Продолжается наступление на Православие в Косово и Метохии 12 грудня 2005 р. 23:05 Информационное агентство «Русская линия» публикует заявление информационной службы монастыря Высокие Дечаны. Несмотря на все международные предупреждения о том, что отношение к сербскому культурному наследию в Косово и Метохии будет одним из ключевых критериев в оценке процесса исполнения стандартов для Косово, и далее продолжается оголтелая информационно-политическая кампания против самых значительных сербских святынь края. Об этом, как сообщает сегодня белградская газета «Политика», говорится в заявлении информационной службы монастыря Высокие Дечаны. Антиправославную кампанию ведут албанские СМИ, политики и радикально ориентированные группы в Косово. Это подтверждает тот факт, что за прошедший месяц в албанской печати («Зери», «Ляйм», «Фокус» и т. д.) появился целый ряд текстов, в которых грубейшим нападкам подвергается монастырь Высокие Дечаны и его монахи. Тем самым журналисты названных газет в связке с местными экстремистскими группами и отдельными политиками систематически разжигают ненависть и насилие против сербской святыни и СПЦ в целом. Среди лиц наиболее активно проводящих данную кампанию — председатель Исполнительного совета дечанской общины Халил Толяй и лидер ветеранской организации ОАК (Освободительной армии Косово) Абдил Мушколяй. Последний еще в августе этого года угрожал не только монастырю, но и военнослужащим сил НАТО, обеспечивающим безопасность монастыря. После его угроз была усилена охрана монастыря, говорится в сообщении информационной службы Дечан. В апреле шеф UNMIK (Временная администрация ООН в Косово) Сорен Йесен-Петерсен принял решение объявить монастырь Высокие Дечаны и его окрестности «защищенной зоной», в которой не разрешается строительство индустриальных объектов, эксплуатация полезных ископаемых и другая деятельность, которая может поставить под угрозу исторический облик и красоту этого единственного в своем роде природного и культурного объекта в Метохии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202419...

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра — Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль). В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь " Латвийской Православной Церковью в изгнании " . В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление. В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года. Современное состояние [ править править код ] Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге. C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария. Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов). Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке. Святыни [ править править код ] РИГА. Рождественский кафедральный собор . Мощи: Свято-Троице-Сергиев женский монастырь : Спасо-Преображенская женская пустынь (Елгава) : Свято-Духов мужской монастырь (Екабпилс) : Монастыри [ править править код ] Храмы [ править править код ] Подкатегории В этой категории отображается 5 подкатегорий из имеющихся 5.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Латв...

Близкая духовная связь сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем, из которого ежегодно в обитель прибывала чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (список с иконы до настоящего времени находится в церкви преподобного Сергия Радонежского). Монастырь содержал детский приют и школу при нём, богадельню, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства зарабатывались монахинями самостоятельно выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием, шитьем священнических облачений и изготовлением свечей для приходов. В 1915 году в период первой мировой войны монастырь был эвакуирован под Новгород, в Савво-Вишерский монастырь. Вместе с насельницами Преображенской пустыни число сестер достигло 200 человек. 21 мая 1918 года митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) было разрешено «принять на службу в Новгородскую епархию весь состав сестёр Рижского Троице-Сергиева монастыря». После окончания Первой мировой войны часть монахинь вернулась в Ригу. В то же время в обители поселились сёстры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, принеся с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1936 году в монастыре было отведено помещение под резиденцию митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона). В 1941—1944 годах там жил Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский). Вторая мировая война и немецкая оккупация Латвии принесли монастырю новые испытания, но и в это время монастырь не закрывался. При отступлении гитлеровцев из Риги монахинь побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, но они категорически отказались. При советской власти у монастыря были изъяты часть земли и строений, а в 1960 году власти приняли решение о перемещении всех монахинь из Риги в Преображенскую пустынь. В 1962—1964 годах монастырь находился фактически на «осадном положении». В настоящее время в монастыре проживает 140 сестер. С 1998 года накануне праздника Преображения Господня из монастыря в Пустынь совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троице-С...

История поездки Дзержинского, возможно, и покрыта тайной, как и вопрос, почему его жена так поздно узнала, что инициатором поездки был Свердлов. Но вот кто сообщил А.Л. Иванову, что Дзержинский увез в Швейцарию голову Государя, непонятно. Кто эти, которые «утверждают»? Понять невозможно, а значит, и нельзя принять как свидетельство. 6 23 июля 1918 г. на первой странице газеты «Уральский рабочий» — органа Уральского областного и Екатеринбургского комитета Российской коммунистической партии (большевиков), в статье «Казнь Николая Кровавого», Г. Сафаров определенно писал: «Нет больше Николая Кровавого, и рабочие и крестьяне с полным правом могут сказать своим врагам: Вы поставили ставку на императорскую корону? Она бита. Получите сдачи — одну пустую коронованную голову…» (Гибель Царской Семьи. Материалы следствия по делу об убийстве Царской Семьи. (Август 1918 — февраль 1920). Сост. Н. Росс. Франкфурт-на-Майне. 1987. С. 140). «…В заключительных словах этой статьи, —   писал М.К. Дитерихс, — в наглой внешней форме якобы победного гимна, невольно прорвался у Сафарова истинный смысл совершенного этими исчадиями еврейского народа ужасного злодеяния» (Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Т. 1. М., 1991, с. 293). Мы читаем, что Сафаров, используя лексикон завзятого картёжника, пишет в газете о том, что враги рабочих и крестьян делали ставку на императорскую корону, но их ставка бита, и они получили сдачу — «пустую коронованную голову». Дальнейшее — интерпретация М.К. Дитерихса и С.В. Фомина. Возможно, Сафаров, используя карточную лексику, имел в виду то, что хотел увидеть Дитерихс, но ровно с таким же основанием можно предположить, что он ничего не имел в виду, кроме написанного. Поэтому использовать это место из газетной статьи для доказательства факта отчленения главы Государя невозможно. 7 Пастор Курт Руфенбургер в статье «Судьба Царской Головы» (нем. газета «Франкфуртский курьер». 20.11.1928) рассказал «со слов «очевидца», как большевики сожгли в июле г. полученный ими из Екатеринбурга «ужасный груз». Были мнения, что заспиртованную голову Николая II надо сохранить в музее для назидания «грядущему поколению», но по предложению [чекиста] Петерса в конце концов постановили, во избежание превращения головы бывшего царя в «святыню» в глазах «глупых людей», уничтожить. «Очевидец» наблюдал процесс сожжения, происходивший будто бы в присутствии почти всего большевистского синклита» (Мельгунов С.П. Указ. соч. С. 411).

http://pravoslavie.ru/108390.html

В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всея Латвии бывшего до этих пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). В 1938 г. в Латвии была открыта новая Даугавпилсская кафедра. На нее хиротонисали Александра (Витолса). После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. С 1917 по 1921 г. Литовской епархией управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он назначен был правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского 319 . В конце гражданской и мировой войны его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильна вместе с Виленским краем, в котором сосредоточена была большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут трехмесячному аресту в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г. по настоянию литовского правительства он был освобожден и смог приехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Феодосиева). Литовские власти не настаивали на отделении Литовской епархии от Московской Патриархии отчасти потому, что православных в республике было сравнительно мало, а среди литовцев почти не было. К тому же литовское правительство в своих притязаниях на Вильну, отторгнутую Польшей, встречало поддержку со стороны правительства СССР. Во всяком случае архиепископ Елевферий не встречал никаких затруднений со стороны властей в сношениях с Патриархией, которой он хранил безусловную каноническую верность. В октябре 1928 г. архиепископ Елевферий приезжал в Москву для доклада о своих епархиальных делах и о положении православной Церкви в Польше. В ноябре того же года владыка Елевферий был возведен в сан митрополита. После увольнения митрополита Евлогия (Георгиевского) от должности управляющего Западноевропейскими приходами Русской Церкви митрополит Елевферий был назначен на эту должность 24 марта 1930 г. как временно управляющий, с 30 апреля 1931 г.– как управляющий 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

331 Трижды Флоровский употребляет в своей статье это греческое слово. Среди раннехристианских авторов оно встречается по отношению к Церкви у свт. Климента Римского : Ad Corinth. epist. I, 1. Протоиерей Петр Преображенский начинает перевод этого послания так: « Церковь Божия, находящаяся в Риме...», – и делает сноску к слову «находящаяся»: «Буквально с греческого «странствующая, живущая на чужой стороне» (παροικοσα) ... В этом выражалось сознание христиан, что они странники и пришельцы на земле ( 1Пет.2:11 ), которые здесь не имеют постоянного местопребывания и права гражданства, но живут в определенном месте этого мира, как временно поселившиеся чужестранцы...» (Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 42) (Прим. ред.). 332 Парусия – Второе пришествие Христа (от греческого παρουσα – приход, прибытие) (Прим. ред.). 334 Christopher Dawson (1889–1970) – английский католический писатель, историк, культуролог. Флоровский цитирует книгу Досона: The Making of Europe. London, 1948, р.23 (Прим. ред.). 335 Книгу католического (до 1930 г. – протестантского) богослова и историка Эрика Петерсона «Монотеизм как политическая проблема» («Der Monotheismus als politisches Problem», 1935) Флоровский также упоминает в другой своей статье – « Ориген , Евсевий и иконоборческий спор» (прим. 7). Параллель между политическим единовластием и монотеизмом можно встретить даже в литургических текстах, например: «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упраздни ся; под единем царством мирским гради быша, и во Едино Владычество Божества языцы вероваша...» (Вечерня Рождественского сочельника, стихиры самогласны) (Прим. ред.). 336 James Bryce (1838–1922) – английский политик, дипломат и историк. Источник цитаты – книга Брайса: The Holy Roman Empire. N. Y., 1907, р.347 (Прим. ред.). 337 Соколов, Иван Иванович (1865?) – магистр Казанской духовной академии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Точного соответствия приведенному Флоровским фрагменту в трудах Соколова найти не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Спустимся вниз и посмотрим как борьба с религией и тем самым воспитание нового человека отражались на страницах областной прессы, в газете «Южный Урал». В декабре в газете была напечатана заметка Д. Грудина «Равнодушно внимая злу». Оказывается: «Антирелигиозная пропаганда подчас носит не наступательный, а оборонительный характер, оторвана от жизни. В некоторых партийных организациях беспечно относятся к деятельности церковников, проходят мимо таких фактов, когда коммунисты соблюдают религиозные праздники и обряды. В совхозе им[ени] Войкова, село Спасское, вольготно чувствуют церковники. На территории действует церковь. В тенета церковников попадают и некоторые коммунисты. Член партии И. И. Кирюшкин крестил сына. Своих детей недавно крестили коммунисты В. А. Москалев, Н. Н. Бубликов, Г. В. Кошин. Коммунисты М. Г. Рябова, Я. С. Кириченко и другие держат в доме иконы. Это не взволновало партийную организацию. В совхозе «Сорочинский» 44 коммуниста. Комсомолец Вениамин Клименкин, 1939 года рождения, в августе прошлого года крестился в церкви. У коммуниста Г. В. Симоненко в квартире иконы. Коммунисты справляют религиозные обряды также в колхозах «Россия», имени Маслова, имени Сотникова. Осеменизатор колхоза «Россия» коммунист В. В. Доровских в ноябре прошлого года крестил дочь. То же самое сделал заместитель председателя сельпо по заготовкам А. А. Страдонов... В городе Сорочинске активно действуют церковники. В религиозный праздник крещения тайно в ночное время на реке Самаре они организовали купание в ледяной воде. Но этот факт никого не встревожил. Особенно большую тревогу вызывает постановка атеистического воспитания подрастающего поколения. Во второй Ивановской средней школе (директор Б. А. Кобелева) отдельные ученики ходят с крестиками. Активно действуют сектанты менпониты в колхозах имени Маркса и Ленина. Это они втянули в свои сети ученика 8-го класса Луговской школы Петра Петерса, который бросил школу. Бывшие ученики этой же школы А. Классен, Б. Реймер, К. Вине недавно вступили в секту. Какой пример может подать директор Покровской восьмилетней школы Н. В. Судоргина в антирелигиозной пропаганде, когда у нее в доме висят иконы? Она, кстати, руководит лекторской группой на селе» (Южный Урал. 1963. 11 февраля).

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

В Москве с ответом не спешили. Русская Православная Церковь находилась тогда в трудном положении. Действующих архиерейских кадров не хватало. Наконец, после неоднократных просьб в Ригу прибыл сорокадвухлетний архиепископ Сергий (Воскресенский). В результате воссоединение Церквей состоялось. Более того, была учреждена особая митрополичья область, главой которой стал московский посланник, а прежние правящие архиереи - его викариями. Никто из недавних раскольников не был лишен сана. И даже митрополит Августин (Петерсон) после покаяния, которое принес в Кафедральном соборе Русской Православной Церкви - Елоховском - был прощен. Все это произошло в феврале-марте 1941 года, а уже через месяц после начала войны митрополит Августин обратился к немецким оккупационным властям с просьбой дать свое соизволение на восстановление Латвийской Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата и на изгнание из Латвии Экзарха Сергия (Воскресенского). Но немцы поддержали не Августина, а митрополита Сергия, которого раскольники открыто называли " большевистским ставленником " и " агентом ЧК " . Возможно, Августин просто не казался им престижной фигурой - после всех его неудач и покаяний. Но, скорее всего, замысел был сложнее. И вот, что характерно, фашистские власти предложили митрополиту Сергию (Воскресенскому) действенную поддержку против раскольников - в борьбе за сохранение канонической принадлежности Экзархата к Московской Патриархии. В ответ они хотели, чтобы Экзарх создал церковное управление - " Православную миссию в освобожденных областях России " . Деятельность такой организации должна была стать экспериментом по претворению планов переустройства религиозной жизни СССР. Экзарх Сергий дал согласие. И у него, и у оккупационных властей существовали свои собственные цели.. Были они и у советской разведки... Так, один из ее руководителей П.А.Судоплатов в своих мемуарах, вышедших в 1995 г., вспоминал: " Уместно отметить и роль разведки НКВД в противодействии сотрудничеству немецких властей с частью деятелей Православной церкви на Псковщине и Украине. При содействии одного из лидеров в 30-х годах " обновленческой " церкви житомирского епископа Ратмирова и блюстителя патриаршего престола митрополита Сергия нам удалось внедрить наших оперативных работников В.М.Иванова и И.И.Михеева в круги церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. При этом Михеев успешно освоился в профессии " священнослужителя " . От него поступала информация о " патриотическом настрое церковных кругов " .

http://pravoslavie.ru/5209.html

Его двоюродный брат С.Е. Трубецкой в своих воспоминаниях отмечал его незаурядный ум. В начале войны 1914 г. Михаил Сергеевич вступил вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Сумской Гусарский полк, был возведён в чин поручика, а затем ротмистра. По отзыву штаб-ротмистра Константина Соколова он был «выдающимся офицером, на редкость хладнокровным, смелым и энергичным». За героизм и отвагу, проявленные на полях сражения, М.С. Лопухин был награждён двумя орденами святого Георгия 4-й и 3-й степеней. После развала Армии он вернулся в Москву и вступил в антибольшевистский «Союз защиты Родины и свободы», а затем в военную монархическую организацию. Из-за участия в неудавшейся операции по освобождению Царской Семьи М.С. Лопухин вместе с несколькими товарищами был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. В нашей семье имеется фотография группы офицеров в окружении охранников во дворе тюрьмы. На ней М.С. Лопухин выделяется высоким ростом и необыкновенно благородным обликом.      Надеясь спасти Михаила Сергеевича Лопухина, его старшая сестра Анна Сергеевна Голицына добилась приёма у Дзержинского, Менжинского, Каменева, Петерса и Бонч-Бруевича и получала каждый раз отказ в помиловании. Наконец ей удалось в ЧК встретиться с П.Г. Смидовичем, чей шурин Ставровский был когда-то репетитором в семье Лопухиных и дал о М.С. Лопухине прекрасный отзыв. Смидович пообещал взять Михаила Сергеевича на поруки при условии, что тот даст честное офицерское слово после освобождения из тюрьмы не бороться с большевиками. Услышав от Анны Сергеевны требование П.Г. Смидовича и просьбу её мужа М.В. Голицына согласиться на такое условие, Михаил Сергеевич был огорчён, что перед смертью его уговаривают покривить душой. Ответив отказом, он сказал сестре: «Я давал присягу Государю и буду Ему верен до конца».         20 августа/2 сентября 1918 г. Михаил Сергеевич передал Анне Сергеевне письмо, в котором прощался с родными. Последними его словами были: «На всё Божия воля. Твой М. Лопухин». 23 августа/5 сентября 1918 г.

http://radonezh.ru/2021/01/12/predannye-...

В 1867 г. малолетнее отделение, а равно и летнее помещение сиротского института временно переведены были с Куракиной дачи в здание упраздненной Александровской мануфактуры, но в 1868 г. император Александр II, удостоив 5 июля осмотреть это здание, высочайше повелел: перевести воспитанниц в прежнее помещение, на Куракину дачу, и устроить здесь помещения как для малолетнего отделения, так и для летнего пребывания воспитанниц института. Летом 1868 г. составлены были и 14 августа высочайше утверждены планы, как для перестройки прежнего каменного строения к помещению в нем 150 детей малолетнего отделения и при нем церкви, так и для возведения, вместо старых деревянных зданий, нового деревянного дома для летнего помещения 350 воспитанниц Николаевского института. 22 сентября 1868 г. совершена была закладка каменного здания в присутствии принца Петра Георгиевича Ольденбургского. В 1869 г. окончено было каменное, с церковью, здание, при неусыпной заботе и личном наблюдении директора хозяйственной части сиротских заведений барона К. Н. Корфа и смотрителя дачи г. Завадовского. 28 августа 1869 г. переведены сюда все, бывшие на лицо, воспитанницы малолетнего отделения, помещавшиеся минувшею зимою в Николаевском институте. 2 ноября преосвященным Павлом, епископом ладожским, освящена церковь и здание в присутствии принца Ольденбургского и многих высокопоставленных лиц. Церковь освящена во имя св. Александра Невского и устроена на средства петербургского 1-й гильдии купца и потомственного почетного гражданина Галова. Она находится во 2 этаже правого каменного флигеля. Длина ее с алтарем 17 саж. 4 верш., ширина 4 саж. 2 арш. 14 верш. На время службы алтарь закрывается устроенными на рельсах щитами и образуется рекреационное зало, на стенах которого помещены портреты императора Александра II и императрицы Марии Александровны, императора Александра III и императрицы Марии Феодоровны. По стенам стоят стулья и скамейки. Алтарь возвышается на 10 вершков, длина его 2 саж. 1 арш. 12 верш.; ширина 4 саж. 2 арш. 14 верш. Престол сосновый, квадратный, в 1 арш. 6 верш. Антиминс освящен епископом Павлом 2 ноября 1869 г. и подписан митрополитом Исидором. От престола до царских врат 1 арш. 14 верш. Запрестольный образ „Спаситель благословляющий детей " , копия с Неффа, сделанная художником Петерсоном; образ в дубовой раме.

http://sobory.ru/article/?object=17793

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010