Голубинский умер в 1854 г., Кудрявцев-Платонов в 1891 г. Владыка Антоний (Храповицкий) очень ценил проф. С.-Петербургской Академии А.Е. Светилина (1842-1887), преподававшего во время его учения логику, психологию и философию. По толкованию Св. Писания известны труды еп. Мефодия (Смирнова), о котором не раз уже упоминалось, Иринея (Клементевского), архиеп. псковского, одного из просвещеннейших пастырей своего века (ум. на покое в 1818 г.), Иннокентия (Смирнова) еп. пензенского, тоже упоминавшегося, Иринея (Фальковского), еп. чигиринского (ум. 1823), обладавшего необыкновенными дарованиями и разнообразными сведениями, митр. московского Филарета (Дроздова), Сергия (Тихомирова) архиеп. японского, проф. Н.Н. Глубоковского, скончавшегося в 1937 г. в Софии, где он преподавал в университете (был проф. петроградских Дух. Академии и университета) и Михаила Лузина, еп. курского (ум. 1887). По патрологии известны труды архиеп. Филарета (Гумилевского) " Историческое учение об отцах Церкви " , проф. К.И. Скворцова, проф. Д.В. Гусева. По церковному и каноническому праву писал Августин (Сахаров) еп. оренбургский с 1806 по 1819 г., скончавшийся в 1841 г. на покое. Иоанном (Соколовым) еп. смоленским напечатан был в 1851 г. " Опыт курса церковного законоведения " . Проф. московского университета А.С. Павловым написан " Курс церковного права " , изданный посмертно в 1902 г. Известны также труды профессоров о. М.И. Горчакова, о. В.Г. Певцова, Н.А. Заозерского, Н.С. Суворова, М.Е. Красножена. По литургике основоположником ее научного бытия Глубоковский считает проф. И.Д. Мансветова (ум. 1885). Известны также труды проф. Н.Ф. Красносельцева, оставившего по себе обильный и ценный научный вклад. Ученик последнего, проф. А.А. Дмитриевский, преподававший в киевской Академии, является, по отзыву Глубоковского, лучшим и наиболее компетентным в России литургистом. Крупной величиной в этой области, по его же мнению, являлся проф. московской Академии А.П. Голубцов, скончавшийся в 1911 г. По церковной археологии известны работы профессоров А.П.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Однако смирение, кротость и терпение его, а вместе с тем в высшей степени честное и ревностное исполнение своих обязанностей, строго-иноческая жизнь, прямота характера, искренняя доброжелательность и другие высокие достоинства были причиною того, что его скоро оценили и полюбили – и тогдашний преосвященный оренбургский Амвросий (Келембет), и граждане г. Уфы. Но в 1806 г. кафедру преосвященного Амвросия, переведенного в Тобольск, занял преосвященный Августин (Сахаров), который с самого начала своего управления епархиею стал притеснять Ф. Только величайшее терпение, глубокое смирение и уступчивость Ф. поддерживали его в несении бремени выпавшего на его долю послушания. Наконец, однако, настойчивым преследованием своего епископа он был доведен до необходимости просить Св. Синод об увольнении его от дел управления, с назначением в какой-либо монастырь. Св. Синод внял голосу несправедливо гонимого. Указом Св. Синода от 18 окт. 1810 г., Филарет был перемещен из Оренбургской епархии в Тобольскую, сначала на испытание, с званием лишь настоятеля тобольского второклассного Знаменского монастыря и с тем, чтобы местный преосвященный чрез каждую треть года доносил о нем в С.-Петербург высшему духовному начальству, а вскоре за тем (с 16 дек. того же 1810 г.) и с назначением на должности ректора тобольской духовной семинарии и благочинного монастырей. Постоянно лестные отзывы преосвященного тобольского Амвросия, который, зная хорошо Филарета по Уфе, при первом же своем обязательном донесении о нем писал митрополиту Амвросию: «ваше высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не человека, а ангела во плоти», послужили к тому, что Филерт чрез три года вызвали на чреду священнослуженияи проповеди в Петербург, с назначением в настоятели Волоколамского Иосифова монастыря Московской епархии. Назначение и вызов состоялись 2 дек. 1813 г.; 15 фев. 1814 г. архимандрит Филарет был назначен инспектором новопреобразованной С.-Петербургской духовной академии и 13 авг. того же года удостоен степени доктора богословия. Тогда же он получил новое назначение – в инспекторы предположенной к открытию осенью 1814 г. Московской духовной академии, а 16 марта 1816 г. определен ректором этой академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

136 Карпинский Иоакинф род, 1723 г. в Украинской Малороссии. Получивши высшее образование в Харьковском Коллегиуме и в Киевской академии, в 1744 г. пострижен в монашество. Был настоятелем многих монастырей и ректором разных семинарий (См. Словарь Истории, о писателях дух. чина, т. 1. стр. 215, Спб. 1827 г.). Сконч. 29 ноября 1798 г. О Карпинском митрополите Платон писал митрополиту Петербургскому Амвросию, от 8 июля 1796 г.: «слышно, что Донского (архимандрита Иоакинфа) хотят в епископы. В наше время, по известным причинам, всегда его обходили. Мне он и его жизнь очень знакома»… 139 Евграф – настоятель университетской, в Москве, церкви, 19-го сентября 1798 года назначен архимандритом Троицкого Рязанского монастыря. 1814 года июня 8-го, переведённый из Задонска в Троиций Тюменский монастырь, 19-го декабря того же года уволен на покой. 140 Серафим Глаголевский, – впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский († 17 янв., 1843 г.). 142 Салтыков Ив. Петр, граф – с 2 ноября 1797 года по апрель 1804-го. Военный Губернатор, главноначальствующий гражданскою частью в Москве, † 1805 г. 144 О прибытии Императора в Москву и о посещении Им Успенского Собора см. в сочинении И. М. Снегирева: «Жизнь Московского митрополита Платона», ч. 1, стр. 100, М. 1856 г. 145 Михаил Сахаров родился 18 октября 1768 г. в селе Зверинце Ярославской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской семинарии, откуда в 1778 г. был отправлен для дальнейшего образования в Петербургскую Александро-Невскую семинарию. По окончании здесь курса в 1792 г., он был назначен учителем в Ярославскую семинарию. В 1797 году был переведён в Петербург в Александро-Невскую академию на кафедру церковного красноречия и в том же году 19 сентября пострижен в монашество с именем: Августин; в апреле 1798 г. определён ректором Ярославской семинарии, с возведением в сан архимандрита. В 1806 г. был рукоположен в сан епископа Оренбургского и Уфимского; в 1819 г. уволен на покой в Ростовский Троицкий Варницкий монастырь, где 1 января 1842 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Филарет (Амфитеатров) прошёл тяжёлую школу. По окончании курса в Орловской семинарии, он был в ней с 1798 г. учителем, с 1802 г. ректором; в 1804 г. переведён на должность ректора в Оренбургскую семинарию. Здесь два года служил с простым и кротким архиереем Амвросием (Келембетом); но, назначенный после Амвросия в Оренбург, Августин Сахаров, человек ограниченный, великий законник с канцелярской закваской и строгий формалист, обрушился на него со страшной силой. Сначала, в Июне 1808 г., он донёс Святейшему Синоду, что архимандрит Филарет, по расстроенному здоровью и истощению сил, чувствует себя неспособным к исправлению возложенных на него должностей по семинарии, консистории и монастырю, и просит об увольнении от оных и перемещении для поправления здоровья из Оренбургской епархии в другую на одну настоятельскую должность в какой-нибудь монастырь. Законник архиерей прописал и об освидетельствовании здоровья архимандрита Филарета местной врачебной управой. Но это было только началом горя для Филарета. Через три месяца Августин прислал в Синод другое донесение о сделанном на Филарета денежном начёте за непринятие мер к взысканию с бывших членов Оренбургского духовного правления казённой суммы, не оказавшейся при сдаче дел из правления в консистории в 1801 году. Затем пошёл целый ряд следствий о разных взведённых на Филарета обвинениях: о жестокостях в наказании учеников, беспорядках и упущениях при сдаче семинарской библиотеки, неисполнении Филаретом должности ректорской и учительской, нехождении его в классы и прочее. Филарета допрашивали по всем этим делам и требовали письменных показаний. Архиерей относился к нему с каким-то злобным раздражением, сам присутствовал в консистории при его допросах и, при всяком случае возражений Филарета на предлагаемые ему вопросы, приказывал составлять акты об оскорблении его преосвященства и консистории. С таким же непонятным озлоблением и совершенно произвольно он лишал его жалованья по ректорской и учительской должности на несколько месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Слова поучительные. М. 1848. 2-е изд. Спб. 1859. Обяснение на послание ап.Павла к Галатам. Спб. 1854. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова, в русск. перев. с кратким объяснением. Спб. 1860. Книга Иова в русск. пер. с кратким объяснением. Вятка. 1861. 19 . Порфирий Соколовский, магистр. Пострижен во время студенчества в 1835 году. По окончании курса определен инспектором оренбургской Семинарии. В 1845г. определен ректором тобольской Семинарии, в 1854 году переведен в Кострому. В ноябре 1858 г. рукоположен во епископа дмитровского, викария московского. В марте 1859 года переведен на кафедру в Уфу, в 1860 – в Томск, в 1864 уволен на покой и скончался в 1865 году. Одиннадцатого курса (1838) 20 . Евгений Сахаров-Платонов, магистр. Пострижен по окончании курса, 29 августа 1838 года и определен при м. д. Академии бакалавром герменевтики. В 1841 ему поручено преподавание патристики. В сентябре 1842г. назначен инспектором Академии и в начале 1843 произведен в сан архимандрита. В марте 1847 назначен ректором вифанской Семинарии, а в декабре 1849 – московской. 31 августа 1853 г. определен на должность ректора Московской духовной Академии. В 1857 г. 6 октября рукоположен во епископа дмитровского, викария московского. В октябре 1858 назначен епископом симбирским. В конце 1874 г. уволен на покой. 21 . Алексий Ржаницын, магистр. Пострижен в монашество, еще будучи студентом, 12 ноября 1837 года. По окончании курса определен инспектором московской Семинарии, а в 1843 г. назначен в нее ректором и произведен в сан архимандрита, настоятеля Заиконо-спасского монастыря. В1847г. 14 марта определен ректором московской Академии. В 1853 году 20 сентября рукоположен во епископа дмитровского, викария московского. В 1857 г. назначен епископом тульским, в 1860 – таврическим, в ноябре 1867 г. переведен в Рязань и пожалован архиепископом, в 1876 г. перемещен на тверскую епархию, где и скончался 9 июня 1877 года. 22 . Поликарп Гонорский, кандидат. Пострижен в монашество в продолжение академического курса, в 1837 году. По окончании курса определен на должность смотрителя борисоглебских училищ, близ Ростова. В 1842 г. переведен в наставники псковской Семинарии по классу чтения св. Писания. В 1857 году возведен в сан архимандрита и назначен смотрителем Александроневских училищ. В 1866, определен наместником Александроневской лавры. В 1868 января 14 хиротонисан во епископа балахнинского, викария нижегородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842. Еп. до 1835. Бенедикт Григорович 1842–1850. Дамаскин Россов 1850–1851. Аркадий Федоров 1851–1869. Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877. Палладий Пьянков 1877–1882. Павел Доброхотов 1882–1897. Назарий Кириллов 1897–1901. Анастасий Опоцкий 1901–1905. Мисаил Крылов 1905–1908, Никанор Надежин 1908. Каргопольское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в Сласо-Преображенском Каргопольском мон.): Варнава Накропин 1911. Омская, учр. в 1895 г. 36 Кафедра в Омске Епископы Омские и Семипалатинские: Григорий Полетаев 1895–1900. Сергий Петров 1901–1903. Михаил Ермаков 1903–1905. Гавриил Голосов 1905–1911. Владимир Путята 1911. Епископы Омские и Акмолинские (с 4 окт. 1911 г.): Владимир Путята 1911. Семипалатинское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в г. Семипалатинске): Киприан 1911. Оренбургская, учр. в 1799 г. Кафедра в Оренбурге (перенесена из Уфы в 1859 г.). Епископы Оренбургские и Уфимские: Амвросий Келембет 1799–1896. Августин Сахаров 1806–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Феофил Татарский 1819–1823. Амвросий Морев 1823–1828. Арнадий Федоров 1829–1831. Михаил Добров 1831–1835. Иоанникий Образцов 1835–1849. Иосиф Богословский 1849–1853. Антоний Шокотов 1853–1858. Антоний Радонежский 1858–1859. Епископы Оренбургские и Уральские 37 : Антоний Радонежский 1859–1862. Варлаам Денисов 1862–1866. Митрофан Вицинский 1866–1879. Архп. с 1879 . Вениамин Быковский 1879–1882. Вениамин Смирнов 1882–1886. Макарий Троицкий 1886–1895. Николай Адоратский 1895–1896. Тихон Клитин 1896; скончался вскоре после назначения. Владимир Соколовский 1896–1903. Иоаким Левицкий 1903–1908. Оренбургские и Тургайские: Иоаким Левицкий 1908–1910. Феодосий Олтаржевский 1910. Челябинское викариат., учр. в 1908 г. Епископы: Дионисий Сосновский 1908. Орловская, учр. в 1788 г. 38 Кафедра в Орде (с 1819 г.) Епископы Орловские и Севские: Аполлос Байбаков 1788–1798. Досифей Ильин 1798–1817. Иона Павинский 1817–1821. Гавриил Розанов 1821–1828. Никодим 1828–1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

—786— лись, делали различные телодвижения. В такое состояние приходили не все, а только избранные, на которых, по словам Щеглова, сходила благодать св. Духа 1081 . Пророчество у них иногда сводилось к тому, что пророк «просто или плачет или смеется или запоет «Святый Боже» 1082 . Народ называл монтан «смехорыдающими , потому что в состоянии мнимого одухотворения» они «приходят в состояние истерики – смеются, восторгаются, рыдают 1083 . To же наблюдалось у Оренбургских хлыстов. По донесению свящ. Нижнеозерской станицы Гумилевского, на «ночных беседах» у известного Оренбургского хлыста Осипа Дурманова, «во время пения нецерковных стихов, Дурманов и прочие приходят в экстаз: машут руками, притопывают, то умиляются до слез, то весело смеются» 1084 . Женщины, посещавшие собрания у Оренбургских хлыстов Войкиных, «нашли в них черту не совсем нравственную, именно – хохот при чтении и пении, неутешный плач, во время которого старший из братьев Войкиных полагал на каждого плачущего руку и тем их успокаивал» 1085 . Хлыст Лукьян Пузаков назывался у местных сектантов «поливщиком-садовником»: «он завлекал людей плачем и смехом» 1086 . Экзальтированные моления хлыстов д. Девятаевки (Оренб. г.) сопровождались истерическими рыданиями, —787— смехом или пророчеством» 1087 . Новохоперский хлыст Ламтев при следствии заявил, что он «получил особенную благодать, так что, когда стоит в церкви, то впадает в какое то забвение, плачет, смеется» 1088 ... Тамбовский хлыст-богомол Зотов, как мы видели, на радениях «плакал, как никогда не плакивал», а потом непроизвольно смеялся («на меня нападал смех» 1089 . Иной раз слезы и смех распределяются между разными участниками в радельном экстазе, так что в собрании одновременно раздается смех и плач: «иные плачут, другие хохочут» (радение Тамбовских хлыстов богомолов) 1090 . В собраниях шалопутов, бывало, «две женщины садятся посреди хаты, кланяются всем и плачут до истерики; все же прочие в это время смеются и хохочут до истерики» 1091 . О хлыстах Оренбургского уезда свящ. Иллюминарский доносил в 1889 г.: «От пения стихов (они) могут приходить в исступление, смотря по темпераменту человека, кто начинает плакать, кто хохотать, плясать, волосы рвать, говорить несвязные речи, называя это благодатью св. Духа» 1092 . У первых малеванцев, в молитвенных собраниях, наблюдались судорожного свойства хохот, всхлипывания и слезы 1093 . То же самое происходило на многолюдных религиозных упражнениях экзальтированных американских методистов начала истекшего столетия, совершавшихся под открытым небом (camp-meetings или просто the work, т. е. работа, как называют и наши сектанты свои радения). В экстазе тысячи баптистов прыгали, плясали, вздыхали, смеялись, плакали, испускали пену, быстро, подобно дервишам, вращались (rolling – exercises), падали, катались по земле и т. д. 1094

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—781— изгнать их из церкви, как негодных. He сделав этого, В. Ц. С. впал бы в очевидное противоречие с своим собственным решением. Краткость заявления и появление его в печати прежде, чем оно попало в В. Ц. C., доказывают, что цель авторов была не защитить свою точку зрения пред церковной властью, а просто произвести демонстрацию. Так понял заявление и В. Ц. C., но я здесь он остался верен своей вынужденной иезуитской политике: он не обошел заявления молчанием, но не ответил и решительными мерами на вызов либеральных пасторов; он ограничился весьма многословным расплывчатым, но крайне слабым и неуверенным указом, в котором, не входя в обсуждение вопроса по существу, доказывает в тоне нравоучения, что не хорошо пасторам вдаваться в партийную борьбу, что обязанность их состоит в проповеди слова Божия, что желание пасторов произвести многочисленными подписями давление на церковную власть неуместно и неосуществимо 1065 , и т. д. Судя по последним известиям, В. Ц. С. решил изменить практику процессов против либеральных пасторов, чтобы избежать новых скандалов: Консистории на будущее время, прежде чем постановить свое решение по тому или другому «делу», должны сноситься с Верховным Церковным Советом 1066 . Диакон Н. Сахаров Берлин. 27 февраля 1907 г. Коновалов Д.Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве: Картина сектантского экстаза]//Богословский вестник 1907. Т. 1. 4. C. 782–803 (2-я пагин.). (Продолжение.) —782— в) Возбуждение дыхания Слезы и воздыхания Экстатические слезы сектантов, превращаясь в рыдание, уже, собственно говоря, переходят в разряд дыхательных проявлений. Но и помимо того, они стоят в теснейшей связи с деятельностью дыхательной функции у сектантов во время экстаза, появляются обыкновенно совместно с дыхательными симптомами, образуя лишь одно из звеньев в их цепи. Всхлипывание, вздохи, хныканье, стоны, слезы, плач, рыдание – вот та группа физиологических явлений, которые чаще всего заполняет картину сектантского экстаза в его начальной фазе. На собраниях первых малеванцев (в период возникновения их секты) экстаз наступал после непродолжительного пения и в начале состоял, главным образом, из сочетания слез с дыхательными расстройствами: «начинаются вздохи, всхлипывания, слезы то у того то другого из присутствующих; затем начинают плакать многие» 1067 . Тоже повторяется у них и теперь: на собраниях, «во время пения,… то в том, то в другом месте хаты начинают раздаваться то всхлипывания , то возгласы, то рыдания » 1068 . Оренбургские хлысты на беседках молятся

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—788— Вне связи с секреторными явлениями, экстатические изменения в сфере дыхания у наших сектантов состоят, главным образом, из ряда спазмов, наступающих вследствие судорожного сокращения дыхательных мускулов. Их можно свести к нескольким группам. 1 . Простые дыхательные спазмы – вдыхательные и выдыхательные Икота а) Из вдыхательных спазмов засвидетельствована наличность в сектантском экстазе икоты (следствие клонической судороги диафрагмы) По словам Преображенцева, некоторые хлысты, во время радельной экзальтации, «диким голосом икают» 1095 . Описывая одно радение хлыстов, он, между прочим, говорит: «фанатическая сила подействовала на них, – кто бил себя в грудь, кто стал икать, кто дрожал и кривлялся всем телом, что и принимается ими за действие св. Духа» 1096 . В аналогичных условиях обнаруживается судорожная икота и у малеванцев. «Бешеная пляска полураздетых, а иногда и совсем голых сектантов (Палеостровских малеванцев, Херсон. г.), сопровождается неистовыми движениями, скрежетанием зубов, иканием, выкрикиванием отдельных фраз и даже звуков» 1097 . Икота появляется иногда и в последний период экстаза. Так, Херсонские штундохлысты, после радельных телодвижений, «падают, как 6ы в параличном состоянии, и начинают нервно икать» 1098 . В виду обнаружения икоты в экстазе хлыстов, их иногда называют «кликушами, икотниками и икотницами» 1099 . Шаман —789— в начале экстаза «по временам нервно и искусственно икает, от чего все его тело странно содрогается», затем «икота его делается все громче, дрожь, производимая ею, все трепетнее» 1100 . Фырканье б) К выдыхательным спазмам следует, по-видимому, отнести некоторые случаи наблюдавшегося у радеющих сектантов «фырканья». Оренбургский хлыст Ив. Утицкий «во время беседок (в с. Рогачевке, Воронеж. г.), вскрикивая «ой дух, дух, дух», громко, сильно во все стороны наклоняя свою голову, гукал (местное, т. е. Воронежс кое слово, означающее, по Далю, – издавать глухой или отрывистый звук, крик...), фыркал, как бы испуская из себя на беседующих дух» 1101 . Рогачевские последователи Утицкого «изредка сильно фыркали, дули», во время пения и кругового беганья 1102 . To же самое происходило с Утицким и его единоверцами еще раньше, на радениях в Оренбургской г. «На беседках, по словам участницы, Оренб. хлыстовки Влазневой, то и дело слышишь, как братья фыркают, дуют из себя, чем явственно и дают знать, что испускают из себя дух, – так делали часто и Иван, и Се-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1077 Свящ. Казанский. Письмо в редакцию Самар. Еп. Вед. (Самар. Е. В. 1896, с. 944; Мисс. Обзор. 1896, дек. Кн. 1. С. 477. 1080 Отношение канцелярии синод. Обер-прок. На имя министра вн. Дел от 26 авг. 1893 г. (Дело Оренб. окр. с. об Утицких, т. 2.: Предварительное следствие судеб. Следователя Оренб. О. .с. по важ. Делам по делу обв. Казака Городиц. Ст. И. Утицкого и др. в распространении секты хлучтов или людей Божиих», началось 26 мая 1895 г., оконч. 5 ноября 1896 г., лист 75 об.). 1081 Гребнев, Очерки из истории сектантства мистического направления в Самарском крае (Самарский Вестник, 1894, 38). 1084 Дело Оренбургской дух. консистории «об уряднике Осипе Григорьеве Дурманове, принадлежащем к секте людей Божиих, и о мещанине Михаиле Рябове» (началось 31 янв. 1891 г., кончено 19 ноября 1892 г.), 53 б , л. 37. 1086 Дело Судебного следователя 1-го участка Оренбургского у. о казаке Егоре Пузакове, Якове Скрыпникове и др., обвин. по 196 и 203 cm. Улож. о наказ., 69, л. 3 об. Ср. Дело Оренб. конс. о Дурманове и Рябове, 53 б , л. 129 об., и Дело Оренб. консистории, о совращении в раскол казака Якова Скрыпникова с женой его Анной Лукьяновой – казаками Егором Пузаковым, Лукъяном Дасковским и Кузьмой Кулькиным» (началось 17 ф. 1888 г., копчено 3 марта 1890 г., 32215 б , л. 27 (Лукьян Пузаков «и плакал, и хохотал»). 1087 Дело Оренб. окр. Суда об Утицких, т 1. Л. 67 об. (показание благочин. Преображенского). 1096 Преображенцев, Исповедь обратившегося раскольника из секты людей Божиих (Тул. E. В., 1867, 6, с. 207). 1097 Кальнев, секта малеванцев в Херсонской г., ее вероучение и культ (Мисс. Обозр., 1903, с. 1004); Сикорский, Психопат. Эпидемия, с. 12. 1098 Кальнев, Состояние сектантства в Херсонской епархии и борьба с ним местной миссии в 1902 году (Православный Путеводитель, 1903, т. 2, с. 338). 1099 Печерский (И.И. Мельников), На горах, ч. 8, гл. 1 (Изд. Вольфа, 1881). Икотниками или икотницами издавна называют кликуш, а само кликушество – «икотой», или «икотной болезнью» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010