Надо ли говорить, что по окончании конференции я предложил сопровождавшему меня игумену- " подсадке» переоформить аэрофлотовские билеты, и у нас образовалось целых два дня на поездку по стране. Это наше личное время; всё равно в академии срочных дел нет. «Подсадной» возражать не стал, но отправиться в путешествие побоялся. Я же вечерним рейсом вылетел в Дубровник, тогда ещё не разрушенный войной. А потом автобусом, через горные перевалы, в Сараево (от того города мало что осталось) и, наконец, ночным поездом – в Белград. С «тайным ухом» встретились в аэропорту; оно из Белграда никуда не отлучалось. Двое суток оно предавалось застолью с возлияниями у настоятеля русского храма: наказ референта выполнен. По возвращении – диалог с референтом. – Отец Августин! У меня есть сведения, что Вы задержались в Югославии. – Это рыжий Иуда доложил? – Ну, не будем называть имена... Не будем. Но это не просто «тип " , а типаж тех лет, о которых сказано: «Серые начинают и выигрывают». Высоцкий пел: «Феофан был злобный, жадный,//наглый, хитрый, плотоядный...». Однажды паренёк, родом из Закарпатья, подал прошение об отчислении из первого класса семинарии – не выдержал испытаний. Днем вызвали в военкомат, пытались «вербануть». Еле отбился. Всю ночь не спал. Утром гуляю по лаврскому парку, смотрю – навстречу «Феофан» – в «косухе», джинсах, с кейсом в руке. С похмелья спешит на лекцию – читать курс аскетики... Вспоминает архимандрит Ианнуарий. Когда «рыжего» и его дружка начали продвигать наверх, они съехали с квартиры, которую снимали в Ленинграде, и перебрались в Москву. Какое-то время о. Ианнуарию пришлось снимать ту же квартиру, и соседи не могли нарадоваться. При встрече на лестнице благодарили: Вы такой тихий, спокойный! Не представляете, что тут творилось до Вас! Шум, пьянки, драки... Прямо по Блоку: Грешить бесстыдно, непробудно. Счёт потерять ночам и дням, И, с головой от хмеля трудной. Пройти сторонкой в Божий храм... В те годы духовником академии был протоиерей Иоанн Кондрашов. Пожилой батюшка был туговат на ухо и говорил очень громко, думая, что всё «в норме». Подходит к нему «рыжий» на исповедь и тихо шепчет: «Шу, шу, шу...» А в ответ громовой раскат на весь храм: «Что?! Да ты же монах!».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С 1936 года новый губернатор Кореи Минами Хиро начал проводить жесткую политику с целью полной японизации корейцев и их полной ассимиляции с подданными японской империи. Корейцы должны были носить японские имена, не говорить на родном языке в общественных местах, газеты и журналы на корейском языке были снова вне закона. Война на Тихом океане 1937–1945 гг. не очень повлияла на жизнь не только «белой» но и «красной» русской колонии. Даже после того, как 8 августа 1945 г. Советский Союз официально объявил войну Японии, сотрудники консульства не были арестованы Японские власти лишь запретили им покидать территорию консульства. Эти ограничения действовали лишь неделю, так как 15 августа война в Корее завершилась и страна освободилась от 35-летней оккупации. Вот тогда и начались настоящие перемены. После 1945 г. русские семьи одна за другой стали покидать неспокойный, бурлящий Сеул. В Корее постепенно разгоралась гражданская война. Да и с обывательской точки зрения жить в городе становилось все сложнее: цены росли, привычные связи разрушались, новые власти относились к русским с подозрением. В 1946 г. американцы закрыли советское консульство и выдворили его персонал, обвинив его в поддержке нелегальной левой оппозиции. Но, несмотря на то, что общины перенесли много лишений, они смогли сохранить свою корейскую паству. По окончании Второй мировой войны Корея была разделена по 38-й параллели. Советы оккупировали северные провинции и быстро превратили их в коммунистическое государство. Американцам достался юг, но они сделали там очень мало. В 1947 г. в Сеуле, во дворце «Добродетельного многолетия» собралась конференция для обсуждения вопроса об объединении Кореи. Советская делегация остановилась в здании старого российского консульства и превратила весь этот угол Чонг-Донга в центр коммунистической пропаганды в Сеуле. Дом о. Поликарпа находился по соседству. Советские делегаты посетили его; произошел публичный скандал в церкви. После окончания Второй мировой войны южнокорейские власти и американская оккупационная администрация в течение нескольких лет вели борьбу за овладение Русской Православной миссией в Сеуле, пытаясь вывести ее из-под юрисдикции Московской Патриархии. Не имея возможности сделать это каким-либо законным путем, власти Южной Кореи незаконно выслали из страны архимандрита Поликарпа, отказавшегося передать миссию в юрисдикцию митрополита Феофила (Пашковского, 1874–1950 гг.) – главы так называемого «американского раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

– Вы постоянно находитесь в странствиях. Такое впечатление, что у вас не одна жизнь, а много... – Я сам так шучу, что у меня год за два идет. Царство Божие внутри нас – Отец Августин, вы посетили такие места планеты, где мало кто был. А как можно добраться до Царства Божия? – Тут все проще. Сам Господь сказал: «Царство Божие внутри вас». – Но не каждый его может ощутить... – В Иерусалиме есть Стена Плача. Люди молятся у этой стены и кладут записочки в щели между камнями (я сейчас говорю не о христианской традиции, а об иудаистской). Считается, что так просьбы быстрее дойдут до Бога. И более того, сейчас там установили факс. Есть такая контора у Стены Плача, и любой иудей из любой точки земного шара может прислать по факсу записочку. Все эти послания снимаются с факса и тоже вкладываются в щели Стены. Считается, что они там ближе к Царствию Божию. – И в этой области внедряют современные методы! – Да, причем они считают допустимым такой метод, это не противоречит законам Торы, потому что про факс там ничего не сказано. – Сейчас многие люди ищут национальную идею. Как вы считаете, какая идея могла бы реально сплотить, объединить россиян для прогресса страны? – Эти слова – «национальная идея», «прогресс» – они обоюдоострые. Например, у медиков есть понятие «прогрессирующая опухоль». Что такое прогресс? Вот, скажем, изобрели самолет и «мирный атом». Потом была бомбардировка Хиросимы. Прогресс может быть как мирным, так и немирным, это понятие относительное. Что касается национальной идеи, то в самом ярком виде она была реализована в нацистской Германии. Поэтому нормальные народы просто ведут обычную жизнь и избегают таких вопросов, как «что делать?», «кто виноват?», – это типично наши вопросы. – Вы считаете, нам это не на пользу? – Да. Какие-то революционеры-шизофреники бегали, бомбы взрывали, собирали деньги на революцию и вопрошали: «Что делать? Что делать?» Не случайно и роман Чернышевского, и статья Ленина так называются. Революционерами становились, как правило, люди с девиантным, истероидным типом нервной системы. А нормальный человек скажет: «Как что делать? Если лето – варить варенье, а если зима – пить чай с вареньем».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Честь России в августе 1968 г. спасли семеро смельчаков – Лариса Богораз, Виктор Файнберг, Наталья Горбаневская, Константин Бабицкий, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов. 25 августа они вышли на Красную площадь и развернули плакатики с протестом против вторжения в Чехословакию. Им удалось продержаться несколько минут, после чего они были схвачены оперативниками. Расплата была тяжёлой: минута свободы – годы неволи, кого в лагерь, кого в ссылку, кого в спецпсихбольницу. 28 августа Наталья Горбаневская передала в редакции газет «Руде право», «Унита», «Морнинг стар» и другие своё письмо, в котором говорилось: «Мои товарищи и я счастливы, что смогли принять участие в этой демонстрации, что смогли хоть на мгновение прервать поток разнузданной лжи и трусливого молчания и показать, что не все граждане нашей страны согласны с насилием, которое творится от имени советского народа. Мы надеемся, что об этом узнал или узнает народ Чехословакии. И вера в то, что, думая о советских людях, чехи и словаки будут думать не только об оккупантах, но и о нас, придаёт нам силы и мужество» 278 . «За вашу и нашу свободу» пострадали и те, кто в тот день на Красной площади не был. Так, председатель крупного колхоза в Латвии, убеждённый коммунист Яхимович в 1968 г. написал открытое письмо в ЦК, с коммунистических позиций осудив оккупацию Чехословакии. Вскоре он был арестован и направлен на психиатрическую экспертизу. Вся описательная часть экспертного заключения состояла из хвалебных эпитетов. Если бы не заглавие – можно подумать, что читаешь характеристику человека, представленного к государственной награде. «Заявляет, что никогда и ни при каких условиях не изменит идее борьбы за коммунистический строй, за социализм... На основании вышеизложенного комиссия приходит к заключению, что Яхимович обнаруживает паранойяльное развитие психопатической личности. Состояние больного должно быть приравнено к психическому заболеванию, а поэтому в отношении инкриминируемых ему деяний Яхимовича И.А. следует считать невменяемым. Нуждается в прохождении принудительного лечения в больнице специального типа» 279 . И таких «швейков» в стране были сотни...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Выехавши из Кенигсберга на пути в Голландию, Петр на дороге получил приятное для него известие из Польши, что курфюрст саксонский, Фридрих Август, получил перевес над соперником своим принцем де Конти и признан польским королем под именем Августа II. Избрание этого короля имело важное значение в истории отношений России к Польше. Август получил корону главным образом потому, что Россия его поддерживала, и русский резидент Никитин напугал поляков, что если они выберут французского принца, то Россия, вместе с римским императором, из опасения дружбы французского короля с Турцией, поставит себя в неприязненные отношения к Польше. Россия решила выбор польского короля и с тех пор, вмешиваясь во внешние и внутренние дела Польши, стала распоряжаться судьбою Речи Посполитой все больше и больше, до самого ее падения. Путешествие русского царя инкогнито не помешало повсюду распространяться о нем вести в Германии. Две принцессы курфюрстины: ганноверская София и дочь ее, бранденбургская София-Шарлотта, – щеголявшие в Германии в то время ученостью, покровительством наукам и знакомством с Лейбницем, знаменитостью своего века -полюбопытствовали видеть государя дикой Московии, ехавшего в Европу; они встретили Петра во владениях герцога цельского с тремя принцами ганноверского семейства и толпою придворных, в местечке Конненбурге. Петр сначала дичился и не хотел идти к ним, но, преодолевши свою застенчивость, явился к принцессам с тем условием, что там не было придворных. Ловкие курфюрстины своей любезностью ободрили его и довели до такой развязности, что он позволил войти всем придворным, заставлял их пить вино большими стаканами по московскому обычаю и для потехи принцессам со своими приближенными пустился плясать по-русски. Замечательно, что когда принцессы для всеобщего увеселения призвали итальянских певцов, Петр откровенно сознался, что не имеет склонности к музыке. Принцессы спросили его: любит ли он охоту? Петр дал такой замечательный ответ: «Отец мой очень любил ее, но я больше люблю плавать по морю и пускать фейерверки».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Кивнув келейнику, он ласково промолвил: «Поднеси Коле!» Через две минуты из покоев во двор был вынесен расписной поднос, а на нём – хрустальный бокал с марочным вином. Но Колян брезгливо поморщился: «Такую гадость не пью!». Следующий заход, и перед дворником на подносе – рюмка марочного армянского коньяка, «продвинутого в возрасте». Тут уж Коля не побрезговал – опрокинул «напёрсток»: «За Ваше здоровье!». А потом тут же осушил и хрустальную «стаканюгу», – чтобы было «не так противно». Комарово После своего первого инфаркта владыка Никодим стал чаще бывать на даче в Комарово. Появилось и больше свободного времени. Владыке купили велосипед – исполнилась его давняя мечта. (Он был необычайно рад этому; по его словам, в детстве у него не было такой возможности: семья жила бедно.) Старший иподиакон Николай Тетерятников добродушно ворчал: «Святитель как ребёнок! В Ленинграде у него ЗИМ, в Москве – «чайка», а он радуется железяке!». Коля считал себя более опытным человеком: ведь он отслужил в армии, а это – школа жизни. Летом владыка иногда отправлялся на Щучье озеро. По дороге старомодный ЗИМ, набитый иподиаконами, останавливался у ограды «литераторского» кладбища. Владыка шёл к могиле Ахматовой и молча стоял несколько минут, размышляя о нелёгкой судьбе Анны Андреевны. Её муж – Николай Гумилев, был арестован 3 августа 1921 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности и 24 августа того же года, вместе с ещё 60-ю обвиняемыми – расстрелян. Петроградский орган «Революционное дело» (март 1922) сообщал такие подробности об этой казни. «Расстрел был произведён на одной из станций Ириновской железной дороги. Арестованных привезли на рассвете и заставили рыть яму. Когда яма была наполовину готова, приказано было всем раздеться. Начались крики, вопли о помощи. Часть обречённых была насильно столкнута в яму и по яме была открыта стрельба. На кучу тел была загнана и остальная часть и убита тем же манером. После чего яма, где стонали живые и раненые, была засыпана землёй» 617 . Неужели чекистам было не жалко убивать поэта? А чего жалеть эту «контру»? У них были свои поэты, пролетарского происхождения. Вот, например, строки из поэтического сборника «Улыбка Чека»:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Ислам в США (американский опыт и российские перспективы) Скачать epub pdf Доклад прочитан на Межрегиональной научной конференции (с международным участием) «Конфессии в зеркале науки: социальное служение, образование и культура», г. Санкт-Петербург, Русская христианская гуманитарная академия, 30 мая 2012 года. Реакция большинства жителей США на присутствие мусульман в их среде формировалась с трудом, потому что долгое время большинство американцев даже не осознавали их присутствия в США. Еще в 1980-х гг. в сознании простого американца бытовал стереотип: мусульмане – это люди «там», на Ближнем Востоке. На фоне этого возникло движение, стремящееся побудить жителей США осознать присутствие мусульманской общины. Колледжи и университеты, опираясь на свои богословские факультеты и факультеты по изучению Ближнего Востока, откликнулись на это требование. Учебные программы, в которых фигурируют ислам и традиции мусульманской общины, ныне довольно распространены. Там, где люди лично знакомились с мусульманами, ощущение «чужеродности» пропадало, и реакция, как правило, была благоприятной. Постепенно христианские Церкви в США осознавали существование все более возраставшей мусульманской уммы (общины). Церкви и христиане в духе диалога работали в целях создания атмосферы уважения и доверия между двумя общинами. Это имело своим результатом создание в Национальном Совете Церквей Христа в США специального Комитета по христианско-мусульманским отношениям. Несколько христианских деноминаций создали свои собственные отделы по межрелигиозным связям. Многие заняли такую позицию: соседи должны работать вместе друг с другом, прихожан надо учить, какие отношения у них должны быть с мусульманами, которые являются американцами, полноправными гражданами, участниками построения будущего Америки. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в местных христианских общинах отклик на присутствие соседей-мусульман был разный, но в целом позитивный. Ряд мусульманских центров проводил свои встречи в приходских залах церквей. В Диаборне (Мичиган) одна пресвитерианская община взяла на себя руководство в помощи большой мусульманской общине (около 15–20 тысяч мусульман, проживавших на территории в несколько квадратных миль), при этом иммигранты-мусульмане прибывали ежедневно из Ливана, где в те годы шла религиозная война.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Корейская война 1950–1953 гг. Истоки и причины войны в Корее следует искать во внешней политике Кремля. Еще на Ялтинской конференции Сталин подписал обязательства провести в освобожденных Красной Армией странах Восточной Европы демократические выборы. Этого, разумеется, не случилось. Тень «народных демократий» маячила и над Западной Европой. Центром назревавшего конфликта являлась Германия; ее советская зона могла стать опорной базой для наступления коммунизма. Летом 1948 года союзники решили создать в западных зонах демократическое правительство и ввели новую валюту – западногерманскую марку. В ответ СССР вышел из Контрольного союзного совета и перекрыл войсками все дороги к Западному Берлину, подвергнув его жителей блокаде. Соединенные Штаты и Великобритания организовали «воздушный мост». Целых 11 месяцев их самолеты доставляли в осажденный город продукты, лекарства и сырье, сделав 277 тысяч вылетов. В апреле 1949 года в Вашингтоне был подписан договор о создании военно-политического союза стран Северной Америки и Европы (НАТО), правительства которых объединились в противостоянии коммунистической экспансии. Несколькими неделями позже Сталин был вынужден снять неудавшуюся блокаду Западного Берлина. Это был не только чувствительный удар по самолюбию Сталина, 70-летие которого в декабре 1949 года готовилось отпраздновать «все прогрессивное человечество»: планы постепенной советизации Германии оказались несбыточными. Трещина появилась и в советском лагере. Весной 1948 года разгорелся открытый конфликт между Кремлем и югославским коммунистическим руководством, не желавшим послушно следовать сталинской указке. К юбилею «лучшего друга чекистов» органы госбезопасности готовили свой подарок – ликвидацию «зарвавшегося» Тито. Покушение не удалось, и участники операции во главе с Павлом Судоплатовым отправились на лагерные нары. Потерпев фиаско в Европе, Сталин решил «поиграть мускулами» на Дальнем Востоке. Получив разрешение Кремля, войска просоветской Корейской «народно-демократической» республики 25 июня 1950 года начали внезапное наступление на Сеул, столицу Южной Кореи, стремясь овладеть всем полуостровом. В тогдашней советской печати эти события изображались «с точностью до наоборот»: во всем были виноваты «южнокорейские марионетки». Читая пожелтевшие страницы «Правды» с карикатурами Кукрыниксов, невольно вспоминаешь крылатую фразу Карела Чапека: «Вчера вражеская артиллерия зверски обстреляла наши самолеты, которые мирно бомбили города». Как это было

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Всего за несколько дней до его предсмертной болезни в иллюстрациях помещался рисунок встречи его (Льва XIII – Сост.) с германским императором. Сухая еле дышущая фигура 90-летнего старца, в характерном несколько женственном одеянии, низко согнулась перед цветущею фигурою императора и короля, молодцеватого, сильного, в военных доспехах, с каскою, ловко взятою в руку. Как, вероятно, шумно вошел кесарь и тихо сидел, еще за минуту, ожидая его входа, первосвященник! В лице Вильгельма как главного на земле представителя лютеранства и лютеранских народностей входил к папе в сущности главный его враг, преемник и Гогенштауфенов и Лютера, сил материальных и духовных, поднявшихся на Рим из-за Альп. Немецкая добросовестность бросилась на латинский ум, гений, прозорливость, хитросплетения. Но паутина была только прорвана, а не изорвана: и на Тридентском соборе латиняне поправили или обрубили все те свои явные пороки и злоупотребления, которые вооружали против себя Гуса и Лютера. Затем, хотя католичество потеряло территориально Германию и страны германского корня, но внутренне зато оно сплотилось и окрепло, как никогда дотоле. Теперь и представить себе нельзя увоза папы в провинциальный городок чужой страны. Авторитет папский неизмеримо вырос, и времена Авиньона неповторимы. Папство, правда, теряет иногда материальные частицы католического мира: но папство и католицизм как система мысли и духа так же не разрушимы сейчас, как в самые цветущие свои времена. Мальчики могут не изучать философии Канта. Во время Бюхнера и Молешотта на имя Канта плевали: материально философия Канта в то время все потеряла, ибо не имела вовсе учеников. Но чем это задевало философа Канта в ее существе, сплетении? Она стояла неразрушимою, одинокою. Настали другие дни, – «нео-кантиантства», – и она встала в полных объеме и силе. Гонения на католицизм во Франции и Италии суть чисто материальные, военные или военно-полицейские: и они нимало не сокрушают католицизм как систему. Ее могла бы тронуть только критика. Но именно теперь критика религиозная или, в частности, критическое рассмотрение католицизма – слабее, чем когда-нибудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Библиография трудов митрополита Никодима Первые печатные работы митрополита Никодима по списку трудов) относятся ко времени пребывания его в Русской духовной миссии в Иерусалиме с 1956 по 1959 гг. На основе рукописных материалов архива Миссии написано его кандидатское сочинение (4). Несмотря на напряжённую работу, за время пребывания в Святой Земле он хорошо овладел древними языками. Краткие периоды отдыха неутомимый отец архимандрит использовал для посещения мест христианского паломничества. По возвращении на Родину он поделился своими воспоминаниями об этом периоде своей жизни (12). Совершенное знание древних монашеских традиций Православного Востока помогло владыке Никодиму в его паломничестве на Афон, где он был первым представителем Русской православной Церкви после долгих лет отсутствия живого непосредственного контакта со святогорской братией. Впоследствии он не раз бывал на Афоне, возглавляя паломнические группы Московского патриархата, делился своими впечатлениями об этих поездках (28), и если в настоящее время на Афоне могут подвизаться насельники, прибывшие туда из различных наших монастырей, то в этом немалая заслуга владыки. С 1961 г. число печатных работ владыки Никодима увеличивается. Это связано с тем, что он становится председателем Отдела внешних церковных сношений и активно включается в межправославную межхристианскую и миротворческую деятельность. Новые послушания на церковно-общественном поприще оставляли мало времени для занятия богословием, требовали составления докладов, речей, выступлений. Но и эти труды, регулярно появлявшиеся в церковной печати вплоть до самой кончины владыки, всегда были насыщены глубоким богословским содержанием. Первые проповеди владыки Никодима, произнесённые им за богослужениями, появились на страницах «Журнала Московской Патриархии» в 1962 г. (16, 17), и за 15 лет, прошедших с того времени, их было опубликовано около трёх десятков. Следует отметить, что это лишь очень малая часть того гомилетического наследия, которое оставил владыка. С уверенностью можно сказать, что не было ни одного совершённого им богослужения, за которым он не обратился бы к пастве со словом назидания. Но лишь в самое последнее время, предшествовавшее тому скорбному дню, когда навсегда умолкли его уста, стала осуществляться запись его проповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010