В декабре 1929 г. архиепископа Илариона власти решили перевести в Среднюю Азию. Во время этапа святитель заразился сыпным тифом. «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет», – умирая, говорил архипастырь (память 28 декабря). Массово арестовывались и священники. Жене осужденного в 1931г. сельского пастыря Гавриила Масленникова (память 18 ноября), арестовавший его милиционер однажды упал в ноги с рыданиями: «Что мне было делать? Пришла разнарядка на трех человек. Кого брать? Ну конечно, в первую очередь пришлось брать священника». В январе 1931 г. в Архангельске был произведен массовый арест группы духовенства во главе со священномучеником епископом Антонием (Быстровым) (память 16 июля). Вместе с ним были арестованы 20 человек, в том числе ссыльные архиереиАверкий (Кедров), Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов). Все они проходили по «Делу контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова)». Архипастырям пришлось пройти через изощренные пытки – заключенных кормили селедкой и не давали воды. Поводом стала помощь, которую святитель оказывал гонимым. Епископ Антоний отказался стать осведомителем, ему ухудшили условия заключения, что ускорило его смерть. В начале 1930-х гг. ограбление крестьян в ходе коллективизации привело к массовым народным выступлениям в ЦентральноЧерноземном регионе. Протесты, названные советской пропагандой «кулацкими мятежами», были жестоко подавлены, а местное духовенство обвинено в подстрекательстве. Среди десятков арестованных были и архиереиархиепископ Курский Дамиан (Воскресенский), епископ Рыльский Иоанн (Пашин), епископ Орловский Николай (Могилевский) . Двое из них, архиепископ Дамиан († 1937) и епископ Иоанн († 1938), впоследствии были расстреляны (память 3 ноября и 11 марта). Массовый расстрел арестованного духовенства был проведен в 1932 г. и в ростовской тюрьме. Среди более чем ста пастырей погибли и архиереи – митрополит Серафим (Мещеряков) и епископ Александр (Белозер). Совместные собрания духовенства и паствы, организация помощи заключенным, даже простые контакты приводили к обвинениям в создании «контрреволюционной организации».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он совершенно, как это явствует из его слов, не знает о контрреволюционной деятельности Тихона и о его воззвании, призывающим к борьбе с большевиками. Интересно, как представляет себе подсудимый роль Церкви в помощи голодающим. Церковь , полагает он, должна обменивать в сёлах освящённые предметы на хлеб. Крестьяне дадут этот хлеб, который пойдёт голодающим, а ценности останутся за Церковью, переменив лишь место своего нахождения. Остальский никак не может уразуметь обвинителя, резонно отмечающего, что тогда крестьяне помогут действительно своим собственным хлебом голодающим, а вся роль Церкви при этом сведётся только к купле и перепродаже церковной утвари. – Известно ли вам, – спрашивает обвинитель, что всё церковное имущество принадлежит соввласти и что религиозная община – лишь сторож этого имущества? Остальский соглашается с этим положением, но не отвечает на вопрос о том, что должен сделать хозяин с неповинующимся ему сторожем. Объявляется перерыв судебного заседания» 301 . В продолжение повествования о судебном заседании вернёмся к протоколу: «В 6 часов (т.е. 18 – сост. ) 30 мин. председатель объявил заседание возобновившимся. Обвинитель Развадовский ходатайствовал перед судом о допросе в судебном заседании в качестве свидетеля гр. Красицкого. Правозаступники не возражали против ходатайства обвинителя. Ревтрибунал, заслушав мнение сторон, постановил: допросить гр. Красицкого. После сего в зал заседания были приглашены все наличные свидетели, и председательствующий объяснил им, что они перед судом должны показать только правду, с предупреждением, что за ложные показания они будут строго наказаны. Затем все, за исключением одного свидетеля, были удалены в отдельную совершенно изолированную от сторон и публики комнату. Оставшийся свидетель, будучи по очереди опрошен сторонами и судьями, показал: 1) Фамилия – Кедров Аверкий Петрович, 43 года отроду, не судился, беспартийный, грамотный, архиерей, имущества не имеет, в родстве с обвиняемым не состоит. Что он, пакетом, по почте, получил послание Московского Патриарха Тихона, но ввиду того, что подлинной подписи Патриарха Тихона на этом послании не было, то он сомневался в подлинности последнего и в даче ему дальнейшего движения воздерживался, ожидая получить подтверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Состоялось очередное заседание комиссии по канонизации Архангельской и Холмогорской епархии Архангельск, 18 октября 2006 г . 16 октября состоялось очередное заседание комиссии по канонизации Архангельской и Холмогорской епархии, сообщает пресс-служба Архангельской епархии . На нем обсуждалась возможность канонизации архиепископа Антония (Быстрова) и протоиерея Аифала Суровцева, пострадавших в годы гонений от Советской власти. В ноябре документы необходимые для рассмотрения возможности причисления их к лику святых будут направлены в синодальную комиссию по канонизации. В случае положительного решения комиссии, кандидатуры архиепископа Антония и протоиерея Аифала будут представлены на утверждение Священному Синоду Русской Православной Церкви. Аифал Иринархович Суровцев родился 29 сентября 1874 года в Кадниковском уезде Вологодской губернии в семье диакона. В 1897 году окончил Вологодскую Духовную семинарию, по окончании был рукоположен во священника. Служил в храмах Пинежского уезда. 1 февраля отец Аифал Суровцев был назначен настоятелем Усть-цилемского собора Печорского уезда и возведен в сан протоиерея. До своего 44 летия отец Аифал не дожил всего несколько дней. 13 сентября в село Усть-Цильма прибыла одна из частей Красной Армии. В тот же день протоиерей Аифал Суровцев был арестован. Спустя десять дней расстрелян красноармейцами. Архиепископ Антоний ( в миру Николай Быстров) (родился в 1858 году в селе Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии) начал свое служение Церкви с должности простого псаломщика в храмах Вологды. В 1882 году он был рукоположен во священника, после чего несколько лет прослужил в храмах Вологодской епархии. 7 февраля 1888 года отец Николай овдовев, принял монашеский постриг. За несколько лет он прошел путь от монаха до епископа Вельского, викария Вологодской епархии. В 1921 году он становится епископом Архангельским и Холмогорским. Однако уже в следующем году епископ Антоний был приговорен особым совещанием коллегии ОГПУ на поселение в Нарымском крае. После возвращения из ссылки вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Через несколько месяцев епископ Антоний был освобожден в связи с прекращением уголовного дела. Но четыре года спустя он снова был арестован во время богослужения вместе с другими ссыльными епископами. Доподлинно известно, что архиепископ Антоний в 20-30 годы активно помогал и поддерживал ссыльное духовенство и монашествующих. В начале тридцатых годов Владыка Антоний обыкновенно служил в Воскресенском храме, где ему сослужили ссыльные епископы Аверкий (Кедров), Иннокентий (Тихонов), Тихон (Шарапов). Уже будучи в заключении архиепископ Антоний участвовал в тайных богослужениях в тюрьме. 16 июля 1931 года Владыка Антоний скончался в тюремной больнице и был похоронен на одном из кладбищ Архангельска. 18 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18902.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18338@ Подпись к иллюстрации: Еп. Аверкий (Кедров) Размер файла: 24.7 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 22.10.2019 11:25:32 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18338.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18339@ Подпись к иллюстрации: Еп. Острожский Аверкий (Кедров) Размер файла: 133.3 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 22.10.2019 11:37:14 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18339.html

С западной стороны она упирается в море (Средиземное), с восточной и полуденной в пустыни, а с северной в высокие, покрытые снегом на вершинах своих горы (Ливанские). На этих горах в старину росли леса огромных дерев кедров. Скажу несколько слов об этих великанах, потому что о них часто упоминается в св. писании и в церковных песнях. Образчики кедрового дерева попадаются во многих садах и парках. Кедры похожи на сосну с иглами вместо листьев, сходными с можжевеловыми; зеленеют круглый год. Плоды кедров, известные мелкие орешки, растут в шишках, похожих на сосновые. Дерева эти долго живут, растут ветвисто и высоко. Бревна их толсты, крепки и долго не гниют; кедровыми досками и теперь украшаются в св. земле святые церкви. Из-под надрезанной или треснувшей коры дерева вытекает белая, душистая смола. Кедры Ливанские славились своею громадностью, росли чрезвычайно раскидисто и красиво; они были украшением Ливанских гор. Вот что говорит о них Сам Господь во святом писании: «кедр на Ливане красовался ветвями и тенист как лес, высок ростом, его маковка среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна питала его.... От того рост его перевысил все дерева полевые, и сучьев на нем много, и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые.... Кедры в саду Божием (в лесах св. земли) не заслоняли его; ели не равнялись сучьям его, и тополи не были величиною с ветви его, ни одно дерево в саду Божием не равнялось с ним красотою своею, все дерева Эдемские завидовали ему» (Иезек. 32 гл). Говорит ли Господь в своем св. писании о могущественных и славных людях или о гордых и самохвальных, ставит их похожими на кедры Ливанские; или говорит о Своей силе и всемогуществе, опять указывает на кедры ливанские, которые падают как соломинки по Его мановению; обещает ли кому славу и благополучие, ставит в пример этого их же. Они составляли дорогой строительный материал: древний еврейский славный царь Соломон украшал ими дворцы свои и храм Божий, построенный им в г. Иерусалиме. Теперь от старинных кедров осталась небольшая роща; тамошние жители берегут ее как святыню. Уцелевшие дерева эти имеют до 15 саженей вышины и до 6 в обхвате. Ветви их раскидываются саженей на 16; зеленеют они круглый год. Некоторым из этих дерев насчитывается до 3.000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Царь сказал мне: – Оставь ты этот дворец! Приходи ко мне поутру. И когда поутру я вошел к нему, он посмотрел на меня, и увидел меня, и сказал: – Ахикар, изъясни мне, что это у нас приключилось? Жеребец твоего владыки заржал в Ассуре, в Ниневии, а наши кобылицы услышали его и выкинули плод. И тогда я, Ахикар, вышел от царя; и я велел слугам взять кота, бога египтян, и бить его до тех пор, покуда египтяне не услышат воплей его. Египтяне пошли и донесли царю: – Этот Ахикар взял кота, который есть бог, и бил его. Царь внял им и спросил меня: – О Ахикар, зачем ты учиняешь богам нашим бесчестье? И я сказал ему: – Царь, вовеки живи! Этот кот учинил мне урон великий и отнюдь не малый; ибо царь подарил мне петуха, имевшего голос весьма прекрасный, который пел тогда, когда мне надо было идти ко двору и когда царь меня требовал, и будил меня от сна моего. И вот урон, учиненный мне котом этим: он побывал ночью этой в Ассуре, в Ниневии, и откусил голову петуху тому, и вернулся сюда. Тогда царь сказал мне: – Будучи стар, ты заблуждаешься. Между Ассуром и Египтом триста парасангов: как же мог за эту ночь дойти туда, откусить голову этому петуху и вернуться обратно? Я сказал ему: – Пусть между Ассуром и Египтом триста парасангов, разве не слышали мы, что кобылицы ваши услышали ржание жеребца нашего и выкинули плод? Так и с котом. При этих словах царь смутился и в изумлении сказал мне: – О, Ахикар, изъясни мне то, что я скажу тебе: есть у меня столп великий, сложенный из восьми тысяч семисот шестидесяти трех кирпичей, на верху которого насаждено двенадцать кедров; на верху каждого из этих кедров по тридцати колес, и по каждому колесу бегут две нити, одна белая, а другая черная. Я ответил царю о предмете, о котором он спрашивал меня: – Умы баранов и быков знают то, что ты спрашиваешь у меня, царь. Столп, о котором говорил владыке мой царь, – это год; столп этот сложен из восьми тысяч семьсот шестьдесят три часа; двенадцать кедров суть двенадцать месяцев года; тридцать колес суть тридцать дней месяца; две нити, одна черная и другая белая, – это ночь и день.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

16–17. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения. Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него. (Дубрава же Ливанова не довольна на сожжение, и вся четвероногая не довольна на всесожжение, и вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася). Благоугождая Богу, народ приносил Ему жертвы разной величины и ценности: увлекаясь мнениями язычников, и Израиль был склонен думать, что Господь требует наибольшего количества жертв и бывает доволен множеством всесожжений, а иначе гневается и карает народ. Пророк решительно устраняет это заблуждение (ср.гл.1:11–12 и сл.). Не только обыкновенных, но и чрезвычайных жертв недовольно для умилостивления Господа: если бы все леса из высочайших кедров, покрывающих горный хребет Ливанский, употребить на дрова, и если бы не только всех агнцев, козлов и волов, но и всех вообще четвероногих (т.е. неисчислимое множество) животных принести в жертву, то и всего этого не довольно для умилостивления Господа. Так беспомощны и все народы перед карающим судом Господа – Царя и Судьи всех народов, – все они ничтожны: ничтожны их сооружения, оружие и всяческие богатства, составляющие их славу (ст.6), и что они могли бы воздать Господу, все будет вменено за ничто (ст.6). Нет, не сам народ, ни своими жертвами не искупит свои грехи, а только Господь действием своей неисследимой премудрости и благости совершит дело спасения «всякой плоти». 18–20. Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. (Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его: еда образ сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его? или подобием сотвори его? Древо бо не гниющее избирает древоделатель, и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

7 405 Ибо терзали они Иакова и земли его опустошали. 8 Не помяни наших былых беззаконий! Поспеши явить нам щедроты Твои, Господи, ибо мы вконец обнищали. 9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, во славу имени Твоего! Господи! Избавь нас от грехов наших и очисти нас во имя Твое! 10 Да не скажут язычники: «Где их Бог?» И да совершится пред очами нашими отмщение народам за пролитую кровь рабов Твоих! 11 Да вознесутся к Тебе стенания узников! Поддержи могучей десницей Твоею сыновей отцов умерщвленных! 12 Отплати соседям нашим семикратно за поношения, какими поносили они Тебя, Господи! 13 А мы народ Твой и овцы пастбища Твоего; восхвалим Тебя, Боже, вовеки, из рода в род возвестим славу Твою. 1 406 В конец, об имеющих измениться, откровение Асафа, 79. 2 407 Пастырь Израиля, внемли нам! Ты, что ведешь Иосифа, точно овцу, и летишь на Херувимах, явись! 3 408 Пред Ефремом, и Вениамином, и Манассией яви силу Твою и приди спасти нас! 4 Боже, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 5 Господи Боже сил, доколе в гневе отвергать будешь молитву рабов Твоих? 6 Напитаешь Ты нас, точно хлебом, слезами, напоишь слезами нас вдоволь. 7 Из-за нас пререкаются соседи наши, и враги наши позорят нас. 8 Господи Боже сил, возврати нам милость Твою, яви нам сияние лица Твоего, и спасемся! 9 409 Виноград Ты перенес из Египта; изгнал язычников и насадил его; 10 Путь расчистил пред ним, и посадил корни его, и заполнил он землю. 11 Легла на горы тень его, и ветви его выше кедров Божьих; 12 Ты простер побеги его до моря, и до рек – отрасли его. 13 410 Для чего поверг Ты на землю ограду его, и вот обрывает его всяк мимо идущий? 14 Истребляет его вепрь лесной, зверь пустынный поедает его. 15 Боже сил, обрати к нам взор, воззри с Небес, взгляни и посети виноградник Твой! 16 411 И восстанови насажденное десницей Твоей, и воззри на сына человеческого, которому даровал Ты силу Твою! 17 Сожжен огнем и весь разрыт виноградник. Наказанные Тобою, погибнут люди. 18 Да будет простерта рука Твоя над мужем, хранимым десницей Твоей, над сыном человеческим, которому даровал Ты силу Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

91. Построение Соломоном храма Хирам, царь тирский, когда услышал, что Соломон помазан в царя над Израилем, отправил к нему своих слуг приветствовать его с вступлением на царство. Соломон со своей стороны также послал к Хираму послов и велел им сказать ему, что Соломон намерен построить храм и просит Хирама приказать нарубить кедров с Ливана. Когда Хирам услышал слова Соломона, то обрадовался и затем стал давать Соломону деревья кедровые и кипарисовые, вполне по его желанию. А Соломон платил за это Хираму разными припасами. В четыреста восьмидесятом году по исшествии евреев из Египта начат был постройкою храм в Иерусалиме. Он был построен по образцу скинии и имел также два отделения: святилище и святое святых. Кроме них и в отличие от скинии был устроен притвор с двумя крылами, где хранились священные сосуды, одежды и разная утварь. Окна в храме были сделаны решетчатые с откосами. Когда строился храм, то на устройство его были употреблены обтесанные камни. Ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме во время построения его. Храм, построенный Соломоном, отличался большим великолепием. Около храма устроено было несколько больших дворов, двор священников, двор мужчин, двор женщин и двор язычников. Когда храм был построен, то Соломон созвал старейшин Израилевых, всех начальников колен и глав поколений в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета из скинии. Священники и левиты взяли ковчег, все вещи, которые находились в скинии, и самую эту скинию и перенесли все это в храм. Соломон и все общество Израильское, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота. Когда священники поставили ковчег завета во святом святых и вышли из храма, облако наполнило дом Господень, и не могли священники стоять на служении по причине облака. Тогда встал Соломон впереди всего народа, поднял свои руки к небу и начал молиться, чтобы очи Божии были отверсты на этот храм день и ночь. После этого принесены были многочисленные жертвы. Так освящен был храм. По случаю освящения его устроен был праздник, который продолжался семь дней. В восьмой день Соломон распустил народ, и он разошелся по домам своим, радуясь и веселясь о всем добром, что сделал Господь рабу Своему, Давиду, и народу Своему, Израилю. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010