Сын Киреевского Василий, учившийся в Петербургском лицее, оканчивал курс. В конце Великого поста 1856 года Иван Васильевич выехал к нему для помощи в сдаче трудных экзаменов, особенно по математике. Обратно он не вернулся – 12 июня скончался на руках сына от холеры. В Долбино с сообщением об этом был послан старец Макарий. Наталья Петровна, несмотря на великую скорбь, не пала духом. Она попросила отца Макария разобраться в бумагах покойного, и он в августе и сентябре 1856 года несколько раз приезжал для этого. 20 июня, как записано в Летописи скита, «была в скиту служба – заупокойная обедня по душе преставльшегося 12-го числа сего месяца в Санкт-Петербурге от холеры белёвского помещика Ивана Васильевича Киреевского , известного по своей обширной учености и благонамеренному ее направлению к пользе общей». Вскоре тело Киреевского было доставлено в Оптину. Запись от 25 июня: «После поздней обедни происходило отпевание и погребение тела Ивана Васильевича Киреевского. Службу совершал соборне сам отец архимандрит. На панихиде в числе сослужащих, к особому удовольствию всех присутствующих, и родных покойного в особенности, увидели старцев отца игумена Антония и батюшку отца Макария. Из родных покойного, кроме его вдовы с семейством, были брат его Пётр Васильевич, и двое Елагиных, и сестра Марья Васильевна. Тело предано земле на монастырском кладбище противу алтаря Никольского придела соборного храма, в ногах у иеромонаха Льва». Через год, в день смерти И.В. Киреевского, так записано в Летописи скита: «Среда. По случаю годичного поминовения Ивана Васильевича Киреевского, благодетеля обители нашей, была служба и в скиту всенощное бдение (иконе Знамения Божией Матери) и обедня. После обедни и панихиды в монастыре был обед в больничной церкви, на коем, кроме старцев, были родственники покойного: его семейство и брат (по матери) В.А. Елагин, сестра М[ария] Васильевна] и г. Петерсон» 191 . На памятнике, поставленном в этом, 1857, году, одна из надписей гласила: «Премудрость возлюбих и поисках от юности моея. Познав же, яко не инако одержу, аще не Господь даст, приидох ко Господу» ( Прем.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В поисках компромисса с правительством священномученик Иоанн ходатайствовал перед патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 г. патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви. Архиепископ Иоанн стремился объединить православных латышей и русских, нему это удавалось. Популярность его в Латвии была велика, и в 1925 г. его избрали в республиканский сейм. В парламенте архиепископ Иоанн не без успеха отстаивал равноправие Православной Церкви с другими Церквами Латвии. Священномученик Иоанн одинаково хорошо проповедовал на родном латышском и на русском языках. Многим особенно запомнилась его речь, произнесенная в память о почившем первосвятителе Российской Церкви патриархе Тихоне, которого он глубоко чтил. Свято хранил архиепископ Иоанн каноническое единство с Московской Патриархией, что после кончины патриарха Тихона многих в Латвии раздражало. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. священномученик Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всей Латвии бывшего до тех пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. С 1917 по 1921 г. Литовской епархией временно управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он был назначен правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского. В конце Гражданской и Первой мировой войн его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильно вместе с Виленским краем, в котором была сосредоточена большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут в Польше трехмесячному аресту и содержался при этом в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г., по настоянию литовского правительства, он был освобожден и смог переехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела своей епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Феодосиева).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Латвии состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского Августина (Петерсона) 11 августа 2011 г. 18:07 10 августа 2011 года в Риге состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), почившего 4 октября 1955 года в Германии в местечке Гаутинг близ Мюнхена. Утром митрополит Рижский и всея Латвии Александр в сослужении духовенства Латвийской Православной Церкви совершил панихиду у гроба приснопоминаемого владыки, который был установлен в кафедральном соборе в честь Рождества Христова г. Риги. За панихидой молились родственники почившего митрополита Августина и многочисленные верующие. Богослужение совершалось на латышском языке. По окончании заупокойного богослужения митрополит Александр обратился к собравшимся с памятным словом . Митрополит Августин (Петерсон) был перезахоронен на кладбище в Косе (волость Скуенес Цесисского р-на), рядом со своими родителями. Согласно завещанию владыки, его перезахоронение на латвийской земле должно было состояться после восстановления независимости латвийского государства. После погребения внучка почившего передала Латвийской Православной Церкви личные вещи митрополита Августина. Митрополит Августин (Петерсон) родился 17 февраля 1873 г. в латышской православной крестьянской семье. По окончании в 1895 г. Рижской духовной семинарии служил псаломщиком в храмах и учителем в церковноприходских школах в местечках Сунтажи, Каплава и Либава (латыш. Лиепая) близ Риги. В 1904 г. рукоположен во диакона, затем во священника, служил в храмах Рижской епархии. В годы Первой мировой войны был полковым священником, с 1926 г. гарнизонным священником в г. Даугавпилсе. С 1934 г. ректор Елгавской духовной семинарии. В 1936 г. хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита с титулом Рижский и всея Латвии. После присоединения Латвии к СССР эмигрировал на Запад. Скончался 4 октября 1955 г. По материалам пресс-службы ЛПЦ Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1596315.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Латвии состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского Августина (Петерсона) 12.08.2011 10 августа 2011 года в Риге ( Латвия ) состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона) , почившего 4 октября 1955 года в Германии в местечке Гаутинг близ Мюнхена. Утром митрополит Рижский и всея Латвии Александр в сослужении духовенства Латвийской Православной Церкви совершил панихиду у гроба приснопоминаемого владыки, который был установлен в кафедральном соборе в честь Рождества Христова г. Риги. За панихидой молились родственники почившего митрополита Августина и многочисленные верующие. Богослужение совершалось на латышском языке. По окончании заупокойного богослужения митрополит Александр обратился к собравшимся с памятным словом. Митрополит Августин (Петерсон) был перезахоронен на кладбище в Косе (волость Скуенес Цесисского р-на), рядом со своими родителями. Согласно завещанию владыки, его перезахоронение на латвийской земле должно было состояться после восстановления независимости латвийского государства. После погребения внучка почившего передала Латвийской Православной Церкви личные вещи митрополита Августина. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.08.2011 13:00:30

http://drevo-info.ru/news/11231.html

На восстановление кафедрального собора в Латвии собрано более ста тысяч долларов 2 августа 2005 г. 17:34 В Латвии удалось собрать около 117 тыс. долларов пожертвований на восстановление главного православного храма страны — кафедрального собора Рождества Христова в Риге.   Средства собираются на масштабные восстановительные работы, которые были начаты в мае этого года, говорится в заявлении активистов общественной организации «Свет». Планируется восстановить исторический облик храма, возведенного в византийском стиле в центре Риги в 1884 году.   Инициаторами акции являются, в частности, первый посол Латвии в России и поэт Янис Петерс. Всего на полное восстановление храма необходимо порядка 800 тыс. долларов, поскольку кроме восстановления фасада, планируется установить мощную систему освещения, благодаря которой ночью храм будет видно даже из отдаленных районов города.   Православные, в основном русскоязычные жители страны, считаются в Латвии третьей по величине общиной после протестантов и католиков. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа латышей, переходящих в Православие.   В 1962 году по приказу министра культуры СССР Екатерины Фурцевой кресты на кафедральном соборе были спилены, а сам храм превратили в планетарий. Собор был возвращен Церкви только в начале 90-х годов прошлого века. Baznica.Info/Седмица.Ru/Патриархия. ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30988.html

«Происходящее в Косове сегодня — это то, что ждет Европу завтра» 16 августа 2005 г. 10:38 Попытка международных организаций остановить преследование христиан в Косове обернулась «полной неудачей», считают американские эксперты по вопросам религии и политики, которые на днях провели специальную встречу в столице США. Они указали на то, что этническими албанцами в крае в период между 1999 — 2004 гг. было разрушено около 150 церквей, в то время как параллельно с этим идет процесс возведения 200 мечетей, финансируемый «ваххабитскими народами», сообщил в понедельник «Интерфакс» со ссылкой на агентство CNS. При этом бывший посол США в Ватикане Томас Патрик Мелоди в ходе конференции заявил о необходимости продления как минимум на 12 лет международного присутствия в провинции и призвал политиков не спешить с окончательным решением статуса Косова. Он также сравнил масштабы осквернения святынь края с жестоким преследованием немецких евреев 9 ноября 1938 года, когда нацистами была разрушена 101 синагога. В свою очередь помощник Т. Мелоди Иван Дуровски продемонстрировал фильм о поджоге Церкви апостола Андрея в Подуево, совершенный группой вандалов в возрасте 15 — 50 лет. «В этих деревнях церковь является духовным центром. Это место упований людей, место, куда они могут пойти и узнать о своей вере. Куда же они могут пойти теперь?» — спросил он. Как заявил аналитик в сфере обороны Фредерик Петерсон, комментируя данные о распространении в регионе радикальных течений ислама, «у нас есть три варианта: обратиться, подчиниться или умереть. Но есть еще четвертый путь — путь борьбы». «То, что происходит сегодня в Косове, — это то, что ждет Европу завтра», — подчеркнул он. Сегодня 88% населения Косова, которое с XII века считалось сокровищницей православного наследия, составляют албанцы, в большинстве своем исповедующие ислам, напоминает агентство. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/35849.html

Павел говорил про себя: «Я решил ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Это – центр, и основа, и источник, и предмет трепетного созерцания и горящей любви, вплоть до отдания себя. Христос есть принцип всей внутренней духовной жизни для великих святых и Востока и Запада. «Ему подобает расти, мне же – умаляться» – в этом все содержание высот этой духовной жизни и на христианском Западе. На горе Альвернской Франциск Ассизский все снова и снова повергает себя ниц перед Богом в неослабной молитве в течение долгих часов, и вся молитва его сводится к следующему возгласу: «Кто – Ты, о сладчайший Бог мой, и кто – я, жалкий червь и ничтожный Твой раб»? («Quid es tu, dulcissime Deus meus, et quid sum ego, vermiculus et parvus servus tuus?») Безмерное, всепревосходящее величие, безмерность изливающейся любви Его – и ничтожество человека. В этом противоположении, в этих двух полюсах дано все. Его святость и – наша греховность, наша немощь, наша малость. Это и есть глубина смирения святых, что они видят эту основную правду: себя пред лицем Бога – на христианском Западе так же, как и на христианском Востоке. Соединение смирения и любви, и склонение перед Ним, и непрестанный вопль сердца, и сораспятие Ему, и отдание Ему воли своей, и отвержение себя, и радость и мир о Нем – вот стихия христианской жизни, осуществляющаяся в великих праведниках и Западного христианства – Франциске Ассизском, Екатерине Генуэзской, Юлиании из Норвича, St. Vincent de Paul, Le Cure d’Ars, Charles de Foucault и многих, многих других. Отдание Ему воли своей и всей жизни своей! «Я отдала ключи дома своего Божественной Любви (io havevo dato le chiavi della casa all’Amore), – говорит Екатерина Генуэзская, – с полным разрешением ей делать со мною все, что она найдет нужным, не обращая внимания ни на душу, ни на тело, ни на мир»... «Поэтому я уж не забочусь о себе и доволен всем, что бы со мною ни приключилось», – читаем у Герлиха Петерсена (фламандский мистик начала XV века). Он с радостью принимает все, что имеет дозволение прийти на меня от Владыки моего, Которому я всецело предал и жизнь мою, и смерть, и все, чем я есмь и чем быть могу во времени и вечности – cui resignavi vitam meam et mortem et totum quod sum et esse possum in tempore et aeternitate».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

«Живая церковь » для него – «вепрь» – дикая свинья, с которой истинно верующий не должен поддерживать никаких отношений. «К твердому и неуклонному исполнению завещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на который я наставил вас. Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим вознесшегося на горнем месте соборного храма нашего. Внешностью богослужения не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считая себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, повелеваю всем чадам Туркестанской Церкви строго и неуклонно блюсти мое завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим». Подписано: «Смиренный Лука». Глава третья. Схема и схима (1924–1925) «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Первое послание Петра, 4.15.16 : «Я не принимаю категории опасности. Опасность совсем неплохая вещь. Человек должен проходить через опасности». Н. Бердяев . «Самопознание». Два года прошло с тех пор, как в зале, где судили профессора Ситковского, столкнулись чекист Петерс и хирург Войно-Ясенецкий. Много изменилось с того времени. Чрезвычайная Комиссия, которую возглавлял в Туркестане Потере, была переименована в Государственное политическое управление – ГПУ. Заслуги безжалостного латыша получили признание, и он ожидал повышения в Москву на должность Начальника всего Восточного Управления ОГПУ. В судьбе хирурга-священника тоже произошли немалые перемены. Но эти двое не забыли друг друга. И надо полагать, готовя арест Войно-Ясенецкого, начальник Туркестанского ОГПУ с удовольствием предвкушал, как он расправится наконец с попом, который два года назад публично посадил его в лужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«если он отпадет, то я отброшу его и научу его узами»; вместо стоящего в Евр. тексте следует читать «и я выброшу его» (Бэчер 3 , Леви, Петерс и др.). Нетрудно видеть, что оба еврейские стиха содержат одну и ту же мысль, выраженную одинаковым оборотом и почти одинаковыми словами; из того, что древние переводы дают здесь только один стих, следует заключить, что и в подлиннике стоял один стих, именно тот, который в Евр. стоит на втором месте, первый же Евр. стих является позднейшею вставкой, выражающею ту же мысль иными, словами. Конец стиха в Евр. «злодеям, насильникам», , ближе всех переводов передан в Сир. «в руку грабителей», Гр. же передает свободно, как и Сл. и Рус: «в руки падения его» Рус, т. е. предоставляет ему падать, без своей поддержки.   О мудрости в слов ( Сир. 4, 23–35 ) 23.Сын мой, наблюдай время и бойся зла, 24.и не стыдись за самого себя; 25.потому что есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд, приносящий славу и благодать. 26.Не будь лицеприятен против души своей и не смущайся во вред себе. 27.Не удерживай слова в свое время и не скрывай мудрости своей, 28.потому что в речах обнаружится мудрость, и разум – в ответных словах. 29.Не возражай против истины и стыдись невежества своего. 30.Не стыдись отстать от греха, и не стой против потока. 31.Не подчиняйся человеку глупому и не будь пристрастен к лицу властей. 32.Борись за правду даже до смерти, и Господь будет твоим поборником. 33.Не будь хвастлив языком своим, и слаб и бессилен в делах своих; 34.не будь похож на льва в своем доме, и суров и жесток к прислуге своей; 35.пусть рука твоя не будет раскрыта, чтобы взять, и зажата при подаянии. Человек, стремящийся к мудрости, должен особенно внимательно следить за своим словом, так как на нем именно прежде всего обнаруживается мудрость или глупость говорящего. Поэтому конец 4-ой главы премудрый посвящает главным образом советам относительно речи: мудрый человек должен во-время говорить и во-время удерживать свой язык. Впрочем, некоторые советы, поставленные в данном отделе, не имеют, по-видимому, отношения к этой общей мысли и связаны с контекстом только механически.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

– Звали, Феликс Эдмундович? – Да, Яков Христофорович. Меня интересуют реальные обстоятельства прецедента в Ташкенте. Должен отметить, что имеющиеся у меня сведения выглядят… просто неправдоподобно, Яков Христофорович. – Очень может быть, очень может быть, Феликс Эдмундович… Только объяснять мне нечего, убейте меня – сам ничего не понимаю… – Как же так, товарищ Петерс? – И на старуху бывает проруха: вон Вы-то как доверились тогда понапрасну этим сукиным детям эсерам, а, Феликс Эдмундович? Всякое ведь бывает, лучше всего – забудем-ка мы с Вами эту историю… – Но и, разумеется, позаботимся о том, чтобы нелепыми слухами не компрометировать организацию. Думаю, что за распространение нелепых слухов о Вашей поездке в Ташкент необходимо строго наказывать, не так ли, Яков Христофорович? – Совершенно с Вами согласен, Феликс Эдмундович. 9 От одуряющей жары спасал только зеленый чай – действительно приятнейшая вещь: обжигающе горячий, крепкий, со своеобразным запахом… – Ну духота… Как в бане тут у вас, товарищ Зуркин. – Полномочный представитель ВЧК в Туркестане Яков Петерс отставил полосатую яркую пиалу. – Есть материалы какие-нибудь по этому делу? – Да вот, товарищ Петерс. – В восточном, юношески чистом лице собеседника зампреда проступил румянец смущения. – Я собрал тут кое-какие материалы, но не знаю… – Давай-давай, парень, выкладывай, поглядим! – ободрил Петерс. – Я так понимаю, что основное сопротивление живоцерковникам идет от этого попа Воино-Ясенецкого… – Совершенно верно, товарищ Петерс. Причем – налицо сговор с московскими попами… Удалось установить, что какое-то очень высокопоставленное лицо из Москвы прибывает в Ташкент и, ни с кем не видясь, сразу отправляется в городскую больницу… – Что за черт?! Почему в больницу? – К Воино-Ясенецкому. – Он что – болен? – Нет… Вы не знаете еще? Ведь Воино-Ясенецкий – главный врач городской больницы. – Поп – и врач? – В том-то и дело, товарищ Петерс, что Воино-Ясенецкий еще несколько месяцев назад не был никаким попом! Это после этого странного визита из Москвы он на следующее утро пришел на работу не в пиджаке, а в рясе. Весь персонал отпал… А он – как ни в чем не бывало оперировал до конца рабочего дня… А потом, сразу из больницы, отправился прямиком к главному собору.

http://azbyka.ru/fiction/derzhatel-znaka...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010