в царской долине. Эта долина находилась, вероятно, где-то в окрестностях Иерусалима ( Быт. 14,17 ). нет у меня сына. Три сына Авессалома, упомянутые, но не названные в 14,27, ко времени воздвижения им стеллы либо еще не родились, либо уже умерли. 18 Ахимаас. Ахимаас уже служил Давиду вестником прежде (15,27.36; 17,15–21) и теперь вновь высказывает желание быть им. 18 не будешь ты сегодня добрым вестником. Как можно заключить из ст. 27, выбор гонца зависел от характера сообщаемого известия. Один и тот же гонец не мог служить для передачи как добрых, так и дурных вестей. Нежелание Иоава отпускать Ахимааса к Давиду продиктовано не только опасениями за судьбу гонца, принесшего плохую весть, но и стремлением скрыть собственную радость по поводу кончины Авессалома (ст. 22). 18 если один, то весть в устах его. Т.е. добрая весть, так как в противном случае гонец был бы не один и не приближался бы столь уверенно и безбоязненно (ср. 19,3: «И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство»). 18 это человек хороший и идет с хорошею вестью. См. ком. к ст. 20. 18 я видел большое волнение... но я не знаю, что там было. Воспользовавшись тем, что он прибыл раньше Хусия, Ахимаас предстает перед Давидом добрым вестником и скрывает от него участь Авессалома, о которой Ахимаас, безусловно, знал (ст. 20). 18 да будет... то же, что постигло отрока. В отличие от Ахимааса, Хусий не пытается скрыть от Давида смерть Авессалома, но сообщает об этом не прямо, а используя распространенный риторический оборот ( 1Цар. 25,26 ), понять который для Давида не составило труда (ст. 33). 18 сын мой Авессалом. Пять раз повторяет Давид «сын мой» и трижды «Авессалом», что свидетельствует о глубине горя, причиненного ему смертью сына (19,4). Невзирая на все зло, которое ему сделал и еще мог бы сделать Авессалом, Давид простил вероломного сына, как прежде простил и оплакал Саула. Глава 19 19 ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих. Горе и отчаяние Давида было бы понятно, если бы он был простым человеком, потерявшим сына, а не царем, одержавшим победу над мятежником. Поэтому Иоав прямо указывает Давиду на то, что его реакция на гибель Авессалома деморализует тех, кто спас ему жизнь и сохранил за ним престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Выслушав женщину, Давид задумался и… пришел к выводу, что судить сына этой женщины за убийство нельзя — хотя бы потому, что братья были в поле одни и у этого преступления нет свидетелей. А значит, невозможно выяснить, напал ли убийца на своего брата первым или действовал в рамках необходимой самообороны; было убийство умышленным или непредумышленным. И потому Давид в присутствии всех, кто в это время сидел в зале царского суда, издал указ, что никто не имеет права поднять руку на сына этой женщины — ни по суду, ни в качестве кровомстителя. Тот же, кто попытается повергнуть сомнению справедливость этого решения, сам будет объявлен преступником и должен будет предстать перед царским судом. И вот тут-то поселянка и заметила, что в таком случае, отказывая в праве своему сыну Авессалому на возвращение в Иерусалим на том основании, что он должен будет предстать перед судом и, возможно, быть приговоренным к смерти… царь нарушает изданный им только что самим указ. Давид снова на какое-то время задумался и понял, что женщина права: казнь Авессалома не вернет ему Амнона, и вместе с тем непонятно, можно ли вообще признать Авессалома виновным в убийстве. В конце концов, убивал брата не он, а его слуги, и то, что они делали это по его приказу, надо еще доказать. Но все свидетели убийства были в тот момент пьяны, а потому вряд ли смогут дать правдивые свидетельские показания… В этот момент Давид наконец сообразил, что эта женщина, скорее всего, подослана Иоавом для того, чтобы он принял прецедентное решение по делу, похожему на дело Авессалома, — и тогда Давид перестанет терзаться сомнениями в том, что, помиловав бежавшего сына, он примет несправедливое и предвзятое решение. Развеселившись, Давид напрямую спросил женщину, не подослана ли она Иоавом, и та не осмелилась солгать: “И сказал царь: не рука ли Йоава с тобою во всем этом? И отвечала женщина и сказала: как жива душа твоя, господин мой царь… действительно раб твой Йоав приказал мне и вложил в уста рабы твоей все эти слова” (И Сам. 14:19).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Горячность любви псалмопевца и царя Давида к своим детям вскрывает такой характерный факт из его семейной жизни. Узнав о смерти сына Авессалома, Давид пошел в горницу над воротами, там закрыл лице свое и до вечера безутешно плакал, повторяя среди рыданий одни и те же слова: «Сын мой, Авессалом! Сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! " 170 Не менее выразительно библейское описание любви братской, дружеской и супружеской. Картина встречи с братьями в Египте Иосифа Прекрасного содержит в себе много чувства и задушевности. При виде братьев Иосиф воскипел к ним любовию и готов был заплакать. Удалив из приемной комнаты посторонних, он громко зарыдал, открылся братьям, кто он, обнимал, целовал их, а Вениамину, единоутробному брату, с плачем пал на шею 171 . По Евангелию, Самому Христу Спасителю были свойственны чувства дружеской любви к праведному Лазарю и его сестрам, жителям иудейского селения Вифания. Находясь среди иудеев, плакавших об умершем Лазаре, Господь не удержался и прослезился 172 . Ветхозаветным образцом горячей дружеской любви могут служить отношения псалмопевца Давида и сына Саулова Ионафана. Ионафан полюбил Давида, как свою душу, – заключил с ним союз о взаимопомощи и клялся ему в верности своей самым фактом дружеской любви. Весть о гибели Ионафана на войне привела Давида в состояние скорбного плача. Проливая обильные слезы о погибшем друге, он повторял слова: »Скорблю о тебе, брат мой Ионафан. Ты был очень дорог для меня. Любовь твоя была для меня превыше любви женской " 173 . Любовь сплачивает друзей единством горячего взаимного чувства, которое уподобляется в Библии по своей силе единовременному чувству семи сыновей к одной своей матери 174 . Еще более пластичны библейские исторические описания супружеской любви – сладостной, сверхвременной, пламенной, длительной, нежной и отображающей себя в жгучих ласках супругов. Патриарх Иаков, полюбивший Рахиль, служил за нее брату ее Лавану семь лет. И они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Женщина предстала пред Давидом в одеждах сетования; пала пред ним на землю и начала вопиять: «Государь! помоги мне». Царь спросил ее: «что тебе нужно?» Она стала говорить: «я вдова. У рабы твоей были два сына, которые, будучи в поле, расссорились, и некому было унять их; так что один из них ударил другого, и этот умер. И вот теперь все родство наше поднялось на рабу твою и требуют: отдай нам убийцу своего брата: мы предадим его смерти, и не посмотрим, что он наследник! Хотят они потушить искру, у меня оставшуюся: так что и имени моего мужа не останется на земле». Царь сказал этой женщине: «ступай в себе домой: я прикажу сделать распоряжение насчет безопасности твоего сына; ни один волос не пропадет с головы его». Фекоитянка стала просить, чтобы царь именем Божиим подтвердил свое обещание. Он поклялся. Тогда она сказала царю: «Государь! позволь рабе твоей сказать тебе нечто». Он отвечал: «говори». Женщина сказала: «изрекая мне это милостивое слово, царь не говорит ли против самого себя? потому что, находясь в тех же обстоятельствах, он не возвращает своего изгнанника. Бог не лишил же его жизни, и не вовсе отринул от Себя изгнанное тобою». Выслушавши Фекоитянку, царь сказал ей: «скажи мне откровенно: не по согласию ли с Иоавом ты говоришь мне это?» Она созналась, что эти слова были ей внушены Иоавом. Тогда царь обратился к Иоаву и сказал ему: «я готов сделать по твоему желанию: ступай же, возврати Авессалома». Иоав пал перед царем и возблагодарил его за эту милость; после этого отправился в Гессур и привел Авессалома в Иерусалим. Царь велел жить ему в своем доме, но не допустил его к себе на лице. Так прошло два года. Тяготясь домашним заключением, Авессалом послал за Иоавом с тем, чтобы просить за себя его ходатайства перед царем. Иоав не пошел. (Конечно, он убедился, что сыну, которого не прощают, не наследовать родительского престола). Авессалом послал за ним в другой раз: он опять не пошел. Тогда Авессалом сказал своим слугам: «видите ли вы поле Иоава, которое рядом с моим; там у него ячмень: подите, запалите его».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«И умилостивился Бог над страною после того», засуха прекратилась и мучительный голод был устранен ( 2Цар. 21:1–14 ). Глава 14. Возмущение Авессалома Та снисходительность, с которою Давид отнесся к своему сыну Авессалому, скоро начала приносить свои печальные плоды. Авессалом был теперь в положении старшего сына и прямого наследника на престол своего отца. Испытанная им мера наказания и теперь возвращенная ему милость отца не произвели никакой благоприятной перемены в его беспокойном, неблагодарном характере, и он начал питать намерения столь же смелые, как и беззаконные и низкие. Уже и раньше в течение тех лет, когда он находился вдали от царского дворца и принужден был жить в изгнании и неизвестности, у него роились дерзкие замыслы. Теперь, когда все это изменилось, он начал видеть, что пред ним открывается прямой путь к осуществлению его честолюбивых замыслов. Быть может он сначала надеялся, что отец примет его в качестве сотоварища по управлению государством; но скоро увидел, что у царя отнюдь не было никакого подобного намерения, и поэтому он всячески стал стремиться к тому, чтобы обратить на себя общее внимание и сделаться наиболее популярною личностью в Иерусалиме. Этому намерению чудесно благоприятствовала и самая его внешность. Столичная чернь всегда склонна увлекаться внешностью, а Авессалом был человек необычайной красоты. «Во всем Израиле не было мужчины столь красивого, как Авессалом, и столь хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы не было у него недостатка». У него были такие роскошные волосы на голове, что каждый год он снимал как бы целое руно, весом в 200 сиклей, по весу царскому. Своим очаровательным обхождением он вместе с тем невольно располагал к себе всех, так что все хвалили его и восхищались им. Но внешняя красота в нем не находила соответствия во внутренней доброте, и под великолепною внешностью билось злое и коварное сердце. Заметив народное к себе расположение, он задумал воспользоваться им для удовлетворения своего необузданного властолюбия и решился овладеть престолом силою даже еще при жизни отца. Пользуясь щедростью своего недостаточно рассудительного в этом отношении отца, он начал обнаруживать в городе такой блеск, какого никогда еще не видано было раньше. Подражая языческим царям в пышности своей свиты, он завел себе колесницы и коней для ежедневного употребления, и, выходя из дворца, всегда имел при себе 50 скороходов. Непритязательный образ жизни Давида был совершенно затенен блеском и великолепием выходов его красавца-сына; придворные льстецы и разные паразиты не замедлили сплотиться вокруг восходящего светила и поддерживали в нем самые необычайный желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Изъяснение псалма 142-го. «Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его». В некоторых списках нашел я слова сии: «егда гоняше его Авессалом сын его»; в еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине; потому что псалом точно такое имеет содержание. Пс.142:1 .   Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей». Правда, что божественный Давид, в наказание за некоторыя свои прегрешения, подпал оным бедствиям, но неправеден, беззаконен и злочестив отцеубийца Авессалом, возжелавший смерти родителю. Посему-то блаженный Давид умоляет Бога, «во истине и в правде» услышать молитву его. Пс.142:2 .   И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. «И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый»; то есть, во истине и в правде умолял я Тебя, говорит Пророк, внять словам моим, не на свою полагаясь правду, но зная беззаконие врагов. Ибо известно мне, что из судилища Твоего никому не возможно выйти невинным. Если правило постановленных Тобою законов приложить к жизни человеческой; никто не окажется жившим по оному. А если предложить еще на среду благодеяния Твои, все блага, какия подавал Ты людям; то какая опять человеческая правда сравнится с Твоими дарами? Пс.142:3 .   Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших. «Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой». Посему умоляю сподобить Меня Твоей истины и правды, не тогда как Ты будешь судиться со мною, но когда будешь осуждать меня и врагов; потому что ими низложен я с царскаго престола, изгнан из отечества. О сем унижении его свидетельствует и история; потому что Давид «идяще босыми ногами, покрыв главу, и плачася» ( 2Цар. 15, 30 ). «Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века». Изгнанный и принужденный проводить время в местах пустынных, ни чем не отличаюсь от мертвеца, заключеннаго во тьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 3-го. Пс.3:1 .  Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. «Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего». Хотя история сия известна более рачительным, однако же перескажу ее кратко для нерадивых. Великий Давид, по совершении онаго сугубаго беззакония, подпал многим и различным бедствиям. Не только соседственные народы подвиглись на противоборство и войну, но и самый дом его дал в себе место мятежу, беззаконие следовало за беззаконием, за непотребством Амнона убийство Авессалома, за братоубийством востание против отца и отпадение подданных. Пока промышляла о Давиде Божественная благодать, ничто это не приближалось к нему. Когда же за учиненное им преступление благодать отступила; порок занял ея место, произвел достойное слез, и произрастил много бедствий. В сие-то время, спасаясь бегством от сына и от тех, которые вместе с этим сыном подняли против него оружие, написал он псалом сей; потому что, по причине принесеннаго им теплаго покаяния, воздействовал в нем тогда Божий Дух. Пс.3:2 .  Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня. Пс.3:3 .  Многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге» «Господи, что ся умножиша стужающии Ми? Мнози возстают на мя». «Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его». Отвсюду нападает на меня много и всяких врагов. Но более огорчают меня насмехающиеся, и утверждающие, что лишен я Твоего промышления. А я знаю, что не потерпишь оставить в небрежении и меня, тяжко согрешившаго. Напротив того, соделавшагося ныне по причине греха униженным вознесешь и покажешь победителем врагов. Ибо сие выразил он, сказав: Пс.3:4 .  Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. «Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою». Не на царство, не на владычество возлагаю я упование, но верую, что Ты – моя слава, и надеюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесен. Пс.3:5 .  Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. «Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша Мя от горы святыя Своея». Посему-то со всем усердием приношу тебе моление, зная, что вскоре исполнишь сии прошения. Под воззванием должно разуметь здесь не глас и не вопль, но душевное усердие. Ибо блаженному Моисею, хотя он и молчал, так говорил Бог всяческих: «что вопиеши ко Мне?» ( Исх.14:15 ), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы. Сказано же: «услыша мя от горы святыя Своея», сообразно с принятым в древности мнением. Ибо тогда думали, что Бог всяческих обитает в скинии; потому что там давал и ответы иереям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ложусь я, сплю и встаю: Ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, Которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; Сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение, Над народом Твоим благословение Твое» 89 . Авессалом между тем с своими последователями вступил в Иерусалим спустя лишь несколько часов после удаления Давида, и принят был неверным народом со всеми выражениями радости и восторга. Вступление это совершилось без всякого противодействия, и Авессалом сразу же направился в царский дворец для принятия почестей и поздравлений от своих приверженцев. Среди тех, которые прибыли поздравить узурпатора, явился и мудрый Хусий, игравший назначенную ему роль, и в ответ на естественный вопрос Авессалома, почему он оставил его отца, отвечал, что он считает своею обязанностью повиноваться царствующему, а не низверженному государю, и что он желает быть верным служителем нововоцарившегося государя и как служил отцу, так теперь будет служить и сыну. Авессалом, который сначала чувствовал некоторое противоречие в присутствии этого доброго человека среди его распутных последователей, легко поверил этим заявлениям, которые чрезвычайно льстили его честолюбию, и отнесся к возгласу Хусия: «да живет царь!», как к сердечному выражению действительной преданности ему. Такая хитрость, к какой прибегал Хусий, была совершенно в духе того времени; она подсказана была ему самим Давидом, и практиковалась даже не раз в христианских государствах; и хотя мы не можем считать ее особенно похвальною в нравственном отношении, так как с христианской точки зрения делу Божию никогда нельзя служить посредством лжи, однако же мы должны судить о действиях исторических деятелей при том свете, который находился в их собственном распоряжении, а не измерять их с точки зрения нравственности, которая была еще неизвестна им. – Теперь естественно возникал вопрос: какие же лучше всего предпринять меры, с целью возможно лучше воспользоваться теперешним положением и обеспечить плоды бескровно достигнутой победы? Замечательно, что при этом среди мятежников не было ни малейшей мысли о том, чтобы обратиться за советом к Богу: последователи Авессалома, очевидно, отнюдь не отличались никакою религиозною ревностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Помилуй меня, и услышь молитву мою. Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его. Ты исполнил сердце мое веселием, С того времени, как у них хлеб, и вино, и елей умножились. Спокойно ложусь я и сплю: Ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности 90 . Кроме этих богатых граждан Галаада, в Маханаиме к царю присоединилось и много других жителей, которые не увлечены были мятежем. И из других колен многие, по здравом обсуждении дела, видели причину сомневаться в пользе и успехе восстания Авессалома и, раскаиваясь в своем временном отступничестве, возвращались к Давиду и увеличивали ряды его войска, которое к этому времени возросло уже до нескольких тысяч человек. Между тем Авессалом был торжественно помазан царем в Иерусалиме и, пользуясь своею властью, спешил стянуть вокруг себя всех израильтян и собрать громадное, хотя бы и не дисциплинированное войско, достаточное, как ему казалось, простою своею численностью сокрушить всякое противодействие. По скоро случилось событие, набросившее первую мрачную тень на все дело восстания. Авессалом потерял своего главного советника, Ахитофела. Этот хитрый и честолюбивый человек, который, поддерживая дело узурпатора, стремился к своим личным целям, увидав свой совет отвергнутым и свое влияние поколебленным, сразу же понял, что все дело погибло. В крайнем огорчении он поспешно оставил двор, возвратился в свой город, привел в порядок свои хозяйственный дела, и, подобно своему отобразу, новозаветному Иуде, добровольно повесился. Но из-за этого нельзя было опускать рук. Нужно было назначить полководца над всем собравшимся войском. Иоав и Авесса находились с Давидом; вследствие этого, Авессалом выбрал некоего Амессая, который находился в таком же родстве с Давидом, как и они, будучи сыном Авигеи, сестры Саруиной. Отец его был измаильтянин, по имени Хефер, из Изрееля. Как хорошо известный и испытанный воин, Амессай, самым своим родством с царственным домом, усиливал уверенность, с которою к нему вообще относились, и нельзя было избрать лучшего главнокомандующего, чем каким был он.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Помилуй меня потому, что я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Помилуй меня потому, что Ты любишь истину. Помилуй меня потому, что это Тебе легко сделать, – скажи слово – и я чист. – Помилуй меня, обрадуй меня, отврати лице Твое от грехов моих, – сотвори во мне сердце чистое и пересоздай дух мой. Помилуй меня, пощади меня, не отринь меня. Избавь меня от крови – и раскрой чрез это уста мои, чтобы я имел право учить других и приносить Тебе чистейшие жертвы. Помилуй и гору Сион и град Иерусалим и все царство мое.» Вот краткое изложение той пламенной молитвы, которая излита во время покаяния и сокрушения Давида о грехах его. Семь дней – день и ночь – вопиял Давид ко Господу словами молитвы сей, и Господь услышал вопль души его. Он узнал о смерти младенца, – и прекратил свой плач, сбросил с себя рубище, отряс пепел, которым посыпал главу свою, успокоился душою, облекся опять в ризу царскую и стал подкреплять себя пищею. Он вымолил себе право на жизнь, и временную и вечную, ему уже обещанную через пророка; но не вымолил продолжение жизни младенцу, в беззаконии рожденному. Как бы так сказал Давид в свое утешение: «мертвому младенцу уже не возвращаться ко мне; а скорее придется мне к нему отойти». Исполнилось слово пророка. Покаяние Давида спасло его самого от преждевременной смерти; но не переменило определения Божия. Если бы он прежде времени, тотчас после греха, покаялся, то приговор был бы или отменен, или смягчен; но как он не сам раскаялся, а его побудил к раскаянию Сам Бог чрез пророка, то определение Божие осталось неизменным. Чем согрешил Давид, тем самым и наказан: Давид впал в грех прелюбодеяния, – вскоре и сын его Амнон впал в тот же грех с родившеюся от Давида сестрою. Давид убил Урию, – Авессалом, сын его, убил брата своего Амнона. Но этого мало: Авессалом воцарился в Хевроне, заставил отца своего Давида спасаться бегством по пустыням, и чрез то допустил Семею, Саулову родственнику, бросать в Давида камнями. Авессалом обесчестил потом в Иерусалиме пред очами народа всех жен отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010