Оренбург. Кафедральный собор Николая Чудотворца в Форштадте. Никольский собор Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1883 и 1886. В 1900-х пристроены боковые приделы. В 1988-1990 перестроены завершения, в 1994 сооружена новая колокольня. Архитектор:В.П. Сахаров (исходный проект), Н.А. Быковская (реконструкция в 1980-90-х гг.) Ссылки:   Адрес: Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Чкалова, д. 8 Координаты: 51.766258, 55.120726 Изменить описание На территории собора расположены: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Никольский храм был основан в 1883 году. 4 мая (17 н. ст.) 1886 года собор освятил Преосвященный Вениамин II (Смирнов), епископ Оренбургский и Уральский. Причиной закладки кирпичного здания храма был пожар деревянных построек казачей станицы с ее фортом (крепостью, отсюда название региона «Форштадт»). Вот в это тяжелое время и возникла мысль постройки. Инициатива принадлежала казакам Оренбургской станицы во главе с попечителем и подрядчиком Е.Г. Колокольцевым. Спланирована инженер-капитаном В.П. Сахаровым. (Епархиальные ведомости 10 за 1886 г., стр. 375; Архитектурная и историческая справка – архитектор Ю.А. Григорьев). Церковь была заложена в 1883 году на средства прихожан (десятинная) и освящена 4 мая 1886 года Преосвященным Вениамином II (Смирновым), епископом Оренбургским и Уральским. Сначала она была однопрестольная, во имя святителя и Чудотворца Николая, а с 1910 года числится как трехпрестольная в честь Успения Божией Матери и св. великомученика Пантелеимона. В 1936 году Никольский храм был закрыт, и все святыни были из него вынесены. Здание храма было использовано для различных мирских бытовых нужд. Вначале в нем разместили общежитие, а после 1942 года – эвакуированные из Москвы и Ленинграда архивы наркомата внутренних дел. 12 апреля 1944 года храм был вновь открыт. С 1955 г. по 1958 г. храм был заново расписан талантливым местным художником Владимиром Рублевым. В 1968 г. освящен четвертый предел в честь Всех святых.

http://sobory.ru/article/?object=14064

Семен Поспелов – вифанской. Андрей Беляев – владимирской. Иван Сладкопевцев – тамбовской. Александр Милованов – костромской. 10 Капитон Невоструев – вифанской. Иеромонах Макарий Малиновский – костромской. Иеромонах Авраамий Казанский – пензенской. Кандидат Михаил Лебедев – московской. Василий Щапков – пермской. 15 Андрей Адамович – с.-петербургской. Павел, в монаш. Палладий, Пьянков – пермской. Сергий Писарев – московской. Иеромонах Ювеналий Знаменский – калужской. Василий Покровский – той же. 20 Ипполит Световидов – нижегородской. Василий Нечаев – вифанской. Николай Смирнов – тульской. Алексей Соколов – вифанской. Иван Извольский – владимирской. С правом на получение степени магистра, если представит вновь сочинение. Кандидаты: 25 Петр Успенский – ярославской. Николай Андроников – костромской. Иван Гангесов – астраханской. Илья Сахаров – тульской. Платон Любимцев – нижегородской. 30 Иеромонах Евангел Дилигенский – костромской. Михаил Нечаев – тамбовской. Феофилакт Громов – калужской. Семен Успенский – тульской. Порфирий Владимирский – нижегородской. 35 Николай Сементовский – ярославской. Иеромонах Иона Оболенский – вятской. Иеромонах Агапит Лебедев – курской. Иван Аменицкий – владимирской. Иван Надеждин – с.-петербургской. 40 Иван Моисеев – тульской. Вукол Ундольский – владимирской. Николай Руднев – астраханской. Михаил Смирнов – вифанской. Николай Суворов – вологодской. 45 Евгений Чертков – калужской. Александр Гумилевский – астраханской. Николай Чудинский – тверской. Феодор Сперанский – владимирской. Василий Субботин – оренбургской. 50 Димитрий Тихомиров – тульской. Феодор Скворцев – рязанской. Аристарх Соколов – вологодской. Павел Шаламов – той же. Гавриил Морев – ярославской. 55 Александр Метаниев – саратовской. Иван Остроумов – тульской. Андрей Сокольский – московской. Феодор Богословский – тульской. Иван Знаменский – московской. Тринадцатого курса (1838– 1842). Магистры: 1 Иван Аничков-Платонов – из московской Семинарии. Владимир, в монаш. Иоанн, Соколов – той же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

110) От студента LXIX курса С. Н. Дьякова – книга: Adrians Εισαγωγη εις τας ϑειας γραφας. Berlin, 1887. 111) От студента LXVII курса Иеромонаха Серафима (Иовановича) – журал Revue Biblique 1907 г. 4. Paris, 1907. 112) С почты, от разных лиц, получены следующие издания: а) Извештаи Руско-Српског Клуба о раду 1910. Београд, 1911; б) Веселинович, Модернизам. Београд, 1911; в) 3-d and 4-th Annual Report of Anglican and Eastern-Orthodox Churches Union. London, 1910–1912; г) П. И. Попов , Летучие мысли. Томск, 1911; д) Kasimirowitsch. Das Serbische Ehescheidungsrecht. Bonn, 1911; e) C.H. Кологривова, Синодик Дворцовой Церкви св. Евдокии. Москва, 1909; ж) Л.Μ. Савелов, Из истории сношений Москвы с Крымом. Симферополь. 1906; з) Л.Μ. Савелов, Переписка Патриарха Иоакима с —655— воеводами, бывшими в Крымских походах 1687–1689 г. Симферополь, 1906; и) Напоминание родителям о христианском воспитании детей. Екатеринослав, 1911; i) В.П. Шляпин, Акты Велико-Устюжского Михаило-Архангельского монастыря, 1. Великий-Устюг, 1912. 113) От Пастырско-Просветительного Братства при Московской Духовной Академии – а) Братство за 1-й и 4-й годы. Сергиев Посад, 1908–1911; б) книга Еп. Феодора, Из чтений по Пастырскому Богословию. Сергиев Посад, 1911. 114) От Библиотеки Студентов Академии – а) книга проф. И. В. Попова , Конспект лекций по Патрологии 1911–1912 г. Москва, 1912, и б) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1911 и 1912 гг. 115) Получались в дар следующие периодические издания: а) Bibliographie; б) Allgemeine Bibliographie; в) Current Literature of the month; r). Mitteilungen B. G. Teubner der Neuigkeiten des Deutschen Buchhandels; д) Wöchentliches Verzeichniss; e) The Church Union Gazette; ж) Вестник „Народного Дома“; з) Американский Православный Вестник; и) Гость; и) Аль-Неемат (на арабском языке); к) Свободное Воспитание: л) Братское Слово; м) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник; и Епархиальные Ведомости: н) Архангельские; о) Екатеринбургские; п) Оренбургские; р) Орловские; с) Ставропольские; т) Тверские; у) Уфимские; ф) Якутские; и х) Ярославские.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Само освобождение нередко оказывалось делом хлопотным. Страдальцам, медленно умиравшим в лагерях, приходилось лишь уповать на Бога и усилия тех, кто оставался на свободе. Некоторые пастыри и миряне продолжали находиться в заключении еще долгие годы. Святитель Афанасий (Сахаров) так и умер бы в заключении, если бы не помощь его духовного сына – исповедника Георгия (Егора Егоровича Седова) (память 16 декабря). Более 10 лет, начиная с 1944 г., исповедник пытался вызволить святителя из неволи: писал ходатайства, консультировался с юристами. Святитель Афанасий, хотя и был признан инвалидом, свободу долго не получал и находился в инвалидном доме, режим которого мало отличался от лагерного. Только в 1955 г. находившийся на грани жизни и смерти епископ получил свободу. Егор Егорович перевез архипастыря к себе домой и несколько месяцев выхаживал его. Благодаря своему духовному сыну епископ Афанасий смог подняться на ноги и послужить Церкви. Он был назначен председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательском отделе Московской Патриархии. Сам исповедник Георгий умер через пять лет после освобождения епископа Афанасия. –Отпустите, отпустите меня, – говорил уже прикованный к постели Егор Егорович своим родным. –Куда тебя отпустить? – спрашивала дочь. –Домой, на тот свет, – говорил исповедник. – Мне здесь надоело, там лучше. Несмотря на освобождение репрессированных за веру, реабилитировались далеко не все. Государственная администрация усилила контроль и над своими чиновниками, жестоко пресекая даже минимальные симпатии к Церкви с их стороны. Поскольку в инструкциях ЦК КПСС предписывалось исключать из партии и комсомола тех, кто участвует в религиозных обрядах, имеет в квартирах иконы и проч., на местах стали внимательно следить за «несознательными». Показателен случай, когда в Сорочинске Оренбургской области три местных священника и 65 прихожан целый день бесплатно работали на просушке зерна на элеваторе. Работа была выполнена, и в конце рабочего дня председатель горсовета при всех поблагодарил настоятеля и пожал ему руку. За это председатель горсовета был уволен с занимаемой должности, а председателю райисполкома и начальнику районной милиции был объявлен строгий выговор как «потерявшим бдительность». В принципе такая картина наблюдалась повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самарин Ф. Д., член Братства святителей Московских. Самарин Юрий Александрович (1904–1965), искусствовед, сын А. Д. Самарина. Самарина Софья Дмитриевна (1863–1935), сестра А. Д. Самарина. Самойлович Иван (1630-е – 1690), гетман Украины в 1672–1687 гг. Санчерро, кардинал. Сахаров, священник. Свенцицкий Валентин Павлович (1897–1931), протоиерей, духовный писатель. В 1919 г. рукоположен во иерея. С 1920 г. служил в московских храмах. В 1922 г. арестован, выслан. С 1926 г. настоятель церкви свт. Николая «Большой Крест» на Ильинке в Москве. В 1928 г. со своей паствой отделился от митрополита Сергия (Страгородского) , вскоре арестован, приговорен к ссылке в Сибирь. В 1931 г. вернулся в общение с митрополитом Сергием (Страгородским) . Скончался в ссылке. Похоронен в Москве. Севастиан (Вести Григорий Иванович; 1870–1929), архиепископ. В 1914 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1917 г. епископ Макарьевский и Унженский. В 1919–1920 гг. епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии. С 1920 г. архиепископ Костромской. В 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В 1923 г. принес покаяние, был арестован, вскоре освобожден, затем вновь перешел в раскол. В 1924 г. вторично принес покаяние, назначен архиепископом Костромским. С 1927 г. включен в состав Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1929 г. в заключении. Селецкий Григорий, протоиерей. Семеняко Николай Иванович , священник см. Феофан (Семеняко), архиепископ. Смоличев Иоанн, протоиерей. Сенгелевцев, священник Уральской епархии. Серапион (Сысоев † 1673), святитель, митрополит. В 1637 г. хиротонисан во епископа Сарского и Подонского на Крутицы с возведением в сан митрополита. В 1651 г. удалился на покой в Калязинский монастырь. Серафим (Александров Дмитрий Александрович, 1867–1937), митрополит. В 1914 г. хиротонисан во епископа Кустанайского, викария Оренбургской епархии. С 1918 г. епископ Полоцкий и Витебский, затем епископ Тверской и Кашинский. С 1920 г. член Св. Синода и ВЦС. С 1922 г. архиепископ. В 1922 г. арестован в Москве, освобожден. С 1924 г. митрополит. В 1925 г. арестован, вскоре освобожден. С 1926 г. в ссылке. В 1927 г. включен в состав Временного Патриаршего Св. Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1928 г. митрополит Саратовский; с 1933 г. митрополит Казанский и Свияжский. В 1936 г. арестован, сослан на 3 года в Казахстан, где был осужден. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

—783— «с плачем, воздыханием и биением в перси» 1069 . На радениях Кубанских шалопутов «сначала песни поются печальным мотивом, причем нередко слышатся всхлипывания, тяжелые вздохи, которые часто переходят во всеобщий плач» 1070 . В одном собрании Кавказских прыгунов «разрыдавшиеся братья и сестры, с видимым сокрушением, повергались на землю и в таком положении оставались не менее четверти часа. Сказатель читал молитвы и, под влиянием общего плача и воя, исполнял свою обязанность с большим увлечением. В голосе его слышались сдержанные рыдания, он часто и глубоко вздыхал, в глазах стояли слезы. Более часу продолжалась эта картина, действующая на самые сильные нервы. Бабы рыдали и голосили, мужики сдержанно всхлипывали и, кладя земные поклоны, крепко прикладывались лбом к земле, пролеживая в таком положении подолгу» 1071 . Отмеченное сочетание слез с дыхательными проявлениями, характеризующее начало экстаза у наших сектантов-мистиков, так тесно прививается к их приемам выражения религиозного чувства, что даже слабое возбуждение последнего влечет за собой всхлипывания, вздохи, слезы и т. д. Наличность этих физиологических симптомов во время молитвы, в связи с некоторыми телодвижениями, считается одним из отличительных признаков упомянутых сектантов, на основании которого к ним, между прочим, прилагают во многих местностях название «богомолов» 1072 . «Казанские хлысты, по словам Урбанского, от православных отличаются приподнятым религиозным настроениям, каковое нередко выражается у них во вздохах и всхлипываниях при церковном богослужении» 1073 . У Оренбургского хлыста Михея Ильина, когда он бывал в церкви, священник не раз замечал «кривляние, пошатывание в ту и другую сторону, плач или слезы..., стучание лбом об пол при положении земных поклонов, биение себя в грудь, вздохи и хныканье при чтении апостола, евангелия или поучения» 1074 . Последователи новой Курской секты «брата Василия» «неопустительно посещают богослужение, стоят в храме, как скованные, словно впиваясь глазами в лики святых; крест делают истовый, широкий, молятся с необычайным усердием, но при этом часто вздыхают, всхлипывают, ударяют себя в грудь, проявляя все признаки сильного душевного волнения. Некоторые из женщин, последовательниц Василия, вздрагивают, трясутся, а иногда и истерически плачут, когда подходят ко кресту или иконам» 1075 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Романовский, Петр Васил. Репин, Иоанн Иоаким., пот. почетный гражданин Самарин, Дим. Феодорович, потомств. дворянин Сахаров, Петр Николаев., прот. Московский Свербеев, Мих. Дим., состоящий при Обер-прокур. Святейшего Синода Сергиев, Иоанн Ильич, прот. Кронштад. собора Сергий архимандрит, состоящий при Русской миссии в Японии Скворцов, Павел Арсен., регент Московск. хора Смирнов, Иоан. Алексеев., прот. Московский Смирнов, Петр Алексеев., прот., председ. Учебн. ком. при Святейшем Синоде Смирнов, Петр Алексеев., священ. Московский Соколов, Алексей Иванов., кафедр. прот. Московский Соловьев, Иван Иванович, потомственный граждан Соловьев, Павел Антонов., священник Субботин, Ник. Иванович, заслуж. орд. проф. М. Д. А. Сыров, Григ. Ал., Московский купец Тихомиров, Аполл. Иванов., прот. Московский Трифон, архимандр., ректор Вифан. духовной сем. Троицкий, Алексей Иванов., смотритель Елинецкого дух. училища Туркестанова, Варвара Ал-др., княгиня Федюкин, Ник. Мих., почетный гражданин Фортинский, Ник. Яковлев., прот. Московский Холмовский, Вас. Авксент., прот. в С.-Петербурге. Хлудов, Васил. Алексеев., потомств. почет. гражд. Чанцев, Иоанн Иоаннович, священник Московский Шумов, Алексей Яковлев., Московский купец Щеклеева, Пелагея Косьм., вдова Московского купца Эггерс, Ник. Борисович, Московский купец Якубов, Ник. Евграфович, кафедр. прот. г. Вологды III. Действительные члены: Абрамова, Софья Абрамовна Алексеева, А. И?., жена Московского купца Амфитеатров, Валент. Ник., прот. Московский Андреев, Викент. Петров., священник, закон. Оренбургского реальн. учил. Андреев, Иван Дим., доц. Московской Дух. Акад. Андреев, Карл Андреев. Антушев, Ник. Петрович, священ. Московский Арбеков, Иоанн Дим., свящ. Московский Арсений архим., инспектор Москов. Дух. Академии Артоболевский, Ив. Алексеев., препод. Виф. дух. семин. Архангельский Иоанн, свящ. Московский Афонский, Алексий Петров., священ. Московский Багрецов, Мих. Петрович, священ. Серг. Пос. Барбарин, Василий Филип., священник Московский Басов, Феоф. Александров., священник Московский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так что сюда был специально направлен епископ Максим (Жижиленко), первый иосифлянский архиерей 288 , тайно рукоположенный в Петрограде осенью 1928 года. Примечательно, что подмосковные и тверские клирики именовались в материалах следственных дел не «иосифлянами», а «дмитровцами» или «представителями «дмитровского» церковного течения» 289 . Летом 1928 года к петроградцам присоединились киевские священники Димитрий Иванов, Виктор Давидович и инокини монашеской общины игуменьи Софии (Гриневой) в Ирпени; осенью 1928 года – еще несколько киевских священников, прервавших общение с митрополитом Сергием и киевским митрополитом Михаилом (Ермаковым). Среди них замечательный пастырь и проповедник отец Анатолий Жураковский , написавший знаменитое «Киевское воззвание-обращение к митрополиту Сергию». С киевскими иосифлянами были связаны приходы и общины в других областях Украины, а также и в соседней Белоруссии. В июле 1928 года три гомельских священника написали письменные заявления о присоединении к владыке Димитрию, затем связались с ним и несколько приходов в Витебской епархии. Также непосредственно к архиепископу Димитрию обратились общины в Оренбургском округе и Самаре; их посланцы посещали Ленинград, получали «иосифлянские» документы, а владыка направлял в Самару священнослужителей 290 . Установили связь с иосифлянами и священнослужители Ярославской и Костромской епархий 291 . Отделившиеся от митрополита Сергия почти одновременно с петроградцами епископы Иерофей (Афонин) и Виктор (Островидов) сразу же установили с ними связь. Митрополит Иосиф показал на следствии, что в свое время советовал Иерофею отложиться от митрополита Сергия, когда тот спрашивал его совета, «как ему обосновать свою позицию с церковной точки зрения». Епископ Иерофей в своем заявлении об отложении 12/25 января 1928 года написал, что сообщил митрополиту Иосифу, что «канонически присоединяю к нему духовенство и мирян Велико-Устюжской епархии»; в конце документа сообщал, что получил ответ митрополита Иосифа – «Управляйтесь самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

13 . ИУСТИН Вишневский в 1802 году, Января 20, переведён из Епископов Свияжских, Викариев Казанских, где и находится доныне. Глава XVIII. Епархия Пензенская и Саратовская Епархия сия учреждена в 1799 году. Епископы 1 . ГАИЙ Такаов, Из Грузинов, переведён в 1799 году, Октября 16, из Епископов Моздокских, Викариев Астраханских, и находится доныне. Он с 1799 года по 1803 год именовался Саратовским и Пензенским, а с 1803 года Пензенским и Саратовским. Глава XIX. Епархия Слободская – Украинская и Харьковская Епархия сия учреждена в 1799 году. Епископы 1 . ХРИСТОФОР Сулима, Епископ Слободский – Украинский и Харьковский. В 1799 году, Октября 16, переведён из Епископов Феодосийских, Викариев Екатеринославских, и находится доныне. Глава XX. Епархия Оренбургская и Уфимская Епархия сия учреждена в 1799 году. Епископы 1 . АМВРОСИЙ Келембет в 1799 году, Ноября 31, хиротонисан из Архимандритов Новгородского Юрьева монастыря. В 1806 году, Мая 25, переведён в Тобольск Архиепископом. 2 . АВГУСТИН Сахаров хиротонисан из Архимандритов и законоучителей Инженерного Кадетского корпуса в 1806 году, Июня 10, и находится доныне. Отделение V. О Епархиях, упразднённых по Хронологическому порядку учреждения оных. Глава I. Епархия Владимирская на Волыни Епархия Владимирская на Волыни учреждена в 988 году Великим Князем Владимиром Святославичем Киевским и всея России. Епископы 1 . ФОМА, Грек, с 988 года. 2 . CTEФAH I хиротонисан в 993 году. 3 . CTEФAH II, Святой, хиротонисан в 1091 году из Игуменов Киево-Печерских. Преставился в 1094 году, Апреля 27. 4 . AMФUЛOXIЙ хиротонисан в 1105 году. Скончался в 1122 году. 5 . СИМЕОН, Святой, хиротонисан в 1123 году из Игуменов Киево-Печерских. Преставился в 1136 году. 6 . ФЕОДОР хиротонисан в 1136 году и упоминается в 1147 году. 7 . АФАНАСИЙ упоминается в 1331 году. Скончался в Костроме в 1363 году. 8 . ИОАНН Гоголь хиротонисан в 1405 году. 9 . ГЕРАСИМ упоминается в 1416 году. В сем году Епархия Владимирская и Брестенская присоединена к Унии, однако же, были ещё православные Епископы после того:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

с 10.03.1821 по 5.08.1824 еп. Тамбовский и Шацкий Кирилл (Богословский- Платонов) епископ, рукоположен с 26.10.1824 по 26.03.1827 еп. Вятский и Слободской Иннокентий (Сельно-Кринов) епископ, рукоположен с 30.05.1827 по 28.03.1831 еп. Курский и Белгородский Николай (Соколов) епископ, рукоположен с 8.06.1831 по 2.10.1834 еп. Калужский и Боровский Исидор (Никольский) епископ, рукоположен с 11.11.1834 по 5.07.1837 еп. Полоцкий и Витебский Виталий (Щепетов) епископ, рукоположен с 27.06.1837 по 14.11.1842 еп. Костромской и Галичский Иосиф (Богословский) епископ, рукоположен с 27.12.1842 по 20.11.1849 еп. Оренбургский и Уфимский Филофей (Успенский) епископ, рукоположен с 18.12.1849 по 19.08.1853 еп. Костромской и Галичский Алексий (Ржаницын) епископ, рукоположен с 20.09.1853 по 20.07.1857 еп. Тульский и Белевский Евгений (Сахаров- Платонов) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 13.10.1858 еп. Симбирский и Сызранский Порфирий (Соколовский) епископ, рукоположен с 21.11.1858 по 21.03.1859 еп. Уфимский и Мензелинский Леонид (Краснопевков) епископ, рукоположен с 26.04.1859 по 15.05.1876 с 20.11.1867 по 25.05.1868 временно управлял Московской епархией архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Белокуров) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 17.06.1876 † 14.10.1877 Игнатий (Рождественский) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 17.12.1877 по 11.02.1878 еп. Костромской и Галичский Амвросий (Ключарев) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 6.04.1878 по 22.09.1882 еп. Харьковский и Ахтырский; † 3.09.1901 Алексий (Лавров-Платонов) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 22.01.1883 по 9.03.1885 еп. Таврический и Симферопольский Мисаил (Крылов) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии с 4.05.1885 по 3.06.1889 еп. Орловский и Севский † после 1918 Виссарион (Нечаев) епископ, рукоположен с 30.07.1889 по 14.12.1891 еп. Костромской и Галичский; † 30.05.1905 Александр (Светлаков) епископ, бывший еп. Можайский, викарий Московской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010