В страхе и волнении ученики следовали за Господом. Они знали, что Господь идет на страдания, но у них все еще оставалась неясная надежда, что после страданий откроется на земле царство Мессии, и они сядут на двенадцати престолах судить Израиля, как говорил Господь. И вот двое из них, Иаков и Иоанн, опередив других, подошли к Иисусу Христу, с целью высказать пред Ним свои сокровенные желания. Сами они не решались говорить и избрали посредницей мать свою Саломию. Кланяясь Иисусу Христу, Саломия говорила, что хочет обратиться к Нему с некоторой просьбой. «Чего ты хочешь?» – спросил Господь. «Скажи», отвечала Саломия «чтобы сели сии два сына мои  – один одесную Тебя, а другой ошуюю Тебя во Царствии Твоем». Господь отвечал: «не ведаете вы чего просите. Можете ли пить чашу, что Я буду пить, или крещением коим Я крещаюсь, креститься?» –  «Можем», простосердечно отвечали оба брата. Господь подтвердил, что действительно в будущем им предстоит пить чашу страданий и умереть мученической смертью , но –  прибавил Он «сесть одесную Меня и ошуюю Меня – то не Мне дать вам, но кому уготовано Отцем Моим». Просьба сыновей Зеведея привела в негодование других учеников. Господь подозвал их и высказал, как неправильно они понимают Царетвие Божие, продолжая смотреть на него, как на земное владычество. «Ведомо вамъ», говорил Он «что князи народов господствугот над ними и вельможи обладают ими, но между вами да не будет так: но кто хочет между вами быть болышим, да будет вам слугою и кто хочет между вами быть первым, да будет вам раб; и Сын Человеческий не пришел для того, чтобы служили Ему, но послужить и дать душу Свою в избавление за многих». Обращеше Закхея мытаря. (Лк. 19:1–10) Иисус Христос приближался к Иерихону. Большая толпа народа, среди которой было много богомольцев, направлявшихся в Иерусалим на праздник Пасхи окружала Господа. Иерихон был торговым городом и в нем жило много мытарей, во главе которых стоял один еврей, по имени Закхей. Иисус Христос редко ироходил этими местами, и Его мало знали здесь, хотя слух о Нем, о Его чудесных делах распространился повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

В этом случае он, как кажется, повиновался чувству благоговения к величию природы». Известно также, что патриарх Маронитский, старался воспрепятствовать истреблению сих кедров, и чтобы доказать, какое уважение должны иметь христиане к дереву, столь прославленному в Св. Писании, определил отлучение от Церкви тем, кто осмелится рубить их; одним только путешественникам и пилигримам дозволял он брать кусочки кедра для делания крестов и ковчегов. Марониты же могут обрезывать по нескольку ветвей, один раз в год, накануне Преображения Господня, когда собираются на Ливане торжествовать сей праздник 178 . Все Физические свойства кедра, и порознь и в совокупности, в свящ. языке древних евреев, служат для ясного изображения всего, что на земле представляется величественным, крепким, могучим. Так напр. могущественная власть земных царей, их слава, сила и влияние не только на свой народ, но и на соседние народы уподобляется пророком ливанскому кедру. «Сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому и народу его: кому ты равняешься в величии своем? Вот был Ассур, кедр на Ливане, красовавшийся ветвями, и тенистый, как лес, и высокий ростом», коего маковка находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна питала его. Оттого рост его перевысил все дерева полевые, и сучьев на нем было много и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы. Он красовался высотою роста своего, длиною ветвей своих; ибо корень его был у великих вод. Кедры в саду Божием не заслоняли его; ели не равнялись сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотой своею» ( Иез.31:2–8 ). Но как кедр, несмотря на свое величие, рост, силу и красоту, ломается и падает от порывистой и сильной бури ( Пс.28:5 ): так точно и все представляющееся на земле великим ничтожно пред всемогуществом Божиим ( Иез.31:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

В этот самый момент Ей явился Архангел Гавриил и, сказав обычное тогда приветствие: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.“ прибавил загадочные для Марии слова: «благословенна Ты в женах». Не столько испугалась Мария явление Ангела, сколько смутилась его словами, значение которых для Нее было непонятно. «Не бойся, Мария, продолжал Архангел, «Ты обрела благодать у Бога. Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сыном Вышнего наречется и дастъ Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковлем во веки и царству Его не будетъ конца». Слыша эти необычайные слова, Мария указывает благовестнику на свой обет всегдашнего девства. Архангел, продолжая благовестие, показывает, что обет Ее не нарушится, и Она исполнит волю Божию, пребывая девой: «Дух Снятый найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя, темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий.» Мария ничего более не сказала кроме слов смиренной покорности воле Божией: «Я раба Господня; буди Мне по слову твоему». Архангел отошел от Нее. Открытие тайны Благовещения Елисавете, жене Захарии, и Иосифу. (Лк. 1:39–56). Находясь под впечатлением необычайного благовестия Архангела, Дева Мария чувствовала потребность поделиться мыслями с какимъ-либо близким человеком. Таким человеком для Нее была Ее родственница Елисавета, жена Захарии, сама недавно получившая благодаь от Господа. Не взирая на дальность расстояния, Мария отправилась к ней из Назарета в Горнюю страну, к югу от Иерусалима. Встреча Марии и Елисаветы вызвала сильное волнение в обоих. Лишь только Елисавета услышала приветствие Марии, как исполнилась Святаго Духа и воздала Ей честь, как Матери Господа, воскликнув: «благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда мне сие, что приходит Матерь Господа моего ко мне?» На восторженные слова Елисаветы Мария ответила еще более восторженным гимном, слова которого взяты Ею из священных книг: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Во всяком случае во дни Соломона Яффа была единственною пристанью Филистимского побережья, через которую народ Божий мог сообщаться по морю с чужими странами. Когда премудрый строитель послал просить на постройку Храма Иерусалимского кедров Ливанских у Тирского царя Хирама, друга отца его Давида, то Хирам отвечал: «Мы нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе; и пригоним их в плотах по морю в Яфу, а ты отвезешь их в Иерусалим». Впоследствии пророк Иона садится в Яффе на тот корабль, с которого его бросили в море. «И встал Иона, чтобы бежать в Оарсис от лица Господня, и пришел в Иопию, и нашел корабль, отправлявшийся в Оарсис, отдал плату за провоз и вошел в него»… Слава Богу Авраама и Иакова, что нам теперь не приходится подвергать себя злополучному жребию пророка, не приходится вопить с ним к Господу: «Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита голова моя, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною». Вместо чрева китова извергла нас на сушу ловкая восьмивесельная лодка, в которой встретил нас бравый консульский кавас с серебряным орлом на груди, любезно посланный к нам на помощь из русского консульства. Благодаря этому участию, мы избегли жаркой схватки с лодочниками-Арабами, взявшими на абордаж наш смиренный пароход совершенно так, как недавно еще пираты Средиземного моря брали с бою купеческие корабли, и отделались всего пятью франками за проезд в то время, как три молодых Итальянца, наши товарищи по путешествию, должны были заплатить 25 франков. Обычных сцен Яффской высадки, о которой нам так много натолковали наши милые моряки, этого швыряния за борт на руки полуголых Арабов охающих и ахающих богомолок, раскачиваемых как колокола, этого ныряния в волнах по горло нагруженных лодок, – ничего этого на сей раз не было… Огромный пароход стоял неподвижно, и арабские лодки пристали вплотную к его черному пузу, как присосавшиеся пиявки… Зато тихое море позволило нам оценить по достоинству ужасный вход в знаменитую гавань царя Соломона.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/puteshes...

воцарилось молчание, он продолжал: «Когда-то деревья решились непременно помазать над собою царя. И сказали маслине: будь у нас царем. Маслина отвечала: расстанусь ли я с тучностию моею, которую употребляют, чтобы почтить Бога и людей, и стану ли трястись над деревьями? Деревья сказали смоковнице: приди ты, царствуй над нами. Смоковница отвечала: расстанусь ли я с сладостию моею и с прекрасным плодом моим, и стану ли трястись над деревьями? Деревья сказали виноградной лозе: приди ты, царствуй над нами. И виноградная лоза отвечала: расстанусь ли я с соком своим, который веселит богов и людей, и стану ли трястись над деревьями? Наконец, все деревья предложили терновнику: поди ты, царствуй над нами. Терновник сказал: если вы вправду помазуете меня царем над собою, то подите, укройтесь под тению моею (а что за тень у терновника): если же нет, то берегитесь, чтобы не вышел огонь из терновника (так как его часто выжигают), и не пожег (даже) кедров Ливанских. Итак, одумайтесь, справедливо ли вы поступили, поставивши Авимелеха царем! и так ли, как следует, вы наградили Иероваала и дом его? За вас отец мой подвергал опасности жизнь свою, и избавил вас от руки Мадианитян; а вы убили семьдесят сыновей его и поставили царем Авимелеха, сына рабыни его. Если вы справедливо поступили с Иероваалом и домом его; то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть порадуется о вас: если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха, и да пожжет жителей Сихемских, и да взыдет огонь от жителей Снхемских, и да пожжет Авимелеха». Сказавши это, Иофам убежал и скрылся от брата своего. Авимелех же царствовал три года. К концу этого времени Сихемляне стали отказывать ему в повиновении; и раз, когда не было Авимелеха в городе, во время праздника по случаю собирания винограда некто Гаал хвалился изгнать Авимелеха. Об этом тайно дано было знать Авимелеху. Он неожиданно явился под стенами города, разбил мятежников, овладел Сихемом, разрушил его и засеял солью. Часть его жителей заперлись в башне, находившейся при капище Ваал-верифа. Авимелех пошел на близ лежащую гору, нарубил сучьев с дерев и понес их на себе, сказавши народу, который за ним следовал, чтобы и они скорее делали то же. По его приказанию все нарубили сучьев, понесли за ним и сложили около башни. Весь этот хворост был зажжен; пламень охватил башню, и с нею сгорело до тысячи мужчин и женщин. После этого он двинулся к Тевецу (Фивису), и также подступил к городской башне, чтобы сжечь ее с жителями, которые заперлись в ней: но одна женщина, бывшая на кровле башни, сбросила отломок жернова на голову Авимелеху, и проломила ему темя. Рана была смертельная, но он имел еще довольно силы, чтобы подозвать своего оруженосца и приказать ему обнажить меч и умертвить его. Он выразил опасение, чтобы не сказали о нем: «женщина убила его». Оруженосец пронзил его, и он умер. Таким образом, проклятие Иофама постигло и Сихемлян за злочестие и Авимелеха за братоубийство. 5. Фола и Иаир

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Всякий Иудей считал осквернением пройти по Самарянской земле, но Иисус Христос избрал именно эту дорогу, и ученики должны были следовать за Ним. Был полдень, когда Господь, подходя к городу, носившему название Сихарь, сошел с дороги и остановился на отдых около колодезя, вырытого, по преданию, патриархом Иаковом. Ученики пошли в город купить пищи. В это время пришла к колодезю одна женщина самарянка почерпнуть воды. Иисус Христос попросил у нее пить. Женщина сейчас же узнала в Нем Иудея и удивилась, что Он обращается просьбой к ней, самарянке, и высказала это вслух. «Если бы ведала ты» –  сказал Господь, «дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, –  ты сама просила бы у Него и дал бы тебе воду живую». Под живой водой Господь разумел Свое учение, очищающее и обновляющее душу, подобно тому, как вода очищает и освежает тело. Но этот образный язык, столь обычный у древних пророков, не был понятен самарянкой Она думала, что Он говорит о живой родниковой воде, находившейся на самомъ дне колодезя, и сказала: «Господинъ! у Тебя нет и почерпала, а колодезь глубок; откуда же возмешь воду живую? Неужели Ты больше отца нашего Иакова? Он дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его». Иисус Христос объясняет ей, что Он говорит не о той воде, что в колодезе. «Всякий, кто пьет воду сию, опять жаждать будет, а кто будетъ пить воду, что Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, что Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Женщина все думала, что речь идет о питьевой воде и просила дать ей такой чудесной воды, чтоб ей не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Тогда Иисус Христос даетъ другое направление ее мысли и, как ранее Нафанаила, поражает ее ведением таких обстоятельств ее жизни, которые она хранила в совершенной тайне. Она поняла, что пред ней не обыкновенный человек, а пророк, но, не забывая того, что он всеже Иудей, задает вопрос, чтобы по ответу узнать, должны ли и самаряне наравне с Идеями почитать Его пророком Божиим. «Отцы наши»,  –  говорит она, указывая на Гаризин «покланялись Богу на этой горе, а вы говорите, что место, где должно покланяться, находится в Иерусалиме».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Глава 11. Совершенство духовных дарований Христа и мирный характер Его всенародного царства 1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. (И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет). Когда вихрь гнева Божия сорвет ветви, а секира Его порубит стволы кедров Ливанских, т.е. когда мечем, будут истреблены все гордые представители сильного царства Ассирийского – царь, полководцы и войска; то в земле Иудейской останется еще залог народной жизни, могущества и славы: как корень виноградной лозы до времени скрывается в почве, так в благословенном колене Иудином останется сокрытым до времени род Иессея; а впоследствии от него, как ветвь от корня, возникнет «Отрасль» и появится на поверхности земли в царстве Иудином (ср. Ис.37:30–32 ). Как ветвь делается жезлом – опорой для слабых, орудием против злых, знаком власти для повелителей, так и потомок Иессея будет вождем, спасителем, царем (ср. Ис.2,9; 22,4; 44:7 ). И как некогда чудодейственно процвел жезл первосвященника Аарона, так процветет и царственная власть Давида в лице будущего благословенного Потомка его. 2–3а. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится. (И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия). Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Говоря так, Господь не поощряет ни лености, ни легкомыслия в трудах житейских. Он требует лишь, чтобы человек, трудясь, поскольку труд необходим для жизни, всецело предавал себя воле Божией, не сомневаясь в постоянной готовности Отца Небесного придти на помощь нуждающемуся. «Просите и дастся вам; ищите и обрящете, стучите и отверзется вам. Всяк просящий получает, и ищущий обретает, и стучащему отверзется. Или кто есть у вас такой человек, чтобы, когда сын его попросит у него хлеба, подал ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змию? Если же вы, будучи лукавы, умеете даяния благия давать чадам вашим; кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Ж. Заключительные слова. Великие истины, возвещенные Христом, должны быть проповеданы по всей земле. Провозвестникам Евангелия придется встретиться с людьми нечестивыми, упрямо отвергающими Откровение Божие. Пред такими людьми нужно быть осторожным в проповеди. Святые истины Откровения они могутъ встретить глумлением и богохульством. Поэтому, говорит Господь: «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб  они не попрали его ногами своими и, обратясь, не растерзали вас». Не меньшая осторожность нужна и для тех, кому будет проповедано учение Христа, так как явится много ложных учителей и пророков. Они придутъ от имени Христа, но этим именем будут только прикрывать свое самозванство; это будут волки в овечьей одежде. Отличить их от истинных пророков можно по их поступкам. Дерево хорошее и плоды приносит хорошие, а дурное – приносит и плоды дурные. С терновника нельзя получить винограда, а с репейника смоквы. Тоже бывает и с людьми: «благий человек из благого сокровища сердца своего износит благое, а злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое: от избытка сердца глаголют уста его». Если кто говорит хорошае слова, но не имеет доброго сердца и неоправдывает в жизни собственных слов, тот не искренний человек и к его словами нужно относиться с большой осторожностью. «Не всяк, кто говорит Мне: Господи, Господи! внидет в Царствие Небесное, но кто творит волю Отца, Иже на небесах». В великий день Сграшного суда «многие скажут Мне: Господи! Господи! не во имя ли Твое мы пророчествовали? и не Твоими ли именем бесов изгоняли? и не Твоими ли именем силы многия творили? И тогда исповедаю им: никогда Я не знал вас: отойдите от Меня делающие беззаконие».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

«Господи!» сказал Фома, «не ведаем, куда идешь, и как можем путь ведать?» «Я есмь путь, и истина, и жизнь», сказал Господь: «никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня». Филипп сказал: «Господи! покажи нам Отца, и довольно нам». «Столько времени Я с вами, и ты не познал Меня, Филипп?» отвечал Господь: «видевший Меня, видел Отца; и как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве не веруешь, что Я во Отце, и Отец во Мне? Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите. И я умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Духа истины. Он научит вас всему и воспомянет вам все, что Я говорил вам. Не оставлю вас сирыми: приду к вамъ. Еще мало, и мир уже не увидитъ Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу и вы живы будете. Да не смущается сердце ваше и не устрашается. Возстаньте, идем отсюда». С этими словами Господь вышел из-за стола и направился к выходу. За ним последовали и ученики Его, запев пасхальное словословие, заканчивавшееся словами: «благословен грядый во имя Господне». Когда все вышли из комнаты и направились к Гефсиманскому саду по дороге, проложенной среди виноградииков, Господь снова начал говорить: «Я есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть; всякую ветвь у Меня, не творящую плода, отсекает, и всякую, творящую плод, очищает, да множайший плод принесет. Как ветвь не может плод сотворить сама собою, если не будетъ на лозе: такъ и вы, если во Мне не пребудете. Я есмь лоза, вы же – ветви. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сия есть заповедь Моя – да любите друг друга, как Я возлюбил васъ; больше той любви нет, кто душу положит за другов своих. Вы – други Мои, когда творите, что Я заповедаю вам. Сие заповедаю вамъ – да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, ведайте, что Меня прежде вас возненавидел. Сие сказал Я вам, да не соблазнитеся. От синагог отлучат вас; но придет час, когда всяк убивающий вас возмнит, что службу приносит Богу; и сие сотворят потому, что не познали ни Отца, ни Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Господь всегда высоко ставил общественную молитву, Сам часто посещал и храм, и синагогу, но для частной Своей молитвы обыкновенно удалялся в какое-либо уединенное место. Как поступал Он  Сам, так заповедал поступать и Своим последователям. Осудив лицемерную молитву фарисеев, Господь говорил: «Когда молишься, войди в клеть (комнату) твою и, затворив двери твои, помолись Отцу твоему, Иже в тайне; и Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнее, как язычники, ибо мнят они, что в многоглаголании своем будут услышаны. Не подобьтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем ваша нужда, прежде прошения вашего». Молитесь же так: «Отче наш, Иже на небасах! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, как на небеси, и на земли; хлаб наш насущный дай нам днесь, и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукаваго. Твое есть царство и сила и слава во веки» Дав этот образец вседневной молитвы, Господь присовокупил: «Если отпущаете человекам согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; если же не отпущаете человекам согрешения их, и Отец ваш не отпустит вам согрешений ваших». Существенное значение в религиозной жизни имеет пост. Строгое отношение к посту свидетельствует о религиозной настроенности. Поэтому фарисеи, желавшие прослыть людьми религиозными, прибегали к разным уловкам, чтобы их подвиг поста был на виду у всех. Во время поста они придавали лицу унылое, скорбное выражение, не умывались, не помазывали маслом головы и не причесывали волос, одевались в худшие, разорванные одежды и посыпали голову пеплом. В таком виде они появлялись пред людьми, лицемерно показывая свое сердечное сокрушение. Осудил Господь это лицемерие и говорил, что поститься нужно не пред людьми, но пред Отцем Небесным, не на показ, а в тайниках сердца. «И Отец твой, видя в тайне, воздаст тебе явно». Д.  Учение о неосуждении других. Люди склонны подмечать недостатки у своих ближних и в то же время не замечать собственных. Господь учит быть строгим к себе и снисходительным к другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010