Другим врагом Давида был собственный сын его Авессалом. Гордый и властолюбивый, Авессалом захотел сделаться царем израильским, и потому льстивым и лицемерным обращением с народом, а также клеветами и разными другими происками он добился того, что склонил на свою сторону войско и военачальников и решился насилием присвоить себе царство и убить своего отца. Давид принужден был бежать из Иерусалима и удалился за Иордан, где начал собирать войско. С терпением перенося такое тяжкое несчастье, Давид сознавал, что Господь Бог попустил на него это несчастье за его грехи. Но он надеялся на милость Божию и каялся в своих грехопадениях. И надежда на Бога не обманула Давида. Господь помог ему. Войско Авессалома было разбито, и сам он убит. Те евреи, которые оставались верными Давиду, радовались его победе и смерти Авессалома; но не радовался сам Давид Он неутешно плакал о погибели Авессалома, сокрушаясь о том, что сын его умер, не раскаявшись в преступлении против отца ( 2Цар. 15 ). Много было и других врагов у Давида, которые старались причинить ему какое-либо оскорбление. Из числа таковых история упоминает о Семее, о котором сказано было выше. Но Давид никому из врагов своих не платил злом за зло, а, напротив, старался делать добро за всякое зло, которое причиняли ему враги его. Так поступил он с Саулом; так поступал с другими врагами; так же поступил и с упомянутым сейчас Семеем. При встрече с Давидом, уходящим от восставшего против него сына, Семей бросал в него камнями и злословил его. И когда Авесса, один из военачальников Давида, предложил царю своему, чтобы он дозволил ему казнить Семея за такой поступок против царя, то Давид сказал: «Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида» ( 2Цар. 16:5–10 ). Вот об этих-то отношениях своих к врагам Давид и говорит в седьмом псалме, как бы представляя свидетелем таковых отношений Самого Господа Бога: Господи Боже мой, аще сотворих сие, если я сделал что-либо злое врагам моим, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом и преследовал меня, если я царю моему Саулу или врагу моему Семею, воздавшим мне многая злая за восприятая от меня благая, заплатил злом или неправдою; да отпаду убо от враг моих тощ, пусть будут тщетны, напрасны надежды мои на мою невиновность пред врагами; пусть они гонят и преследуют меня, как зверя, пусть отнимут жизнь мою, а труп мой поперут ногами и славу мою в персть вселят, т.е. чтобы и память имени моего исчезла и рассыпалась, как прах земной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма первая Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1. 1 1 Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей; 2 Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь. 3 И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет. 4 Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли. 5 Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники – в совет праведных. 6 Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом Давида, 2. 2 1 3 Что возмутились народы и племена мыслили суетное? 2 4 Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они: 3 5 «Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!» 4 Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их; 5 6 Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье. 6 7 А Я поставлен Им Царем над Сионом, горою святою Его, 7 Возвещать повеление Господне. Господь сказал Мне: «Ты сын Мой, Ты ныне рожден Мною. 8 Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и во владение Тебе – пределы земли. 9 8 Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!» 10 И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом! 12 9 Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него! 1 10 Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3. 2 Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня; 3 Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!» 4 Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою. 5 11 Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей. 6 Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ему нужно было только подальше от отца отойти, чтобы отец не смог дотянуться до него острием своего меча, и тогда уже объявить бунт. И вот Авессалом объявляет бунт; он рассылает повсюду лазутчиков, в определенный момент должны затрубить в трубы, чтобы весь народ те, кто любит Авессалома, кто поверил его обещаниям начал кричать: Авессалом воцарился в Хевроне! Далее Священное Писание говорит: С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело (2 Цар. 15, 11). Действительно, зачастую люди по простоте своей начинают принимать участие в тех или иных кампаниях, даже не догадываясь, что их используют в каких-то совершенно бесчестных политических махинациях, спекуляциях. Мы должны раз и навсегда отказаться от любых политических спекуляций, мы не должны заниматься политикой – только потому, что никакой политики на самом деле нет. Ведь только задумайтесь, братия и сестры: что такое политика в современном ее понимании? Я уже говорил об этом и снова к тому же возвращаюсь. Нам объясняют, что есть какая-то жизнь, политическая жизнь, она не религиозная, но она как бы и не отрицает религию. И есть такие люди, которые живут этой жизнью, она за церковной оградой, конечно, эта жизнь, но она не плохая сама по себе и иногда может быть даже полезной для людей, полезной для Церкви. А может и не быть. Одновременно нам говорят, что Церковь политикой заниматься не должна. Но если под политикой понимать просто общественный порядок, то почему же Церковь не должна принимать участие в жизни общества? Ведь Бог создал нас для того, чтобы мы жили в этом мире и населяли его, а не для того, чтобы мы от него совершенно отрешались: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17, 15). Однако, когда речь идет о политике, то речь идет отнюдь не просто об “общественном порядке”. Подумайте: что такое жизнь за церковной оградой? Это – служение диаволу, потому что вне церковной ограды, вне тела Христова, есть только духовная смерть; поэтому жизнь ни в коем случае нельзя делить на политическую и религиозную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

За Иорданом к Давиду собралось значительное войско. Сюда же переправился и Авессалом со своими приверженцами. Пред битвой Давид просил своих военачальников сберечь ему Авессалома. Сражение произошло в лесу. Войско Авессалома было разбито, а сам он, спасаясь бегством, запутался своими волосами в ветвях дуба и повис на нем. В этом положении настиг Авессалома Иоав, старейший из военачальников Давидовых, и пронзил его стрелою. Когда Давиду донесли о смерти сына, он не рад был победе и горько плакал, громко взывая: «Авессалом, сын мой! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя!» После 40-летнего славного царствования Давид мирно скончался 70 лет от рождения. Перед смертью он велел помазать на царство сына своего Соломона и ему завещал построить храм Господу. 50. Суд Соломона Соломон вступил на царский престол 18 лет. Он любил Бога и поступал по заповедям отца своего Давида, и Господь был с ним. Когда Соломон утвердился на престоле, то, собравши народ, он отправился в Гаваон, где стояла скиния, и принес тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «проси, что ты хочешь, Я дам тебе». – «Господи! – ответил Соломон, – Ты поставил меня царем над народом столь многочисленным, а я отрок малый; даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим». Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что ты не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет, и дам тебе то, чего ты не просил, – и славу, и богатство, а если будешь соблюдать заповеди Мои, то продолжу и дни твои». Мудрость свою Соломон показал, прежде всего, в суде. К нему однажды пришли две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью у одной из них младенец умер, и она подложила своего мертвого другой женщине, а живого взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч, разрубите живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин, при этих словах, воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!» Другая же, напротив, говорила: срубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда царь сказал: «не убивайте дитяти, а отдайте его первой женщине: она его мать». 51. Построение Соломоном храма

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

И Лот явно не готов к самостоятельной жизни, хотя он имел великий пример Аврама перед глазами, своего дяди. А разве Авессалом не был сыном царя Давида, этот прекраснейший человек? Об Авессаломе сказано: «Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом» (2 Цар. 14: 25) – у него был вид, как у Ангела! Разве он не был любимым сыном своего отца, царя Давида? Был! Но не всегда выходит так, что у праведных родителей – праведные дети. Не всегда родственник может духовно усовершенствовать своего сородича. Итак, отделились они друг от друга, и начинается другая жизнь. «Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (Быт. 13: 12). Для Лота важным оказывается внешний вид «цветущего» Содома. И сегодня многие выбирают так же Уточнение: «раскинул шатры до Содома». А позже мы увидим Лота и его семейство уже живущими в Содоме. «Коготок увяз – и всей птичке пропасть». Мы можем предположить, что диавол оклеветал Аврама в глазах Лота, что тот так поспешно согласился на разъединение. Для диавола нет большей забавы, чем отлучать людей друг от друга, наговаривая и нашептывая одному на другого. Смотрите, как Лот скромно со своими стадами входит в жизнь Содома и Гоморры: он «стал жить в городах окрестности… раскинул шатры до Содома». А потом, когда Лот будет убегать из Содома, мы видим, что он уже в городе! У него уже нет ни рабов, ни рабынь – ничего не останется! У него ни овец, ни коз – ничего же не останется! Ангелы схватят его, двух его дочек, его жену – и бегом из этого города! Он всё потеряет, он чуть жизнь свою и своего семейства не потеряет! И надо сказать, что дочерей он своих точно лишился: хотя ангелы и вытащили их из Содома, но Содом остался в их сердцах! А кто поселился в сердцах твоих детей и внуков?! В окрестностях какого интернет-сайта они уже раскинули «свои шатры», к чему обращают свое внимание и чему оказывают предпочтение?! Об этом в Библии, в случае с Лотом, говорится далее: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13: 13).

http://pravoslavie.ru/100507.html

И сам царь и слуги его плакали очень великим плачем». Нам кажется странным, каким образом печальная весть могла опередить в страхе бегущих царских сыновей, и думается, что она шла не с места происшествия, а возникла самостоятельно при дворе и не без намерения в искаженном виде. Роль Ионадава, по-видимому знавшего происшествие в его истинном виде, подозрительна 275 . Он был некогда другом Амнона и помог последнему овладеть Фамарью. Странным кажется, почему он, очевидно знавший хорошо замысел Авессалома, не предупредил друга об опасности? Ионадав был человек «очень хитрый», говорит дееписатель т. е. искусный придворный интриган, готовый на все, как это видно из его известной услуги Амнону. Можно догадываться, что он, не получив должной благодарности от Амнона за свое радение ему, бросил его и переметнулся к Авессалому, как к человеку, громадное честолюбие которого было известно, и который более Амнона нуждался в помощниках для исполнения своих смелых замыслов. Ионадав думал, что благодарность Авессалома будет измеряться важностью и многочисленностью оказанных ему услуг. И вот, когда почти весь двор отправился на праздник к Авессалому, Ионадав остался при дворе с заранее обдуманной ролью. В условленное время он секретно распускает ложный слух, что все дети царя избиты. Царь приходит в отчаяние и проклинает Авессалома. Но тотчас является утешитель и говорит: «пусть господин мой царь не тревожится мыслью о том, будто умерли все царские сыновья, один Амнон умер за то, что обесчестил сестру Авессалома». В данную минуту и это могло уже показаться величайшим утешением для Давида: его дети воскресли, а мертвым остался только один, и то потому, что в самом деле был преступником, оставшимся до сих пор ненаказанным. Авессалом его покарал. Могло ли что-нибудь более этого смягчить гнев Давида на Авессалома и вообще ослабить впечатление от несчастия? Так, нам кажется, следует объяснить преждевременную весть о поступке Авессалома и загадочную роль Ионадава. Авессалом, конечно, не мог теперь показаться на глаза своему отцу, ни даже остаться в своем имении, он убежал на время к своему деду, царю Гессурскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою. И поставили для Авессалома палатку на кровле, и вошел Авессалом к наложницам отца своего пред глазами всего Израиля. Советы же Ахитофела, которые он давал, в то время считались, как если бы кто спрашивал наставления у Бога. Таков был всякий совет Ахитофела как для Давида, так и для Авессалома» (2Цар.16:20—23).    «Вот, слышала ты, душа, как Авессалом пошел против естества, узнала теперь его скверные деяния, которыми осквернил он ложе отца своего Давида; но это не остановило тебя, и ты, душа моя, подражала его страстным, и сластолюбивым стремлениям».    Что есть естество твое, душа, как не образ и подобие Божии?    Есть ли у тебя иная какая природная жизнь, как не та, которую дал тебе Господь?    Есть ли у тебя иной какой естественный закон, кроме того, который вложил в тебя Творец твой, — закон, который, для памяти твоей, утвердил Он для тебя в Божественном Писании?    Но вот — жизнь твоя: разве можешь ты сказать, что посвятила ее всю восстановлению в себе образа и подобия Божиих, затемненных мраком первородного греха? Да можешь ли ты с уверенностью сказать, что всегда — живешь, а не следуешь тем образцам, которые так щедро разложил перед тобою лживый купец — дух века сего? Всегда ли жизнь твоя — воистину жизнь реальная, а не придуманная за тебя теми, кто составляет для тебя программу телепередач, кто навязчиво объясняет тебе в рекламе, что тебе нужно, а что нет, кто говорит тебе: это читай, а это — не читай, и тогда ты будешь настоящим современным человеком, достойным того общества, которое считается вершиной человеческого развития? Вдумайся в это слово — современный: ведь это — тот, кто созвучен только этому времени, времени князя мира сего, кто не годен ни для какого другого времени, а уж тем более — для жизни истинной и вечной, когда «времени уже не будет» (Апок.10:6), но мы-то — будем, и окажемся этому отсутствию времени уже не современными, будем для него «неблагонадежными» (Лк.9:62)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней» – я полон страданий как духовных, так и телесных. Под «душевными» страданиями можно разуметь или внутреннее терзание Давида за свое преступление с Вирсавией, бывшее причиною неурядиц его семейной жизни в лице восставшего Авессалома, или, что вероятнее (так как писателем был Еман, непричастный этому греху), вообще душевное, угнетенное состояние от переживаемых им бедствий. Под «телесными» – внешние, физические бедствия Давида, прежде всего его болезнь. Пс.87:5 .  Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, Пс.87:6 .  между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. «Я сравнялся с нисходящими в могилу» – я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен «между мертвыми брошенный» – безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен «как убитые, лежащие во гробе», которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения. Пс.87:7 .  Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Пс.87:8 .  Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]. Пс.87:9 .  Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Пс.87:10 .  Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев ( «ярость... и... волны») в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями ( «удалил... знакомых»). Сношения со мною они считают осквернением ( «сделал меня отвратительным для них»), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы. Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме ( Пс. 37:6–9 ), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. – «Око мое истомилось от горести» – глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно – в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иоав вошел к царю и представил ему, что своим сетованием об изменнике он оскорбляет верных друзей своих, которые теперь спасли его, детей и жен его от верной погибели. После этого Давид должен был Смерть Авессалома произвела сильное впечатление во всех коленах Израилевых, которые чувствовали свою вину против законного царя. Притом нашлись благонамеренные люди, которые постарались выставить на вид великие заслуги, оказанные Давидом отечеству, и решились возвратить его на царство. Но Иудино колено, которое в своем городе Хевроне первое провозгласило Авессалома царем и в котором Амессай имел большое влияние на народ, медлило обратиться с покорностию к Давиду. Царь, чрез Садока и Авиафара, велел напомнить старейшинам Иудейским, что он единоплеменник им, и потому ожидал бы, что они прежде других колен возвратят его; а Амессаю обещал главное начальство над войском. Ободренные этим приветом, Иудеи послали звать Давида. И когда Давид отправился в обратный путь, они вышли к нему навстречу в Галгал, чтобы переправить его через Иордан. Между ними появился здесь и Семей, с которым пришло до тысячи человек из колена Вениаминова и между прочими Сина, слуга дома Саулова, с своими сыновьями и домочадцами. Семей бросился к ногам Давида и умолял: «Государь! не казни меня за мое беззаконие и забудь мою злость, которую выказал я в тот день, как государь мой выходил из Иерусалима. Раб твой чувствует свой грех: и вот, я сегодня первый пришел из дому Иосифова, чтобы встретить царя, государя моего». На это Авесса сказал: «неужели только поэтому и не умерщвлять Семея, тогда как он проклинал помазанника Господня?» Но Давид с упреком сказал Авессе: «что мне делать с вами, сыны Церуины? Сегодня вы против меня. Допущу ли я ныне умертвить кого бы то ни было у Израиля? Я доволен уверенностью, что в настоящее время я царствую над Израилем!» Потом, обратясь к Семею, сказал: «клянусь, что ты не будешь умерщвлен!» По переправе через Иордан, стал прощаться с Давидом Верзеллий, который доставлял ему все нужное содержание в Махалаиме, и теперь проводил до Иордана. Давид сказал ему: «пойдем со мною в Иерусалим; и я там буду пропитывать тебя». На это Верзеллий отвечал: «где мне в мои годы идти с царем в Иерусалим? Мне уже восемьдесят лет: различу ли я, что приятно, что неприятно? ужели раб твой знает вкус в том, что ест и пьет? мне ли расслушать голос певцов и певиц? и зачем раб твой будет в тягость государю моему, царю? Раб твой проводит недалеко царя за Иордан; а потом позволь рабу твоему возвратиться. И пусть я умру в своем родном городе, где гроб моего отца и моей матери. Вот, раб твой Хамаам, мой сын, может идти с царем, моим государем; и награди его по своей милости». Давид сказал ему, что он не может отказать ему ни в какой просьбе; потом поцеловал Верзеллия, благословил этого старца и расстался с ним, а сына его повел с собою в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу. Давид взял замужнюю жену, как чужое царство (ведь для всякого мужа единодушная жена есть царство, и не столько царь любит порфиру и диадему, сколько муж любит жену), – за то сын собственной жены его восстал на него, как тиран, намереваясь отнять царство у отца. Он взял насилием, и сам подвергся насилию; согрешил тайно, и обличен явно; ранил себя втайне, и при всех испытал на себе руку врача, по слову Божию: " ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем " (2Цар.12:12). Впрочем, злоба Авессалома не достигла цели, и справедливо, – дабы отцеубийцы не приняли поступка его за правило отцеубийства; но, послужив как исполнитель наказания, он был сам убит как осужденный. Как на зрелищах дикие звери на одних нападают, а другими сами убиваются, – так Авессалом, напавши на Давида, был убит Иоавом (2Цар.18:14), и на высоком дереве повис тот, который превозносился пред отцом; удержан был расте­нием тот, который восстал против корня; в ветвях запу­талась ветвь, которая отломилась от отеческого расположения; удержан был за голову тот, который домогался овладеть го­ловою родителя; висел как плод от растения тот, который хотел истребить виновника естества своего; поражен был в сердце и убит в то самое место, где замышлял убийство. Тогда можно было видеть удивительное зрелище: едучи на лошаке, он был удержан густыми ветвями дерева за густые волосы, и ветви держали за волосы тирана, причиняя ему самому боль в том самом месте, на котором он хо­тел носить отеческую диадему. Можно было видеть, как Авес­салом висел между небом и землею. Небо не принимало его, – потому что если оно отвергло первого возмутителя – диавола, то как оно могло принять второго возмутителя? Земля отвращалась от него, не терпя осквернения от ног отцеубийцы, – потому что если она поглотила Дафана, говорившего против Моисея, если разверзла уста свои на того, кто разверз уста свои на зло (Числ.16), то как она могла снести ноги, устремившиеся против родителя? Итак, когда Авессалом висел высоко на дереве, подошел к нему военачальник Иоав и вонзил три стрелы в сердце бессердечного, и, таким образом, поразил его в то самое место, где было вместилище беззакония.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010