Господь ответил, что самаряне почитают свою гору без достаточных оснований, а Иудеи покланяются в Иерусалиме на основании Божественных обетований. «Но»  –  сказал Он «грядет час и настал уже, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною. Бог есть дух, и кто поклоняется Ему, должен поклоняться и истиною». Самарянка не возвысилась до этих высоких понятий. Ее опечалило, что Христос отдает предпочтение Иерусалиму, и в тоже время ей стало ясно, что решение вековых споров иудеев с самарянами можетъ дать один Мессия. «Я знаю» –  сказала она «что придет Мессия; когда Он придет, Он возвестит нам все». Господь прямо сказал ей, что Мессия пришел и в эту минуту говорит с ней. Женщина ничего не сказала и, бросив водонос, побежала в город. Между тем возвратились ученики и крайне удивились, видя Иисуса Христа, беседующего с самарянкой. Но никто из них не осмелился высказать Ему какое-либо замечание. Они предложили Ему пищу, но Он не принял, сказав: «пища Моя – творить волю Пославшаго Меня и совершить дело Его». В это время на полях показались толпы народа – это самаряне спешили увидеть Иисуса Христа, об удивительных словах Которого поведала им женщина. Смотря на эти приближающиеся толпы, так стремительно шедшие слушать слово Божие, Господь сказал ученикам: «не вы ли говорите, что еще четыре месяца и наступит жатва? И Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве?» Действительно, жители самарянскаго города оказались очень восприимчивыми к Слову Божию. Никакого чуда Господь не совершил пред ними, а многие уверовали в Него, благодаря лишь свидетельству женщины об Его всеведении. А в течение двух дней, что пробыл у них Господь по их просьбе, уверовало в Него еще более народу. «Уже не по твоим речам веруем, говорили женщине, а потому, что сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира – Христос». Иисус Христос после этой остановки отправился далее, в Галилею. Исцеление сына царедворца и расслабленного в Капернауме. (Ин. 4:46–53; Лк. 5:17–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Господь открывает людям, что все они без различия  – братья между собой, так как все – дети одного Отца Небесного; все они одинаково дороги Ему. Между братьями не должно быть врагов, все должны любить друг друга и взаимно помогать, всегда имея пред собой, как высочайший идеал, безконечное совершенство Отца Небесного. «Любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, добро творите ненавидящим вас и молитесь за творящих вам напасть и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небеснаго. Он благ и к неблагодарным и злым, солнцем своим сияет и на злых, и на благих и дождь посылает на праведных и на не праведных. И если вы любите любящих вас, какая вам награда? И если приветливы только к друзьям вашим, что творите особливое? Не то ли же и язычники творят? Будьте же вы совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Г. Учение о милостыне, о молитве и о посте. Раввины высоко ставили милостыню, но они неправильно думали, что милостыня сама по себе, независимо от побуждений творящего ее, составляет заслугу пред Богом. Поэтому считалась добродетелью всякая, даже такая милостыня, которая подавалась лицемерно, с целью получить лишь награду от Бога и похвалу от людей. Некоторые раздавали милостыню нарочно на людных улицах и площадях, чтобы прославиться своей щедростью. Господь осудил это лицемерие. Значение милостыни Он определил не количеством ее, а искренним расположением сердца благотворителя. «Внемлите» – сказал Он «милостыни ваши не творите пред человеками, чтобы видели вас; иначе мзды (награды) не будет вам от Отца вашего Небеснаго. А когда творишь милостыню, пусть шуйца (левая рука) твоя не ведает, что творит десница (правая рука) твоя, да будет милостыня твоя в тайне; и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно». Не менее чем милостыня, нуждалась в обновлении и сама молитва . Фарисеи как благотворили, так и молились напоказ. Они старались о том, чтобы в часы, назначенные для молитвы, быть на народе и публично показать свою набожность, с каковой целью удлиняли свои молитвы и в синагогах занимали самые видные места.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Дорогой, когда они разговаривали между собой о событиях последних дней, к ним присоединился Спутник. Вслушиваясь в разговор, Он спросил, о чем они рассуждаютъ и отчего так печальны? Клеопа удивился, что Он не знает, что произошло в эти дни в Иерусалиме, и на вопросъ что же именно произошло, вместе с Лукой стал рассказывать об Иисусе Назарянине. Они говорили, что это был пророк, муж сильный делом и словом пред Богом и всеми людьми, рассказали, как архиереи и старейшины осудили Его на смерть и как распяли Его. «А мы было надеялись», говорили они «что Он пришел избавить Израиля; но вот уже третий день ныне, как все то было. Но и жены некие из наших ужаснули нас, бывшие рано у гроба: они не нашли тела Его и, придя, говорили, что видели Ангелов, сказавших, что Он жив. И пошли иные из нас ко гробу и нашли все так, как и жены говорили; Самого же не видели». Спутник сказал, что так и подобало пострадать Христу и войти в славу Свою. Он стал приводить им слова пророков, начиная с Моисея, которые предсказывали о Мессии, что именно чрез страдания Он войдет в славу Свою. Речь Спутника так была жива и убедительна, что Лука и Клеопа почувствовали к Нему благоговейное почтение. В разговорах незаметно подошли к Еммаусу. Заметив, что спутник намеревается идти далее, они стали Его приглашать остаться с ними, так как становилось уже поздно и день клонился к вечеру. Спутник согласился и вошел с ними в дом. Когда был приготовлен ужин, и все трое возлежали за столом, Он взял хлеб, благословил, преломил и подал Луке и Клеопе. К величайшему их удивлению все это Он делал именно так, как делал Иисус Христос. Изумленные, всмотрелись они в Него и еще более удивились, увидав, что это Сам Господь. Лишь только они узнали Его, Он стал невидим. Тотчас встали они из-за стола и, не смотря на наступпвший вечер, пошли обратно в Иерусалим. В Иерусалиме они застали апостолов и других учеников Христовых всех вместе. Между ними шел оживленный разговор о том, что Господь действительно воскрес и явился Симону-Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Если не умою тебя, не будешь иметь части со Мною», сказал Господь, и Петр сейчас же изменил свое решение; «Господи!», сказал он «не ноги мои токмо, но и руки, и главу». «Омовенному нужно только ноги умыть, весь же он чист», сказал Господь и прибавил, обращаясь ко всем: «и вы чисты, но не все». Это быль намек предателю, что его замысел известен Господу. Когда омовение ног было кончено, Иисус Христос надел верхнюю одежду и, заняв Свое место за столом, сказал: «знаете ли что сотворил Я вам? Вы зовете Меня Учителем и Господом, и правду говорите: таков Я есмь. Итак, если Я умыл ноги ваши, Господь и Учитель, и вы должны друг другу умывать ноги; образ дал Я вам, чтоб и вы поступали так же, как Я сотворил вам». Вечеря началась. Присутствие предателя и его лицемерное смирение возмутило дух Господа, и Он сказал прямо: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Ученики уже не в первый раз слышали, что в среде их скрывается предатель, но их пламенная любовь к Господу была так велика, что они не допускали возможности такого злого умысла. Полагая, что Господь разумеет какое-нибудь неосторожное слово или необдуманный поступок одного из них они начали один за другим спрашивать: «не я ли, Господи?» Иисус Христос сказал: «кто омочит со Мною руку в блюдо, тот предаст Меня; но Сын Человеческий идет, как писано о Нем; горе же человеку тому, кем Сын Человеческий предается; лучше было бы, когда бы не родился человек тот». Ученики поняли, что Господь говорит об умышленном предательстве и с тревогой начали переговариваться, кто же из них может стать предателем? Петр не мог оставаться в тяжелой неизвестности и дал знак Иоанну, возлежавшему около Христа, чтобы сиросил Его, кто предатель? Иоанн спросил, и Господь ответил, но так тихо, что другие ученики не слыхали Его слов: «тот, кому Я, омочив хлеб, подам», и омочив кусок хлеба, подал его Иуде Искариотскому. «Не я ли, Учитель?» спросил предатель, принимая кусок и видя, что все взоры устремлены на него. «Ты сказал», попрежнему тихо ответил Господь и громко прибавил: «что творишь, твори скоро!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Еще много имею сказать вам; но не можете вместить ныне. Когда же придет Дух истины – наставит вас на всякую истину. Еще мало, и не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня; ибо Я иду ко Отцу. Вы печаль имеете ныне , но Я опять увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отъимет у вас. Доселе не просили вы ничего во имя Мое; просите и приимете, да будет исполнена радость ваша. Я все в притчах говорил вам, но приидет час, когда уже не притчами буду говорить вам, но явно об Отце возвещу вам. И Сам Отец любит вас, ибо вы Меня возлюбили и уверовали, что Я от Бога исшел. Исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир, и иду ко Отцу». Ученики сказали, что они теперь веруют, что Он исшел от Бога. «Ныне ли веруете?» сказал Господь: «се, грядет час, и настал уже, что вы разсеетесь каждый в свою сторону, и Меня одного оставите; но Я не один: Отец со Мною. Сие сказал Я вам, да во Мне мир имеете. В мире скорбны будете, но мужайтесь: Я победил мир». . Первосвященническая молитва Иисуса Христа. (Ин. 17) Час страданий приблизился. Как великий Первосвященник, приносящий искупительную жертву за все человечество, за весь мир, Иисус Христос возвел очи на небо и молился Отцу Небесному: «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, как Ты даль Ему власть над всякою плотию, да всему,что Ты дал Ему, дастъ Он жизнь вечную; сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго Истиннаго Бога, и Того, Кого послал Ты, Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земли, дело совершил, что Ты дал Мне да сотворю. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, что имел Я у Тебя прежде бытия мира. Явил Я имя Твое человекам, их же Ты дал Мне, от мира и они уразумели, что Я от Тебя исшел, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, кого Ты Мне дал, ибо Твои они суть. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, да будут едино, как Мы. Когда был Я с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; кого Ты далъ мне, сохранил, и никто из них не погиб, только сын погибельный, да сбудется Писание 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Золотые ворота» Иерусалима, как и «Золотые ворота» Царьграда, имеют свою легенду. Древнее пророчество гласит, что через них должен пройти христианский царь, который освободит от Магомета гроб Спасителя и город Давида. Оттого магометане боятся держать их открытыми и заложили камнями. Время это может быть, ближе, чем думают турки и нужно только изумляться, как взаимная ненависть христианских народов мешает им до сих пор отобрать святой город христианства из рук его исконных врагов. Когда придет час, конечно, камни «Золотых ворот» не удержат того христианского царя, которому легенда пророчит освобождение Давидова города... XII. Долина смерти «Геенна огненная». – «Акелдама», земля крови. – Гробница пророка Исайи. – Купель Силоамская. – „Гора соблазна». – Поэзия «песни песней». – Русская баба в гробнице фараоновой дочери. – Мавзолей Авессалома и памятник долины Иосафатовой. – „Поток кедров». Древний город Иевусеев стоял на границе тех двух израильских колен, который положили основание могуществу и славе дома Давидова – колена Иуды и колена Вениаминова. «Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова, с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим, и восходит предел на вершину горы, которая к западу против долины Енномовой, которая на краю долины Рафаимов к северу»... описывает, эту границу с точностью географа книга Иисуса Навина. Долина Рафаимов, очевидно, Гигонская долина, с прудами Соломона, окаймляющая западную покатость Сиона; долина Енномова – это евангельская «геенна огненная», охватывающая южные скаты Иерусалима. В этой узкой лощине, в дни жестоких ассирийских и вавилонских завоевателей, в дни отступников царей иудейских, стояли медные идолы, в утробах которых жарили евреев не соглашавшихся поклониться иноземным кумирам, «Молоху – мерзости Аммонитской, Хамосу – мерзости Моавитской». «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне», говорит пророк Иеремия... «Не будут более называть места сего Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить, по недостатку места».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в другом месте говорит: предал их сатане во измождение плоти, да дух спасется (1 Кор. 5:5). Следовательно мы не должны противиться, если нас за какой-либо грех удаляют из собрания братий и из дома Божия, но спокойно переносить постановленный приговор и говорить с пророком: гнев Господен стерплю, яко согреших Ему, дондеже оправдит прю мою (Мих. 7:9). И часто случается, что мы, подчинившись одному, переходим к другому, кто нам обещает помощь и по заставляет оставаться при прежнем решении. Этого всячески нужно избегать, чтобы не засохли ветви наши и не иссохли отрасли и чтобы не думали, что мы поступаем вопреки завету Божию.    Ст. 22—24. Так говорит Господь: и возьму Я из наилучшей части (medulla) кедра высокого и поставлю, сорву с вершины ветвей его нежное и посажу на горе высокой и величественной, на высокой горе Израилевой посажу его. И пустит отрасль, и принесет плод и станет кедром большим, и будут обитать под ним всякие птицы, все пернатые будут свивать гнезда под тенью ветвей его. И узнают все деревья страны, что Я, Господь, принизил высокое дерево и возвысил низкое дерево, иссушил зеленеющее дерево, а сухое дерево сделал зеленеющим. Я, Господь, сказал и сделал. LXX: Так говорит Адонаи Господь: и возьму Я из избранных кедров, с верхушки и дам с верхушки ветвей его возьму их сердцевины (corde) их и посажу на горе высокой, и помещу это на горе высокой Израилевой, и посажу, и пустит отрасль, и даст плод, и станет большим кедром, и будет отдыхать под ним всякая птица и всякое пернатое будет отдыхать под тенью его: и ветви его придут в прежнее состояние и узнают все деревья полевые, что Я Господь, понижающий высокое дерево и возвышающий низкое дерево, и иссушающий зеленеющее дерево, а сухое дерево делающий пускающим отрасли. Я, Господь, сказал и делаю. То, что говорится у LXX: и дам с верхушки ветвей его, прибавлено из издания Феодотиона. Затем, далее следующее: и ветви его придут в прежнее состояние, должно быть спереди отмечено обелом, потому что этого нет в еврейском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

и законов Его не знают они.   Аллилуйя! Псалом 148 Хвалите Господа с небес, хвалите Его на высотах; хвалите Его, все Вестники Его, хвалите Его, все Воинства Его!   Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все светы звезд; хвалите Его, небеса небес и воды, что превыше небес!   Пусть имя Господне хвалят они, ибо велением Его сотворены; Он уставил их на веки веков, непреступаемый даровал закон.   Хвалите Господа от земли, чуда морские и бездны все, огонь и град, снег и туман, вихрь грозы, творящий слово Его,   горы и все холмы, плодовые деревья и кедров леса, дикие звери и все скоты, гады и птиц пернатый род,   цари земли и народы все, владыки и все судьи земли, отроки и девы в кругу, старцы с юными заодно!   Имя Господне да восхвалят они, что несравненно превознесено; на земле и на небесах – слава Его.   Он множит силу народа Своего, хваление Ему от всех верных Его, от Израилевых сынов, от народа, что близок к Нему.   Аллилуйя! Псалом 149 Воспойте Господу новую песнь, хвала Ему в собрании святых; да веселится Израиль о Творце своем, да радуются о Царе своем Сиона сыны! Пляской да славят имя Его, на тимпане и гуслях да играют пред Ним! Ибо милует Он народ Свой, прославляет избавлением убогих Своих.   Да торжествуют святые во славе своей, да ликуют на ложах своих; хвалы Богу – в гортанях их, обоюдоострые мечи – во дланях их, чтобы над народами кару вершить, над племенами – правую месть, во узы царей их заключать, в оковы железные – их вельмож, по писанию изрекать им приговор; эта честь – всем святым Его.   Аллилуйя! Псалом 150 Аллилуйя!   Славьте Бога во Храме Его, славьте Его на тверди небес, где явлена сила Его! Славьте Его в делах мощи Его, славьте Его во многом величии Его!   Славьте Его гулом труб, славьте Его звоном лютней и арф! Да славит Его тимпан и пляс, да славят Его струны и свирель, да славит Его кимвала звон, да славит Его кимвала зык! Всё, что дышит, да славит Господа!   Аллилуйя! ВЕТХИЙ ЗАВЕТ как пророчество о новом: общая проблема – глазами переводчика I

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

«Иерусалим, Иерусалим!» –  воскликнул Господь заканчивая речь Свою «избивал ты пророков и камнями побивал посланных к тебе! Сколько раз восхотел Я собрать чад твоих, как собирает птица птенцов своих под крылья, и – не восхотели! Се, оставляется вам дом ваш пусть. Ибо сказываю вамъ: не увидите Меня отселе, доколе не воскликните: благословен грядый во имя Господне!» С этими словами Господь удалился навсегда из храма, медленно проходя по всем дворам его. Похвала искреннему усердию (Мк. 12:41–44; Лк. 21:1–4). Во дворе женщин находилась сокровищница храма, в отдельных камерах которой хранились священные сосуды, деньги и проч. Здесь же было прибито нисколько кружек для сбора пожертвований. Проходя двором, Господь сел и наблюдал, как богомольцы клали свои пожертвования. Среди других богомольцев подошла одна бедная женщина и положила две лепты 22 . Это было все, что она имела. Господь заметил этот дар, положенный от чистого усердия и сказал ученпкам: «Воистину говорю вам, что вдовица сия убогая больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а сия от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». Предсказание Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и о кончине мира. (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21, с 5). Когда Иисус Христос выходил из храма, ученики обратили Его внимание на великолепие и красоту зданий. «Истинно говорю вам», сказал Он «не останется здесь камня на камне, все будет разрушено». Молча вышел Господь из Иерусалима и направился по дороге к Вифании. Молчали и ученики. Прошли Кедронскую долину и стали подниматься на гору Элеонскую. На горе Господь остановился, сел и с грустью смотрел на оставленный Имъ город с его храмом, расстилавшийся внизу во всем своем великолепии. Петр, Иаков, Иоанн и Андрей были около Господа и тоже смотрели на храм, от которого, по словам Христа, скоро не останется камня на камне. Они не могли себе представить этого, тем более, что с мыслью о разрушении храма у них соединялась мысль о кончине мира. Они спросили Иисуса Христа, когда это будет и какое будет знамение того, что кончина мира приближается?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Израильтяне сделались Ефиопами, хотя и выведены из Египта Господом, промышляющим о всех народах, но всегда и везде истребляющим царство греха ( Ам 9:7 1094 ). Впрочем с царством Израильским Господь поступит не по строгому правосудию; бедствия там продолжаются только до истребления грешников, утверждавших: не постигнет нас и не придет к нам это бедствие! ( Ам 9:8–10 ). А потом восстановлю скинию Давидову падшую, говорит Господь, т. е. восстановлю царство потомка Давидова; дам ему власть над всеми народами, которые будут призывать имя Господне, и это царство не будет более исторгаемо от земли своей ( Ам 9:11–15 ). этих последних словах, по указанию святого Апостола Иакова, содержится пророчество о царстве Христовом. С подлинника это место читается так: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, 12 чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» ( Ам 9:11–15 ). В этих словах Амоса на Апостольском соборе святой Иаков, брат Божий, указывает преимущественно на то: Каждому человеку свойственно говорить языком, согласным с его занятиями. Мореплаватель любит благополучие называть попутным ветром, а несчастие – бурей. Земледелец, напротив, счастье уподобляет хорошему урожаю и своевременному тихому дождю, а несчастье – бесплодию и засухе. У философов на языке Платон, Аристотель, Стоики, Перипатетики; у ораторов – Демосфен, Цицерон; а у поэтов – Гомер и Виргилий. Так и у святого пророка Амоса обороты речи, подобия, сравнения и пословицы заимствованы из прежней его пастушеской жизни. Глас или повеление Господа он сравнивает с ревом льва ( Ам 3:8 1096 ); несчастие изображает под видом засухи и оскудения пастбищ ( Ам 4:7–8 1097 ); величие народов представляет под образом великорослых кедров и дубов ( Ам 2:9 1098 ); изнеженных и своенравных женщин называет телицами Васанскими ( Ам 4:1 1099 ); неотразимость бедствия изображает под видом неизбежной встречи или со львом, или с медведем ( Ам 5:19 1100 ); малочисленность спасающихся от плена изображает под видом отнятия объеденных голеней и клочка уха из челюстей львиных ( Ам 3:12 1101 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010