19 января, 2 декабря, 15 сентября, 9 мая.

http://pravicon.com/info-2460

Кинцвиси Кинцвиси Время основания: XII век. Местонахождение: ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века. Козифа Время основания: VII век. Местонахождение: ущелье Дзами, недалеко от г. Гори. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году. Мартвили Время основания: VI-VII века. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г. Моцамета Время основания: X век. Местонахождение: недалеко от г. Кутаиси Современное состояние: не действует. История: Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи. Некреси Время основания: IV век. Местонахождение: за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии. Современное состояние: недействующий монастырь. История: сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии. Питарети Время основания: XIII век. Местонахождение: в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010