С 1997 г. монастырь возглавляет игумения Моисея (Бубнова). Сестер в обители около 40, половина из них – местные, уроженки Палестины. Малая Галилея Прямая улица, идущая по самому гребню Елеона и соединяющая две его главные вертикали – 64-метровую Русскую Свечу и 45-метровую башню лютеранской церкви Вознесения при госпитале Августы-Виктории, – приведет нас, в сотне шагов от русского монастыря, к большой зеленой роще, обнесенной стеной. На дорогу выходят железные ворота, за которыми простирается большой сад. Расположенный здесь греческий православный монастырь называется «Мужи Галилейские». Странным образом в названии греческого монастыря закрепилось не греческое, а латинское название: Viri Galileae, но подобные парадоксы нередки на таком «перекрестке» вер, языков, цивилизаций, каким является Иерусалим. По-другому монастырь называется, как и само место, Малая Галилея, потому что здесь во времена евангельские существовала гостиница, принимавшая приходивших на праздники в Иерусалим галилеян. Древнее предание говорит, что именно здесь явился апостолам Воскресший Господь, когда они подали Ему «часть печеной рыбы и мед» ( Лк. 24, 42 ). В память этого в саду стоит открытая часовня, чуть пониже уровня земли, окруженная решеткой; внутри на невысоком постаменте двухсторонняя икона, изображающая учеников, окруживших Воскресшего Учителя. На стене надпись на нескольких языках, повествующая об этом событии. Там же стоят два обломка колонн – остатки столпов, поставленных в древности на месте Вознесения Господня в память двух Ангелов, явившихся апостолам тотчас после Вознесения. Эти столпы были перенесены на Малую Галилею, когда вершина Вознесения и храм на ней были в руках мусульман, не допускавших туда христиан. Тогда службы совершались в построенном здесь храме во имя Явления Воскресшего Господа Мужам Галилейским, от которого уцелел до нашего времени только престол на колонках, с памятным камнем под ним, на котором выложен крест. Теперь этот престол находится в притворе построенной в 1907 г. на этом месте церкви. Она – трехпрестольная. Против входа устроен главный придел, а два малых по бокам значительно ниже его, так что к ним ведут по сторонам лестницы. В крипте храма расположена усыпальница Иерусалимских Патриархов и видных иерархов. Здесь покоятся основатель храма и обители архиепископ Иорданский Епифаний, Патриарх Иерусалимский Тимофей и др. Напротив церкви в общей ограде с ней стоит дом, служащий летней резиденцией Иерусалимских Патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

149 Имеется в виду греческий православный монастырь во имя праведного Лазаря и сестёр его, Марии и Марфы, построенный в 1879 г. архимандритом Спиридоном, впоследствии (в 1891–1897 гг.) Патриархом Антиохийским. 150 Древнегреческая нимфа из поэмы Гомера «Одиссея», семь лет продержавшая Одиссея в «гостях» на своём острове. Здесь – иронически, в смысле неуместного, навязчивого гостеприимства. 151 Отец Антонин все участки Русской духовной миссии называет «Московия»: Хевронская Московия, Иерихонская Московия (см. выше), и т. д. «Елеонская Московия» – территория, на которой расположен ныне русский Елеонский монастырь, относящийся к юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом. 152 Великий князь Константин Константинович женился 15 апреля 1884 г. на Елизавете Маврикиевне (1865–1927), дочери герцога Морица Саксонского и герцогини Августы Саксен-Мейнингенской. Они воспитали в вере и благочестии восемь человек детей, один из которых (князь Олег) пал смертью храбрых в сентябре 1914 г., четверо (Георгий, Игорь, Иоанн и Константин) погибли в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. вместе с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, дочь Татьяна (в иночестве Тамара) была игуменьей русского Елеонского монастыря в Иерусалиме в 1951–1975 гг. (умерла на Успение 1979 г., похоронена за Вознесенским собором Елеонского монастыря). 153 Буквально: «яйцо за быка». Французская поговорка, означающая примерно: «пытаться за пустяк получить что-либо значительное». О. Антонин имеет в виду несоизмеримость своих подарков августейшим гостям с тем пожертвованием (в 10 тыс. франков), какое получил от них на нужды Русской духовной миссии в Иерусалиме. 155 Русское место, или Александровское подворье – участок, приобретённый Палестинским комитетом в 1859 г., близ храма Гроба Господня. Археологические раскопки на этом месте, проведённые о. Антонином в 1883 г., выявили фрагменты древней городской стены и Порог Судных Врат, через которые Господь прошёл на Голгофу. Позже над раскопками была построена церковь во имя святого Александра Невского, освящённая в 1896 г. (Ныне принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

40. При нем упали золотой султан 980 Юстиниана на так называемом Августее. Когда же все недоумевали и рассуждали, как его поднять, нашелся один умелец, который (забрался при помощи стрельбы. Сперва прикрепив к стреле тонкую веревку и выстрелив, он затем, подняв посредством ее прочности и другую, еще более прочную и способную выдержать вес человека, забирается на коня на колонне. Поднявшись, он с помощью той же верёвки поднимает и водружает обратно на место султан, совершив дело, достойное изумления. Этим) 981 он снискал благоволение императора и создал себе выдающуюся репутацию как своим искусством, так и своей природной [ловкостью], получив в награду от императора сотню номисм 982 . 41. Коронует Феофил Михаила, своего сына, в Великой церкви, почтив, по обычаю, всех на коронации. 42. Устроил он и странноприимный дом, который теперь называется Феофиловым и которой был домом патрикия Исидора, приехавшего из Рима с Олибрием при Константине Великом . Со временем он был передан в кураторию 983 , чтобы обитали там женщины из знатных, которые знали толк в нецеломудрии. А при Льве Исавре из блудилища он был превращен им в странноприимный дом. Позднее он стал домом Константина, сына Ирины, после того как мать его ослепила. Когда же он скончался, его жена, облачившись в монашеское одеяние, превратила его в монастырь и назвала [обителью] Покаяния. И, хотя этот дом был очень большим и удивительным, одно дерево, проросшее в триклинии 984 , грозило всё разрушить. А монахини, когда император ехал во Влахерны, пожаловались ему на это. Он же, соблаговолив осмотреть дом, который ему понравился, переселяет этих монахинь в другой монастырь, а сам дом, украсив разнообразными украшениями, сделал странноприимным, придав ему множество денег, серебра и предместья и назвав его Феофиловым. 43. Перед своей кончиной этот богоненавистный император, устроив тайный совет со своими единомышленниками относительно Феофова Перса, что «сильно любят его и верили ему и подчиненные ему персы, и немало из тех, кто был у власти, и как бы после моей кончины они не стали искать для него узурпации против и моего ребенка, еще младенца, и жены», послал и привел Феофова во дворец и держал его при себе. Отягощенный же болезнью, он запер Феофова в сводчатых комнатах Вуколеонта. А когда персы стали узнавать, что же случилось, император послал ночью Петрону, брата августы, вместе с логофетом и отрубил голову Феофову. И они убедили персов, что он с императором во дворце 985 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Пасху 1955 года Павел Груздев пишет официальное прошение на имя управляющего Ярославской епархией владыки Исайи: «Преосвященнейшему Епископу Исайе от Павла Александровича Груздева покорнейшая просьба. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, Владыко Святый! Господь наш Иисус Христос святым ученикам своим и апостолам, а в лице их и всем христианам сказал: «Жатвы убо много, делателей же мало». На основании этих святых слов дерзнул и аз, недостойный, молити убо Вас, Господина жатвы, да изведете меня делателя на жатву Господню: то есть причесть мое недостоинство к лику служителей святого Алтаря. Множество верующих нашего города Тутаева мне заявляют, почему я с моими знаниями и способностями не прошу Вашу святыню о рукоположении меня во священники. И сам я духом чувствую, что моя дорога должна идти на службу Богу...» В своей «Автобиографии» Павел Груздев пишет: «Рядом с нашей деревней Большой Борок находился Мологский Афанасиевский монастырь, в котором проживали три мои родные тетки: монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга. Под их наблюдением я получил христианское воспитание и любовь к святой Церкви. Юношество свое я провел в кругу своих родных и в упомянутой обители, где пас коров, звонил на колокольне, приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря 31 марта 1929 года с благословения игуменьи Августы/Феоктисты Неустроевой/я переехал на жительство в город Новгород, Ленинградской обл., где и работал на судостроительной верфи Деревяницы, возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря. Там в свободное от работы время пел и читал на клиросе, звонил на колокольне и т. д. В 1932 году возвратился на родину к родителям и работал до 1938 года в Государственной Селекционной станции/бывший Афанасиевский монастырь/на скотном дворе. В 1938 году из затопляемой зоны наша семья переехала в г. Тутаев, где я обустраивал дом и ходил в храм на клирос, пел и читал, а иногда пономарил. 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению – группа церковнослужителей, возглавляемая архиепископом Варлаамом Ряшенцевым , и обвинен по статье 58 часть 1, пункт 10–11. Судом приговорен к 6-ти годам исправительно-трудовых лагерей. По отбытии срока вернулся на родину. Работал на сенопресе в качестве рабочего, а в свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Главный вход – Святые ворота – находился в западном одноэтажном корпусе монастыря. Над Святыми воротами было больших размеров изображение святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, а над ними в облаках икона Тихвинской Божией Матери, которую держали два ангела. «Верх ворот венчала башня, – вспоминает отец Павел, – над которой был флюгер в виде ангела с трубой и во время ветра издавался звук, как говорили: Трубный Глас. Привратницей была монахиня Лариса Кузнецова». Такими же круглыми каменными башнями с высокими шпилями, увенчанными флюгером в виде ангелов с трубой, были украшены углы трех монастырских корпусов, а в четвертом, северо-западном, находилась Успенская церковь со входом вне монастыря. «У Святых ворот обители была часовня, – продолжает описание отец Павел, – в ней находилось резное изображение во весь рост святителя и чудотворца Николая в серебряной ризе с мечом в руке, эту икону носили по приходу четыре раза в году. Еще в часовне находилось резное изображение во весь рост Спасителя, сидящего в темнице, это изображение было у верующих в большом почете, впоследствии я его видел в краеведческом музее города Мологи». С левой стороны при входе в монастырь, почти посреди двора возвышался величественный белокаменный собор Святаго Духа, а с правой стороны, ближе к административному корпусу, находился Троицкий храм с прилегающей к нему четырехэтажной колокольней. Троицкий храм обители – основной, его история начиналась вместе с монастырем в XIV веке, а возможно, и раньше. Нынешний каменный пятиглавый с зелеными куполами и крестами, опаянными английской жестью, Троицкий храм построен еще до того, как возродился женский Мологский Афанасьевский монастырь – усердием прихожан храм возведен в 1768 году как приходская церковь . Храм теплый, одноэтажный, главная часть отделяется от придельной одним столпом, по обеим сторонам которого устроены проходные арки. При входе из трапезы в главный храм над аркой устроены хоры для монахинь. В храме два придела. Правый придел – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и святых великомучениц Екатерины, Варвары и царицы Августы. Левый придел посвящен святителям Афанасию и Кириллу. «В центральном храме иконостас пятиярусный, густо позолочен, на царских вратах резное фигурное изображение Сошествия Св. Духа». В иконостасе иконы в богатом украшении, из них особенно замечательны два образа, как их описывает отец Павел:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Как же много событий в жизни Тихвина было связано с этой обителью, с именем постриженной в монахини царицы! Неспешно текла в монастыре жизнь. В 1917 году в обители было до 200 монахинь и послушниц. Монастырь содержал приют для девочек-сирот, организованный игуменией Серафимой в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был сад, возле собора - обширный некрополь. После революции в обитель пришли другие люди. Здесь была размещена областная детская колония. Некоторое время монахини и послушницы оставались жить в монастыре, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически - с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Некоторое время сестры, продолжая свое служение Богу, ютились в монастырских зданиях рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями вовсе не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игумения Иоанникия вынуждена была переселиться из настоятельских покоев в тесную келейку на колокольне. Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игумений Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы. 3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника - Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игумения Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым. Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода. Не остановили святотатцев трогательные слова, выбитые золотом на мраморной плите игумений Серафимы: «Остановись, не попирай гробницу! Над нею слезы льют и сиры, и вдовицы. Здесь инокинь наставница лежит...».

http://sobory.ru/article/?object=00547

«Мистическое обручение вмч. Екатерины». Ок. 1420 г. Худож. микелино да Безоццо (Национальная пинакотека, Сиена). Фрагмент «Мистическое обручение вмч. Екатерины». Ок. 1420 г. Худож. микелино да Безоццо (Национальная пинакотека, Сиена). Фрагмент Сведения о житийных иконах святой сохранились и в письменных источниках: в описи мон-ря свт. Николая Чудотворца на Лятке 1605 г. (Опись мон-ря Николая Чудотворца на Лятке близ Рюрикова городища под Новгородом/Сообщ.: Н. К. Куприянов//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 5. Стб. 431) и в описи новгородского храма Успения на Торгу 1685 г., где было 2 таких образа - в главном храме и Екатерининском приделе (Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 213, 219). Из уцелевших памятников наибольшей близостью друг к другу отличаются шитая пелена НГОМЗ, иконы из собрания М. Е. Елизаветина, из ГТГ, ГРМ, ГИМ (музей «Новодевичий монастырь»); сходство распространяется и на иконографию отдельных клейм (ср. встречающуюся в неск. иконах сцену сожжения философов, где показано медное изваяние вола, не упомянутое в тексте и, очевидно, заимствованное из цикла вмч. Георгия). К этой группе примыкают иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) и ПИАМ; особую «редакцию» образует икона из Горицкого мон-ря. Рус. циклы, основанные на тексте Жития Афанасия Тахиграфа, по составу близки к древнейшей синайской иконе. Обычно они включают сцены жертвоприношения в храме, куда приходит Е.; приведения Е. к императору (иногда неск. композиций); благословения святой ангелом; диспута с философами; их обращения и сожжения; бичевания Е. воловьими жилами; обращения в христианство царицы Августы и воеводы Порфирия; явления Христа и ангелов Е.; избавления от мучения колесованием (1 или 2 сцены); усекновения главы. В пространных циклах к этим сюжетам могут добавляться сцены питания ангелом Е. в темнице, хотя, согласно Житию, пищу святой приносил голубь (иконы из собрания М. Е. Елизаветина, из ГТГ, ГРМ и ГИМ (музей «Новодевичий монастырь»)); обличения императора царицей Августой: икона из собрания М.

http://pravenc.ru/text/189599.html

На место Игумении Венедикты избрана сёстрами Борисовской пустыни в Настоятельницы оной монахиня той же обители Анатолия, из Дворян, по фамилии Яновских (Орловской Губернии Карачевского Уезда), которая к сей должности признана способною и достойною, как самою Игумению Венедиктой, так и Архимандритом, коему поручено было избрание Настоятельницы; но как об ней ещё прежде сего было сделано представление в Святейший Синод Преосвященным Владимиром о назначении её в Игумении в Белогородский девичий монастырь, то и надобно было делать новое представление, почему она произведена в сан Игуменьи лишь 10 Января, 1832 года Преосвященным Инокентием, Епископом Курским и Белогородским. За неусыпные заботы о внутреннем и внешнем благоустройстве обители, в 1843 году была награждена от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. Скончалась после продолжительной болезни 5-го Июля, 1847 года. О заслугах её сказано подробно в историческом обозрения обители. На место её, по избранию Преосвященного Илиодора, Архиепископа Курского и Белогородского, произведена в Игуменьи, 8-го Сентября, 1847 года, Казначея Курского девичьего монастыря Арсения, из Дворян по фамилии Белевцевых. Она управляла обителью только 5 лет, оставив по себе самую благую память по своим редким душевным качествам и попечительности о благоустройстве и украшении обители. В начале 1851 года она оставила Настоятельскую должность по слабости здоровья, и обителью управляла Казначея монахиня Макария; через месяц после сего Игуменья Арсения скончалась о Господе мирною кончиною. На её место, 3-го Февраля, 1852 года, назначена Настоятельницею обители, с производством в сан Игуменьи, Казначея оного же монастыря, монахиня Макария, из Дворян по фамилии Новосильцевых. Она поступила в сей монастырь в 1828-м году, в монашество пострижена в 1836 году. В 1857 году, по представлению Преосвященного Илиодора, за ревностное прохождение своей должности, она награждена от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. Скончалась о Господе в 1869-м году, Января 6-го дня на 64-м году от рождения. Игуменья Максимилла Шишкина, из Дворян г. Харькова, в монашество пострижена в сей же пустыни в 1859 году, Марта 29 дня, до определения Настоятельницею проходила пономарское послушание с 1859 по 1869 год. Определена Настоятельницею в Феврале 1869 года, а в 1 день Марта того же года возведена в сан Игуменьи. Достопамятные старицы и сёстры Борисовской пустыни Мы уже видели из исторического обозрения судеб обители, что из числа 12 Настоятельниц, управлявших ею до настоящего времени и уже окончивших своё земное поприще, доселе с особым чувством уважения и признательности произносятся и памятуются имена Игумений: Анфии, Августы, Венедикты, Анатолии, Арсении и Макарии, как таких Настоятельниц, которые к попечению о внутреннем и внешнем благоустройстве обители, присоединяли ещё и спасительную ревность о личном преуспеянии в иноческих добродетелях, являя собою поучительный пример для душ, вверенных их духовному окормлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

ушёл на север из Кремлевского боярского двора своего дяди вельможи Вельяминова инок Козьма, впоследствии святой Кирилл Белозерский. Шёл божий странник от селения к селению, от церкви к церкви, от пустыни к пустыни. Останавливался он и в Ламской пустыни, и оставил Кирилл там свои вериги — кованые железные оплечья. Более двух веков бережно сохранялись они в Ламской пустыни, уже монастыре, братия и богомольцы чтили их, полагая богоспасительными и исцеляющими. Затем во времена Казацкого бунта в 1613 г. монастырь, как и многие другие в наших местах, были разорены и разграблены. Позднее церкви на Ламе были отстроены, но уже без назначения монастырского. Вериги же святого Кирилла сохранились и почитались, как прежде, святынею. Где-то в тридцатые годы XX в. их видела юная Анна Артемьевна Краюхина, тогда жительница замоложского села Яна. Но, видно, ушли они вместе с церквами под нахлынувшие моложские воды. Немолодой уже священник Иоанн Пономарев не только служил в церкви, но и работал на колхозных работах. Старожилы помнили, как он подавал снопы на колхозном гумне. Про него также помнят, что во время работы он говорил мужикам: «В церкви я священник, а на работе обычный мужик». Но и он уехал после сбрасывания колоколов в 1941 г. на хутор Звано, к Любегощам, а с 1943 г. стал снова служить уже в с. Пищалкино. А между тем годы с 1938-го по 1941-й были одними из самых запретительных для веры и Церкви. В 1938 г. был окончательно закрыт красивейший монастырь Камень на р. Суховетке. В 1941 г. сбивали колокола с великолепной церкви в д. Баскаки. Сбросили и разбили большой и средний колокола с колокольни Титовской церкви в том же 1941 г., якобы для нужд войны. А сам храм закрыли. Сохранился доподлинный рассказ об этом печальном событии двух свидетельниц, восьмидесятилетних женщин Августы Ивановны Лопушкиной и Александры Федоровны Пузырёвой: «Сымал с Самши, коммунист, так его потом и скожелило в сорок четвертом. Как же не скожелило - в гроб не могли положить! Трое сбросили колокола, может, наемные у него были.

http://sobory.ru/article/?object=22548

Царь Феофил, очарованный красотой Икасии, воскликнул: – Зло произошло от женщины! Икасия, немного смутившись, ответила: – Но и все наилучшее исходит от женщины. Эти слова поразили Феофила в самое сердце, и он отпустил Икасию, яблоко же отдал Феодоре; была она из Пафлагонии. На святую пятидесятницу патриарх Антоний венчает их в часовне святого Стефана, а оттуда они направились в великий храм 82 , и царь раздал много денег патриарху и всему клиру вместе с синклитом. Икасия же, не став царицей, основала монастырь, где и провела дни свои до самой кончины, приняв пострижение и живя так, как угодно богу. Она предавалась и ученым занятиям: после нее осталось много сочинений. А мать царя, Евфросина, по доброй воле покинула царские покои и удалилась в Гастрийский монастырь 83 . 2 . Во время конских состязаний приносят подсвечник, поврежденный мечом при убийстве Льва Армянина 84 ; Феофил показывает его всему сидящему здесь синклиту и говорит об осмелившихся совершить убийство в храме господнем как о настоящих убийцах Льва, сторонника ереси, и его единомышленника в нечестии 85 . Ведь безбожный Феофил разделял богопротивную ересь отца, то снимая святые иконы, то уничтожая их, устраивая гонения на благочестивых монахов и подвергая их телесным наказаниям. 3 . На второй год царствования Феофила к ромеям перебежал перс Феофов со своим отцом и четырнадцатью тысячами персов. Царь расселил их в фемах и распределил по турмам 86 . А самого Феофова он женил на сестре августы Феодоры, сделав его, таким образом, своим зятем. У персов был обычай нарекать царями лиц царского происхождения. Поскольку во взаимных войнах род царский пресекся, то персы, затрудняясь, что предпринять, узнали, что некоторые родственники царя перешли на сторону ромейского императора; по этой причине они сочли необходимым покинуть родную землю и переселиться к ромеям через Феофова; их целью было получить вождя для своего племени, особенно потому, что вождь персов Вавек переметнулся к амермуну 87 и вот уже пять лет главенствовал в его стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010