Воодушевлённый такой перспективой, Санька-Костыль бумагу о добровольном сотрудничестве подмахнул. Своим грозным агентурным псевдонимом «Разящий» возгордился. И принялся настойчиво выспрашивать у местных мужиков про их антисоветские замыслы. Соблазняя «диверсантов»... третьей долей «премии в стеклотаре». Кончилось всё трагически: после его нелепых безграмотных «донесений» ему отказали от «должности», которой он, оказывается, очень гордился 351 . Ещё одна заграничная поездка в составе православной молодёжной делегации. Через день после возвращения в город на Неве один из «заангажированных» коллег подходит с вопросом: «Слушай, Августин! Что бы написать о тебе плохого?». – Напиши, что я настаивал на строгом выполнении программы визита и ругал тех, кто опаздывал. – Так-то оно так, но этого мало! И, отходя, задумчиво чешет затылок. А с другим «подсадным» подобный разговор состоялся только через двадцать с лишним лет. Пробыв короткое время преподавателем в семинарии, скромный иеромонах был взят в ОВЦС и отправлен на заграничный приход. Прошли годы, клирик был отозван на родину, и вот – неожиданная встреча в лаврском саду. Вспомнили годы застоя, и «долгосрочника» потянуло на откровенность. – Да, тяжёлые были времена! Ведь сколько гадостей мы с тобой должны были писать друг на друга! И слышит в ответ: «Извини, но я о тебе гадостей не писал!». В Одессе это называлось «бричка». Допустим, прохожему «приспичило» на Дерибасовской. Он пристроился за бричкой, «процесс пошёл». Но тут лошадь тронулась, бричка скрылась за углом, и вот уже «с него смеётся вся Одесса». Его бывший однокашник как-то рассказал, что однажды с этим «источником» приключилась забавная история. Шёл он как-то на конспиративную квартиру для встречи с «кумом». И, войдя в подъезд, столкнулся там с другим «источником» – однокурсником. (Почти по курсу истмата: «Два источника – две составные части марксизма».) Тот тоже шёл «сливать компромат». Немая сцена, как в последнем акте «Ревизора». Оба «композитора» писали оперу, но опера переклинило «после вчерашнего», и опер вызвал «на контакт» сразу обоих...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Вспоминает игумен Иннокентий (Павлов). " Это был первый год моего преподавания в ленинградских духовных школах. Помню, как-то ранним утром о. Августин, зная, что я в стенах академии, позвал меня на «чрезвычайное воспитательское совещание». Прежде чем ставить перед Учёным советом вопрос об исключении, требовалось такая формальная процедура: без неё никого исключить было нельзя. На том совещании в мою обязанность входило составление протокола, и я никогда не забуду фразу, которую я тогда записал. Она представляла собой не что иное, как reductio ad absurdum: «студенты такой-то, такой-то и такой-то глубоко раскаиваются в случившемся». Для той публики, которая потом должна была знакомиться с протоколом, эмоционально это прозвучало бы сильно, а рационально – это полнейший абсурд«. Совещание закончено, и тут же – звонок «сверху». – Ну, как, исключили? – Нет, владыка. Решили снизить балл по поведению! – Трубка срывается на визг: «Вы ещё пожалеете!» Архиерей бросает трубку; моя тоже ложится на рычаг, после чего выдёргиваю вилку из штепселя, чтобы отключить телефон: в ваших играх участвовать не намерен! «Пожалеть» пришлось очень скоро. Потянулись годы «поражения в правах». Г. и К° (компания) после ЧП были всё же исключены (но не моими руками) и находились в опале вплоть до разгона ГКЧП. Что касается их оппонентов по богословскому диспуту, то из сторожки они попали под стражу. Поскольку записать второй альбом «Трубного зова» в Союзе было уже нельзя, Баринов и Тимохин планировали перейти границу, записать альбом в Финляндии... и вернуться обратно в Ленинград. Их поймали на лыжне в Западной Карелии: Тимохину присудили два года исправительных работ, Баринов же едва не погиб в лагерях и вышел на свободу лишь в 1987 г. На что же рассчитывали «бременские музыканты»? Система охраны государственной границы СССР преподавалась как специальный курс в школах КГБ и МВД и была возведена таким образом в ранг науки. Учебника по этой «охранной» науке наши беглецы не читали, но об оснащении и устройстве рядового участка советской гранцы им узнать было бы интересно – и не на нарах, а до побега.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Поэтому вполне понятно, что папа стал персоной нон грата как для Сталина, так и для Муссолини с Гитлером. И в меморандуме МИД Германии (от 27 июля 1939 г.) подчёркивалось, что «несмотря на все различия в мировоззрении, есть один общий элемент в идеологии Германии, Италии и Советского Союза: противостояние капиталистическим демократиям. Ни мы, ни Италия не имеем ничего общего с капиталистическим Западом. Поэтому нам кажется довольно противоестественным, чтобы социалистическое государство вставало на сторону западных демократий» 678 . Кремлёвский вождь и итальянский дуче были «социально близкими». С 1924 г. между обеими странами действовал договор о торговле и таможенная конвенция о наибольшем благоприятствовании в отношении определённых групп товаров; в 1933 г. новая таможенная конвенция распространила режим наибольшего благоприятствования на все товары. (Мы им – лес, они нам – новейшие корабли, ставшие ядром Черноморского флота.) В 1933 г. между Италией и СССР был подписан пакт о дружбе 679 . В докладе Молотова на заседании Верховного Совета СССР 1 августа 1940 г. отмечалось: «Наши отношения с Италией улучшились за последний период. Обмен мнений с Италией показал, что в области внешней политики у наших стран есть полная возможность обеспечить взаимное понимание. Вполне обоснованы также расчёты на усиление торговых отношений...» («Правда», 2 августа, 1940 г.) А с союзником фашистской Италии – гитлеровской Германией, дружба была – не разлей вода. Из доклада председателя Совета народных комиссаров и народного комиссара иностранных дел тов. В.М. Молотова на заседании Верховного Совета Союза ССР 31 октября 1939 г. В последнее время правящие круги Англии и Франции пытаются изобразить себя в качестве борцов за демократические права народов против гитлеризма, причём английское правительство объявило, что будто бы для него целью войны против Германии является не больше и не меньше, как «уничтожение гитлеризма». Получается так, что английские, а вместе с ними и французские сторонники войны объявили против Германии что-то вроде «идеологической войны», напоминающей старые религиозные войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Эти тексты рассматриваются как свидетельство высоты материнского служения Пречистой Девы: она не только была Матерью Господа физически, но и духовно осуществляла Свое материнство в такой высокой степени, что ставится Им в образец для всех верующих, которые через слышание Слова Божия, соблюдение и исполнение его могут возвышаться до степени соучастия в этом великом, беспримерном материнстве, вносят, таким образом, свой, хотя и малый, вклад в то, чем Матерь Божия участвовала в жизненном подвиге Своего Сына. Богословы цитируют св. Амвросия Медиоланского : «Блаженны вы, кто слышали и уверовали. Ибо всякая верующая душа зачинает и рождает Слово Божие. Пусть же душа Марии живет в сердцах всех вас во славу Божию. Если по плоти у Христа только одна Мать, то по вере Христос есть плод всех. Ибо всякая душа, если она незапятнана и свободна от греха, зачинает Слово Божие. Всякая душа в таком состоянии славословит Господа, так же как славословило Его сердце Марии, как оно ликовало о Боге Спасителе своем» 352 . Бл. Августин трактует несколько иначе: «По духу Она (т. е. Пречистая Дева) не является Матерью нашего Главы, т. е. Искупителя; скорее Она рождена Им по Духу, ибо все верующие в Него, а к их числу принадлежит и Она, по праву именуются детьми Жениха ( Мт. 9:15 )» 353 . Оба отца совершенно сходятся в признании общности верующих с Матерью Господа, что и составляет основную мысль указанных евангельских текстов. Богородица родила «без нетления», т.е. была и осталась Девой. Девственность до рождения установлена Св. Писанием. Девственность после рождения вытекает из идеи полной принадлежности Марии Богу всем Ее существом, душой и телом. Эта принадлежность, находящая себе внешнее выражение в физической девственности, настолько тотальна и совершенна, что исключает возможность своего нарушения, каким несомненно явилось бы нарушение девственности, связанное, как известно, с кардинальными изменениями в женской духовной и физической природе 354 . Признавая, что неповрежденность девственности при рождении in partix не была Церковью возведена в догмат каким-либо торжественным, непогрешимым вероопределением, Шмаус, как и все прочие богословы, относит это положение к числу догматических истин, обязательных для каждого католика, ссылаясь при этом на единодушные высказывания Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

И здесь, около капеллы св. Виктора, вокруг Гильома образовалась целая мистическая школа, «Факел Господень, поставленный на подсвечнике... От начал своих украшена она учителями парижскими, блиставшими в ней, как сияющие звезды и драгоценные камни». Сам Гильом, Гюг – «второй Августин», Ришар и Вальтер последовательно руководили этою школой. К ним близок менее ученый, но более глубокий и страстный в своих мистических порывах Бернард Клервоский. Они стремятся познать Бога в отношении Его к человеку, и исходный пункт их философских стремлений и мистического умозрения – не столько интеллектуально-богословский, сколько религиозно-антропологический, хотя и первый, сливаясь со вторым и нарастая на нем, играет видную роль, часто руководя новыми схоластами-мистиками. Человеческий разум, – утверждают они, бессилен понять Бога; познание путем чувства и рассудка создает только мнение (opinio), несовершенное, медленно ведущее к Богу и все же не доводящее до Него знание. Достоверное и относительно полное знание достижимо только в умозрении, в спекуляции, в мистическом экстазе. Лжепроведники и псевдо-философы тщетно пытались построить ковчег мудрости. Начали философы рубить деревья, обтесывать их и созидать свои ковчеги мудрости. Но что вышло из этого? Где секты академиков, стоиков, перипатетиков? Все они погибли, и учения мудрых мужей не пережили своих авторов. Так отвергается чрезмерное доверие к слабому человеческому уму и утверждается тем самым новый метод познания, единственный, прямо ведущий к истине. Три глаза у человека: плотский, умственный и созерцательный. Первый открыт, второй мутен, третий закрыт и слеп. А между тем его нужно открыть и сделать зрячим, потому что только он познает Бога, непонятного для человека, невыразимую бесконечную сущность. Правда, полное познание, по словам самих мистиков, недостижимо даже путем умозрения. Ведь сами ангелы постигают Бога лишь в образах; целиком он не доступен никакому духу. Поэтому и следует называть познание Бога теофанией, ибо не всецело по существу познается Он, а только в своем явлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Принципиальная несовместимость магического и религиозного-теистического мировоззрения деятелями «ДВ» не рефлексируется. Организационно «ДВ» можно охарактеризовать как недооформившуюся деноминацию, завершению которой препятствует стремление харизматических церквей к полной независимости. Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры (МСЦСВ) обладает в большей мере координирующей функцией, хотя обнаруживает некоторые черты деноминации. «ДВ» имеет также общезначимые учебно-просветительские центры: Университет Орала Робертса и христианская школа Рема. «ДВ», наряду с общехаризматическими, использует внеконфессиональные практики: «позитивное мышление», «визуализация», «сила изречённого слова», которые имеют типологическое сходство с магическими практиками, что доказано в данной диссертационной работе с привлечением обширной базы оккультных источников. Эти практики первичны по отношению к отдельным элементам вероучения, имеющим служебную функцию их теологического обоснования и рационализации. Таким образом, давая итоговую квалификацию «ДВ», можно сказать, что оно занимает пограничное положение в протестантизме, отчасти являясь недооформленной деноминацией внутри харизматического движения протестантизма, другой же, магической частью, – маргинально протестантизму и христианству в целом. Одновременно «ДВ» можно рассматривать в качестве знакового явления постсекулярной эпохи, не только в силу принадлежности динамично развивающемуся харизматическому движению, но и благодаря своеобразному конструированию веры, усвоению эклектичных элементов целительских культов, модернизации эффективными психотехниками в ситуации обострившейся конфессиональной конкуренции. ЛИТЕРАТУРА 1 . Августин (Никитин) , архимандрит. Методизм и православие. СПб., 2001. 2 . Аврелий Августин . Исповедь. М., 1991. 3 . Агриппа Ноттесгеймский. Оккультная философия. М., 1993. Кн. 1. 4 . Агриппа Неттесгеймский. Оккультная философия. Кн. 4. http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=17 5 . Аделаджа С. Жизнь и смерть – во власти языка. Киев, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Труд же этот, действительно, внушает уважение. На шестистах страницах (не учитывая составленной автором библиографии трудов ленинградского архипастыря) рассказана не просто биография митрополита Никодима, а, по сути, история Церкви трёх послевоенных десятилетий. При этом попутно даётся рассказ и о лицах, с которыми работал митрополит Никодим в тех местах, что служат призмами для биографа. Это, конечно же, ОВЦС, ленинградская кафедра и ленинградские духовные школы. Приходится признать, что не всегда этот рассказ следует своей цели. Не совсем понятно, на кого рассчитаны детализированные рассуждения автора о природе советской власти в сравнении с германским нацизмом, анекдоты о Ленине и первом российском президенте, многостраничные экскурсы в историю образования государства Израиль и особенности устройства партийной номенклатуры (описание которой откровенно заимствовано из известной книги Восленского). Из шестнадцати страниц очерка о протопресвитере Виталии Боровом десять посвящены особенностям советско-германских отношений накануне и в начале Второй мировой войны. И уж совершенно очевидна неуместность сравнений поведения митрополита Никодима с действиями его преемника по кафедре, владыки Антония (Мельникова). Заповедь «поминать наставников» всё же не предполагает обязательного очернения памяти других лиц, могущих быть (и бывших!) наставниками для других… Справедливости ради заметим, что сам архимандрит Августин считает свой труд лишь собранием очередных «мелочей архиерейской жизни», из которых должен сложиться «живой портрет митрополита Никодима». В действительности, у читателя, скорее, останется в памяти множество мелочей самой эпохи советской (а не церковной) истории, чем цельный портрет лица, который должен был стать этой эпохи выразителем. Кроме того, может сложиться впечатление, что столь пристальное внимание автора именно к гражданской истории России XX века призвано объяснить внешние условия существования «плененной Церкви» за счёт анализа внутренней жизни Церкви. То, что эта жизнь определялась внешними условиями, не означает всё же, что она ими и исчерпывалась.

http://bogoslov.ru/article/373882

– Нет, просто редко кто решается совершать такие восхождения в одиночку... Что же происходит в жерле? – Удалось увидеть, как там, в глубине, все шипит, сернистый газ выходит. Это действительно интересное зрелище. – Вы много общаетесь с представителями других стран. Как сейчас относятся к России за рубежом? – В Европу я как частное лицо не езжу, только на различные конференции. При оформлении шенгенской визы нужно унижаться, ходить по посольствам, справки какие-то носить, они на нас смотрят как на быдло, в Европу не пускают, хотя мусульмане сидят на социальной помощи в той же Франции, они их впускают из бывших колоний, когда те приезжают всеми правдами и неправдами. А нас – нет, потому что думают, что мы там останемся, будем работать или заниматься криминалом. Европейцы – люди замкнутые. Если у тебя тип лица европейский, то никому в голову не придет спрашивать, из какой страны ты приехал. А в Индонезии, например, очень приветливые жители. Когда узнавали, откуда я прибыл, говорили: «Россия – да, это хорошо!» Они симпатию к нам имеют. У нас с ними связи хорошие. Мы в прошлом году им открыли кредит в миллиард долларов и списали прежние долги 60-х годов. В огне не горим, воде не тонем – Отец Августин, во время ваших путешествий вы чувствуете над собой руку Божью? Бывали случаи чудесного спасения от грозящей гибели? – Конечно. Однажды, например, я прибыл на Коморские острова близ Мадагаскара и плыл от одного острова к другому на местной шаланде. В Индийском океане случилось уникальное совпадение: пробоина в судне и пожар в машинном отделении, то есть мы одновременно и горим, и тонем. Одни негры начали выбрасывать мешки с цементом из трюма, чтобы судно не так быстро затонуло, а другие стали воду по цепочке передавать, чтобы пожар затушить. Двигатель работал, но заклинило руль, и мы ходили по кругу, не могли приблизиться к берегу. Негритянки, издавая животные крики, хватали своих детей, а я начал молиться Святителю Николаю, покровителю мореплавателей. Начали расхватывать спасательные жилеты, на всех не хватало, была драка.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Дело Евгения Волкова стало первым уголовным делом, возбужденным против представителей незарегистрированных религиозных организаций с момента вступления в действие статьи 193–1 УК РБ в 2006 году. Правозащитники называют статью 193–1 Уголовного кодекса Беларуси за «организацию деятельности общественного объединения, не прошедшего в установленном порядке государственную регистрацию» неконституционной. Мировое сообщество также заявляет, что деятельность неформальных объединений не должна быть уголовно наказуемой, если она не наносит вреда обществу и не нарушает права граждан. 20 августа 2009 года Евгений Волков сообщил, что прокуратура города Минска прекратила уголовное дело против него, возбужденное по статье 193–1 УК РБ. «Меня вызывали в прокуратуру и сообщили, что уголовное дело против меня прекращено, и выдали соответствующую бумагу», – рассказал Е. Волков. В сообщении за подписью старшего следователя по важнейшим делам младшего советника юстиции С.В. Граховского говорится, что 18 августа 2009 года прокуратурой г. Минска завершено предварительное расследование по уголовному делу, возбужденному против Е. Волкова 18 июня по статье 193–1 УК Республики Беларусь. «По результатам расследования вынесено постановление о прекращении производства по уголовному делу на основании ст. ст. 29, ч. 1, п. 2, 250 – 251 УПК Республики Беларусь, то есть в связи с отсутствием состава преступления в Ваших действиях», – сообщили Е. Волкову. 505 Таким образом, по-прежнему в результате систематической и целенаправленной миссионерской деятельности культурные традиции, усвоенные молодыми людьми в семье, разрушаются, сознание заполняется установками и содержанием учения Муна. Рождается новая личность – адепт Муна, основа его «церкви» и строитель нового идеального мира – «земного рая». И никакой национальной специфики... 493 Церкви при Лукашенко: Религиозно-политическая ситуация в Белоруссии//Русская мысль. 2000. 26 окт. – 1 ноября. С. 20. 495 Черкасова Вероника. Секта деструктивна, но разрешена//Белорусская деловая газета, 11, 26 марта 1999, С. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Бог все творит – кроме зла и греха 560 . Но грех и зло лишены подлинного существования; с точки зрения исконной, истинной, метафизической действительности – Божественной жизни, их нет. Поэтому Юлиания во время озарений своих не увидела греха: «ибо я думаю», говорит она, «что он не имеет никакого рода существования и не причастен бытию (it has no manner of substance, nor part of being), и не может быть познан как только по страданию, которое он причиняет» 561 . И в заключение своих откровений, уверившись непреложно во всепревозмогающей, победной, неиссякаемой, беспредельной силе Любви Божией, она с торжеством восклицает, обращаясь ко греху: «О, презренный грех ! что ты такое? Ты – ничто! Ибо я видела, что Господь – все. Тебя же я не видела. И когда я видела, что Господь сотворил все, я тебя не видала. И когда мне было открыто, что Господь совершает все, что совершается, малое и великое, я тебя не видала. И когда я узрела Господа нашего Иисуса, как Он восседает в нашей душе с великою славою, и как Он любит, управляет и охраняет все, что сотворено Им, я не видала тебя» 562 . И вместе с тем в нашем условном, эмпирическом мире и зло и страдание и грех бесспорно даны и не только ощущаются весьма реально, но и являются факторами огромной, бесконечной важности для нашей духовной жизни. Юлиания не только их не игнорирует, но усиленно подчеркивает их безмерно-огромное значение: страдание очищает, воспитывает душу, с грехом же нужно, с Божьей помощью, всеми силами неутомимо бороться, предпочитая ему всяческое другое страдание и на земле и за гробом 563 . Проблему зла и греха, видимое противоречие, имеющееся здесь между истинной сущностью вещей и временно, эмпирически данным состоянием, которое вызвано грехопадением, проблему, над метафизическим разрешением которой так трудились, напр., Григорий Нисский , Августин и Скот Эриугена 564 , Юлиания констатирует 565 , но не старается метафизически объяснять и решать: ее интересует только, что нам непосредственно нужно для нашего спасения, что непосредственно его касается и что практически определяет наш духовный строй – наше отношение к Богу, людям и миру. «Все же остальное, что не относится к нашему спасению (all that is beside our salvation), сокрыто от нас» 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010