Иисус Христос еще не вошел в селение, как Марфе кто-то сообщил об Его прибытии. Не говоря ничего, она тотчас отправилась навстречу и, найдя Его за селением сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и ныне знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог», прибавила она, не решаясь высказать мысль свою о возможности великого чуда воскрешения мертвого. «Воскреснет брат твой», сказал Господь. «Знаю», отвечала Марфа, «что воскреснет в воскресение в последний день. «Я есмь воскресение и жизнь; кто верует в Меня, если и умрет, оживет», сказал Господь: «втеруешь ли сему?» Марфа отвечала: «да, Господи! Верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир». Иисус Христос велел призвать Марию. Марфа пошла и сказала ей тайно, что Учитель здесь изовет ее. Мария тотчас пошла, а за ней пошли и собравшиеся друзья, полагая, что она идет плакать ко гробу Лазаря. Увидав Господа, Мария со слезами упала к ногам Его и сказала: «Господи, когда бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Глядя на плачущую Марию, плакали и другие иудеи, возскорбел духом и Господь и, спросив: «где положили его?» – прослезился и Сам. «Смотрите», говорили в народе «как Он любил его», а другие прибавляли: «если Он отверз очи слепому, то ужели не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Между тем Господь направился к тому месту, где был погребен Лазарь. Как и большая часть гробниц въ Палестине, гробница Лазаря представляла искусственное углубление, вход в которое закрыт был большим камнем. Господь велел отнять камень. Марфа с безпокойством сказала, что уже четвертый день, как брат ее умер и уже есть запахи начавшего разлагаться тела. «Не сказал ли Я тебе», ответил Господь «что если веруешь, узришь славу Божию». Камень был отнят. Господь молился: «Отче! хвалу Тебе воздаю, что услышал Ты Меня; и знал Я  что всегда Меня услышишь, но народа ради, окрест стоящаго, сказал, да уверуют, что Ты послал Меня».Окончив молитву и обративши взор к открытой пещере, Онь громко возгласил: «Лазарь! гряди вон». И умерший тотчас вышел, как был положен, обвитый погребальными полотнами. «Развяжите его», сказал Господь «и оставьте идти». Многие из иудеев тут же уверовали в Иисуса Христа, а другие поспешили уведомить о случившемся начальников иуудейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Иуда был сребролюбив и страст к деньгам сделала его вором. В его голове быстро промелькнула мысль, что если бы такое дорогое миро было отдано в пользу общины апостолов, он сумел бы извлеч от продажи его немалую выгоду для себя. Свою мысль он высказал и прочим ученикам придав ей другой оттенок: к чему такая трата? говорил он: не лучше ли продать бы это муро за триста динариев и деньги раздать нищим? Слова Иуды показались апостолам справедливыми, но Иисус Христос посмотрел на дело совершенно иначе. Он сказал: «Оставьте ее; нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где проповедано будет Евангелие сие, во всемъ мире, сказано будет в память ея, и о том, что сотворила она». Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. (Мф. 21:1–17; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–44; Ин. 12:12–18) На Пасху богомольцы приходили в Иерусалим за несколько дней до начала торжеств, чтобы удобнее разместиться и не спеша приготовиться к великому празднику. Когда, за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос пришел в Вифанию, весть о Его прибытии быстро распространилась среди народа и возбудила оживленные толки. Всем хотелось видеть великого Пророка из Галилеи, совершившего столько чудес и еще так недавно воскресившего из мертвых Лазаря. Последнее чудо особенно было поразительно и народ толпами шел в Вифанию смотреть и Воскресившего и воскрешенного. Когда на другой день Иисус Христос направился в Иерусалим, Его окружило великое множество народа, все увеличивавшееся по мере приближения к городу. Иисус Христос всегда ходил пешим, но теперь Он вступал в святой град как Мессия и пожелал придать своему шествию особую торжественность. Подозвав двоих учеников, Он послал их в близ лежащее селение Вивфагию и сказал, что при входе они найдут привяванных ослицу и молодого осла, еще ни разу не бывшего в работе. «Отвязав, приведите Мне», сказал Господь «и если кто скажет вам что, отвечайте, что Господь их требует, и тотчас отпустит их». Ученики пошли и исполнили все так, как сказал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Иуда съел поданный кусок и, ожесточенный, удалился. Ученики не знали истинных намерений предателя и думали, что он пошел исполнить какое-либо поручение, данное Господом. Была уже ночь, когда Иуда удалился. Вечеря приходила к концу. Иисус Христос взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «приимите ядите: Сие есть тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Потом взял чашу с красным вином, разбавленным водой, и подал ее ученикам со словами: пийте от нея вси: сие есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите», прибавил Госиодь, «в Мое воспоминание». В благоговейном безмолвии вкусили ученики тела и крови Господа. «Дети!»  сказал Господь, «еще с вами мало Мне быть. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга; о сем уразумеютъ все, что Мои ученики вы, когда любовь иметь будете между собою». Петр спросил: «Господи! куда идешь Ты?» «Куда Я иду», отвечал Господь, «ты не можешь ныне по Мне идти; а после по Мне пойдешь». «Господи!» продолжал Петр «зачем не могу я ныне по Тебе идти? ньне душу мою за Тебя положу». «Душу ли твою за Меня положишь? Истинно говорю тебе: не возгласит петел, как отречешься ты от Меня трижды», отвечал Господь. «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», с живостью воскликнул Петр. Тоже повторили и другие ученики. Господь стал говорить ученикам об ожидающих их опасностях, но они понимали Его не достаточно ясно, и Он прервал свою речь. Вечеря кончилась, но Господь оставался в горнице. Он в последний раз был вместе с учениками и желал сказать им Свое прощальное слово. Прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками. (Ин. 14–16). Когда Пасхальная вечеря кончилась, Господь начал Свою прощальную беседу с учениками. «Да не смущается сердце ваше», говорит Он «веруйте в Бога и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. Когда бы не так – сказал бы вам: иду уготовать место вам. И когда пойду и уготовлю место вам, опять прийду и возьму вас к Себе, да будете и вы там, где Я. И куда иду Я, вы знаете, и путь знаете».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Кедр Кедр ( II Цap. II, 7 ) – одно из наиболее ценных и величественных деревьев восточных лесов, из породы хвойных, или вечнозеленых. Оно растет в высоту от 70 до 80 англ. футов. Ветви его густы, длинны и поднимаются почти горизонтально от самого ствола, имеющего иногда в обхвате от пяти до шести сажен ( Ueз. XXXI, 3, 6, 8 ). Ствол кедра красноватого цвета, и дерево несколько горьковато на вкус, отчего насекомые редко портят его и вследствие чего оно отличается особой твердостью и по свидетельству естествоиспытателей растет иногда свыше 2 000 лет. Кедры всегда употреблялись для богатых и ценных построек. Горы Ливанские славились некогда своими кедрами высокими. Но как удивительно исполнилось пророчество пр. Исаии относительно кедров Ливанских! И остаток дерев леса его, говорит он, так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись ( Ис. Х, 19 ). Кедры преимущественно растут в настоящее время в так называемой кедровой роще, в двух днях пути от Бейрута, и затем в различных частях Ливанских гор. Каждый читатель Библии нередко может встретить в ней частые и весьма поэтические указания на кедры, на этих поистине величественных представителей царства растительного. Они невольно поражают его воображение впечатлением громадной высоты, симметрии, толщины и благовония. Насыпаются древа Господа, говорит Псалмопевец, кедры Ливанские, которые Он насадил ( Nc. VIII, 16 ). Кедр принадлежит к разряду хвойных вечнозеленых деревьев: Праведник цветет, как пальма, свидетельствует он в другом месте, возвышается подобно кедру на Ливане ( Nc. XCI, 13 ). Длинные ветви кедра придают ему величественный вид и доставляют обильную тень и прохладу ( Иез. ХХХ, 3, 7 ). Кедр от своей благовонной смолы издает особенное благоухание и наполняет оным все горы Ливанские. Потому-то пр. Осия и говорит следующее о Господе: Я буду розою для Израиля, он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него как от Ливана ( Oc.XIV, 6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Когда обратное шествие с источника следовало около Христа, Он встал и громко воекликнул вслух всего народа, что кто жаждет, пусть идет к Нему и пьет живую воду божественного учения. И всякий верующий в Него, сам сделается источником этой живой воды. Видя, что Иисус Христос говорит безбоязненно, народ стал тоже высказываться вслух. Одни называли Его пророком, другие готовы были признать Его Мессией, но их смущало, что Он из Назарета, а не из Вифлиема. Всем казалось удивительным, что начальники не запрещают Ему говорить. Высказывалось даже предположение, не уверовали ли они сами в Него? А священники и книжники, сами не имевшие смелости поднять рук на Иисуса Христа, выслали служителей с приказанием взять Его. Но посланные не исполнили приказа и в свое оправдание откровенно заявили, что были поражены словами Христа:                      «никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Начальники дали им строгий выговор за ослушание и с упреком сказали: ужели и вы прельстились? уверовал ли в Него кто из фарисеев? напротив, один только народ, невежда в законе, – проклят он. Никодим, тайный ученик Господа, нерешительно заметил, что закон не дозволяет осуждать человека прежде, чем выслушаютъ его и подробно разузнают об его поступках, но упреки и насмешки послышались со всех сторон: «Уж и ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидиш, что из Галилеи не бывало пророка». В своем озлоблении книжники забыли, что пророки не все были из Иудей, а были и из Галилеи. Иисус Христос удалился из Иерусалима через Елеонскую гору в небольшое селение Вифанию. Пребывание Иисуса Христа в Вифании, в доме Лазаря и сестер его. (Лк. 10:38–42). Вифания находилась в очень недалеком расстоянии от Иерусалима, на восточном склоне Елеонской горы. В этом селении, в доме Лазаря и двух сестер его Марфы и Марии, Иисус Христос часто имел пребывание в последнее время перед Своими страданиями. Господь любил это благочестивое семейство, которое со своей стороны питало к Нему глубокое благоговение. Обе сестры всегда с радостью встречали Христа: Марфа тотчас начинала хлопотать об угощении, а Мария стремилась слушать учение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Когда потом пришел Фома и ему разсказали о явлении Воскресшего, он решительно отказался верить, сказав: «если не увижу на руках Его раны от гвоздей, и не вложу в раны перста, и не вложу руки моей в ребра Его – не поверю». Прошло семь дней. Апостолы, как и прежде, были все вместе. На этот раз с ними был и Фома. Страх пред начальниками иудейскими заставлял их быть осторожными и держать двери на запоре. Как и в первый раз, Господь внезапно явился среди них и сказал: «мир вамъ!» После этого он обратился к Фоме и сказал: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверен, но веруй». «Господь мой и Бог мой!» воскликнул Фома. «Потому ты поверил», сказал Господь, «что видел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Явление Иисуса Христа ученикам в Галилее. (Мф. 28:16–20; Мк. 16:15–18; Ин. 21:1–23). После воскресения Христова апостолы некоторое время оставались в Иерусалиме, а потом пошли в Галилею, как повелел им Господь. Когда они подходили к горе, которая была указана Господом, Он Сам встретил их. Одни из апостолов поклонились Ему, как Богу, а другие усомнились воздать Ему Божескую почесть. «Дана Мне всякая власть на небеси и на земле», сказал Господь: «вы же идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и се, Я с вами есмь во все дни до скончания века». В Галилее Господь неоднократно являлся апостолам и другим верующим и беседовал с ними о Царствии Боижием. Одно явление было на берегу Галилейского озера. Дело происходило так. Петр с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведея, а также Фома, Нафанаил и некоторые другие апостолы пошли на озеро ловить рыбу. Целую ночь они трудились, но ничего не поймали и с наступлением утра, поплыли к берегу. На берегу стоял Господь. «Дети!» сказал Он: «есть ли у вас что съестное?». Апостолы не узнали Его и кратко ответили, что съестного ничего у них нет. Господь велел им закинуть сеть справа от лодки. Сеть была закинута и сейчас же наполнилась рыбой. Улов оказался так велик, что сеть не могли вынуть из воды и потянули ее к берегу.             

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Когда и при каких обстоятельствах было это явление – евангелисты не передают. Очень вероятно, что Господь явился Петру вскоре же после явления Своего муроносицам, и может быть тоже в саду Гефсиманском. Выслушав о явлении Господа Петру, Лука и Клеопа рассказали, что произошло с ними в дороге и как узнали они Господа при преломлении Им хлеба. Явление Иисуса Христа апостолам в Иерусалиме. (Мк. 16:  14; Лк. 26; 36–48; Ин. 20: 19–29). Вечером того дня, в который воскресший Господь явился женам-мироносицам, апостолы, собрались все вместе. Не было одного Фомы. Во время вечерней трапезы, когда они возлежали за столом, внезапно Сам Иисус Христос стал посреди их и сказал: «мир вам!» Между апостолами пред этим шел разговор о явлениях воскресшего Господа, бывших в тот день, тем не менее, при виде Его Самого стол внезапно, когда в двери никто не входил и они оставались на запоре, им стало страшно. Они подумали, что видят дух Его. «Что смущены вы и почто помышления входят в сердца ваши?» сказал Господь: «осяжите Меня и смотрите: дух плоти и костей не имеет, как у Меня видите». С этими словами Он показал им язвы на руках и на ногах и рану в ребрах. Собственными глазами апостолы убедились, что пред ними не дух, а Сам Господь их и Учитель. Радость была столь велика, что они боялись верить даже собственным глазам. Чтобы не оставить в них ни малейшего сомнения въ Своемъ воскресенш, Господь потребовалъ, чтобы Ему дали какой-либо пищи, какая найдется. Ему подали печеной рыбы и сотового меда. Он взял и ел. Сомнений больше не могло быть: пред ними был Господь. Господь сказал: «Я говорил вам, еще быв с вами, что подобает совершиться всему, написанному в Законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах о Мне». И апостолам вдруг стали ясны и понятны все пророчества о Спасителе. Господь продолжал: «так писано, и так подобало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день». При этом Он дунул и сказал: «примите Духа Святаго: кому отпустите грехи, отпустятся им, на ком оставите, останутся». После этих слов Господь вдруг стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Которых Ты дал... т.е. отделил от неверуюшего мира и сделал Моими ближайшими учениками. Они были Твои... По особенному нравственному настроению их духа. Ты дал их Мне... Чрез привлечение и нравственное научение. Ныне уразумели..., что все дело совершаемое их Учителем, в мире, есть дело божественное, Богом Отцем определенное и по сему определению Сыном исполненное. Средства, какими достигли они такого уразумения суть – со стороны Самого Господа то, что учение, принятое Им от Отца, Он передал им, а со стороны их то, что они приняли это учение с верою и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что – Я Мессия. Я о них молю. Сын молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия. Ты дал их Мне. Можешь ли же не взять их под особенное Твое охранение и попечение? Но тем не менее­ однакоже они Твои, потому что все у Нас с Тобою одно и общее. Человек может сказать Богу: все мое Твое, но только Сын может сказать все Твое – Мое. Наконец, отныне они носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения. Я прославился в них, в их деятельности на земле. Господь духовно созерцает их деятельность, как бы совершающеюся или совершившеюся уже и законченною. Я уже не в мире. Господь в духе представляет свое дело на земле как бы уже совершившимся, оконченным. За сим, с воззванием Отче святый изрекается самый предмет молитвы об учениках. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом, греховном мире, ученики имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный соблюл их чистыми и святыми в мире. Соблюди их во Имя (точнее – в имени) Господь молится, чтобы ученики Его по-особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, что бы ложь мира их не колебала, и чтобы оставались они среди этого нечистого, грешного мира чистыми и святыми. Цель и следствие такого соблюдения, что бы они были едино, как и мы, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Кузнец приготовлял пилу, обделал ее при помощи угольев и молота и работал сильною рукою своею. Он будет голодать и ослабеет, не будет пить воды и утомится. Плотник натянул шнур, обделал его [дерево] стругом, обработал посредством наугольник и округлил посредством циркуля и выделал образ мужа, как бы знатного человека, живущего в доме. Он нарубил кедров, принес ясень и дуб, стоявший между деревьями в лесу. Он насадил сосну, которую возрастил дождь, и служила она для людей топливом; [часть] из того он брал и нагревался, поджигал, и пек хлебы. Из остального же сделал бога и поклонялся ему, сделал идола и повергался пред ним. Половину его сожег на огне, а половиною варит мясо для еды. Он сварил кушанье, и насытился, и нагрелся и сказал: ах, я согрелся, я видел огонь. А из остатков от того сделал бога и идола себе: повергается пред ним и поклоняется ему и молится говоря: спаси меня, ибо ты бог мой. Они не знали и не разумели, ибо залеплены глаза их, чтобы они не могли видеть, и чтобы они не разумели сердцем своим. Они не помышляют в уме своем и не знают и не имеют смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и пек хлебы на угольях его; я жарил мясо и ел, а из остатков от того сделаю идола, наперед обрублю древесный пень; часть его обрамлена в пепел: неразумное сердце поклонялось [или будет поклоняться] ему; и не избавил [или не избавит] он души своей и не скажет: сильный обман в правой руке моей. После прославлении апостолов, призвания язычников, пришествия Спасителя и излияния Духа Святого, которого обещал [Он] даровать всем верующим, когда, смотря по различию заслуг, один скажет: я Господень; другой будет призывать именем Иакова; иной будет писать рукою своею, что он Господень, и не смотря на свое происхождение из неверующего общества язычников, будет прозываться именем Израиля, так что будет почитателем единого Бога: начинается другой отдел (περικοπ), который весь мы изложили вместе, чтобы не прерывать связи одной мысли. А так как [перевод] Семидесяти в этом отделе, за исключением немногих слов, не отличается от еврейского, то мы ограничились нашим изданием, поняв которое можно знать и прочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«На дворе был разведен костер, около которого грелись воины и слуги. Холод весенней ночи заставил и Петра подойти к огню. Одна рабыня, привратница, увидев его, спросила, не из учеников ли он Иисуса? Петр промолчал. Женщина продолжала утверждать, что он был с Иисусом Галилеянином. Петр отрекся, говоря, что не знает Иисуса, и поспешил скрыться в тени притвора. Когда, спустя некоторое время, он опять подошел к огню, женщина снова увидала его и стала говорить окружающим, что он был с Иисусом. Петръ уже с клятвой вторично отрекся от Христа. Тут выступил один из рабов, родственник того самаго Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал, что и он припоминает, что видел его при выходе из Гефсиманского сада. Напрасно Петр уверял, что он не был в саду, ему не верили, да и реч его обличала в нем галилеянина. В сильном замешательстве Петр начал божиться и клясться, что он совсем не знает Иисуса. В это время послышалось пение петуха. Петр оглянулся, и взгляд его встретился со взглядом Господа, выводимого из первосвященнического дома. Мгновенно припомнились Петру слова Господни, что не пропоет петух, как он уже отречется от Него трижды. Мучимый стыдом и раскаянием, он вышел со двора и горько плакал. Погибель Иуды. (Мф. 22:3–10). Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял свою ошибку, понял, что его мечты об ожидаемых выгодах в царстве Мессии не осуществятся, что он напрасно погубил Неповинного. На предателя напало глубокое отчаяние. Он пошел к первосвященникам, чтобы возвратить полученные сребреники, но те не приняли их. Они не хотели осквернять рук деньгами, имевшими такое постыдное назначение, и на слова Иуды, что он согрешил, предав кровь неповинную, отвечали с холодным пренебрежением: а нам что до того? ты сделал, ты и в ответе. Иуда бросил сребреники на пол и в отчаянии пошел и удавился. Первосвященники не решились вложить брошенные деньги в сокровищницу храма, как нечистые, и употребили их на покупку земли для погребения странников, так как в устройстве такого кладбища была настоятельная потребность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010