Владыка Филарет (Дроздов) заканчивает работу над составлением по поручению Синода окончательной редакции “Пространного христианского катехизиса Православно-кафолической Восточной Церкви” на церковно-славянском языке (первоначальный вариант закончен в 1823 году). Обер-прокурором Синода назначается граф Н.А. Протасов. Указ Синода, вменяющий в обязанность приходскому духовенству обеспечивать первоначальное образование детей селян. Епископ Уфимский и Оренбургский Августин (Сахаров) заканчивает работу над пятнадцатитомным систематическим сборником русских церковных законов и постановлений “Свод церковных законов” (не был опубликован, сдан в синодальный архив). По решению Секретного раскольничьего комитета арестованы все члены кружка Екатерины Татариновой. Часть сектантов сослана в монастыри, остальные отданы под надзор полиции. Заложение храма Христа Спасителя в Москве. Принудительное переселение духоборов из Молочных вод на пограничую линию в Закавказье. Собор униатских архиереев в Полоцке составляет акт о присоединении Униатской Церкви к Православной. Уния остается в Привислинском крае и в униатской Холмской епархии. Упразднение Комиссии духовных училищ и учреждение Духовно-учебного управления. 1839–1841 Появление литографированных копий конспектов лекций Г.П. Павского, содержащих русский перевод Ветхого Завета с комментариями. Учреждение Камчатской и Варшавской епархий. 1840–1841 В Западной России более 20000 католиков переходят в православие. Обращение лифляндских латышей в православную веру. Издание Устава Духовных Консисторий. Казанской Духовной семинарии вновь возвращен статус академии. Определение прав рождения и воспитания священно- и церковно-служительных детей. В Царском Селе открыта первая школа для дочерей духовенства. Учреждение Ставропольской епархии. По представлению митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) Синод изучает русский перевод и комментарии к Ветхому Завету Г.П. Павского. 704 экземпляра его лекций были собраны и сожжены. 1845–1847 Около 100000 крестьян-лютеран в Прибалтийском крае обратились в православие при содействии епископа Филарета (Гумилевского) .

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

1 Нужная, т.е. насильственная смерть (слав.) 2 Императрица Елизавета Алексеевна — супруга Александра I; вдовствующая Императрица Мария Федоровна — мать Александра I и Николая I; Великая Княгиня Александра Николаевна — младшая дочь Николая I, умершая от чахотки 29 июля 1844 г. в возрасте 19 лет. 3 Здесь поминаются митрополит Московский Платон (Левшин), митрополиты Новгородские и С.-Петербургские Амвросий (Подобедов), Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), экзарх Грузии митр. Феофилакт (Русанов), митр. Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Московский Августин (Виноградский), епископ Оренбургский Августин (Сахаров) и другие архиепископы и епископы. 4 С принуждением, насилием; в нужде. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2992...

1057 «Eingabe der evangelischen St. Reinoldi – Gemeinde Dortmund an Seine Majestät, den König von Preussen, in Sachen des Entscheids des Ev. Oberkircbenrats im Pall Cèsar, laut Beschluss ihrer Gemeindevertretung vom 14 Dezember 1906». Полный текст прошения в Chronik d. Christi. Welt. 1907, 3, S. 31–37. 1058 Es hat nicht an Stimmen gefehlt, welche uns zu aussergewöhnlichen Schritten, wie zum Austritt der Gemeinde aus der Landeskirche und anderem drängen wollten, als Antwort auf das Vorgehen des Konsistoriums und des Oberkirchenrats gegen die hiesige Gemeinde. Ibid. S. 31. 1060 См. «Очерки религиозной жизни в Германии» в «Богословском Вестнике», 1903, Сентябрь, стр. 138–142. 1064 «Gemeinschaftliche Erklärung preussisclier im Amt stehender Pfarrer nach der Entscheidung im Fall· Cesar». Cm. Chronik d. Chr. Welt, 1907, 3, S. 29. 1070 Свящ. Данилов, Сведения о сектантах ст. Кальниболотской, Ку6анской области (Ставроп. E. В., 1891, 5, с. 145–146). 1072 По словам свящ. Тифлова (Мои сношения с хлыстами, Астрахан. E. В., 1888, 1, с. 751), хлыст Михайлушка, созывавший «божеские собрания» в с. Заплавном, «был образец богомола, стучащего головой об пол, громко вздыхающего и сокрушенно кивающего». «Богомолами» хлыстов называли уже в XVIII веке: «народная речь обносится, что они богомолы» (Чистович, Дело о богопротивных сборищах и действиях. Чтения общ. Ист. и древ. Росс., 1887, кн. 2. С.35:36); уже тогда они «просили Бога с воздыханием» (Ил. Б-в, Данные 40-х гг. XVIII ст. для истории «тайной беседы святых отец», Православное Обозрение, 1862, т. 8, август, с. 452). 1074 Дело Оренбургской дух. консистории «о появившейся в пределах Оренбургской епархии секты «странников Божиих» (началось 21 января 1861 года), архивный 6663 6 , л. 124; донесение свящ. Албертова 3 мая 1861 г. 1076 Дело Оренб. окр. суда о хлыстах Утицких и Строгановой, 3383. т. I, л. 124 об. (показание М. Головкина). Ср. «Производство судебного следователя по важнейшим делам округа Воронежского окружного суда по делу о совращении казаком Иваном Назаровым Утицким кр. Александры Андреевны Китаевой в хлыстовскую ересь» (началось 19 дек. 1902 г., окончено 13 авг. 1903 г.), (478), л. 152 об. (показание того же Головкина 1903 г., 28 июля, в бытность его Симбир. епарх. миссионером).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(1231) БИЙСКАЯ 20.12.1923 02.01.1924) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ после 868 ЛУЦКАЯ (1288) ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ (1241) РЯЗАНСКАЯ Аарон I АРХАНГЕЛЬСКАЯ 28.12.1735 07.05.1738 Аарон (в сх. Алипий) Еропкин ЛАДОЖСКАЯ 24.01.1714 23.06.1723 в/у НОВГОРОДСКАЯ 03.02.1716 06.01.1721 ЛАДОЖСКАЯ, паки 06.11.1727 01.07.1730 Аарон II Нарциссов АРХАНГЕЛЬСКАЯ 14.02.1826 16.08.1830 Аввакум Боровков СТАРОУФИМСКАЯ 28.11(11.12)1922 14(27)12.1922 в/у УФИМСКАЯ 06(19)10.1927 весна 1928 Августин ЛУГАНСКАЯ, григ. Сщмч. Августин Беляев в/у ИВАНОВО- ВОЗНЕСЕНСКАЯ 05(18)09.1923 08(21)09.1923 КОСТРОМСКАЯ 09(22)09.1923 03(16)02.1924 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 03(16)02.1924 01(14)10.1929 СЫЗРАНСКАЯ 01(14)04.1930 08(21)02.1931 КАЛУЖСКАЯ 27.03(09.04)1934 07(20)09.1937 ДМИТРОВСКАЯ 07.02.1804 19.02.1818 в/у МОСКОВСКАЯ 13.07.1811 19.02.1818 МОСКОВСКАЯ 19.02.1818 03.03.1819 МИХАЙЛОВСКАЯ 23.08.1881 16.10.1882 БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 16.10.1882 30.09.1887 АКСАЙСКАЯ 30.09.1887 24.12.1888 КОСТРОМСКАЯ 24.12.1888 14.12.1891 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 14.12.1891 30.11.1892 Августин Маркевич в/у ЛЬВОВСКАЯ 03(16)09.1992 06(19)09.1992 ЛЬВОВСКАЯ 07(20)09.1992 Августин Петерсон РИЖСКАЯ 29.03(11.04)1936 07(20)07.1941 Августин Разумовский МАРИУПОЛЬСКАЯ, обн ИЗЮМСКАЯ, обн 20.01(02.02)1927 ТЕРСКАЯ, обн 20.01(02.02)1927 26.03(08.04)1927 ПЯТИГОРСКАЯ, обн Августин Сахаров ОРЕНБУРГСКАЯ 10.06.1806 06.01.1819 Аверкий Кедров ОСТРОЖСКАЯ 29.06.1915 ЖИТОМИРСКАЯ (1922) 02(15)02.1930 Авраамий ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско-Владимирская) Авраамий КОЛОМЕНСКАЯ (1441–1442) Авраамий КОЛОМЕНСКАЯ 18.11.1490 09.1501 Авраамий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Авраамий РЯЗАНСКАЯ 25.03.1687 03.1700 в/у ТАМБОВСКАЯ 08.1699 03.1700 /Авраамий САМБОРО-ДРОГОБЫЧСКАЯ (1271)/ Авраамий ЯРОСЛАВСКАЯ (1577) Авраамий Дернов УРЖУМСКАЯ 03(16)09.1923 09(22)02.1929 ГЛАЗОВСКАЯ 09(22)02.1929 в/у ВЯТСКАЯ 09(22)02.1929 ГЛАЗОВСКАЯ, паки 09(22)05.1935 25.12.1936 07.01.1937) ИЖЕВСКАЯ 25.12.1936 07.01.1937) 27.04(10.05)1937 Авраамий Иванов СУХУМСКАЯ, обн. 18(31)03.1924 (1926) в/у ТИФЛИССКАЯ, обн. Авраамий Копинский (Копыстенский)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВГУСТИН (САХАРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Августин (Сахаров), еп. Оренбургский. Гравюра А. Ухтомского. 1818 г. Скончался 1 января 1842 года. Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия. После кончины преосв. Августина, по его завещанию, большая библиотека его была передана в Ярославскую и Уфимскую семинарии и С.-Петербургскую духовную академию, а небогатое имение - бедным родственникам. Любопытен один из пунктов его завещания, в котором он сделал распоряжение о том, по какому обряду совершить погребение. " Поелику душа моя, - говорится в завещании, - при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, зарывши гроб, предать мое тело погребению " . Как личность преосв. Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе. Одевался он в простую шерстяную и даже крашенинную рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни к обедне в простой извощичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келии кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома. В характере преосв. Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нем сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем не умолимом. Однако оно (духовенство) не питало к преосв. Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нем человека необыкновенной жизни - в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением.

http://drevo-info.ru/articles/19898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Августин (Сахаров), еп. Оренбургский. Гравюра А. Ухтомского. 1818 г. (Сахаров Михаил Степанович; 18.10.1768, с. Зверинцы ростовского у. ярославской губ.- 1.01.1842, Варницкий мон-рь, Ростов), еп. Оренбургский и Уфимский. Род. в семье священника. В 1779 г. поступил в Ярославскую ДС. 14 дек. 1788 г. был отправлен в С.-Петербург в Александро-Невскую главную семинарию (впосл. Академия, см. Санкт-Петербургская Духовная Академия ) «для слушания высших наук и приготовления к наставнической должности для Ярославской семинарии» (Калинников. С. 4). Окончив ее в 1792 г., получил место преподавателя Свящ. Писания, пиитики, греч. языка и целого ряда др. дисциплин в Ярославской ДС. В сент. 1797 г. был переведен в СПбДА, где занял кафедру церковного красноречия и греч. языка. В том же году, 19 окт., постригся в монашество с именем А. Через год А. был снова послан в Ярославль уже как настоятель Толгского монастыря с возведением в сан архимандрита (25 мая 1798), ректор ДС и профессор богословия. С 1800 г. А. исправлял должность члена Ярославской духовной консистории и благочинного над мон-рями Ярославской епархии. В июле того же года он был переведен в Рязанскую епархию, в Троицкий мон-рь. В дек. указом Святейшего Синода был вызван в С.-Петербург для священнослужения и проповеди слова Божия. В февр. 1802 г. А. был определен на должность законоучителя 2-го кадетского корпуса, а в 1803-м - и настоятеля Антониева Сийского монастыря , затем Троице-Сергиевой пустынь под С.-Петербургом (1804). 25 мая 1806 г. А. был наречен епископом Оренбургским и Уфимским и 10 июня хиротонисан. За время управления епархией А. поставил 216 священнослужителей, при нем было построено 46 церквей, здание семинарии, консистории (вместо ранее сгоревших), восстановлены и приведены в порядок консисторские дела, значительно увеличен фонд семинарской б-ки. В 1810 г. Святейший Синод, разбирая его доносы на ректора ДС Филарета (Амфитеатрова), нашел управление его тягостным для епархии и предложил ему впредь окормлять паству без отягощения ее судебными преследованиями по маловажным предметам ( Здравомыслов).

http://pravenc.ru/text/62624.html

1800 г. В Уфе 26 сент. того же года была открыта Оренбургская ДС. (С 40-х гг. XVIII в. в Оренбурге и в Яицком городке (ныне Уральск) существовали догматические школы, в 1779 в Челябинске открылась рус. словесная школа для детей священно- и церковнослужителей Челябинского духовного правления.) Для семинарии были переоборудованы помещения в бывш. зданиях Гражданской палаты, Сиротского суда и генерал-губернаторской кухни; в 1829 г. при ДС построили больничный флигель, в 1844 г. была освящена семинарская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста. Ученики из Оренбургской епархии, обучавшиеся в семинариях соседних епархий, были уволены в новоустроенную Оренбургскую ДС. В 1800/01 г. в семинарии обучались 172 ученика, в 1802/03 г.- 276, в 1806/07 г.- 423 ученика. В дальнейшем число воспитанников снизилось. Ректорами семинарии до 1870 г. состояли архимандриты уфимского Успенского муж. мон-ря. В 1804-1810 гг. ректором являлся архим. Филарет (Амфитеатров). Его заботами в 1804 г. при семинарии был построен сиротский дом для бедных учеников, в 1807 г. открыты классы славяно-греко-латинского церковного красноречия, медицины и рисования, в 1808 г.- классы франц. и нем. языков. С 1808 г. лучших студентов философского класса отправляли для продолжения учебы в Казанскую ДС. Для подготовки детей духовенства к поступлению в ДС и во исполнение указа Синода от 28 марта 1803 г. при Оренбургском, Бугульминском и Мензелинском духовных правлениях в том же году были устроены т. н. рус. духовные уч-ща, по программам курсов похожие на позднейшие церковноприходские школы (в Челябинске уч-ще было образовано путем реорганизации рус. словесной школы). Вскоре училища прекратили существование (последним в янв. 1815 закрылось Челябинское уч-ще). Преемником еп. Амвросия стал еп. Августин (Сахаров ; 1806-1819), много сделавший для устроения Оренбургской кафедры. В 1805 г. в епархии числилось 210 церквей (кроме монастырских и домовых), в 1808 г.- 213 церквей. Еп. Августин приложил усилия к умножению храмов и исходатайствовал разрешение на постройку 46 церквей.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Антоний 67 25 июля 1788 перев. из Зеленецкого, а 22 мая 1792 – в Рязанский Солотчинский мнтрь. Арсений Тодорский 22 мая 1792 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 16 дек.– в Белоезерский Кириллов мнтрь. Досифей Ильин 31 янв. 1793, из наместн. Троице-Сергиевой Лавры, а 13 мар. 1795 перев. в Новгородский Антониев мнтрь. Анастасий Братановский (Романенко) 13 мар. 1795 перев. из Зеленецкого, а 29 мая 1796 в Новоспасский мнтрь. Феофилакт Русанов 29 мая 1796 перев. из Зеленецкого, а 10 нояб. 1798 – в Новгородский Антониев мнтрь. Амвросий Протасов произведён 29 нояб. 1798 из префектов Московской духовной акад.; 10 окт. 1799 перев. в Новгородский Антониев мнтрь, а 18 нояб. – обратно; с 27 мар. 1800 архим. Иверский. Флавиан Ласкин 10 окт. 1799 перев. из Зеленецкого, а 18 нояб. – в Новгородский Антониев мнтрь. Вениамин Жуков 22 апр. 1800 перев. из Иосифова монастыря, а 29 янв. 1802 – в Белоезерский Кириллов. Евгений Болховитинов 27 янв. 1802 перев. из Зеленецкого монастыря; 17 янв. 1804 хирот. в викария Новгородского. Августин Сахаров в февр. 1804 перев. из Антониева Сийского монастыря; 9 мар. 1806 уволен, а 10 июня хирот. в еписк. Оренбургского. Израиль Звягинцов 13 мар. 1806 перев. из Зеленецкого монастыря, а 31 авг. 1808 – в Свияжский Богородичный. Порфирий Кириллов 31 авг. 1808 перев. из Зеленецкого монастыря, а 9 авг. 1809 – в Белоезерский Кириллов. Анатолий Максимович произведён 15 авг. 1809, из С.-Петербургских вдовых священ.; 31 мар. 1812 хирот. в еписк. Полтавского. Мефодий Пишнячевский , ректор С.-Петербургской семинарии, произведён 27 мар. 1812, а 21 сент. 1813 хирот. в викария Новгородского. Иннокентий Смирнов 30 сент. 1813 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 7 мар. 1816 – в Юрьев. Дамаскин Россов 3 июля 1816 перев. из Московского Даниилова монастыря, а 5 июня 1819 – в Новгородский Юрьев. Игнатий Брянчанинов определён в 1834; 13 нояб. 1857 хирот. в еписк. Кавказского. Игнатий Малышев , из наместн., определён 17 нояб. 1857; до ныне (1872). 3 Зеленецкий Троицкий, в Тихвинском уезде, от С.-Петербурга в 180 верстах, основан св. Мартирием в XVI веке. Ныне 3-го класса. [IV, 155.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Целостное построение пастырского богословия начинается с сочинений архим. (впоследствии епископа) Бориса (Плотникова) и митроп. Антония (Храповицкого) , которые четко различают два пути пастырства: православный и латинский. Богатейший материал о православном пастырстве содержится в трудах св. праведного о. Иоанна Кронштадтского , особенно в “Моя жизнь во Христе”. П. Нечаев , магистр богословия, составил “Практическое руководство для священнослужителей”, вышедшее в 1912 году одиннадцатым изданием. Классическим трудом в области гомилетики служат “Чтения о церковной словесности” проф. Я. Амфитеатрова, преподававшего в Киевской Академии (†1848). Новая свежая струя в гомилетику была привнесена проф. той же Академии В. Певницким (†1911). Известны труды по этому предмету митроп. Антония (Вадковского) , профессоров В. Виноградова , Н. Никольского , Н. Барсова . Горячим поборником “живого слова” был архиеп. Харьковский Амвросий (Ключарев) . По апологетике известны труды проф. Н. Рождественского (“Христианская апологетика”), проф. прот. П. Светлова (“Курс апологетического богословия”), проф. о. Е. Аквилонова (“Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику”). По патрологии наиболее авторитетен труд архиеп. Филарета (Гумилевского) “Историческое учение об отцах Церкви”. По церковному и каноническому праву писали: еп. Оренбургский Августин (Сахаров), еп. Смоленский Иоанн (Соколов) (“Опыт церковного законоведения”), проф. Московского Университета А. Павлов (“Курс церковного права”) и некоторые другие. Основоположником научной литургики Глубоковский считает проф. Мансветова (†1885). Ценный вклад в эту науку оставил проф. Н. Красносельцев , его ученик проф. А. Дмитриевский . По отзыву упомянутого Глубоковского, Дмитриевский является лучшим и наиболее компетентным в России литургистом. Бесспорен в области литургики авторитет проф. А. Голубцова . По церковной археологии крупнейшим специалистом считается проф. Петроградской Духовной Академии Н. Покровский (†1917). Наряду с ним таким же авторитетом является проф. Н. Кондаков , скончавшийся в эмиграции. Позднейшие его интересы фиксируются на иконографии. Его трудами были заведены иконописные школы и организован Высочайше утвержденный “Комитет попечительства о русской иконописи”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий (Алексей) Рождественский, иеромонах, обучался в Кирилловской и здешней семинариях и по окончании курса определен учителем греческого языка; в 1798 г. пострижен, в монашество и переведен на класс красноречия; в 1800 г. произведен архимандритом и определен ректором Вологодской семинарии. Впоследствии был Вятским епископом. Александр Алексеев иеромонах из священников, обучал грамматике. Выбыл законоучителем в Академию Художеств, а оттуда в 1804 г. переведен архимандритом в Сковородский монастырь, где и скончался. Моисей (Михаил) Марзакевич, по окончании курса в Смоленской семинарии проходил разные гражданские должности и дошел до чина губернского секретаря; но в 1796 г. вновь вступил в духовное звание и определен в здешнюю академию учителем истории и географии; в 1797 году пострижен в монашество, а в 1800 г. 20 апр. произведен в архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря (Белорусской епархии) и от должности учителя уволен. Августин (Михаил) Сахаров, обучался в Ярославской и здешней семинариях и по окончании курса в 1792 г. определен учителем Ярославской семинарии; но в 1797 г. вызван был снова в С.-Петербург и определен в Александроневскую академию учителем церковного красноречия и греческого языка и экзаменатором ставленников по здешней и Новгородской епархиям; 19 сентября того же года пострижен в монашество, а в апреле 1798 г. определен архимандритом Толгского монастыря и ректором Ярославской семинарии. В 1806 г. 25 мая из законоучителей 2-го кадетского корпуса назначен епископом Оренбургским и управлял епархией до 1819 г. Скончался на покое 1 января 1821 года. Воспитанники Число воспитанников простиралось от 150 до 200, включая в это число 1) Новгородских семинаристов–от 50 до 85; 2) воспитанников, поступавших сюда из епархиальных семинарий, для высшего образования в богословии и философии и приготовления к учительской должности. Первый прием их был в 1788 году, второй в 1790 и так далее, повторяясь через каждые два года. По студенческим спискам видно, что в Главную семинарию присылаемы были лучшие воспитанники из семинарий не только близких, но и отдаленных, именно – Псковской, Олонецкой, Тверской, Вологодской, Белорусской, Владимирской, Воронежской, Казанской, Астраханской, Тобольской, Иркутской и из Харьковского коллегиума.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010