После кончины преосвященного Августина, по завещанию, большая библиотека его была передана в Ярославскую и Уфимскую духовные семинарии и Санкт-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение – бедным родственникам. Любопытен один из пунктов его завещания, в котором он сделал распоряжение о том, по какому обряду совершить погребение. «Поскольку душа моя, – говорится в завещании, – при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению». Труды: Проповеди: Слово в день входа в храм Пресвятой Богородицы. – СПб., 1804. – на погребение генерал-аншефа В. А. Зубова. – СПб.. 1804. – на освящение новоустроенной летней церкви при 2-м кадетском корпусе. – СПб., 1804. – на освящение новоустроенной зимней церкви при 2-м кадетском корпусе. – СПб., 1804. Поучительные слова в Санкт-Петербурге при 2--м кадетском корпусе и в других местах, с 1797 по 1803 годы сказанные: в 2 ч. – М., 1807. Труды, оставшиеся в рукописях и хранящиеся в Российском государственном историческом архиве: История новозаветной Христианской Церкви: в 6 ч. (рукопись Ф. 796. Оп. 96). Начертание церковной истории от сотворения (создания) мира до настоящих времен в 9 томах. 73 беседы на Деяния Апостольские, изложенные по примеру беседы св. Иоанна Златоустог о на те же «Деяния». Боголюбивые беседы на Моисеево Пятокнижие, перевод с греческого: в 5 ч. Торжественная песнь на 21 день июня 1808 г., в которой высочайше утвержден Его Императорским Величеством доклад комитета об усовершенствовании духовных училищ. Шесть частей и примеров для руководства к изящной словесности. Примеры церковного красноречия для руководства в проповеди слова Божия, извлеченных из разных Отцев Церкви. Примеры латинской и изящной словесности, разного содержания, состоящие из 38 отд. и 2 больших томов. Начертания церковной истории от создания мира до настоящего времени: в 9 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В характере преосвященного Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нем сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом. Однако оно (духовенство) не питало к преосвященному Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нем человека необыкновенной жизни – в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, – духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением. По природе преосвященный Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосвященный Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати. Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так, он предрек открытие самостоятельной епископской кафедры в г. Оренбурге. В 1812 году 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосвященный Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту. Не чужд был преосвященный Августин честолюбия, гордости и высокомерия, что служило поводом к ссорам с гражданскими властями. Чувство гордости заставляло его вести себя так, чтобы никому не одолжаться. Преобладающей склонностью у преосвященного Августина была любовь к науке. По приезде в Оренбург он занимался составлением «Хрестоматии из латинских языков». Начиная с 1818 года, по предложению Святейшего Синода, преосвященный Августин начал работать над составлением «Систематического сборника русских церковных законов и постановлений». Для выполнения этого колоссального труда он ушел на покой со скудной пенсией. Сборник этот был рассмотрен и одобрен в Синоде Московским преосвященным Филаретом, который признал его весьма значительным и достойным уважения по стремлению его к общей пользе.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1808 году, когда церковь была окончена постройкой, князь Волконский обратился к преосвященному Августину, епископу Оренбургскому и Уральскому, с просьбой о дозволении освятить ее с приделом, но долго (с ½ года) не получал на это разрешение. Необходимо здесь заметить, что епископ Августин (Сахаров) находился на Оренбургской кафедре с 1807 по 1809 годы. Преосв. Августин прежде всего предписал Оренбургской духовной консистории навести следственное дело о том, согласно ли уставам православной церкви построена церковь Петра и Павла, с дозволения ли Св. Синода возобновлена. На какие средства, в надлежащем ли благолепии реставрирована, достаточно ли снабжена утварью и прочим церковным имуществом, правильны ли изображения икон, имеются ли для священнослужителей дома и достаточен ли для содержания причта приход? Оренбургская духовная консистория предписала оренбургскому духовному правлению учинить на месте свидетельство церкви Петра и Павла, оренбургское же духовное правление поручило свидетельство это благочинному о. Львову. На отношение о. Львова генерал-губернаторская канцелярия по приказанию князя Волконского ответила ему: 1. кто и на какой кошт возобновил церковь, хотя все это Преосвященному и консистории уже известно было из отношений князя; 2. для придела утварь, ризница и все церковное имущество есть в готовности; все, оставшееся в Введенском соборе, с переводом крестовоздвиженского священника в этот придел имеет быть передано туда же; 3. для самой Петро-Павловской церкви утварь, все необходимое церковное имущество и колокола куплены и имеются в наличности; 4. ризы и книги имеются хоть и в ограниченном числе, но в будущем по усердию прихожан могут увеличиваться; 5. иконостасы - готовы; остаются неоконченными лишь несколько икон; позолота же иконостаса отлагается до 1809 года; 6. что касается правильности письма икон, он, Волконский оставляет это на усмотрение духовенства, но со своей стороны заключает, что главный начальник края не допустит иметь в храмах, сооружаемых его попечением, безобразные иконы;

http://sobory.ru/article/?object=37160

Августин, епископ Оренбургский и Уфимский (Сахаров Михаил Степанович) Родился 18 октября 1768 года в селе Зверинцы Ростовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье духовного сословия. Обучался сначала в Ярославской духовной семинарии, из которой в 1788 году был отправлен в Санкт-Петербург для продолжения образования в Александро-Невской главной семинарии (впоследствии академия). В 1792 году закончил семинарский курс обучения и был назначен в Ярославскую духовную семинарию учителем. С 1797 года – преподаватель церковного красноречия и греческого языка Александро-Невской духовной академии. 19 декабря 1797 года пострижен в монашество. В апреле 1798 года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Толгского монастыря и определен ректором Ярославской духовной семинарии. С июля 1800 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Троицкого монастыря Рязанской епархии. В декабре того же года вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году определен законоучителем 2-го кадетского корпуса и переведен в Антониев Сийский монастырь. В 1804 году перемещен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 10 июня 1806 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. В 1819 году уволен на покой в Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия. Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе. Одевался он в простую шерстяную, и даже крашенинную, рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 12 апреля на 22-м году от рождения в Ницце скончался наследник престола цесаревич Николай Александрович. 3 4 апреля 1866 г. было совершено покушение на жизнь императора Александра II. 4 В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета, V.881, прямо: «Сестра Ваша». 5 Дворянка Харьковской губернии Ю.Н. Перова. Приехала в Москву в 1841 г. для лечения тяжелой болезни и скончалась 26 ноября 1853 г. 6 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 7 16 ноября, в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры ее наместником, архимандритом Симеоном, В.М. Дроздов был пострижен в монашество. — Прим. сост . 8 Митрополит Платон (Левшин). — Прим. сост . 9 Митрополит Амвросий (Подобедов) и архиепископ Феофилакт (Русанов). 10 О если бы удалось быть хорошим человеком и менее беспокоиться о том, будет ли мне хорошо ( лат .). 11 В оригинале все имена названы полностью, но при печатании оставлены только начальные буквы. 12 Николай Николаевич Муравьев (1768—1840), генерал-майор, основатель Московского училища колонновожатых. — Прим. сост . 13 Кормчая книга — древнейший сборник церковного права, составленный на основе византийских канонов. — Прим. сост . 14 Митрополит Серафим (Глаголевский). — Прим. сост . 15 Князь П.С. Мещерский — Прим. сост . 16 Епископ Антоний (Рафальский), рукоположен 8 июля 1834 г. — Прим. сост . 17 Августин (Сахаров), епископ Оренбургский, живший на покое в Москве. — Прим. сост . 18 Поликарп (Гайтанников), архим. (†1837). — Прим. сост . 19 Свят. Мелетий (Леонтович), в 1831—1835 гг. архиепископ Иркутский. — Прим. сост . 20 Иннокентий (Александров), епископ Иркутский. — Прим. сост . 21 У А.Н. Муравьева были братья Николай (1794—1866), Михаил (1796—1866) и Сергей (1809—1847). — Прим. сост . 22 Эчмиадзин — монастырь армянской церкви, известный богатым собранием рукописей. — Прим. сост . 23 Имеется в виду Лазарев Христофор Иоакимович (1789—1871), сибирский заводчик, один из основателей и попечитель Лазаревского института восточных языков в Москве. — Прим. сост . 24 Архиепископ Владимирский. — Прим. публ .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXVII. Епархия Оренбургская Оренбургская епархия учреждена в 1799 г. Двадцать вторая в третьеклассных. Епископы Оренбургские и Уфимские 1. Амвросий Келембет хирот. 13 нояб. 1799 из архим. Юрьева монастыря, а 25 мая 1806 перев. в Тобольск. 2. Августин Сахаров хирот. 10 июня 1806 из архим. Троицкой Петергофской пустыни; 6 янв. 1819 уволен на покой; † 1 янв. 1842, в Варницком Ростовском мнтре. 3. Иннокентий Смирнов 2 мар. 1819 хирот. из архим. Юрьева монастыря, а 22 числа перев. в Пензу. 4. Феофил Татарский 23 мар. 1819 хирот. из архим. Донского монастыря, а 19 мая 1823 перев. в Екатеринославль. 5. Амвросий Морев хирот. 17 июня 1823 из архим. Мценского Петропавловского монастыря, а 1 дек. 1828 перев. на Волынь. 6. Аркадий Федоров 8 дек. 1828 хирот. из архим. Пинского Богоявленского монастыря, а 8 авг. 1831 перев. в Пермь. 7. Михаил 27 сент. 1831 хирот. из архим. Отроча монастыря, а 30 окт. 1835 уволен на покой. (После в Уфе). 8. Иоанникий Образцов 16 нояб. 1835 перев. из Вятки, а 20 нояб. 1849 – в Кавказскую епархию. 9. Иосиф Богословский 20 нояб. 1849 перев. из викариев Московских, а 27 авг. 1853 – в Воронеж. 10. Антоний Шокотов , 27 авг. 1853, из викариев Новгородских, а 17 мар. 1858 перев. в Кишинёв. 11. Антоний Радонежский 15 июня 1858 хирот. из архим. Ростовского Богоявленского монастыря, а 21 мар. 1859 перемещён на ново-учреждённую епархию Оренбургскую и Уральскую. (См. ниже). Епископы Уфимские и Мензелинские 12. Порфирий Соколовский 21 мар. 1859 перев. из викариев Московских, а 13 сент. 1860 перев. в Томск. 13. Филарет Малышевский 13 сент. 1860 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии), а 28 февр. 1869 – в Нижний-Новгород. 14. Пётр Екатериновский , епископ, перев. из Нового Иерусалима 4 апр. 1869. Оренбургская и Уральская Епархия Оренбургская и Уральская епархия, 3-го класса, учреждена 21 мар. 1859, а прежняя Оренбургская наименована «Уфимская и Мензелинская»; сюда перемещён прежний еписк. Антоний Радонежский 314 , а в мае 1861 уволен и поручен ему Новоиерусалимский мнтрь. В 1868 жил в Трегуляеве мнтре. Варлаам Денисов с 6 мар. 1862 член синодальной конторы; 19 мая 1862 перев. из Пермских викариев, а 11 мая 1866 уволен на покой. 9 нояб. 1866 перев. в Чернигов. С 24 апр. 1870 – в Смоленском архиерейском доме. Митрофан Вицинский 9 нояб. 1866 перев. из Екатеринбурга (викарий Пермской епархии). Пётр Екатериновский , бывший викарий Якутский, член Московской синодальной конторы, с 4 апр. 1869. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первой половине XIX века в обители на покое проживал преосвященный Августин (Сахаров), епископ Оренбургский и Уфимский, уроженец села Зверинец Ростовского уезда. В Варницком монастыре он прожил долго, почти четверть века. Находясь на покое, владыка посвятил себя учёным занятиям. В течение восемнадцати лет он работал над составлением фундаментального труда, который назывался " Полный систематический свод духовных законов Православной Церкви " в пятнадцати томах. Также епископу Августину принадлежат ряд обширных церковно-исторических и богословских сочинений. Все они не издавались, но являются собранием большого числа источников и подборок высказываний разных авторов на определённую тему. Владыка мирно скончался 1 января 1842 года, приобщившись Святых Христовых Таин. Погребён он был в Троицком соборе. Варницкий монастырь всегда был небогатым, и благотворителей у него было немного. Тем не менее, именно благодаря им заштатная обитель получила возможность в течение всего XIX века вести каменное строительство. Так, в 1826-1828 годах на средства ростовских купцов была построена Введенская церковь с приделами апостола Иоанна Богослова и святого пророка Ильи. Основные расходы приняли на себя Максим Михайлович Плешанов и епископ Августин (Сахаров). Во второй половине XIX века были построены настоятельские покои, братские кельи и трапезная, монастырская ограда с башнями. Был разбит яблоневый сад из 150 деревьев. В 1890-х годах недалеко от монастыря возведены богадельни для престарелых и бедных священнослужителей и странноприимный дом. Мирная жизнь обители закончилась с приходом советской власти. 1 марта 1919 года монастырь был закрыт. Правда, ещё некоторое время продолжал существовать в качестве прихода. В 1930-е годы Троице-Варницкий монастырь был почти полностью разрушен. У Троицкого собора был срыт даже фундамент, со временем на его месте образовалась свалка. Были уничтожены ограда, жилые и хозяйственные постройки, кладбище, а по территории бывшей обители проложили автомобильную дорогу. Уцелели лишь Введенская церковь да несколько корпусов. В таком состоянии монастырь дожил до 1995 года, когда началось его восстановление в качестве подворья Троице-Сергиевой лавры.

http://sobory.ru/article/?object=00602

19 . АВГУСТИН Сахаров, Великороссиянин, с Февраля 1804 года. 9 Марта 1806 года Именным Высочайшим Указом уволен от управления пустынью и от прочих должностей, с оставлением его Законоучителем при Втором Кадетском Корпусе и с выплатой жалованья из сумм, на духовный департамент положенных, по 370 рублей в год, до того времени, пока не поместится на высшую степень. А в 1806 году, 10 Июня, хиротонисан в Епископа Оренбургского. 20 . ИЗРАИЛЬ Звягинцев, Великороссиянин, с Марта 1806 года по 31 Августа. Ныне Архимандрит Свияжского Богородицкого монастыря. 21 . ПОРФИРИЙ Кириллов, Великороссиянин, с 31 Августа 1808 года по 9 Августа 1809 года. Ныне Архимандрит Кириллобелоезерский. 22 . АНАТОЛИЙ Максимович, Малороссиянин, Протоиерейский сын, начал обучаться в Александро-Невской Семинарии, в которой по окончании курса наук был учителем разных классов до Риторики; потом произведён в Священника к церкви Успения Божьей Матери, называемой у Спаса на Сенной. В 1809 году, по пострижению в монашество, 9 Августа определён, а 15 Августа произведён в Архимандрита этой пустыни; он был при том Ректором и Богословских наук Профессором в Санкт-Петербургской Семинарии. 3 Марта 1812 года пожалован, а 31 Марта хиротонисан в Епископа Полтавского. 23 . МЕФОДИЙ Пишнячевский, Малороссиянин, Священнический сын. Родился 12 Июля 1774 года в селе Остролучье с 1784 по 1797 годы обучался в Киевской Академии; с 1797 года, по окончании Академического курса продолжал обучаться в Московском Университете преподаваемым там наукам; в 1799 году произведён в Студенты; в 1800 году за латинскую Диссертацию награждён серебряной медалью. 2 Сентября того же года определён в Киевской Академии учителем Поэзии и высшего класса чистой Математики. 28 Марта 1803 года пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре. В том же году, 2 Апреля, произведён в Иеродиакона, а 6 числа – в Иеромонаха. 8 Сентября определён Соборным Киево-Печерской Лавры; в 1804 году – Префектом Академии Киевской. Указом Св. Синода от 24 Ноября 1809 года истребован в Санкт-Петербургскую духовную Семинарию для преподавания Философских наук. 13 Февраля 1810 года, по определению Комиссии духовных училищ с присовокуплением титула Академического Бакалавра поручено обучение класса Философских наук, должность Инспектора при Семинарии и звание Ректора при Александро-Невском уездном училище. 5 Июля 1811 года награждён саном Архимандрита 3 класса, а 20 Декабря возвышен в степень Профессора Философских наук. 13 Марта 1812 года определён Ректором Санкт-Петербургской Семинарии и Профессором Богословских наук, а 27 Марта – Настоятелем этой обители. В Июне 1813 года пожалован ему крест, украшенный драгоценными камнями; в том же году, Сентября 17, наречён и 21 хиротонисан в Епископа Старорусского. Сергиев Астраханский Троицкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Посему не будет ли признано за благо принять выражения, означенные в протоколе карандашом? Филарет М. Московский Янв. 3, 1838 г. Дело Арх. Св. Синода. 1837 г. 1134. А Августин (Сахаров) епископ Оренбургский, † 1842 г. Подносит труды свои Императору Николаю I-мy. Агапит (Вознесенский) епископ Томский, а впоследствии член Московской Синодальной конторы, † 1854 г. Просит об увольнении его от управления Воскресенским монастырем в Москве от должности члена Московской Синодальной конторы. Агафангел (Соловьев) епископ Ревельский, впоследствии архиеп. Волынский, † 1876 г. Избирается М. Филаретом начальником Абхазской миссии в 1843 г. Александр I Павлович , Император всероссийский, † 19 ноября 1825 г. Повелевает составить секретную инструкцию архиереям о присоединении униатов. Александр IIHukoлaebuч , Государь Император, † 1881 г. Поздравляет М. Филарета с праздником Св. Пасхи в 1864 г.; ответ владыки Его Величеству. Алексий (Ржаницын) архиепископ Тверской, † 1877 г. М. Филарет предпочитает ему архимандрита Филолея (Успенского), как викария Дмитровского в 1849 г. Анна Павловна , королева Нидерландская, † 1865 г. Изъявляет желание посетить Архангельский собор. Антоний (Амфитеатров) епископ Чигиринский, а впоследствии Казанский † 1879 г. Письма М. Филарета к нему: о неудобности выражения, что Св. Лука посвятил свою книгу Феофилу; выражает скорбь но поводу кончины Киевского митрополита Филарета; замечание святителя о переводе Библии на русский язык; о периодических изданиях и о речи преосвящ. Антония при его наречении; поздравляет преосвященного Антония с праздником Св. Пасхи и назначением в Смоленскую епархию; святитель выражает скорбь о скудости училищ в Смоленской епархии и о неправильном расходовании свечного капитала; высказывает мнение об охранении древних икон; письмо о браке Криштофовича со свояченицею; поздравляет с праздником Рождества Христова и Св. Пасхи в 1863 г.; тоже в 1866 г.; высказывает желание об устроении частых свиданий архиереев и удивляется распоряжению одного архиерея поручившего секретарю консистории рассмотреть программу педагогики и предостав. ему кафедру оной в семинарии; поздравляет с Новым годом в 1867 г. и критикует циркуляр духовенству Смоленской епархии, данный преосвященным Антонием; письмо владыки о публичности суда над священником, об обращении православных церквей в единоверческие и о присоединении единоверцев к православию и о перстосложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

16 . ГЕРМАН, произведён Преосвященным Варнавой, Архиепископом Холмогорским и Важеским, в 1722 году Января 16. Скончался в 1723 году, Ноября 29, и погребён в том же Сийском монастыре. 17 . ПОРФИРИЙ, переведён из Николаевского монастыря в 1727 году, Декабря 7. Скончался в Январе 1730 года и погребён в этом же Сийском монастыре. 18 . ЛЕОНТИЙ, произведён Преосвященным Варсонофием, Архиепископом Архангелогородским и Холмогорским в 1742 году, Января 27, потом переведён в Архангельский монастырь. 19 . СЕРАФИМ, в схиме СИМЕОН, произведён в 1749 году, Марта 25. Скончался в 1753 году Ноября 18. По кончине оного паки переведён Леонтий, который скончался в 1761 году Октября 19, в бытность свою в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения, и погребён в Александро-Невском монастыре, что ныне Лавра. 20 . ГАВРИИЛ Огинский, родом из Чернигова, священнический сын, произведён Вениамином, Архиепископом Санкт-Петербургским, в 1762 году, Февраля 2 дня. Скончался в 1779 году, Января 28, и погребён в Сийском монастыре Преосвященным Вениамином, Епископом Архангельским и Холмогорским. 21 . ПАРФЕНИЙ Петров, Ректор Архангельской Семинарии, родом Новгородец. В 1779 году определён и Преосвященным Гавриилом, бывшим тогда Архиепископом Санкт-Петербургским, посвящён 30 Мая в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе из Иеромонахов и Риторики учителей Новгородской Семинарии; а по 10-летнему в этом монастыре начальствованию в 1790 году переведён в Александро-Свирский монастырь; ныне – Епископ Архангельский и Кавалер Ордена Св. Анны 1 класса. 22 . АПОЛЛОС Терешкеевич, Семинарии Ректор, родом из Малороссиян, в 1790 году посвящён, из Игуменов Александро–Ошевенского монастыря, переведён в Курский Богородицко-Знаменский монастырь в 1803 году, Марта 9. Настоятелем был в Сийском монастыре 13 лет. В 1813 году, Июля 19, Всемилостивейше пожалован в Епископа Слободско-Украинской Епархии. 23 . АВГУСТИН Сахаров, переведён из Рязанской Епархии из третьеклассного Троицкого монастыря в 1803 году, но, не быв в монастыре, переведён в 1804, году в Сергиеву Троицкую приморскую пустыню со степенью сего монастыря. Ныне Епископ Оренбургский и Кавалер Ордена Св. Анны 1 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010