…Все лето 1923 года в Ташкенте продолжалась борьба «живой церкви» против священников и верующих, преданных традиционному православию. Власти делали все, чтобы расчистить дорогу своим ставленникам. Арестовывали каждого, кто оставался верен Тихону и тихоновскому епископу Луке. «Туркестанская правда» на своих страницах вела непрерывную травлю явных и тайных противников «живой церкви». Заголовки газетных статей той поры достаточно выразительны: «Поп-мошенник», «Завещание лжеепиокопа Ясенецкого», «Гибель богов». Первого августа газета вышла с большим интервью, которое дал все тому же корреспонденту Горину вновь назначенный обновленческий епископ Николай Коблов. Имя Ясенецкого повторялось в интервью несколько раз и всякий раз в сопровождении политических проклятий. Деятельность Луки в Ташкенте «обновленец» оценил именно так, как это выгодно было для его хозяев: «…Контрреволюционная демагогическая работа». Затем «епископ» Николай сделал корреспонденту заявление совсем уже в духе тех доносов, что делал в Москве Председатель Всероссийского церковного управления (ВЦУ) Красницкий: «Последней и главной опорой тихоновщины считаю не религиозные, а политические мотивы. Кто предан искренне советской власти и новому социалистическому порядку, тот не может противиться обновлению и ВЦУ». К середине августа все было кончено: все храмы в городе перешли к «живоцерковникам». Но… храмы эти стояли пустыми. «Завещание» епископа Луки – несколько десятков перепечатанных на машинке листочков – оказали на прихожан значительно большее влияние, чем газетные заклинания партийных пропагандистов и «живоцерковников». Пока Ясенецкий оставался в городе, его слово, его запрет на сношение с «вепрем» звучали для тысяч верующих как голос пророка. В ГПУ поняли: Луку надо как можно скорее выслать за пределы Туркестана. И вот, «оформив» Войно-Ясенецкого как политического преступника, Петерс отправил его в Москву, в распоряжение Главного Политического Управления. Последняя «милость» ГПУ состояла в том, что «опасный» арестант получил сутки на сборы и прощание с семьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Протокол допроса от 14 августа 1941 года. В.: Объясните, почему вы не работали? О.: Я несколько раз просил у митрополита Сергия назначить меня в епархию, но он всякий раз мне отказывал, объясняя это тем, что я был в лагерях. В.: Скажите, на какие средства вы существовали? О.: Источником средств моего существования были – присылка денег верующими гг. Москвы и Орла, а так же периодическая материальная помощь, которую мне оказывал митрополит Сергий и мои родственники. В.: Расскажите о своей антисоветской деятельности. О.: Я признаю себя виновным в том, что неоднократно в присутствии ряда лиц из среды духовенства и верующих в антисоветском духе высказывал недовольство политикой партии и советской власти в отношении церкви. Считал политику партии и советской власти неправильной и заявлял, что советское правительство против воли верующих закрывает церкви и применяет репрессии к невинному духовенству в целях разгрома церкви. Мне, посвятившему всю свою жизнь церкви, было больно это [видеть], в связи с чем я так болезненно реагировал. В.: Вы многое не договариваете. Расскажите, какую еще антисоветскую деятельность вы проводили? О.: К тому, что я показал выше, больше сказать не могу. Протокол записан правильно, с моих слов, мною прочитан. Могилевский. Допросил следователь 5 отделения следчасти НКГБ СССР лейтенант госбезопасности Солошенко. Протокол допроса от 20 августа 1941 года. В.: Вы встречались с епископами, приезжавшими в г. Москву из западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик? О.: Да, встречался. В.: При каких обстоятельствах вы с ними встречались? О.: В марте 1941 года митрополитом Сергием были вызваны митрополиты и епископы западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик для решения церковных вопросов. Я был так же приглашен. В.: Назовите фамилии приехавших священнослужителей. О.: Я знаю, что на приеме у митрополита Сергия были: Митрополит Николай (Ярушевич) Митрополит Александр (фамилию не знаю) .... [Паулус (К. В.)]... Митрополит Августин (фамилию так же не знаю) ... [Петерсон (К. В.)]...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

После образования независимой Латвийской республики Курляндская губ. была упразднена. Первым правосл. Церковь в независимой Латвии возглавил архиеп. сщмч. Иоанн (Поммер) , 19 июля 1921 г. назначенный на Рижскую кафедру св. Тихоном , Патриархом Московским и всея России. Вместе с назначением архиеп. Иоанн получил патриарший томос об автономии Латвийской Православной Церкви. После мученической кончины архиеп. Иоанна в ночь на 12 окт. 1934 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) возложил временное управление Латвийской Церковью на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) , но латв. мин-во иностранных дел отказало последнему во въезде в страну. 31 мая 1935 г. съезд правосл. духовенства и мирян Латвии отклонил назначение митр. Елевферия и обратился к К-польскому Патриарху Фотию II с прошением о принятии Латвийской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата. В июне 1935 г. Латвийская Церковь на правах автономии вошла в юрисдикцию К-польского Патриарха, 29 марта 1936 г. в Рождественском кафедральном соборе Риги состоялась хиротония Августина (Петерсона) во епископа Рижского и всея Латвии, в тот же день К-польский Патриарх Фотий II возвел его в сан митрополита. В 1936 г. было учреждено Е. в., епископом Елгавским был избран Иаков (Карп); на Соборе, прошедшем ранее в том же году, он был одним из кандидатов на пост митрополита. Епископская хиротония Иакова (Карпа), состоявшаяся 27 сент. 1936 г., совершалась на латыш. языке. Под упр. еп. Иакова находились приходы Елгавского и Лиепайского благочиний (ок. 30 общин), кафедральным храмом был елгавский собор праведных Симеона и Анны; в пределах Е. в., в г. Кулдиге, имелась школа псаломщиков. На содержание Елгавского епископа выделялись средства из латыш. казны. Еп. Иаков жил преимущественно в Риге, в здании Рижской ДС, помогая митр. Августину в управлении Латвийской Церковью. В 1940 г. правосл. Церковь Латвии вернулась в лоно РПЦ. 28 марта 1941 г. Рижский митр. Августин и его 2-й викарий Ерсикский еп. Александр (Витолс) в московском Богоявленском соборе принесли покаяние в грехе уклонения в раскол перед Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Не поехавший в Москву из-за болезни еп. Иаков отправил покаянное письмо. С 1941 г. еп. Иаков почти не принимал участия в церковной жизни, иногда участвовал в богослужениях. 6 июля 1942 г. экзархом Прибалтики Литовским и Виленским митр. Сергием (Воскресенским) он был возведен в сан архиепископа, скончался 19 окт. 1943 г. Впосл. Е. в. не замещалось. В 1945-1990 гг. в Елгаве действовала кладбищенская церковь, в 1992 г. был возвращен верующим полуразрушенный елгавский собор, оба храма относятся к Рижскому благочинию Рижской епархии.

http://pravenc.ru/text/189675.html

Митрополит Сергий (Страгородский), пославший его в Прибалтику, не был свободен в выборе кандидатов, да их и было немного: в Русской Церкви на территории СССР оставалось всего четыре архиерея (не считая «обновленческий» епископат), все остальные были сосланы или уничтожены. Многое зависело и от позиции советской власти в Прибалтике, которая не доверяла иерархам, находившимся на присоединеннных к СССР территориях. Опасения не были напрасными. «Верные» Константинопольской юрисдикции митрополиты Эстонский (Паулус) и Латвийский Августин (Петерсон)с возвращением бывших прибалтийский губерний в состав России (уже советской) тотчас «покаялись» перед Московским Патриархатом, а с захватом Прибалтики немцами — отказались от своих слов и вернулись под юрисдикцию Константинополя. Ехать на должность экзарха во враждебную Прибалтику мог только русский архиерей, проверенный органами власти, каковым и был митрополит Сергий (Воскресенский). Но версии, что митрополит Сергий был сотрудником НКВД, гестапо, а также двойным агентом этих спецслужб не находят документального подтверждения. Наивно думать, что инициатором создания Псковской миссии было НКВД. Большевики не были заинтересованы в распространении религиозных взглядов. Советская разведка действительно, использовала в своих целях православного архиерея — преосвященного Василия (Ратмирова), бывшего в т. н. обновленческом расколе митрополитом. Вместе с группой разведчиков архиепископ Василий был заброшен на оккупированную территорию, где выполнял задания Москвы. Об этом пишет в своих воспоминаниях «Остаюсь единственным свидетелем» генерал П. А. Судоплатов. Однако Псковская миссия не имеет ничего общего с этой разведывательной операцией. Конечно, Псковская миссия представляла для немцев интерес как пропагандистская компания. Советы запрещали религию, это ущемляло права верующих, а с приходом германской армии верующие свои права получали . Немецкие оккупационные власти поддержали инициативу митрополита Сергия (Воскресенского) о создании Псковской миссии. Но в главном тактика немцев была следующей: не мешать открывать храмы, но и не помогать. За всеми санкциями по работе миссии митрополит Сергий должен был обращаться к немецкому командованию. С немецкой стороны был установлен контроль за религиозной жизнью, который, в частности, выражался в требовании ввести в храмах моления о немецких властях, которое и исполнялось православными священниками на территории Псковской миссии.

http://pravmir.ru/cerkov-v-tylu-vraga-by...

В 1930-е гг. собор был закрыт. Во время войны была обезглавлена колокольня. После войны в соборе хотели открыть музейную экспозицию, а колокольню приспособить под водонапорную башню, украшенную с четырех сторон башенными часами. К счастью, этого не случилось. Долгое время собор стоял изуродованным. Лишь в 1970-е гг. было принято решение о возвращении памятнику первоначального облика, ввиду его исторической, художественной и градостроительной ценности. В 1891 г. начали строить часовню, которую поместили к северу от собора, в одном из пролетов ограды Городского сада. Проект часовни разработал академик архитектуры Людвиг Людвигович Петерсон. Строительство было завершено в 1892 г. Часовня посвящалась трем событиям и называлась: «В память мученической кончины Александра II, столетия городского Екатерининского собора и чудесного спасения Их Императорского Величества и Августейшей семьи». Нижняя часть фасада часовни была декорирована рустом, верхняя – полукруглым окном над входом и угловыми нишами с расположенными в них изящными колонками. Четырехскатную кровлю завершал барабан и главка с яблоком и крестом. Носков А.В. Луга. Архитектурно-краеведческий очерк. – СПб.: ИПЦ «Площадь искусств», 2013. С. 93-101, 213-215 Луга, пр. Кирова, 54, – собор во имя Воскресения Христова, каменный, 1873–1887 гг., арх. В. В. Виндельбандт и г. И. Карпов, приделы Успения и Св. Иоанна Богослова, закрыт в 1937 г., возвращен общине в 1991 г. К началу 1840-х гг. увеличение числа прихожан все еще единственной в городе Екатерининской церкви привело к намерению ее расширить за счет пристройки к ней двух приделов. Техническая экспертиза отклонила это предложение, и С.-Петербургская духовная консистория предложила построить в городе новый храм, запросив через благочинного лужского Екатерининского собора протоиерея Андрея Ласкина представить ей «общий приговор» граждан города о выборе места под строительство храма и план выбранного места. Собрание лужского городского общества согласилось с этим предложением и 26 ноября 1865 г. назначило место для постройки в Луге новой церкви. Это был участок вблизи железной дороги по южной стороне переулка, позже названного Воскресенским (ныне – Советский). Однако окраинное размещение храма было признано нецелесообразным и противоречащим генплану города. Новый храм решено было строить на главной площади города, перед Екатерининской церковью. 1 сентября 1869 г. инженером Штукенбергом был освидетельствован грунт этого места. Он оказался песчаным, сухим и крепким.

http://sobory.ru/article/?object=00844

ЛПАЦ существует с 1994 года. В ее общинах кроме церковнославянского используют в богослужении латышский язык и поминают Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея. Закон о религиозных организациях предписывает, что в Латвии одна православная, католическая или протестантская церковь может быть представлена только одной организацией. В Латвии для религиозных организаций установлен ценз оседлости: те сообщества, которые существовали в Латвии до утраты ею независимости в 1940 году, обладают правом первенства перед зарегистрированными после 1991 года. ЛПЦ как юридическое лицо существует в Латвии с 1921 года. В юридическом обороте Латвии наименование ЛПАЦ известно с 1996 года - когда Минюст Латвии отказал «константинопольским» православным в регистрации на основании того, что в Латвии уже есть ЛПЦ. В 2017 году ЛПАЦ подала иск против органов юстиции в Верховный суд Латвии. В этом иске «автономные» апеллировали к принципу правопреемственности. Представители ЛПАЦ в иске напоминали: в 1936 году ЛПЦ перешла в подчинение к Константинополю. Глава православной общины Латвии Августин (Петерсон) был хиротонисан в митрополиты экзархом Константинопольского патриарха Германом Стренопулосом, а Вселенский патриарх Вениамин даровал митрополии томос, официально не отозванный и после того, как митрополия в 1940 году вошла в Московский патриархат. После окончания Второй мировой войны, напомнили также «автономисты», в Западной Европе существовала латвийская церковь в изгнании, духовно окормляемая Августином (Петерсоном) до его кончины в 1955 году. Таким образом, резюмировали истцы, нынешняя ЛПАЦ - правопреемница довоенной митрополии, следовательно, и единственная латвийская православная община, существующая в стране с первых лет ее независимости. «Автономистам» в тяжбе с Минюстом в 2017 году оказала поддержку латышская интеллигенция. Однако ЛПАЦ тяжбу проиграла - на основании того, что существование в стране двух параллельных христианских церквей запрещено законом. Решение вопроса было перенесено в Конституционный суд без указания сроков.

http://ruskline.ru/opp/2019/oktyabr/2/ko...

В мае 1925 г. Григорий перешел в Боннский университет, где изучал историю религии и совершенствовал знание восточных языков, в основном под руководством известного немецкого востоковеда профессора Хайнриха Гуссена. Тогда он перевел на немецкий язык житие греческого монаха Георгия Агиорита, а также написал к нему предисловие с замечаниями и комментариями. За очень короткое время он подготовил обширную докторскую диссертацию на тему " История грузинского монашества от его возникновения до 1064 г. К вопросу об истории восточного монашества " . Это исследование снискало признание известных европейских ученых. Перадзе защитил докторскую диссертацию 26 февраля 1926 г., а торжественное присвоение ему степени доктора философии состоялось 17 декабря 1927 г. С мая 1926 г. до апреля 1927 г. он учился у болландистов в Брюсселе (в основном под руководством священника Петерса), с которыми его связала настоящая дружба. В это же самое время он посещал лекции в Католическом университете в Лувене, после чего отправился в Англию. Там с апреля по июль 1927 г. в лондонской Британском музее и в Бодлеанской библиотеке в Оксфорде изучал грузинские рукописи. Доктор Перадзе целиком отдавался научной работе. Однако не меньше он хотел служить Православной Церкви на Родине. Он обратился в посольство России с просьбой о получении визы, но получил отказ. 1927 г. принес важные изменения в жизнь будущего архимандрита. В июле ему предложили место преподавателя грузинского и армянского языков в Боннском университете, а затем приват-доцента этого учебного заведения. В то время он начал публикацию своих первых работ, которые сразу принесли ему известность: он считается знатоком проблематики раннего христианства на Ближнем Востоке. Он также активно включается в научную жизнь, участвует в конференциях по ориенталистике в Бонне и в Вене. В это же самое время начинает работать в только зарождавшемся экуменическом движении, принимая участие в Международной конференции Комиссии " Вера и Церковное устройство " , состоявшейся в Лозанне в августе 1927 г. Будучи мирянином, он представлял на ней свою Церковь. Именно там он познакомился с предстоятелем Польской Автокефальной Православной Церкви митрополитом Дионисием (Валединским).

http://pravoslavie.ru/40942.html

Очевидно, целью действий латвийских властей также является перевод Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а отнюдь не повышение ее статуса до уровня автокефалии. Во всяком случае, об этом упоминал в своем выступлении по поводу внесения законопроекта в Сейм президент Элиг Левитс. Правда, президент слукавил, когда упомянул о том, что инициатором перехода Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархат был в свое время архиепископ Иоанн Поммер. Поммер всеми силами старался сохранить латвийских православных – и русских, и латышей – в рамках Русской православной церкви Московского патриархата. Именно из-за непримиримой позиции архиепископа и убили в 1934 г. представители латвийских спецслужб после жесточайших пыток. За свой мученический подвиг Поммер был прославлен в 1981 г. в лике святых Русской православной зарубежной церковью, как священномученик Иоанн Рижский. В 2001 г. он был п рославлен  в лике святых Русской православной церковью Московского Патриархата. Переход ЛПЦ в Константинопольский патриархат произошел только в 1936 г., при архиепископе Августине (Петерсоне). Перемена юрисдикции повлекла тогда за собой тотальный перевод служб на латышский язык, введение нового стиля летоисчисления. Священников стали готовить не в семинарии, а на теологическом факультете университета, чтобы прервать православную традицию и модернизировать обряды. Очевидно, что это же рода перемены ждут латвийских православных в ближайшее время. Александр Владимирович Гапоненко , доктор экономических наук, русский политик, преследуемый латвийским политическим режимом, Рига Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/a_...

Митрополиты Александр (Паулус) и Августин (Петерсон) предлагали изгнать с кафедры Сергия (Воскресенского) как «ставленника Москвы». Однако тот убедил германские власти, что для них политически выгоднее примириться с поминовением главы МП, чем содействовать возвращению Латвийской и Эстонской Церквей в юрисдикцию Вселенского Патриарха, экзарх которого находился в это время в Лондоне и имел связи с правительством Великобритании, враждебным Гитлеру. Митрополит Сергий убеждал сохранить каноническое подчинение Прибалтики МП, заявляя, что Московский Патриархат никогда не примирялся с безбожной властью, подчинившись ей только внешне, и поэтому он сам имеет моральное право призвать русский народ к восстанию. Экзарх также предупреждал немцев, что всякое вмешательство с их стороны в церковное управление будет использовано советской пропагандой как доказательство порабощения Церкви немецкими властями. И Сталин, и Гитлер, по сути, были антихристианами, каждый в плену своей утопической идеи. Конечно, германские войска могли бы принести СССР освобождение от коммунизма. Но Гитлер был не лучше коммунистов. Поэтому настоящими патриотами нашего отечества были, по-видимому, те люди, которые представляли собой «третью силу», кто выступал и против нацизма, и против коммунизма. Они хотели восстановления исторической России (не реставрации монархии), возрождения той самой страны, которую мы потеряли в результате большевистского переворота. В оценках исторических деятелей мы часто продолжаем рассуждать по-сталински: или за красных, или за белых. А были люди, как митрополит Сергий (Воскресенский), которые не хотели ни тех, ни других. Ни коммунизма, ни нацизма, потому что это были два тоталитарных режима. Но шла война, и в этих условиях руководство Экзархатом было вынуждено идти на компромиссы. Членам миссии приходилось считаться с немецкой властью, повиноваться ей. Они приняли немецкую власть как реальность, как факт. Митрополит Сергий (Воскресенский) считал своим призванием служение Богу и Церкви.

http://pravmir.ru/cerkov-v-tylu-vraga-by...

После убийства архиерея давление латв. правительства на ЛПЦ с целью перехода ее в юрисдикцию К-польского Патриархата резко усилилось. Не была исполнена воля архиеп. Иоанна о погребении его в кафедральном соборе, местом упокоения владыки стало рижское Покровское кладбище. Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) возложил временное управление ЛПЦ на митр. Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) . Однако МИД Латвии отказал митрополиту во въезде в страну, а Синод ЛПЦ, действуя под давлением МВД, не признал его канонических прав. После мученической кончины архиеп. Иоанна состав Синода был практически полностью обновлен, и новый Синод в авг. 1935 г. обратился к патриарху К-польскому Фотию II с просьбой принять ЛПЦ в свою юрисдикцию, 11 нояб. попросил даровать Латвийской Церкви автономию по образцу Эстонской Церкви. Томосом от 4 февр. 1936 г. уже новый патриарх К-польский Вениамин I даровал ЛПЦ «автономию в ее внутреннем правлении и ведении дел». Согласно томосу, Церковь стала называться Православная Латвийская митрополия. Поскольку переход ЛПЦ в юрисдикцию К-поля был сделан без канонического отпуска из РПЦ, Синод Русской Церкви не признал законность данного акта. Накануне выборов главы ЛПЦ по распоряжению МВД был изменен ее устав: все важные вопросы церковной жизни - выборы епископов, учреждение новых епархий и вик-ств и др.- должны были решаться лишь с согласия органов гос. власти. 10 марта 1936 г. на Вселатвийском церковном Соборе главой ЛПЦ был избран прот. Август Петерсон (пострижен в рясофор и наречен Августином), который 29 марта был хиротонисан в Риге во епископа Рижского и всея Латвии с возведением в сан митрополита. Его хиротонию совершили архиереи к-польской юрисдикции во главе с митр. Фиатирским Германом (Стринопулосом). Для упрочения автономного статуса ЛПЦ было принято решение образовать 2 викариатства - Елгавское и Ерсикское (с 1939 Мадонское викариатство ). 27 сент. 1936 г. Иаков (Карп) был хиротонисан в Риге во епископа Елгавского, а 17 июля 1938 г. Александр (Витолс) хиротонисан в Даугавпилсе во епископа Ерсикского (позднее епископ Мадонский). Инициатива образования викариатств также исходила от латв. правительства. На Вселатвийском церковном Соборе, созванном в июле 1936 г., переизбрали Синод, а также внесли изменения в устав: ограничивалось приходское самоуправление, причт прихода назначался, перемещался или увольнялся только предстоятелем ЛПЦ и Синодом.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010