После этого Давид с чистой совестью велел Иоаву отправиться в Гисур и сообщить Авессалому, что тот может безбоязненно возвращаться в Иерусалим. Однако, когда Иоав и Авессалом прибыли ко двору Давида, настроение царя вдруг резко изменилось — он неожиданно отказался встречаться с опальным сыном: “И сказал царь: пусть идет он в дом свой, а лица моего он не увидит. И повернул Авшалом к дому своему, а лица царя не видал” ( 2Цар. 14:24 ). День проходил за днем, месяц за месяцем, минули еще два года, а Давид по-прежнему не желал встречаться с сыном. Авессалому было запрещено появляться во дворце, и получалось, что, вернувшись в Иерусалим, он не только ничего не выиграл, но и проиграл: в маленьком, провинциальном Гисуре он, по меньшей мере, был в центре внимания. Несколько раз Авессалом пытался встретиться с Иоавом, чтобы попросить того замолвить за него перед отцом словечко, но, чувствуя настроение Давида, Иоав упорно избегал этих встреч. Тогда-то Авессалом решил вынудить Иоава явиться к нему — хотя бы для того, чтобы высказать претензии: “И послал Авшалом за Йоавом, чтобы послать его к царю, но тот не захотел прийти к нему. Он послал и во второй раз, но тот не захотел прийти. И сказал он слугам своим: смотрите, участок Йоава рядом с моим, и у него там ячмень; пойдите, выжгите его огнем. И выжгли огнем этот участок слуги Авшалома. И встал Йоав, и пришел к Авшалому в дом, и сказал ему: зачем выжгли огнем слуги твои мой участок? И сказал Авшалом Йоаву: вот, я посылал за тобой, говоря: приди сюда, и я пошлю тебя к царю сказать: “Зачем пришел я из Гешура? Лучше бы мне еще быть там”. А теперь я хочу видеть лицо царя. А если есть на мне вина, то пусть убьет он меня” (И Сам. 14:29–32). И это требование Авессалома — либо казнить его, либо простить — подействовало. Давид принял сына, и во время встречи окончательно “растаял”, расчувствовался и, поцеловав Авессалома, объявил о своем полном примирении с ним. Если бы он только знал, чем обернется для него этот “мир”! Глава пятая. Мятеж

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Прежде всего почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, и, может быть, и плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах. И, конечно, все это учит детей чтить, уважать своих родителей. Апостол Павел пишет, что любовь долготерпит , любовь милосердствует (1 Кор. 13, 4). И если какая любовь долготерпит, милосердствует, то прежде всего любовь родительская. Чего не простит отец своему сыну! Тяжко оскорбил Авессалом своего отца, царя и пророка Давида, восстав против него со своими негодными подданными. Но послушайте, что Давид говорит своим военачальникам: сберегите мне отрока Авессалома (2 Цар. 18, 5). Отеческая любовь готова все простить. Даже и негодных, блудных детей. Поэтому дети должны помнить это и стараться быть благодарными своим родителям. Вся Священная история учит нас этой нежной родительской любви к детям отцов. Так, повествуется, что когда были поражены сыны первосвященника Аарона от огня Господня, то Аарон стоял и в скорби молчал. Вспомним и о плаче праведного Иакова о погибшем своем сыне Иосифе: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37, 35), - говорил он. Вспомним, как скорбел Давид о своем погибшем сыне Авессаломе. Он плакал и рыдал, и приговаривал: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя... (2 Цар. 18, 33). Так плакал и рыдал Давид. Припомните и из новозаветной истории, какой душевной скорби исполнено обращение к Спасителю отца, который просил о исцелении своего бесноватого сына: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф. 17, 15-16). А также вопли жены хананеянки, также обращенные к Спасителю: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15, 22). Дочь страдает, но мать вдвойне страдает. Поэтому она говорит: помилуй меня, Господи! Вот такова нежная любовь родителей по отношению к своим детям. И дети этого забывать не должны. На эту любовь родительскую дети также должны отвечать взаимною, нежною любовью к ним.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разгневанный царь немедленно заявил, что тот безжалостный богач достоин смерти. И тогда Нафан ответил ему: «Ты и есть тот человек». Ожидавшее его наказание было под стать преступлению: «Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими. Что ты сделал тайно, Я сделаю явно пред всем Израилем». Кроме того, новорожденный ребенок Вирсавии должен быть умереть. Давид постился и молился, стараясь отвратить беду. Но ребенок всё равно умер. Сегодня мы можем воспринимать это как несправедливость – ведь малыш не был ни в чем виноват. Но если задуматься – каково было бы жить человеку, над которым с самого рождения тяготело бы это клеймо блуда и убийства? Возможно, уход на заре своей жизни был для него благословением. Дальнейшая история одного из сыновей Давида, Авессалома, словно дает нам намек: иной сын вырастает на горе своим родителям и всё равно не доживает до старости. Но пока что Давид молился, лежа на земле, а приближенные со страхом подошли к нему и сообщили ему, что сын умер. Тогда, ко всеобщему удивлению, он встал, умылся и поел. Изумленным слугам он ответил: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне». А дальше Библия сообщает с удивительной краткостью и простотой: «Утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон». Бедная женщина, наверное, тоже плакала о своем первом сыне, но ее чувства по прежнему значили мало. А Соломону суждено было стать преемником Давида и самым успешным правителем на израильском престоле, чему немало поспособствует Вирсавия. «Авессалом, сын мой Авессалом!» Мы уже убедились: как и у многих восточных царей, у Давида было много жен и еще больше детей. Однако и платить за такое удовольствие ему приходилось недешево. Царевичи соперничали друг с другом за будущий престол, да и просто безобразничали, надеясь, что всё сойдет им с рук. Так, Амнон заманил к себе в дом и изнасиловал свою сестру Фамарь, дочь Давида от другой жены. За это брат Фамари, красавец Авессалом, выждав подходящий случай, убил Амнона на празднике, а потом бежал в чужую страну, подальше от царского гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Реализация плана Ахитофела сулила гибель Давиду и его людям. Но Хусию удается отговорить Авессалома от подобных действий. Тогда Ахитофел понимает, что поскольку Авессалом его не послушался, не погнался за Давидом, и не убил его сразу, то дело его проиграно. Соответственно, проиграно и дело самого Ахитофела. Дальше происходит следующее. «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его и оседлал осла и собрался и пошел в дом свой и сделал завещание дому своему и удавился и умер» (2 Цар. 17:23). Это единственное место в канонических книгах Ветхого Завета, где говорится о подобном самоубийстве, поэтому оно значительно, и указывает на смерть Иуды, которая здесь изображается. Собственно, образ Ахитофела здесь толкуется как изображение сатаны, который вложил в сердце Иуды погубить Христа, и как прообраз самого Иуды, который предал своего Господина и Учителя. О том, что все это восстание есть дело диавольское, свидетельствует не только то, что Авессалом клеветал на отца, но и то, что он при жизни поставил себе памятник (2 Цар. 18:18). Значит, не искание справедливости, а именно гордость была причиной его действий. Какой разительный контраст по сравнению с действиями Давида по отношению к Саулу. Притом, что Давид был помазанником, а Авессалом – нет. После того, как Давиду удалось уйти за Иордан, он собрал вокруг себя верных людей, сгруппировал их в войско и дал сражение войскам Авессалома. Своим военачальникам и воинам он дал указание сохранить жизнь Авессалома, привести его живым. Несмотря на это, Иоав, который имел для этого полную возможность, хладнокровно Авессалома убивает. Узнав об этом, Давид был до крайности огорчен и устроил плач по погибшему сыну. Однако свою скорбь Давид вынужден был скрыть по требованию Иоава, который заявил, что царь, оказывается, больше заботится о своих врагах, чем о друзьях, и в тот день, когда мы одержали победу, царь устраивает день скорби. Тем самым он заставляет Давида выйти, приветствовать народ и поздравлять их с победой. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/431129/

Сколь великая скорбь и печаль! Утешали его сыновья и дочери, но он не хотел, не мог утешиться и говорил: «Сойду к сыну моему, сетуя, во ад» ( Быт. 37:33–34 ). Возвестили Давиду, что сын его, злобный и мятежный Авессалом, убит на брани, которую он нечестиво воздвиг на своего отца. Всякий мог бы думать, что Давид возрадуется погибели скорее врага, чем сына своего. Но и здесь разлучение смертное сделало горький плач. «И смутился Царь, – говорит Писание Божественное, – и войдя во дворцовую палату, горько плакал по Авессаломе, и взывал в плаче своем: «Сын мой Авессалом, сын мой Авессалом, кто мне даст смерть вместо тебя» ( 2Цар. 18:33 )! Хотя и поднял ты восстание, но был моей кровью, и я не могу спокойно перенести смертное разлучение с тобой! Лучше было бы мне умереть, чем разлучиться с тобой смертью! «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий». О чем это великое рыдание, наполняющее весь мир? О потерянных ли богатствах, или о лишении чести? Нет! О разлучении смертном. Любила Рахиль плачущая детей своих «и не хочет утешиться, ибо их нет» ( Мф. 2:18 ). Мало того. Наступило время Спасителю нашему смертью разлучиться с любящими Его апостолами, и Он возвестил об этом апостолам, сказав: «Еще недолго быть Мне с вами, будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти» ( Ин. 7:33–34 ). Что же апостолы? Они исполнились столь неизреченной печали, что не могли ответить ни одного слова. Сам Спаситель замечает это: «Теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше» ( Ин. 16:5–6 ). Воистину, разлучение любимого с любящим, особенно же разлучение смертное, производит великую печаль у людей: разлучение друзей с другом, братьев с братом, детей с родителями никогда не бывает без плача и многого рыдания. Но так ли должно быть? Спрошу об этом в новой благодати и отыщу ответ сетующим в Божественном Писании, у Самого Спасителя нашего. Скажи нам, Спаситель наш, приличествует ли безмерно сетовать, когда кто-либо любимый нами по Твоему изволению отлучается от нас смертью временной? Отвечает нам Спаситель наш то же, что отвечал скорбящим апостолам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин. 14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царь охотно отпустил его. Авессалом пригласил идти вместе с собою двести Иерусалимлян, которые и отправились с ним, ни мало не подозревая настоящего намерения его. Между тем он разослал по всем коленам Израилевым лазутчиков, которым было приказано, как скоро они услышат распространяющийся трубный звук, разглашать, что Авессалом поставлен царем в Хевроне. Когда разнеслась эта весть, к Авессалому стало сбегаться множество народа. Он успел привлечь на свою сторону и Ахитофела, знаменитого советника Давида, о котором ходила молва, что если нужен совет в затруднительных обстоятельствах, то все равно, вопросить ли Бога, или спросить Ахитофела 84 . Известие о возмущении Авессалома застигло Давида в такую пору, когда он менее всего готов был подавить его силою. Чтобы не подвергнуть Иерусалима опустошению междоусобной войны, он решился оставить столицу. С царем вышли из города жены его, дети, слуги, телохранители и даже Филистимляне, жители Гефа, в числе шестисот, которые только что поступили на службу к Давиду. В народе слышались вопли; все спешили за поток Кедрон, через который перешел и сам царь. Сюда явились и первосвященники Садок и Авиафар с ковчегом завета, который левиты вынесли из Иерусалима. Но царь сказал Садоку: «возврати ковчег Божий в город. Если Господь милостив ко мне, то Он возвратит меня, и даст мне увидеть Его и скинию Его. Если же Он скажет мне: «нет более Моего благоволения к тсбе!» то я готов и на это; пусть Он творит со мною по благой Своей воле!» Между тем, возвращая их в город, он поручил им узнать, на что решится Авессалом, и передать ему известие об этом в (соседственную) пустыню. А сам начал подниматься на гору Масличную: он плакал; голова его была покрыта, ноги босы: и все, бывшие с ним, шли с покрытыми головами и плакали. Тут известили Давида, что и Ахитофел в числе мятежников вместе с Авессаломом. Давид сказал: «Господи! разрушь совет Ахитофела». Взошедши на самый верх горы, он повергся пред Богом. Здесь предстал ему Хусий, самый лучший из друзей его, в раздранных одеждах, с перстию на голове.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Через непослушание и грехи наши всякое бедствие, злополучие и окаянство вошло в нас. Но через страдание Христово всякое блаженство, какое ни имеем и будем иметь, к нам возвратилось. Через грех мы пали – через Христово страдание восстали. Грехом мы умерли – страданием и смертию Христовою ожили. Христос за нас умер и смертью Своею оживил нас. Желал некогда Давид, царь Израилев, умереть вместо сына своего Авессалома (о, горячая любовь!) и, рыдая о нем, так говорил: «Сын мой Авессалом! Сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» ( 2Цар. 18:33 ). Так Христос Сын Божий и Сын Давидов по плоти, видя нас, умерших и погибших, плакал о нас, и пожелал за нас умереть и пострадать, и на самом деле умер и пострадал, чтобы нас умерших оживить. Слава неизреченной любви Его! Умер Он – и ожили мы. Смерть Его – жизнь наша. Грехом мы от Бога удалились – Христовым страданием к Богу возвратились и приблизились. Грехом мы растлились – Христовым страданием обновились. Грехом пленил нас дьявол , и торжествовал, и ярился над нами, как мучитель лютый, – Христос Господь наш Своим страданием и смертью того лютого мучителя победил и посрамил, и от рук его нас силою Своею похитил, и связал гордого того врага нашего, и отдал его на попрание и посмеяние верным Своим рабам. Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:19 ). Грех был причиной того, что мы, отступив от Бога, так помрачились умом и заблудились, и в такой пребывали прелести, что, вместо Бога живого, идолов и, вместо Творца, тварь боготворили и почитали. В такое заблуждение человек, разумом одаренный, человек, по образу Божию и по подобию созданный, в такое, говорю, заблуждение пришел, что неразумной и бездушной твари покланялся, и как Бога своего почитал, и от нее помощи себе просил и искал. Великое и ужасное помрачение ума – кланяться немощной твари и боготворить ее, и помощи от нее искать. Так дьявол, пленив, прельщал нас! Христос Господь наш Своим пришествием и страданием прелесть эту упразднил, и проповедью святого Евангелия и силою Креста Его и страдания взысканы мы, и от идолов к Богу живому обратились, и начали славить святое имя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Триипостасного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

15 Три года он царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 913 по 910 г. до Р.Х. имя матери его Мааха. Сведения о матерях приводятся только в связи с царями Иудеи. Это, возможно, объясняется наличием источников, доступных автору повествования (см. Введение: Время и обстоятельства написания). дочь Авессалома. Вероятно, древнееврейское слово «дочь», употреблено здесь в значении «внучка» (ср. 2Цар. 3,3; 14,27 ; 2Пар. 13,2 ). 15 ходил во всех грехах отца своего. См. 14,22–24. сердце его не было предано Господу... как сердце Давида. Давид был тем идеальным образцом, в сравнении с которым оценивались все последующие цари как Иудеи, так и Израиля. отца его. См. ком. к ст. 2. 15 светильник. См. ком. к 11,36. 15 кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Урия был мужем Вирсавии и одним из военачальников Давида (см. 2Цар. 11 ). 15 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11,41, а также Введение: Время и обстоятельства написания. война между Авиею и Иеровоамом. См. 2Пар. 13,1–20 и ком. к 14,30. 15 сорок один год царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 910 по 869 г. до Р.Х. Ана, дочь Авессалома. См. ком. к ст. 2. 15 делал угодное пред очами Господа. Подразумевается искоренение Асой языческих культов и уничтожение их атрибутов (ст. 12–14). 15 блудников. См. ком. к 14,24. отверг всех идолов, которых сделали отцы его. См. ком. к 14,23. 15 мать свою Ану лишил звания царицы. Аса был вынужден поступить таким образом, поскольку в силу своего положения царица-мать имела возможность влиять на государственные дела (1,11–14.28–31; 4Цар. 11,1–20 ). у потока Кедрона. Долина потока Кедрон вплотную подходила к Иерусалиму с восточной стороны. 15 Высоты. Имеются в виду святилища, расположенные вне городов и посвященные Господу, одному из хананейских богов или Господу и хананейскому божеству одновременно (см. ком. к 3,2). 15 внес он в дом Господень. Аса пытался частично восполнить урон, нанесенный храму во время нашествия Сусакима (14,25.26). 15 война была между Асою и Ваасою... во все дни их. В данном случае имеются в виду, скорее, не крупномасштабные боевые действия, а постоянно возникавшие мелкие вооруженные конфликты (см. ком. к 14,30).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 Голосом моим ко Господу взываю, голосом моим Господу помолюсь. 3 Изолью Ему моление мое, печаль ему возвещу. 4 Когда изнемогал во мне дух мой, были ведомы Тебе стези мои. На пути, которым я шел, расставили сети мне. 5 912 Взглянул я направо и вижу: нет человека, близкого мне; некуда мне бежать, и нет защиты душе моей. 6 Воззвал я к Тебе, Господи, и сказал: Ты упование мое, от Тебя приемлю участь мою на земле живых! 7 Внемли молению моему, ибо смирился я глубоко! Избавь меня от гонителей моих, ибо стали они сильнее меня! 8 913 Изведи из темницы душу мою, да прославлю имя Твое! Давно ждут праведники, что Ты воздашь мне по делам моим! Псалом Давида, когда преследовал его Авессалом, сын его, 142. 914 1 915 Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, 2 916 И не вступай в тяжбу с рабом Твоим, ибо не в силах оправдаться пред Тобою никто из живых. 3 Ибо враг преследует душу мою; унизил до земли жизнь мою; посадил меня во тьму, уподобив давно умершим. 4 И изнывал во мне дух мой, содрогалось во мне сердце мое. 5 917 Вспоминал я дни древние, поучался деяниями Твоими, творениями рук Твоих назидался. 6 Воздел я к Тебе руки мои; душа моя, как земля безводная, пред Тобой! 7 918 Скорее услышь меня, Господи, изнемог дух мой; не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь нисходящим в гроб! 8 919 Возвести мне наутро милость Твою, ибо я на Тебя уповаю! Укажи мне, Господи, путь, каким следовать мне, ибо к Тебе вознес я душу мою! 9 Избавь меня от врагов моих, Господи, прибегаю к Тебе! 10 920 Научи меня творить волю Твою, ибо Ты Бог мой; Дух Твой благой направит меня в землю правды. 11 Оживишь меня правдою Твоей, Господи, имени Твоего ради, избавишь от печали душу мою; 12 И по милости Твоей истребишь врагов моих, погубишь преследующих душу мою, ибо я раб Твой. Слава: 856 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 . Итак, заметим, возлюбленные, какова слава мятежникам и какой приговор о них. Если возстающий против царей достоин наказания, хотя бы он был сын, хотя бы друг; то во сколько более достоин наказания тот, кто возстает против священников? Ибо во сколько выше священство царства, как подвизающееся о душе, востолько тягостнее накажется тот, кто ему дерзнет сопротивляться, нежели царству. И ни тот, ни другой не останутся ненаказанными. Так, не остались ненаказанными ни Авессалом и Авед–Адан, ни Корей и Дафан, когда вступили в соперничество, первые с Давидом о царстве, а последние с Моисеем о первенстве, и поносили – Авессалом Давида, отца своего, как неправедного судию, говоря каждому: «слова твои хороши, но выслушать тебя и оправдать тебя некому; если бы меня сделали начальником», а Авед–Адан: «нет мне части в Давиде, ни участка в сыне Иессеевом»: явно, что они не терпели состоять под начальством Давида, о котором сказал Бог: «нашел Я мужа по сердцу Своему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все желания Мои», а Дафан и Авирон и кореяне говорили Моисею: «разве мало того, что ты вывел нас из земли Египетской, из земли, текущей молоком и медом? зачем еще ослепил ты глаза наши? и ты еще начальствуешь над нами?» – И собрали против него большое собрание, а кореяне говорили: «неужели только с Моисеем говорил Бог?», зачем он одному Аарону дал первосвященство? «Не всё ли общество ЯХВЕ свято? почему же один Аарон священствует?» А прежде них некто другой говорил: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» 3 . И возстали они на Моисея, раба Божия, кротчайшего из всех и верного, и обезчестили, неблагодарнейшие, столь великого мужа, законодателя, стража, первосвященника и царя, таинника божественных дел, подобно Творцу обнаружившего действенность Творца, кротчайшего, нималейше не надменного, терпеливого, человеколюбивейшего, который праведностью своею избавил их от многих опасностей и освободил их от различных смертей, сделал для народа столько знамений и чудес божественных, который совершил столько славных и чудных дел в благодеяние ему: навел на египтян десять казней, разделил море Суф и поставил воды по правую и по левую стороны наподобие стены, и провел народ по морю, как по сухой пустыне, и погрузил фараона и египтян и всех бывших вместе с ними, который древом усладил для народа источник и из твердой скалы извел ему жаждавшему воду, дал ему с неба манну, а из воздуха мясную пищу, который доставил ему столп огненный для освещения и путеводства во время ночи и столп облачный для осенения от зноя солнечного во время дня, который дал ему Закон Божий, устами и руками и письмом Божиим начертанный на скрижалях каменных, совершенного числа десятословие, с которым беседовал Бог лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим, и о котором сказал Он: «не востало пророка как Моисей».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010