1837 г. Июля 25 д. Бийск. 19 134 Приятнейшее письмо Ваше, достопочтеннейший Григорий Тимофеевич, и потом письмецо с двумя ассигнациями на сто рублей мной получены с чувством радостного благодарения, потому в особенности, что мы имели ощутительнейшую нужду в этом пособии. Будьте благословенны Богом и Отцом светов, от Него же всякое даяние благое, и всякий дар совершенный нисходят, чтобы Вы, упражняясь в сем общении, преуспевали в добродетели, расточая имение теми мерами и образами, какие Провидение Божие Вам предназначило, собирали богатство нетленное и некрадимое на небесах, и истощаясь с одной стороны для ближних, с другой, в тоже время, обогащались любовью к ближнему, и ею приобретали друга в Самом Господе, как поет св. Церковь . Знаю, что мысли такие издавна знакомы Вашему сердцу, но я хочу, чтобы они предстали вниманию Вашему и воздействовали при чтении письма моего, и потому говорю о том, что Вам известно, что написано в Вашем сердце. Говорю Вам, а совесть, между тем, все это обращает на меня самого, и шепчет: «исцелись сам». Жалоба также Ваша на леность свою, в эту минуту делается вразумительной для меня, и я думаю, что Вы искусным обличением возбуждаете сонливую, вялую и унылую душу мою. Если же, в самом деле, страдаете от припадков этой болезни, то без сомнения, знаете все Вам Богом дарованные, и Богом сильные врачевства против нее. Описание Глинской Пустыни, 135 и письмо от незабвенного Аввы 136 получены, все хорошо, и слава Богу о всем! Впрочем, скажу при свидетельстве совести, что письмо Ваше, прежде, нежели было прочитано, при одном взгляде на Вашу руку, восхитило меня в чувствительнейшую радость, независимую от пенязей. Был свидетелем тому и родной брат мой, вдовый священник О. Алексей, 137 который осенью прошедшего года прибыл ко мне служить при миссии, совершенно нечаянным образом оставив богатейший в Вязьме приход, распродав все свое имение, поручив двух своих малолетних дочерей покровительству Божию, и попечению родной сестры, усопшего в Господе о. Аникиты, 138 игумении Августы, 139 которая приняла этих птенцов в свой монастырь на воспитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

59. В день Пятидесятницы император Лев коронует своего сына Константина рукой патриарха Евфимия 1165 . 60. Дал Самона Константина, своего человека, служившего прежде Василию, магистру и каниклию, в услужение августе Зое. Он сильно полюбился императору Льву и августе, и из-за этого сильно Самона завидовал ему и поносил его как любовника августы. Император, заподозрив, что это правда, послал Самону, чтобы тот постриг его в монахи в обители Святого Тарасия. Но немного спустя он приказал Самоне взять его в свою Спирскую обитель, намереваясь снова забрать его. И вот, выйдя с процессией в Даматри и пообедав в обители Самоны, он увидел Константина и сразу дал распоряжение Самоне, тот одел его в мирское платье, и он смешивал вино для императора на званном обеде и вернулся с ним во дворец. Самона же, видя растущую любовь императора к нему, сговаривается с главным китонитом и Михаилом Цирифоном 1166 , и изготовляют они многохульное писание против императора, которое написал и составил Родий, нотарий Самоны. Император, придя в Великую церковь , нашел его на своем молельном месте в митатории, взял его и, прочтя, пришел в великую скорбь, ища того, кто сделал это. 61. Случилось же и лунное затмение 1167 , и император велел тогдашним астрономам объяснить его смысл 1168 . А когда к императору вошел друг Самоны митрополит Пантолеонт, Самона спросил его: «Кому эта беда?» Тот ответил: «Тебе. Но, если ты переживешь тринадцатое июня, тогда не претерпишь никакого зла». Императору же сказали, что луна подает дурной знак второму человеку. Император отнес это к Александру, своему брату. После этого Цирифон наедине рассказал императору, что этот листок составил Самона. И он тут же удаляет Самону в его дом, постригает в монахи и отправляет в обитель патриарха Евфимия. После этого его, вновь поруганного, отвели в Мартиниакскую обитель. Константина же он сделал паракимоменом и строит для него монастырь в Осиях, отправился туда вместе с патриархом Евфимием и освятил его. 62. В октябре месяце произошло морское сражение логофета Имерия с агарянами Дамианом и Львом, а стратигом на Самосе был Роман, воцарившийся впоследствии. Имерий потерпел поражение и едва спасся, а почти все остальные там чуть не погибли 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

816 «Источник учеников» (или «Источник апостолов») – древний колодец у подножья Елеонской горы с восточной стороны. 817 На 18-м км пути из Иерусалима в Иерихон находится место, именуемое «Гостиница Доброго Самарянина», по-арабски Хан Хатрур. По преданию, именно здесь произошло событие, рассказанное Спасителем в притче о добром самарянине ( Лк. 10:25–37 ). Это место называется еще по-арабски Талат ад-Дам («Кровавый подъем») – в точном соответствии с библейским названием Адуммим («Красные камни»). То и другое название объясняется красным цветом земли близлежащего холма. На его вершине видны остатки сторожевого поста рыцарей-тамплиеров, который держал под контролем Иерихонскую дорогу. И охранять было от кого. Не только во времена Доброго Самарянина или крестоносцев, но и в XIX в. паломническим караванам и даже знатным путешественникам не рекомендовалось отправляться в Иудейскую пустыню без вооруженной охраны. 818 Указатель с отметкой «Уровень моря» на Иерихонской дороге. Долина Иордана лежит почти на 400 м ниже уровня моря, Иерусалим – почти на 800 м выше. 819 Ущелье Хузива (арабское название Вади-Кельт), где находится монастырь преп. Георгия Хозевита. Восстановлен незадолго до описываемого времени игуменом Каллиником, который по благословению Патриарха Иерусалимского Иерофея поселился отшельником среди древних развалин в 1878 г. 820 Имеется в виду «Иерихонская Московия» о. Антонина – приобретенный им земельный участок в Иерихоне, площадью более 15 тыс. кв. м, с двухэтажным домом для паломников, часовней и садом. До недавних пор участок принадлежал Русской Православной Церкви за рубежом, в настоящее время руководством Палестинской Автономии возвращен России. 821 Аркадий (Конюхов) – русский инок, подвизавшийся на Горе Искушения, в греческом монастыре, восстановленном на месте древней Лавры прп. Харитона Исповедника в 1875 г. 825 Великий князь Константин Константинович женился 15 апреля 1884 г. на Елизавете Маврикиевне (1865–1927), дочери герцога Морица Саксонского и герцогини Августы Саксен-Мейнингенской. Они воспитали в вере и благочестии восемь человек детей, один из которых (князь Олег) пал смертью храбрых в сентябре 1914 г., четверо (Георгий, Игорь, Иоанн и Константин) погибли в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной, дочь Татьяна (в иночестве Тамара) была в 1951–1975 гг. игуменьей Русского Елеонского монастыря в Иерусалиме (умерла на Успение 1979 г., похоронена за Вознесенским собором Елеонского монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   Вспомнив судьбу других детей Маврикия, и мирские люди должны сознаться, что счастлива Сопатра, избравшая доброй волей жизнь иноческую. Кровожадный Фока, убив доброго императора Маврикия и трех сыновей его, жену и трех дочерей (Анастасию, Феоктисту и Клеопатру), запер в монастырь, где после трех лет предал смерти. Не лучше ли было по воле избрать тишину уединения, чем поневоле? Не лучше ли добровольно отказаться от незавидной суеты мирской, чем против воли заключену быть во гробе? И в миру можно делать много доброго! Да, можно коптить сердца и небо! Делают добро души смиренные, а не гордые и самонадеянные. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). «Царство Небесное берется силой, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Св. Феврония-царевна    Дочь имп. Ираклия, блаженная Феврония, с юных лет пожелала служить единому Господу. Две сестры ее, Августина и Мартина, украшались титлом Августы, а Феврония подвизалась в уединении, заботясь только о том, как бы не лишиться славы вечной, приготовленной для всех страданиями Сына Божия.    Св. Апостол учит: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою телом и духом» (1 Кор.7:34). Здесь две высокие мысли о деве: дева, посвящающая себя Богу, заботится о славе Божией, потом она же заботится об освящении души и тела.    Кто так искренно и полно предан славе Господа, как та душа, которая не развлекается ничем земным? «Замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор.7:34). Умное угождение мужу — дело должное; это не то, что служение страстям и грешной воле. Но земля и небо — не одно и то же. Услуживать мужу и услуживать Господу — вещи разные по предмету, по достоинству, последствиям. Прямое и полное служение Господу — занятие самое высокое и самое достойное желаний человеческих.    Освещение души и тела — другой предмет забот девы. Чистота и невинность — свойства богосозданной природы человеческой. С расстроенной грехом природой недоступна на земле невинность райская, но она возвращается постепенно, по частям, при пособиях благодати Божией. И вот, о возвращении этой-то невинности воздыхает дева, ее-то старается она усвоить себе подвигами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

· Равноапостольный император Константин. · Равноапостольная царица Елена. · Св. Пульхерия. · Св. император Юстиниан. · Краткие сведения об остальных византийских императорах. 2 . Английский король-мученик св. Эдмунд. 3 . Св. княгиня Евфросиния Полоцкая. 4 . Св. князь Александр Невский. 5 . Свв. русские князья-воины. 6 . Св. Филарет Милостивый. 7 . Св. Петр Мытарь. 8 . Св. Михаил Воин. 9 . Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва. 10 . Св. Симеон Верхотурский. 11 . Св. прав. Феодор Томский. 12 . Св. прав. Иулиания Лазаревская. 13 . Св. Клотильда, королева Франции. 14 . Св. Женевьева Парижская. 1 1. Византийские императоры Святая Пульхерия (память 10/23 сентября, 399–453) Святая Пульхерия (398–453) была дочерью императора Аркадия, старшей сестрой, воспитательницей и наставницей имп. Феодосия II (408–450). Получила разностороннее образование, отличалась мудростью и благочестием. Св. Пульхерия носила титул Августы и в течение 42 лет (408–450) соцарствовала брату. Во избежание борьбы за престол между Феодосием II и ее супругом она отказалась от вступления в брак. В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. При ее содействии был собран III Вселенский Собор (431 г.) в Эфесе, осудивший ересь Нестория. Заботами св. Пульхерии был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. И сам царский дворец, по отзывам современников, при ней более походил на монастырь. Происками советника императора монофизита Хрисафия св. Пульхерия на некоторое время была удалена из дворца. Но окончательно устранить ее от власти Хрисафию не удалось. Без нее начались нестроения, и через некоторое время, по усиленным просьбам своего царственного брата, она возвратилась, умирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти имп. Феодосия св. Пульхерия, исполняя просьбу брата содействовать воцарению благочестивого и мудрого военачальника Маркиана, вступила с ним в брак с условием сохранения девства (450 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Тяжелой утратой для обоих учеников Святителя стала его кончина 30 апреля 1867 г. Игумен Антоний получил сообщение об этом от матери Марии 1 мая в день памяти Святого пророка Иеремии. В ответном письме игумен Антоний с поэтической метафоричностью находит общие черты в жертвенной жизни пророка и своего учителя: «Горестное известие Ваше я сегодня получил и благодарю за дружеское Ваше внимание. Я отслужил уже соборную панихиду по незабвенном нашем Отце и Учителе, Высокопреосвященнейшем Игнатии. Новопреставленный, Новый Иеремия, плакал всю жизнь о бедственных временах наших, о потемнении камыков святыни, о монашестве прилепленном к оставленному миру. Девственный и чистый, он из смирения обвязывался как чресленником (Иеремии, Гл. 13) нашими грехами и многих извел из пропастей из глубины погибели… Преподобная Матерь Мария поклонитесь за меня неоднократно стопам почившего. Матери Марии предстояло пережить уход еще двух своих наставников и старших товарищей — монахини Августы и игумена Антония. Предчувствуя приближение расставания с ними мать Мария писала в стихотворении «Семячко»: Увы мне, убогой Марии! Сама я трясусь, как былинка, Под бурей воздушной стихии! У каждого зелья — тычинка; А вы-то, мои две опоры, Раненько становитесь хворы, Расслаблены, больны и хилы! Страданье сковало вам силы, И дух от скорбей изнемогший, На нужды мои не внимает: Мой тоненький стебель, иссохший, Несносный червяк обнимает… [ 193 ]   С 1863 по 1871 г. монахиня Мария занималась педагогической деятельностью, о чем подробно пишет в «Автобиографии». В 1873 г. из-за ухудшившегося состояния здоровья она вынуждена уйти на покой. Духовная писательница возвращается в Старо-Ладожский Успенский монастырь и остается в нем до последних дней своей земной жизни. Здесь она, как напишет позже в «Автобиографии», «свободнее стала заниматься духовною литературой». В 1877 г. мать Мария издает поэму в драматической форме на библейский сюжет — «Юдифь». Идея создания произведения в стиле плачей библейских пророков обсуждалась ею еще в переписке с игуменом Антонием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

А огромное гдовское имение на 24 000 душ Павел отдельным указом лишь через полгода передал Алексею, но при этом в резко усеченном виде. Сокращенное аж в 60 раз, оно теперь насчитывало всего 405 душ. Павел сообщил также своему брату, правда в самых общих чертах, и о йеверском наследстве, предоставив ему самому заниматься этим делом, из которого в конечном счете так ничего и не вышло. Зато с самого начала в Большом титуле Павла, напечатанном сразу же по его восшествии на престол, между прочими указано: " ...наследник Норвежский, герцог Шлезвиг-Голстинский... и Ольденбургский, государь Еверский... " . Наконец, огромный многомиллионный капитал, переведенный Екатериной для Алексея в английский так и остался для всех поколений Бобринских лишь синей птицей, которую они пытаются поймать вот уже два века. Но Павел, по тогдашним условиям, вообще мог ничего не дать Алексею. И даже более того, одним росчерком пера распорядиться его жизнью точно так же, как в свое время распорядилась сама Екатерина II жизнью и Ивана VI Антоновича, и самозванки княжны Таракановой, и подлинной дочери Елизаветы Петровны - Августы, заточенной пожизненно в Ново-Спасский монастырь в Москве, и т.д. А порфирородный Павел не только не тронул Алексея, но облагодетельствовал его и, что особенно существенно, не отрекся от своего кровного родства с ним. Так что Алексею было за что благодарить государя и даже назвать его именем одного из трех своих сыновей. И хотя Алексей никогда не бедствовал, тем не менее именно с Павлом связывал он и свою столь долгожданную свободу, и свое подлинное благополучие. В дальнейшем, когда писали историю рода Бобринских, опирались на документы, которыми большей частью располагало само семейство графа, а также на события, о которых знали еще с его слов. А поскольку тайну тех событий Екатерина II унесла с собой, то в историческую мозаику попали в конечном счете только те факты, которые остались лишь на поверхности явлений. Между тем бурное ликование Бобринского, его неуемное восхищение своим венценосным братом продолжалось недолго. Оба обладали вздорным характером, во многом сформировавшимся под сильным психологическим давлением их матери, оба заводились с полуслова, мелочи принимали за происки. Неизвестно почему, но вскоре оба брата повздорили, и Алексей подал в отставку, которая и была принята 2 сентября 1798 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Блаженная Сопатра подчинила себя св. Евстолии для обучения себя самоотречению. К ним присоединились весьма многие другие девы и проводили время в трудах и молитвах. Подвижница Евстолия, прожив многие годы в иночестве, мирно переселилась ко Господу. Сопатра управляла после нее общиной, строго следовала правилам духовной своей матери. Достигнув подвигами духовного совершенства, покойно скончалась ноября 9–го, около 610 года. Вспомнив судьбу других детей Маврикия, и мирские люди должны сознаться, что счастлива Сопатра, избравшая доброй волей жизнь иноческую. Кровожадный Фока, убив доброго императора Маврикия и трех сыновей его, жену и трех дочерей (Анастасию, Феоктисту и Клеопатру), запер в монастырь, где после трех лет предал смерти. Не лучше ли было по воле избрать тишину уединения, чем поневоле? Не лучше ли добровольно отказаться от незавидной суеты мирской, чем против воли заключену быть во гробе? И в миру можно делать много доброго! Да, можно коптить сердца и небо! Делают добро души смиренные, а не гордые и самонадеянные. Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Фил. 2, 12). Царство Небесное берется силой, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).     Св. Феврония–царевна   Дочь имп. Ираклия, блаженная Феврония, с юных лет пожелала служить единому Господу. Две сестры ее, Августина и Мартина, украшались титлом Августы, а Феврония подвизалась в уединении, заботясь только о том, как бы не лишиться славы вечной, приготовленной для всех страданиями Сына Божия. Св. Апостол учит: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою телом и духом (1 Кор. 7, 34). Здесь две высокие мысли о деве: дева, посвящающая себя Богу, заботится о славе Божией, потом она же заботится об освящении души и тела. Кто так искренно и полно предан славе Господа, как та душа, которая не развлекается ничем земным? Замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1 Кор. 7, 34). Умное угождение мужу — дело должное; это не то, что служение страстям и грешной воле. Но земля и небо — не одно и то же. Услуживать мужу и услуживать Господу — вещи разные по предмету, по достоинству, последствиям. Прямое и полное служение Господу — занятие самое высокое и самое достойное желаний человеческих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Богородицы, а вверху в честь Ахтырской иконы Божьей Матери. Кроме сего, она собрала значительную сумму денег в будущее обеспечение монастыря, и своим деятельным примером доброй жизни укрепляла сестер в подвигах благочестия. Преемницею Августы была игуменья Аркадия (из фамилии Шаховских) (с 1857 г. по 21 июня 1887 г.). При ней сделано было расширение храмов верхнего и нижнего пристройкою с правой стороны: вверху храма – в честь иконы Богоматери Владимирская, а внизу – во имя препод. Нила, Столобенского чудотворца. Устроен небольшой свечной завод, на котором выделываются свечи только для собственного потребления. Завод существует и теперь. При монастыре же устроена просфорня, доставляющая монастырю значительный доход, так как просфоры пекутся для продажи не только во все городские церкви, но и во многие сельские. Открыта школа для девочек. Школа до 1885 года находилась в ведении министерства народного просвещения. В 1885 г. она сделана церковно-приходскою. Девочки, кроме положенных по программе предметов, обучаются под руководством монахинь рукоделью. Ныне игуменьею состоит Сергия (с 1887 г.), в мире Евфросиния Петровна Пузенькина из мещан г. Вязьмы. Образование получила в епархиальном училище. Монашествующих вместе с послушницами теперь 160. Земли при монастыре 4 десятины усадебной и 9 сенокосной. В Юхновском уезде сенокосной и пахатной земли 150 десятин. Раньше это была одна сенокосная пустошь, часть которой при игуменьи Аркадии обращена в пахатную землю. Там же устроен скотный двор с необходимыми постройкамидля рабочих, поставлена мельница на небольшой, пересекающей хутор, речке. Значительную часть хлеба монастырь получает со своего хутора. При хуторе разведен фруктовый сад, и заведена небольшая пасека. В Поречском уезде находится принадлежащее монастырю озеро «Касплинское», которое сдается в аренду. В монастырском храме всех престолов шесть. В нижнем этаже: главный – во имя препод. Аркадия, Вяземского и Новоторжского чудотворца. С южной стороны – в честь преподобн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

" Будь с любовью помянут... " Лидия Васильевна вернулась домой, в Козельск, на ул. Зюлиновскую, д.9. По этому поводу 5 июля она писала мужу В.А. Защуку: " хватает - ради какого-либо следствия или показаний. Так было между 15.04.-01.07., когда получила перевод через ГПУ, поклявшийся, что теперь авось в последний раз меня беспокоят. Оперетка, да и только, сказала бы я, если бы все также воспринимать сии привычные мне за сии годы воистину кинематографические впечатления... " . Всеволод Защук в это время находился в Крыму. Там же, в Ялте, которая называлась Красноармейском, жил с 60-летней больной женой и 37-летней дочерью его дядя Леонид Иосифович Защук (XI). В 1923 году Всеволод ушел со службы из Красной армии и занялся гражданским строительством. Когда началась Вторая мировая война, и немцы в 1942 году оккупировали Ялту, он был вызван к немецкому командованию города с предложением о сотрудничестве. На что, как гласит семейное предание, он сказал: - Русский офицер не может сотрудничать с врагами Родины. Через год он умер от дистрофии и был похоронен в Ялте. (XII) " От дачи показаний отказываюсь... " После ссылки Лидия Васильевна приехала в г. Белев и поселилась на Архивной улице, в доме 5. В 30-е годы здесь жили ссыльные монахи Оптиной пустыни и монахини Шамординского монастыря. Все они посещали Никольскую церковь в Казачьей слободе г. Белева. В праздничные дни в этом храме причащалось до ста человек. Именно тогда епископ Белевской епархии Игнатий (Садковский) организовал подпольный женский монастырь при Казачьей церкви в Белеве. По его благословению в 1934 году еп.Георгий (Садковский), его брат, совершил чин пострижения Лидии Васильевны Защук в сан монахини с наречением имени Августы, а затем посвятил в схиму и назначил игуменией подпольного женского монастыря. 16 декабря 1937 года матушка Августа была арестована вместе с двадцатью монахами, монахинями, мирянами и священниками в городе Белеве. Незадолго до расстрела заключенных перевезли в город Тулу. Здание НКВД Тулы находилось тогда в архиерейском доме бывшего подворья. Глухая, каменная ограда его хорошо скрывала все, что происходило в этом доме и его подвалах. " Тульская губернская тюрьма, высилась на выезде из города рядом с кладбищем и огромным корпусом водочного завода " Олег Волков, содержавшийся в этой тюрьме, оставил нам такие воспоминания о его содержании там: " В узком помещении, не более двух с небольшим метров шириной, мы сидели сплошным строем, плечо к плечу, прислонившись спиной к стене, с вытянутыми, переплетенными ногами. Если визави на миг подбирал затекшие ноги, можно было расслабить свои, чуть переменить положение. Из камеры было вынесено все, кроме параши, стоявшей у двери. Край ее был на уровне лица того, кто сидел подле, а подходившие оправляться искали между стиснутыми ляжками промежутка, куда поставить ногу. На тех, кто не мог потерпеть с нуждой между утренней и вечерней оправками, обрушивались упреки, оскорбительная брань " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/11/08/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010