Итак, при Петре производство вещей потеснило производство слов. В известном смысле это означало упадок литературы. Естественным было ухудшение стиля, макаронизм, изобилие варваризмов. Все это связано с необходимостью называть все новые и новые вещи. Но апофеоз вещи и борьба со словесным этикетом связаны с упразднением многих запретов как в бытовом поведении, так и в искусстве. Апофеоз вещи имеет прямую связь со свободой сюжетной конструкции. Это был продуктивный феномен, поскольку он позволял культуре осваивать новые, прежде заповедные области. О ТОПИКЕ КУЛЬТУРЫ (вместо заключения) Описанная в предшествующих главах ситуация — это ситуация культурного переворота. В эпохи скачков старина и новизна демонстрируют взаимную враждебность и настаивают на несовместимости. Иногда победители доходят до крайностей, как те христиане, которые сожгли Александрийскую библиотеку или уничтожили письменность майя. В других случаях имеет место забвение (именно об этом сокрушался Никита Добрынин: «На всех забвение пришло») [Румянцев, 226]. Но ставить на него опасно не только для выморочной, но и для молодой культуры: новизна перестает быть новизной и тоже подвергается забвению. Как сказал Симеон Полоцкий, Слава яко ветр скоро прелетает, яко дым, в гору идущь, исчезает. 152 Ему и его ученикам силлабические стихи казались музыкой. Для Симеона его вирши — «гусль доброгласная… усердием уструненная, бряцалом пера биенная» [Полоцкий, 108]. Слово carmen он переводил как «рифм» (т. е. ритм), стихи, вирши — и песнь  . Карион Истомин предлагал царевне Софье читать его сочинения как партитуру: Изволи милость сотворити мнейшу рабу вашему монаху худейшу, Не положите своего ми гневу, послушающе немаго напеву. 431 Полвека спустя Кантемир, тоже силлабик, нашел такое сравнение для поэтов–предшественников, которые «песнь пели»: Как немазанны двери скрипели Ветчиною. 261 Для Кантемира силлабики первых поколений — такая же «старина», как протопоп Аввакум, «самая безмозгая, буйная и упрямая голова» (это сказано в «изъяснениях» к сатире IX) [Кантемир, 188]. Всем суждено кануть в Лету, потому что забвение Кантемир считал неким правилом петровской и послепетровской культуры с её установкой на обязательную новизну. Этому правилу поэт подчинял и свои стихи: Когда уж иссаленным время ваше пройдет,

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Максимилиан Волошин Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) – поэт, литературный критик, художник. В 1905 году, став свидетелем Кровавого воскресенья, он напишет очерк, в котором объявит «эти дни» «мистическим прологом великой народной трагедии», а в его стихотворении «Ангел Мщения» прозвучат слова, которые через двенадцать лет станут реальностью: «Кто раз испил хмельной отравы гнева,//тот станет палачом иль жертвой палача». Во время революции и Гражданской войны он увидит в Крыму и палачей, и жертв. В эти же годы он создал поэму «Протопоп Аввакум» и постоянно обращался к библейским образам и сюжетам. В 1919 году, в предисловии к «Видению Иезекииля», напишет: «Во время Войны и Революции я знал только два круга чтения: газеты и библейских пророков. И последние были современнее первых…» Марина Цветаева вспоминала: «Макса Волошина в Революцию дам двумя словами: он спасал красных от белых и белых от красных, вернее, красного от белых и белого от красных, то есть человека от своры, одного от всех, побежденного от победителей. Знаю еще, что его стихи „Матрос» ходили в правительственных листовках на обоих фронтах, из чего вывод, что матрос его был не красный матрос и не белый матрос, а морской матрос, черноморский матрос». Стихотворения «Красногвардеец», «Матрос», «Большевик» вошли в цикл 1919 года «Личины», о котором он писал: «Мне хочется стать гораздо ближе к реальности и закрепить в стихах ряд масок революции, которые потом исчезнут. Мне хочется дать стихам историческую документальность преходящего». Подобные не лица, а именно личины должны были, по его словам, «запомниться» и составить «отдельный цикл в большой книге». А в январе 1918 года, еще до «Личин», он создаст стихотворение «Русь глухонемая», ставшее прологом к этой «большой книге», в которой он скажет о красных, белых и самом себе: …А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. «Наступит момент, когда ничего нельзя делать… а можно только молиться за Россию», – писал он А.М. Петровой 1 марта 1918 года, а в письме к Аделаиде Герцык от 13 ноября 1919 года повторил: «Внутренняя же моя жизнь – это непрекращающаяся молитва о России».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Данциг Б.М. Из истории изучения Ближнего Востока в России в первой четверти XVIII в.//Очерки по истории русского востоковедения. М., 1956. Сб. 2. С. 398–404. Голубев И.Ф. Коллекция рукописей государственного архива Калининской области: Краткий обзор. Калинин, 1960. С. 33 (No 216/1468, No 217/448). Данциг Б.М. Русские путешественники на Ближнем Востоке. М, 1965. С. 53–59. Данциг Б.М. Ближний Восток в русской науке и литературе. (Дооктябрьский период). М., 1973. С. 52–55. Понырко Н.В. Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 33. С. 156–163. Травников С.Н. Язык и стиль «Хождения» Иоанна Лукьянова//Русская речь. 1979. No 1. С. 102–107. Травников С.Н. Композиция «Хождения» Иоанна Лукьянова//Литература Древней Руси. М., 1983. С. 107–118. Травников С.Н. «Хождение» Иоанна Лукьянова как явление русского демократического барокко//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Вопросы метода и стиля. Л., 1984. С. 3–12. Травников С.Н. Динамика повествования и активность героев в русских барочных «хождениях» начала XVIII века (на материале произведения Иоанна Лукьянова)//Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 11–20. Травников С.Н. Интерпретация сюжетно-повествовательного фрагмента «встреча паломника с патриархом» в русской путевой литературе первой трети XVIII века//Проблемы интерпретации художественных произведений. М., 1985. С. 19–33. Травников С.Н. Комическое и средства его выражения в «Путешествии» Иоанна Лукьянова//Идейно-эстетическая функция изобразительных средств в русской литературе XIX века. М., 1985. С. 14–28. Травников С.Н. Особенности морского пейзажа в путевых записках конца XVII – начала XVIII века//Литература Древней Руси. М., 1986. С. 103–115. Травников С.Н. Историческая основа «Путешествия» Иоанна Лукьянова//Факт, домысел, вымысел в литературе. Иваново, 1987. С. 52–64. Травников С.Н. Путевые записки петровского времени (Проблема историзма). М., 1987. Травников С.Н. Поэтика художественного пространства в путевой литературе конца XVII – начала XVIII века//Поэтика жанров русской и советской литературы. Вологда, 1988. С. 3–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

356 Все сведения о пребывании Никанора и Москве взяты из его дорожной книжки. Сол. арх, связка отводных книг ΧVΙΙ в. 363 Фадей Петров отправился в Москву в октябре 1666 г. с Александром Стукаловым и был вместе с ним отдан под старжу, но тепрь, вероятно по ходатайству Никанора был освобожден. Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 182. 368 После, часть из рухляди была отдана обратно, а остальная часть разнесена по рукам братии. Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 290. 373 Отписка патриарху почти буквально сходна с этой отпиской. Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 207, 208, 212. 374 Четвер. челоб. о вере. Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 208. Архимандрит Никанор на этот раз устыдился подписать братскую челобитную Подписались: келарь Азарий, казначей Геронтий, 12 попов (за 3-х, не умеющих писать – старый поп Леонтий); 5 дьяконов, 8 соборных (3-е по безграмотству доверили) и 14 старцев; за остальную братию и мирян по обычаю подписались духовные отцы их черные попы. 376 Сказки Кирилла и служек отобр. 29 ноября 1667 г. Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 276–285. 379 Предисловие к Ирмологу Архим. Макария 1678 г., помещ. в Чт. общ. истор. и древн. России1846г. стр. 34–38. 380 Материалы для Истории Раскола т. III: челобитные и сказки о вере, стр. 45, 160, 164, 209, 213, 152, 297. Челобит. о наст. и по др. делам – 47, 100 и 171. 382 Житие Аввакума 18. Аввакум сообщил Соловецкой братии свое учение через арх. Никанора и дьякона Игнатия. Матер. т. V стр. XX. 383 Челоб. Никиты и Лазаря были в 1667 г. помещены в «Жезле Правления», который монахи, при составлении своей челобитной, имели под руками. Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 270. 384 Нельзя сомневаться, что Никанор, живший в Москве несколько месяцев, вделся со многими расколоучителями, бывшими в это время тоже в Москве на увещаниях. 390 Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 216. Авраамий сожжен около 1675 г. Матер. т. V. Стр. 237. 392 Херсонск. напр. раск. преосв. Никифору в 1780 г. Материалы для Истории Раскола т. III. стр. 214.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Какова же первая заповедь , исполнение которой и должно означать «отдать Богу Божие»? Дело в том, что в иудаизме была двойная тенденция: с одной стороны расширить закон бесконечно до сотен и тысяч правил и норм, с другой стороны – свести весь закон в одно предложение, одно общее положение, так сказать, резюме всего вероучения. Известен такой глубокомысленный рассказ: Однажды некто попросил рабби Гиллеля наставить его в Законе, стоя на одной ноге. На это Гиллель сказал: «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Вот тебе и весь Закон, все остальное комментарии. Пойди и поучи». Рабби Акиба однажды сказал: « " Возлюби ближнего, как самого себя» – вот величайший и главный принцип закона». А Симон Праведный выразил это так: «Мир покоится на трех вещах – на Законе, почитании Бога и на делах любви». А вот еще замечательный иудейский рассказ: рабби Шаммай учил, что Моисей получил на горе Синай 613 наставлений и указаний: 365 – по количеству дней в году и 248 – по количеству поколений людей. Царь Давид в 24 Псалме свел эти 613 наставлений к одиннадцати. Исаия свел их к шести 56 . Михей свел шесть к трем 57 . Исаия свел эти три к двум 58 . И, наконец, Аввакум сводит их к одному: «Праведный своею верою жив будет» ( Авв 2, 4 ). И такая тенденция понятна: Бесспорно, что, с одной стороны, все заповеди – по слову Самого Бога – служат жизни: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» ( Лев 18,5 ). С другой стороны, мы не можем не обратить внимание на то, что не все заповеди воспринимаются равноценными в своей важности. Разве запрет убийства не важнее заповеди отдавать десятину от мяты и тмина? Многие (хотя и не все) книжники в то время были убеждены, что существуют более важные и менее важные аспекты закона, что существуют великие принципы, которые важно понять и запомнить. Как афористично сказал много позже блаженный Августин : «Люби Бога и делай все, что ты хочешь». Одной из животрепещущих проблем иудейского мировоззрения в то время было, как мы видели из примеров, расположить многие заповеди в определенном порядке по их ценности: «Какая первая из всех заповедей?» ( Мк.12,28 ). Исходным пунктом для ответа Иисуса послужило основное исповедание веры иудея: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» ( Мк.12,29 ; Втор 6,4 ). Это исповедение называется Шема , то есть «слушай». Оно употреблялось в следующих трех случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Нас очень трудно сдвинуть; но раз мы сдвинулись, мы доходим во всем, в добре и зле, в истине и лжи, в мудрости и безумии, до крайности. " Все мы, русские, любим по краям и пропастям блуждать " , - еще в XVII веке жаловался наш первый славянофил, Крижанич. Особенность, может быть, очень опасная, но что же делать? Быть самими собою не всегда безопасно. Отречься от нее - значит сделаться не только " беспочвенным " , но и безличным, бездарным. Это похоже на парадокс, но иногда кажется, что наши " почвенники " , самобытники, националисты, гораздо менее русские люди, чем наши нигилисты, отрицатели, наши интеллигентные " бегуны " и " нетовцы " . Самоотрицание, самосожжение - нечто нигде, кроме России, невообразимое, невозможное. Между протопопом Аввакумом, готовым сжечься и жечь других за старую веру, и анархистом Бакуниным, предлагавшим, во время Дрезденской революции, выставить на стенах осажденного города Сикстинскую Мадонну для защиты от прусских бомб, - пруссаки-де народ образованный, стрелять по Рафаэлю не посмеют, - между этими двумя русскими крайностями - гораздо больше сходного, чем это кажется с первого взгляда. Пушкин сравнивал Петра с Робеспьером и в петровском преобразовании видел " революцию сверху " , " белый террор " . В самом деле, Петр не только первый русский интеллигент, но и первый русский нигилист. Когда " протодиакон всешутейшего собора " кощунствует над величайшими народными святынями, это нигилизм гораздо более смелый и опасный, чем нигилизм Писарева, когда он разносит Пушкина. Русские крестьяне-духоборы, очутившиеся где-то на краю света, в Канаде, распустившие домашний скот и сами запрягшиеся в плуги, из милосердия к животным, это ли не " беспочвенность " ? И вместе с тем это ли не русские люди? " Духоборчество " , чрезмерная духовность, отвлеченность, рационализм, доходящий до своих предельных выводов, до края " бездны " , сказавшийся в нашем простонародном сектантстве, сказывается и в нашей интеллигенции. Нигилист Базаров говорит: " Умру, лопух вырастет " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Русские старообрядцы повторили подвиг первых христиан, которых в Риме распинали на крестах. В XVII веке они нанесли сатане сокрушительное духовное поражение. Они не ответили злом на зло. Они ответили своим врагам любовью и победили. Их перед смертью зверски пытали как соловецких монахов, морили насмерть голодом как боярыню Феодосию Морозову, сжигали заживо на кострах как протопопа Аввакума Петрова, а они прощали своих убийц. Сатана опозорился, откатился в Европу и занялся революциями. Дело в том, что у христианина нет врагов. Есть только друзья, которые формируют путь христианина к Богу. Любое нарушение Закона Божия форматирует будущие скорби человека. Человек формирует программу своих жизненных скорбей сам. Правило простое: если не было покаяния по конкретному нарушению Заповедей, то приходят скорби. Скорби приходят через друзей. С покаяния начинается духовная жизнь человека, из которой вытекают все его материальные успехи и неудачи. Очень полезен пример русских старообрядцев, всю жизнь живущих в состоянии ежесекундного покаяния перед Богом. Они неотступно, не прерываясь и даже во сне читают Иисусову молитву «Господи, Исусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного!» Между этими молитвами практически нет промежутка, и бесам попросту не удается втиснуть в голову старообрядца свои идеи. Как видим, все просто. У Бога всегда все просто. Любая сложность свидетельствует о слабости и ущербности. У человека нет ведения. Ведение есть только у Бога. Поэтому на протяжении двух тысяч лет христиане живут в Боге, и Святой Дух ежедневно ведет их. В том числе и в экономике. А тем, кто считает, что уже живет в раю, тем, кто строит «Новый земной Иерусалим», короткая земная жизнь навсегда останется раем. Но это их свободный выбор. Они имеют на него полное право. И не надо обращать на сатану и его марксиков ровно никакого внимания. Слишком много чести. Люди просто не знают, что такое ад. Люди не знают, что их ждет. Если бы люди знали, что их ждет, все бы пошли за Иисусом Христом. Чтобы реально защитить уровень жизни наших людей, тем, кто имеет отношение к сложившемуся за 60 лет казнокрадству, не надо оглядываться назад. Стоит покаяться перед Богом, получить от Него прощение и забыть. Отменить инфляцию и не повторять. Деньги, полученные от инфляции, лучше отдать на тайную благотворительность. Она отменяет власть денег над человеком.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/18/inflya...

ВАРИАЦИЯ Когда бы рождалась жизнь от мечты – Украсился мир цветами, И все явленья земной красоты Стали плодами. В кипенье весеннем воспеты сады, И поэты по-своему правы. Но на яблочный Спас освящают плоды, А не цветущие травы. МОЛИТВА Господи, спаси, обереги Русскую державу от погибели, Дай победу, чтобы люди видели, Как преображаются враги. Огради от всяческого зла Силою Креста животворящего, Поддержи живущего, творящего – Так, как держат Небо купола. Виктор Михайлович Петров родился в 1949 году в Томске. Окончил Томский государственный университет, историко-филологический факультет. Армейскую службу проходил в Заполярье, капитан запаса. Совершил пятнадцать экспедиций по Чулыму, Чети и Кие. Участник археологических раскопок в Минусе, Барабе, Притомье и на Оби. Автор книг по Древней Руси и о русских религиозных мыслителях, историк. Поэтическое творчество представлено книгами " Колчан сибирских стрел " , " Заян " , " Речения Яхрома, чулымского шамана " , " За пределами суток " , " Параллельные миры " , " Крепостной дворянин " и публикациями в " Литературной газете " , коллективных сборниках, журналах и антологиях. Автор книг " Колодец поэзии. Опыт погружения " (премия «Имперская культура»), «Аввакум. Распря» (премия «Скрижали России»). Живёт в г. Лобня Московской области и в д. Погореловка Тамбовской области. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/24/...

…Но книга «За тайной гранью» не лишена и зёрен авторского скепсиса, сожалений, что многое из сделанного словно в песок уходит, что подчас коллеги-писатели оценивают автора лишь по критерию: а полезен ли Сдобняков моему благосостоянию и утолению моих амбиций? И видна печаль автора книги, поскольку не в этом видит он исполнение своей жизненной суперзадачи. Но не жалуется – даже себе в дневнике, не жалуется. Он просто ведёт в книге лейтмотивом: делай, что должен – и будь что будет. Сам же старается, чтобы вышел толк. По возможности. Мне же его спокойная уверенность напоминает известный фрагмент: «Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, – кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «Матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «Что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, – на меня, бедная, пеняет, говоря: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петровичь, инда еще побредем» («Жития протопопа Аввакума»). Татьяна Григорьевна Криницкая, Саров Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Московский школьник принудил целовать детей свастику: детали Ученые мира держатся за голову после этих данных с телескопа Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/01/...

Поставим мысленный эксперимент – ученые сделали машину времени, мы прилетели на ней в Израиль в 27 г. и видим – ключевые события, описанные в Евангелиях – правда. Вот, Иисус произносит проповедь на холме у озера Кинерет, кормит тысячи людей 5 хлебами, оживляет сына вдовы, спасает женщину от линчевания, плачет у гробницы Лазаря, умирает на кресте, воскресает... Много ли найдется таких, кто скажет – " Как плохо, что эти поповские байки оказались правдой? " . Ну разве что, глядя на распятие, захочется так сказать – потому что жалко прибитых к крестам. Так что здесь игумен Петр, конечно, прав – уж никак не Иисус виноват в том, что многие " на дух не переносят РПЦ " . Однако человек, уважающий евангельского Иисуса, вовсе не обязан принимать все церковные учения о нем. Сама по себе гипотеза о боговоплощении многим по душе. Мне, к примеру, легче уважать Бога, который добровольно спустился с небес на землю – попробовать на своей шкуре, каково жить в сотворенном им мире – вместо того, чтобы с безопасного расстояния выставлять нам оценки по поведению. Но можно ли однозначно определить, что такое боговоплощение? Сам Иисус, согласно Евангелию, в разных случаях говорил о своей божественности по-разному ( " Я сказал: вы – боги " ; " Кто видел меня – видел Отца " ; " Я и Отец – одно " ; " Отец мой больше меня " ) – и уж наверное ему виднее... Однако Вселенские соборы, осчастливив нас точными сведениями о структуре Бога, навели порядок и здесь и установили, что Иисус обладал двумя нераздельными и неслиянными природами и волями. Незнание арамейского – родного языка Иисуса – и незнакомство с его родной еврейской культурой отцов этих соборов никак не смутило... Вопрос – воспользуемся той же машиной времени и слетаем сперва в начало XV века – поприсутствовать при совершаемых по наущению святого митрополита Фотия казнях " стригольников " ; затем в 1504 г. – посмотреть и послушать, как горят в деревянной клетке на льду Москвы-реки осужденные по инициативе святого Иосифа Волоцкого " жидовствующие " Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев и Иван Максимов; затем в конец XVI века – на казни " колдунов " , приветствуемые святым патриархом Иовом; и наконец в 14 апреля 1682 г. в Пустозерск – на сожжение новообрядцами, после 15 лет подземной тюрьмы и зверских издевательств, гениального писателя Аввакума Петровича Кондратьева и его соузников-старообрядцев Феодора, Епифания и Лазаря. Вам понятно, откуда взялось мнение, что РПЦ " имеет ко Христу весьма малое отношение " ?

http://religare.ru/2_84896.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010