Глава 7. Книга пророка Иеремии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Современником пророков Софонии и Аввакума был пророк Иеремия. Напомню, что время царя Иосии, когда начал свое служение пророк Иеремия, – это время последней надежды Израиля. Иосия – благочестивый царь, который проявил крайнее усердие в том, чтобы восстановить богопочитание и благочестие в Иудее. Происходило это уже практически через 100 лет после того, как навеки прекратило свое существование Израильское царство, после длительного правления в Иудее Манассии и Амона, которые наполнили весь Иерусалим идолослужением и преступлениями. Несмотря на все усилия, Иосии не удалось достичь поставленной цели. При том, что внешнее богопочитание было восстановлено, обратить по-настоящему сердца народа к Богу ему так и не удалось (4 Цар. 23:26-27). Преемники же его довели дело до того, что Иудея была опустошена, Иерусалим был разрушен, и большая часть народа была уведена в плен. 7.1. Общая характеристика книги Эта книга, в отличии от большинства других пророческих книг, содержит много подробностей о событиях жизни пророка. Больше того, она приоткрывает нам внутренний мир пророка, его собственные мысли и переживания. В некоторые моменты невольно вспоминается книга Иова. По своей структуре книга достаточно непроста. В ней не соблюден хронологический порядок событий и пророчеств. Поэтому если читать ее подряд, возникает некоторое затруднение относительно последовательности описанных событий, и требуются усилия, чтобы разобраться. Но с точки зрения смысла, книга является весьма цельной, так что будем считать, что мы ее имеем в том виде, в каком угодно было Богу. У книги пророка Иеремии много общего с книгой пророка Исаии, но есть и серьезные отличия. Главное из них состоит в том, что книга пророка Иеремии – это уже не книга-предупреждение, каковой является в каком-то смысле книга пророка Исаии, это книга, в которой запечатлена «последняя попытка» со стороны Бога привести народ в чувство и избавить его от наказания и гибели. Попытка, уже обреченная на неуспех (вспомним схожее отличие книги пророка Софонии от книг Осии и Амоса). Предсказания приобретают уже весьма конкретный характер, затрагивают личности современников пророка.

http://sedmitza.ru/lib/text/431480/

—551— (стр. 17). За отсутствием данных в книгах Священного Писания для определения личности пророка, времени и места его рождения и смерти, для уяснения обстоятельств его жизни и деятельности, автору пришлось ограничиться характеристикой личности пророка Аввакума по содержанию его книги. Рассмотрены и предания о пророке, – предания недостаточно ясные и не внушающие доверия; здесь же дано критическое обозрение отдела из неканонического прибавления к книге пророка Даниила (14, 33–39), историческая достоверность которого, в применении к личности Аввакума, пророка–писателя, отвергается. 2) Вопрос о времени написания пророческой книги, после разбора существующих в науке мнений, решается с достаточной опреде­ленностью и основательностью: написание книги относится к концу царствования Манассии. 3) Книга пророка Аввакума, несмотря на ее очень незначительный объем, большинством западных критиков дробится на несколько отрывков, приписываемых различным авторам, жившим не в одно время. Здесь о. Варфоломей снова, как в вопросе о происхождении имени пророка, подвергая критике суждения отрицателей единства исследуемой им книги, выступает на защиту традиционного мнения о ее единстве, которое неопровержимо подтверждается внутренней целостностью ее содержания. 4) В главе о строении книги пророка Аввакума и ее языке автору пришлось немало пора­ботать над определением той поэтической схемы, которой держался священный автор, излагая свою книгу не обыкновенным прозаическим языком, а мерной речью. С другой стороны, здесь необходимо было отметить характерные особенности языка пророческой книги. То и другое выполнено автором с надлежащей обстоятельностью. На этом исагогический отдел сочинения, – сравнительно, очень небольшой (стр. 15–51), и кончается. В нем, однако, и при его краткости, все существенно важные вопросы исагогического характера разрешены достаточно полно и совершенно удовлетворительно. Затем, автором дается последовательное и обстоятельное истолкование буквального смысла пророческой книги, по тексту масоретскому и важнейшим переводам (преимущественно, по переводу LXX). И эта часть сочинения (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя он и жалуется горько на многое дурное, на разные нестроения в жизни внутренней этого народа, но душою болит за него, ужасы и бедствия халдейского нашествия, которые он созерцал своим пророческим взором, заставляют его переносить мучительно всем существом своим их тяжесть, – служат едва выносимым испытанием его крепкой веры. – Так содержательно имя нашего пророка, так соответствует оно до поразительности его книге, – его переживаниям. Странно, поэтому, зачем Peiser 12 делает построение, что собственно не есть имя нашего пророка, а есть только его псевдоним, что автор нашей книги – отпрыск Иудейского царского корня, мальчиком увезенный в Ассирию в качестве заложника и т. д. Удивительная всё-таки изобретательность – на основании παοιας μου – Авв. 3:16 , следо­вательно, не на прочном основании текста книги, а на собственном исправлении текста строит замысловатое сооружение с помощью изгибов услужливого рассудка. «Гипотеза Peiser’a оригинальна, интересна, научна, но она далека от то­го, чтобы считаться доказанной или просто быть вероятной» 13 . Данные для определения личности пророка Кто был пророк Аввакум? Когда он жил? Каковы наиболее знаменательные обстоятельства его жизни? На эти вопросы мы ответить ничего не можем. У нас нет данных для биографии пророка: В Священном Писании о пи­сателе нашей книги пророке Аввакуме нигде не говорится, кроме как только в его книге 14 . Да и в его книге прямо не дано никаких биографических указаний. Мы не имеем здесь указаний ни на его отца (как Ис. 1:1 ; Иер. 1:1; Иез. 1:3 ; Ос. 1:1 ; Иоиль 1:1 ; Соф. 1:1 ; Зах. 1:1 ), ни на ту местность, где родился или жил (как Иер. 1:1 : Иез. 1:3 ; Мих. 1:1 ; Наум. 1:1 ), ни на те или иные события его жизни. Нет у нас также каких-либо свидетельств о времени его служения ( Ис. 1:1 ; Иер. 1:2 ; Иез. 1:1–3 ; Дан. 1:1, 3, 6, 21 ; Ос. 1:1 ; Мих. 1:1 ; Агг. 1:1 ; Зах. 1:1 ). Авдий, Аввакум и Малахия только названы по имени, а два из них – Авдий и Малахия отличаются от Аввакума тем, что Аввакум назван (также и Агг. 1:1 ; Зах. 1:1 ). Правда, даже без всякого определения может обозначать и ложного пророка ( Зах. 13:2–4 ), но в данном случае контекст не оставляет никакого сомнения в том, что здесь это слово нужно понимать в его первоначальном, прямом и специфическом значении – провозвестника воли Божией 15 . Так достоверно и прямо мы знаем об Аввакуме только то, что он был , вдохновенный провозвестник воли Божией, не само­чинно вышедший на своё служение, но по Божию повелению. Богоизбранный посредник между самим Иеговою и Его народом. Называя себя , Аввакум хотел, подчеркнуть в сознании тех, кому он возвещал свои пророчества, что он говорит именем Иеговы (ср. Иер. 29:9 ), что его речи не должны быть признаваемы только за результат его человеческого лирического вдохновения, а вместе и вдохновения свыше от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Stuart, Douglas. Hosea-Jonah. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1987. Wolff, Hans Walter. Joel and Amos. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1977.   Книга Пророка Амоса   Andersen, F. I., and D. N. Freedman. Amos. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1989. Paul, Shalom. A Commentary on the Book of Amos. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1991. Wolff, Hans Walter. A Commentary on the Books of the Prophets Joel and Amos. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1977.   Книга Пророка Авдия   Raabe, Paul R. Obadiah. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1996. Wolff, Hans Walter. Obadiah and Jonah. Continental Commentaries. Minneapolis: Fortress, 1986.   Книга Пророка Ионы   Sasson, Jack. Jonah. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1990. Walton, John. Jonah. Grand Rapids: Zondervan, 1982. Wolff, Hans Walter. Obadiah and Jonah. Continental Commentaries. Minneapolis: Fortress, 1986.   Книга Пророка Михея   Hillers, Delbert. Micah. Hermeneia. Minneapolis: Fortress, 1983. Waltke, Bruce. " Micah». In The Minor Prophets 2. Edited by Т. Е. McComiskey, pp. 591–764. Grand Rapids: Baker, 1993.   Книга Пророка Наума   Baker, David. Nahum, Habakkuk, Zephaniah. Tyndale Old Testament Commentaries. Downers Grovë InterVarsity Press, 1988. Longman, Tremper. " Nahum». In The Minor Prophets!. Edited by Т. Е. McComiskey, pp. 765–829. Grand Rapids: Baker, 1993. Roberts, J. J. M. Nahum, Habakkuk and Zephaniah: A Commentary. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1991.   Книга Пророка Аввакума   Roberts, J. J. M. Nahum, Habakkuk and Zephaniah: A Commentary. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1991. Smith, R. L. Micah-Malachi. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1984.   Книга Пророка Софонии   Berlin, Adele. Zephaniah. Anchor Bible. New York: Doubleday, 1994. Roberts, J. J. M. Nahum, Habakkuk and Zephaniah: A Commentary. Old Testament Library. Louisvillë Westminster John Knox, 1991. Smith, R. L. Micah-Malachi. Word Biblical Commentary. Dallas: Word, 1984.   Книга Пророка Аггея  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19 В заключение говорится о том, что ни помощи, ни сочувствия Ассирия не встретит. Наоборот, услышавшие весть о падении Ниневии будут рукоплескать и радоваться, ибо все испытали ее беспрестанную злобу. (См.: Иез. 25:6 , где рукоплескание как выражение недоброжелательства связано с радостью по поводу чужих страданий.) Когда зло будет, наконец, уничтожено, наказанный не вызовет никакого сожаления. Божья кара расценивается как абсолютно справедливая. Какие–либо признаки сочувствия или сознания возможной ошибки отсутствуют. Нам довольно трудно это понять. Как можно не сожалеть о том, что многие попадут в ад? Разумеется, очень печально то, о чем свидетельствует плач по Вавилону в Отк. 18 (который сменяется радостью в Отк. 19 ). В конце концов все последствия греха будут уничтожены. Таким образом, Книга Пророка Наума весьма недвусмысленно говорит нам о том, что зло будет наказано. Она призывает воздерживаться от греха. И она ободряет, когда на нас обрушиваются несчастья, напоминая о том, что последнее слово будет принадлежать Богу. Необходимо, чтобы эта весть дошла до сознания каждого из нас, чтобы мы помнили о ней, когда наши гонители «умножаются как саранча», или когда мы надеемся, что нам сойдет с рук недостойное поведение. Пусть книга эта невелика, зато ее идеи чрезвычайно важны. Butterworth Mike Книга Пророка Аввакума Введение Кем был Аввакум? Аввакум – это загадочный автор, в пророчестве которого не указаны ни его происхождение, ни время его служения. Сказано только о его роли пророка, посредника между Господом и Израилем. Имя «Аввакум», вероятно, древнееврейское, но в нем отражено влияние Месопотамии, которая владела Израилем с X по VI в. до н. э. На аккадском языке это имя означает «растение» или «фруктовое дерево». Согласно позднейшему иудейскому апокрифу «Даниил, Бел и дракон» (в Синодальном издании Библии имя «Бел» переведено как «Вил». – Примеч. ред.), Аввакум приносил Даниилу пищу в львиный ров. Музыкальные пометки и форма псалма в Авв. 3 подсказывают, что он был левитом, т. е. происходил из колена, связанного с музыкой, музыкальным служением ( Езд. 3:10 ; Неем. 12:27 ). Это находит подтверждение в одной рукописи, где отец Аввакума назван Иисусом, левитом. Высказывались предположения, что он был судьей или храмовым пророком. Все эти предположения умозрительны и ни одно из них не имеет веских доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1882 2 . Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни: (Магистерская диссертация). Казань: Университетская типография, 1882. XII, 148 с. 1883 3 . Основные идеи и характер ветхозаветного учения о бессмертии души в сравнении с учением египтян и персов. (Речь пред публичной защитой магистерской диссертации «Учение ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни»).//«Православный Собеседник», 1883, т. I. С. 3–13. 1884 4 . Библейский характер видений пророка Иезекииля.//«Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1884–1885. 1885 5 . Жизнь пророка Исаии и современное ему политическое состояние царств языческих и иудейского.//«Православный Собеседник», 1885, т. II. С. 381–408. 1885–1886 6 . Книга пророка Аввакума//«Чтения в обществе любителей духовного просвещения», 1885–1886. Отдельный оттиск: Книга пророка Аввакума: Опыт историко-критического и экзегетического исследования. Москва, 1887. 97 с. 1886 7 . История вопроса о подлинности книги пророка Исаии.//«Православный Собеседник», 1886, т. I, январь. С. 32–44. 8 . Подлинность пророчества Исаии о падении Вавилона. Ис. гл. XIII–XIV, 23.//«Православный Собеседник», 1886, т. I. С. 103–118. 9 . Подлинность пророчества Исаии о моавитянах. Uc. XV–XVI гл.//«Православный Собеседник», 1886, т. I. С. 339–344. 10 . Подлинность книги пророка Исаии. Ис. 21, 1–10 . гл. 24–27 и 34–35. 40–66.//«Православный Собеседник», 1886, т. II. С. 119–124, 231–241, 355–367; т. III. С. 3–32; 1887, т. I. С. 3–25, 137–153, 267–278, 408–418; т. II. С. 29–45, 137–166. 1887 11 . Сведения о пророке Михее и времени его жизни.//«Православный собеседник», 1887, октябрь. С. 121–134; декабрь. С. 374–381; 1888, март. С. 279–301; апрель. С. 469–487; 1889; апрель. С. 33–48; июль. С. 49–64; август. С. 113–128; 1891, февраль-сентябрь. С. 129–372. 1888 12 . Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в книге пророка Даниила.//«Православный собеседник», 1888, т. I. С. 12–50. Отдельный оттиск: Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в Книге пророка Даниила. Казань: Типография Императорского университета, 1888. 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Возьмём, например, сравнительно несложную тран­сформацию частей книги Аввакума у Marti. Marti перемещает соответственно своему представлению о нормальном ходе речи некоторые части в ней так, что получаются (по нашему счету) – Авв. 1:1, 2–4 ; 12а, 13; Авв. 2:1–4 ; далее Авв. 1:5–10 (11, 12b) Авв. 1:14–16 (17), две, по мнению Marti, объединенных картины – характеристики (до пятого стиха второй главы). И, конечно, план, по которому течёт мысль пророка, у Marti представлен соответственно произведённому им изменению в порядке следования стихов 44 . А ряд изменений в тексте второй главы, производимых режущим анализом Budde в его статье в Th. Studien und Kritiken 1893 г., а стройная строфическая конструкция Duhm’a, дока­зывающая единство книги её строением – в шести пре­красно построенных стихотворениях – поэмах, но платя­щая за это дорогою ценою отказа от второй половины 4-го стиха второй главы, самого важного во всей книге и наибо­лее прочно в ней засвидетельствованного (даже многими – тремя – новозаветными цитациями его)? Если безграничный простор гипотез простирается до их неизбежного разнообразия в ширь и в глубь, то не будет ли более правильным оставаться довольным существующим текстом, раз он даже по мнению противников унитарной гипотезы конструирован удачно редакторской рукой. Мы не считаем своего положения произвольным. Лучше остановиться здесь, чем пускаться в море гипотез, нагромождение которых является ненаучным. Книга пророка Аввакума производит замечательное впечатление простоты и ясности в течении своих мыслей. Го­раздо правильнее и уместнее искать в ней внутренней стройности и единства, которые, быть может, и не выступают столь сильно вовне. Ведь это – книга переживаний, – и воспоминания пророка и его чаяния им сильно пережива­ются ( Авв. 3:16, 2 ). Поэтому и логика её есть главным образом логика переживания. С этой психологической точки зрения мы усмотрим особенно большую связь в ходе мыслей книги. Пророчество Аввакума всё есть , бре­мя. Первая глава есть вся – выяснение тяжести этого бре­мени, которое Господь возлагает на Израиля и парал­лельно она же несёт утешение в надежде на искон­ную любовь Божию к народу, любовь, которая налагаемым бременем хочет не погубить, а только осудить и наказать преступления Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Так как сей долгий период (42 г.) значительно выступает за время царствования Манассии 13 , то, чтобы оставаясь верными достоверному, как мы видели, преданию древности, не выступить нам за это время 14 , а с другой стороны, чтобы и слова пророка о халдеях поставить в возможное соглашение с историей, мы должны для времени служения пр. Аввакума отделить промежуток остающихся 24 лет Манассии (667–643), по возможности приближаясь к концу сего промежутка, и таким образом положить время это около 645 г. 15 . С сим предположением будет также согласно б) уже упомянутое нами предполагаемое пророком существование богослужения, так как восстановление его было совершено Манассией только лишь во второй половине его царствования ( 2Пар.33:15,16 ), а равно в) объявление пророка о том, что нашествие халдеев есть событие и невероятное и вместе такое, до которого имели дожить еще сами первоначальные слушатели проповеди Аввакума (во дни ваши 1, 5), так как от упомянутого года до первого нашествия халдеев (604) прошло 40 лет, – время не слишком малое для того, чтобы считать событие невероятным, и не слишком большое для того, чтобы нельзя было дожить до него. Пережил ли пророк разрушение Иерусалима, достоверно неизвестно. По некоторому преданию 16 , он в страхе от Навуходоносора, когда тот шел на Иерусалим, убежал в Остракину – город на границах Египта, Аравии и Палестины 17 . История о Виле и драконе упоминает об Аввакуме, чудесно напитавшем Даниила при Дарие Мидянине ( Дан.14:33 ); но, по причине значительного промежутка времени, отделяющего последнее событие от писателя пророческой книги, эти лица обыкновенно не отождествляют 18 , а различают 19 . Гроб пророка показывали во времена Евсевия при Келе или Киле в Палестине в колене Иудином, в 8-ми милях от Елевферополя 20 . При Феодосии, по свидетельству Созомена , были открыты здесь его мощи 21 . Память св. Аввакума 2-го декабря. III. Предмет книги, состав и единство ее I. Предмет Божественного откровения и значение его для иудеев пророк обозначает – а) в конце книги, с надлежащей полнотой и обстоятельностью, где высказывается такая мысль (если выразить ее без вводных объяснительных и дополнительных положений): «услышал я, и вострепетало сердце мое, …но буду спокоен в день бедствия, когда на народ восстанет ополчающийся против него; …радуюсь в Боге спасения моего» (3, 16–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Стих 16 φυλαξμην, α πτοϑη οιλι μου. π φωνς ποευχς χειλων μου, α ελϑεν τμος ες τ τ μου, α ποτωϑν μου ταχϑη ξις μου. ναπαομαι ν μ ϑλψεως το ναβναι ες λαν παοιας. Сохранихся u убояся сердце мое от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя: почию в день скорби моея да взыду в люди пришельствия моего. Пророк заканчивает свою также страхом и ужасом пред грядущими событиями (ст. 16), как в печальном трепете и начал ее (ст. 2), страхом пред тяжелыми испытаниями родной страны и народа в будущем. И его выражения печального настроения тем ярче выступают, что они оттеняются спокойным, торжественным тоном предшествующих стихов (1315). Но в этих же предшествующих стихах есть основания для печали пророка. Стих 14-й ожидает бедствий скорого нашествия халдеев, а эти бедствия изображены весьма темными красками во всём ответе Господа пророку ( Авв. 1:511 ), и пророк чувствовал всю тяжесть их ( Авв. 1:1217 ). И в спокойной душе пророка с его примирёнными, разрешёнными сомненьями, жалобами и сетованиями проходит мысль о грозящем испытании хищническим нашествием халдеев. Так психологически по­нятно возникает в настроении пророка борьба мотивов. Эту внутреннюю борьбу и передаёт заключение молитвы – песни пророка Аввакума, борьбу, в которой мы видим пророка, как человека скорбящего, мятущегося, устрашенного будущим бедствием, но в то же время великого духом, ибо свою печаль, смущение и страх он преодолевает крепким величием своей благоговейной веры. Содержание (ср. ст. 2) определяется по его результату. – очевидно, весть, которую услышал пророк, весьма печальная. Нам, конечно, недостаточно по­нятно это состояние пророка, потому что мы его не пере­жили, но во всяком случае анализ терминов, изображающих его, показывает, что внутренние страдания про­рока были весьма мучительны и его вере предстояло серь­езное испытание, синоним , и означает по ха­рактеру своего первоначального значения (живот, желудок, внутренности – Песн. 7:3 ; Иона 20:25 ) внутреннюю, интимную сторону душевной жизни, тайники души (Пр. 22:18; 20:27); далее, душу, как седалище внутренней активно­сти вообще и в частности интеллектуальной жизни, ощущений, страстей, впечатлений – ( Пс. 30:10 ; Иов 15:35 ); с глаголом (дрожать, шевелиться, рушиться) это слово означает волнение, тревогу, беспокойство, смущение. Всё в душе моей, такова мысль пророка, до самых глубин её взволновалось, пришло в страшное смущение и трепет.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

R. Driver. Einleitung in die Litteratur des Alten Testaments, übersetzt... von J. W. Rothstein. Berlin. 1896. S. R. Driver. The minor Prophets, vol. H. (В серии The Century Bible). Edinburgh. 1906. Duhm B. Die Theologie der Propheten, als Grundlage für die innere Entwicklungsgeschichte der israelitischen Religion. Bonn. 1875. Duhm B. Das Buck Habakuk. Text, Übersetzung und Erklärung. Tubingen. 1906. Duhm B. Die zwlf Propheten. Tübingen. 1910. F. W. Farrar. The Minor Prophets. (Ряд маленьких популярных этюдов в Expositor, 1902, 4). W. Gesenius’ Hebräische Grammatik völlig umgearbeitet von E. Kautzsch. 28-te Auflage. Leipzig. 1909. W. Gesenius’ Hebräische und Aramäisches Handwörterbuch über das Alte Testament in Verbindung Prof. Dr. H. Zimmern, Prof. W. Max Müller u. Dr. O. Weber, bearbeitet von Dr. Fr. Buhl. 15-te Auflage. Leipzig. 1905 (=Gesenius15). Girdlestone R. B. Synonyms of the Old Testament. London. 1897. Guthe H. Geschichte des Volkes Israel. Zweite Auflage. Tübingen. 1904. H. A. Hamaker. Commentatio in libellum de vita et morte prophetarum, qui graece circumferlur... Amstelodami. MDCCCXXXII. Dr. Otto Happel. Das Buch des Propheten Habackuk. Würzburg. 1900. J. Hastings. A Dictionary of the Bible. Edinburgh and New-York. 18981902. E. Hatch and H. Redpath. A concordance to the Septuagint and the other greek Versions of the old Testament. Oxford. MDCCCXCVII. R. Helbing. Grammatik der Septuaginta. Laut-und Wortlehre. Göttingen. 1907. M. Hirsch. Die zwölf Propheten, übersetzt und erläutert... Frankfurt a. M. 1900. Hitzig. F. Die zwölf kleinen Propheten. Leipzig. 1881. (4te Auflage). Священник А. А. Глаголев . Книга пророка Аввакума – в «Толковой Библии » (изд. журн. «Странник»), том седьмой. Петербург. 1910. Проф. Н. Н. Глубоковский . Хронология Ветхого и Нового Завета (по Кэртису и Тэрнеру) – в «Трудах Киевской Духовной Академии», 1910, 6. М. Г. (проф. Голубев). Книга пророка Аввакума. «Христианское Чтение». 1867 года, часть 2. Этот труд не окончен. Анализ книги, которым он заключается, оставлен на второй главе, книги пророка Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010